Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. class1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 8
1.1. Ритм в характеристике двигательного действия 8
1.2. Состояние вопроса о формировании чувства ритма у детей с нарушением слуха 21
1.3. Заключение по обзору литературы 29
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАШЗАЦЙЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Цель и задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования 48
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ В ЗАДАННОМ РИТМЕ УЧАЩИМИСЯ І-ІV КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СРАВНЕНИИ С НОРМАЛЬНО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ 52
3.1. Внутренняя ритмическая структура общеразвивагощих упражнений 52
3.2. Особенности выполнения в заданном ритме простых движений конечностями и движений с предметом 56
3.3. Особенности выполнения в заданном ритме обще-развивающих упражнений при музыкальном сопровождении и световых сигналах 83
ГЛАВА ІV. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТІЛА У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РИТМИКИ 90
4.1. Систематизация физических упражнений и музыкально-ритмических заданий по формированию чувства ритма у учащихся І-ІV классов специальной школы 90
4.2. Некоторые особенности методики обучения ритмическим упражнениям детей с нарушением слуха 98
4.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение 104
ВЫВОДЫ 117
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122
- Ритм в характеристике двигательного действия
- Цель и задачи исследования
- Внутренняя ритмическая структура общеразвивагощих упражнений
- Систематизация физических упражнений и музыкально-ритмических заданий по формированию чувства ритма у учащихся І-ІV классов специальной школы
Введение к работе
Актуальность. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР об "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" обращается внимание на улучшение системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, в том числе и с нарушением слуха. "Для них создана и развивается сеть школ-интернатов, санаторно-лесных школ и других специальных учебно-воспитательных учреждений, где обучение и воспитание сочетается с квалифицированным лечением".35
Основная цель, которой подчиняется вся работа данных учреждений, заключается в медицинской, социальной и трудовой реабилитации детей с дефектами развития. Она требует с первых шагов обучения целенаправленной работы по коррекции как основного дефекта, так и в равной мере связанных с ним других (вторичных) отклонений (Л.С.Выготский, 1930; Ф.Ф.Рау, I960; P.M.Боскис,1963; А.И.Дьячков, 1967; К«ЛпЕ, 1971; К.Г.Коровин, 1976; В.И.Бель-тюков, 1977; В.И.Лубовский, 1978; Э.И.Леонгард, 1978,1982; А.А.Катаева, 1978).
Одним из последствий нарушения слуха является то, что, не воспринимая в полной мере все многообразие окружающих звуков, ребенок затрудняется воспроизвести ритм. В литературе довольно часто можно встретить указания на затруднения в выполнении движений в заданном ритмическом рисунке у детей с нарушением слуха. (Н.И.Мусатов,1941; Ф.Ф.Рау,1973; А.П.Гозова,1977; Т.В.Розанова, 1978; Scwvce, 1972). Причиной этого называется ранняя потеря слуха, и как следствие - аритмия движений. Из разнообразных характеристик двигательной деятельности ритм представляет собой й "Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы": Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 апреля 1984 года. Правда, 1984, 14 апреля наиболее тонкую структуру, особенно зависящую от состояния слуха. Вместе с тем овладение ритмом чрезвычайно важно для развития двигательных способностей детей от чего, в свою очередь, зависит успешность овладения ими слоеными в координационном отношении двигательными умениями и навыками, а в будущем - профессионально-трудовая ориентация.
Многие советские дефектологи, наблюдая тот факт, что детям с нарушением слуха сложнее, чем слышащим, овладеть ритмом движений, поднимали вопросы их ритмического воспитания. Благодаря их усилиям, в учебные планы специальных школ были введены уроки ритмики для І-ІУ классов. Но методическая сторона до последнего времени остается недостаточно разработанной. Не освещена эта проблема и в литературе по физическому воспитаьпш детей с нарушением слуха, а анализ практики показывает, что данный аспект работы осуществляется недостаточно, так как содержание учебного материала и методические приемы, перенесенные из общеобразовательной школы, в этих условиях оказываются мало эффективными.
Таким образом, изучение процесса формирования ритмичности движений при нарушении слуха у детей имеет несомненный теоретический и практический интерес. Для теории сурдопедагогики важна детальная осведомленность в структуре и соподчиненноети отдельных фаз данного процесса, охватывающего любой двигательный акт, также как и важны сведения о характере восстановления утраченных или сниженных способностей на разных этапах возрастного развития детей с дефектами слуха. Для практики физического воспитания и специальной педагогики немаловажную роль играет нахождение оптимальных условий для улучшения восприятия и воспроизведения ритма движений, составляющих основу как физкультурно-спортивной, так и трудовой деятельности.
Учитывая теоретическую и практическую значимость этой проб- лемы, мы и посвятили свое исследование ее разработке.
Цель исследования заключалась в определении оптимальных условий формирования чувства ритма у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры и ритмики и в разработке специальных заданий и упражнений для учащихся І-ІУ классов специальной школы (для слабослышащих).
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие конкретные задачи:
Изучить у учащихся І-ІУ классов с нарушением слуха ритмическую структуру движений
Изучить особенности воспроизведения учащимися с нарушением слуха заданного ритма элементарных движений, общеразвивающих упражнений и действий с предметом
Выявить оптимальные условия, при которых у детей с нарушением слуха будет осуществляться наиболее успешно формирование чувства ритма
Разработать и экспериментально проверить специальные упражнения и задания, способствующие формированию чувства ритма у слабослышащих детей на уроках физической культуры и ритмики.
Рабочая гипотеза. В разработке проблемы мы исходили из того положения, что "чувство ритма" формируется как "функциональная система" Ш.А.Бернштейн,1947; П.К.Анохин,1968) при комплексном и согласованном взаимодействии целого ряда анализаторов (В.М.Бехтерев,1882; Н.А.Крестовников,1947) и подчиняется определенным физиологическим (А.А.Ухтомский,1950; И.М.Сеченов,1952; Э.А.Асра-тян,1953; И.П.Павлов,1954) и биомеханическим закономерностям (С.Г.Геллерштейн,1958; Д.Д.Донской,1969,1975). Известно, что при нарушении того или иного звена функциональной системы, формирование ее возможно при опоре на другие, составляющие ее компоненты. В школьные годы, когда происходит интенсивное развитие моторики, имеются благоприятные условия для коррекции и компенсации дефектов в процессе общепедагогических и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что для формирования чувства ритма у детей с нарушением слуха необходимо применять методические приемы с использованием зрения, тактильных ощущений и остаточного слуха. Предполагалось, что задачи формирования ритма движений на уроках физической культуры и ритмики будут успешно решаться при условии, когда традиционные методы объяснения и показа дополнятся световыми сигналами, синхронными музыкальному сопровождению.
Научная новизна и практическая значимость. Впервые в педагогической практике проведено сравнительное исследование ритмичности элементарных движений конечностями и движений с предметом у учащихся с нарушением слуха в сравнении с учащимися общеобразовательной школы. Впервые на основе кинограмм общеразвивающих упражнений были получены их кинематические характеристики, показаны отличия детей с дефектами слуха от здоровых сверстников. У учащихся І-ІУ классов с нарушением слуха выявлены характерные изменения во внутренней ритмической структуре общеразвивающих упражнений: чрезмерно быстрое и резкое начало движений с переоценкой времени и амплитуды, близкое к задаваемому темпу выполнение средней части упражнений и вновь резкое замедление в конечной части с недооценкой времени и амплитуды. Установлено, что при восприятии заданного ритма движений большие амплитуды и отрезки времени дети с нарушением слуха переоценивают, малые - недооценивают. Эта закономерность проявляется как в элементарных движениях, так и в сложно координированных действиях и заданиях с предметом. Определены условия благоприятной динамики формирования чувства ритма. Установлено, что на точность воспроизведения заданного ритма у детей с нарушением слуха влияют различные факторы: возраст, степень снижения слуха, характер инструкции и подкрепление ее образным показом, тактильными ощущениями и световыми сигналами. Сконструирован и изготовлен прибор - "Импульсный световой сигнализатор", который помогает детям с нарушением слуха более коррдиниро-ванно и ритмично выполнять общеразвивающие упражнения, хореографические и танцевальные задания на уроках физической культуры.и ритмики. Разработаны и экспериментально проверены специальные упражнения и задания, способствующие формированию чувства ритма у слабослышащих школьников.
Предложенные нами содержание занятий и методические приемы по формированию чувства ритма у детей с нарушением слуха внедрены в практику физического воспитания школы-интерната В 10 Калининского района г.Москвы и школы-интерната JS 15 г.Томска..
Основные положения, выносимые на защиту
У детей с нарушением слуха в возрасте 7-12 лет чувство ритма менее развито, чем у их сверстников из общеобразовательной школы, что проявляется при воспроизведении заданного ритма как в общеразвивающих упражнениях, так и в действиях с предметами.
Формирование чувства ритма у учащихся с нарушением слуха возможно успешно осуществлять путем применения специальных упражнений с использованием зрения, тактильных ощущений и остаточного слуха.
Использование "Импульсного светового сигнализатора" в сочетании с музыкальным сопровождением во фронтальной работе со слабослышащими детьми способствует более быстрому освоению ими ритмического рисунка разучиваемых упражнений.
class1 АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ class1
1.1. link1 Ритм в характеристике двигательного действия link1
Современное состояние научных знаний в физиологии, психологии, общей педагогике, биомеханике и теории физического воспитания позволяет выделить основные направления в изучении ритма как общебиологического явления и его частных проявлений в двигательной деятельности человека. В широком понимании ритм представляет собой закономерное чередование элементов, составляющих процессы, распространенные в природе, соизмеримые во времени и пространстве, например: смена времен года, дня и ночи, естественные процессы дыхания и сердцебиения и т.д. Ритм присущ и движениям человека.
Новейшие исследования ритма движений основываются на тех принципах, которые установлены в отечественной физиологии И.М.Сеченовым (1891,1908), А.А.Ухтомским (1927), И.П.Павловым (1951), Н.Е.Введенским (1951).
И.М.Сеченов впервые раскрыл физиологический смысл чувства времени и роль различных ощущений, особенно слуховых и мышечных, в возникновении и развитии способности оценивать длительность времени, продолжительность паузы, лежащих в основе так называемого "чувства ритма".
И.П.Павлов показал, что при формировании двигательного ритма обязательным компонентом является образование условного рефлекса на время, физиологическую основу которого составляет динамическая смена основных нервных процессов - возбуждения и торможения - происходящих в коре больших полушарий.
Н.Е.Введенский ввел понятие лабильности нервной системы в изучение временной характеристики возбудимой ткани, понимая под лабильностью количество процессов возбуждения, которые в единицу времени могут быть проведены тем или иным нервно-мышечным прибором.
Формирование ритма нельзя рассматривать в отрыве от учения А.А.Ухтомского об усвоении ритма, согласно которому сонастроение ритмов и темпов деятельности отдельных участков нервной системы лежит в основе ритмообразования. При этом скорости вегетативных процессов становятся .синхронными со скоростями двигательного ан Илсамбля. Вся эта слоЕная работа Ц.Н.С. по регуляции физиологических отправлений опирается на механизм усвоения ритма как существенного фактора образования доминанты, а вместе с тем и динамического стереотипа. Через процесс усвоения ритма доминанта приобретает полноценное рабочее значение. В результате преодоления начальной неналаженности центральных регуляционных процессов создаются условия, когда двигательная деятельность становится под контроль строго определенного объединения центров, работающих в едином оптимальном для данных условий ритме. Преодоление начальной неналакенности центральных процессов при условии нового ритма деятельности осуществляется путем систематического повторения ритмовых действий.
Развивая данное направление, И.М.Вшоградов (1958) подчеркивал, что при выработке условного рефлекса на время создается "новый ритмический процесс, та или иная периодика изменений состояния возбуждения в нервных центрах".
Следует отметить, что экспериментальных работ, посвященных специально изучению чувства ритма, относительно немного. В основном они встречаются в психологической литературе. Все исследователи сходятся во мнении, что чувство ритма имеет моторную природу и его характеризуют следующие особенности (Б.М.Теплов,1947):
- закономерное соотношение длительности элементов, составляющих сложную структуру данного процесса (длительности отдельных элементов не равнозначны, одни короче, другие длиннее и разделены такЕе неодинаковыми по длительности промежутками - паузами);
- различие отдельных элементов по усилию: отдельные элементы процесса не равноценны. Некоторые из них выделяются, акцентируются (акцентирование отдельных звуков в музыкальных произведениях или акцентирование отдельных движений в спортивном целостном упражнении);
- формирующее значение: ритм связывает отдельные элементы процесса в единое целое, что придает структуре данного процесса внутреннюю законченность и определенность;
- эмоциональный характер. Поскольку ритм воспринимается активно, соучастно, он является важным средством эмоционального воздействия.
Цель и задачи исследования
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение передового опыта учителей физической культуры и ритмики, а также собственный опыт практической работы позволил нагл сформулировать цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования заключалась в определении оптимальных ус- -ловий формирования чувства ритма у детей с нарушением слуха на уроках физической культуры и ритмики и в разработке специальных задании и упражнений для учащихся І-ІУ классов специальной школы (для слабослышащих).
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить у учащихся І-ІУ классов с нарушением слуха ритмическую структуру движений.
2. Изучить особенности воспроизведения учащимися с нарушением слуха заданного ритма элементарных движений, общеразвиваю-щих упражнений и действий с предметом.
3. Выявить оптимальные условия, при которых у детей с нарушением слуха будет осуществляться наиболее успешно формирование чувства ритма.
4. Разработать и экспериментально проверить специальные упражнения и задания, способствующие формированию чувства ритма у слабослышащих детей на уроках физической культуры и ритмики.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Изучение медицинских карт детей с нарушением слуха.
3. Педагогические наблюдения.
4. Констатирующий эксперимент.
5. Киносъемка и анализ ритмической структуры движений.
6. Контрольные задания.
7. Тестирование и обучение учащихся с нарушением слуха при помощи специально сконструированного "Импульсного светового сигнализатора".
8. Обучающий педагогический эксперимент.
9. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы
Вопросы изучения ритма привлекают внимание многих специалистов, работающих в разных областях науки. Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам и уточнения методов исследования чувства ритма изучалась литература о возрастном станов- лении и методах воспитания его у детей младшего школьного возраста. Всего было проанализировано и изучено 210 работ, из них 202 отечественных авторов и 8 - зарубежных. Поэтому мы изучали литературу по физиологии, психологии и педагогике, освещающей ритм в трудовой, учебной деятельности и в искусстве, анализировали ритм в биомеханике и спорте, а также в литературе по дефектологии.
Внутренняя ритмическая структура обще развивающих упражнений
В дефектологической литературе, как видно из I главы, довольно часто встречаются высказывания о нарушениях ритма движений у детей с дефектами слуха. Так как в основе "чувства ритма" лежит комплекс различных ощущений при ведущей роли слуховых, то именно потеря слуха отрицательно сказывается на его развитии, а раннее поражение слуха часто становится причиной грубых нарушений ритма движений. Однако остается не раскрытым конкретное проявление этих нарушений.
Исходя из того, что ритм является комплексной динамико-временной характеристикой движешія и наиболее полные объективные данные о внутренней ритмической структуре движений можно получить путем биомеханического анализа их, мы подробно изучили хронограммы и кинограммы четырех движений, выполненных за 5 с; 2,5 с; I с учащимися с нормальным слухом и нарушением его. В сравнительном анализе предполагалось выяснить, во-первых, есть ли изменения во внутренней ритмической структуре движений у учащихся с нарушением слуха и, во-вторых, можно ли в этих изменениях установить какую-либо закономерность. Результаты представлены в таблицах 3-6 и рисунках 3-8.
Прежде всего необходимо отметить, что нормально развивающиеся дети выполняли тестовые упражнения заметно более легко и непринужденно, чем учащиеся из специальной школы. Анализируя первое упражнение (таблица 3): из исходного положения, основная стойка: руки вперед - вверх, мы видели, что начало движения у многих из них происходило существенно быстрее (рис.3), чем в последующий момент времени. Это свидетельствует о том, что чувство равномерности движений у них еще недостаточно развито.
Систематизация физических упражнений и музыкально-ритмических заданий по формированию чувства ритма у учащихся І-ІV классов специальной школы
Младший школьный возраст наполнен разнообразной двигательной деятельностью детей - игровой, бытовой, учебной, спортивной -в которой в значительной мере отражается степень развития способности к восприятию ритма и построению детьми в соответствии с этим своих движений.
Из разнообразных характеристик других видов двигательной деятельности, ритм представляет собой наиболее тонкую структуру, особенно зависящую от состояния слуха. Поэтому задачи формирования чувства ритма и развития ритмичности у детей с нарушением слуха выдвигаются на первый план в дефектологической теории и практике давно.
Для выявления того, как осуществляется задача формирования ритма .движений на уроках физической культуры и ритмики и определения рациональных средств и методических приемов работы мы перед экспериментальным обучением ознакомились с опытом работы учителей в специальных школах-интернатах для детей с нарушением слуха городов Москвы и Томска.
Для более тщательного изучения вопросов, связанных с обучением ритмическим движениям учащихся специальных" школ, был проведен анализ программ по физической культуре и ритмике для детей с нарушением слуха. Кроме того, в течение 1982-1983 учебного года велись систематические педагогические наблюдения за учащимися 1-4 классов на уроках физической культуры и ритмики, анализировалось качество усвоения ими учебного материала, направленного на формирование ритма движении. Проведенный анализ программ, обобщение опыта работы учителей в начальных классах специальных школ и наблюдения за учащимися показали следующее.
В программе по физической культуре для школ слабослышащих нет раздела по воспитанию чувства ритма. Предполагается, что эта работа проводится на уроках ритмики. Динамические наблюдения за учащимися специальных школ в процессе их различной двигательной деятельности показали, что нарушение ритмической структуры необходимо корригировать при освоении каждого нового вида движений. Поэтому целесообразно на уроках физической культуры, а не только ритмики, применять специальные упражнения и задания по развитию чувства ритма с использованием для этих целей остатков слуха, зрения и тактильно-вибрационного чувства. Это создает благоприятные условия для повышения координационных возможностей детей и способствует сокращению сроков обучения.
Хотя в программах по физической культуре и ритмики включен учебный материал, который может способствовать формированию ритма движений, однако в них недостаточно представлен диапазон необходимых упражнений, и они составлены без достаточного учета особенностей детей и их двигательного опыта. Анализ особенностей усвоения учащимися с дефектами слуха программного материала, наблюдения за ними из урока в урок с сопоставлением влияния предлагаемых упражнений и сравнением с достижениями учащихся общеобразовательной школы этого возраста, а так же результаты констатирующих экспериментов явились исходными при подборе и систематизации учебного материала.
Исследованиями Й.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.Н.Крестовникова, В.С,Фарфеля и других была доказана роль двигательного анализатора в осуществлении регуляции ритма движений; в связи с этим в систему заданий были включены такие физические упражнения, которые имели бы прямое воздействие на проприорецептивную чувствительность занимающихся. Еще И.П.Павлов указывал на громадное количество проприорецепторов, заложенных в мышцах и сухожилиях тела человека. Они являются самым первыгд приемником тех ощущений, на основе которых происходит установление новых временных связей в центральной нервной системе и формирование тренируемых двигательных навыков.
Повышение чувствительности нервных окончаний проприорецепто-ров, согласно учению И.М.Сеченова, происходит на основе разобщения ощущений. Разобщить два ощущения - значит, отдельно осознать и то и другое. Осознание двигательных ощущений происходит двумя путями - на основе кинестетической чувствительности и на основе зрительного контроля за выполнением моторных актов. Нами в практической работе это широко использовалось. Во-первых, внимание концентрировалось на выполнении движений с различным мышечным напряжением и темпом выполнения. Например: быстро - медленно, сильно - слабо. В процессе регулярных, систематических повторений у учащихся вырабатывалась способность сознательного воспроизведения двигательных действий с нужной степенью мышечного напряжения.
Во-вторых, особое значение придавалось развитию зрительно-моторной координации, прослеживанию за качеством выполнения движения.
Изучение специальной литературы и наш собственный опыт работы со слабослышащими учащимися позволили предложить и подобрать задания и упражнения, оказывающие прямое воздействие на формирование чувства ритма. Для формирования чувства ритма давались следующие задания и упражнения.