Введение к работе
Актуальность. Б начале XX века в России появились исследования по проблемам связей физической культуры с культурой общества (ЭдварС, 1910; Тарасенко. 1922; Радин Е., 1924).
В двадцатых годах выходят первые советские работы по теории физической культуры (Крадман Д.А., 1924; Зикмунд А.А., 1926).-Однако впоследствии стала развиваться теория физического воспитания, которая выдавалась за теорию физической культуры.
В 1960-1970-х гг. в недрах советской теории физического'воспитания вновь возровдагатся предпосылки для формирования теории физической культуры.
В последнее десятилетие (1980-1990 гг.) она была уже еклю-чена в учебные планы советских институтов физической культуры.
В работах советских ученых впервые были заложены методологические основы, которые позволяли определить связи физической культуры с общей культурой на основе концепции современной теории культуры, теории деятельности и потребности (Выдрин В.М.. 1969-1973. 1979-1962. 1989. 1990; Лукин Б.М.. 1970; ДемечзрГ.С, 1975; Решетнева Г.А.. 1974, 1975; Переверзин И.Н.. 1974; Столяров В.И.. 1974; Пономарев Н.И.. 1974. 1977. 1986. 1989; Пономарев Н.А.. 1973. 1975, 1973; Евстафьев Б.В.. 1979, 1980. 1989; и др.). Эти авторы в той или иной степени едины в том. что они считают физическую культуру составной частью общей культуры человечества или равноправным видом культуры.
2.
Органической частью мировой теории физической культуры должна быть современная наука о физической культуре Вьетнама, которая должна разрабатываться и развязаться на основе современных кон-цещий теории культуры и опыта развития советской теории физической культуры.
Вместе с тем можно констатировать, что во Вьетнаме пока еще, нет ни одной работы, которая била бы посвящена культуроведчаскяы аспектам теории физической культуры. Поэтому одной из главных проблем развития физической культуры в стране являвтся исследования связи физической культуры с развитием культуры вьетнамского народа, образованием нация.
В исторических документах, а также и в современных материалах Вьетнама, содержится обширная я мало исследованная информация не только о культуре и образовании, но и о деятельности в области физической культуры в различные периоды исторического развития страны. Например, такая информация содержится .в работе "Древние семейные наставления", в многочисленных документах эпохи феодализма.
Весьма актуальний является разработка теоретических основ физической культуры Вьетнама на основе современной теории культуры,, на основе учения вьетнамских ф.илософоЕ, медиков, национальных традиций. Создание и развитие культуровецческих основ теории физической культуры позволит более правильно определить пути развития физической культуры Вьетнама в XXI веке.
Гипотеза. Настоящее исследование исходит из предположения о том, что современные концепши теории культуры представляют собоі методологическую базу, на которой в настоящее время моеєт осуществляться разработка и далънейяее развитие теории и практики сТ^и-
что зической культуры. Предполагается такке.Е процессе исследования
можно обнаружить ноенє факты и сдзлэть вакцые обобщения и выводы
по проблемам развития физической культуры во Вьетнаме, связанные со спецификой его исторического развития, климатэ-географи-ческими условиями, традициями, обычаями, обрядами, бытом.
Можно предположить, что правильно понять пронесен возникновения и развития физической культура Вьетнама возможно, только опираясь на современные концепции теории потребности и деятельности, учитывая особенности возникновения и развития национальной традиционной культуры.
Раскрытие взаимных связей культуры вьетнамского народа и его физической культуры будет способствовать усилению влияния последней в развитии уровня общей культуры, образования.. Это монет объективно содействовать также более быстрому и эффективному развитию социально-экономических основ страны.
Объектом настоящего исследования является физическая культура как вид культуры Вьетнама.
Предметом исследования являются кульгуровадческие основы теории физической культуры ЕО Вьетнаме как еидэ национальной культуры вьетнамского народа, исследование ее взаимосвязей с вьетнамской философией, медициной, образованием, литературой и искусством.
Цель работы: Разработать культуроведческие основы теории (изической культуры как вида культуры вьетнамского народа, исходя из концепций современной теории культуры, теории деятельности и теории потребности.
Задачи исс ледования:
- Первая группа задач:
I. Проанализировать и обобщить взгляды в области физической культуры на различных этапах развития вьетнамской нации.
2. Раскрыть связи физической культуры с бытом, обычаями, традициями, трудом, военным делом к показать особенности развития содерішния. структуры, формы физической культуры вьетнамской нации.
S. Показать роль древней вьетнамской философии и медицины в развитии самобытных народных форм и содержания физической культуры.
- Бюрая группа задач:
-
Изучить связь современной теории культури с развитием теории физической культуры в СССР и в других странах мира.
-
Раскрыть культурные ценности физической культуры в процессе создания и развития современной культуры Вьетнама.
-
Показать роль и значение потребностей человека в двигательной деятельности в качестве стимула занятий физическими упражнениями.
Мет^ды_иселедованйя: Для реализации поставленных.задач в процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:
-
Теоретический анализ и обобщение литературы, документов и фольклорных материалов.
-
Ксгорико-логический' метод.
-
Системный подход.
-
Формализация.
Метод теоретического анализа и обобщения, используемый в процессе работы, позволил обобщить информацию, содержащуюся в различных источниках, показать противоречия в концепциях различных авторов по рассматриваемой проблеме. Он позволил соотнести различные, точки зрения, выяснить степень объективности в оценке таких сложных научных феноменов как культура, физическая культу-
pa, определить их структуру и форда связей, национальные особенности.
Историко-логический, метод в значительной степени помог раскрыть пронесе естественного развития физической культуры вьетнамской нации по мере ее постеленного развития как на основе традиционной культуры и образования, а также на основе современных теоретических концепций и практического опыта. Он позволил раскрыть роль и значение культуры и воспитания вьетнамской нации на протякении многих эпох, связи с политикой, экономикой, культурой/ традицией.
Большое значение в процессе исследования имело изучение трудов культурологов, педагогов, врачей, философов Вьетнама, в которых показан ход исторического развития наши, возникновение и развитие национальных, бытовых и культурных традиций.
Использование системного подхода позволило обнаружить связи между явлениями в процессе развития, рассматривать на протякении длительного времени историю развития культуры и физической культуры, убеждаться в том, что они не выходят из системной связи, их развитие взаимосвязано и взаимообусловлено.
Метод формализации в процессе работы применялся в каждой части анализа материалов истории и теории. Схемы как вид формализации позволяли увидеть структуру связей, предметов и явлений.
Схемы не всегда полностью выражают закономерности многосторонних связен, однако позволяют обнаруживать структурные связи, воздействующие факторы.
Этот метод показывает физическую культуру через ее структуру, содержание и формы связи с обществом, культурой, образованием, философией к восточной медициной.
6 В качестве фольклорных: материалов исследовались произведения народного изобразительного искусства (рисунки, скульптура, резьба по дереву, стихи, легенды).
Новизна насгр_ящ,егэ_йсслцаотаиия заключается в следующем: I. Физическая культура впервые исследована на основе материалов СЕВ в качестве ценности как вида культуры вьетнамской нации.
-
Показаны связи физической культуры вьетнамского народа с философией, медициной, военным делом, искусством, литературой и другими областями деятельности в ходе исторического развития вьетнамской нации.
-
Новим является попытка при исследовании проблем физической культуры в СЕВ использовать теорию деятельности и потребности для обоснования процесса создания и развития теории физической культуры как гуманитарной науки.
-
Разработан структурный аспект физической рекреации в связи с потребностями жизни, быта, военного дела вьетнамской нации.
-
Впервые представлена историческая роль школы "Во" как основы самобытной Физической культуры вьегнамского народа, показаны структура и варианты "Во".
-
Новым является попытка рассмотреть реализацию идеи равновесия (Инь-Ян) на примере школы "Во нят-нам", "Бовина".
-
Впервые обоснована структура традиционной физической культуры вьетнамской наиии в период ее становления.
-Теоретическое значение_работы заключается в том, что в ней на основе исследования исторических и современных процессов развития общей культуры и'физической культуры регаана научная проблема разработки культуроведческих основ теории физической культуры как вида культуры вьетнамского народа. Ото имеет вашав сопи-
ально-культурное и политическое значение для СЕВ. ее культуры и образования, для подготовки специалистов физической культуры и повышения общего культурного уровня вьетнамцев.
Практическое значение. Практическое значение настоящей работы заключается в том, что она раскрывает конкретные современные взаимные связи в развитии вьетнамской культуры и физической культуры Вьетнама, их значение в решении практических задач стратегии социально-экономического развития страны. Практическое значение состоит и в том, что материалы настоящего исследования могут быть использована для подготовки вьетнамских специалистов в области физической культуры, для воспитания вьетнамской молодежи, для пропаганды и агитации, для повышения общего культурного уровня вьетнамцев. Они представляют собой новое научное направление в системе исследований проблем физической культуры и ее теории.
Материалы исследования имеют определенное практическое значение для создания и развития культуроведческих основ теории физической культуры в тех странах мира, в которых ТФК находится в стадии становления. Они способствуют лучшему пониманию культуры Вьетнама и взаимопонимания других народов мира.
Основные положения, выносимые на защиту:
I. Неразработанность кульгуроеєдчєских основ теории физической культуры как вида культуры вьетнамской наши обедняет теорию и практику современной культуры Вьетнама. При разработке этой теории во Вьетнаме необходимо исходить из теории потребности и теории деятельности, широко используя современные концепции теории и историй культуры. Не может быть полноценной теории и истории культуры Вьетнама, если из ее соцеркания исключены информация об одном из ее важнейших видов - физической'культуре.
-
Содержание, структура, формы физической культуры как вида культуры Вьетнама связаны со спецификой вьетнамской культуры и включают в адаптированном виде двигательные действия, отражающие военные, религиозные, бытовые традиции, церемонии и обряды, которые отвечают национальным особенностям народа, его философии, медицины и литературы.
-
Основой традиционной народной физической культуры Вьетнама являлись школы "Во", состязание "Во", система физических рекреаций, виды которых представляют собой значительную культурную ценность, поскольку способствуют интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию ее участников, что в целом сказывается на общем уровне культуры нации.
-
Физическая культура играет существенную роль в стратегии развития культуры, образования, в целом развития вьетнамского народа. Поэтому в интересах дальнейшего ее развития в стране необходимо совершенствование ее теории в соответствии с характером, традициями и потребностями общества.
Структура и объем. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 265 с. машинописного текста, включая 12 рисунков. Список литературы насчитывает 231 источника на русском и 162 на иностранных языках. В приложении содержится 59 рисунков.