Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Съедугин Александр Петрович

Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств
<
Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Съедугин Александр Петрович. Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2000 126 c. РГБ ОД, 61:00-13/807-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Анализ практики использования инструментальных средств и вычислительной техники в занятиях физическими упражнениями 8

1.1. Анализ эволюции средств при занятиях физическими упражнениями в учебных заведениях 8

1.2. Тренажёры и тренировочные приспособления 10

1.3. Идея использования "искусственной управляющей среды" и её влияние на развитие тренажёрной техники 12

1.4. Тренажёры психофизического сопряжения и тренажёры для двигательных компьютерных игр 16

1.5. Возможности изменения вектора направленности применения тренажёров 17

1.6. Тренажёры как средство реализации идеи сопряжения двигательной и интеллектуально-логической деятельности 18

1.7. Анализ показателей развития физических качеств молодёжи. 22

1.8. Обобщение по главе : 22

ГЛАВА 2. Задачи, методы, технические средства и организация исследования 24

2.1. Задачи исследования 24

2.2. Методы исследования. 24

2.2.1. Анализ научно - методической литературы. 25

2.2.2. Обобщение передового опыта 25

2.2.3. Анализ компьютерных программ 25

2.2.4. Педагогические наблюдения 26

2.2.5. Педагогический эксперимент 26

2.2.6. Инструментальные методы исследования 26

2.2.7. Тестирование физической подготовленности 28

2.2.8. Анализ психофизиологических функций. 29

2.2.9. Исследование психофизиологических функций. 29

2.3. Описание принципа действия компьютеризированных тренажёрных стендов 31

2.4. Технические средства, используемые при проведении исследования 32

2.5. Организация исследования 38

ГЛАВА 3. Определение вариации режимов двигательной деятельности при работе на компьютеризированных тренажёрах 42

3.1. Анализ качественной направленности основных двигательных заданий . 42

3.2. Подбор компьютерных программ и построение занятий с применением компьютерных тренажёрных стендов 46

3.3. Определение возможности влияния применения КТС на развитие тактического мышления занимающихся различных специализаций... 55

3.4. Определение возможностей воспроизведения движений спортсменом посредством обратной связи 58

3.5. Исследование влияния различных тренировочных средств на физическую подготовку студентов вуза. 62

3.6. Анализ результатов эксперимента 64

ГЛАВА 4. Апробация эффективности методики программирования и реализации двигательных заданий на основе компьютерных игровых устройств в процессе педагогического эксперимента 70

4.1. Предпосылки проведения исследований . 70

4.2. Алгоритм работы на тренажерных стендах. 71

4.3. О методических особенностях использования различных силовых упражнений. 73

4.4. Анализ двигательной подготовленности студентов контрольных и экспериментальных групп 75

4.4. Методические приёмы проведения занятий с использованием компьютеризированных тренажеров 78

4.5. Результаты педагогического эксперимента 80

ГЛАВА 5. Обсуждение результатов исследования 83

5.1. Роль компьютеризированных тренажёрных стендов в формировании двигательных навыков 83

5.2. Методические перспективы использования компьютеризированных тренажёров в педагогическом процессе, по физическому воспитанию 85

Выводы 95

Практические рекомендации 98

Литература 99

Приложение 118

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Многочисленные исследования учебного процесса по физическому воспитанию [9, 10, 13, 31, 79, 95, 137] подтверждают необходимость совершенствования форм и методов занятий в данном направлении с молодежью нашей страны. Необходимость заключается в том, что уровень физического развития подрастающего поколения с каждым годом становится всё ниже в связи с потерей интереса к занятиям. Это обусловливается, в частности, и многочисленностью повторений определенных физических упражнений, их монотонностью и однообразием. Выход из данной ситуации может быть обеспечен использованием новых форм проведения занятий [34, 47, 76, 97, 104, 106], которые должны удовлетворять требованиям индивидуальной деятельности, высокого эмоционального уровня, что обеспечивается, в частности, использованием игровых элементов при их организации. Между тем, повсеместное распространение компьютерных игр [72, 73, 90], интерес к которым не ослабевает вследствие поступления к потребителям всё более новых и совершенных компьютерных программ, явилось побудительным мотивом поиска таких условий участия в компьютерных играх, когда игровые взаимодействия с программой смогли бы осуществляться не через использование кнопок и "джойстиков", а посредством выполнения различных двигательных действий на основе применения тренажёрных устройств, преобразующих движения в управляющие сигналы взаимодействия с компьютером [ 33, 48, 69].

Прогрессивные методические начинания, предполагающие возможность программирования двигательных заданий с использованием компьютеризированных тренажёров "психофизического сопряжения" [ 6, 107 ] и тренажеров, основанных на взаимодействии человека с компьютерными устройствами, посредством перемещений и изменения характеристик мышечной электроактивности [ 4, 71, 103, 117, 169 ], должны получить, по нашему мнению, реальные перспективы развития и достаточно надежную материально - техническую базу

[ 110, 111, 116 ], основным компонентом которой должны стать относительно недорогие игровые компьютеризированные приставки к бытовым телевизорам.

Рабочая гипотеза. Основывалась на том, что эффективность физического воспитания может быть существенно повышена на основе использования новых форм и методов проведения учебных занятий, предусматривающих возможности таких взаимодействий с компьютерными устройствами [ 32, 66, 74 ], при которых процессы сопряжения будут происходить через преобразования двигательных действий в сигналы управления перемещениями объектов в компьютерных играх, что должно способствовать не только повышению эмоционального фона занятий, но и внедрению более прогрессивных форм реализации дидактических принципов обучения [ 48 ].

Цель исследования. Целью нашего исследования было повышение эффективности занятий физическими упражнениями со студентами вузов при помощи программирования заданий с использованием тренажёров, сопряжённых с компьютерами или компьютерными игровыми приставками.

Объект исследования - физическое воспитание студентов вузов.

Предмет исследования - новые формы проведения занятий по физическому воспитанию, основанные на программировании режимов двигательных заданий и оценке количественных показателей их выполнения на компьютеризированных тренажёрных устройствах. Научная новизна. В развитие теоретической концепции "искусственная управляющая среда" (ИУС) выявлены и реализованы возможности новой формы выполнения физических упражнений за счёт разрешения ситуаций компьютерных игр, путём двигательных действий занимающихся:

Выявлены особенности влияния практических занятий с применением компьютеризированных тренажёрных стендов (КТС) на развитие физических качеств занимающихся различных специализаций.

Предложена и реализована идея возможности влияния силовой подготовки с использованием игровых компьютеризированных тренажёров на развитие тактического мышления спортсменов различных видов спорта.

Разработана программа занятий по физическому воспитанию студентов вузов с применением компьютеризированных тренажёрных устройств.

Практическая значимость. Разработаны и апробированы методика и технические средства её реализации, обеспечивающие программирование условий выполнения различных видов физических упражнений в режимах компьютерных игр на основе предъявления игровых ситуаций с телевизионного экрана. Практическая значимость подтверждается патентом Российской Федерации на "Способ тренировки группы занимающихся при выполнении ими силовых упражнений и устройство для его осуществления", а также актами внедрения предложенных методик в практику.

Основные положения, выносимые на защиту. Эффективность учебно - тренировочных занятий по физическому воспитанию существенно повышается при взаимодействии занимающихся с тренажёрными устройствами путём преобразования двигательных действий в сигналы управления игровыми объектами в компьютерных программах.

Рациональная двигательная нагрузка для различного по уровню подготовленности контингента заним ю цщхся ожет быть- подобрана—в соот-ветствии с классификацией компьютерных игр по степени сложности их двигательного выполнения.

Применение метода сопряжения двигательных действий на тренажёрах с компьютерными устройствами на занятиях по физическому воспитанию студентов вуза позволяет управлять интенсивностью развития физических качеств занимающихся.

Анализ эволюции средств при занятиях физическими упражнениями в учебных заведениях

Прежде чем говорить о взглядах на пути рационализации средств и методов физического воспитания в высшей школе, обратим внимание на наличие двух наиболее характерных тенденций в определении направлений развития состава комплексов физических упражнений [ 12, 13, 85 ]. Первая тенденция заключается в освоении и совершенствовании избранных наборов физических упражнений, например гимнастической ориентации [ 38, 58 ], или каких-то комбинаций упражнений, образующих своеобразное подобие набора двигательных умений, объединяемых в стабильно действующие учебные программы [ 2, 7, 19, 20 ]. Существование этих программ преследует цель обеспечения выпускникам учебных заведений такого уровня функциональной подготовленности, который создаёт предпосылки к использованию полученных в школе двигательных умений в последующей жизни и трудовой деятельности [ 70, 87 ]. Вторая тенденция предполагает максимальную ориентацию на преодо ление дефицита двигательной активностив обязательных занятиях-приспе- циализации в видах физических упражнений, как в учебных группах высших учебных заведений, так и в секционных занятиях по отдельным видам спорта. Об этом много писал С.М.Вайцеховский [ 27 ]. Подчеркнём то обстоятельство, что первая тенденция получила распространение в средней и высшей школе СССР, тогда как вторая - характерна для высшей школы США [ 91, 157, 160 ]. Вторая тенденция сформировалась, главным образом, на основе констатации того факта, что жизнь человека, в условиях современного общества, протекает таким образом, что из неё практически устранены активные двига- тельные действия, которые ещё в прошлом веке были вызваны необходимостью заработка на основе прямого физического труда. В этой связи, современные представления о роли средств повышения двигательной активности основываются на признании целесообразности выполнения необходимых объёмов специально подбираемых физических упражнений, являющихся обязательным фактором здорового образа жизни [ 9 ]. В данной работе мы сознательно сужаем круг вопросов о факторах рациональности применения тех или иных физических упражнений, поскольку для нас главным является повышение эффективности учебных занятий по программе физического воспитания студентов вузов [ 1, 29, 114 ]. Рассмотрим некоторые проблемные вопросы методов и средств, повышения эффективности учебных занятий [ 26, 56, 66 ]. Причём, из широкого диапазона условий, требующих рассмотрения, обратим, прежде всего, внимание на роль технических средств и тренажёров [ 40, 108, 119, 134, 147 ]. Подобный акцент мы делаем потому, что именно с распространением этих средств связываются надежды на перспективы повышения эффективности физической культуры, как в средней, так и в высшей школе [ 97, 142 ]. В значительной степени надежды на возможности качественного улучшения применяемых упражнений длительное время связывались с так называемыми средствами "срочной информации [_59,135, 136!_].,_ которые ТЧВ соответствии с одноимённым, разработанным В.С.Фарфелем методическим принципом, позволяли соединить объективную оценку только что выполненных упражнений с субъективными ощущениями [ 89 ]. Распространению этих средств способствовал достаточный объём убедительных экспериментальных доказательств [101, 112, 133, 154 ]. Одновременно с появлением средств "срочной информации" стали получать распространение инструментальные приёмы "экспресс-анализа" [ 63, 76 ] выполняемых движений, тем более что преимущества последних средств перед средствами "срочной информации" можно было объяснить тем, что занимающиеся получили возможность контролировать процесс выполнения двигательных заданий ещё до их окончания [ 105 ]. Использование приёмов, обеспечивающих контроль за "ориентировочной основой действия", позволяют объяснить не только целесообразность подобного контроля, но и механизмы его положительного влияния [ 164, 166 ]. Особое место среди средств, применение которых ощутимо способствует как освоению физических упражнений, так и повышению их положительного влияния, всё в большей мере занимают тренажёры [ 3, 5, 77, 78, 115, 134, 162]. Прежде чем мы предпримем попытку объяснения возможностей использования тренажёрной техники в практике физической культуры и спорта, обратим внимание на то обстоятельство, что ещё сравнительно недавно возможные положительные перспективы их применения оспаривались, да и до сих пор не сформировались устойчивые определения самого понятия "тренажёр". Расширение сферы применения тренажёров является характерной тен денцией для многих отраслей производственного обучения многим умениям, среди которых особо выделяются умения устойчиво владеть транспортными средствами и, прежде всего, военной техникой. При разноречивости определений понятия тренажёр в разных изданиях и при наличии не только разнообразных классификаций [ 78 ], но и различий в его функциональных признаках [ 118 ], отдадим предпочтение формулировке И.П.Ратова [ 115 ], согласно которой "тренажёр - это устройство или комплекс устройств, предназначенных для многократного воспроизведения в специальных искусственно созданных условиях целостных упражнений или же их основных элементов при инструментальном контроле за определёнными параметрами выполнения двигательных заданий [ 168 ]. Обратим внимание на акцентированный И.П.Ратовым первый признак-"специально создаваемые искусственные условия". Само понятие "искусственность условий" предполагает, что эти условия, в отличие от естественных, созданы специально. При конструировании внешних условий [ 113 ] для последовательного воспроизведения попыток предполагается, прежде всего, ограничить вероятность тех или иных ошибок. Для этого одним из самых простых путей достижения цели является ограничение траектории перемещений звеньев тела или же разгоняемых внешних масс [ 65 ]. Второй элемент комплексного понятия тренажёр, заключающийся в "воспроизводимости" попыток выполнения осваиваемых или же совершенствуемых упражнений определяет реальность перспектив формирования и закрепления двигательного навыка [ 14, 52, 53 ]. Поэтому лучшие возможности для воспроизводимости заданий, то есть условия для освоения и закрепления движений в навыке, обеспечиваются на основе специальных искусственных условий, что служит гарантией для ограничения и устранения ошибок [ 75, 81, 82, 83, 84, 98, 99 ] . Анализ рассматриваемой формулировки позволяет увидеть, что в её основе главным является не функциональная направленность применения тренажёра (например, развитие каких-либо качеств), а способ достижения результата, которым является обязательность Еюспроизводимости осваиваемого или совершенствуемого упражнения в том режиме, какой необходим для получения желаемого результата [ 57, 62, 80, 113 ] .

Задачи исследования

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи: 1. Выявить особенности развития физических качеств студентов. 2. Изучить особенности и эффективность влияния физических упражнений, выполняемых с использованием компьютеризированных тренажёров, на физическое развитие студентов вуза для различных специализаций. 3. Определить влияние силовой подготовки с использованием игровых компьютеризированных тренажёров на развитие тактического мышления студентов специализирующихся в различных видах спорта. 4. Разработать методические приёмы программирования двигательных заданий для развития физических качеств на занятиях по физическому воспитанию со студентами вуза на основе применения компьютеризированных тренажёров. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: - анализ научно - методической литературы и компьютерных программ; - обобщение опыта передовой практики; - педагогические наблюдения; - педагогический эксперимент; - инструментальные методы исследования; - тестирование; - анализ данных методом математической статистики. Аналитический обзор научно - методической литературы проводился с целью определения критериев выполнения физических упражнений, разработки структуры занятий и изучения особенности подготовки занимающихся на компьютеризированных тренажерах, а также для ознакомления с методами повышения эффективности занятий на тренажерах. Для изучения и анализа литературных источников использовано 145 наименований работ, опубликованных на русском языке и 26 публикаций иностранных изданий. Анализ литературных данных в значительной степени способствовал выбору методов исследования, определению путей решения поставленных задач работы и позволил критически обсудить (с точки зрения современных требований и взглядов) полученные результаты. Данный метод исследования использовался с целью определения актуальных задач по процессам выполнения физической нагрузки на КТС, использования активных методов обучения. Он нашел реализацию в ходе бесед с преподавателями вузов, изучения передового опыта. В процессе исследования был проведен анализ более 150 компьютерных игровых и обучающих программ с целью нахождения и выбора наиболее оптимальных вариантов компьютерных игр, соответствующих контингенту занимающихся, позволяющих выбрать необходимый двигательный режим, обеспечить высокую эффективность занятий, их занимательность, эмоциональный фон. Большое внимание было уделено выбору оптимальной сложности программ, предлагаемых для применения в занятиях физическими упражнениями со студенческой молодежью. В ходе педагогических наблюдений особое внимание уделялось получению дополнительной информации о ходе занятий на компьютеризированных тренажерах с применением различного рода игровых программ. Особое внимание уделялось коррекции выполняемых (излишних) движений, анализу субъективных ощущений, возникающих во время выполнения тех или иных заданий, выявлению адаптационных возможностей занимающихся во время игровых занятий. Использование педагогических наблюдений позволило создать общую картину влияния различных игровых программ на уровень развития двигательных действий, выбрать адекватные режимы работы, рационально распределить игровые программы по уровню подготовленности занимающихся. Педагогический эксперимент проводился для проверки эффективности использования методики занятий на компьютеризированных тренажерных стендах в игровых режимах для реализации учебных программ по физическому воспитанию студентов вузов. Путём подбора и классификации компьютерных игр вырабатывались оптимальные варианты сопряжения двигательных действий с компыоте зироваНными тренажёрамит определялаеь периодичность и последовательность их применения на учебных занятиях.

Анализ качественной направленности основных двигательных заданий

Для корректной оценки физического развития студентов испытуемых групп, проводилось тестирование по семи тестам, выбранным из батареи тестов, дающих информацию о состоянии занимающихся. В табл. 2 и 3, представлены данные о достоверности межгрупповых различий по результатам тестирования, проведённого в начале (сентябрь), середине (декабрь) и конце учебного года. Приведённые данные показывают, что и в контрольных и в экспериментальных группах обеих специализаций до начала занятий по разрабатываемой методике отсутствует достоверность межгрупповых различий по всем показателям р 0,05 [ 49 ]. При сравнении второго среза результатов у испытуемых достоверность различий также отсутствует за исключением подтягивания, динамометрии рук и становой силы.

При описании методики занятий мы использовалась классификация, предложенная О.В.Тиуновой (прилож. 5). Как показали результаты педагогических наблюдений, хронометраж и использование метода экспертных оценок, процесс физической подготовки юношей (студентов вуза) по основным компонентам нагрузки характеризуется соотношениями, показанными на рис. 9. Какой-либо динамики этих соотношений в годичном цикле выявлено не было.

Как видно из рис. 10, где показана качественная направленность занятий по основным видам специализаций, которые имеются в университете, в спортивных играх, лыжной подготовке, силовые качества имеют самый низкий показатель по отношению к другим, следовательно, в этих видах студенты "без особого энтузиазма" выполняют силовые упражнения. Для групп данных специализаций и были предложены компьютеризированные тренажёрные стенды, что, по нашему мнению, должно бьшо привести к увеличению показателей прироста силы.

Необходимо отметить, что на развитие остальных двигательных качеств также обращалось внимание. Так, на развитие гибкости отводилось время во вводной части урока, а развитие ловкости определялось подбором упражнений и происходило на различных этапах занятия.

Проведённый анализ позволил сделать вывод о целесообразности применения методов и средств решения проблемы обеспечения физического развития студентов в рамках учебной программы.

Известно, что все двигательные качества могут быть разделены на несколько групп, отличающихся своим физиологическим базисом. Сила, скоро-стно-силовые качества и выносливость во всех своих проявлениях так или иначе зависят от энергетических возможностей скелетных мышц. Методика их развития тесно связана с выбором определенной интенсивности нагрузки, но при проведении педагогических наблюдений проще фиксировать объем работы, а не ее интенсивность. Руководствуясь этими соображениями, мы попытались определить в нашей работе не соотношение объемов нагрузок различной интенсивности, а соотношение объемов физических нагрузок различной качественной (сила, выносливость, гибкость, скорость и т. д. ) направленности.

Совместно с преподавателями была проанализирована качественная направленность отдельных заданий и разделов программы. Табл. 4 дает представление о наборе двигательных заданий, наиболее часто используемых в процессе физической подготовки студентов.

Учитывая различную направленность физической нагрузки мы разбили компьютерные программы на несколько типов (прилож. 4) При отборе игровых программ учитывалась сложность их выполнения, процесс адаптации занимающихся к тренажёрам: на начальных занятиях предлагались простые варианты программ (игры типа "Fire"), а затем, по мере адаптации к тренажёрам, варианты игр усложнялись (например программа "Tennis"). Кроме этого для решения интеллектуально-логических задач, были отобраны программы, по которым занимающийся выполнял не только двигательные действия, но и одновременно решал головоломки, шарады, карточные пасьянсы и т. д. Кроме этого, были составлены программы по решению математических задач. Так, на кафедре вычислительной техники Пензенского государственного университета студенты сами разрабатывали простейшие программы, по которым, например, для перемещения игрового объекта на мониторе, или перехода на другой уровень сложности в компьютерной игре необходимо было выполнить либо несложные математические действия, либо решить несложную шараду и т. п.

На каждом занятии в экспериментальных группах испытуемым предлагалось выполнить работу на компьютеризированном тренажере в течение основной части занятия, в пределах 20-25 минут от общего времени занятия. Для этого использовались игровые тренажеры, изготовленные на кафедрах Пензенского государственного университета. В тренажерный комплекс входили следующие изделия: силовой джойстик, платформа для развития координации движений, кистевой эспандер и устройство для выполнения нагрузки, имитирующее подъём на ступени. Помимо занятий на тренажёрах испытуемым предлагались обычные задания из программы по физическому воспитанию студентов вузов.

Предпосылки проведения исследований

Необходимость повышения интереса занимающихся к процессу выполнения физических упражнений требует использования новых форм их программирования и контроля показателей, что может быть реализовано с применением игровых компьютерных программ, обеспечивающих разработку инновационных технологий формирования движений. В ходе предварительных исследований было выявлено, что состояние физической подготовленности школьников и студентов, особенно развитие силовых качеств, на основе традиционных форм, средств и методов обучения идет недостаточно эффективно.

Одним из направлений решения данной проблемы является, по нашей гипотезе, использование новых форм и методов проведения учебных занятий, предусматривающих возможности взаимодействий с компьютерными устройствами и преобразования двигательных действий в сигналы управления объектами в игровых компьютерных программах. Для реализации этой гипотезы, мы предприняли попытку разработать несколько вариантов компьютерных тренажерных стендов (описание см. в гл. 2.4.) и использовать их в процессе физической подготовки студентов на занятиях по физическому воспитанию.

После решения этих задач мы стремились установить, приемлемо ли и насколько эффективно использование данных тренажерных стендов для развития двигательных качеств студентов. Такое исследование было необходимо для проверки эффективности использования компьютерной техники в целях совершенствования учебного процесса, и повышения уровня физического развития студентов, а также, для проверки целесообразности дополнительных затрат, связанных с компьютеризацией.

Все вышеизложенное послужило основанием разработки методических приёмов программирования физических упражнений в игровых режимах, эффективно способствующих развитию физических качеств студентов.

Наиболее важным для процесса формирования интереса к занятиям является подбор игровых программ, обеспечивающих проблемное тренировочное задание, которое ставится перед студентами в процессе работы самой компьютерной программой и направлено на открытие новых способов применения двигательных навыков в новых условиях работы на различных компьютеризированных тренажёрах.

Теоретические исследования и практика показывают, что задания наиболее эффективно использовать в виде системы упражнений, выполняемых студентами в основной части урока совмещая их с традиционными средствами физического воспитания. В противном случае совокупность заданий не сможет охватить того комплекса воздействий, который необходим для формирования двигательных навыков.

Мы пришли к выводу, что все игровые задания можно подразделить на следующие группы (см. прилож. 4): - ориентировочно-ситуационные игры; - конструктивные; - комплексные.

Схема алгоритма работы на КТС представлена на рис. 18. На экране компьютерного монитора, задаётся величина и направление движения, т.е. начало игры. Затем играющий должен выполнить двигательное действие в ответ на предъявляемую игровую ситуацию. Причём, это ответное действие будет различным в зависимости от тренажёрного устройства. Далее двигательное действие, преобразуемое в электрический сигнал, поступает по соединительному кабелю в компьютер, где происходит отслеживание движения и задаётся следующая игровая ситуация на экране монитора. Спортсмен, видя изменение, должным образом реагирует на это, выполняя ответное движение, тем самым, приводя рабочий объект в движение и т.д. Таким образом этот цикл взаимодействия продолжается либо до перехода на новый уровень сложности, либо до совершения спортсменом ошибки, которая фиксируется программой и приводит к окончанию игры. Если игра окончена, то на экране дисплея выдаётся сообщение о результате проделанной работы в баллах.

Основная специфическая проблема методики воспитания силовых качеств заключается в том, чтобы обеспечить достаточно высокую степень мышечных напряжений и в то же время не вызвать перенапряжений. Существует множество вариантов решения этой проблемы, но в основном они Сводятся к двум направлениям. Первое направление - это метод экстенсивного воздействия, и второе направление - метод интенсивного воздействия.

Остановимся на экстенсивном методе, так как он более соответствует работе на тренажёрных стендах, которая обеспечивает: - сочетание динамической и статической работы; - относительно небольшие интервалы между сериями повторений в процессе занятия; В - значительный суммарный объём нагрузки в занятиях.

Но необходимо также отметить некоторые преимущества при выполнении упражнений на тренажерах по сравнению с традиционными средствами: - если при работе с отягощениями преобладает равномерный, невысокий темп повторения, то при занятии на КТС отсутствует монотонность повторений, движения не имеют чётко выраженного ритма, так как выполнение всей работы зависит целиком от компьютерной программы; - при работе на КТС уменьшается вероятность искажения двигательного навыка, при такой же утомляемости, в связи с заранее заданным вектором направления движения, что является основным недостатком экстенсивного метода при работе с отягощениями так как утомление, наступающее в результате многократных повторений, влияет на тонкую координацию;

Похожие диссертации на Методы программирования физических упражнений при игровых режимах их выполнения с использованием бытовых компьютерных устройств