Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Коротков Николай Александрович

Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии
<
Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коротков Николай Александрович. Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.08 / Коротков Николай Александрович; [Место защиты: Балт. гос. техн. ун-т (ВОЕНМЕХ) им. Ф.Д. Устинова].- Санкт-Петербург, 2010.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы информации и виртуальной реальности и сравнительный анализ некоторых концепций виртуальной реальности 16

1. Лингвистический аспект проблемы виртуальной реальности 16

2. Историко-философский аспект проблемы виртуальной реальности 21

3. Историко-философский аспект проблемы информации и ее современное состояние 38

4. Различные виды классификации реальности в физике и возможное решение проблемы информации 49

5. Проблема информационной реальности 63

6. Проблема классификации бытия 67

7. Сравнительный анализ некоторых концепций виртуальной реальности 70

ГлаваІІ. Философско-методологический анализ виртуальности в различных областях знания 80

1. Проблема виртуальности в некоторых областях техники 80

2. Проблема виртуальности в некоторых областях физики 89

3. Проблема виртуальности в истории 98

4. Проблема виртуальности в психологии 101

5. Проблема виртуальности в кибернетике (на примере управления обществом) 104

6. Проблема виртуальности в дисциплинах, находящихся на «стыке» различных наук 108

7. Классификация и обобщение выявленных типов виртуальностей 115

8. Проблема измерения виртуальности 124

Заключение 128

Список литературы 133

Введение к работе

Актуальность исследования

Актуальность научно-философского исследования проблемы виртуальности и виртуальной реальности обусловлена переходом человечества от индустриального типа общества к информационному. Этот переход характеризуется стремительным возрастанием удельного веса информационного производства по сравнению с производством материальных ценностей и энергии в структуре экономики, а также переходом материального и энергетического производства на материало- и энергоемкие производства, позволяющие сберечь материальные и энергетические ресурсы человечества. При этом получают дальнейшее интенсивное развитие и возникают новые области науки и техники, связанные обработкой, хранением и передачей информации в ее различных формах, такие как кибернетика, информатика и вычислительная техника (компьютерная техника). Это, в свою очередь, обусловливает развитие информационного моделирования производственных и непроизводственных процессов, что способствует созданию нового типа постиндустриальной экономики, позволяющей человечеству существовать и развиваться в рамках информационного общества.

Информационное общество создается и интенсивно развивается в процессе информатизации, которая проникает во все сферы общественной жизни - от науки и производства до индустрии развлечений. «Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен понимать проблемы, связанные с получением, обработкой, хранением и использованием информации с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Об информационной реальности говорят сегодня как о стратегическом курсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития

государства. Последняя обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному»1.

В 80-х годах прошлого века на стыке психологии, кибернетики и компьютерной техники возникла компьютерная виртуальная реальность, являющаяся частью информационной реальности, которая вскоре нашла применения в компьютерной индустрии, военных разработках, космических исследованиях, системе образования и воспитания, учебно-тренировочных системах, дизайне и в других областях.

Виртуальная реальность исследуется с позиций общественных, гуманитарных, естественных и технических наук, проблема виртуальной реальности становится предметом философской рефлексии. Однако до сих пор отсутствует концепция виртуальной реальности, выведенная на философский уровень обобщения, которая позволила бы рассматривать частнонаучные виртуальные реальности в качестве реализации общей концепции виртуальной реальности в конкретных сферах деятельности человека.

Актуальность научно-философского исследования виртуальной реальности в настоящее время признана научным и философским сообществом. Подтверждением тому являются исследования виртуальности, проводимые в последние десятилетия в. Институте философии РАН и в лаборатории виртуалистики бывшего Института человека РАН .

Степень разработанности проблемы

Исторически сложилось так, что компьютерная виртуальная реальность не является первой виртуальной реальностью, созданной, изучавшейся и

1 Котенко В.П. Философские проблемы информационной реальности // История информатики и
философия информационной реальности. - М., 2007. - С. 133.

2 Концепция виртуальных миров и научное познание. - М., 2000; Виртуалистика:
экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М., 2004; Теоретическая виртуалистика. -
М., 2008.

3 Носов Н.А. Виртуальная психология. - М., 2000.

использовавшейся человечеством. Понятия «virtus» и связанное с ним «виртуальность» в Древнем мире встречается, например, у Цицерона. В Средние века и в эпоху Возрождения их используют Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Дуне Скот, Николай Кузанский. Из наиболее авторитетных философов Нового времени их употребляли Г.Лейбниц и Г.Гегель. В начале XX века в марксистском обществознании они использовались Б.Бороховым1.

В Новое и Новейшее время в науке и технике использовались и используются такие понятия, как «виртуальные скорости» и «виртуальные перемещения», «виртуальная длина пути», «виртуальный электрод электровакуумного прибора» и др. Сам же термин «виртуальность» чаще всего понимается как синоним понятия «нереализованная возможность», иногда «мнимость», однако при рассмотрении виртуальности в различных областях знания выяснилось, что не все типы виртуальности имеют указанный смысл.

В настоящее время практически все разработки проблемы виртуальной реальности так или иначе связаны с субъективной реальностью и социумом, при этом внимание исследователей в основном сосредоточено на проблемах компьютерной виртуальной реальности. На основе этих исследований построены различные концепции виртуальности и виртуальной реальности. Однако практически не исследованы виртуальности, проявляющиеся в системах, непосредственно или совсем не связанных с сознанием человека и обществом. В этих системах понятие «виртуальность» имеет иной смысл.

Значительный вклад в развитие проблемы виртуальной реальности внесли: А.Авдуевский, О.Д.Авраамова, И.А.Акчурин, В.С.Бабенко, В.С.Бабицкий, И.П.Брязгунов, В.И.Быченков, О.Власенко, О.И.Генисаретский, Ф.И.Гиренок, В.А.Глазунов, Е.В.Грязнова, С.Дацюк, О.И.Елхова, В.Ф.Жданов, Д.В.Иванов, Д.Иваньков, И.Д.Карпенко, О.В.Катаева, Т.А.Кирик, Н.Ю.Кликушина,

1 Ворохов Б. Виртуализм и религиозно-этические проблемы в марксизме. - М., 1920.

Е.В.Ковалевская, И.Г.Корсунский, В.П.Котенко, А.А.Крушанов, Е.Карташева, Г.П.Катыс, П.Г.Катыс, И.Кондратьев, М.Круглов, М.М.Кузнецов, С.Э.Ласточкин, М.В.Лебедев, Д.Б.Литвинцев, С.Д.Лобанов, С.Т.Махлина, Л.А.Микешина, А.Н.Михайлова, А.А.Немыкина, Н.А.Носов, Т.В.Носова. М.Ю.Опенков, С.И.Орехов, А.В.Петров, Н.П.Петрова, Т.Н.Пикуля, А.П.Потемкин, Г.Г.Почепцов, В.М.Розин, Е.А.Рузанкина, Ю.В.Сачков, А.Ю.Севальников, Д.Н.Соловов, И.Т.Фролов, С.С.Хоружий, Д.И.Шапиро, Е.А.Шаповалов, М.Р.Шарипов, А.В.Юхвид, Ю.Т.Яценко и др.;

Из зарубежных исследователей виртуальной реальности следует выделить А.Арто, Ж.Делеза, П.Дэвиса, Ж.Ланье, Т.Лири, , К.Макмиллана, И.Р.Пригожина, Ф.Хэммита, К.Г.Юнга и др.

Отметим, что виртуальная реальность в различных областях знания. исследуются на основе философской методологии, однако пока еще отсутствует обобщение всех типов виртуальностей и их философско-методологическое обобщение.

Некоторые исследователи отмечают, что философский анализ и интерпретация виртуальности и виртуальной реальности затруднены в рамках как материалистических, так и идеалистических систем, а также с позиций дуализма1. Автор данной работы солидарен с этой позицией.

По нашему мнению, препятствием к выводу понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» на философский уровень их обобщения является неудачная интерпретация понятия «информация» в физике - ошибочное отождествление информации с отрицательной энтропией в физике, основанное на формальном сходстве формул К.Шеннона и Л.Больцмана. На это указывают,

1 Шаповалов Е.А. Философские проблемы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. - СПб., 1996. СЮ.

например, такие современные исследователи, как Д.С.Чернавский и Ю.П.Петров1. Основанием для разрешения существующих методологических трудностей при обобщении понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» выступает новая классификация свойств объекта физической реальности, основанная на применении кибернетического принципа Н.Винера (информация есть информация, а не материя и не энергия) в качестве критерия классификации его свойств. При этом оказывается, что любой физический объект обладает определенными информационными свойствами.

Обширные исследования по проблеме информации проводятся с 20-х годов прошлого века. Созданы и развиваются науки, центральным понятием которых является информация - теория связи, кибернетика, информатика. Созданы машины по переработке, хранению и обмене информацией с внешней средой - компьютеры, но отсутствует обобщенная концепция информации, позволяющая разработать понятийный аппарат. Об этом говорят такие современные ученые и философы, как И.В.Мелик-Гайказян2, Д.С.Чернавский3, Ю.П.Петров4 и В.П.Котенко. Например, В.П.Котенко пишет: «Основными проблемами дальнейшего развития информатики являются формирование философской концепции и понятия информации»5.

Отметим, что в 60-х - 80-х годах XX столетия проходили оживленные дискуссии ученых и философов, посвященные осмыслению понятия информации6. При этом информация интерпретировалась в русле, проложенном еще в первой

1 Чернавский Д.С. Синергетика и информация. - М., 2001; Петров Ю.П. История и философия
науки. Математика, вычислительная техника, информатика. - СПб., 2005.

2 Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. - М., 1997.

3 Чернавский Д.С. Синергетика и информация. - М., 2001.

4 Петров Ю.П. История и философия науки: Математика, вычислительная техника, информатика.
- СПб., 2005.

5 Котенко В.П. Философские проблемы информационной реальности // История информатики и
философия информационной реальности. - М., 2007. - С. 138.

6 Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе.
-М., 1991.С.272-288.

половине XX века основоположниками теории передачи информации Х.Найквистом, Р.Хартли и К.Шенноном1, понимавших ее как смысловое содержание передаваемых по каналам связи сообщений.

К настоящему времени выработано множество различных интерпретаций понятия «информация». Основными философскими концепциями информации являются атрибутивная (информация - это атрибут материи) и функциональная (информация существует только в процессе функционирования кибернетических систем). Однако до сих пор остается спорным вопрос о наличии или отсутствии информации в неживой природе (исключая функционирующие кибернетические системы).

К недостаткам укоренившихся представлений об информации можно добавить следующее: в семантической теории информации предпринимались попытки преодолеть специфику абстрактных подходов и ввести количественные оценки содержательности, важности, ценности и полезности информации, т.е. найти количественную меру смысловых характеристик сообщений. Но эти попытки не увенчались значительным успехом. Как указывает Г.Л.Смолян, «не удалось, в частности, построить строгую семантическую теорию информации, а также формализовать концепции, базирующиеся на понятии «ценность информации»» .

В физике начала XXI века наметилась тенденция к возникновению кризиса понимания основ мироздания: категория материи отодвигается на второй план и предпринимаются попытки построить стройную теорию мироздания на базе таких категорий, как пространство-время, система, хаос и т.д.3. Встречаются также попытки осмыслить информацию как физический объект в качестве т.н.

1 Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения. - М., 1959. - С. 5-35;
Шеннон К.Е. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963.

2 Смолян Г.Л. Информации теория // Новая философская энциклопедия. - Т. 2. - М., 2001. С. 141-
142.

3 Барковская А.В. Материя // История философии. Энциклопедия. - Минск, 2002. - С. 604-606;
Бородай Т.Ю. Материя // Новая философская энциклопедия. - Т. 2. - М., 2001. С.509-514.

«информационного поля», противопоставляемого материи и (в философском плане) основанного на классической антитезе «материя-дух»1. С нашей точки зрения, это тупиковое направление как физике, так и в философии. В настоящей работе предложена новая интерпретация понятия «информация» в физике и философии, позволяющая по-новому решить проблему информации. Для этого произведена новая классификация свойств объекта физической реальности, в которой в качестве критерия классификации выбран кибернетический принцип Н.Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия» . При этом показано, что является информацией, содержащейся в физических телах и физических полях. На базе новой интерпретации информации предложена информационная концепция виртуальной реальности.

В диссертационном исследования произведен сравнительный анализ некоторых существующих концепций виртуальной реальности. Рассмотрены также виртуальные реальности в различных областях знания и показано, что все они являются проявлением информационной концепции виртуальной реальности.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является раскрытие сущности понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» в различных областях науки и техники и обобщение результатов до философского уровня, а также характеристика связи этих понятий с частнонаучными и общенаучными понятиями и категориями философии.

Для достижения заданной цели решены задачи исследования'.

1 Силин А.А Информация как фундаментальная сущность бытия. - М.: МНТН ВЕНТ. Препринт,
№24, 1992.

2 Винер Н. Кибернетика. - М., 1968. - С. 201.

- проведена новая классификация свойств объекта физической реальности по
критерию Н.Винера и выявлена его методологическая функция;

на базе новой классификации свойств объекта физической реальности предложена новая интерпретация понятия «информация», отражающего любой объект физической реальности;

для обоснования правомерности введения новой концепции информации произведен анализ противоречий в интерпретации информации и ее количества в работе Р.Хартли, а также выявлена сущность информации в различных элементах кибернетических устройств;

произведено разделение информации в новой интерпретации на два класса -количественную информацию и качественную информацию;

на базе новой интерпретации понятия «информация» введено новое понятие «исходная реальность» с содержанием: «реальность, взятая «сама по себе» или отраженная реальность, сохраняющая неискаженной релевантную (существенно значимую) информацию».

Методология исследования

Признание информации в качестве одного из свойств любого физического объекта приводит к изменению содержания понятия «физическая реальность» и к необходимости новой классификации как физической реальности, так и иных типов реальности. Это позволяет пересмотреть интерпретацию понятия «информация» и ввести новое понятие «исходная реальность», под которым понимается реальность или ее часть, взятая «сама по себе» или отраженная реальность или ее часть, сохраняющая неискаженной релевантную информацию. В свою очередь, понятие «исходная реальность» оказывается связанным с такими понятиями, как «отражение» и «виртуальная реальность» и входящим в триаду «исходная

реальность — отражение — виртуальная реальность». При этом понятие «виртуальная реальность» обретает смысл «информационно-искаженная реальность, возникшая в результате отражения исходной реальности».

В качестве методологического основания исследования избран системный подход, согласно которому объект «виртуальная реальность» рассматривается с позиций различных наук и областей техники, а также с позиций философии. В работе использовались следующие методы: историко-философский, герменевтический, аксиоматический, сравнительно-аналитический, дедуктивный, дискурсивный, логико-диалектический.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

предложена новая концепция информации на основе новой классификации свойств объекта физической реальности по кибернетическому критерию Н.Винера; при этом информация не связывается с кодированием, декодированием и передачей сообщений по каналам связи, а рассматривается как составная часть бытия любого объекта реальности;

на основе новой концепции информации и введенного понятия «исходная реальность», под которой подразумевается реальность или ее часть, взятая «сама по себе» или отраженная реальность или ее часть, сохраняющая неискаженной релевантную (существенно значимую) информацию, предложена информационная концепция виртуальной реальности, согласно которой под виртуальной реальностью понимается информационно-искаженная реальность, возникающая в результате отражения исходной реальности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обосновано положение о том, что любой объект физической реальности предстает как диалектическое единство материи, энергии и информации; информация подразделяется на количественную и качественную.

  2. Утверждается, что количественная информация может быть измерена, качественная информация измерению не подлежит, она может быть оценена.

  3. Доказано, что понятие «виртуальность» в науке и технике имеет две интерпретации: искаженная информация, возникшая в результате отражения исходной информации, и нереализованная возможность.

  1. Выявлено, что обе интерпретации понятия «виртуальность» «свертываются» в одну интерпретацию: виртуальность - искаженная информация, возникшая в результате отражения исходной информации.

  2. Из предыдущего положения делается вывод, что виртуальная реальность предстает как информационно-искаженная реальность, возникшая в результате отражения исходной реальности, а понятие «виртуальная реальность» входит в триаду «исходная реальность - отражение - виртуальная реальность».

6. Утверждается, что виртуальные процессы происходят как в пределах
объективной и субъективной реальностей, так и при отражении объективной
реальности в субъективную.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии и дополнении обобщений научно-философского характера, сделанных учеными и философами XX и XXI веков. Основные положения и выводы работы, полученные при исследовании ограниченного числа областей науки и техники, где используется понятия

«виртуальность» и «виртуальная реальность», способствуют развитию философии виртуальности в рамках философии науки и техники и могут быть применены для исследования виртуальности в других областях науки и техники. Полученные результаты могут быть использованы для усовершенствования естественнонаучной картины мира.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов философского анализа в процессе преподавания философии, культурологии, физики, кибернетики, информатики и истории этих наук, а также для построения специального курса «Философские проблемы виртуальной реальности».

Апробация исследования

Частично данное исследование было апробировано:

в 2002 и 2004 г.г. в Санкт-Петербургском Доме ученых им. А.М.Горького на заседаниях секции «Теория, методы и средства управления»;

в 2003 г. в докладе на VII Царскосельских чтениях (Международной научно-практической конференции) в Ленинградском государственном областном университете им. А.С.Пушкина;

в 2005, 2006, 2007 и 2008 г.г. в докладах РНТО РЭС им. А.С.Попова на 60-й, 61-й, 62-й и 63-й Научных сессиях, посвященных Дню радио в г. Москве (на заседаниях секций «Теория информации», «Прикладные проблемы информационных технологий» и «Нейроинтеллект»);

- в 2007 г. в докладе на научной конференции «Какая философия науки нам нужна?» на факультете философии и политологии СПбГУ (секция «Философские проблемы естествознания»);

- в 2007 г. в докладе на научной конференции «Дня философии в Санкт-
Петербурге»;

- в 2009 г. в докладе V Российскому философскому конгрессу в г. Новосибирске
на секции «Философия информации и коммуникации».

Диссертационное исследование было доложено на заседании кафедры философии Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф.Устинова.

Структура диссертационного исследования

Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии по теме исследования.

Историко-философский аспект проблемы виртуальной реальности

Понятия «виртуальность» и «виртуальная реальность» не являются чем-то новым, вошедшим в употребление только во второй половине XX века в связи с изобретением и промышленным выпуском компьютеров со шлемофонами и перчатками, способными создать в сознании пользователя иллюзию нахождения в среде, отличной от реальной среды - той, где в данный момент находится пользователь.

История появления и использования термина «виртуальный» уходит в глубину веков и начинается, по-видимому, в Древней Греции. Исследуя проблемы этики, Ф.Зелинский в книге «Vivat universitas» приводит афоризм Аристотеля из его книги «Этика»: «Не добро противоположно злу, а другое зло (скупости — расточительность и т.д.), и не свобода противоположна неволе, а другая неволя. Мудрость эта старинная, аристотелевская - его знаменитое virtus in medio»1.

Термин «virtus» употребляется Аристотелем в смысле «начатый, но не оконченный», поскольку состояние добродетели можно рассматривать как промежуточное состояние при движении в пространстве этических категорий от одного зла (скупости, одной неволи) к другому злу (расточительности, другой неволе).

У древних римлян термином «virtus» обозначалось особое состояние душевного подъема воина, воинская доблесть, проявляемая в бою. В это понятие вкладывался нравственно-психологический смысл. Вот что писал об этом А.Ф.Лосев: «Добродетель для римлянина — мужество, то, что прилично мужу (virtus)»1; «Противоречиво-трагическое состояние духа Мезенция, ринувшегося в ряды врагов, весьма отчетливо формулируется так: это стыд за гибель сына..., безумие... от горя, сознание своей силы («conscia virtus») и возбужденная фуриями любовь к сыну»2.

Выясним смысл понятия «virtus» в этих примерах. Поскольку состояние душевного подъема у истинного воина наступает при виде реального или мнимого врага, а не просто присуще ему постоянно, то это состояние можно рассматривать как акт устрашения или начало акта уничтожения врага. Состояние «virtus» есть нечто среднее между потенциальной возможностью уничтожения врага и реальным его уничтожением. Это как бы не доведенный до конца акт морального или физического уничтожения врага - достижения цели любого истинного воина. Следовательно, в данном случае, как и в примере Аристотеля, смысл понятия «виртуальный» есть «начатый, но не оконченный».

Приведем еще примеры использования понятия «virtus» в античной философии, взятые у Цицерона: «Но поэты смогут судить, как подобает поступить тому или иному герою, исходя из характера каждого из них, нам же сама природа определила роль, поставив нас неизмеримо выше всех остальных живых существ; тем самым поэты, имея дело со множеством разнообразных характеров, должны предусмотреть, что соответствует характеру и что «подобает» даже злодеям, а поскольку нам природа предоставила играть роль твердых, скромных, сдержанных, почтительно-уважительных и та же самая природа учит нас не быть небрежными к тому, как мы ведем себя по отношению к другим людям, становится ясно, сколь широко поле деятельности и родового понятия «подобающего», распространяющегося на всю вообще добродетель (honestat), и того, которое проявляется в каждом отдельном виде добродетели (virtus)»1; «Самая главная из всех добродетелей (virtus) та мудрость (sapientia), которую греки называли Sophia»2

Таким образом, отчетливо видно, что античные философы понимали многогранный характер смысла понятия «virtus» и осознавали его важность для своих философских построений.

Проблему сущности виртуальности в философии Средневековья рассмотрим на примерах работ средневековых мыслителей Фомы Аквинского, Сигера Брабантского и Иоанна Дунса Скота.

У крупнейшего средневекового схоласта Фомы Аквинского (1225-1274) категория виртуальности является одной из основных. При помощи нее он решал проблему существования реальностей различного уровня иерархии и проблему образования сложных структур из простых элементов. В качестве примера приведем разрешение проблемы сосуществования различных видов душ: мыслящей, животной и растительной. «Ввиду этого следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстатщональной формы, помимо одной только субстанциональной души, и что последняя, коль скоро она виртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, равным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно одна все те функции, которые в иных вещах исполняются менее совершенными формами. - Подобным же образом должно сказать о чувственной душе животных, о вегетативной душе в растениях и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к формам менее совершенным».

Следующий пример употребления понятия «virtus» взят из текста выдающегося философа-схоласта Сигера Брабантского (ск. в 1282). С помощью категории «virtus» Сигер Брабантский решал проблему соотношения души и тела: «Мышление есть, без сомнения, действие, свойственное человеку, и в этом его счастье, как говорится в десятой книге «Этики» (Аристотеля - Н.К.), ибо разум, от которого исходит мышление, есть высшая способность (virtus) человека и свойственная человеку. Но из того, что мышление есть действие, свойственное человеку, не следует, что субстанция самого человека как сложного существа, от которого исходит мышление, соединяется с другой частью сложного так, как изображение с воском; достаточно, чтобы они единялись указанным выше образом.

Наконец, должно сказать, что разумная душа есть осуществление тела потому, что, действуя внутри по отношению к телу, она может быть названа осуществлением и формой тела».

Историко-философский аспект проблемы информации и ее современное состояние

Проблема информации в науке и философии, включающая в себя интерпретацию этого понятия, установления его связей с другими понятиями и определение его научного статуса в иерархии понятий, принадлежит к «вековым проблемам», для разрешения которых традиционных методов недостаточно. Это показали многочисленные усилия ученых и философов, предпринятые в течение последнего столетия, которые не разрешили эту проблему, а лишь сделали ее более неопределенной, приведя к множеству разнообразных интерпретаций термина «информация» (выбор, данные, программа, сигнал, сведения, знания, негэнтропия, смысловое содержание сообщения и т.д.), а также к расхождению во мнениях относительно научного статуса этого понятия. Отсутствует также единое мнение о связи понятия «информация» с другими понятиями науки и философии. С нашей точки зрения, для разрешения проблемы информации необходимо привлечение принципиально новых подходов, что связано с изменением основных мировоззренческих установок.

Термин «информация» происходит от лат. informatio - разъяснение, изложение -и первоначально, к середине XX века, он означал осведомление, сообщение о каком-либо событии, о чьей-либо деятельности и т.д. Понятие «информация» связывалось исключительно с передачей сообщений от человека к человеку непосредственно или с использованием какого-либо промежуточного агента, например, книги.

Исторически сложилось так, что до 20-х годов XX века понятию «информация» не придавалось особого значения, считалось само собой разумеющимся, что оно эквивалентно понятиям «сообщения», «сведения о чем-либо». Например, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, а также в 1-м издании «Большой Советской Энциклопедии» статьи с таким названием отсутствуют. Статья под названием «Информация» появилась только во 2-м издании «Большой Советской Энциклопедии» в 1953 году, при этом под информацией подразумевалось только печатное слово. Первые попытки изучения информации в отечественной науке проводились в рамках гуманитарных наук, исследовавших процессы массовых и индивидуальных коммуникаций, в основном - в журналистике. В СССР в справочной литературе слово «информация» впервые появилось в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова, изданном в 1935 году.

В зарубежной науке понятие «информация» впервые интерпретировано американским инженером и математиком Х.Найквистом в 1924 году применительно к передаче символов алфавита по каналам связи. При этом количеством информации при получении конкретного символа алфавита стала считаться величина, обратная количеству символов в алфавите.

В 1928 году американский инженер и математик Р.Хартли усовершенствовал формулу Х.Найквиста для измерения количества информации в сообщении, введя логарифмическую меру для ее измерения. Это было вызвано требованием аддитивности количества информации при передаче нескольких сообщений. Р.Хартли рассматривал двухполюсную телеграфную систему для передачи сообщений, в которой исходный текст передается по кабелю при помощи азбуки Морзе, т.е. в закодированном виде. При передаче сигналов по кабелю (вследствие его взаимодействия с внешней средой) возможны искажения передаваемых сигналов до такой степени, что в результате декодирования восстановленный символ может отличаться от передаваемого.

Применив комбинаторный подход для измерения введенного им количества информации, Р.Хартли связал понятие информации с понятием выбора. «При каждом выборе исключаются все другие символы, которые тоже могли быть выбраны. По мере выполнения выборов исключается все большее и большее число последовательностей возможных символов, и мы говорим, что информация становится более точной»1. В качестве примера он привел фразу «apples are red» («яблоки (суть) красны»). В этой фразе «первое слово устраняет все иные виды фруктов и вообще все иные объекты. Второе слово направляет внимание на какое-то свойство или качество яблок, третье исключает другие возможные цвета. Однако не исключаются возможности, касающиеся размера яблок, и дальнейшая информация может быть передана путем последующих выборов» .

Проанализируем точку зрения Р.Хартли. В случае интерпретации информации с этой позиции возникают следующие противоречия: - во-первых, изначально информация рассматривается только на абстрактном уровне - на множестве понятий, а не на физическом плане. При абстрагировании отбрасываются несущественные (с точки зрения абстрагирующего) свойства предмета, следовательно, рассматривается только релевантная (существенно значимая) информация; - во-вторых, совсем не очевидно, что фраза «яблоки красные» содержит больше информации, чем фраза «фрукты красные». Это означает, говоря на языке математики, что множество красных яблок является собственным подмножеством множества красных фруктов. Если оба множества конечные, то можно утверждать, что количество красных яблок различных сортов строго меньше количества различных красных фруктов. В случае бесконечных множеств подобное утверждение может быть неверным. Примером тому может служить понятие кардинального числа, характеризующего мощность бесконечного множества. Например, математикам хорошо известно, что целых чисел «столько же, сколько» и рациональных чисел, хотя целые числа образуют собственное подмножество множества рациональных чисел; - в-третьих, утверждая, что фраза «яблоки красные» содержит больше информации, чем фраза «фрукты красные», Р.Хартли неявно предполагает, что информация может быть только количественной, т.к. сравнения «меньше-больше» применимы только к количествам, а не к качествам. Очевидно, что фразы «яблоки красные», «фрукты красные» и «яблоки цветные» характеризуют качество объектов, но никак не количество, т.е. несут качественную информацию, а не количественную информацию!

Основываясь на этой концепции информации и ее количества, Р.Хартли предложил меру для информации, не зависящую от способов передачи и формы сигналов в каналах связи, а также от семантики и психологических аспектов передаваемых сообщений. Он использовал универсальное свойство процессов связи: любое сообщение выбирается отправителем из заранее известного получателю множества различных сообщений. На приемном конце важно знать только результат (случайного для получателя) выбора. Неопределенность результата до выбора сообщения при прочих равных условиях зависит от общего числа возможных сообщений. Таким образом, по Р.Хартли, количество информации может быть измерено мерой неопределенности выбора, которая уничтожается после выбора сообщения. Р.Хартли предложил логарифмическую меру неопределенности выбора. Идея Р.Хартли привела к возникновению единицы измерения количества информации - бит.

Проблема виртуальности в некоторых областях физики

В современной квантовой механике известны два типа виртуальных объектов: виртуальные уровни энергии элементарных частиц и виртуальные частицы.

Рассмотрим первый тип виртуальности в квантовой механике - виртуальные уровни энергии взаимодействующих частиц. В качестве примера возьмем силы взаимодействия между нуклонами (протонами и нейтронами), называемые ядерными силами. В основном эти силы обусловлены так называемыми «сильными взаимодействиями» - самыми интенсивными из всех известных на сегодняшний день взаимодействий в природе.

Экспериментально доказано, что два нейтрона и два протона не могут образовывать связанных состояний. Система «нейтрон-протон», называемая дейтроном, имеет одно связанное состояние, которое характеризуется одним уровнем энергии взаимодействующих нуклонов. В этом проявляется отличие ядерных сил взаимодействия от кулоновских сил, которые могут иметь множество уровней энергии взаимодействия. Например, атом водорода, состоящий из двух элементарных частиц - протона и электрона, связанных между собой кулоновскими силами, имеет бесконечную систему уровней энергии.

Для изучения ядерных сил приходится применять косвенные методы. Например, при исследовании системы «нуклон-нуклон» непосредственно можно измерять лишь характеристики связанных состояний и зависимость так называемого «дифференциального» сечения рассеяния от углов и энергий. При низких энергиях формулы для описания рассеяния существенно упрощаются. В этом случае используется так называемое «полное» рассеяние.

Выведенные теоретически формулы для связи полного сечения с энергией связи нуклонов, их массы и других параметров показывают, что для данного сечения рассеяния существуют два уровня энергий связи системы «нуклон-нуклон», хотя экспериментально доказано, что существует лишь одна устойчивая система. Кроме реального уровня энергии, теоретически получается еще один так называемый «виртуальный уровень», не соответствующий никакому действительно существующему уровню энергии.

Рассмотрим философский смысл понятий «виртуальный» и «реальный» в данном случае. Очевидно, что уровни энергии (их численные значения) - как реальный (истинный), так и виртуальный - можно рассматривать как количественную информацию, являющуюся частным случаем информации вообще, так как они характеризуются числами, являющимися, очевидно, частным случаем информации. При сопоставлении реальной системы «нуклон-нуклон» с теоретической системой (расчетной моделью) происходит отражение исходной информации, заключенной в объекте физической реальности, в расчетную модель этого объекта. Реальный уровень в математической модели соответствует реальному физическому уровню, т.е. исходной информации, а виртуальный уровень в модели не соответствует никакому физическому уровню. Это можно рассматривать как возникновение иллюзорной, мнимой информации, что является отражением пустого множества в непустое. Очевидно, что это частный случай информационного искажения. Следовательно, в данном случае смысл понятия «виртуальная реальность» следующий: это реальность, возникающая в результате информационного искажения исходной реальности при ее отражении.

А теперь рассмотрим второй тип виртуальности в физике микромира — так называемые «виртуальные частицы».

Понятие о виртуальных частицах, возникшее в середине XX века, занимает значительное место в современной физической теории. Это понятие используется при описании различных видов взаимодействия в мире элементарных частиц. Без понятия виртуальной частицы многие математические результаты современной физики микромира не могут получить физического толкования. Например, квантовое представление о природе электромагнитного поля приводит к выводу об испускании заряженными частицами виртуальных фотонов.

Однако, как указывает В.С.Готт1, однозначного ответа на вопрос о содержании понятия «виртуальный» применительно к частицам на сегодняшний день еще нет. В физической и философской литературе содержание этого понятия трактуется по-разному. Вот наиболее распространенные интерпретации значения этого термина в физике, взятые из этой же книги: «Виртуальный - это значит возможный, ненаблюдаемый, неявный, дающий эффект, промежуточный, кратковременный, охватывающий только начальные и конечные стадии взаимодействия, существующий за счет «займа» энергии, т.е. существующий как бы в «кредит». ...Но нам важно подчеркнуть не только то, что смысловое значение этого слова многообразное, но и то, что общего определения его смысла, т.е. понятия, им выражаемого, еще не существует»1. Ниже показано, что данная ситуация сохранилась и поныне: до сих пор не найдено удовлетворительного осмысления понятия «виртуальный».

Приведем еще несколько высказываний физиков середины 60-х годов XX века по вопросу о смысле понятия «виртуальный».

Дж.Мак-Коннел в книге «Квантовая динамика частиц» писал, что ряд процессов в квантовой физике «мы называем виртуальными потому, что физически они не осуществляются»2.

А вот аналогичное мнение советского автора А.С.Давыдова, высказанное им в книге «Квантовая механика»: «Виртуальные частицы являются некоторыми математическими образами, используемыми на промежуточных вычислениях» .

Аналогичную позицию занимал и другой советский физик Ю.В.Новожилов. В книге «Элементарные частицы» он писал: «Виртуальные процессы, или виртуальные переходы, - это простой и удобный способ описания явлений, который не противоречит квантовым законам и занимает важное место в наглядной интерпретации явлений микромира».

Проблема виртуальности в психологии

В последние десятилетия в лаборатории виртуалистики Института человека РАН под руководством Н.А.Носова была разработана проблема виртуальных состояний психики человека. Им были заложены основы виртуалистики, основанной на признании полионтичности (многоуровневости) реальностей. Рассмотрим подробнее определение, примеры и парадигму виртуального состояния психики человека.

Вот как определяет виртуальную реальность в психологии Н.А.Носов: «Психологическая виртуальная реальность есть отражение в самообразе характера актуализации образа» . В отличие от образа, самообраз - это отражение в психике человека ее же текущих состояний. В самообразе представлен только выполняемый в данный момент акт деятельности человека, не зависимо от того, внешний он или внутренний, а не все содержание психики. Понятие «самообраз» введено для возможности описания процесса саморегуляции. Ощущения происходящих психических процессов в самообразе - это и есть виртуальные переживания. Они образуют виртуальную реальность.

Если образ актуализируется привычным способом, то процесс актуализации не вызывает активной реакции психики т.е. не требуется создания нового алгоритма обработки поступившей информации. Эти нерефлексируемые ощущения называются консуетальными (консуеталами). Если образ актуализируется непривычным способом т.е. для процесса актуализации необходимо выработать новый алгоритм, то характер актуализации рефлексируется, она осознается как особое событие с самоощущением легкости и приятности или трудности и неприятности. При этом человек может полностью переключиться на свои самоощущения и перейти в виртуал. Виртуал характеризуется тем, что человек воспринимает его не как порождение своего ума, а как объективную реальность.

Виртуал имеет два вида: гратуал - при легкой актуализации образа и ингратуал -при трудной актуализации образа. Понятия «виртуал» и «консуетал» в психологии образуют категориальную оппозицию.

В лаборатории виртуалистики выделено восемь свойств виртуального события: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса телесности, измененность статуса сознания, измененность статуса личности и измененность статуса воли.

Рассмотрим на конкретном примере виртуальное состояние психики человека. В качестве иллюстрации приведем рассказ о своем восприятии хоккейной игры известнейшего в недавнем прошлом хоккеиста А.Якушева: «Есть для меня в хоккее нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем. Боюсь только, что в пересказе оно, это нечто, будет выглядеть слишком приблизительно. Его надо пережить самому, чтобы почувствовать и понять до конца. Я жду его всегда и всегда надеюсь, что свидание состоится. А приходит оно всякий раз неожиданно, и миг его начала неуловим. Я мчусь по льду, и шайба на кончике моей клюшки. И нет ничего, кроме игры. И сама она, игра, и ее ритм, шайба, и мое тело покорны моей воле. В этот миг я ощущаю себя не просто сильным, я всемогущ, неудержим, и нет для меня в мире ничего невозможного. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» У каждого эти слова вызывают свои ассоциации, каждый живет ради своего мгновения. Я тоже. Оно уходит так же неожиданно и незаметно, как пришло. Но я знаю: оно возвратится снова» .

В этом рассказе А.Якушев подметил все восемь характеристик виртуала: непривыкаемость - описываемое состояние всегда желаемо и ново; спонтанность - это состояние приходит и уходит как бы само собой и непроизвольно; фрагментарность - сознание сконцентрировано только на отдельных вещах: на игре, ритме, шайбе, клюшке; измененность статуса телесности - выражение «шайба на кончике моей клюшки» на профессиональном жаргоне означает возникновение ощущений единства тела, клюшки и шайбы, которых нет в других обстоятельствах и которые возникают в процессе игры далеко не всегда; объективность - речь идет только о фактах, эмоциональные оценки отсутствуют; измененность статуса сознания - возникла иллюзия о видении хоккеистом всей игры; измененность статуса личности - у хоккеиста возникло ощущение своего могущества: «нет для меня ничего невозможного». Все это в целом переживается как смена статуса реальности: «нечто куда более ценное, чем слава, и не сравнимое ни с чем», «мгновенье, ты прекрасно».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что виртуальное состояние психики человека - это информационно-измененное состояние психики по сравнению с обычным состоянием психики человека, полученное в результате отражения образа реальности в ее самообраз. Такое понимание виртуальности можно обобщить и на обычное восприятие мира. Как указывает Н.А.Носов, «образ объективного мира есть психологическая виртуальная реальность, ставшая привычной, обыденной»1.

Следовательно, в случае психологической виртуальной реальности смысл понятия «виртуальная реальность» тот же, что и в предыдущих случаях: виртуальная реальность - информационно-искаженная реальность по сравнению с исходной реальностью, возникшая в результате ее отражения.

Философский анализ интерпретации виртуальной реальности, предложенной Н.А.Носовым, рассмотрен с позиции авторской концепции в первой главе диссертации.

Похожие диссертации на Феномен виртуальной реальности как объект научного анализа и философской рефлексии