Введение к работе
Актуальность темы исследования. Становится все более
общепризнанным, что перспективы современной цивилизации связаны
с переходом к стратегии устойчивого развития, предполагающей
гармонизацию социальных и политических отношений,
доминирование эко-гуманистических ценностей и идеалов,
коэволюцию экономического и экологического развития.1 По своим
масштабам и последствиям переход к стратегии устойчивого развития
оправданно сопоставляется с аграрной и промышленной
революциями. В отличие от них, однако, переход к устойчивому
развитию должен носить не спонтанный и стихийный, ?
целенаправленный характер. Возможность управления различным!'
сферами общественного развития на глобальном и региональном
уровнях качественно отличает данную революцию от предшествующи:1'
эпохальных трансформаций, делает время ее осуществления
сопоставимым с жизнью нынешнего поколения людей. В этой СБЯЗТ*
особую значимость приобретает выявление эффективных способов
управления социальным развитием, его научно-техническими,
экономическими, политическими составляющими. В каждом
конкретном случае это нетривиальная, относительно самостоятельная
проблема. Вместе с тем системообразующим фактором данного
переходного процесса, его фундаментальным управляющим
механизмом может выступать культура общества как
основополагающий регулятив материального и духовного
1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993
производства. Именно посредством видоизменения традиционной культуры в экологическую можно выработать общую методологическую установку, императив созидания эколого-безопасного устойчивого будущего, определяющих целеполагающую деятельность людей в самых различных областях.
Степень разработанности проблемы. Философские предпосылки осмысления феномена культуры заложены в трудах Платона, Аристотеля, И.Канта, Г.Гегеля, К.Маркса, Н.Бердяева, Г.Риккерта, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Швейцера и целого ряда других великих мыслителей прошлого.
Вопросам определения культуры, особенностям ее развития,
типологии посвящены работы С. Аверинцева, А. Арнольдова,
Э.Баллера, В.Библера, П.Гуревича, И.Злобина, Л.Кагана,
Т.Кузнецовой, Ю.Лотмана, В.Межуева, В.Розина, Э.Орловой, В.Семенова, В.Федотовой, Т.Ярошевского.
Исторический анализ взаимоотношения культуры и природопреобразующей деятельности общества осуществлен В.Алексеевым, М.Баргом, И.Забелиным, И.Крутем, ВЛосем, В.Ляминым, В.Межуевым, Н.Мамедовым, Н.Моисеевым и другими.
Особенносгям формирования и развития экологической культуры, определению ее роли и функций в общесгве посвящены работы Э.Гирусова, Ю.Галкина, Н.Васильева, А.Кочергина, Ю.Маркова, Н.Мамедова, Е.Никоноровой, А.Чумакова, А.Урсула.
Теоретическому обоснованию концепции устойчивого развития, перспективам ее реализации посвящены значительные исследования. Можно, например, отметить работы Комиссии ООН под руководством Г.Х.Брундтланд, международного института Л. В. Брауна, а также труды наших исследователей В.Голубева, В.Горшкова,
В.Коптюга, В.Лося, Н.Лукьянчикова, Н.Мамедова, Е.Никоноровой, А.Урсула.
Вместе с тем в литературе не получили должного всестороннего отражения социокультурные предпосылки устойчивого развития общества, особенно регулятивная функция культуры в данном процессе, необходимые для этого изменения в системе ценностей современной цивилизации.
Цель и задачи исследования. Основная цель данного исследования состоит в философском анализе статуса, функций, изменений ценностей культуры при переходе общества к эколого-безопасному устойчивому развитию. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- уточнить понятие культуры и ее регулятивную функцию в
общественном развитии;
- показать особенности влияния различных типов культур на характер
природопреобразующей деятельности общества;
- охарактеризовать основное содержание, ценностные ориентиры
экологической культуры, их проявления в сфере материального и
духовного производства;
выявить механизмы воздействия экологической культуры на процесс перехода общества к устойчивому развитию;
раскрыть эффективные пути формирования экологической культуры.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическими и теоретическими основами исследования являются философские принципы единства, системности и развития; положения социальной философии, касающиеся предпосылок, условий, движущих сил исторического процесса; культурологические принципы, характеризующие сущность, структуру, типы культур;
4 общенаучные подходы; данные исторической науки, истории философии, социальной экологии и других дисциплин.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что:
уточнены с позиций эколого-безопасного устойчивого развития смысл и значение культуры как способа адаптации и организации жизнедеятельности людей;
обосновано положение о регулятивной функции культуры в историческом процессе, благодаря раскрытию влияния ценностных факторов на особенности теоретического и практического освоения действительности, характер природопреобразующей деятельности общества;
показано, что предпосылкой перехода к устойчивому развитию общества является прежде всего совершенствование внутреннего мира современного человека, когда императивом его деятельности в самых различных сферах становятся положения экологической культуры;
экологическая культура представлена как такая система адаптации и организации жизнедеятельности людей на нашей планете, которая исходит из экогуманистических принципов, соблюдения меры биосферных явлений, учета закономерностей их эволюции, задач гармонизации взаимодействия общества и природы;
сделан вывод об управляющей функции экологической культуры в условиях перехода общества к устойчивому развитию при доминировании его ценностей и идеалов в общественном сознании;
- раскрыта приоритетная роль систем воспитания, образования и
просвещения в формировании экологической культуры, наметившаяся
экологизация концепций, целей, содержания образовательных
структур и средств массовой информации.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
С позиций стратегии устойчивого развития особую значимость приобретает деятельностный подход к пониманию сущности культуры. Согласно данному подходу культура является не только совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных людьми, но и специфическим для каждого периода истории способом адаптации людей к окружающей среде и организации их жизнедеятельности, способом разрешения противоречий существования общества и обеспечения его поступательного развития.
-
Культура, являясь фундаментальным регулятивом социальной деятельности в целом, может выступать ключевым фактором, обеспечивающим управление общественным развитием в плане реализации стратегии устойчивого развития. Для этого должна претерпеть существенную трансформацию система ценностей современной культуры, видоизмениться понимание многих устоявшихся понятий и представлений.
3. Целям и задачам стратегии устойчивого развития
соответствует экологическая культура, которая, имея определенные
истоки в различных типах традиционных культур, отличается от них
эко-гуманистической направленностью, заботой об интересах не
только нынешних, но и будущих поколений людей. Нравственную
основу экологической культуры составляют принципы и положения
экологической этики.
4. Установки экологической культуры придают новый смысл и
значение самым различным сферам человеческой деятельности (науке,
технике, экономике, политике и др.) и определяют меру их
экологизации.
5. Формирование экологической культуры предстает как глобальная и комплексная проблема современности. Определяющим звеном в решении данной проблемы являются системы воспитания, образования и просвещения. В конечном итоге от мировоззрения людей, их ответственности, "человеческих качеств" зависит будущее общества. Цели и содержание воспитательных и образовательных структур, средств массовой информации должны поэтому соответствовать или коррелироваться со стратегией устойчивого развития общества.
Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что полученные в нем результаты раскрывают основания детерминации человеческой культуры в современных условиях, выявляют пути целенаправленного формирования экологической культуры, определяют механизмы воздействия системы ценностей на ориентацию и содержание различных сфер человеческой деятельности. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего развития, уточнения концепции устойчивого развития общества.
Практическое значение диссертационного исследования
определяется возможностью использования полученных результатов при разработке конкретных программ перехода к стратегии устойчивого развития на различных уровнях, разработке спецкурсов по философии и социальной экологии.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на семинарах кафедры социальной экологии Российской академии государственной службы; международной конференции -"Философия экологического образования". (г.Москва, январь 1996 г.);
научно-теоретической конференции - "Экологическое образование: педагогические концепции и инновации". (г.Волгоград, май 1996 г.)
Содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы.