Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования творчества в спорте 8
1.1. Состояние исследований творчества в различных видах человеческой деятельности 8
1.2. Творческий процесс и его особенности в спортивно-педагогической практике 19
1.3. Социально-психологические особенности творческой личности и методы ее изучения 32
1.4. Условия развития творческой личности в педагогическом процессе 39
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Исследовательская база 48
2.3. Методы исследования 49
ГЛАВА 3. Творческий потенциал и его реализация у субъектов спортивно-педагогического процесса 68
3.1. Творческие качества личности тренера 68
3.2. Творческие качества личности спортсмена 77
3.3. Сравнительный анализ творческих качеств тренеров и спортсменов 82
ГЛАВА 4. Педагогический эксперимент по развитию творческих качеств субъектов спортивно-педагогического процесса 85
4.1. Пути развития творческого потенциала спортсменов 85
4.2. Пути развития творческого потенциала тренеров и будущих тренеров (студентов высшей физкультурной школы) 90
Выводы 118
Практические рекомендации 120
Список литературы 122
Приложения 140
- Состояние исследований творчества в различных видах человеческой деятельности
- Организация исследования
- Творческие качества личности тренера
- Пути развития творческого потенциала спортсменов
Введение к работе
Актуальность. Творчеству как одному из важнейших компонентов человеческой деятельности отводится первостепенная роль в различных социально значимых сферах общественной жизни. К настоящему времени немало внимания уделено анализу художественного, научно-технического, интеллектуального творчества. Проявляется интерес к творчеству педагогов. Однако сфера спорта, включая спортивно-педагогический процесс в качестве его сущностного звена, освещается с позиций творчества в единичных работах. Длительное время спортивным педагогам предлагались «лишь самые общие ориентиры в их восхождении к творчеству» (А. А. Деркач, А.А. Исаев, 1982).
Современный подход к спорту выражается в признании его «эвристически-достиженческой ценности» и понимании спорта как особого типа творческой поисковой деятельности (Л.И. Лубышева, 1999). Творчество как духовно-практическая деятельность выливается в конечном итоге в высокие спортивные результаты и достижения, а также стимулирует дальнейшее развитие физических и духовных качеств участников физкультурно-спортивной деятельности. Этим обусловлены попытки целенаправленного развития творчества в физкультурно-спортивной сфере, включая вузовскую подготовку специалистов по ФК и С, что нашло отражение в ряде исследований (Э.Л. Торунова, 1987; B.C. Топчиян, А.А. Сучилин, 1988; М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева, 1993; И.В. Попов, 1994; Г.И. Хозяинов, Н.И. Назаркина, 1996; С.Д. Неверкович, Г. Варданян, 1998; Е.Д. Никитина, В.Г. Баданин, 1998; И.П. Андриади, 1999; Пашкова, 1999; С.Н. Бегидова, 2001 и др.).
Творчество в спортивной сфере, в первую очередь тренера, анализируется в специальных работах на высоком уровне обобщения, как правило, безотносительно к особенностям конкретного вида спорта.
Творчество спортсменов, а также творческая специфика видов спорта отражаются в публикациях, главным образом, по таким видам спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, т.е. так называемым технико-эстетическим видам спорта, в своих высших проявлениях близким к искусству (Г. Попова, Р.Замдыханов, 1999; Н. Шейнина, 2000). В результате распространяется представление, различающее «творческие» и «нетворческие» виды спорта, и, вместе с тем, выдвигается нерешенная проблема сущности творчества в спорте и его специфики в различных видах спортивной деятельности.
Специфика спортивного творчества в педагогическом процессе определяется тем, что оно является слагаемым из творчества тренера и спортсмена, вследствие чего создается противоречие между односторонним исследованием творчества спортивного педагога и определением путей его развития, с одной стороны, и субъект-субъектобъектной сущностью педагогического процесса — с другой. В результате не выявленными остаются приоритетность и взаимосвязь творческого вклада субъектов спортивной деятельности в ее результативность. Названные противоречия и их нерешенность снижают возможности адекватного понимания творческих процессов и управления их развитием у тренеров и спортсменов.
Цель работы - углубление понимания творческих процессов в спорте и определение педагогически целесообразных путей его развития в спортивно-педагогической деятельности тренеров и спортсменов.
Объект исследования - личность и деятельность тренеров и спортсменов как субъектов спортивно-педагогического процесса.
Предмет исследования - творческий потенциал, его реализация и совершенствование у тренеров и спортсменов.
Гипотезой работы служило предположение о том, что выявление творческого потенциала и особенностей его реализации у обоих субъектов
спортивно-педагогического процесса позволяет определить эффективные педагогические условия развития творчества, значимого в совместной деятельности тренера и спортсмена. Задачи:
Рассмотреть сущность творчества и установить его особенности в спортивно-педагогическом процессе.
Выявить методики изучения творчества, адекватные деятельности и личности тренеров и спортсменов.
Определить творческий потенциал и степень его реализации у тренеров и спортсменов.
Разработать рекомендации по развитию творческих качеств личности тренера и спортсмена.
Методологическую основу исследования составляют положения теории творчества, развиваемые в работах Б.С. Мейлаха, Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, Н.В. Рождественской, Н.Ф. Вишняковой и др., в которых определяется детерминированность процессов творчества и целесообразность их изучения на основе общенаучной методологии; подчеркивается важность соединения методологии с методикой, вооружающей исследователя способами и приемами практического познания компонентов творчества, к которым исследователи относят самого субъекта, процесс и результат творчества, познаваемые, с позиций современных специалистов, на основе объективных методов. Теория отражения, являясь методологической базой исследования проблем творчества, ориентирует исследователя на восприятие индивидуального осмысления творчества и творческих качеств своей личности самими субъектами творческой деятельности как источника познания предмета исследования.
В понимании сущности творчества и содержания творческого потенциала личности также целесообразно руководствоваться теорией
отражения, в том числе идеей опережающего отражения как механизма выдвижения гипотез на сверхсознательном уровне, представляющего собой необходимое звено творческого процесса и детерминирующего качества творческой личности.
Теоретическое значение диссертации обусловлено новизной полученных результатов, что выражается в обобщении и систематизации научных подходов и данных, полученных на предшествующих этапах отраслевого изучения проблем творчества. В научный обиход теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки вводятся различающиеся понятия творческого потенциала и его реализации применительно к личности тренера и спортсмена. Представлены сведения, характеризующие их творческие особенности в количественном выражении, соотнесенные с видом спорта, педагогическим статусом, спортивной квалификацией и возрастом.
Предложена технология развития творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса, разработанная с учетом результатов и применением объективных методов выявления творческих особенностей личности тренеров и спортсменов.
Практическое значение работы определяется тем, что материалы исследования внедрены в содержание физкультурного образования в виде нового блока знаний, обозначенного в Государственном образовательном стандарте как педагогическое творчество в спорте. Диссертационные материалы используются в системе повышения квалификации, вузовской подготовки специалистов ФК и С и применяются как средство творческого развития личности спортсмена в спортивно-педагогическом процессе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально-педагогическая деятельность тренера в
спортивно-педагогическом процессе может приобретать творческий
характер высокого уровня развития при условии такого взаимодействия со
спортсменом, которое выражается понятием сотворчество.
Уровень развития творческого потенциала тренеров и спортсменов проявляется в интегральном показателе так называемой креативности личности, отражающей степень развития у субъектов спортивно-педагогического процесса необходимых в творческой деятельности социально-психологических качеств, которыми являются творческое отношение к профессии, творческое мышление, интуиция, эмоциональность и эмпатия, любознательность, оригинальность, воображение.
Целенаправленное развитие творческого потенциала тренеров и спортсменов предполагает формирование у них, помимо специальных знаний и умений, особого восприятия и понимания спортивно-педагогического процесса как внутренней духовной деятельности, направленной на самовыражение и самореализацию в условиях решения спортивно-двигательных задач.
Состояние исследований творчества в различных видах человеческой деятельности
Вопросы творчества в отечественной науке рассматривались в первую очередь относительно художественных произведений и их авторов [2, 17, 33, 67, 114, 117, 153, 154, 155, 166, 170 и др.]. Наибольший интерес исследователей вызывало творчество писателей и только затем композиторов, актеров, художников. Еще позже объектом исследований становятся режиссерское творчество, творческие процессы в кино.
Первые попытки осмыслить педагогический процесс как творчество были сделаны П. К. Энгельмейером в начале XX века [200]. К вопросам взаимосвязи общей и театральной педагогики обращался А.С. Макаренко, который анализировал коллективное творчество и предлагал начинающим педагогам этюдные работы, необходимые в подготовке актера, сближая педагогическое и актерское творчество [109]. Педагогическому творчеству посвящены в различные годы публикации В.И. Загвязинского (1987, 1988), В.А. Кан-Калика (1976, 1989, 1990), Ю.Н. Кулюткина (1986), Л.М. Лузиной(1986), Н.Д. Никандрова (1990), М.М. Поташника (1987), А.Л. Яковлева (1987) и др. [53,82,86,97,110].
К общим вопросам творчества обращались крупнейшие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский [48,49,50], С.Л. Рубинштейн [157], Б.М. Теплов [180], А.Н. Леонтьев [101]. Значительный вклад в разработку проблем творчества внесли психологи Д.Б. Богоявленская [30,133] А.В. Брушлинский [35], В.Н. Пушкин [149], Я.А. Пономарев [139, 140, 141], П.В. Симонов [165, 166]. Постоянным объектом исследований отечественных авторов было научно-техническое творчество [6, 7, 16, 52, 63, 71, 100, 119 и др.]. Заметные успехи достигнуты в понимании интеллектуального творчества, его этапов, уровней, барьеров [27, 28, 30, 38, 39, 43, 51, 64, 79, 112, 179 и ДР-] Методологическое значение для анализа проблем творчества в спорте имеют исследования Б.С. Мейлаха, который, осмысливая художественное творчество, освещает методологические подходы к его изучению. В частности, им указывается, что в 80-е годы прошедшего столетия в отечественной психологии сложилось положение замалчивания проблем художественного творчества. Причину этого он и другие специалисты видят в пережитках старых, идущих от вульгарных социологов представлений о том, что психология художественного творчества не может быть наукой в связи с принципиальной нераскрываемостью «тайников» творчества [85]. Вторая причина невнимания к развитию научной области «психология творчества» в указанный период обусловлена тем, что эта область длительное время развивалась на основе субъективно-идеалистических представлений, согласно которым познание процессов творчества невозможно объективными методами [115].
Теория непознаваемости творческого акта постепенно опровергалась исследователями, например в [17]. Считают установленным, что процессы художественного творчества детерминированы и науку о психологии художественного творчества следует развивать «на основе общей методологии диалектического и исторического материализма». Указывая на слабую разработку методологии научных исследований творчества, подчеркивают важность соединения методологии с методикой, т.к. умозрительная методология не вооружает исследователя способами, приемами, которые он мог бы применить практически в своей работе. С этих позиций рассматривается известная книга Л.С. Выготского «Психология искусства», в целом отличающаяся богатством мыслей и ценных наблюдений, справедливой критикой субъективизма в анализе творчества. Однако с методологической точки зрения, по мнению [115], в ней имеется некоторое несоответствие современным представлениям. Так, Л.С. Выготский изолирует результат творчества от процессов создания и восприятия, предлагая «изучать чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю» и конструировать процесс творчества на основе исследования структуры произведения. Таким образом, в этом исследовании не ставится вопрос об изучении творческой личности автора и процесса создания произведения и отсюда, не рассматривается динамика и фазы творческого процесса.
Как новый шаг в методологии изучения процессов творчества оценивалась в 80-е гг. постановка вопроса о связи психологии творчества с диалектико-материалистической теорией отражения [там же]. На основе принципов отражения в сознании творческой личности действительности интерпретировались высказывания самих писателей о соотношении внутренней логики художественного творчества с логикой познания жизни, о критериях художественной правды, о роли воображения, о вдохновении, чему посвящена работа [114], впервые напечатанная в 1933 году. Собственно методологические задачи в этой книге специально не рассматривались и представленный автором процесс творчества носил преимущественно описательный характер. Анализ взаимосвязи теории отражения и творчества представлен в специальной монографии, опубликованной в 70-е годы [93].
Организация исследования
Исследовательская работа проводилась в 1998-2001 гг. На первом этапе, 1998-1999 гг., изучалась литература по выбранной теме, было подготовлено обоснование темы, разработаны цель, гипотеза и задачи исследования, определены объект, предмет, отобраны исследовательские методы, спланирован эксперимент.
На втором этапе, 1999-2000 гг., была определена исследовательская база и проводился сбор экспериментальных данных, их обработка и осмысление. Продолжалось изучение специальной литературы, были сделаны публикации.
Третий этап, 2000-2001 гг., заключался в окончательном письменном оформлении результатов исследования в виде диссертации, изложении результатов в публикациях, докладах, внедрении в учебный процесс образовательных учреждений.
Сбор фактических данных и внедрение практических рекомендаций, других результатов исследования осуществлялись в специализированных вузах, детско-юношеских спортивных школах г. Москвы, а также в Учебно-методическом центре повышения квалификации при Москомспорте в системе МГФСО. Обследовались студенты и слушатели ФПК Московской государственной академии физической культуры (МГАФК). Привлекались к исследованию студенты Педагогического института физической культуры (ПИФК) при Московском городском педагогическом университете (МГЛУ).
Участвовали в исследовании студенты Новомосковского филиала МГАФК. Приняли участие в исследовании директора, методисты, тренеры спортивных школ г. Москвы.
В диссертации используются следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, метод беседы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности, экспертная оценка, графический метод, педагогический эксперимент, методы математико-статистической обработки данных.
Анализ и обобщение литературных источников. Рассматривалась научная литература, созданная отечественными учеными, по философским и общепсихологическим проблемам творчества. Изучались философские, психологические и педагогические публикации, посвященные различным видам творческой деятельности -художественной, научно-технической, педагогической, спортивной.
Также было уделено внимание опыту изучения и развития творчества в трудах зарубежных авторов.
Метод беседы. Беседы проводились с тренерами, преподавателями вузов и факультетов ФК в индивидуальной и групповой форме. В беседах приняли участие 32 специалиста. Содержание первой беседы было посвящено выявлению проблем спортивного творчества применительно к тренерам и спортсменам. В связи с указанной темой был опрошен 21 специалист, по результатам беседы составлена анкета, использовавшаяся на последующих этапах исследования.
Вторая беседа состояла в обсуждении полученных данных об уровне креативности тренеров и спортсменов и характере их интерпретации. В беседе по данной теме приняли участие 12 специалистов. Третья беседа была связана с содержанием эксперимента по развитию творческого потенциала спортсменов и будущих тренеров-студентов вуза ФК. По данной проблеме в беседе участвовали 26 преподавателей физкультурного вуза и 17 тренеров экспериментальной группы.
Анкетирование. Анкетирование использовалось в рамках констатирующего и преобразующего экспериментов. Вопросы анкеты разрабатывались на основе изученной литературы и мнения опрошенных нами специалистов сферы ФК и С. Формулировки вопросов анкеты приводятся ниже.Вопросы анкеты: 1. Каковы основания для разделения видов спорта на творческие и нетворческие (менее творческие)? 2. В чем проявляется связь между творческими способностями тренера и спортивными достижениями его воспитанников? 3. Какие качества характерны для творчески работающего тренера? 4. Как доказать различие или тождественность выражений «эстетически выразительный» и «художественно выразительный» вид спорта? 5. Какие виды спорта можно отнести к эстетически выразительным или художественно выразительным? 6. Что Вам известно (или что Вы думаете) об этапах творческого процесса или его структурных элементах? 7. Каковы наиболее заметные признаки в работе (или личности) творчески работающего тренера в вашем виде спорта? А у спортсмена? 8. Можно ли обучать творчеству (тренеров? спортсменов?) и как это делать, в каких условиях? 9. Что важнее для результативности спортсменов: творческие способности его самого или тренера?
Творческие качества личности тренера
Применение теста «Креативность» позволило установить для всех обследованных тренеров психологические профили креативности, каждый из которых отражает уровень развития у конкретного тренера наиболее существенных в творческой деятельности качеств личности, таких как: 1) творческое отношение к профессии, 2) любознательность, 3) интуиция, 4) творческое мышление, 5) эмоциональность и эмпатия, 6) оригинальность, 7) воображение.
Показатель чувства юмора у тренера также включен в индивидуальный психологический профиль креативности. Однако в связи с его неясной значимостью для творческой деятельности (как это указывается авторами методики), он не учитывался при расчете обобщенного индивидуального показателя реальной креативности тренера (КИР) и обобщенного индивидуального показателя потенциальной креативности тренера (КИП).
В группе тренеров-студентов нами было установлено, что показатели индивидуальной реальной креативности колеблются от 11,8 до 21,0 баллов, а показатели индивидуальной потенциальной креативности -от 14,0 до 24,0 баллов.
Сравнение кривых КИР и КИП на рис.1 позволяет заключить, что реальная креативность у тренеров в целом заметно ниже, чем их потенциальная креативность. Такое соотношение является благоприятным фактором для специально организованного, целенаправленного развития у тренеров данной группы творческих качеств личности. Это относится в первую очередь к развитию творческих качеств в профессиональной деятельности.
Показатели потенциальной и реальной креативности в отдельных случаях оказались весьма близкими. Таких случаев наблюдается около 10%. Иногда потенциальная креативность оказывается ниже реальной (10% случаев) (рис.2).
Близость, практическое совпадение показателей реальной и потенциальной креативности выражает высокую самооценку и создает трудности в целенаправленном совершенствовании творческих качеств тренера, т.е. требует применения особых педагогических «подходов» к тренерам с подобной завышенной самооценкой.
Более низкие показатели потенциальной креативности по сравнению с реальной, наоборот, являются свидетельством «заниженной» самооценки тренеров и непонимания положительной роли измеряемых качеств в творческом развитии личности. «Заниженная» самооценка также предполагает особые педагогические «подходы», но отличающиеся от тех, которые следует применять в формировании творческих качеств личности у тренеров, завышено оценивающих свою личность и деятельность.
Дальнейшее исследование у большего числа тренеров показателей реальной и потенциальной креативности подтвердило выявленную тенденцию более высоких значений у тренеров показателей КИП по сравнению с КИР. В целом это доказывает наличие перспектив творческого развития тренеров и сформировавшихся предпосылок такого развития у большей их части.
Реальная и потенциальная креативность по-разному выражена у тренеров в зависимости от возраста (табл. 3).
Всего было рассмотрено шесть возрастных групп тренеров, первая из которых (17-20 лет) включает студентов дневного отделения вузов ФК, работающих тренерами и имеющих тренерский стаж в основном до года -82% и два года - 18%. Возраст половины из них составляет 18 лет, семнадцатилетних в группе - 32%, 19 лет - 14% и 20 лет - 4%. Мужчины и женщины представлены в группе поровну. Высокое спортивное мастерство отличает 46% тренеров-студентов, среднее - 36% и низкое - 18%. В этой группе отмечается большое разнообразие избранных видов спорта: волейбол (17%), баскетбол (14%), футбол, борьба, спортивная гимнастика (по 8%), водное поло, спортивные танцы, синхронное плавание, прыжки в воду, легкая атлетика, лыжные гонки, тяжелая атлетика, акробатика, художественная гимнастика (по 5%).
Вторая группа тренеров (21—30 лет) состоит из более опытных специалистов: тренерский стаж 10 лет у 14%, 8 лет — у 36%, 6 лет - у 14%, 5 лет - у 35%) и 4 года - у 1%. Мужчин в группе 71%, женщин - 29%. Высокое спортивное мастерство характеризует 86% тренеров, среднее и низкое - по 7% . Виды спорта, как и в предыдущей группе, достаточно разнообразны: дзюдо (43%), настольный теннис (22%), баскетбол, художественная гимнастика, бокс, синхронное плавание, фехтование (по 7%).
В третью группу (31 - 40 лет) входят тренеры со значительным стажем тренерской работы: от 16 до 23 лет (40%), 11-15 лет (30%), 8-10 лет (20%) и с небольшим стажем - от 1 до 4-х лет - 10%. Число мужчин и женщин в группе примерно равное, соответственно 52 и 48 процентов. Спортивное мастерство тренеров несколько улучшилось по сравнению со второй группой: высокое - у 81% и среднее - у 19%. Низкие разряды отсутствуют. Виды спорта представлены примерно те же, что и в предыдущей возрастной группе, а именно: дзюдо (20%), настольный теннис (17%), бокс, художественная гимнастика, лыжные гонки (по 13%), фехтование (6%) и гандбол, горные лыжи, баскетбол, синхронное плавание, лыжное двоеборье, волейбол (по 3%).
Пути развития творческого потенциала спортсменов
Разработка педагогической технологии, востребованной в спортивной практике, помогает тренеру осуществлять «технологический подход», т.к. технология регулирует его педагогическую деятельность, благодаря следующим функциям педагогической технологии: - стремлению к четкому выделению процессуальных характеристик І системы развития творческого потенциала спортсменов; - выработке эталонов уровня развития творческого потенциала спортсменов, на которые тренер ориентирует воспитанника и свою педагогическую развивающую деятельность; - описанию педагогических средств, методов и форм, предназначенных для использования в рамках конкретной методики по развитию творческого потенциала воспитанников в спортивно-тренировочном процессе; - определению путей органичного соединения методики развития творческого потенциала с установившейся у тренера системой подготовки спортсменов. При разработке технологии развития творческого потенциала спортсменов мы исходили из сущности творческого процесса, осуществляемого в спортивной практике, и . особенностей творческой личности. Разработанная технология адресована в первую очередь субъектам спортивно-тренировочного процесса в спортивных играх. Творчество в спортивно-педагогическом процессе реализуется как сотворчество при ведущей роли тренера в качестве его организатора, заинтересованного в развитии творческого потенциала спортсмена. Сотворчество протекает как взаимодействие тренера и спортсмена, организуемое на основе общности целей и согласованного решения спортивно-двигательных задач. В процессе развития творческого потенциала необходима ориентация на фазы творческого процесса: Первая фаза - спортсмен накапливает информационную базу данных в соответствии с замыслом задачи, сформировавшейся в совместном поиске с тренером. Происходит процесс погружения в задачу, ее эмоциональное окрашивание. Состояние спортсмена на этом этапе с психологических позиций характеризуется как напряженное: эмоциональная сфера сигнализирует о нерешенности возникшей проблемы. Большое значение на этом этапе имеет обсуждение волнующих вопросов в связи с решаемой задачей, опробование вариантов решения спортивно-двигательной задачи в наглядно-действенной форме. В этот период возможны ложные озарения, кратковременная радость близкого открытия (решения задачи) чередуется с разочарованием и потерей надежды. Вторая фаза - сознательный уход от решения задачи, переключение внимания на другие вопросы, связанные со спортивно-тренировочным процессом, другими сферами жизнедеятельности. Третья фаза - инсайт (озарение, ага-решение). Проявляется в неожиданном, одномоментном осознании искомого решения (двигательно-технической, технико-тактической или другой задачи). Четвертая фаза - проверка в практике, обоснование, разъяснение механизма практического осуществления найденного решения в связи с техникой, тактикой, содержанием тренировки, обсуждение, демонстрирование в спортивной практике. Тренеру, поставившему целью развитие творческого потенциала спортсменов, следует предусмотреть в организации спортивно-тренировочных занятий обеспечение следующих процессов: раскрытие сущности творчества, его роли в жизнедеятельности общества как механизма прогрессивных изменений, в том числе в истории развития избранного вида спорта; разъяснение значения творческих устремлений для личности, влияния творчества на богатство переживаний, духовного развития спортсмена, рост самоуважения и положительное отношение к творческой личности окружающих (игроков команды, тренеров, болельщиков, семьи и т.д.); выявление соотношения игровой дисциплины и творческих проявлений спортсменов; разъяснение значения эстетического отношения спортсмена к спортивно-игровой деятельности, установление взаимосвязи творческого и эстетического в действиях спортсменов в различных видах спорта и в избранном виде; оценивание тренером качества игры спортсменов и обучение их самоанализу игровых ситуаций с позиций творчества; разъяснение и требование красивого, эстетичного выполнения технико-тактических действий; разъяснение спортсменам содержания эстетических категорий как проявления творческо-эстетического компонента личности и действий спортсмена (рекомендуется использование в качестве дидактического материала подготовленной нами по этой проблеме таблицы); выявление проблем спортивной деятельности, формирование задачи, совместный поиск спортсмена с тренером и игроками команды ее решения; самостоятельный подбор упражнений на развитие творческих личностных факторов (способностей): 1) воображения, 2) интуиции, 3) оригинальности, 4) любознательности, 5) эмпатии; диагностика уровня и особенностей творческого развития спортсменов с помощью теста «Креативность», сравнение полученных результатов с данными нашего исследования; психорегулирующая тренировка и аутотренинг как настройка на творческую игру, обеспечивающие стремление и интерес к игровой деятельности, проявлению виртуозности, ожидание «чувства мяча», «чувство партнеров по игре, соперников», ясности мысли, четкости и быстроты действий, игрового вдохновения;