Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Белобородова Татьяна Васильевна

Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы
<
Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белобородова Татьяна Васильевна. Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Белобородова Татьяна Васильевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Тобольск, 2010.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1256

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы интеграции традиционных игр коренных малочисленных народов севера в физическое воспитание школьников 16

1.1. Историко-педагогические основы традиционного воспитания коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации 16

1. 2. Предпосылки интеграционных процессов в свете современных преобразований физического воспитания школьников в России 31

1.3. Место традиционной игры в системе физического воспитания коренных малочисленных народов Севера России 39

1. 4. Физическая подготовленность школьников коренных малочисленных народов Севера Приамурья ... 49

1. 5. Традиционный уровень физической подготовленности удэгейцев... 56

1.6. Научно-методическое обеспечение интеграции традиционных игр коренных малочисленных народов Севера в физическое воспитание учащихся начальной школы 5

ГЛАВА 2. Организация и методика исследования 77

2. 1. Организация исследования 77

2.2. Методика исследования 86

ГЛАВА 3. Влияние традиционных игр удэгейцев на физическую подготовленность учащихся - удэгейцев начальной школы 94

3.1. Традиционные игры удэгейцев 94

3. 1. 1. Игры удэгейцев и их воспитательная направленность 95

3. 1.2. Силовые єдиноборства как основа развития и совершенствования физических качеств удэгейцев 110

3. 1.3. Специфика и особенности традиционных состязаний и самобытных физических упражнений 113

3. 2. Классификация традиционных игровых средств физического воспитания удэгейского народа 117

3. 3. Физическая подготовленность учащихся-удэгейцев начальных классов 122

3. 3. 1. Классификация традиционных игр удэгейцев для учащихся начальной школы 123

3. 3. 2. Физическая подготовленность девочек-удэгеек учащихся начальных классов 128

3. 3. 3. Физическая подготовленность мальчиков-удэгейцев учащихся начальных классов 134

Выводы 142

Литература 145

Приложения 162

Введение к работе

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между социальной востребованностью общества, в том числе и удэгейского народа, в воспитании физически крепкого и психически стойкого подрастающего поколения для сохранения и развития удэгейцев как российского этноса и высоким этнопедагогическим потенциалом традиционных игр удэгейцев. В связи с этим, особую значимость приобретает изучение традиционных игр этого северного этноса и их интеграция в современный образовательный процесс по физической культуре для повышения физической подготовленности удэгейских детей начальной школы.

На научно-теоретическом уровне актуальность определяется несоответствием между наличием научных разработок в области современного процесса физического воспитания удэгейских школьников начальных классов, который ориентирован на использование в образовательном процессе общепринятых средств физического воспитания и отсутствием научных разработок в теории и практике физического воспитания по интеграции наиболее этнически прогрессивных и исторически эффективных традиционных средств физического воспитания удэгейцев -народных игр.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между высокой эффективностью традиционного физического воспитания удэгейцев и недостаточной методической разработанностью проблемы использования уникальных и весьма эффективных традиционных игр. Причиной этого является отсутствие информации, как по играм удэгейцев (народные игры, самобытные физические упражнения, силовые единоборства, традиционные состязания), так и по применению их в образовательном процессе по физической культуре.

Анализ литературных источников указывает на то, что традиционное физическое воспитание удэгейцев на протяжении многих веков позитивно воздействовало на организм, обеспечивая гармоничное развитие и совершенствование физической подготовки «лесного человека». Кроме того, было выявлено, что основными средствами физического воспитания были традиционные игры, которые в настоящее время не используются в образовательном процессе. Результаты проведенного анализа в сочетании с вызывающей тревогу низкой физической подготовленностью детей удэгейцев в начальной школе вывели нас на ряд существующих противоречий между:

- современной общественной потребностью удэгейцев к сохранению и приумножению традиционных средств физического воспитания - народных игр, как носителей традиционной культуры, и недостаточной их изученностью, что существенно сдерживает внедрение традиционных игр в современный образовательный процесс по физической культуре;

низким уровнем физической подготовленности удэгейских детей младшего школьного возраста и отсутствием поиска эффективных и доступных средств физического воспитания, способствующих повышению физической подготовленности детей - удэгейцев начальной школы;

наличием многовековых и эффективных в области традиционного физического воспитания удэгейцев этнических игр и недостаточной их интеграцией в современный образовательный процесс по физической культуре удэгейских школьников.

Актуальность темы исследования позволила нам определить его проблему, которая заключается в том, что современный уровень физической подготовленности удэгейских детей начальной школы не может быть достаточным без интеграции многовековых, исторически отобранных многими поколениями удэгейцев, традиционных игр, как универсальных средств физического воспитания. На основе анализа актуальности, выявленных противоречий и проблемы сформулирована тема исследования «Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы».

Объект исследования: физическое воспитание учащихся начальной школы.

Предмет исследования: Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся-удэгейцев начальной школы.

В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза: предполагается, что интеграция традиционных игровых средств подвижного характера удэгейского народа в образовательный процесс по физической культуре учащихся-удэгейцев начальных классов окажет существенное влияние на повышение уровня их физической подготовленности и будет целесообразна при условии:

использования опыта интеграционных процессов в области физического воспитания школьников России;

выбора средств традиционного физического воспитания удэгейского народа, помогающих школьнику адаптироваться к жизнедеятельности в определенных климато-географических условиях, в качестве основы интеграции;

систематизации и классификации традиционных удэгейских игр подвижного характера;

разработки научно-методического обеспечения интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся-удэгейцев начальной школы.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить и описать исторически и этнически сложившиеся традиционные игры (народные игры, самобытные физические упражнения,

силовые единоборства, традиционные состязания) удэгейского народа как основного средства физического воспитания.

  1. Раскрыть сущность интеграции в сфере физического воспитания школьников и обосновать условия интеграции традиционных игр удэгейцев в современный образовательный процесс по физической культуре младших школьников.

  2. Разработать классификацию традиционных игр удэгейцев для их использования на уроках по физической культуре детей младшего школьного возраста.

  3. Экспериментальным путем проверить эффективность применения на уроках по физической культуре удэгейских традиционных игр подвижного характера для повышения физической подготовленности учащихся-удэгейцев младших классов.

Теоретическую основу исследования составляют: концепции о народном воспитании и образовании (В.Ф. Афанасьев, А.Г. Базанов, А.Л. Бугаева, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков и др.); идеи и суждения о традиционной культуре народов Севера (Г.С. Виноградов, B.C. Мухина, В.Ф. Афанасьев, В.И. Прокопенко, Ю.Б. Стракач, Л.Н. Бережнова, Г.Ф. Севильгаев, Н.И. Синявский и др.); о сущности традиций и их роли в жизни коренных малочисленных народов Севера (И.Е. Вениаминов, И.С. Вдовин, В.В. Леонтьев, Г.А. Меновщиков, Н.И. Пономарев, А.Н. Фролова и др.); психолого-педагогическая концепция о ведущей роли игры и игровой деятельности как средстве развития и формирования личности (Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, В.П. Кочнев, Л.В. Певгова, Д.Б. Эльконин, Е.А. Покровский и др.); современные положения теории и практики физической культуры (В.Ф. Костюченко, P.M. Кадыров, Г.Н. Пономарев, Ж.К. Холодов, Ю.Ф. Курамшин; Ш.З. Хуббиев и др.); теория развития физических качеств и формирование двигательного навыка (Н.А. Бернштейн, Л.П. Матвеев, Б.А. Ашмарин, В.М. Зациорский, Е.П. Ильин, М.М. Боген, П.К. Благуш, В.И. Лях и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной, научно-методической литературы по теории физического воспитания, этнопедагогике, этнографии, фольклору, содержащие сведения о традиционном физическом воспитании и физической культуре народов Севера; анализ программно-методических материалов; обобщение, систематизация и сравнение научных положений; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания: тестирование физической подготовленности; педагогический анализ и оценка; методы математической статистики; непосредственный сбор материала (полевые исследования), метод полевой этнографии (наблюдение, беседа, опрос, интервью).

База исследования: Педагогический эксперимент с целью выявления влияния традиционных подвижных игр удэгейцев на повышение физической подготовленности учащихся начальных классов проводился в удэгейских селах - Красный Яр, Агзу (Приморский край), Гвасюги и Арсеньево

(Хабаровский край). В исследовании приняли участие учащиеся младших классах (1-4 кл.), в количестве 177 человек. Среди испытуемых 22 мальчика и 24 девочки - учащиеся 1-х классов, 22 мальчика и 23 девочки - учащиеся 2-х классов, 20 мальчиков и 21 девочка - учащиеся 3-х классов, 23 мальчика и 22 девочки - учащихся 4-х классов. Из них 149 - дети-удэгейцы, 28 - дети смешанных браков (удэгейцы-русские и удэгейцы-нанайцы).

Организация исследования. Выбранная методологическая и теоретическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа:

Первый этап: (2003-2004 гг.) - носил поисково-эмпирический характер, в ходе которого определялись теоретические аспекты проблемы; осуществлялся аналитический обзор; изучалась философская, этнологическая и психолого-педагогическая литература; изучались народные традиции в области физического воспитания, проводились полевые исследования в местах компактного расселения удэгейского народа по выявлению традиционных средств физического воспитания - игр.

Второй этап: (2005-2006 гг.)- проводилось дальнейшее изучение и анализ литературных и фольклорных источников; собирался материал, помогающий понять, осмыслить и систематизировать традиционные игры удэгейцев; собранные традиционные игры удэгейцев классифицировались; диагностировалась физическая подготовленность удэгейских школьников; проводился педагогический эксперимент в удэгейских школах.

Третий этап: (2007-2009 гг.) - результаты педагогического эксперимента обрабатывались и анализировались; формулировалось заключение и выводы, производилось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Доказана целесообразность интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы.

  2. Обоснован педагогический потенциал традиционной системы физического воспитания удэгейского народа, реализующей многовековую этническую половозрастную и промысловую направленность традиционных игр этого народа.

  3. Установлена связь между возрастным развитием физической подготовленности школьников коренных малочисленных народов Севера Приамурья и общими биологическими закономерностями развития двигательного анализатора в онтогенезе от 7 до 17 лет.

  4. Разработана классификация традиционных удэгейских подвижных игр для включения их в образовательный процесс по физической культуре младших школьников.

  5. Выявлена динамика развития физической подготовленности девочек-удэгеек и мальчиков-удэгейцев в условиях интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Разработаны теоретические основы интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы Севера

Приамурья, включающие: общность стратегий физического воспитания коренных малочисленных народов Севера России; предпосылки интеграционных процессов в сфере физического воспитания школьников; классификацию традиционных игровых средств физического воспитания удэгейского народа.

  1. Обоснованы условия и средства интеграции традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся-удэгейцев начальной школы, к которым отнесены: принципы отбора игр, классификация подвижных игр, объем использования на уроке и целесообразность во внеурочной деятельности.

  2. Систематизированы знания о факторах возрастного развития физической подготовленности школьников коренных малочисленных народов Севера Приамурья.

  3. Уточнено понятие «традиционные удэгейские игры» в контексте физического воспитания как педагогическое средство и метод, объединяющий в себе весь спектр двигательной деятельности удэгейцев, представленный в игровой и соревновательной форме.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  1. Выявлены и описаны традиционные игры удэгейского народа, существенно расширяющие и обогащающие современную практику физического воспитания, на основе которых разработана классификация традиционных игровых средств удэгейского народа.

  2. Разработана классификация традиционных игр удэгейцев для учащихся начальных классов, которая может способствовать целенаправленному применению удэгейских игр в образовательном процессе по физической культуре преподавателями физической культуры, тренерами по национальным видам спорта.

  3. Разработано методическое пособие для преподавателей физической культуры по применению традиционных игр удэгейцев в образовательном процессе по физической культуре учащихся младших классов.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты исследования рекомендуется использовать учителям по физической культуре в школе, инструкторам по физической культуре и воспитателям ДОУ (национальных), преподавателям по физическому воспитанию ССУЗов, колледжей и ВУЗов для совершенствования образовательного процесса по физическому воспитанию, а также тренерам по национальным видам спорта коренных малочисленных народов Севера Приамурья по организации и проведению тренировочного процесса и соревнований.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Интеграционные процессы в современном физическом воспитании, расширяющие знания о факторах возрастного развития физической подготовленности учащихся и проявляющиеся в воссоединении цельного процесса физического развития ребенка в определенных климато-географических условиях, определяют сегодня одно из направлений

практической инновационной деятельности в сфере физического воспитания. Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание, способствующая повышению физической подготовленности, является важной составной частью общих интеграционных процессов, характерных для коренных малочисленных народов Севера России и принадлежит к числу характеристик, определяющих образовательный процесс по физической культуре в начальной школе.

  1. Развитие физической подготовленности учащихся-удэгейцев младших классов, а именно: скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости и гибкости посредством удэгейских традиционных игр подвижного характера способствует эффективности процесса физического воспитания в начальной школе. Удэгейские традиционные игры, объединяющие в себе весь спектр двигательной деятельности удэгейцев, рассматриваются как основное средство повышения физической подготовленности и совершенствования физических качеств подрастающего поколения и как педагогическое средство и метод, помогающие школьнику адаптироваться к жизнедеятельности в определенных климато-географических условиях.

  2. Классификация традиционных игровых средств физического воспитания удэгейцев должна быть основана на половозрастной и сезонно-прикладной направленности и учитывать возрастные характеристики, направленность игр и проявление физических качеств. Классификация традиционных удэгейских игр для учащихся начальной школы обеспечивает целенаправленность и эффективность использования этнопедагогических средств в современном процессе по физическому воспитанию учащихся-удэгейцев младших классов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов, обеспечивается исходными методологическими положениями; применением методов, адекватных предмету и задачам исследования; сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; комплексным характером изучения традиционных игр удэгейцев, подтверждены педагогическим экспериментом и статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в образовательный процесс по физическому воспитанию.

Обсуждение, апробация и внедрение результатов исследования проходили: путем выступлений на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, кафедры физической культуры Уральской государственной медицинской академии; - на конференциях: регионального уровня: - Екатеринбург, 2005, Тобольск, 2009(2), Тобольск, 2010 (февраль); всероссийского уровня: - Екатеринбург, 2003, Санкт-Петербург, 2005, Оренбург, 2005, Чебоксары, 2005, Екатеринбург, 2006, Архангельск, 2006, Белгород, 2007, Тобольск, 2008, Санкт-Петербург, 2009; международного уровня: - Якутск, 2004, Хабаровск,

2006, Челябинск, 2006, Санкт-Петербург - Челябинск, 2008. Опубликовано методическое пособие «Удэгейские игры в уроке физической культуры учащихся начальной школы» (Екатеринбург, 2010, январь).

Результаты исследования используются в образовательном процессе студентов факультета физической культуры Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева при изучении дисциплины «Национальные виды спорта и игры коренных малочисленных народов Севера РФ» и студентов факультета физической культуры Сургутского государственного педагогического университета при изучении дисциплины «Национальные виды спорта коренных малочисленных народов Севера РФ», что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 18 публикациях.

Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 161 странице, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы (176 источников), 2 таблиц, 2 рисунков, 2 приложений.

Историко-педагогические основы традиционного воспитания коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации

Народы Севера в процессе своего многовекового опыта проживания в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока очень эффективно и умело научились использовать для укрепления здоровья подрастающего поколения целебные свойства суровой природы - воздух, воду (снег) и солнце - естественные силы природы. Ненцы, чукчи, коряки, нанайцы, саамы, алеуты, нивхи, эскимосы, эвенки, удэгейцы и другие народы, находили в этих факторах закаливания чудодейственную силу, которая надежно защищала организм от всех трудностей жизни.

Сам процесс закаливания народы Севера воспринимали в самом широком его понимании, т. е. приспособление с самого первого дня рождения ребенка, прежде всего, к холоду, а в более старшем возрасте - ко всем тяготам природы, традиционным промыслам и быту. Достигнув зрелого промыслового возраста (определенного у каждого народа), абориген спокойно уже мог преодолевать любые физические и эмоциональные нагрузки, холод, голод и многое другое без всякого вреда для себя. Например, В.И. Прокопенко [115] пишет, что, уйдя на охоту далеко в тайгу, охотник часто помногу дней не возвращался в чум. Этот способ охоты, связанный с ночевкой в лесу у костра (анга), требовал соответствующих навыков и большой выносливости. «...Усталый от промысла, ложился тут же на снегу, подбросив под себя несколько хвойных веток, и засыпал, отдыхая на морозе под открытым небом. Прогорит костер, побелеет от инея одежда, а охотник спит». Подобно этому, как отмечает В.И. Прокопенко [122], проводил свой отдых и хант, которому единственная парка служила и постелью и одеялом. И саамы во время своей перекочевки не раз ночевали на открытом воздухе. Обычно они огораживали кережктш определенное пространство и, набрав хворосту, разводили костер. Все ложились вокруг костра закутанные в меховую одежду и, зарывшись в снег, спали спокойно как на пуховиках. А вот как описывает закалку якутов И.Д. Булычев [34], путешествуя по Восточной Сибири: «Якуты же, несмотря ни на какой мороз, хладнокровно, в полном значении этого слова, снимают с себя свой санаях; одна пола этого кафтана служит постелью, а другая одеялом, и голая спина отдается на согревание пылающего костра, случается, что костер гаснет и на спине сибарита выступает снежная корка (куржак), но якут спит себе без просыпа». Эвенки, по заметкам Г.М. Василевича [35], обычно отходят от костра, вырывают яму в снегу, устилают дно ее сухими листьями и спят там, не покрывшись ничем. Такие примеры были характерны для каждого оленевода, промысловика народов Севера. Фактически история не знает случаев, когда народы Севера погибали от холода, т.е. замерзали, находясь даже в самых непредвиденных ситуациях.

Жизненный опыт коренных народов подсказал им, что здоровье ребенка в значительной степени определяется задолго до его рождения. Люди знали, что только из здорового младенца получится человек способный продолжить род. В связи с этим ямальские ненцы говорили: « Когда ребенок больной, что есть он, что нет его - все равно». Это вполне естественно, так как будущий ребенок получает все свои биологические особенности состояния здоровья по наследству от своих предков. Предельные же возможности той или иной функции организма нередко являются унаследованными от родителей, т. е. генетически обусловленными. Поэтому, вновь рожденное дитя у народов Севера, в какой-то мере уже было адаптировано к холоду. Люди знали, что только из здорового младенца получится человек, способный продолжить род. Эта незримая внутриутробная приспособляемость шла через систему: среда-мать-плод среда. Окружающая повседневная суровость северной природы и климата, как бы программировала и сами роды, которые протекали в противоестественных условиях для женщины - вдали от привычного жилища, в специально изготовленном для роженицы шалаше (юрте, чуме и т.д.), зачастую совершенно холодном и продуваемом всеми ветрами. Иногда роды проходили прямо на природе во время передвижения, перекочевок, невзирая на погоду и температурный режим. Путешественники оставили нам записи, в которых говорится, что, например, индигирская эвенка никогда не родит в юрте даже зимой. И в своих заметках про гольдов П.П. Шимкевич [168] пишет: «При наступлении родов она берет свою постель, выходит во двор, родит там и тогда вносит ребенка в юрту». У некоторых кочующих народов Севера роды производились прямо под открытым небом. Это характерно для корячек, даже при 30 градусах мороза и более, нередко во время самих кочевок, роженица разрешалась на воздухе. Карагаски (тофаларки) никогда не рассчитывают время приближения своих родов и поэтому нередко родят в пути, в зимнее время и даже в одиночку, самостоятельно исполняя при этом обязанности акушерки.

По свидетельству Е.А.Покровского [108], у нивхов существовал обычай выводить женщину, готовившуюся родить, из избы в отдельно стоящий шалаш, где она жила дней 10. Время года не принималось в расчет. Единственным средством согревания служил горящий в шалаше небольшой костер да одежда матери. Бывали случаи, что ребенок замерзал, но если он прошел через такой закал, он должен быть крепок. В работе К.М. Рычкова [133] говорится, что «...она находилась в особом шалаше в течение 40 дней, покинутая всеми и почти беспомощная». У нанайцев, когда женщина чувствует приближение родов, она отправляется, смотря по времени года, либо в особое, ею же выстроенное место недалеко от дома, либо в специальный родильный шалаш — джонказо. Для рожениц нганасанок ставили специальный небольшой чум, в котором устраивалась снежная лавка, покрытая старыми шкурами.

Предпосылки интеграционных процессов в свете современных преобразований физического воспитания школьников в России

В условиях повышения внимания к сохранению самобытности национальной культуры северных этносов, особенно значимыми становятся вопросы народного воспитания и использования его элементов в образовательной программе на основе разработки нового содержания образования, учитывающего, с одной стороны, общечеловеческие ценности, с другой - регионально-этнические традиции и особенности развития.

Педагогический аспект взаимосвязи развития личности и деятельности (в данном случае, физкультурно-оздоровительной) определяет целостный подход к воспитанию с учетом всех значимых тенденций и факторов, а не отдельных явлений и процессов. В связи с этим, понятие интеграции рассматривается нами как взаимодополнение, взаимообогащение и органическое слияние различных сторон деятельности и форм воздействия, направленных на обогащение педагогического процесса, что значительно увеличивает его потенциал.

Интегрирующие стороны дополняют и взаимообогащают друг друга, ибо они при определенных условиях, задаваемых субъектами процессов соединения названных компонентов, могут иметь общность сущностных свойств (целеполагание, преобразующий характер, предметность, осознанность), присущих деятельности как общему феномену.

В процессе интеграции происходит не просто дополнение одного за счет других компонентов, а, в результате органического слияния, рождение новых элементов, изначально не содержавшихся во взаимодействующих частях, т.е. в этом случае рождается системное качество взаимосвязи.

В современном физическом воспитании, как отмечает Г.Н. Пономарев [111], структурные компоненты интеграционной деятельности взаимообусловлены и взаимосвязаны. Однако, их значение и соотношение на различных этапах возрастного развития и в разных ситуациях не одинаковы.

Например, на первых этапах положительного отношения ребенка ко всему новому велика роль эмоциональной привлекательности самого процесса, но с развитием и углублением отношения возрастает роль познавательного и поведенческого компонентов. Приобретает большее значение стремление к решению задач повышенной сложности, новизна упражнений, удовлетворенность результатами, положительные переживания от успехов и т.п. Большое значение для гармонизации интеграционного процесса имеет использование анализа практических ситуаций, насыщенных межличностными взаимодействиями субъектов учебно-воспитательного процесса.

Познавательный компонент в интеграционном процессе проявляется в осознании значения и смысла занятий, в желании пополнить запас знаний в интересующем виде деятельности. Являясь основой побудительной деятельности, познавательный интерес содействует постоянному поступательному движению детей к расширению кругозора.

Раннее начало обучения, интенсивные учебные программы, увеличившийся объем информации, повышение требований к образованию, желание развить умственные способности детей, их творческую активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления их здоровья. Это порождает еще одно противоречие - между потребностью в формировании творческой, самостоятельной, гуманной, внутренне свободной, всесторонне развитой личности, способной ценить себя и других, что требует больших усилий от нее самой, и необходимостью сохранения физического и психического здоровья детей.

Интеграция, как объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимопроникновения и слияния школьного образовательного процесса по физической культуре и традиционных народных средств физического воспитания этноса поможет повысить интерес ребенка не только к самим занятиям физической культурой, но также позволит лучше узнать традиции своего народа, историю, язык, традиционные народные промыслы. Л.А. Степашко отмечает, что «в современном российском обществоведении регионализация образовательных систем оценивается как одна из значимых и перспективных задач социально-экономического и национально-культурного развития регионов как субъектов» [151].

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации подчеркивает «единство федерального культурного и образовательного пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов России, защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, запрет на дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или языковому признакам; признание необходимости разработки для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы специфического содержания, гуманитарного образования, выстроенного на бикультурной, билингвальной, а также поликультурной основах, с использованием принципов диалога культур и сопоставительного анализа» [65].

Сама проблема национально-регионального компонента, по мнению В.К. Бацына и М.Н. Кузьмина [13], в нашей стране возникла в результате того, что «...преподавание осуществлялось на едином унитаризованном содержании образования и воспитания, построенном на политизированной основе пролетарских классовых ценностей на протяжении периода Советского Союза». Советская педагогика, как пишет Е.Б. Никулина [98], «интернализируя процесс нравственного воспитания, выбросила из воспитательного процесса этнокультурные традиции, кризис невостребованности которых привел к потере ощущения принадлежности к Родине».

Организация исследования

Рассмотрев роль этнических подвижных игр в традиционном физическом воспитании коренных малочисленных народов Севера РФ, мы предположили, что повышение эффективности физического воспитания детей удэгейского народа может быть осуществлено уже в рамках начальной школы при создании условий, ориентированных на использование в образовательном процессе по физической культуре традиционных удэгейских игр подвижного характера. Мы полагаем, что насыщение национально - регионального компонента образовательной области «Физическая культура» в школах Хабаровского и Приморского краев традиционными удэгейскими играми (народными играми, самобытными физическими упражнениями, силовыми единоборствами и традиционными состязаниями) будет способствовать совершенствованию педагогического процесса, согласуясь с традициями этого этноса в области физического воспитания. Вследствие этого мы поставили перед собой задачу - выявить, прежде всего, традиционные удэгейские игры, которые были присущи в историческом пространстве этому народу, а затем ввести их в учебные занятия по физической культуре для учащихся начальной школы и в процессе педагогического эксперимента оценить результат их воздействия на уровень физической подготовленности детей-удэгейцев.

Для выявления игр удэгейцев, которые в литературе представлены совершенно незначительным списком и скудностью своей содержательности, нами использовался метод полевой этнографии. С помощью этого метода исследования мы изучали и собирали этнографические данные об отдельных структурных компонентах традиционного физического воспитания удэгейцев, в частности игр. Исследования по сбору фактологического материала по играм удэгейцев проводились непосредственно в процессе полевых этнографических экспедиций, в местах компактного и некомпактного расселения этого народа в Хабаровском и Приморском краях. Материал по играм удэгейцев собирался в тех селениях, в которых они проживают длительное время: в Хабаровском крае — села Гвасюги, Гурское, Арсеньево, Новокуровка. В Приморском крае - села Красный Яр, Верхний Перевал, Агзу, Рощино, Дальний Кут.

Информацию, связанную с играми удэгейцев мы получали в процессе общения с самими удэгейцами, в основном преклонного возраста, которые могли нам рассказать о традиционных играх своего народа, в которые они играли в детстве и принимали участие в состязаниях. Часто информацию об играх удэгейцев наши информаторы доносили до нас, обращаясь к своей памяти: они сообщали и об играх, в которые играли их предки и которые уже забыты молодым поколением. Эту информацию они помнили из рассказов своих родителей, а также дедушек и бабушек. Фиксация материала проходила в виде дневниковой записи через непосредственное интервью с респондентом. Иногда, получая ту или иную информацию об играх удэгейцев у разных удэгейских родов, мы перепроверяли, насколько точна та или иная игра, самобытное физическое упражнение, силовое единоборство и или традиционные состязания. Таким образом, удалось собрать достаточно обширный и уникальный материал по традиционным играм удэгейского народа - было собрано более 100 разнонаправленных по своему физическому воздействию на организм ребенка, подростка, молодого и взрослого удэгейца традиционных игр, многие из которых не были востребованы в течение долгого времени. Собранные удэгейские игры были систематизированы и классифицированы по степени воздействия на развитие тех или иных физических качеств человека. После этого, мы классифицировали традиционные игровые средства удэгейцев, которые можно применить в образовательном процессе по физической культуре для учащихся-удэгейцев младших классов.

Для успешной интеграции традиционных игровых средств в образовательный процесс требуется определение оптимального соотношения вариативной и базовой части программы для соответствующего обеспечения реализации общегосударственного образовательного стандарта и идей развития национально-регионального компонента.

В базовой части проводимого эксперимента отражен федеральный компонент, «который обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения». Вариативная часть составлена с учетом национально-регионального компонента, где учитывались региональные условия, национальные, индивидуальные особенности и интересы детей [66].

В проводимом исследовании национально-региональный компонент обеспечивает этнические потребности и интересы удэгейских учащихся начальных школы Хабаровского и Приморского краев, на основе усвоения элементарных знаний из области традиционной физической культуры, освоения этнических подвижных игр, традиционных состязаний, самобытных упражнений и элементов национального спорта.

Таким образом, при подборе традиционных подвижных удэгейских игр, учитывалось обеспечение необходимого уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем учащийся хотел бы заниматься в будущем, а также обращалось внимание на поддержание этнорегиональных условий развития учащихся, формирования необходимых физических способностей, умений и навыков для ведения традиционного образа жизнедеятельности.

Классификация традиционных игровых средств физического воспитания удэгейского народа

В народной педагогике среди большого разнообразия средств физического воспитания особое место принадлежит традиционным игровым средствам, которые представляют собой социальное явление, исторически и этнически сложившийся способ воспитания и обучения молодого поколения. С развитием общества игровые средства физического воспитания непрерывно усложняются, совершенствуются, пополняются новыми. Таким образом, можно сказать, что их создает сам народ - это. результат его сознательной деятельности, направленной на достижение определенных целей при воспитании молодого поколения.

Воспитательное и образовательное воздействие традиционных игровых средств физического воспитания чрезвычайно разнообразно. С их помощью, прежде всего, развиваются различные физические качества - быстрота, выносливость, ловкость и др. Одновременно приобретаются и закрепляются и совершенствуются двигательные умения и навыки, тогда как сами физические качества проявляются все полнее и разнообразнее и в конечном итоге определяют физический статус человека.

Народные игровые средства подвижного характера постепенно укрепляют организм человека и служат залогом его здоровья. Оздоровительное значение этих средств усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях (например, зимние игры и состязания проводятся на открытом воздухе), а значит, они оказывают закаливающее воздействие на организм.

Таким образом, прослеживается распределение игровых средств физического воспитания по определенным группам на основе сходных признаков. На это издавна обращали внимание многие педагоги, психологи, этнографы, предпринимая попытки построения классификаций игровых средств, их анализа и изучения. На сегодняшний день существует множество классификаций игровых средств, созданных учеными с разных позиций. Так, например, в начале XX века появилась классификация, предложенная зарубежным исследователем Д. Колоцца [63], который разделил игры как средства физического воспитания на индивидуальные, состязательные, боевые, любовные, социальные и т.д.

Ряд классификаций народных игр разработали дореволюционные отечественные исследователи физического воспитания детей России. Так, например, Е.А. Покровский [109] в своей классификации исходит из степени умственного и физического напряжения, которое затрачивают дети во время игры. П.Ф. Лесгафт [79] подразделяет игры на простые и командные (в которые играли партиями). В. Гориневский [48] выделял игры с преобладанием чисто физиологических влияний на организм играющих и игры, используемые для решения педагогических задач. Оригинальная классификация была предложена В. Марцем [86]: он группировал игры по их происхождению. Большой интерес представляет классификация, предложенная авторами работы «Игры народов СССР» [134] - они подразделяют весь арсенал игр на три основных формальных типа, каждый из которых соприкасается с определенной категорией общественной практики: драматические, спортивные и орнаментальные. Кроме того, выделены три блока промежуточных игр - игры спортивно-драматические, орнаментально-драматические и спортивно-орнаментальные.

Промежуточные типы самые распространенные. Авторы говорят также о производственных и бытовых играх. Производственные предлагается разделить на три группы: охотничьи (в том числе и рыболовные), скотоводческие (в том числе и птицеводческие) и земледельческие. Бытовые игры авторы делят на две основные группы: игры, воспроизводящие сцены домашнего быта (игры семейные) и игры, воспроизводящие сцены общественного быта (игры общественные). Игры спортивные делятся также на две основные группы: состязания простые и состязания с вещью.

Наиболее подробной является многоступенчатая классификация В.Яковлева [174], сгруппировавшего игры по принципам организации играющего количества: целевым установкам совместных действий участников игры; типичным действиям играющих; типичным движениям в игре и их разновидностям. Но эта классификация не распространяется на все народные игры в целом.

Особый интерес для нас представляют различные классификации игр народов Севера. Так, например, Л.В. Певгова [101] разбивает записанные ею игры на 5 групп: игры, связанные с производственными навыками и бытом; игры с мячом; игры в войну; разные игры; игры-упражнения. В.И.Прокопенко [117, 118] классифицировал игры нанайцев и нивхов по промысловому признаку, т.к. большинство их игр носит промысловый характер. В предлагаемой В.П. Красильниковым [70] классификации игры, состязания и самобытные упражнения хантов разделены на возрастные группы. В каждой возрастной группе игры подразделяются по видам движений и по промысловой направленности. В классификации Н.И. Синявского [145] игры для хантов и манси подразделяются по возрастам, содержанию, и функциям.

Похожие диссертации на Интеграция традиционных игр удэгейцев в физическое воспитание учащихся начальной школы