Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Овечкина Александра Анатольевна

Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений
<
Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овечкина Александра Анатольевна. Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Овечкина Александра Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Волгоградская государственная академия физической культуры"].- Волгоград, 2010.- 168 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современное состояние проблемы спортивной подготовки акробатов парно-групповых упражнений 9

1.1. Современные взгляды на проблему развития двигательных способностей 9

1.2. Развитие двигательных способностей у детей 6-8 лет 18

1.3. Особенности спортивной подготовки акробатов 23

1.4. Хореографическая подготовка в сложнокоординацион-ных видах спорта 31

1.5. Заключение по главе 34

Глава 2. Задачи, методы и организация исследований 36

2.1. Задачи исследования 36

2.2. Методы исследования 36

2.3. Организация исследований 43

Глава 3. Особенности спортивной подготовки акробатов парно-групповых упражнений 45

3.1. Выявление основных двигательных способностей акробатов парно-групповых упражнений 45

3.2. Определение уровня развития двигательных способностей у акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации 50

3.3. Значение функциональной асимметрии и психологических особенностей в спортивной подготовке юных акробатов 55

3.4. Комплексная хореографическая подготовка как основа развития двигательных способностей акробатов парно- групповых упражнений 66

Глава 4. Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации ... 71

4.1. Содержание и особенности организации экспериментальной методики комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации 71

4.2. Экспериментальное обоснование методики комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации 88

Заключение 104

Выводы 707

Практические рекомендации 110

Список литературы 111

Приложения 132

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность композиций и артистичность выполнения музыкально-акробатических упражнений, что, в свою очередь, определяет необходимость владения акробатами разнообразными двигательными действиями и высокий уровень развития их двигательных способностей [12, 92, 103,157, 193].

Анализ тренировочного процесса акробатов парно-групповых упражнений выявил существенный недостаток, заключающийся в том, что при обучении спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки целенаправленно используются акробатические упражнения, направленные на развитие силы, скоростно-силовых способностей, гибкости и силовой выносливости. При этом должное внимание не уделяется развитию таких сторон двигательной подготовки как координация, пластичность, ритмичность, которые необходимы для успешного выполнения музыкально акробатических композиций.

В связи с этим основная задача тренировки, в частности, по повышению исполнительского мастерства, заключается в развитии выразительности и накоплении запаса разнообразных двигательных действий. Решается эта задача с помощью хореографической подготовки, которая, как замечено многими специалистами [Ф.З. Морель, 1971; Т.Т. Ротерс, 1989; Т.К. Барышникова, 1996; Т.К. Васильева, 1997; И.В. Павилонец, Н.В. Судницина, Н.В. Даренская, 2001; И.А. Шипилина, 2004; Т.С. Лисицкая, 2005 и др.], способствует развитию двигательной памяти, координации и согласованности движений, прыгучести, гибкости, подвижности суставов, эластичности и силы мышц, выразительности и артистичности.

Существенной проблемой на пути повышения исполнительского мастерства акробатов парно-групповых упражнении является отсутствие

специальных методик проведения уроков хореографии, а так же по некоторым причинам, отсутствие профессиональных хореографов, работающих с группами начальной подготовки. В результате чего, зачастую, спортсмены не готовы к совместному и синхронному выполнению движений под музыкальное сопровождение, возникает скованность, затруднение в обучении танцевальных связок.

Таким образом, хореографическая подготовка на этапе начальной спортивной специализации является важной и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса акробатов парно-групповых упражнений, повышающего уровень развития необходимых двигательных способностей, способствующих быстрому и качественному освоению технически сложных акробатических элементов. Научному анализу и нашему исследованию этого раздела спортивной подготовки акробатов парно-групповых упражнений посвящена данная диссертационная работа.

Для преодоления противоречий между необходимостью совершенствования хореографической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации и недостаточным методическим обеспечением этого процесса, а также с целью повышения результативности тренировочного процесса акробатов была предпринята исследовательская работа.

Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации.

Предмет исследования - средства и методы комплексной хореографической подготовки юных акробатов парно-групповых упражнений.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации.

Гипотеза. Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации будет педагогически целесообразной и эффективной, если:

- в качестве ведущих средств комплексной хореографической подготовки
использовать элементы классического танца, упражнения художественной
гимнастики, танцевальные соединения, акробатические упражнения, раз
новидности ходьбы и бега, упражнения свободной пластики, подвижные и
музыкальные игры;

ведущим методом использовать метод музыкально-танцевального упражнения (экзерсис);

комплексную хореографическую подготовку осуществлять в подготовительной части и в начале основной части учебно-тренировочного занятия;

на занятиях комплексной хореографической подготовки учитывать функциональную моторную асимметрию и типы темперамента.

Методологическую основу исследования составили: концепция уровнего построения движений (Н.А. Бернштейн), теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория оптимального функционирования систем физического воспитания на различных этапах онтогенеза (Л.П. Матвеев, В.К. Бальсевич, В.П. Филин, В.Н. Платонов, В.Г. Никитушкин, Ю.Д. Железняк и др.), теория развития физических способностей (Ю.В. Верхо-шанский, А.Н. Филин, В.И. Лях), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов), идеи значимости для спорта хореографической подготовки (Ф.З. Морель, Т.К. Барышникова, Т.С. Лисицкая, И.А. Шипилина).

Научная новизна результатов исследования заключается:

- в разработке методики комплексной хореографической подготовки ак
робатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной
специализации;

в уточнении нового понятия «комплексная хореографическая подготовка»;

в экспериментальном обосновании эффективности занятий комплексной хореографической подготовкой с акробатами парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дополнении теории и методики физического воспитания составом средств и методов организации занятий комплексной хореографической подготовкой, способствующей разработке теоретических идей и положений, которые объясняют эффективность развития двигательных способностей у акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации.

Практическая значимость. Использование в тренировочном процессе акробатов авторской методики способствует повышению уровня технической подготовленности акробатов парно-групповых упражнений, результативности их соревновательной деятельности.

Полученные результаты могут быть применены в учебно-тренировочном процессе юных акробатов ДЮСШ и СДЮСШОР, на занятиях по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях (школа, детский сад), а также в процессе подготовки студентов вузов физической культуры, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки тренеров и преподавателей физической культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных методологических позиций, логической последовательностью всей процедуры научного исследования, адекватностью методов исследования задачам работы, репрезентативностью эмпирической базы исследования, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных информационных технологий.

Апробация исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории физической культуры и спорта, представлены в научных докладах, доложены на международных, региональных, областных, межвузовских конференциях Волгограда.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Развитие у акробатов парно-групповых упражнений таких двигательных способностей, как равновесие, ритмичность, согласованность движений, реагирующая и дифференцировочная способности, ориентация в пространстве, прыгучесть, гибкость, пластичность существенным образом влияет на повышение качества выполнения соревновательных композиций.

  2. Комплексная хореографическая подготовка акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной подготовки - это совокупность средств художественной гимнастики, акробатики, элементов классического танца, разновидностей ходьбы и бега, упражнений свободной пластики, подвижных и музыкальных игр, используемых с учетом функциональной моторной асимметрии.

  1. Разработанная методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений, внедренная в тренировочный процесс на этапе начальной спортивной специализации повышает результативность спортивной подготовки юных акробатов.

Структура и объем работы. Диссертация включает в себя: введение, четыре главы, заключение, выводы, список литературы, в котором представлены 198 источников на русском и 14 - на иностранном языках, приложения и акты внедрения. Работа иллюстрирована 25 рисунками и 9 таблицами. Общий объем диссертации составляет 177 страниц.

Современные взгляды на проблему развития двигательных способностей

Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах [5, 6, 96, 112, 123]. Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями: «качественные характеристики двигательного действия», «двигательные», «компонентные» способности, «моторные», «физические», «функциональные», «психофизические», «психомоторные» и другие качества. Среди этих качеств, в зависимости от их роли в осуществлении двигательной деятельности, выделяют «главные, основные и вспомогательные», «общие и специальные», «ведущие», «зависимое и независимые» и т.д. [5, 34, 97, 111, 112, 123].

Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности, различием в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может разнообразными способами помочь ученикам получить представление о правильном их выполнении (о положении тела, направлении и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как «сильнее — слабее», «быстрее — медленнее» и т.п. [6, 31, 32, 36, 111, 168, 172].

Доктор педагогических наук В.И. Лях отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых, названных физическими качествами, различен [112]. Поэтому в современной литературе используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, выносливости и гибкости. Понятие «физические способности» точнее передаёт смысл сложнсти состава компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, что они неодинаково развиты у каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия: «физические качества» и «двигательные способности», как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей [5, 6, 36, 97, 112, 122, 172, 186].

По мнению Ю.В. Верхошанского [36], понятие «двигательные способности», выражающее и подчеркивающее органическое единство физиологического, психологического и интеллектуального компонентов двигательного поведения человека, давно сложилось в психологии спорта и лучше соответствует как современным представлениям о моторных возможностях человека, так и сущности и предмету теории спортивной тренировки [36, 174]. Целенаправленное движение в своем пространственно-временном, количественном и качественном выражении - это материализованная мысль, реализация которой обеспечивается всем комплексом физиологических систем организма. Качественный параметр движения (быстро, сильно, продолжительно) определяется состоянием и функциональными возможностями этих систем, мотиваций, смысловой структурой моторного действия и двигательной установкой, поэтому по мнению Ю.В. Верхошанского, пора отказаться от узкоформалистического понятия «физические качества» и говорить о двигательных способностях, понимая под этим психомоторные свойства, определяющие целевую предназначенность, качественные признаки и рабочую эффективность мышечной деятельности человека. Ю.В. Верхошанский утверждает, что отказ от понятия «физические качества» - это не просто замена термина. Это означает принципиальный перевод представлений о двигательных возможностях человека с примитивно-формалистического уровня на уровень понятийно более содержательной психолого-педагогической категории [36].

Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: «Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность» [5, 6]. Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека, но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности [5, 6, 36, 99, 123, 174, 186].

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют точное воспроизведение, дифференцирование пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях спортивной деятельности, способность к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, ранее считавшиеся едиными, качества: выносливость, сила, гибкость [5, 6, 10, 36, 70, 95, 99, 121, 128, 150, 194].

Несмотря на усилия учёных, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса: кондиционные и координационные.

Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительной мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают их как бы на границе двух классов [5, 36, 70, 95, 99, 112, 123, 128, 194].

Выявление основных двигательных способностей акробатов парно-групповых упражнений

Как известно, развитие двигательных способностей является важнейшей и неотъемлемой частью тренировочного процесса спортсменов. От уровня их развития зависит техническая подготовленность и, как следствие, результативность [5, 36, 98, 115, 122, 173].

Специфика вида спорта определяет уровень развития определенных двигательных способностей.

На основании педагогического наблюдения и анализа тренировочного процесса ведущих акробатов парно-групповых упражнений и данных научно-методической литературы [27, 91, 120, 163, 185] нами выделены следующие двигательные способности: сила, силовая выносливость, скоро-стно-силовая способность, гибкость, подвижность суставно-связочного аппарата, прыгучесть, пластичность, координация (статическое и динамическое равновесие, вестибулярная устойчивость, ритмичность, реагирующая и дифференцировочная способности, согласование движений и ориентация в пространстве), показанные на рис.1.

В научно-методической литературе [27, 91, 120, 163, 185] выделяются силовые, скоростно-силовые способности, гибкость как основные в спортивной акробатике. И действительно, для успешного обучения упорам, стойкам, поддержкам, переворотам и т.д. каждый занимающийся должен обладать достаточной силой, а развитие гибкости необходимо для увеличения амплитуды и эстетики движений. Также, авторы [27, 91, 163, 185] говорят о развитии ловкости посредством перекатов, кувырков, переворотов и других акробатических упражнений. Достаточно говорится и о равновесии, которое необходимо при выполнении упоров, стоек, балансовых упражнений. Однако в доступной нам научной и научно-методической литературе практически не упоминается о двигательных координационных способностях.

На данный момент, в теории и практике физической культуры и спорта рядом авторов предложены к использованию различные классификации координационных способностей [Д.Д: Донской, 1971; Д. Блюме, 1987; Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов, 1991; Л.П. Матвеев, 1991; П. Хиртц, 1994; Л.И. Лях, 2000; Л.Д. Назаренко, 2001 и др.]. На основании этого и с учетом мнения большинства тренеров по спортивной акробатики, нами выявлены основные двигательные координации, которые необходимо развивать у акробатов для достижения ими высоких спортивных результатов на соревнованиях: ритмичность, двигательная реакция, дифференцировоч-ная способность, согласование движений, ориентация в пространстве (рис. 1).

Представленные координационные способности имеют немаловажное значение при выполнении музыкально-акробатических композиций. Известно, что на современном этапе развития спортивной акробатики выполнение на высоком уровне соревновательных композиций требует от спортсменов оригинальности, артистичности, разнообразия танцевальных соединений, слаженности и синхронности при исполнении двигательных действий. Поэтому мы считаем, что целенаправленное развитие данных двигательных способностей существенно повысит результативность акробатов.

Педагогическое наблюдение за тренировочным процессом акробатов парно-групповых упражнений различных этапов подготовки выявило практическое отсутствие средств, воздействующих на развитие представленных видов координационных способностей и пластичности. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно включить в тренировочный процесс акробатов парно-групповых упражнений средства, направленные на развитие этих качеств.

Далее рассматривается значимость исследуемых нами двигательных способностей для акробатов парно-групповых упражнений. Так, выполнение сложнейших акробатических прыжков и музыкально-акробатических композиций требует высокой степени проявления скоростно-силовых качеств мышц разгибателей рук и ног, силы мышц сгибателей и разгибателей туловища, подошвенных сгибателей стопы, специальной выносливости, гибкости и подвижности в суставах. При выполнении силобалансовых упражнений большое значение имеет высокий уровень развития статической силы различных мышечных групп, а также способность к сохранению равновесия и вестибулярная устойчивость. Динамический характер темповых упражнений обуславливает необходимость высокого уровня развития ско-ростно-силовых качеств мышц разгибателей рук, ног и туловища.

Прыгучесть, как проявление взрывной силы, необходима для выполнения акробатических прыжков и хореографических прыжковых связок при выполнении музыкально-акробатических композиций.

Гибкость и подвижность суставов в большинстве акробатических упражнений, особенно в поддержках, определяет их форму. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, а недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, что сказывается на технике исполнения.

Любое довольно сложное физическое упражнение, выполненное на высоком техническом уровне, характеризуется пластичностью. Пластичность - это способность непрерывно, слитно, плавно, без пауз выполнять двигательные действия. На это качество впервые указал Н.А. Бернштейн [22-23], назвав его пластикой и определив, что: «пластика — это определенное по рисунку и ритму движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир». Таким образом, пластичность в спортивной акробатике необходимо развивать для непрерывного, слитного и гармоничного выполнения движений в музыкально акробатических композициях. А для выполнения соревновательных упражнений во всех видах спортивной акробатики требуется высокий уровень проявления координационных способностей.

Большое значение в спортивной акробатике имеет способность к сохранению равновесия и вестибулярная устойчивость при выполнении си-лобалансовых упражнений, акробатических упражнений и приземлений после акробатических прыжков.

Значение функциональной асимметрии и психологических особенностей в спортивной подготовке юных акробатов

По мнению ряда авторов, зеркальное выполнение двигательных действий в играх, единоборствах и других видах спорта является одним из методических приемов, влияющих на повышение координационных возможностей спортсменов. Симметричная подготовка спортсменов рассматривается как расширение координационных возможностей и, одновременно, технических и технико-тактических умений упражняемого. Такой подход является также резервом повышения спортивной подготовки [1, 16, 29, 50, 75, 194, 210].

Большинство специалистов [1, 50, 75, 194, 210 и др.] выступает против «однорукости», «одноногости» и «односторонности», что наблюдается, например, в тренировках гимнастов, легкоатлетов, и высказывается в пользу упражняемости в «обе стороны», что подтверждает необходимость симметричной тренировки, особенно в работе с начинающими спортсменами. Такая тренировка, по мнению многих специалистов, расширяет координационные возможности спортсмена, улучшает спортивные результаты, находит поддержку у зрителей и судей, расширяет уровень двигательной культуры спортсменов. К тому же исследования ряда ученых [1, 50, 194, 210] показали, что функциональная асимметрия составляет основу индивидуальности двигательной деятельности.

В спортивной акробатике мы не нашли данных, в которых бы говорилось о функциональной асимметрии. Но наше наблюдение за тренировочным процессом акробатов парно-групповых упражнений, анкетирование тренеров по спортивной акробатике, анализ экспериментального материала и литературных источников говорят о необходимости в равной мере обращать внимание на выполнение двигательных действий «обеими руками» и в «обе стороны».

Для выявления функциональной моторной асимметрии у акробатов на этапе начальной спортивной специализации проведено тестирование асимметрии моторики рук и ног. Всего было протестировано 70 акробатов группы начальной спортивной специализации (рис. 4).

В результате выявлено, что у 89% спортсменов доминировала правая рука, а у 11% - левая, амбидекстрия отсутствовала. Правая «ведущая нога» отмечена у 56% спортсменов, «левая» - у 37%, амбидекстрия — у 7%.

Далее нами рассмотрены результаты определения функциональной моторной асимметрии рук в тестах, определяющих статическую силу (динамометрия) и двигательную реакцию (тест «отпускание палки»), представленные на рис. 5. У большинства акробатов (90% и 73%) сильной и точной оказалась правая рука. При оценки моторики ног использовались показатели упражнения «шпагат», стойки на одной ноге (статическое равновесие), прыжка вверх и упражнения на согласование движения (рис. 6). Результаты теста «шпагат» выявили, что у 49% спортсменов ведущей является правая нога, в 29% случаев выполнение шпагата на правую и левую ноги оценивались одинаково и лишь в 21% случаев в выполнении элемента доминировала левая нога. При выполнении стойки на одной ноге 49% юных акробатов большее количество времени удерживали равновесие, стоя на правой ноге, 34% - на левой, 17% - показали одинаковое время удержания равновесия как на правой, так и на левой ноге. При оценке прыжка вверх толчком одной, ведущей ногой у большинства юных акробатов оказалась левая. Лучший результат, толкаясь с левой ноги, показали 59% спортсменов, и только 41% - с правой, амбидекстрии не выявлено. В тесте на согласование движений определено, что наименьшее количество ошибок допущено при выполнении упражнения «Квадрат» с правой ноги у 59% спортсменов, амбидекстрии не выявлено. На рис. 5 и 6 наглядно прослеживается отставание «неведущей» конечности. Мы предполагаем, что симметричное выполнение упражнений позволит увеличить показатели отстающих конечностей и поможет развитию координационных способностей, а также будет способствовать наиболее рациональному распределению усилий акробатов при комплектовании пар и групп.

Как известно, результативность в спорте зависит не только от должного уровня развития двигательных способностей спортсменов, но и от ряда других факторов, одним из которых является психологический (типы темперамента).

Экспериментальное обоснование методики комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений на этапе начальной спортивной специализации

Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 43 акробата этапа начальной спортивной специализации.

Контрольная группа занималась по традиционной учебно-тренировочной программе, в основу которой была положена современная типовая модель программы для акробатов 7-ми лет, занимающихся в ДЮСШ.

Экспериментальная группа тренировалась с использованием разработанной методики, в основу которой положены специально разработанные занятия комплексной хореографической подготовкой, направленные на развитие необходимых для спортивной акробатики двигательных способностей.

С помощью специально подобранных тестов определялся уровень развития следующих двигательных способностей: равновесие статическое и динамическое, прыгучесть, гибкость, подвижность суставно-связочного аппарата, ритмичность, пластичность, двигательная реакция, способность к дифференцированию, согласование движений и ориентация в пространстве.

Полученные данные свидетельствуют о существенном и достоверном изменении уровня развития двигательных способностей у акробатов групп 89 пы начальной спортивной специализации, занимающихся по предлагаемой методики (табл. 5).

Сравнительный анализ результатов тестирования акробатов свидетельствует о том, что регистрируемые показатели двигательных способностей практически по всем нормативам достоверно возросли в экспериментальной группе (р 0,05). Достоверных различий не имели только показатели прыжка в длину с места и упражнения «мост» (р 0,05).

В контрольной группе не выявлено достоверного увеличения показателей исследуемых двигательных способностей (р 0,05).

Значительное увеличение показателей двигательных способностей в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, по окончании эксперимента обусловлено целенаправленностью воздействия на представленные двигательные способности. Недостоверное изменение показателей прыжка в длину с места и упражнения «мост» свидетельствует, на наш взгляд, о целесообразности увеличения количества упражнений на данные двигательные качества и включение их в основной процесс подготовки акробатов.

В разработанной методике отличительной особенностью является учет функциональной моторной асимметрии.

Для выявления процента правосторонних, левосторонних детей в экспериментальной и контрольной группах по показателям двигательных способностей построены диаграммы (рис. 16 и 17).

Наибольший процент детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах с ведущей правой стороной. С ведущей левой стороной в экспериментальной группе — 13%, в контрольной — 5% юных акробатов. У 9% детей экспериментальной группы выявлена перекрестная асимметрия - ведущая правая рука и левая нога.

Похожие диссертации на Методика комплексной хореографической подготовки акробатов парно-групповых упражнений