Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Эволюционно-синергетические процессы в природе 22 - 50
1.1. Глобальный эволюционизм 22-32
1.2. Всеобщий характер феномена коэволюции 32-39
1.3. Детерминация, векторы и фазы эволюции 39-50
Глава 2. Генезис, эволюция и самоорганизация живого 51 - 85
2.1. Структурные уровни самоорганизации материи 51 -64
2.2. Эволюция живого 64-73
2.3. Самоорганизация живого 73 - 85
Глава 3. Коэволюционно-стохастические принципы становления и развития биосоциальных систем 86- 126
3.1. Бифуркационный принцип коэволюции 86-98
3.2. Принцип необходимого и допустимого разнообразия в коэволюции биосоциальных систем 99-104
3.3. Термодинамика живого и разум 104- 113
3.4. Теория социальной энтропии и принцип иерархических компенсаций 113 - 122
3.5. Коэволюционные подходы к социальному управлению 122- 126
Глава 4. Проблема времени и принцип информационного ускорения 127- 145
4.1. Энтропия, информация и внутреннее время биосистем 127- 136
4.2. Информационное ускорение в социальных системах 137- 145
Глава 5. Коэволюционные принципы системообразования .146 - 175
5.1. Диалектическая связь дифференциации и интеграции с позиций дендроидно-ретикулярного принципа 146- 158
5.2. Повышение качества энергии и информации 158- 167
5.3. Принцип динамического коэволюционного невырождения биосоциальных систем 168- 175
Глава 6. Коэволюционные основания ноосферогенеза 176 - 227
6.1. Гетерометрия биологического и социального 176-202
6.2. Общество как динамическая саморазвивающаяся система 202 -210
6.3. Гуманистические аспекты коэволюции 210-218
6.4. Аксиологические основания ноосферогенеза 218 - 227
Глава 7. Ноосферогенез и перспектива устойчивого развития ..228 - 256
7.1. Трансцендентное пространство и время 228 - 235
7.2. Ноосфера В.И. Вернадского 236-241
7.3. Современный этап ноосферогенеза 241 - 256
Заключение 257-273
Литература
- Глобальный эволюционизм
- Структурные уровни самоорганизации материи
- Бифуркационный принцип коэволюции
- Энтропия, информация и внутреннее время биосистем
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Современная научная парадигма исходит из признания глобального эволюционизма и синергетических процессов в природе. Постнеклассическая стратегия познания формируется в результате осознания экзистенциальных проблем, с которыми столкнулся человек в конце XX и начале XXI века, обусловленных катастрофическими плодами техногенной цивилизации. Рыночная рациональность, наука, технический прогресс, весь набор культурных ценностей западного модернизма разрушают экологическое равновесие, общие формы жизни культур, основанных на биоцентрическом восприятии природы.
Современная мировая цивилизация есть результат стихийной, неуправляемой разумом (в его научном и духовном содержании) коэволюции человека и биосферы, общества и природы, человека и общества, различных национально-этнических образований и культур.
Исследование механизмов и принципов коэволюции различных природных систем (и вида Homo sapiens как одной из них) поможет человечеству пойти по пути сохранения себя через обретение мудрости превращения разума в средство для восхождения к гармоничному устройству мира.
Настоящее исследование посвящено анализу принципов коэволюции систем, принадлежащих к разным уровням саморазвития материи, а также систем включающих разные уровни и межуровневые интервалы. В работе исследуются коэволюционные процессы, раскрывающие суть проблемы ноосферогенеза, которая в значительной мере связана с громадным ускорением темпов социально-политических преобразований, экономических изменений, обостряющих глобальные экологические проблемы и ставящих на повестку дня вопрос о выживании человечества.
Человечество обладает богатым наследством философской мысли, позволяющим идти по пути возрождения мира, самосовершенствования через обретение человеком самого себя. Опираясь на кантовское утверждение: «мудрость без науки есть лишь тень совершенства, которого нам никогда не достичь»1, диссертация раскрывает принципы коэволюции на основе естественнонаучных достижений в описании эволюционных и коэволюционных процессов, составляющих суть глобального эволюционизма.
Концепцию sustainable development - устойчивого (оберегающего, самоподдерживающего, сбалансированного) развития Н.Н. Моисеев понимал как коэволюцию природы и общества. Экологический императив является императивом коэволюции человека и природы, рассматривается как объективно обусловленный нравственный антропо-социокультурный принцип, основывающийся на целокупности интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структурах, включающий жесткие логические ограничения совместного развития.
Чрезвычайную актуальность приобретает данное исследование в контексте проходящих процессов глобализации. Коэволюционный анализ динамики формирования человекоразмерной экосистемы позволяет глубже понять причины переживаемого человечеством системного цивилизационного кризиса.
Обостренное внимание к глобальным проблемам в настоящее время обусловливает повышение уровня активности в научной и гуманитарной сферах по поиску путей оберегающего развития цивилизации, что само по себе является примером конвергенции и коэволюции естественнонаучной и гуманитарной культур человечества.
Степень разработанности проблемы
В XX веке возникла и оформилась синергетическая теория самоорганизации Универсума. С ее помощью объяснена способность открытых систем к самоусложнению в результате бифуркационного изменения от флуктуационных влияний в новое переструктурированное состояние, что является новым этапом их развития. Поэтому значительное влияние на современную философскую мысль оказали изыскания в области общей теории систем и особенно синергетики (В.И.Аршинов, Р.В.Баранцев, Е.Т.Бородин, В.В.Василькова, М.В.Волькенштейн, С.А.Гомаюнов, Ю.А.Данилов, К.Х.Делокаров, И.С.Добронравова, Г.Р.Иваницкий, Е.Н.Князева, Г.А.Котельников, Б.Б.Кадомцев, П.В.Кукуруза, С.П.Курдюмов, Н.Н.Моисеев, И.Е.Москалев, А.П.Назаретян, Г.Николис, Л.А.Петрушенко, И.Пригожин,
Н.В.Поддубный, Е.Я.Режабек, Ю.М.Романовский, А.Н.Руденко, Г.И.Рузавин., А.А.Самарский, Г.Хакен, Д.С.Чернавский, Э.Шредингер, М.И.Штеренберг, А.С.Щербаков и др.).
При анализе современной научной картины мира широко используются идеи глобального эволюционного процесса, коэволюции природы и общества, эволюции сознания. Этим новейшим тенденциям в развитии научного и философского знания посвящены работы В.Е.Давидовича, В.И.Данилова-Данильяна, И.С.Добронравовой, П.А.Водопьянова, В.А.Витола, Ю.А.Жданова, Р.С.Карпинской, С.П.Курдюмова, В.Н.Князева, Е.Н.Князевой, А.Ф.Коломойцева, В.В.Крисаченко, А.А.Крушанова, Н.Н.Моисеева, А.П.Назаретяна, С.Н.Родина, Ю.В.Сачкова, А.Д.Урсула, Л.В.Фесенковой и др.
В исследовании принципов коэволюции автор опирался на разработки проблем научной картины мира, ее типов и функций в работах Е.Д.Бляхера, Л.И.Волынской, В.С.Вязовкина, В.Д.Горохова, П.С.Дышевого, Н.И.Жукова, А.И.Зеленкова, В.В.Казютинского,
Л.М.Косаревой, В.И.Кузнецова, Л.Ф.Кузнецовой, В.Н.Михайловского, Г.Н.Хона, М.В.Мостепаненко, Б.Я.Пахомова, Е.В.Петушковой, Р.А.Смирновой, В.С.Степина, В.Г.Шмакова, Л.В.Яценко и др.
Большое значение для обоснования принципов коэволюции имеют результаты, полученные при анализе структуры научного познания. По данному вопросу автор обращался к работам И.С.Алексеева, Л.Б.Баженова, В.С.Готт, Б.С.Грязнова, А.Ф.Зотова, П.С.Дышлевского, Ю.А.Жданова, С.Б.Крымского, В.А.Лекторского, М.Я.Лойфмана, Е.А.Мамчур, М.В.Мостепаненко, М.В.Поповича, А.И.Ракитова, Г.И.Рузавина, В.Н.Садовского, В.С.Степина, В.С.Швырева, Б.Г.Юдина и др.
Человек как явление во Вселенной, закономерности его становления и развития рассматриваются в работах отечественных исследователей: Б.Г.Ананьева, И.Л.Андреева, Г.С.Арефьевой, Т.И.Артемьевой, В.Г.Афанасьева, С.С.Батенина, Ю.В.Балашова, Г.С.Батищева, Н.А.Бердяева, Л.П.Буевой, С.Н.Булгакова, К.П.Буслова, Ю.Г.Волкова, Б.Т.Григорьяна, Ю.Н.Давыдова, В.Е.Давидовича, М.В.Демина, Ю.А.Жданова, Г.А.Ключарева, А.Г.Ковалева, С.М.Ковалева, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева,
А.Г.Мысливченко, А.П.Назаретяна, И.С.Нарского, Б.Ф.Поршнева, В.Н.Сагатовского, В.Ф.Сержантова, П.В.Симонова, В.С.Соловьева, В.Г.Табачковского, Н.Ф.Федорова, И.Т.Фролова, В.И.Шинкарука, Д.И.Широканова, а так же зарубежных мыслителей: К.Весселя, Я.Кучинского, В.Лефевра, Э.Фромма, Т.Шардена, К.Ясперса, Т.Ярошевского и др.
Однако современная научная картина мира страдает отсутствием ясности в тех ее частях, которые относятся к процессам коэволюции в человеке (взаимодействию и взаимовлиянию биологических социальных основ) и человека с природными и техническими системами.
В данном исследовании предпринят системный философско-синтетический подход к исследованию принципов коэволюции и их приложимости к пониманию феномена глобального эволюционизма, к разработке концепции ноосферы, которая объединяет методологический и культурологический аспекты, имеющая экзистенциальное основание и рассматривающая человека в научной картине мира с эволюционно-синергетических и коэволюционных позиций.
Методология исследования
Методологической предпосылкой диссертации выступает представление о проходящих в настоящее время парадигмальных сдвигах в сфере научного и духовного постижения мира.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются принципы социокультурной обусловленности научного познания, активности субъекта познания, материального единства мира, всеобщей взаимосвязи, системности.
Методологической базой исследования являются: диалектический метод, синергетические методы изучения систем, метод сравнительного анализа, метод экспертных оценок, формально-логические процедуры, метод теоретического моделирования, прогностический метод.
В качестве теоретической основы настоящей работы используются результаты в области методологии и философии науки, а также успехи в области человекознания и естественных наук отечественных и зарубежных ученых. Эвристической базой исследования стали работы: Р.Декарта, И.Канта, Г.Гегеля, Т.Шардена, В.И.Вернадского, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Г.А. Котельникова, Н.Н.Моисеева и др.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является феномен коэволюции, представляющий собой соразвитие взаимодействующих систем, рядоположенных на одном уровне организации материи или включенных друг в друга в силу принадлежности к разным уровням ее организации.
Предметом исследования выступают принципы коэволюции, являющиеся основой глобальных эволюционных процессов, в том числе и формирования человекоразмерной экосистемы.
Цель и задачи исследования
Основная цель диссертационной работы состоит в исследовании феномена коэволюции, ее принципов, предполагающих универсальность коэволюционных взаимодействий между всеми природными, техническими, идеальными и социокультурными системами.
Это предполагает решение следующих задач:
• выработать парадигму собственного исследования, определив с этой целью круг понятий («глобальный эволюционизм», «универсальный эволюционизм», «коэволюция», «самоорганизация», «ноосфера», «интерсинергийность»), с помощью которых осуществить методологическое исследование коэволюционных принципов;
• на основании методологического исследования и разработанной парадигмы, показать значение биологического и социального развития в становлении феномена человека и экосистемы, включающей человеческое общество;
• раскрыть принципы коэволюционно-синергетических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности как внутри структурных уровней самооорганизации материи, так и разноуровневых материальных образований, а также при становлении феноменов человека и ноосферы;
• показать несостоятельность западно-модернистских подходов, на текущем этапе цивилизационного развития, основанных на инструментальном отношении к природе, в реализации концепции sustainable development;
• обосновать значимость модернизации социальных институтов для сохранения вида Homo sapiens на основе понимания нерасчлененной совокупности интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально- волевых личностных структур человека;
• раскрыть аксиологические основания и направленность ноосферогенеза с позиций эволюционно-синергетической парадигмы;
• осуществить классификацию и иерархизацию рассмотренных принципов коэволюции, на основании представлений об интерсинергийных способах их взаимодействия, создать систему коэволюционных принципов, главным комплексом которой является группа ноосферных принципов.
Исследовательская гипотеза
Эволюционно-синергетические трансформации материальных объектов природы от Метагалактики до общественных систем осуществляются в соответствии с фундаментальными принципами коэволюции. Интерсинергийные способы взаимодействия
обуславливаются группами коэволюционно-стохастических
(бифуркационный, необходимого разнообразия, коэволюционного невырождения систем, информационного ускорения),
системообразующих (дендроидно-ретикулярный, иерархических компенсаций) и ноосферных (гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов, антропно-социокультурный, техно-гуманитарного баланса) принципов коэволюции.
Ноосферные принципы выступают в роли интеграционных и занимают иерархически высшее место среди других коэволюционных принципов. Преодоление экологического и гуманитарного цивилизационного кризиса возможно через реализацию человечеством в своей оберегающей деятельности ноосферных принципов коэволюции
Научная новизна
Научная новизна работы определяется разрешением поставленных задач, что выражается в следующих положениях:
• исследованы принципы коэволюции неживых и живых природных объектов, соразвития взаимодействующих элементов единой системы, а также биосоциальной коэволюции человека, человека и биосферы, человека и техносферы;
• показано, что развитие техносферы определяет направление биологической эволюции человека;
• рассмотрены процессы эволюции эволюционных механизмов в ноосферогенезе с позиций принципов информационного ускорения, гетерометрии, детерминации будущим, антропно-социокультурного принципа и техно-гуманитарного баланса при усилении интерсшергийных процессов включенностью в них разума человека;
• выявлено, что в основе процессов коэволюции в условиях Наблюдаемой вселенной лежат принципы, имеющие следующую иерархическую систему1:
коэволюционно-стохастические принципы:
1) бифуркационный;
2) необходимого разнообразия;
3) коэволюционного невырождения систем;
4) информационного ускорения;
системообразующие принципы:
5) дендроидно-ретикулярный
6) иерархических компенсаций; яоосферные принципы:
7) гетерометрии биологического и социального;
8) детерминации будущим;
9) эволюции эволюционных механизмов;
10) антропно-социокультурный;
11) техно-гуманитарного баланса.
Тезисы, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие положения:
1. Бифуркационный принцип. Несмотря на то, что бифуркация является диалектической противоположностью коэволюции, бифуркационный принцип имеет фундаментальную значимость для коэволюционных взаимодействий систем принадлежащих к микро-, макро- и мегауровням самоорганизации материи и Метагалактики в целом. Если эволюционная часть траектории развития системы характеризуется постоянностью накопления изменений, то бифуркационная часть траектории - это неожиданное и нелинейное изменение, происходящее в том случае, когда в системе возникают сильные напряжения. В жизнеспособных системах бифуркации приводят к более высоким формам порядка.
Из данного принципа вытекают очень важные в методологическом и философском плане выводы. Если допустить возможность повторения биологической или социальной эволюции, то она привела бы к совершенно иным результатам, так как эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости, а также, если невоспроизводимость
материальных систем есть процесс от причины к следствию, то правомерно считать, что причина может лежать и в будущем.
2. Принцип необходимого разнообразия заключается в постоянном поддержании системами необходимого множества и разнообразия элементов и их отношений для их устойчивого и динамичного развития. Поэтому принцип необходимого разнообразия постулирует обладание системами свойством макроскопичности, как обязательного условия наличия устойчивых коэволюционных взаимодействий. Этот принцип приложим как к неживым, так и к живым, социальным и идеальным системам.
Данный принцип во многом опосредован наличием положительных нелинейных обратных связей, которые повышают меру сложности, неопределенности, стохастичности системы, но именно это порождает множество возможностей развития системы. Таким образом, наличие нелинейной обратной связи является необходимым условием эволюции открытых систем, в частности человека, его биологической и социальной основ и общества.
Разнообразие представлений, диалог мировоззрений, культур и форм деятельности - необходимая основа решения общепланетарных проблем.
3. Приниип коэволюционного невырождения систем реализуется в тех случаях, когда друг другу противостоят системы генетического разнообразия. Происходит процесс взаимно обусловленного, коэволюционного усложнения, как отдельных пар генов, так и мультигенных комплексов и генома в целом.
В рамках принципа динамического коэволюционного невырождения систем возможно исследование процессов ненаправленной сопряженной изменчивости не только на молекулярном уровне. Стохастические процессы генетической изменчивости
«стремятся» вывести экосистему из равновесия. В биосфере на различных трофических уровнях спонтанно возникают качественно новые организмы, наделенные большей логической мощностью в оценке окружающей среды. Но так как главным фактором экологического окружения для любого вида, в том числе и для человека, являются другие виды, принцип динамического коэволюционного невырождения систем приложим к характеристике социальных процессов, более того, он позволяет методологически правильно подходить к управлению ими.
4. Принцип информационного ускорения вытекает из энтропийно-информационных взаимодействий. Высокоорганизованные направленно развивающиеся системы, в том числе, вселенная, биосфера, человек, ноосфера, содержат в себе информационную модель будущего. Данный принцип основывается на представлении об изменении энтропии системы как результате информационного взаимодействия, взаимосвязи энтропии и информации, хаоса и порядка. Структурирование системы можно рассматривать как повышение ее информационной емкости.
В социальной эволюции проявляется информационное ускорение самоорганизующейся системы, относящееся к значимой информации. Это полностью относится к формированию ноосферы, «как всегда актуального сейчас» процесса. Каждая последующая ступень социальной эволюции характеризуется возрастающей интенсивностью информационных процессов.
Принцип информационного ускорения отражает реальность ускорения темпов эволюции. С появлением человека в биосфере Земли чрезвычайно повышается информационная емкость системы «биосфера», и, более того, создается социосфера - новый, более высокий структурный уровень существования материи.
5. Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции исключает возможность создания идентичных систем в пространственно-временном континууме. Схематично он напоминает бифуркационные ветвления вероятностей в границах одного аттрактора - древо ветвления. Разновременность ветвления вероятностей в границах любого структурного уровня, объективно создает следующие условия: образовавшаяся ветвь отсекает возможность «реализации» другой в том же направлении. В целом, древо ветвления представляет систему, прошедшую исторический путь развития, с присущими ей качествами: сложность, дифференцированность звеньев, их иерархия, согласованность функций и т.д.
Ретикулярная составляющая данного принципа отражает возможность образования систем при схождении в одной точке различных ветвей эволюции, из которой вновь образуется целый веер систем. Однажды сформировавшаяся система, занявшая некогда свободную эволюционную нишу, устраняет всякую возможность повторения эволюционной ситуации (определенного упорядоченного материального образования), даже в случае полного исчезновения данной системы. Повторение системного образа невозможно ни одновременно в разных областях пространства, ни позднее - ситуация неповторима.
Дендроидно-ретикулярный принцип коэволюции имеет глубинные связи с аттрактивными закономерностями развития, более того, можно говорить, что из него вытекает аттрактор, притягивающий вероятные пути развития и определяющий направление, цель сопряженного развития различных систем.
Этот принцип тесно связан с бифуркационным принципом коэволюции и справедлив как для систем микроуровня, так и для более сложных систем - от элементарных частиц до живых организмов,
биогеоценозов, человека и общества.
6. Принцип иерархических компенсаций предполагает возможность перехода на следующий иерархический уровень развития через формирование новых информационных связей между элементами прежнего уровня и необходимость энергетической платы за каждую вновь устанавливаемую межэлементную связь.
Этот принцип распространяется на живую, неживую природу, язык, культуру, социальное управление и согласуется с дендроидно-ретикулярным принципом коэволюции, так как рост разнообразия на новом уровне обязательно ограничивает таковой на предыдущем.
Накопление информации внутри какой-либо системы всегда оплачивается возрастанием энтропии внешней среды. Вследствие этого в процессах перехода систем на новый иерархический уровень неизбежно возникает проблема ограниченности внешних ресурсов. Человек, используя предоставляемые природой ресурсы, заимствуем не только энергию их внутренних связей, но и ту структурную информацию, которая содержалась в этих связях до их разрушения. Развитие социума не может не производить нарушений в экосистеме, возникающий дисбаланс вызывает изменение технологий жизнеобеспечения и форм социальной организации.
7. Принцип гетерометрии биологического и социального отражает стягивание воедино биологической и социокультурной сущностей человека, находящихся во взаимосвязях с экофакторами среды обитания человека. Данный принцип способствует разрешению чрезвычайно сложной задачи о возможности коэволюции природы и общества. Разноприродность биологического и социального компонентов единой системы, функционирующих по различным законам, дает основание для предположения, что в основе коэволюционного процесса общества и природы лежат дополнительные
механизмы, определяющие направление и скорость соразвития этих систем, принадлежащих к разным уровням организации.
Принцип гетерометрии отражает иерархию природных целостностей, жизнь и разум человека перестраивают характер эволюции природы, создавая «новую» природу с новыми законами и механизмами функционирования, что и предопределяет явление коэволюции гетеромерных систем.
8. Принцип детерминации будущим имманентно связан с информационными взаимодействиями в биологических и социальных системах и деятельностной концепцией культуры и отражает объективность коэволюционных связей между разновременными объектами и формирование цели развития в процессе синергетических трансформаций материальных систем.
Так в процессе мейотического деления клеток воедино сливаются два явления: прямое наследование родительских генов и их изменение. Происходит детерминация прошлых событий настоящими, протекает одновременный процесс детерминации прошлым и детерминации будущим в живых системах. С появлением у высших организмов психики опережение событий становится существенно более дальним и надежным.
Интеллектуально-духовная, познавательно-деятельностная
сущность человека еще более актуализируют явление детерминации будущим и придают ему методологическое значение принципа коэволюции. Детерминация будущим выступает как
человекоразмерность ноосферогенеза, в которой заключается его аксиологическая сущность.
9. Принцип эволюции эволюционных механизмов основывается на представлении ноосферы как сферы взаимодействия природы и общества, в которой главным (среди равных) фактором развития
становится разумная человеческая деятельность, придающая характер интерсинергийности современному этапу становления ноосферы. Человеческий разум создает новые законы развития материи - законы интеллектики, которые «работают» под управлением человека. Человек создает новые материальные образования, вплетенные в общий поток коэволюционных связей глобального эволюционизма, которые никогда не создала бы природа без его определяющего участия.
Несмотря на то, что роль разума главенствующая и в ставшей ноосфере он должен обеспечивать успешность коэволюционного процесса, разум человека и природа являются равнозначными подсистемами, так как человек способен жить только в условиях биосферы с определенными параметрами. В связи с тем, что разумная деятельность становится главным фактором глобальных трансформаций, следует говорить о превращении биосферу в подсистему и объективности принципа эволюции эволюционных механизмов.
10. Антропно-социокультурный принцип коэволюции вытекает из самого факта существования человека в составе земной биосферы. Человек, человеческая мысль, сознание, духовный мир человека, его иррациональность и непредсказуемость - такая же принадлежность природы, как и все другие космические объекты
Антропно-социокулътурный принцип предполагает целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе и включает жесткие логические ограничения совместного развития. Человек должен соизмерять степень своего воздействия на природу с ее регенерационными возможностями. В этом заключается смысл основывания антропно-социокультурного принципа на экологическом императиве коэволюции человека и природы, как объективно обусловленном. Включенность человека в природные коэволюционные процессы определяет задачу сохранения
всех существующих природных систем, как необходимого условия успешного существования человека в биосфере и придает гуманистический смысл концепции коэволюции.
11. Принцип техно-гуманитарного баланса предполагает существование специфических механизмов селектогенеза, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу. Технологическая мощь современной цивилизации, способная уничтожить среду жизни человека, уравновешивается гуманитарной зрелостью культуры, вырабатывающей адекватные механизмы сдерживания агрессии. На разных стадиях общественного развития соблюдается закономерная зависимость трех переменных факторов: технологического потенциала, качества выработанных культурой средств регуляции поведения и устойчивости социума. Причем внутренняя устойчивость социума имеет прямопропорциональную зависимость от качества регуляторных механизмов культуры, а внешняя устойчивость - от технологического потенциала общества. Растущий технологический потенциал делает социальную систему более чувствительной к состояниям массового и индивидуального сознания.
12. Принципы ноосферности имманентно связаны с вечным вопросом свободы воли. Возможность свободного выбора является составной частью наших понятий о нравственной ответственности и так же является сущностной основой человекоразмерности коэволюционных принципов ноосферности. Возникновение в процессе естественного развития Разума, обретение материей способности познавать самое себя, видеть себя «со стороны» привели к появлению и новых «алгоритмов эволюции», резко ускоривших все процессы развития на Земле. И не просто ускоривших, но и существенно раздвинувших рамки эволюции. Границы допустимой разумной деятельности определяются не только
законами природы, не только объективными факторами, но и факторами субъективными, поскольку разум имеет своего носителя - человека.
13. Нынешний этап развития ноосферы представляет собой этап накопления знаний человека о самом себе, окружающем мире и путях успешного коэволюционирования общества и природы. Его можно определить как информационный этап ноосферогенеза, как способ перехода к экологически ориентированному обществу на основе гуманизации социосферы посредством разума в наиболее всестороннем содержании ноосферного гуманизма как «всегда актуального сейчас».
Коэволюция разума, техно- и биосферы выступает основанием ноосферных принципов: гетерометрии, детерминации будущим, эволюции эволюционных механизмов, антропно-социокультурного и техно-гуманитарного баланса. Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в которой главным фактором развития становится разумная человеческая деятельность.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Научная значимость диссертации заключается в раскрытии принципов коэволюции, их взаимосвязей и степени проявления на различных этапах эволюции Универсума, в различных структурных уровнях самоорганизации материи, а так же многоуровневых системных образований, включающих межуровневые интервалы. Диссертационная работа представляет собой доказательную базу коэволюционной динамики ноосферогенеза и встроенное™ последнего в глобальный эволюционизм Мироздания.
Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях, посвященных связи естественнонаучного знания и философии, в теоретических разработках, посвященных раскрытию естественнонаучной картины мира, при рассмотрении философских вопросов естествознания,
в курсах «Концепции современного естествознания», в преподавании философии, философской антропологии, философии науки, естествознания в вузах, в частности, по темам: научное познание; концепция развития; человек; социальная синергетика; антропогенез; экзистенциализм; коэволюция и др.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на заседании отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы Ростовского государственного университета. Основные положения исследования излагались автором на 3-х международных и 2-х всероссийских научно-теоретических и научно-методических конференциях, а также на 7-ми научно-практических и научно-теоретических конференциях регионального уровня. По теме диссертации опубликовано 21 работа, в том числе 1 монография, 2 учебных пособия, 3 учебно-методических разработки, 3 статьи в материалах международных конференций, 5 статей в ведущих научных журналах. Все работы выполнены единолично. Общий объем опубликованных по теме исследования работ составляет 31 п.л.
Структура диссертации
Представленная работа состоит из данного введения, семи глав, заключения и списка использованной литературы. Главы имеют внутреннее деление на параграфы.
В первой главе рассматриваются эволюционно-синергетические процессы в природе в рамках глобального эволюционизма, философские и теоретические основы концепции коэволюции всех природных систем, доказывается всеобщий характер феномена коэволюции. Вторая глава раскрывает генезис, эволюцию и самоорганизацию живого с позиций
сигнально-информационных подходов и неравновесной динамики. Доказываются одновременные процессы детерминации прошлым и детерминация будущим в живых системах. В третьей главе рассматриваются коэволюционно-стохастические и системообразующие принципы становления и развития биосоциальных систем, обосновываются следующие принципы коэволюции: бифуркационный, необходимого разнообразия и иерархических компенсаций. В четвертой главе исследуется проблема времени и принцип информационного ускорения в биологических и социальных системах. Пятая глава посвящена раскрытию следующих коэволюционных принципов системообразования: дендроидно-ретикулярного и коэволюционного невырождения биосоциальных систем. Обосновываются феномен повышения энергии и информации в процессе системообразования. В шестой и седьмой главах обосновываются коэволюционные основания ноосферогенеза с позиций гетерометрии биологического и социального, рассмотрения общества как динамической самоорганизующейся системы, принципа техно-гуманитарного баланса, гуманистических и аксиологических аспектов коэволюции. Формирование ноосферы представляется как естественный коэволюционный процесс в эволюции наблюдаемой Вселенной, протекающий в настоящее время. На фоне общих идей В.И. Вернадского, на основе раскрытых в диссертационном исследовании принципов коэволюции дается характеристика особенностей современного этапа ноосферогенеза. В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие и обогащающие исследовательскую гипотезу. Общий объем работы составляет 303 стр.
Глобальный эволюционизм
Глобальная эволюция является существенной характеристикой материального движения. Ранее эволюцию рассматривали как одну из форм развития, имеющую непрерывный, постепенный характер, противопоставляя ее революции, характеризующейся качественными скачками, разрывами постепенности. Современные исследования в области естествознания показывают, что любое движение носит дискретный характер, и эволюция так же представляет собой дискретные изменения. Движение -атрибутивное свойство материи, способ ее существования (бытия), состоит из движения, мыслимого как изменения, и относительного покоя, понимаемого как сохранение. В этом смысле, изменение в такой же мере абсолютно для движущейся материи, как и покой (сохранение) относителен; причем, покой представляет собой один из моментов изменения. Движение для материи - это изменение вообще, включающее как качественный, так и количественный аспекты.
Принцип объективности рассмотрения оказывается одним из основных не только в философии, но и в различных теоретико-познавательных системах, в глобальном эволюционизме в том числе. Сущность данного принципа заключается в признании объективного, реального существования предмета познания и возможности его адекватного отражения в сознании человека. Учитывая принцип объективности, следует указать на то, что не совсем правильно рассматривать материальное явление либо как эволюционирующее, либо как статичное, неизменное. Динамика (изменчивость, развитие) и статика (неизменность, покой) есть две стороны одного - эволюционного процесса, имманентно содержащего в себе два указанных момента.
Поэтому термин «эволюция» рассматривается автором как последовательные изменения исходного состояния во времени, ведущие к возникновению чего-то нового, причем эволюция представляет собой не только процесс, но и результат. Глобальный эволюционизм предполагает изменение любой природной системы во взаимосвязи с другими системами, что предопределяет совместную их эволюцию - коэволюцию.
Переход одних качеств материи в другие, в процессе глобальной эволюции, выявляет ее континуальность (непрерывность, связность). Выделение из материи устойчивых локализованных образований - качеств указывает на ее дискретность (прерывность), проявляющуюся в разнокачественности. Дискретность проявляется также и в скачкообразном характере эволюционных процессов: смене одних качеств материи другими.
Рассматривая качество материи, можно говорить об его замкнутости на себя таким образом, что качество вещи дает ее единичную определенность и представляет как вещь в себе. «Определённость, изолированная так от себя, как сущая определенность, есть качество... Качество, отличное, есть реальность»1. Что позволяет утверждать, что основой эволюционирования систем являются качественные переходы материи.
По мнению Ю.В. Сачкова: «Любой эволюционный процесс берет свое начало не с хаотического состояния, а является порождением других эволюционных процессов». Современные «убеждения в том, что изначальное состояние природы хаотично, а порядок есть нечто, вносимое в хаос, подпитывается онтологизацией второго начала термодинамики».1 В то же время существует и другая философская традиция имманентности организации: «Вначале было Слово». Так Вселенную в целом можно рассматривать как упорядоченную структуру, в которой имеются вкрапления хаотических элементов, то есть, порядок больше распространен, чем хаос. И. Пригожий характеризует эволюцию как ряд переходов: «...хаос - порядок - хаос - порядок...», регулируемых энтропийным принципом. Д.Г. Егоров, ссылаясь на то, что для образования структур необходимым условием является не поток энтропии, а поток энергии предлагает заменить схему И. Пригожина на: «...порядок ± хаос - порядок ± хаос - порядок...».2 Настолько сложными, насколько и актуальными являются вопросы причинности и случайности в синергетике.
В природе непрерывно происходит увеличение разнообразия и сложности. «Смыслом» такого развития является «поиск» природными системами большей устойчивости. Изменения происходят на всех уровнях организации материальных структур, да и само существование этих уровней есть результат эволюционных процессов.
Идея о глобальном эволюционном процессе, который охватывая всю Вселенную, определяет эволюциолность включенных в нее подсистем, составляет содержание универсального эволюционизма, утвердившегося в современной науке Сутью принципа универсального эволюционизма является идея коэволюции, пронизывающей всю иерархию материальных систем, от субэлементарных частиц до человеческого общества, включая системы изобретенные и созданные человеческим разумом.
Структурные уровни самоорганизации материи
Постижение ноосферных процессов невозможно без исследования живой природы, частью которой являемся мы сами. Тайны живой природы привлекают человека, пожалуй, с того момента как он стал осознавать себя. Наука с момента своего зарождения настойчиво пытается проникнугь в тайну жизни. История этого поиска продолжительностью почти 3000 лет хорошо показана в книге К.Б. Серебровской «Сущность жизни»1. Тем не менее, научная мысль не может полностью раскрыть загадку происхождения жизни. В частности, она не ответила на такие вопросы: случайно появление живой природы или закономерно? Уникальное это явление или оно носит всеобщий характер?
Сущность жизни, ее происхождение и биологическую эволюцию, как показывает ознакомление с литературой по данной проблематике невозможно понять и объяснить как с позиций философии, так и оставаясь в рамках какой-нибудь одной области научного знания или даже смежных его областей. Уже стало очевидным, что такие попытки заведомо обречены на неудачу. Поэтому ученым так и не удается до настоящего времени добиться решающего прорыва в этом направлении с позиций биологической теории (Веселовский В.Н.) или с позиций теории управления. (Афанасьев В.Г.)3. В подобной ситуации требуется предельно широкий междисциплинарный или, как считает Э. Ласло4, трансдисциплинарный подход к решению проблемы, необходимы синергетическое мировидение и соответствующая методология.
Это требуеі исследования различных по своей сложности и времени появления структурных уровней материи с позиций самоорганизации.
Познание природы идет через условное разделение материи на относительно независимые структурные формы и изучение каждой из них в отдельности. К настоящему времени открыты следующие структурные формы неживой материи: вакуум, «истинно» элементарные частицы (лептоны, кварки), составные частицы (адроны), ядра атомов, атомы, молекулы, макротела, геологические (внутрипланетарные) образования, планеты и планетные системы, звезды, звездные системы (галактики), системы галактик, метагалактика (видимая Вселенная) и вся (Большая) Вселенная - Универсум. Перечисленная совокупность структурных форм материи обладает признаком иерархической системы: каждая последующая структурная форма является более сложной, так как включает в качестве составной части предыдущую, более простую форму.
Самоорганизация - это изначально присущее свойство материи. Ученые наблюдают его проявления в экспериментах, но объяснение возможно появится тогда, когда будет достигнуто более глубокое, чем сегодня знание природы вещества и вакуума.
Попробуем ответить на вопрос: в результате чего появляется направленность развития отдельных систем? Для этого выделим основные объекты естествознания, и связанные с ними проблемы познания природы.
Микромир является объектом изучения квантовой физики. В микромире существенным является квантование физических величин, сопоставимых по своим масштабам с квантом действия - постоянной Планка. Изучение микромира привело к становлению и развитию неклассической физики и неклассической рациональности.
Макромир - это мир непосредственно окружающих нас объектов. Человек, человеческое общество - так же элементы макромира. Макромир наиболее доступен для изучения. Поэтому объекты макромира оказались познанными раньше, чем объекты микро- и мегамира. Изучение объектов макромира проведено, в основном, в рамках классического естествознания.
Мегамир является объектом исследования физических наук, занимающихся изучением и описанием планетных систем, звезд, галактик, и Вселенной в целом (астрономия, астрофизика, космология). Перечисленные выше материальные структуры объединены в целостный мир посредством громадного числа взаимосвязей. В основе всех взаимодействий лежат четыре фундаментальные взаимодействия: гравитационное, слабое, электромагнитное и сильное. В микромире важнейшими являются сильное, и слабое взаимодействия. Электромагнитное наблюдается в микро- и макромире. В мегамире существенными оказываются гравитационные взаимодействия больших масс, масс космического масштаба. Каждое взаимодействие осуществляется путем обмена взаимодействующих объектов определенным типом элементарных частиц, интенсивность взаимодействий ослабляется с увеличением расстояния между взаимодействующими объектами.
На этом этапе рассуждений можно сделать вывод о зависимости проявления самоорганизации от уровня сложности и условий развития конкретных открытых неравновесных систем. На каждом уровне сложности и упорядоченности развитием системы управляют силы, казалось бы разной природы, но в их основе проявляются перечисленные выше четыре фундаментальные силы. Так на субъядерном уровне сильное (цветовое) взаимодействие объединяет кварки и адроны, а слабое взаимодействие выполняет функцию фракционирования.
Бифуркационный принцип коэволюции
При исследовании принципов и механизмов коэволюции в природе разработана авторская модель ноосферогенеза, в которой особый акцент делается на понимании энтропийно-информационных взаимодействий в данном процессе1. При этом учитываются мнения тех исследователей, которые считают, что энтропия теснейшим образом связана с понятием информации. І Ірименение этих понятий особенно эффективно там, где исследуется организация и дезорганизация любого рода систем, в том числе и биосоциальных.
Большую уверенность в правильности продвижения разработок, связанных с развитием идеи ноосферогенеза на основе глобальною коэво-люционного процесса, придает методология циклистики, в которой «идея диалектической связи моностичности и универсальности в законе существования объективного мира, принципы простоты, универсальности, противоречия, взаимодействия, самодвижения и др.» являются тем необходимым основанием, порождающим новейшие идеи: «...квант взаимодействия, закон цикла... принцип взаимодействия разнокачественных циклов и др.». В науке предпосылки конкретно-проблемного подхода были созданы на предшествующих этапах её развития благодаря, во-первых, сложившейся предметно-дисциплинарной структуре научного знания; во-вторых, наличию логико-гносеологической и теоретико-методологической базы, обеспеченной достигнутым высоким уровнем знаний; в-третьих, актуализации тех потребностей социальной жизни, которые могут быть удовлетворены только при условии реализации комплексного подхода.
В большинстве случаев междисциплинарные исследования направлены на объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Облик современной науки детерминируют объекты именно такою типа. Ее основным ядром является концепция самоорганизующегося мира или синергетика (Г. Хакен, И. Пригожий, Поддубный Н.В. и др.). Синергетика пытается установить связь между макро- и микроуровнями бытия, между формами собственной, спонтанной организации живого и неживого. Синергетика предстает не как новая наука, а как новое объединяющее направление в науке. Ее цель - выявление общих идей, методов и закономерностей процессов самоорганизации в самых разных областях естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Следовательно, синергетика - обласіь научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Синеріе-тическая картина видения мира дает возможность связать различные пласты иерархии мироздания, выявить и объединить разные аспекты и уровни бытия.
Междисциплинарные исследования, которые проводятся в рамках синергетики, значительно повышают статус тенденции к интеграции научного знания. Иначе говоря, разрозненные пласты человеческого знания связываются концептуальной парадигмой самоорганизации. Более того, выдвигаются общие теоретические и методологические принципы, распространяющиеся на разнородные явления и процессы мирового развития.
Проблемы, поднятые неравновесной термодинамикой, на современном этапе вышли за рамки физики и химии и затрагивают самые раз личные области. И это неудивительно: неравновесные состояния и обмен энергией, веществом и информацией являются универсальными явлениями во Вселенной, присущими как неживой природе, так и процессам протекающим в живой природе и обществе.
Все процессы в различных материальных системах подразделяются на два типа. Первые - процессы в замкнутых системах, которые ведут к установлению равновесного состояния, стремящиеся при определенных условиях к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, вторые - процессы, протекающие в открытых системах, при определенных условиях, в которых из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Первый тип процессов характеризует равновесность, основными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность, но и те и другие характеризуются нелинейностью. Синергетика рассматривает природные процессы, которые неравновесны и нелинейны. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов дает возможность ей претендовать на статус общей методологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.
Энтропия, информация и внутреннее время биосистем
Рассмотрение столь сложного вопроса необходимо начать с дефиниции понятия «информация». По мнению Н.Н.Моисеева: «... строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но оной вряд ли возможно»1. Естественно возникает вопрос, с чем это связано. Почему, несмотря на большое число работ по информатике, теории информатики, кибернетике, философии определение общенаучного понятия «информация» до сих пор, действительно, не сформулировано. Известна многоплановость понятия «энтропия», используемого в самых разных аспектах. Очевидно, что это относится и к понятию «информация»: ее определение, даваемое тем или иным ученым, зависит от сферы его деятельности или научных интересов. Так, один из создателей кибернетики Н. Винер дал такое определение: «Информация есть информация, а не материя и не энергия»2, означавшее, что кибернетика, не придумавшая информацию, но нашедшая способ определения ее количества, вполне обходится без излишних дефиниций. Информация и энтропия связаны потому, что они характеризуют реальную действительность с точки зрения именно упорядоченности и хаоса, причем если информация - мера упорядоченности, то энтропия - мера беспорядка; одно равно другому, взятому с обратным знаком.
Информационное ускорение, имеющее место быть в коэволюционных процессах ноосферогенеза, связано с пониманием времени. Поэюму, в целях системного изложения существа принципа информационного ускорения, начнем с освещения нашего понимания времени с синергетических позиций.
Смысловое поле человеческого мировосприятия определяется реалией времени. Загадка времени привлекает внимание философов, и решение проблемы времени сопряжено с большими трудностями. Человеческая мысль сталкивается с трудно преодолимой пропастью между интуитивным восприятием времени и понятийным выражением этой интуиции.
«В нашем обычном представлении время есть некая последовательность моментов, точнее интервалов - минут, часов, дней или лет, которая течет равномерно, наподобие равномерно движущегося тела в пространстве, и с помощью которой мы измеряем все движения и изменения, происходящие как во внешнем мире, так и в нашей собственной душе»1. В отличие от пространственного движения, течение времени, однако, является необратимым: время никогда не движется вспять. Но всякие попытки перейти от обыденного представления о времени к его понятию и дать строгое определение того, что такое время, возникают большие затруднения, связанные с трудностью ответов на вопросы: является ли оно непрерывным или состоит из неделимых моментов? Представляет ли собой время нечто подвижное, изменяющееся и преходящее или, напротив, оно само неподвижно, а меняются только явления и вещи, возникающие и исчезающие во времени?
Некоторые философы рассматривали время как нечто единое (Платон)2, тогда как другие допускали множество времен - для каждого процесса индивидуальное время его протекания (Декарт). Одни были склонны видеть во времени некое абсолютное начало («абсолютное время» Ньютона), другие, напротив, признавали только относительное время, указывая на то, что время не существует реально, а есть лишь порядок последовательности явлений «раньше» и «позже» (Лейбниц). Аристотель считал, что: «Время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему»1. Он вводит определение времени как меры движения, учитывая как раз то, что и время, и движение суть непрерывные величины. Дефиниция времени как числа движения выражает сущность времени, а определение его как меры движения касается его функции. «Число и мера имеют равное отношение к движению: мерой время является только по отношению к «первой мере» - круговращению небесного свода, а числом время будет по отношению к любому движению. Определение времени как числа движения онтологически первичнее, чем определение его как меры движения»2.
Каждый объект несет в себе историю эволюции Космоса, поэтому он возникает тогда, когда эволюция Космоса обусловливает его возникновение, существует - пока является микрокосмом и погибает, когда перестает отражать изменившийся Космос. «В микрокосме, представленном камнем, говорит М.И. Штеренберг, она прочитывается в нуклонах атомных ядер, возникших из кварков в результате расширения и остывания вещества после «Большого взрыва». Во входящих в его состав атомах тяжелее водорода прочитывается история тяжелых звезд, в недрах которых они были синтезированы, в химическом составе и структуре слагающих его минералов - геологическая история Земли»3.