Введение к работе
Актуальность проблемы.
В свое время Мартин Хайдеггер, размышляя о технике, усмотрел в техническом методе мировоззренческую основу, не выводимую из самой техники. Эту основу он увидел в потребительском извлечении человеком посредством техники энергетических и минеральных кладовых мира. Техникой человек извлекал власть над миром. Создание виртуальной реальности изменило вектор этой власти. Теперь техника устремилась на внутренний мир своего создателя, на "длительность" в бергсоновском понимании. И если ранее к внутреннему миру человека ключи были лишь у поэзии, литературы, театра, наконец, религии и философии, то ныне на эти работы посылается техника.
Виртуальная реальность (ВР), став крупнейшим достижением техники конца XX века, становится серьезнейшим фактором в развитии науки, техники и культуры. Уже сейчас ВР заявляет о себе, как средстве преобразования объективной реальности. Она вполне может стать соратником и помощником в технике, архитектуре, проектировании. Однако, негативным фактором, могущим перекрыть положительное "сальдо" ВР, будет ее воздействие на духовный и психический мир человека, на весь комплекс человеческой культуры.
Подобно тому, как атомная бомба стала неким кульминационным фактом научно-технического прогресса, техника ВР становится более чем фактом информационного общества, она являет себя артефактом всей -новоевропейской истории. Становясь очевидным символом информационного общества, ВР в своем развитии способна достичь такого уровня воздействия на социум, когда в лице многоликих своих копий станет активно-агрессивным инструментом власти.
Результатом этого может стать кардинальное изменение сознания индивидов, как в плане частного влияния на интуицию, воображение, творческие способности, так и в сугубом влиянии на жизнь всего общества, через программируемое изменение социального менталитета.
Есть вероятность полного "выпадения" человеческой личности из обыденной реальности, посредством привнесения в последнюю черт полиментализма, т.е. постоянных переходов из ВР в ординарную и обратно. Результатом этого может стать полное отторжение части индивидуумов от социума, с очевидным диагнозом душевной болезни.
По факту входа в каждый дом телевизионного приемника, и скорого ожидания компьютера, останется недолго ждать появления систем ВР в наступающем XXI веке. Следовательно, уже сейчас, на ранних стадиях развития подобных "человеко-машинных" систем, мир ВР нуждается в глубоком анализе своих составляющих, начиная с самого понятия -виртуальная реальность (ВР).
Через подобного рода исследования мы сможем поставить данное явление науки, техники и культуры под социальный и нравственный контроль, который в дальнейшем сможет стать основой для контроля законодательного, для блага не только поколений формирующихся (детей и подростков), но и всего социума в целом.
Виртуальная реальность как экзотическое явление, созданное высокими технологиями, становится частью человеческой культуры, или ноосферы, понимаемой в русле идей Тейяра де Шардена. Однако не фактичность ее появления, как любого артефакта, наполняют ВР актуальностью и новизной, но ее неоднозначность для всего социума в целом. Это и техническая неконтролируемость: достаточно вспомнить работу американских спецслужб, которые так и не смогли установить информационную блокаду в период операции "Буря в пустыне" в 1991 году, где речь шла лишь о сети Интернет. Это и перспективы тотальной экспансии через шоу-бизнес, сравнимой с тотальностью нацизма. Это и излишний психологизм современных исследований, рождающий неправдоподобное объяснение данной реальности в философских ее разработках, непосредственно влияющих на экзистенциальные перспективы ВР. Неразборчивость, связанная с психологизмом исследований, вытекает из закрытости фундаментальных пластов виртуальной культуры по причине вполне исторической, связанной с отсутствием соответствующих знаний духовной культуры в целом уже у нескольких поколений российского истеблишмента, и как следствие, неподготовленностью аналитической базы для философского (а не оккультного) объяснения проблем ВР. Роль всех этих факторов делает тематику ВР весьма актуальной для философского ее исследования. Новизна проблемы вытекает из ее очевидной актуальности.