Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки Коджаспиров, Юрий Георгиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коджаспиров, Юрий Георгиевич. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04.- Москва, 1993.- 48 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Для успешного выполнения частых, [олжительных и напряженных психофизических нагрузок, свойствен-современному спорту, необходимо прежде всего положительное от-ікие к повседневной тренировочной работе. Чем больше приятных [ений получают спортсмены во время тренировочных занятий, тем te они выполняют предлагаемые им задания, тем выше привлекате-сть, активность и результативность проводишх занятий. К сожа-ю, в спортивной науке долгое время не обращали серьезного вни-я на эту ключевую проблем активации деятельности и потому не ли довооружить практиков надежными, научно обоснованными мето-

трекировки с удовольствием.

Злободневная задача ЧШ и психологии спорта - опираясь на по-тельные эмоции, оптимизировать условия спортивных занятий та-образом, чтобы занимающиеся могли выполнять предлагаемые им узки на фоне удовольствия, а не многократно участившихся в пониє годы волевых перенапряжений с длинным шлейфоы негативных едствий: психическое истощение, быстрая утомляемость, снижение ировочной активности и роста спортивных результатов, большой в занимающихся и т.д. (Л.Д.Гиссен, Г.Д.Горбунов, Е.П.Ильин, Родионов, М.И.Станкин, В.М.Иельников и Л.Т.Ямпольский и др.).

Надо найти простые и убедительные принципы приятной активации лняемой деятельности и применить их в спорте. На наш взгляд, л из действенных средств, способствующих решению этой ваадой альной проблемы, может явиться функциональная музыка, призван-деленаправленно стимулировать рабочие функции и психические эяния в ходе физкультурно-спортивных занятий на фоне вызывае-

ею удовольствия.

Учитывая возрастакхцую потребность людей заниматься физкул турой и спортом на фоне удовольствия и общественную необходимо^ в систематизированной, научно обоснованной теории и методике щ кладного применения функциональной музыки в тех видах спорта, і торые в обыденном сознании с музыкой пока не связаны (легкая а' летика, бокс, гребля, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, коньш бежный спорт, тяжелая атлетика и т.п.), мы провели в данном наї равлении 20-летние междисциплинарные теоретические и зкспєримеї тальные исследования и избрали это новое направление спортивної науки темой докторской диссертации.

Цель диссертационной работы заключалась в выявлении и обо щении психофизиологических закономерностей воздействия музыки I функциональное состояние и работоспособность человека в процесс спортивных занятий и в разработке научно-практических основ муг кальной оптимизации деятельности в вышеуказанных видах спорта, также в учебных занятиях по физическому воспитанию в средних оС образовательных школах и вузах.

Объект исследования - физкультурно-спортивные занятия, тра ционно проводимые без использования музыки.

Предмет исследования - процесс оптимизации физкультурно-сп тивных занятий средствами функциональной музыки.

Гипотеза - предполагалось, что путем направленной музыкаль ной стимуляции и регуляции психических состояний, функционально деятельности и двигательной активности занимающихся иозшо сущее венно оптимизировать процесс проведения физкультурно-спортивных занятий, решать их задачи легче, лучше и быстрее, чем обычно.

Задачи исследования. Проблема, объект, предмет, гипотеза и цель исследования потребовали решения ряда взаимосвязанных зада

I. Исследовать не отраженные в современной литературе по ф

сой культуре и спорту исторические достижения человечества в :и музыкальной стимуляции двигательной активности. І. Проанализировать опыт прикладного применения музыки в сов-іом спорте.

3. Изучить функциональные сдвиги, вызываемые музыкой в орга-слушателя.

1. Изучить особенности воздействия музыки на двигательную ак-:ть и проявления силы, быстроты, ловкости и выносливости. 5. Опираясь на современные научные данные и собственные ис-зания, разработать психологические основы музыкальной стиму-рабочей деятельности.

э. Выявить в структуре физкультурко-спортивных занятий наиудобные и целесообразные периоды для музыкальной стимуляции эспособности занимающихся.

7. Разработать педагогические основы оптимизации подготови-эй, основной и заключительной частей типового спортивного за-и учебного занятия по физическому воспитанию в школе и вузе гваий функциональной музыки.

3. Разработать научно обоснованную методику музыкальной про-гики неблагоприятных предстартовых состояний и повышения бое-иости спортсменов перед ответственными соревнованиями. Методологической основой исследования являлась диалектическая пция единства деятельности, сознания и личности; учение об лости, согласно которому она рассматривается как результат ического взаимодействия субъекта со средой и как мера этого эдействия.

Методы исследойания. В целях разностороннего мевдисциплинар-подхода к решению поставленных задач был использован обширный вкс педагогических, психологических, социологических и физио-

- 6 -логических методов исследования, включающий:

  1. Анализ отечественной и зарубежной литературы.

  2. Анкетный опрос.

  3. Беседа.

  4. Педагогические наблюдения.

  5. Пролонгированный педагогический эксперимент.

  6. Определение показателей физической работоспособности.

  7. Определение показателей умственной работоспособности.

  8. Исследование интенсивности и сосредоточенности внимания.

  9. Исследование кратковременной и долговременной памяти.

  1. Анализ экзаменационных оценок.

  2. Определение скорости двигательной реакции.

  3. Тремометрию.

  4. Координациометрию.

  5. Динамометрию.

  6. Теппмнг-тест.

  7. Пульсометрию.

  8. Исследование кровяного давления.

  9. Исследование частоты дыхания.

  10. Определение показателей дифференцировки мышечных усилий.

  11. Исследование чувства времени.

  12. Исследование чувства тяжести.

  13. Анализ показателей физической подготовленности.

  14. Анализ спортивных результатов.

24. Математическую обработку результатов исследования.
Использованные нами методи и тесты широко апробированы науч
ной практикой, описаны в специальных работах М.А.Годика, В.М.Заци-
орского, Е.Я.Бондаревского, Б.А.Вяткнна, В.А.Ядова и др. авторов,
соответствуют общепринятым стандартам и проверены на согласован-

ть, надежность и информативность.

Организация и проведение исследования. Исследование проводи-ь в течение I972-I99I г.г. на 2498 испытуемых обоего пола из ных видов спорта, средней и высшей школы, физкультурно-спортив-

занятия которых проводились с использованием функциональной ыки. 2136 испытуемых участвовали в педагогическом эксперименте одного до четырех лег, остальные привлекались к частным иссле-анияы на меньшие сроки.

Пролонгированный педагогический эксперимент включал в себя , последовательных этапов по экспериментальной разработке основ 'имизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциона-юй музыки. В процессе решения соответствующих задач исследова-t участниками педагогического эксперимента являлись учащиеся 6-аіассов средней общеобразовательной школы № 159 г. Москвы, ступы Московского авиационного института и спортсмены различной ишфинации (от новичков и массовых разрядов - до мастеров спор-меядународного класса и заслуженных мастеров спорта, членов )рных коианд страны), занимающиеся боксом, бейсболом, академи-:кой греблей, баскетболом, волейболом, конькобежным спортом, щши гонками, борьбой вольной, борьбой греко-римской, самбо, здо, тяжелой атлетикой и некоторыми другими видами спорта.

Все локализованные по времени исследования музыкальных воздей-зий на испытуемых основывались на персональном сопоставлении: їеделялись результаты различных проб в обычных условиях и те из-ієішя в них, которые происходили под влиянием музыки в идентич-с условиях у тех же самых лиц.

Для выявления результатов длительного использования функцио-іьной музыки помимо экспериментальных групп к исследованию при-экались и однородные с ними контрольные группы, занимавшиеся по

- 8 -идентичной программе у одних и тех же тренеров или преподавать лей, но без использования музыки. Это открывало дошлнительнуї возможность параллельного сопоставления.

Музыкальное озвучивание физкультурно-спортивных занятий осуществлялось с помощью стереофонического магнитофона. В неоі ходимых случаях к магнитофону подключались стереонаушники илі использовались плейеры.

Опытный вариант прикладного применения функциональной иуі ки в процессе физкультурно-спортивных занятий был разработан і общих чертах на начальном этапе экспериментальных поисков. В дальнейшем он подвергался уточнению, дополнению, коррекции и < вершенствованию.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заклич* тся в открытии и обосновании нового направления в теории и мег. дике физического воспитания и спортивной тренировки, основанш на музыкальной стимуляции работоспособности человека в процесі физкультурно-споргивной деятельности.

При этом впервые:

осуществлена фундаментальная мезедисциплинарная научная работа уровня докторской диссертации, посвященная разработке психолого-педагогических основ музыкальной оптимизации физкулі турно-спортивных занятий, которая позволила не ограничиться о( суждением известных педагогам поверхностных свойств данного ф< номена, а открыла возможность проникнуть в его скрытые глубиш

введены в научно-теоретический оборот не отраженные в современной литературе по физической культуре и спорту исторические достижения человечества в области музыкальной стимуляці двигательной активности;

выявлены и обобщены психофизиологические закономерності

іузнкальньк воздействий на деятельность рабочих функций занимавших ся;

обоснован и апробирован комплексный психологический, фи-шологический и педагогический подход к формированию управляющих воздействий музыки на функциональные отправления, поведение и работоспособность занимающихся;

определены наиболее удобные и целесообразные периоды музыкальной стимуляции активности в структуре физкультурно-спортив-шх занятий;

разработаны теоретические основы музыкальной стимуляции работоспособности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

разработаны методические основы оптимизации физкультурно-зпортивных занятий средствами функциональной музыки;

в физическую культуру и спорт введены, наполнены специфическим содержанием и научно обоснованы понятия: музыка врабаты-вания, лидирующая цузыка, успокаивающая музыка, предстартовая му-зыка, отвлекающая музыка, расслабляющая музыка и мобилизующая музыка.

Практическая значимость работы определяется ее имманентной прикладностью, направленной на повышение эффективности подготовительной, основной и заключительной частей проводимых занятий, профилактику утомления, монотонии, психофизических перенапряжений, отрицательных предстартовых состояний и т.д.

В результате данного исследования специалисты физической культуры и спорта получают в свое распоряжение теоретически обоснованный, методически разработанный и практически проверенный новый перспективный метод организации и проведения физкультурно-споргивных занятий, опирающийся на непроизвольную стимуляцию ра-

бОТОСПОСОбНОСТН, СОПрЯЖеННуЮ С Возбуждением ПОЛОЖИТеЛЬНЫХ ЭМ01

и интереса к повседневной тренировочной деятельности.

С учетом адекватного адаптирования к специфике стимулиру; мой деятельности разработанные нами рекомендации полностью дои частично можно использовать для повышения привлекательности, і тивности и результативности занятий практически во всех видах спорта.

Достоверность результатов исследования, обоснованность те ретических положений и практических рекомендаций обеспечивайте широким разнообразием источников получаемой информации; исполь зованием комплексного междисциплинарного подхода к решению про блемы; адекватностью методов исследования поставленным задачам многолетней экспериментальной работой с 2498 испытуемыми из ра ных видов спорта, средней и высшей школы; сочетанием количеств ного и качественного анализа математически обработанных данных

Личный вклад автора заключается: в определении проблемати исследования; постановке задач и выборе методов их решения; пр ведении теоретических и экспериментальных исследований и набл» дений; математической обработке, анализе и интерпретации получ ных данных; формировании идей и теоретических концепций; разра ботке психолого-педагогических основ оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме ді сертации в стране и за рубежом автором опубликовано 44 научно-методических работы. Основные идеи и результаты исследования изложены в книге "Функциональная музыка в подготовке спортсменов' - М.: ФиС, 1987; в методических рекомендациях "Повышение резулі тативности учебных занятий по физическому воспитании в вузе методом музыкальной стимуляции", - М.: МАИ, 1987; в методическом

- II -

письме "Прикладное применение функциональной музыки для повышения работоспособности спортсменов в процессе учебно-тренировочных занятий", - М.: ВНШ&К, 1976; в серии статей во всесоюзных научно-теоретических и методических журналах "Теория и практика физической культуры", "Советская музыка", "Спортивные игры", "Физическая культура в школе", в ежегодниках "Бокс", "Спортивная борьба", "Гимнастика", "Тяжелая атлетика".

Стержневые научно-теоретические положения диссертации доложены и одобрены на 15 всесоюзных, республиканских и региональных научных конференциях по проблемам физической культуры и спорта. Методические положения апробированы и одобрены многими членами сборных команд СССР по бейсболу, боксу, греко-римской борьбе, самбо, дзюдо и более чем двумя тысячами менее именитых спортсменов и физкультурников.

Разработанные в диссертации практические предложения внедрены в учебно-трегагровочный процесс ряда команд боксеров, гребцов, борцов, гишасгов, тяжелоатлетов, а также в учебные занятия по физическое воспитанию в средней общеобразовательной школе и в вузе. Соответствующие акти внедрения помещены в приложениях к диссертации.

На ааииту выносятся:

  1. Фактологические данные, расширяющие и уточняющие современные представления о роли музыки в управлении физкультурно-спортивной деятельностью.

  2. Психологические осноеы музыкальной стимуляции физкуль-турно-спортивной деятельности.

  3. Педагогические основы оптимизации фиэкультурно-слортив-ных занятий средствами функциональной музыки:

а/ оптимизация подготовительной части занятия;

б/ оптимизация основной части занятия;

в/ оптимизация заключительной части занятия.

4. Научно-методические основы музыкальной профилактики неблагоприятных предстартовых состояний и повышения боеготовности спортсменов перед ответственными соревнованиями.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, 7 глав, выводов, списка использованной литера туры и приложений. Текст работы изложен на 352 машинописных страницах, иллюстрированных 17 рисунками и 31 таблицей. В списк литературы приводится 1257 источников (643 отечественных и 614 иностранных:), на которые сделаны ссылки в тексте диссертации.

Похожие диссертации на Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки