Введение к работе
I. . Актуальность исследования.
В мире к концу второго тысячелетия обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего сосуществования человека и природы. Последствия экологической напряженности, проявляющиеся в изменении состояния биосферы и ухудшении здоровья людей, побуждают сделать необиадеживающии прогноз по поводу существования человека как вида. Причиной этого стало безмерное вмешательство человека и общества в природу без учета пределов естественных параметров жизнепригодности биосферы для человека. Во все эпохи существования человечество преобразовывало природу. Однако особенно высокий уровень воздействия на нее был инициирован быстрым развитием науки и техники в эпоху индустриализации. Осознание человеком и обществом возможностей безграничного извлечения благ из природы привело к чрезмерной ее эксплуатации.
Преобразовывая природу, весь окружающий мир в процессе труда для удовлетворения своих потребностей, человек все больше отчуждался от природы, трансформируя духовность, отрывая ее от нравственного мировосприятия и высших ценностей. Выдвижение на приоритетное место материальных (предметных) ценностей определило и цели человеческой деятельности, в силу чего увеличилось использование природных ресурсов, расширилось и усовершенствовалось промышленное производство, возрос научный и технический потенциал. При этом наука, ориентированная на обслуживание прежде всего материального производства, недостаточно занималась изучением природной среды как целостной системы в ее уникальной значимости для поддержания жизни.
Предпочтение утилитарных ценностей духовным и приоритет материального потребления привели на деле к опасной степени экологической напряженности. Поэтому не случайно международное сообщество на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) приняло Программу действий по переходу общества к новому типу социального развития - устойчивому, предполагающему обеспечение сохранения окружающей среды и удовлетворение разумных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей.
Стратегия реализации устойчивого экологобезопасного развития должна опираться на преобразование духовной культуры современного человека как важной основы его практической деятельности.
Совершенствование духовного мира потребует во многих случаях перехода на радикально иные парадигмы как в научной теории, так и в практической сфере, поскольку речь идет о смене стихийной природо-преобразовательной деятельности управляемым экоразвитием. В этом смысле следует предположить, что при переходе к устойчивому развитию должна стать важной кардинальная трансформация сознания и деятельности людей, прежде всего в сферах по производству знаний, их передаче и усвоению.
Состояние разработанности проблемы. Как предмет социально-философского анализа духовность и ее предметно-практическое воплощение в преобразующей природу деятельности человека предстают в виде системы многогранных проблем, затрагивающих познавательные, этические, эстетические и иные аспекты, которые нашли широкое отражение в философской и психологической литературе.
Философское осмысление проблемы духовности имеет давнюю традицию в истории мировой философии и культуры. Существенное внимание этой проблеме уделялось в рамках русского религиозно-философского сознания (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, П.Я.Чаадаев и др.) и было продолжено современными исследователями. Анализу социальных, этических и эстетических основ взаимодействия человека с природой в процессе преобразующей деятельности посвящены работы многих отечественных ученых (В.И.Вернадского, А.А.Гусейнова, А.Н.Ермоленко, И.М.Забелина, Н.Б.Игнатовской, И.В.Крутя, Н.Н.Моисеева, В.С.Степина, И.Т.Фролова, Б.Г.Юдина и др.), а также представителей западной науки ( Х.Йонаса, П.Тейяра де Шардена, А.Тоффлера, В.Хесле, А.Швейцера и др.).
Решению экологических проблем, теоретико-методологическому обоснованию перехода общества к устойчивому развитию и выработке ноосферного сознания посвящены работы Э.В.Гирусова, В.И.Данилова-Данильяна, К.Х.Делокарова, Б.И.Козлова, В.А.Коптю-га, В.А.Лося, К.С.Лосева, В.НЛопатина, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, А.И.Муравых, Е.В.Никоноровой, Е.Н.Пасхина, Р.С.Пермякова, Н.А.Трофимчука, А.Д.Урсула, А.Н.Чумакова, А.С.Шилова и др. Прогнозы и предостережения в отношении сложившейся экологической ситуации даны в докладах Римскому клубу.
Для современного научного представления о духовности характерно то, что ее познавательное, эстетическое и этическое начала изучались, как правило, по отдельности и вне связи с природой. Недостаточно исследованы возможности духовной регуляции процесса перехода общества к устойчивому экологобезопасному развитию и ориента-
ции духовно-практической деятельности для формирования сознания с нравственно-экологическим приоритетом. Это обстоятельство определило выбор цели настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются социопри-родные отношения.
Предмет исследования - духовные регулятивы социоприродных отношений в стратегии устойчивого развития.
Цель диссертационного исследования заключается в обосновании необходимости и определении механизмов преобразования духовности при переходе общества к устойчивому развитию. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
-
Исследовать основания духовности с точки зрения сущего, должного и ценностного в социоприродных отношениях.
-
Проанализировать характер развития духовных императивов в историческом взаимодействии общества и природы.
-
Раскрыть духовные и социальные факторы, приведшие к отчуждению человека и природы и к разрушению самой природы.
-
Выделить духовный контекст концепции устойчивого развития.
-
Исследовать значение экологических норм и духовных ценностей в формировании ответственного отношения к природе.
6. Определить целеполагающие ориентации духовно-
практической деятельности с целью формирования ноосферного соз
нания.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы комплексного историко-философского анализа социоприродных отношений. Теоретическую основу исследования составили системный подход в понимании взаимодействия общества и природы, а также принцип биосферосовместимости дальнейшего развития человечества как основной деятельностный ориентир в обеспечении перехода к устойчивому развитию.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
- с возникновением угрозы существования жизни необходимость духовного совершенства становится бытийным императивом. В данной работе обоснован тезис о реализации духовности человека и общества в предметно-практической деятельности как об определяющей проблеме сохранения жизни на планете. Обоснована необходимость духовного содержания целеполагающих ориентации общественного развития в гармонии с природной средой жизни.
Показано, что отчуждение человека от природы было детерминировано сугубо утилитарным характером природопреобразующей деятельности общества. Приоритет материальных ценностей и потребления привел к трансформации духовности, направленности сознания на утилитарные цели.
Установлено, что отрыв на практике науки, искусства и нравственности от духовных ценностей истины, добра и красоты привел к возникновению опасных деформаций во взаимодействии общества и природы. Для достижения целей устойчивого развития необходимо объединение науки с ценностными формами общественного сознания.
- Раскрыто регулятивное значение принципа нравственно-
экологической ответственности в предметно-практической деятельно
сти. Обоснована необходимость концептуального единства экологиче
ских норм и духовных ценностей в социоприродных отношениях.
- Обоснована необходимость радикальной переориентации ду
ховно-практической деятельности с целью формирования ноосферного
сознания. Намечены пути формирования нравственно-экологического
приоритета в сознании людей как условия креативного отношения к
целям устойчивого развития. Духовное начало должно стать опреде
ляющим в устремлении человека к созидательной природосообразной
деятельности и быть в основе любых волевых решений.
Основные положения, выносимые на защиту:
- в философско-методологическом плане традиционные человече
ские ценности - истина, добро и красота - образуют конкретное со
держание духовности и ее познавательное, этическое и эстетическое
основания. В практической деятельности эти основания духовности
наиболее ярко проявляются в науке, морали, искусстве и внедрены в
той или иной степени во многие другие формы человеческой активно
сти (например, в религию). Разрушение взаимосвязи оснований духов
ности в процессе практического освоения природы в виде отделения
науки и искусства от этических и эстетических критериев способство
вало изменению ценностных ориентиров человека и развитию уста
новки на вседозволенность в отношении к природе.
- быстрое развитие науки и техники привело к снятию естест
венных ограничений ( вещественных, энергетических и информацион
ных) в социоприродных отношениях. Научно-технический прогресс,
ставший целью развития общества, приоритет материальных потреб
ностей перед духовными привели к противопоставлению человека и
природы и безмерной эксплуатации природных ресурсов. Духовные
ценности, вытесненные утилитарными ценностями, при переходе к ус-
тойчивому развитию необходимо восстановить и ориентировать на цели согласованного развития общества и природы. Цели безусловного удовлетворения материальных потребностей должны быть заменены целью сохранения высшей ценности - жизни на Земле. Достижение этой цели возможно на основе ограничения и изменения ориентиров потребления и стремления к духовному совершенству через постижение природно-социальной взаимозависимости и взаимообусловленности;
наука, как форма духовно-практической деятельности, проникнутая морально-целевыми установками ответственности ученых, должна стать стратегическим фактором выживания человечества. Научное знание о возможности согласования законов общественного развития с законами природы позволит сформировать механизм управляемого взаимодействия человека с природой на основе оптимального потребления.
Особую значимость среди многочисленных этических категорий приобретает "ответственность", в содержании которой нравственная основа и экологический смысл в ситуации экологической напряженности пересекаются и взаимопроникают друг в друга, образуя единое основание, формирующее нравственно-экологическую ответственность. Необходимость слияния духовных ценностей и экологических норм во взаимодействии человека с природой должна быть переосмыслена в качестве методологической основы для исследования границ человеческой деятельности, управления процессом перехода общества к устойчивому развитию и принятия решений. Императив со-циоприродных отношений должен учитывать возможные следствия любого действия и строиться на этике устойчивого развития.
сущностное совершенствование социоприродной системы с ориентацией ее на устойчивое развитие предполагает преобразование духовного мира человека на основе формирования ноосферного сознания с приоритетом нравственно-экологического императива. Человек как существо разумное должен осознать, что выход из существующего разрушительного отношения к природе нужно искать в том числе и в себе: в воле к самодисциплине, самоконтролю и самоограничению. Экологическая и этико-эстетическая направленность образования должна отражать идеи устойчивого развития, стимулировать чувство ответственности, бережливости и благоговения перед жизнью.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в философско-методологическом, мировоззренческом, теоретическом и деятельностном обосновании необходимости изменения духовности как пути перехода общества к устойчивому экологобе-зопасному развитию. Эти и другие выводы могут быть использованы
при разработке стратегии перехода общества к устойчивому развитию, программ гармонизации отношений между обществом и природой. Отдельные положения могут быть использованы при подготовке учебных планов, программ курсов и чтении спецкурсов по социальной экологии, социальной философии и этике как в высших учебных заведениях, так и в системе подготовки и переподготовки государсгвенных служащих.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на проблемной группе и заседаниях кафедры экологии и управления природопользованием РАГС, а также на научно-теоретической конференции "Экологическое образование: педагогические концепции и инновации" (г.Волгоград, 1996 г.). Содержание исследования отражено в публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.