Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования физической культуры личности будущих учителей начальных классов 14
1.1. Физическая культура личности как фактор профессинально-творческого развития личности специалиста 14
1.2. Музыкально-ритмическое воспитание в эстетическом и физическом воспитании будущих учителей начальных классов 32
1.3. Содержание, сущность и структура музыкально-ритмического воспитания как средства формирования физической культуры личности учителя начальных классов 49
ГЛАВА II. Методические и организационные основы исследования.:76
2.1. Методические основы исследования 76
2.2. Организация педагогического эксперимента 86
ГЛАВА III. Музыкально-ритмическое воспитание как средство формирования физической культуры личности будущих учителей начальных классов 90
3.1. Методические основы музыкально-двигательной под -готовки студентов 90
3.2. Музыкально-ритмическое воспитание студентов в процессе практических занятии 103
3.3. Экспериментальная работа по формированию физической культуры личности средствами музыкально-ритмического воспитания у будущих учителей начальных классов 113
3.4. Критерии оценки сформированностп двигательного творчества на занятиях музыкально-ритмического воспитания ... 124
3.5. Анализ результатов формирования физической культуры личности будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-ритмического воспитания 141
Выводы 161
Практические рекомендации 163
Литература 164
Приложение 187
- Физическая культура личности как фактор профессинально-творческого развития личности специалиста
- Содержание, сущность и структура музыкально-ритмического воспитания как средства формирования физической культуры личности учителя начальных классов
- Методические основы музыкально-двигательной под -готовки студентов
- Критерии оценки сформированностп двигательного творчества на занятиях музыкально-ритмического воспитания
Введение к работе
Актуальность. На современном этапе развития общества произошли принципиальные социально - экономические преобразования. Сложившаяся социокультурная ситуация выдвигает необходимость обращения общества к общечеловеческим ценностям, возвращения образования в контекст культуры, возвышающей личность. Это существенно изменяет всю систему профессиональной подготовки будущего специалиста, особенно учителя начальных классов, так как на первой стадии школьного образования именно он выполняет социальный заказ - воспитать творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, творчески преобразовывая окружающую действительность через воспитание человека культуры и целого поколения.
Сегодня общество интересует не только наличие качественных знаний у будущих специалистов, но и нравственное, духовное и физическое состояние носителя знаний. Физическая культура является составляющей педагогической культуры и, в свою очередь, включает цели и ценности личности, стиль деятельности, мотивации, поведения.
Особое значение приобретает проблема формирования физической культуры личности у будущего учителя начальных классов, так как основная цель его деятельности - не только обеспечить усвоение учащимися теоретических знаний, но и сформировать двигательные умения и навыки, привить потребность в регулярных занятиях физической культурой, формировании здорового образа жизни (М.Я.Виленский, Р.С.Сафин, В.А.Сластёнин, В.К.Филиппов и др.).
В данном контексте потенциалами, содержащимися в составе
профессиональной компетентности должны стать: потребность в физическом
самосовершенствовании (В.М.Выдрин, В.А.Петьков и др.);
профессионально-прикладная физическая подготовка; осознанно-ценностное отношение к физическому здоровью (В.К. Бальсевич, В.Н. Курысь,
К.Д.Чермит и др.); взаимосвязь духовного, психического и физического здоровья (М.Я. Виленский, Л.П.Матвеев, Г.М.Соловьев, Н.Х.Хакунов и др.); индивидуальная физическая культура (Л.И.Лубышева, В.И.Столяров и др.).
Позиция нового видения сущности физического воспитания студентов получила развитие в работах В.К.Бальсевича, Н.Н. Визитея, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, В.Н. Курыся, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, А.П. Матвеева, В.А. Петькова, Г.М. Соловьева, В.И. Столярова, Н.Х. Хакунова и др.
Музыкально-ритмическое воспитание является важным элементом системы физического воспитания и выступает как явление системное, средства и методы которого всесторонне воздействуют на организм и личность занимающихся (С.Н.Бегидова, Л.Д.Блок, А.Я.Ваганова, Т.С.Лисицкая, Ж.Ж.Новерр, Т.Т.Ротерс и др.). Известно, что именно двигательному компоненту принадлежит ведущая роль в развитии физического потенциала человека; упорядоченность активности эффективно влияет на способы выполнения деятельности; движение является основой физической подготовки; двигательная деятельность носит культурно-преобразующий характер (В.И.Лях, Г.Б.Майксон и др.). Музыкальное сопровождение движений оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние занимающихся, повышает их моторную активность, помогает закреплять мышечное чувство, запоминать движения, развивает чувство темпа, ритма, понимание структуры музыкального сопровождения. Эмоционально-чувственное отношение к двигательной деятельности образует первичную мотивационную готовность студентов к занятиям физическими упражнениями.
Образование студентов в сфере физической культуры, включая и музыкально-двигательное, диктуется требованиями начальной школы. Неограниченная возможность пользования источниками информации (телевидение, видео, аудио, компьютер) предполагает снижение двигательного режима школьника, что имеет свои негативные последствия.
По данным О.П. Трещевой (2002), не менее 80 % хронических заболеваний развивается в школьные годы, поэтому необходимо как можно раньше приобщить детей к занятиям физической культурой. И именно учитель начальных классов на начальном этапе школьного образования должен заложить фундамент для воспитания здоровых, гармонично развитых детей, а для этого он сам должен быть приобщен к физическому воспитанию. К сожалению, наблюдается разобщенность образования и физического воспитания, что нарушает целостность процесса формирования личности, ведет к односторонности педагогического процесса.
Музыкально-ритмическое воспитание как эффективное средство формирования физической культуры личности студентов - будущих учителей начальных классов - еще не рассматривалось в науке и практике. Не осуществлен требуемый для такого подхода анализ возможности формирования физической культуры личности средствами музыкально-ритмического воспитания, не раскрыта взаимосвязь музыкально-двигательной активности студентов и целенаправленного формирования основных компонентов физической культуры личности.
Это вызвало социально и личностно значимые противоречия в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов: между признанием роли качественной профессиональной подготовки учителя и недостаточным осмыслением значения сформированной физической культуры личности как фактора, обеспечивающего это качество; между возможностью эффективного формирования физической культуры личности средствами музыкально-ритмического воспитания и практической неразработанностью данной проблемы.
Неразрешенность этих противоречий обусловила выбор темы настоящего исследования и позволила сформулировать проблему, которая заключается в обосновании музыкально-ритмического воспитания как эффективного средства формирования физической культуры личности учителей начальных классов.
7
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать
технологию формирования физической культуры личности будущих
, учителей начальных классов средствами музыкально-ритмического
воспитания.
Объект исследования - процесс формирования физической культуры личности учителей начальных классов в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования - формирование физической культуры
личности будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-
, ритмического воспитания.
Гипотеза исследования основана на том, что
музыкально - ритмическое воспитание является эффективным средством физического воспитания будущих учителей начальных классов;
представляет собой механизм развития и совершенствования физического, эстетического и духовного в человеке.
Таким образом, формирование физической культуры личности
будущих учителей начальных классов целесообразно осуществлять в
процессе музыкально-ритмического воспитания, что требует, во-первых,
разработки модели как методологического ориентира, стратегической
t составляющей процесса, а во-вторых, конструирования технологии как
процессуальной составляющей формирования физической культуры личности будущих учителей начальных классов.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования решались следующие задачи:
1. Обосновать роль и место музыкально-ритмического воспитания в
формировании физической культуры личности будущих учителей
fi) начальных классов.
2. Разработать модель формирования физической культуры личности
студентов средствами музыкально-ритмического воспитания.
8 3. Разработать и экспериментально обосновать технологию
формирования физической культуры личности студентов средствами
музыкально-ритмического воспитания.
Методологическими ориентирами исследования выступают: системный подход, актуализирующий требования к формированию ФКЛ будущего учителя начальных классов в тесной связи с другими компонентами его подготовки; аксиологический; личностно-деятельностный, ориентирующий процесс обучения на личность, раскрытие индивидуальных возможностей в образовательном пространстве вуза, диалектическое единство интеллектуального и физического развития личности, гуманизация образования как условия сохранения целостности и нравственной основы человека.
Теоретическую основу исследования составляют концепции
отечественных и зарубежных специалистов по проблемам
профессионального становления личности педагога (С.Н.Бегидова,
А.А.Деркач, В.А.Сластёнин, др.); физической культуры личности
(В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, И.К.Гунажоков, В.Н.Курысь,
Л.И.Лубышева, Г.М.Соловьев, Н.Х.Хакунов, В.И.Столяров и др.); положения о физической культуре как гуманитарной составляющей образования (М.Я.Виленский, В.Н. Курысь и др.); музыкально-ритмического воспитания (С.Н.Бегидова, Т.С.Лисицкая, Т.Т.Ротерс, Э.Жак-Далькроз, А.Я.Ваганова, Н.И.Тарасов, Т.С.Ткаченко и др.); формирования творческих способностей (В.И.Андреев, С.Н.Бегидова, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, С.Д.Неверкович, Н.Ф.Талызина и др.); ценностей и ценностных ориентации (Р.М.Рогова, Л.Н.Коган, А.Г.Здравомыслов, В.А.Сластёнин и др.); технологии индивидуально-направленного образовательного процесса в вузе (С.Н.Бегидова, Н.Н.Верцинская, К.Д.Чермит и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в работе был использован комплекс взаимодополняющих друг друга
9
теоретических и экспериментальных методов исследования: теоретические
методы: теоретический анализ исследования (сравнительно-
сопоставительный), моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: опросные (беседа, интервьюирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, методы математической статистики.
Основные этапы работы. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1993-1997 гг.) был осуществлен анализ разработанности вопроса в научной литературе, дана оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике физического воспитания, намечались исходные позиции автора.
На втором этапе (1998-2003 гг.) на основе исходных данных эксперимента разрабатывались и внедрялись в учебный процесс педагогического института предметы музыкально-ритмического воспитания, был проведен констатирующий эксперимент, позволивший установить наличный уровню сформированное физической культуры личности студентов, разработаны критерии оценки. Разрабатывались новые программы музыкально-двигательных занятий курса дополнительной специальности «Учитель ритмики и танца». Изучалась разносторонняя творческая деятельность студентов, выявлялись факторы становления физической культуры личности средствами музыкально - ритмического воспитания:
На третьем этапе (2003-2006 гг.) организован и проведен формирующий эксперимент, обработаны и проанализированы полученные данные; систематизированы и обобщены результаты исследования; сформулированы выводы и практические рекомендации; оформлен текст диссертации, приложений.
Достоверность результатов обеспечивалась методологией исследования, адекватной его целям и задачам, многократной проверкой
10 результатов исследования, диагностическими методиками различного типа, сочетанием качественного и количественного анализа; использованием репрезентативного объема выборки; учетом текущего и отставленного эффекта педагогических воздействий, корректным использованием методов математической статистики.
Научная новизна заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности студентов - будущих учителей начальных классов - средствами музыкально-ритмического воспитания;
- разработана модель формирования физической культуры личности в
процессе музыкально-ритмического воспитания, представленная
когнитивным, творческим, мотивационно-ценностным и двигательным
компонентами;
- выявлены критерии формирования физической культуры личности студентов - будущих учителей начальных классов (когнитивный, оценочно-регулятивный, деятельностно-практический);
- разработана технология формирования физической культуры
личности студентов - будущих учителей начальных классов - средствами
музыкально-ритмического воспитания.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы расширяют и дополняют современные представления о теории и методике физического воспитания: выявлены содержательные и технологические особенности курса музыкально-ритмического воспитания и его возможности в становлении физической культуры личности будущих учителей начальных классов; в обосновании потенциала музыкально-ритмического воспитания, обеспечивающего формирование основных компонентов физической культуры личности студента - будущего учителя начальных классов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная технология создает возможность для
11 целенаправленной работы по формированию физической культуры личности студента - будущего учителя начальных классов. На основании проведенного исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию педагогического процесса в Славянском-на-Кубани государственном педагогическом институте. Разработаны и включены в практику вузовского обучения новые учебные программы по музыкально-ритмическому воспитанию.
Положения, выносимые на защиту. 1. Музыкально-ритмическое воспитание является эффективным средством приобщения студентов к занятиям физической культурой, привития интереса и потребности в этих занятиях, создает условия для формирования основных составляющих физической культуры личности (интеллектуальных способностей, социально-духовных ценностей, мотивационно-цешюстных ориентации, приобщения к физкультурной деятельности, физического совершенствования).
2. Модель формирования физической культуры личности в процессе музыкально-ритмического воспитания студентов представлена следующими компонентами:
когнитивным (знания в области физической культуры, музыкально-двигательной деятельности, музыкальной грамоты, драматургии, композиции танца и т.д.);
творческим (процесс и результат творческой деятельности студентов, приобщение к духовным и эстетическим ценностям);
- мотивационно-ценностным отношением к деятельности (мотивы,
интересы, потребности);
- двигательным (музыкально-двигательные умения, навыки, физические качества).
Основные критерии, определяющие эффективность процесса формирования физической культуры личности студента средствами музыкально-ритмического воспитания:
когнитивный, оценивающий степень усвоенных и осознанных студентами понятий и представлений о ценностях физической культуры, о взаимосвязи эстетического, духовного и физического воспитания;
оценочно - регулятивный, включающий обобщенные оценки личностного развития (мотивы, потребности, интеллектуальные и двигательные умения);
деятельностно - практический, позволяющий оценить степень творческой реализации освоенных знаний и умений.
3. Разработанная технология, представляющая собой описательный аналог данного процесса, включает цель, содержание, поэтапную организацию учебного процесса (репродуктивный, нормативный, творческий этапы), средства и методы музыкально-ритмического воспитания, педагогическое взаимодействие, в том числе средства преподавания, мотивацию, диагностику, является эффективной для решения задачи формирования физической культуры личности будущих учителей начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты эксперимента докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и методики начального образования Славянского-на-Кубани государственного педагогического института; на районных семинарах: «Задачи и содержание МРВ», «Музыкально-танцевальная игра как важнейший метод эстетического и физического обучения», «Физическая культура и танец» (ст.Полтавская, Красноармейский район, 1992-1996); на научно-практических конференциях международного, федерального и регионального уровней (г.Армавир, 1999; г.Славянск-на-Кубани, 2001, 2004, Майкоп, 2005).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,- выводов, практических рекомендаций, библиографии и приложений. Основной текст изложен на 215 страницах и включает 11 рисунков, 11 таблиц, 3 диаграммы. Список использованной литературы
&
13 включает 268 источников. В «Приложении» содержатся дополнительные материалы методического характера.
Физическая культура личности как фактор профессинально-творческого развития личности специалиста
В условиях развертывающихся преобразований современного общества и радикальных изменений жизненной среды как никогда прежде обостряется необходимость социальных акций по ускорению развития физической культуры. Одна из причин - возрастающий дефицит двигательной активности в производственной деятельности и в повседневном быту современного человека.
Установившееся традиционное отделение телесности от культуры, разведение внутреннего мира и его внешней явленности, влечет за собой помимо отсутствия подлинной культуры здоровья, несостоятельность основной гуманистической идеи о целостности человека, нерасторжимом единстве природного и социального в нём.
Человечество достигло той черты, за которой регресс становится необратимым. Учитывая это, не случайно обращение многих исследователей физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, СП. Евсеев, В.Н. Курысь и др.) к ценностно-смысловым основам его генезиса (14, 81, 86, 142, 161).
В этих условиях общество обязано - в силу исторической ответственности перед своими гражданами - неукоснительно и последовательно реализовывать принципы общедоступной физической культуры, всемерного приобщения каждого к ее ценностям соответствующими материальными, правовыми, патронатными и другими гарантиями (255).
Л.П.Матвеев рассматривает физическую культуру как «часть общей культуры, совокупность движений в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа, сознательно организуемое и управляемое физическое развитие людей» (172, с.328).
На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысливания многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках общеобразовательных программ (77, 123, 145, 173, 225, 253).
Осмысление происходящих перемен в обществе привели ведущих специалистов к изменению взглядов на сущность физического воспитания человека в современных условиях развития общества. Современная физическая культура получила новые направления и связана с именами известных ученых, которые под содержанием процесса воспитания физической культуры личности человека подразумевают активное воздействие на его физические способности, но, прежде всего, на его чувства, сознание, психику и интеллект, что позволяет обеспечить формирование устойчивых положительных мотивационно-ценностных ориентации, интересов и потребностей в сфере физической культуры личности (17, 22, 49, 51,81,84,115,161,188,255,261).
Физическая культура, как подчеркивают многие авторы, связана с социальным преобразованием тела человека, его физического состояния, с одной стороны, а с другой - она оказывает влияние на развитие личности, формирует у нее ценностные установки, жизненную стратегию, образ мышления и мировоззрение в целом. Поэтому физическая культура личности - это не только физическое развитие человека, но и нравственное, интеллектуальное. Проблеме формирования физической культуры личности в настоящее время посвящены работы В.К.Бальсевича, М.Я.Виленского, В.А.Петькова, В.А.Пономарчука, Н.Х.Хакунова, Г.М.Соловьева, М.Х.Коджешау и др. (16, 21, 52, 122, 194, 227, 256).
Н.Х.Хакунов рассматривает физическую культуру личности в двух аспектах, как подсферу культуры личности и в аспекте ее отражения в образе жизни и физическом облике человека (здоровый образ жизни, который охватывает широкий диапазон видов жизнедеятельности личности, общественных групп, включает и мотивы деятельности, ценностные ориентации, распространяясь на все стороны знаний и умений, типов общения и поведения людей труда и отдыха (трудовой и рекреационной деятельности) (255).
Важное значение имеет соотношение физической культуры с другими подсферами уровня человека: роли- и месте физического совершенствования в общей структуре гармонически развитой личности, роли и месте физического совершенствования в становлении личности, - установке рационального соотношения времени, средств и форм занятий, затрат духовных сил на физическое совершенствование и на удовлетворение иных культурных потребностей, а так же и развитие других сторон личности; - месте занятий физическими упражнениями в организации общего режима жизнедеятельности; - связи физической культуры с творческим началом личности, с ее общей социальной активностью, формами и направленностью последней. Овладение физической культурой происходит в образовании, обучении и воспитании. Предполагает выход человека, индивида за рамки самого себя, а потому детерминирует формирование универсального тела, способного к определенной универсальной роли и универсальной деятельности, воспитания субъекта, нуждающегося в знаниях. А это ничто иное, как процесс передачи от одного поколения к другому. Овладение физической культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (в результате общения) и самообразования, в том числе и в аспекте передачи социального опыта в сфере физической активности и в образе жизни подрастающему поколению. Осваивая ранее накопленный опыт, человек может и должен внести свой собственный вклад в культурный слой (29, 103, 104,255). Понятие «культура - сложная система, вбирающая и отражающая целый ряд противоречий: между социализацией и индивидуализацией (6, 9, 263), между нормативностью культуры и той свободой, которую она же представляет (6, 11, 108), между традиционностью и потребностью в обновлении, которое обязательно происходит (22, 208, 234). Эти и другие противоречия составляют не только сущность культуры, но и являются источником её существования и развития. Рассматривая культуру в аспекте педагогического образования, ученые доказали, что непрерывный процесс овладения культурой (эстетической, физической и др.), накладываясь на конкретную индивидуальность, формирует менталитет личности и обеспечивает его непрерывное развитие, стимулируя потребность в творческой профессиональной жизнедеятельности (20, 34, 35, 89, 126). Культура рассматривается как сложная, многоуровневая система и разделяется по её носителю (34, 108, 148). Мировая культура - синтез достижений человечества. Национальная неповторимость и оригинальность в сферах жизнедеятельности народов. Материальная - культура труда, быта, жилища. Физическая - отношение человека к собственному телу. Каждая из них включает культуру отношения к миру, к другим людям и к себе с позиций трёх великих ценностей красоты, истины, добра. Взаимосвязь этих ценностей выступает как ядро индивидуальной и профессиональной культуры личности (98). Поэтому она представляет собой целостное личностное образование, включающее в себя когнитивно-мотивационный, коммуникативный, конативный, эмоциональный и деятельный двигательный компоненты, в которых находят отражение ценностные ориентации и качества личности, выражающие то истинно-человеческое, что заложено в мировой культуре: знания, чувства, способы деятельности и общения, действия и поступки (20, 34, 35, 126).
Содержание, сущность и структура музыкально-ритмического воспитания как средства формирования физической культуры личности учителя начальных классов
Любой педагогический процесс для достижения наибольшего эффекта должен идти по заранее спланированной схеме. Согласно концепциям М.Я. Виленского и В.И.Столярова разработана модель ФКЛ педагога, которая состоит из блока знаний в области физической культуры, блока мотивационно-ценностного отношения (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности), блока физического совершенства (физические качества, .двигательные умения, двигательные навыки, физическая подготовленность), блока физкультурно-спортивной деятельности (61). Данную модель характеризуют следующие основные черты: а) направленность на достижение физического совершенствования, которое предполагает: комплексное развитие физических качеств человека, создающие универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности; - формирования всех компонентов физической культуры (культуры, здоровья, телосложения, двигательной культуры); - свободное и искусное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящие ему не только желаемые результаты, но и наслаждение, радость; - соответствие физического развития критериям гармонии и красоты; б) ориентация социального . субъекта на постоянное физическое совершенствование, прогресс в физическом самосовершенствовании с учетом возможностей индивида, группы, общества; в) стремление социального субъекта к органичному дополнению физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творчества и др.) и духовного совершенствования развитием духовной культуры во всех формах ее проявления (нравственной, эстетической, экологической, культуры общения и др.). В рамках этой модели выделены наиболее значимые знания, умения и навыки, характеризующие физическую культуру студентов педагогических специальностей, которые систематизированы в соответствии с тремя компонентами структуры личности - когнитивным, эмоциональным, поведенческим (38). Модель МРВ является средством формирования физической культуры личности будущего учителя начальных классов. Имеет структурные компоненты: - когнитивный - теоретические знания в области физической культуры, музыкально-двигательной деятельности, основ музыкальной грамоты и драматургии, композиции танца, ИЗО; - творческий - развитие творческой личности, приобщение к духовным и эстетическим ценностям; - мотивационно-ценностного отношения (мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности); - двигательный - музыкально-двигательные умения, навыки, физические качества. МРВ как средство становления физической культуры личности может активно содействовать: развитию координационных способностей, от которых зависят последующие возможности музыкально-двигательной активности и самосовершенствование (92); - формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой, музыкально-двигательной деятельностью; - коррекции психического развития; - организации условий для полезного заполнения свободного времени; - формированию позитивных нравственных позиций. В качестве средств музыкально-ритмического воспитания были избраны занятия танцевальной гимнастикой, ритмической гимнастикой, бальным танцем, народным танцем, эстрадно-спортивным танцем, занятия в творческих коллективах.
При этом важным является сочетание широкой культурной и общепрофессиональной подготовки с глубокой последующей специализацией. Однако в профессиональной подготовке нужно остерегаться двух вещей «окостенения», когда ограничиваешься своей специальностью, и «дилетантства», когда выступаешь из нее (71).
Поиск эффективных форм и методов активизации учебно-познавательной деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость (98). Ю.А.Зубарев, В.П. Зинченко, А.И.Шамардин определяют процесс оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов как научную проблему. Любая система нуждается в обновлении, в инновационном вливании нового, иначе она начинает дряхлеть и разрушаться. Так и система физической культуры требует нахождения новых приемов и новаций.
На наш взгляд МРВ является существенным в развитии двигательного образования, направленного на физическую культуру личности. При этом мы не рассматриваем систему МРВ, а рассматриваем ее направленность на физическую культуру.
МРВ яркий эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Приобщая студентов к музыке через различные виды музыкально-ритмической деятельности необходимо иметь в виду активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания. «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слушать музыку, непременно совершенствуя умение вслушиваться в вдумываться в неё» (119, с.32).
Методические основы музыкально-двигательной под -готовки студентов
Ж.Ж. Новерр, разделял танец на два вида: механический чистый танец и танец пантомимический или действенный. Первый радует глаз симметрией движений, изяществом поз, многообразием движений, грацией исполнителя.
Второй вид танца действенный является душой первого, придает ему жизнь, выразительность, пленяет, сердце, будит в нем трепетное чувство (88).
Он сравнивает работу учителя танцев с работой учителя живописи. «Сперва они заставляют учеников рисовать овал, затем отдельные части лица и, наконец, объединяют все эти элементы, чтобы изобразить голову. Также и с другими частями тела. Когда ученик приступает ко всей фигуре преподаватель показывает ему, как оживить эту фигуру, объясняет, каким образом распределить штрихи, придающие жизнь и запечатляющие на лице уловленные страсти и чувства. Учитель танца, подобно живописцу, обучив своего ученика па, умению комбинировать их одно с другим, расположению рук, посадке корпуса и положениям головы, должен еще показать, как придать им с помощью лица экспрессию и выразительность» (88, с. 60).
Согласованность движений в хореографии можно разделить на простые и сложные координации. Простые - это одновременные и однонаправленные движения рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные движения рук и ног. Сложные - одновременные разнонаправленные движения, переключения с однонаправленных на разнонаправленные движения, с одного темпа на другой, движения в выворотном положении ног, вращения с однонаправленным и одновременным передвижением по площадке (207).
Танцевальная музыка должна быть более легкой и так как она предназначена для большого разнообразия поз, то должна быть и весьма разнообразной. Только музыка может сообщить ту страстность передачи, какую слова внушают певцу. Музыка должна дополнить на языке души все то, что танцу не под силу передать позами и жестами (88, с. 102). Если в первую подготовительную часть урока или разминку, где решаются задачи положительного эмоционального настроя, наряду с элементами хореографии вводятся упражнения ритмической гимнастики (упражнения художественной гимнастики; упражнения для рук, шеи, плечевого пояса, упражнения на расслабление мышц), а также ходьба, бег, прыжки, подскоки и при подборе музыкального материала необходимо это учитывать. Программа по курсу МРВ, предложенная студентам педагогического факультета, базируется на следующих теоретических положениях: - музыкально-двигательные навыки не являются общим аспектом обучения и не могут быть перенесены из других сфер деятельности человека; - процесс овладения студентами программным материалом должен осуществляться поэтапно, основываясь на реализации основных дидактических принципов. Занятия по МРВ на первом курсе для студентов - будущих учителей начальной школы проводится в два этапа: первый этап - освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов бального танца, историко-бытового, а также народного танца. Студенты приобретают теоретические и практические знания, необходимые им для начального овладения курсом; второй этап - совершенствование полученных знаний, продолжение изучения танцевальной гимнастики (тренаж), освоение репертуара массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, детских плясок и игр, знакомство с современными танцевальными направлениями. Студенты овладевают навыками и приемами творческой деятельности, они знакомятся с алгоритмами составления танцевальных комбинаций и упражнений, методами подбора музыкального сопровождения, воплощении музыкального образа в движении. Основные требования на данном этапе это: глубокое восприятие музыки и способность передавать ее содержание эмоционально и точно в своих движениях; развитие самостоятельности и творческой активности. Теоретический раздел предполагает знание студентами основы музыкальной грамоты, представление о месте и значении МРВ в системе физического, эстетического и нравственного воспитания; понятие о методике МРВ; теоретических основ о взаимосвязи движения и музыки; драматургии в танце и чтения танца по записи. Практический материал для студентов разделен на следующие разделы: ритмические упражнения; музыкальные игры; классический экзерсис; детские музыкальные игры и пляски; танцы народные и современные; упражнения физической культуры для рук, плечевого пояса и шеи, а также на расслабление мышц. Вариант структуры урока для 1 этапа. Первая подготовительная часть урока (разминка) оставляет 5-10% от общего времени. В этой части решаются задачи общего настроя занимающихся, перехода организма на другой уровень функционирования. Основное содержание подготовительной части составляют следующие упражнения: - вход студентов в танцевальный зал (марш, полька и другие танцевальные мелодии), движение по кругу, перестроения; - разновидности ходьбы на месте, с продвижением; - простейшие танцевальные шаги или небольшие соединения; - разминка для головы, плеч, рук, корпуса, ног; - наклоны, выпады, бег, подскоки; - поклон. Ходьба, танцевальные шаги имеют локальный характер. При наклонах включаются в работу большие группы мышц. Воздействие подобных упражнений приобретают региональный характер, поэтому они выполняются только после предварительной разминки. Бегом и подскоками можно завершить подготовительную часть (24, с. 12). Таким образом, при построении данной части занятия следует придерживаться принципа: от локального воздействия на опорно-двигательный аппарат к региональному, а затем к глобальному (24). Вторая часть урока (основная) занимает 80-85% всего времени занятия: - изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки; - работа над комбинациями движений, этюдами, танцами. Третья часть урока (заключительная) занимает 5-10% общего времени занятия.
Критерии оценки сформированностп двигательного творчества на занятиях музыкально-ритмического воспитания
Вопросы оценки творческого процесса индивида, его личностных качеств достаточно трудные. Ученые, занимающиеся проблемами творчества, пытались и пытаются определить критерии для оценки творческой деятельности человека (62, 132, 240).
П.Ф.Кравчук предлагает использовать следующие критерии: творческая самостоятельность как способность находить новые решения не только на основе имеющихся знаний, но и в систематическом целенаправленном поиске новых; сформированная устойчивая потребность применения своих творческих способностей в деятельности; непреодолимое стремление и способности к самосовершенствованию, к сознательному развитию и формированию своих возможностей к творчеству (132).
Калошина И.П. в своей работе отмечает: что критерий - разработка субъектом на осознаваемом и неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировочной основы для последующего способа решения задачи (107). Для оценки сформированности творческости у студентов будущих учителей начальных классов были разработаны следующие критерии ( табл. 2).
Одним из условий формирования опыта моторного творчества на практических занятиях, является хорошо усвоенные знания, объем и качество усвоенных музыкально-двигательных действий, а также опыт из воспроизведения, которые приобретаются на этапе репродуктивной деятельности (22). была принята способность студентов воспроизводить полученные знания, использовать известные приемы и действия. Например, освоение танцевальных движений под музыкальное сопровождение, определение на слух музыкального размера, фразы, предложения и т.д.
Критерии моторного творчества в конце репродуктивного и нормативного и собственно творческого этапа оценивались дифференцированно по 10-балльной системе согласно целям и задачам каждого этапа.
В конце первого этапа студентам были предложены тестовые задания, которые давали возможность оценить качественный уровень освоенности репродуктивного моторного творчества. Например, исполнить танцевальное движение или танцевальную комбинацию под музыкальное сопровождение, передать в движении или этюде музыкальный образ с элементами импровизации и др. Программа курса в основном освоена всеми студентами, но на разном качественном уровне (табл. 3,4).
Высокого уровня развития достигли КГ 24,9%; ЭГ 36,8% студентов; среднего КГ 35,7%; ЭГ 38,3%, низкого КГ 39,4%; ЭГ 24,9%.
Несмотря на сложность программы для начинающих заниматься музыкально-двигательной деятельностью 60,6% КГ и 74,9% ЭГ студенток достигли среднего и высокого уровня. Это связано с тем, что девушки эмоционально более восприимчивы к музыке, увлекаются самим процессом. На первом курсе девушки обычно пытаются усвоить по возможности все, что им преподают, заинтересовываются той деятельностью, которая несет им принципиальную новизну (138).
На данном этапе необходимо усилить мотивацию учебного процесса, показать связь МРВ с будущей профессиональной деятельностью. Мотивация студентов значительно повышается, если учебный материал имеет ярко выраженную профессиональную направленность (23, 25, 57, 179).
На нормативном этапе студенты выступали не только объектом обучения, но и субъектом самостоятельного поиска решений. Приобретали опыт умственно-эмоционального переживания двигательного действия. Теоретически изучали технологию подбора музыкального сопровождения для комплексов ритмической гимнастики, танцевальных комбинаций, их композиционные решения, ракурсные исполнения движений и поз. Особое внимание уделялось освоению новых двигательных элементов, совершенствованию ранее изученных, так как длительное изучение, повторение и сочетание небольшого количества движений дает возможность их качественного усвоения.
Развивались навыки передачи музыкального содержания и создания музыкального образа двигательными средствами. Выделялось время для свободной импровизации под заранее подобранную музыку.
Развитие нормативного творчества начинается у каждого студента индивидуально, когда воспроизводя то или иное двигательное действие он преобразует его, включает в различные комбинации и сочетания (22). Разнообразное сочетание движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию, воображение.
Нормативная творческая деятельность способна снабдить студента методами анализа, критической оценки творчества и принятия решений. Она должна стать объектом усвоения в процессе обучения (108).
Задания отвечали дидактическим принципам, что повышало эффективность и ускоряло процесс творчества.