Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование стимулов к педагогическому творчеству как психолого-педагогическая проблема 16-85
1.1 Психолого-недагогический анализ проблемы подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности 16-37
1.2 Методологические основы исследования 38 -65
1.3 Состояние подготовки будущих учителей начальных классов к педагогическому творчеству 65-81
ГЛАВА2. Формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики ...86-190
2.1 Обоснование структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству 86-108
2.2 Методика оценивания уровня сформированное стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей 109-121
2.3 Специфика формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики 121-137
2.4 Учебно-творческие задачи и формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей 137-155
2.5 Индивидуальная работа в процессе формирования у студентов стимулов к педагогическому творчеству 155-172
2.6 Организация и результаты экспериментальной работы 172-185 .
Общие выводы 191-197
Список литературы 198-216
Приложения 217-232
- Психолого-недагогический анализ проблемы подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности
- Методологические основы исследования
- Обоснование структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству
- Методика оценивания уровня сформированное стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей
Введение к работе
Актуальность и целесообразность исследования. Современный этап реформирования украинского общества объективно требует усиления внимания к созданию условий для выявления и реализации творческих способностей человека во всех сферах его деятельности. Это предопределяет новые требования к национальной системе образования, целью и мерой эффективности функционирования которой становится развитие личности, удовлетворение ее образовательных потребностей и интересов. Таким образом, насущной проблемой является совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя, усиление внимания к его становлению как учителя-творца, владеющего педагогическими стимулами формирования творческой личности ученика. Па воспитание новой генерации педагогических кадров ориентируют Конституция Украины, Закон Украины "Об образовании", Закон Украины "Об общем среднем образовании", Государственная программа "Образование"("Украина XXI столетия"), целевая комплексная программа "Учитель", Концепция педагогического образования (1998 г.).
Педагогическая теория и практика подтверждают, что в системе подготовки кадров в высших учебных заведениях преобладает ориентация на формирование учителя-исполнителя, от которого в основном требуют применения профессиональных знаний и умений, а не творческого поиска в педагогической деятельности. Таким образом, существует противоречие между типичной системой подготовки учителя и новыми социальными требованиями к его работе. Обозначенное противоречие объективно обусловлено самой природой профессии учителя, которая одновременно является и массовой, и творческой. Это касается и подготовки будущего учителя начальных классов, которому принадлежит особая роль в творческом развитии учащихся.
Анализ проблемы свидетельствует, что в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов недостаточно учитывается необходимость развития их творческих способностей, подготовки к творческой педагогической деятельности, овладение ими основами педагогического
творчества. Поэтому особо актуальной становится проблема формирования творческой индивидуальности будущего учителя начальных классов, стоящего у истоков развития творческих способностей ребенка. Таким образом, еще много аспектов становления творческой личности педагога требуют дальнейшего углубленного изучения, в частности, проблема формирования у будущих учителей начальных классов стимулов к педагогическому творчеству.
Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует, что исследованию проблем ы творческой направленности профессиональной подготовки будущего учителя уделяется надлежащее внимание, в частности, теоретической и методической подготовке учителя (Ю.К.Бабанский, В.И.Бондарь, С.У.Гончаренко, Н.В.Кузьмина, Л.Г.Мороз, В.Л.Онищук, И.П.Раченко и другие), развитию личности учителя в процессе профессиональной подготовки (Г.Л.Балл, И.Д.Бех, Д.Б.Богоявленская, В.А.Моляко, В.В.Рыбалка, А.И.Щербаков и другие), формированию и развитию педагогического мастерства (Б.Д.Гринченко, И.А.Зязюн, Л.И.Рувинский, Н.М.Тарасевич, Г.Ф.Чуиилко и другие), формированию личностной культуры будущего учителя (В.А.Кан-Калик, О.П.Рудницкая, Р.И.Хмелюк и другие), подготовке учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности (Н.М.Бибик, А.Я.Савченко, Н.Ф.Скрипченко, Н.Ф.Талызина, Л.А.Хомич и другие), роли и значению математического образования в становлении педагога-творца (Г.П.Бевз, М.В.Богданович, О.С.Дубинчук, Л.П.Кочина, В.М.Кухарь, Дж.Пойа и другие).
В современных психолого-педагогических исследованиях надлежащее внимание уделяется подготовке будущих учителей к педагогическому творчеству. Специфика педагогического творчества учителя рассматривается в работах В.И.Загвязинского, Н.Д.Никандрова, М.М.Поташника, С.А.Сысоевой, Т.И.Сущенко и других, формирование творческой личности будущего учителя отображено в работах В.И.Андреева, В.А.Лисовской, Ю.Л.Львовой, Н.В.Кичук и других. Возможности обучения студентов творчеству рассматривали в своих работах В.В.Давыдов, П.Ф.Кравчук, И.Я.Лернер, А.В.Петровский и другие.
Проблему содержания обучения педагогическому творчеству исследуют Б.Д.Красовский, С.Л.Сысоева, Н.Д.Хмель, П.И.Шевченко и другие. Формы и средства подготовки студентов к творческой педагогической деятельности изучали Е.Н.Пехота, Н.Ю.Посталюк, В.А.Сластенин, П.И.Филиппенко и другие. Решению проблемы подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству в определенной мере содействует обобщение и освещение в литературе опыта учителей-новаторов.
В теоретическом наследии выдающихся педагогов В.А.Дистервега, Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренка, В.А.Сухомлинского ценными являются положения, касающиеся роли и значения стимулов в учебном процессе. В разработке этой важной проблемы принимали участие выдающиеся психологи, в частности, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и другие. Этот научный поиск преимущественно базировался на материалах средней школы, что отображено в работах В.К.Буряка, А.П.Кондратюка, В.И.Лозовой, Ю.Л.Львовой, Г.И.Щукиной и других исследователей.
В то же время проблема использования стимулов в учебном процессе высшего учебного заведения остается недостаточно исследованной. Частично она раскрывается в работах, посвященных изучению вопросов организации самостоятельной работы студентов (А.М.Алексюк, С.И.Архангельский, А.Ф.Эсаулов, П.И.Пидкасистый и другие), использованию методов педагогического стимулирования учебно-познавательной деятельности (Л.Ю.Гордин, А.В.Любашенко, В.Н.Тарасюк). Вместе с тем, продолжаются дискуссии о сущности стимулов, их связи с мотивами и интересами в обучении, роли и месте стимулов в учебном процессе и т.п. Неразработанной остается проблема связи стимулов и педагогического творчества, использования возможностей стимулов в формировании устойчивой мотивационной сферы, связанной с творческой профессиональной деятельностью будущих учителей.
Учитывая недостаточную теоретическую разработанность обозначенной проблемы и вследствие этого недостаточную реализацию ее в практической деятельности преподавателей высшей педагогической школы, а также учитывая социальную значимость и практическую необходимость подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству, была выбрана тема диссертационного исследования : "Формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов".
Связь работы с научными программами, планами, темами.
Диссертационное исследование выполнено в соответствии с тематическим
планом научных исследований Института педагогики и психологии
профессионального образования ЛПН Украины при разработке темы
"Психолого-педагогические основы реформирования содержания и
организации деятельности высшей школы в Украине" (РК № 0196 U
008876) и темы "Психолого-педагогические основы технологий обучения в высшей школе" (РК № 0199 U 000390).
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации.
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству и технологии их формирования у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации и разработке методических рекомендаций по формированию стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики для преподавателей и студентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации.
Концептуальная идеи исследования основывается на положении о целесообразности формирования стимулов к педагогическому творчеству в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, что оказывает содействие развитию его мотивационной сферы, касающейся творчества, овладению формами и методами организации творческой учебной деятельности, направленной на творческое развитие учащихся. Математика, развивающая у студентов творческое мышление, сообразительность, изобретательность, способность к обобщениям, анализу, синтезу, имеет большие возможности для формирования обозначенных стимулов. Специфика формирования стимулов к педагогическому творчеству состоит в том, что этот процесс воздействует не только на творческое развитие будущего учителя, а и на формирование педагогических стимулов творчества, предопределяющих готовность учителя к формированию творческой личности ученика.
В исследовании мы исходили из гипотезы: формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации является эффективным, если:
- содержание, формы и методы учебно-познавательной деятельности студентов, характер коммуникативного взаимодействия в системах "преподаватель-студент", "студент-студент" направлены на формирование мотивационной сферы будущих учителей, ориентированной на творчество;
- технология формирования стимулов к педагогическому творчеству будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики основывается на разработанных и теоретически обоснованных содержании и структуре стимулов к педагогическому творчеству, методике педагогического оценивания уровня сформированности стимулов к педагогическому творчеству в процессе изучения математики, а также направлена на овладение будущими учигелями формами и методами организации творческой учебной деятельности, педагогическими стимулами творчества, использование которых в будущей профессиональной деятельности обеспечивает творческое развитие учащихся.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены основные задачи исследовании:
1. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической
науке и практической деятельности высших учебных заведений III-IV
уровней аккредитации.
2. Разработать и теоретически обосновать структурно-компонентную
модель стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных
классов.
3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить
технологию формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих
учителей начальных классов в процессе изучения математики.
4. Разработать методические рекомендации по формированию стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики для преподавателей и студентов высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации.
Методологическую основу исследования составляют: концепция непрерывного образования; положение об активности субъекта в познавательной деятельности, о единстве сознания и деятельности; понимание процесса обучения как взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности преподавателя и студентов; концептуальные положения философии, психологии, педагогики, касающиеся творчества, как источника развития личности, роли стимулирующего фактора в формировании личностных новообразований. В процессе исследования были использованы положения концепции личностно-ориентированного подхода по подготовке будущих учителей к творческой профессиональной деятельности в высших учебных заведениях LU-IV уровней аккредитации.
Теоретическую основу исследования составляют положения:
— общей теории творчества (С.М.Берштейн, С.О.Грузенберг, П.К.Енгельмейер, Б.М.Кедров, Л.А.Матейко, Д.Н.Овсянико-Куликовский, Я.Л.Пономарев, А.А.Потебня );
- теории профессиональной подготовки будущего учителя
(Л.М.Ллексюк, В.И.Бондарь, С.У.Гончаренко, И.А.Зязюн, Л.П.Кондратюк,
Н.В.Кузьмина, И.П.Пидласый), в частности учителя начальных классов
(Н.М.Бибик, Л.В.Занков, Л.Я.Савченко, Н.Ф.Талызина, Л.А.Хомич);
- теории формирования творческой личности (Г.А.Балл, Н.В.Кичук,
Г.С.Костюк, В.Л.Моляко, В.В.Рыбалка, С.А.Сысоева, Б.М.Теплов);
- теории психологии деятельности и деятельностного подхода (ЛСВыготский, В.В.Давьщов, Э.В.Ильенков, АЛЛеонтьев, Л.С.Рубинштейн);
о стимулирующих возможностях процессов обучения и воспитания (М.Л.Вейт, Е.А.Голант, А.С.Лында, Н.И.Менчинская, В.М.Мясищев, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, С.Т.Шацкий, В.М.Шуман, Г.И.Щукина);
о возможностях математического образования в профессиональной подготовке будущих учителей к творческой педагогической деятельности (Г.П.Бевз, Б.М.Белый, М.В.Богданович, О.С.Дубинчук, П.М.Эрдниев, Л.П.Кочина, В.М.Кухарь, Дж.Пойа, А.А.Столяр).
Методы исследовании. Для решения поставленных задач, проверки
гипотезы были использованы методы, в частности теоретические: системно-
структурный (классификация, систематизация, моделирование),
ретроспективный анализ, сравнение и обобщение, праксиметрические
(изучение и обобщение опыта работы, анализ документов), которые были
применены для осуществления анализа состояния исследуемой проблемы в
педагогической теории, разработки и теоретического обоснования структурно-
компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству, технологии
формирования обозначенных стимулов у будущих учителей начальных классов
в процессе изучения математики; эмпирические: прогностический (метод
экспертных оценок, наблюдение, самонаблюдение, самооценка),
обсервационный, констатирующий и формирующий педагогические
эксперименты, которые были использованы для осуществления анализа
состояния проблемы в практической деятельности высших учебных заведений
Ш-IV уровней аккредитации, педагогического оценивания уровня
сформированное стимулов к педагогическому творчеству у будущих
учителей начальных классов в процессе изучения математики,
экспериментального обоснования актуальности и целесообразности избранной
проблемы исследования и экспериментальной проверки технологии
формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей
начальных классов в процессе изучения математики. Результаты
педагогического эксперимента обрабатывались с помощью методов математической статистики, компьютерной техники.
Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа на протяжении 1990-2000 годов.
На первом этапе (1990-1991 гг.) изучалось состояние разработки данной проблемы в ее теоретическом аспекте. Была выдвинута гипотеза исследования, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, определена программа исследовательской работы.
На втором этапе (1992-1996 гг.) была разработана и теоретически
обоснована структурно-компонентная модель стимулов к педагогическому
творчеству и технология их формирования у будущих учителей начальных
классов в процессе изучения математики, выполнена основная
экспериментальная часть исследования, систематизированы и
проанализированы экспериментальные данные, внедрены результаты исследования в процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях Ш-IV уровней аккредитации.
На третьем этапе (1997-2000 гг.) были проанализированы и обобщены результаты формирующего эксперимента, разработаны методические рекомендации по формированию стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики, осуществлено написание и оформление диссертации.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на педагогическом факультете Волынского государственного университета имени Леси Украинки, факультете подготовки
11 учителей начальных классов Тернопольского государственного педагогического университета имени Владимира Гнатюка, а также в общеобразовательных школах Волынской, Ровенской, Львовской областей, в том числе школах № I, 4, 9, 19, 21, 24, 26 г.Луцка, №30, 81 г.Львова; общеобразовательных школах № 201, 252 г.Киева. Всего исследованием было охвачено 1225 студентов, 36 преподавателей высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации, 210 учителей начальных классов.
Научная новизна полученных результатов состоит в том, что: - впервые разработана и теоретически обоснована структурно-компонентная модель стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов, технология формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики в высшем учебном заведении;
- дальнейшее усовершенствование получили формы и методы развития
ориентации на творческую педагогическую деятельность будущих учителей в
процессе профессиональной подготовки; методика педагогического оценивания
уровня сформированности стимулов к педагогическому творчеству у будущих
учителей начальных классов в процессе изучения математики.
Теоретическое значение полученных результатов состоит в том, что теоретически обоснованы:
понятия "стимулы к педагогическому творчеству" и "формирование стимулов к педагогическому творчеству", углубляющие понимание процесса подготовки будущего учителя к творческой профессиональной деятельности;
структура и содержание стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов;
технология формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов при изучении математики;
возможности содержания курса математики по формированию стимулов к педагогическому творчеству;
— классификация и особенности использования учебно-творческих задач
в процессе изучения математики.
Практическое значение полученных результатов определяется тем, что разработаны и внедрены:
методические рекомендации по использованию индивидуальной работы для формирования стимулов к педагогическому творчеству в процессе изучения математики для студентов и преподавателей высших учебных заведений Ш-IV уровней аккредитации;
дидактическое обеспечение процесса формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов при изучении математики для преподавателей высших учебных заведений Ш-IV уровней аккредитации;
- методика педагогического оценивания и самооценки уровня
сформированности стимулов к педагогическому творчеству у будущих
учителей для преподавателей и студентов высших учебных заведений;
- учебное пособие "Практикум по решению математических задач", рекомендованный Министерством образования Украины, для преподавателей и студентов высших учебных заведений Ш-IV уровней аккредитации.
Основные концептуальные положения и рекомендации по формированию стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики внедрялись на педагогическом факультете Волынского государственного университета имени Леси Украинки (справка о внедрении К» 5/2853 от 7.09.2000 г.), Тернопольского государственного педагогического университета имени Владимира Гнатюка (справка о внедрении № 413-33/03 от 6.09.2000 г.). На протяжении всего периода научного поиска автор лично принимала участие в проведении экспериментальной работы и практической реализации разработанных положений и рекомендаций, осуществляя преподавательскую, учебно-методическую и организационную деятельность в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в Волынском государственном университете.
Личный вклад автора в получении научных результатов исследования состоит в:
— определении и обосновании сущности стимулов к педагогическому
творчеству, специфики их формирования у будущих учителей начальных
классов в процессе изучения математики в высших учебных заведениях LLI-IV
уровней аккредитации;
- разработке и теоретическом обосновании структурно-компонентной
модели стимулов к педагогическому творчеству;
- внедрении в практическую деятельность технологии формирования
стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных
классов в процессе изучения математики;
— разработке учебного и учебно-методического пособий, методического
обеспечения по подготовке будущих учителей начальных классов к
педагогическому творчеству для преподавателей математики и студентов
педагогических факультетов высших учебных заведений.
Достоверность результатов и сел ело ванн si обеспечена методологическим обоснованием исходных позиций исследования, системным анализом теоретического и эмпирического материала; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; применением количественного и качественного анализа исследовательских данных педагогического эксперимента; репрезентативностью выборки для экспериментальной работы; положительными результатами внедрения в практику работы высших учебных заведений 1X1—IV уровней аккредитации.
На защиту выносятся:
1.Положение о целесообразности и необходимости формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов как неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки.
2.Разработанная и теоретически обоснованная структурно-компонентная модель стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов, включающая содержательный, процессуальный и коммуникативный
компоненты, формирование которых направлено на развитие мотивационной сферы личности будущего учителя, ориентирующей его на педагогическое творчество.
3. Разработанная и теоретически обоснованная технология формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов в процессе изучения математики, направленная на овладение будущими учителями формами и методами организации творческой учебной деятельности, педагогическими стимулами творчества, использование которых в будущей профессиональной деятельности влияет на творческое развитие учащихся.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции "Профессиональная подготовка бакалавров в высших учебных заведениях II уровня аккредитации" (г. Харьков, 16-17 марта 2000 года); Международной научной конференции "Творческая личность в системе непрерывного профессионального образования" (г. Харьков, 16-17 мая 2000 года); Всеукраинской научно-практической конференции "Профессиональная подготовка учителей начальных классов в контексте гуманизации и гуманитаризации высшего образования" (г. Киев, 22-23 апреля 1999 года); Всеукраинской научно-практической конференции "Профессионально педагогическая подготовка учителя начальных классов" (г. Полтава, 2-4 марта 2000 года); Всеукраинской научно-практической конференции "Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и высшем учебном заведен и и"(г. Луцк, 20-21 апреля 2000 года); заседании методического объединения преподавателей математики, основ начального курса математики с методикой преподавания педучилищ и колледжей Западного региона Украины "Методика математики на рубеже тысячелетия" (г. Луцк, 13-15 декабря 1999 года). Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях
профессорско-преподавательского состава и студентов Волынского государственного университета имени Леси Украинки.
Публикации. По теме исследования автором опубликовано 16 единоличных научных работ общим объемом — 21,01 печатных листов, в том числе: 1 учебное пособие, 1 учебно-методическое пособие, 8 статей в ведущих научных профессиональных изданиях, б статей в сборниках Международных и Всеукраинских конференций.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, общих выводов, списка литературы, 7 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 197 страницах. Работа содержит 18 таблиц на 11 страницах, 3 рисунка на 2 страницах, 7 приложений на 16 страницах. Список использованной литературы включает 238 наименований (из них 5 - на английском языке).
Психолого-недагогический анализ проблемы подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности
В законе Украины "Об образовании" указывается, что одной из основных задач системы образования является воспитание талантов, обогащение творческого потенциала народа [65, 253]. Отсюда следует, что в учебном процессе необходимо создавать такие условия, при которых происходит вовлечение учеников в творческую деятельность, формируется творческая личность. Это важный фактор повышения эффективности образовательного процесса. Академик И.А.Зязюн подчеркивает по этому поводу следующее: "Творческая деятельность становится средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться в обстоятельствах и находить решения в нестандартных жизненных ситуациях и профессиональных проблемах" [69, 5]. Обозначенная задача особенно актуальна для начальной школы, в которой закладывается фундамент творческой личности ученика. Достичь ее реализации возможно, если учителя начальных классов действительно будут проявлять в своей деятельности творческий подход к профессиональному делу. В этом направлении должен двигаться и процесс усовершенствования подготовки будущих учителей в высших педагогических учебных заведениях. Как отмечает академик АЛСавченко, "...современная начальная школа ждет профессионалов высокого класса, так как весьма много теряет младший школьник, если его учит неквалифицированный педагог" [182, 5]. Решение этой задачи требует углубленного теоретического исследования существующих здесь проблем. А.Г.Мороз, отмечая значительную работу, проведенную исследователями по теории формирования личности учителя, подчеркивает, что "в большинстве работ те или иные стороны процесса подготовки учителя раскрываются недостаточно глубоко. В частности, выводы, сделанные исследователями данной проблемы, часто носят локальный характер. В проведенных исследованиях, к сожалению, не показана научно обоснованная система профессиональной подготовки учителя. Недостаточно четко определяется содержание и сама структура профессиональной подготовки" [137, 15]. Исходя из этих обстоятельств, важное значение имеет теоретическое обоснование роли и места обучения студента творчеству в обшепрофессиональной подготовке будущего учителя, в формировании у него качеств педагога-творца. С.А.Сысоева подчеркивает, что "общепедагогическая подготовка преподавателя любого учебного заведения и, в частности, учителя, становится эффективной, если ее содержание и формы отражают специфику процесса формирования творческой личности, учитывают закономерности творческого процесса, взаимозависимость и взаимообусловленность развития творческих возможностей и уровня творческой деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса" [187, 3]. Усиление творческой составляющей в профессиональной подготовке будущего учителя отвечает современной гуманистической парадигме образования, которая формируется в наше время в развитых странах, в русло которой направляет реформирование системы образования и Украина. Как указывал основатель Римского клуба Аурелио Печчеи, "душа гуманизма - в целостном видении человека во все периоды его жизни"[156, 212]. По его мнению, гуманизм должен быть творческим и убедительным, коренным образом улучшить качество и способности человеческого общества. Академик П.Г.Ничкало подчеркивает, что "гуманизация, как принцип современного развития профессионального образования, является одним из важных факторов социального и духовного оздоровления общества" [142, 8]. Вся история педагогической деятельности свидетельствует, что работа учителя должна иметь творческий характер. С давних пор выдающиеся педагоги показывали образцы творческого отношения к обучению и воспитанию детей. Так, известный греческий философ Сократ разработал свой "сократовский метод" развития мышления. Архимед применял его как эвристический метод в обучении своих учеников. Глубокое осознание творческого начала в работе учителя отображено в наследии Я.А.Коменского, И.Г.Пестолоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, П.П.Блонского, С.Г.Шацкого, А.С.Макаренка, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского. В процессе становления и развития профессиональной подготовки учителя накапливается эмпирический материал, касающийся творчества педагога, который изучается и анализируется. Постепенно представители педагогической науки и практики все больше осознают необходимость глубокого теоретического осмысления этой проблемы. В свое время В.А.Сухомлинский назвал ее одной из участков педагогической целины [194, 61]. Анализируя исследования по педагогическому творчеству, которые отражены в работах В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кичук, Л.М.Лузиной, С.А.Сысоевой и других, мы пришли к выводу, что эта целина постепенно осваивается. Вместе с тем, педагогическое творчество было и остается одной из сложнейших теоретических и практических проблем современной педагогики. В значительной степени это обусловлено ее связью с понятием "творчество", относящемся к числу величайших тайн общественной жизни.
Методологические основы исследования
Гуманизация учебного процесса предусматривает усиление мотивационной сферы, которая выступает движущей силой активности человека. Доспгжение этой цели іребуег создания новой системы стимулов обучения.
Педагогические аспекты стимулов исследовали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, М.М.Пистрак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ю.К.Бабанский, выдающиеся психологи Л.С.Выготский, М.В.Бехтерев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и другие. Так, П.П.Блонский, определяя место стимула в педагогике, указывает, что он должен быть аксиомой учебного процесса[26, 229]. Ю.К.Бабанский рассматривает применение стимулов как один из принципов развития познавательной активности ученика [17, 38]. Однако обозначенная проблема разработана недостаточно, вследствие чего, отмечает И.П.Раченко, педагог не имеет необходимого методического обеспечения для практического применения стимулов в своей деятельности [175, 187].
Остается проблемой и использование силы стимулов в развитии педагогического творчества. Во многом это объясняется тем, что вопросы "стимуляции творчества", подчеркивает В.А.Моляко, вообще мало изучены [136, 5]. Усиление же роли творчества в современных условиях объективно требует, отмечает Я.А.Пономарев, "отыскивать средства, стимулирующие успешное протекание творческого акта" [166, 5].
Для целей нашего исследования необходимо остановиться на содержательных характеристиках понятий "стимул", "стимулы творчества", "стимулы к педагогическому творчеству".
Термин "стимул" (от лат. stimulus - остроконечная палка [191,474]) употребляется в различных сферах деятельности человека. В физиологии его используют при рассмотрении реакции организма на разного рода раздражители (свет, звук и т.п.), то есть в системе "стимул-реакция". Джон Б.Уотсон (представитель бихевиоризма) объясняет, что, в соответствии с концепцией этого направления психологии, данный термин применяется так же, как и в физиологии. "Только в психологии область применения термина приходится несколько расширить, поскольку действует реакция на более сложные факторы, например, в общественной жизни" [202, 268]. В экономической науке стимул рассматривается как средство привлечения людей к работе, необходимость в котором, подчеркивает Ю.И.Палкин, становится объективной в условиях общественного разделения труда, когда общественный продукт создается усилиями многих сотен и миллионов трудящихся [150, 15-16]. В изобретательстве его рассматривают как важную составляющую развития творческой активности, творческого мышления изобретателя [6].
Как показывает анализ литературы, исследователи пока не достигли единства взглядов по вопросу о сущности стимула. Так, К.К.Платонов указывал, что "стимул — это воздействие внешнего мира, создающее духовную потребность, формирующее ее в моральную цель или мотив деятельности человека" [163, 125]. П.М.Якобсон отмечал, что стимул - это тот "объективный факт в окружающей действительности..., который приводит к появлению в сознании человека мотива, достигающего той или другой побуждающей силы к осуществлению деятельности" [233, 297]. В.А.Блюмкин под стимулами предлагал "понимать всю совокупность причин, побуждающих человека (или группу людей) к деятельности" [193, 15]. З.И.Равкин рассматривает стимул как "общественно значимый объективный побудитель действия" [172, 25-26]. В психологическом словаре стимул определяется как "воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначенную как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию,... это побуждение, эффект которого опосредствован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д." [99, 343]. В.П.Беспалько указывает, что "стимул - это побудительная причина действия или ситуации, в которой следует произвести действие" [25, 109]. В.Н.Тарасюк определяет стимулы как "побудительные причины какого - либо вида человеческой деятельности, причем они не являются простым дубликатом определенной причины или причин. Стимул - это объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности. Объективное существование стимула будет возможным, если побуждение, вызываемое им, будет воспринято сознанием и эмоционально-волевой сферой субъекта деятельности и адекватно оценено" [200, 11]. А.К.Дусавицкий стимулом называет "внешнее побуждение индивидуальной деятельности" [139, 8]. С экономической точки зрения, как отмечает В.Д.Лагутин, "в общем виде стимул можно рассматривать как побуждение к действию, он выступает побудительной причиной, заинтересовывающей человека в осуществлении определенной деятельности" [106,73].
В литературе по-разному объясняют и природу стимула. Так, по мнению Л.Н.Леонтьева, развитие человека предусматривает присвоение им в процессе деятельности опыта, накопленного обществом. В этом процессе изменяется поведение человека, оно превращается в сложное сигнификативное (сигнифика - лат. signum — знак) поведение, опирающееся уже на систему условных стимулов-знаков [108, 196]. Х.Хекхаузен, рассматривая личность и воспринятую им ситуацию как единицу взаимодействия, подчеркивает, что в этом взаимодействии центральными понятиями выступают" потребность со стороны личности, и давление со стороны ситуации... Давление — некое воздействие, оказываемое на субъекта объектом или ситуацией и обычно воспринимаемое им как преходящий набор стимулов, принимающий вид угрозы или пользы для организма" [211, 109-110]. Венгерские психологи Л.Гараи, М.Кечки считают, что человек, находясь во взаимодействии с другими, может реагировать на шаги других как на определенные естественные стимулы [46, 65]. М.И.Карлин, исследуя экономические аспекты стимулирования работы, указывает, что стимул появляется тогда, когда ищут средства решения противоречий между интересами общества и отдельным человеком [75, 7].
Обоснование структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству
Теоретический анализ исследуемой проблемы, изучение ее состояния в практике педагогических факультетов высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации показали, что стимулы к педагогическому творчеству - это сложное явление, имеющее свою структуру, адекватным отражением которой может выступать соответствующая модель.
Для построения оптимальной модели стимулов к педагогическому творчеству были использованы работы философов А.М.Аверьянова, В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, В.П.Кузьмина, А.И.Уемова, В.А.Штоффа. Проблемы моделирования, как метода научного познания в педагогической науке, отражены в работах Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалька, В.И.Бондаря, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, В.А.Онищука, М.М.Фридмана и других.
Создание модели (моделирование), как следует из определения этих понятий в философском энциклопедическом словаре [206, 381-382], представляет собой конструирование системы объектов, которые воспроизводят некоторые важные свойства системы-оригинала. Использование модели позволяет выявлять закономерности происхождения тех или иных качеств личности. Между моделью и системой-оригиналом, которая интересует исследователя, должно существовать известное сходство, касающееся или физических характеристик модели и системы-оригинала, или их функций. В каждом конкретном случае модель может выполнять свою роль, если степень ее соответствия в системе-оригинале достаточно высокая.
Эффективное использование моделирования в различных областях научных исследований (философии, социологии, экономике и других) дало толчок к применению этого метода и в педагогической науке. Однако, сложность и своеобразие педагогических систем требует учета их специфики при использовании прикладной теории моделирования.
При построении структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству мы исходили из того, что источником его существования является наличие противоречия в деятельности высших педагогических учебных заведений, которое состоит в несоответствии уровня подготовки будущих учителей к творческой профессиональной деятельности социальному заказу общества. Кроме того, необходимо определить и движущие силы развития этого явления. Существующие в психолого-педагогической литературе характеристики понятий "творчество", "педагогическое творчество" дают основание считать, что, прежде всего, их необходимо искать в самой творческой деятельности человека путем анализа основных ее составляющих, а именно: мотив, интерес, содержание, коммуникация и т.п. Тем самым мы определим основные характеристики модели стимулов к педагогическому творчеству.
Следует отметить, что построение структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству является необходимым условием их формирования в учебном процессе, но не единственным. Так, исключительно важное значение имеет наличие у будущих учителей глубоких знаний, умений и навыков педагогической деятельности. Без этого нельзя говорить об успешном профессиональном становлении молодого учителя, тем более о азвитии его педагогического творчества в практической деятельности. Известные педагоги не один раз делали на этом акцент. В.А. Сухомлинский отмечал, что педагогическая культура предусматривает глубокое знание учителем своего предмета [195]. Н.В. Кузьмина утверждает, что чем больше соответствие между уровнем знаний педагога и обшей системой знаний по своей специальности, а также системой знаний, отобранных в учебные планы и программы для сообщения их ученикам, тем больше вероятность, что педагог справится с задачей трансформации знания в акт раздумья над ним и овладения им учеником [102].
Итак, и в обучении (передача знаний, умений творчества), и в учении может происходить формирование стимулов к педагогическому творчеству. Это единство имеет противоречивый характер. Так, недостаточный уровень знаний, умений творчества не стимулирует творческий поиск студента. С другой стороны, отсутствие достаточного самостимулирования творчества становится тормозом на пути развития его творческих способностей.
Отметим, что в высших педагогических учебных заведениях ведутся поиски решения этого противоречия. Так, в Полтавском педагогическом университете им. В.Г. Короленка изучались возможности стажировки у мастеров педагогической практики, введения в учебный процесс специального курса "Основы педагогического мастерства", который включал изучение педагогического мастерства выдающихся педагогов прошлого, техники общения, элементов актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности [147]. Заслуживает особого внимания впервые разработанный и введенный еще в Киевском государственном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова спецкурс "Основы педагогического творчества учителя" (творческий коллектив авторов под руководством С.А.Сысоевой), который включает последовательное овладение составляющими этой деятельности, а именно: познание сущности творчества, его психо-физиологических основ, специфики педагогического творчества учителя, овладение методами психолого-педагогической оценки уровня творческих способностей учеников, технологию планирования творческой учебной деятельности учеников, создание творческих ситуаций, организацию коллективной творческой деятельности, овладение эвристическими методами решения творческих задач, оатадение приемами іірск{)ессионально-гіедагог№іеского самоусовершенствования, культурой педагогического общения и т.п. [148, 195].
Все эти усилия заслуживают всяческой поддержки. Вместе с тем, они свидетельствуют, что формирование у студентов стимулов к педагогическому творчеству требует большего внимания. Это означает, что необходимо расширить характер деятельности студента таким образом, чтобы он мог реально использовать свой собственный творческий опыт и обогащать его. Каким образом это можно сделать? Интересную мысль по этому вопросу высказал в свое время И.Я.Лернер, который считал, что "для того чтобы обучиться творческой деятельности, нет иного пути, кроме практического решения творческих задач. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения"[109, 415]. Трудно не согласиться с этим утверждением. Поэтому остановимся на связи процесса решения творческих задач с формированием у студентов стимулов к педагогическому творчеству. На наш взгляд, эта связь является непосредственной.
Методика оценивания уровня сформированное стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей
Формирование стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей является сложным процессом, конечным результатом которого должно быть становление у студентов качеств творца, стимулирующих его постоянный творческий поиск. Чтобы иметь представление, как происходит процесс формирования, необходимо осуществлять его качественный и количественный анализ. Поэтому мы сосредоточим внимание на методике педагогического оценивания уровня сформированностн у студентов стимулов к педагогическому творчеству. Обобщая результаты изучения современных исследований психологов и педагогов, и прежде всего работ В.И.Андреева, А.Н.Лука, А.Н.Леонтьева, Н.В.Кичук, Я.А.Пономарева, М.М.Поташника, С.А.Сысоевой, мы выделяем творческие качества личности, выступающие стимулами ее творческой деятельности: адекватная Я-концепция; устойчивая потребность в творчестве; устойчивая, высокая мотивация к творчеству; любознательность; устойчивый интерес к творчеству; стремление к самосовершенствованию; стремление к успеху в обучении, профессиональной деятельности; стремление быть активной личностью; желание получить удовольствие от процесса решения учебно- творческих задач; стремление развить собственный творческий опыт; желание определить и повысить уровень своих творческих возможностей; стремление к нестандартным действиям; стремление к конструктивности, рациональности; желание искать трудности, их преодолевать; стремление усилить творческий потенциал общества; поиск новизны, неопределенности; большое вдохновение; стремление к красоте, гармонии; независимость, критичность мышления; стремление стать лидером; стремление достичь определенного социального статуса; стремление быть самостоятельным; развитие инициативности; стремление содействовать обновлению жизни окружающих людей; критическая оценка достигнутых творческих результатов; ощущение ответственности перед обществом; сильная воля, позволяющая преодолевать многочисленные препятствия в творческом процессе; большая трудоспособность; творческая работа - первая потребность; ощущение собственного достоинства; стремление выиграть соревнование с самим собой, с другими творцами; ощущение собственника своей судьбы; стремление к инновации; стремление к творческому общению с другими индивидами; ориентация на гуманистические ценности творческой деятельности; стремление к самостимуляции; стремление к разнообразию; стремление получить самовознаграждение; стремление изменить качество собственной жизни; стремление получить материальное вознаграждение; стремление получить моральное вознаграждение; стремление овладевать основами творчества и т.п. Вполне понятно, что действие этих стимулов-качеств творчества происходит с различной силой, то есть вся эта система на самого творца действует неравномерно. Поэтому, чтобы процесс формирования стимулов к творчеству был целенаправленным, необходимо определить уровень их сформированное у каждой личности. Это касается и студента, который готовится к будущей творческой профессиональной деятельности. Анализ состояния подготовки будущего учителя начальных классов к педагогическому творчеству показал, что выше выделенные стимулы-качества творца у студентов не развиты и развиваются недостаточно. На решение этой проблемы не направлен и учебный процесс в высшем учебном заведении. Отсюда у студентов отсутствует четкое представление о себе как о учителе-творце, то есть у них не сформирована адекватная Я-концепция, развитие которой имеет исключительное значение для становления у будущих педагогов качеств творца. Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих собственное "Я" у человека: самосознание, самооценка, заносчивость, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения, самостимуляции и т.п. Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень стремлений, то есть представлений о том, какое "место" она заслуживает среди людей. Итак, формирование стимулов к творческой профессиональной деятельности у будущих учителей может быть системным, планомерным и целенаправленным. Поэтому, чтобы были четкими его ориентиры, целесообразно выделить определенные системы стимулов-качеств, отвечающие структурным компонентам модели стимулов к педагогическому творчеству. Они имеют такое содержание: 1. Система стимулов-качеств, связанных с мотивационным компонентом структурно-компонентной модели стимулов к педагогическому творчеству: мотивы-стимулы: стремление к самореализации творческого потенциала; стремление к саморазвитию; стремление к успеху в обучении; стремление к успеху в будущей творческой профессиональной деятельности; стремление быть инициативным, активным; самоутверждение через преодоление препятствий; необходимость овладевать основами педагогического творчества для успешной профессионатыюй деятельности; стремление приобретать собственный творческий опыт, стремление к разнообразию; стремление к гармонии в своем развитии; интересы-стимулы: интерес к решению учебно-творческой задачи; победа в творческих конкурсах среди студентов; достижение определенного статуса в студенческом коллективе; признание своих творческих возможностей среди студентов; получение удовлетворения от собственных творческих усилий; желание удовлетворить собственную любознательность; повышение уровня собственных творческих возможностей; материальное и моральное вознаграждение.