Введение к работе
Мсгуадьность темы.
Проблемы вознгашовения новых форм религиозности тлятся одной из самых существенных предметных сфер религиоведения. Особую актуальность и значимость они приобрели в последние несколько лет, когда наше общество пережирает столь слогккнй и драматический период в своей истории. В этой кризисной ситуации многие люди ищут выход в религиозных исканиях.
В обществе радикальным образом меняется отношение к религии, ее институтам, оценке их роли р жизни человека.
Нетрадиционная религиозность второй половины XX века возникла в странах Западной Европы и США, но сейчас она пшроко распространилась if у нас в стране. Еолыгпя часть нетрадиционных религий была привнесена в наие общество из западных стран, но у нас в страпе они приобрели некоторые новые черты. Если в момент возникновения ир первый период своего существования нетрадиционные религии были резко оппозиционно настроены по отношению к доминирующим е обществе религиям (прежде всего по отношению к католичеству и протестантизму), то во второй период своего существования эти ошно были смягчены. В целом второй период существования нетрадиционной религиозности на Западе мотет быть назван перполом их сгабилизащш. Именно в этот период споего развития они и проникают в Россию и другие страны СНГ. Острый кризис, охвативший все стоіопьі жизни, в том числе и духовную, породил и собственную российскую нетрадиционную религиозность. Она является болеч оппозиционной по отношению к существуют;»!}' в стране порядку №дой. ч
Западной Европы и Японии. Ожидавшегося в первые годы перестройки роста фундаментализма в стране не произошло. Сейчас в стране складывается ситуация религиозного плюрализма, во многом напоминающая ту, которая существует в странах Западной Европы и США. Для нашей страны это явление новое и изучение его является актуальним и в теоретическом, и в практическом плане.
Исследование феномена нетрадиционной религиозности (первоначально на западном материале) началось в нашей/ стране всего десятилетие назад и комплексных работ, посвященных этой проблеме, еще очень мало. Практически ног работ, обобщающих результаты изучения отечественных вариантов нетрадиционной религиозности.
Ситуацию с нетрадиционными реіигиями в России представляется целесообразным рассматривать в сравнении с ситуацией в Западной Европе и США. Для выявления специфики нетрадиционной религиозности нужно рассмотреть причины ее возникновения, хронологию распространения, особенности вероучения, культа и организационной структуры новых религий как на Западе, так и в России.
Степень разработанности проблемы.
Объектом изучения в западной науке нетрадиционные религии стали практически с момента своего появления. Первые исследования появились в начале 70-х гг. > и охватывали достаточно короткий промежуток их истории, отмеченный широчайшим распространением религиозных исканий в странах Западной Европы и США во второй половине XX века О. Венц, Р^Элвуд, Ы.Харнер). Далее изучение нетрадиционной религиозности проходило по нескольким направлениям. Одним из направлений изучения было выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии второй половины XX века
предиественнйц в история религия и к каким этапам исторического развития человечества относится возникнввение нетрадиционных {*.іигий вообще (Т.Розаак. ЛЭдиаде, Р.Элвуд). Другим направлением исследования явилось определение социальной баеы нетрадиционной религиозности (R Джонсон. Р.К.4СИН. ЧГлок, Б. Вильсон). Появились работы, посвященные какому-нибудь одному направленні) в нетрадиционной религиозности н Солее всего - неохристианству («.Допек» Р.Элвуд, А.Масо. ЛШтерсон, К.Дич, Э.Штоумен, ІІМайнхольд и др.). Бие одним направлением изучения нетрадкци онных религий явилась попытка систематического обзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий (Р. Хаакк), в том числе и с включением их в обиуп картину религиозной жизни западного мира а XX веке (ХРЗлйер).
В отечественной науке существует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Д Е Митрохина. В. Ф. Миловидова. Ю. А, Кимелева В работах. Е. Г. Еалагушкша, В. В. Никифоровсй были проанализированы социальные прсгрзмш нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Ряд работ поевяшен отдельным направлениям нетрадиционной религиозности (ЛИ. Митрохин. ЕС. Гуревич. А.А. Ткачева. Б.С. СаФроно-ва. Б.И. Клккз). Проблеме.места нетрадиционных религий в духовкой, социальной и религиозвой хиэнн СШ посвятили свои работы Л. Я. Великович, Л. Е. фурман. Н. Н. Яковлев. Іїесиядуистскга культы, их место в системе реформированного индуизма, подробно осветила в свсгй книге "Индуистские мистические организзгош и диалог культур" А.'А. Ткачева Значение нетрадиционной религиозности, богоисютельотва восбше в широкой панораме духовной, культурной, религиозней жизни, западного общества второй полови-
іш XX века рассмотрено в работах П. 0. Гуревича. Наиболее полным исследованием по проблеме является книга Е. Г. Балагушкігаа "Критика современник нетрадиционных религий".
В последнее время в стране появились работы теоретиков и основателей различных нетрадиционных религий (Радяикш, Сваш Бхактиведанта Прабхупада, Махариши Цахеш йоги, Л. Р. Хаббард и др.), причем в большом количестве выходят и труды идеологов нетрадиционных религий начата XX ' века (Р. Шгейнер, Е. Вла-ватская, Г. Рюрджиев и другие).
' ШШ !і задачи исследования.
Общей целью данного исследования является выявление с позиций современного -религиоведения сущности и специфики явления нетрадиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих аадач:
рассмотреть причины и механизм, а также социальные, экономические, психологические, гносеологические предпосылки возникновения нетрадиционной религиозности;
охарактеризовать вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;
предложить свой вариант классификации и типологии нетрадиционных религий.
Верхняя хронологическая грань исследования, определяется временем написания работы (1993-1994 гг.). Нижний хронологически рубеж исследования - время возникновения нетрадиционной религиозности в странах Западной Европы и США (конец 60-х - начало VO-x гг. XX века).
Штоцология
и источники
исследования.
.'.'-.'' "7 "
В своем исследовании автор анализирует исследуемые явления,
исходя из основополагающего приникла историзма. Из всего комп
лекса методов прежде всего иелольговался историко-генетический
подход з сочетании с ретроспективним анализом.. Данное исследо
вание невозможно было бы провести без системного анализа, а
таклюсравнительного'метода. Все эти методы применялись в соче
тании и взаимном дополнении. .
При разработке темы исследования ' потребовалось обращение к книгам основателей многих нетрадиционных религий. Кроме того, сведения о .вероучении, культе и организации многих нетрадишган-ных религии, распространенных в России, автор полупил путем бесед с .руководителями сект и культов. В качестве источника использовалась'и периодическая печать (в частности, период»-- ческие. издания нетрадиционных религий).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- рассмотрена эволюция нетрадиционной религиозности в период
конца 60- х" до первой половины 90-х годов:
; - проведен сравнительный анализ развития нетрадиционной религиозности на Запале и в {'осени:
- в1,'делены этапы развития нетрадиционной религиозности на
Запале и в России;
: - рассмотрены ранее, не. подвергавшиеся анализу направле-чя в российской нетрадиционной релшчюаности (славянские неоязычники, "Церковь Ботазй Матери Преобрзяашеиея и др.);
- уточнена классификация нзтраяииианшя религий.
Теоретическая'и практическая' гначииость исследования зшето-
ча»тся в том. что основной аналитический материал и внвгдм диссертации югут быть использоранн при подготовке работ по ре-
лигиоведению, создании обобщавших трудов по истории и теории религий. (Материалы диссертации могут быть испольвованы и уже используются автором в учебно-воспитательном процессе в вузах и школах, в лекционной работе среди населения.
Апробация диссертации.
Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на теоретическом семинаре аспирантов кафедры философии религии и религиоведения МГУ иы. Ы.Е, Ломоносова.' Диссертация обсувдена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. Ы. Е Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура работ
Диссертация состоит из введения, двух глав, соответствукщих основним проблемно-тематическим блокам исследования, ваключения и библиографии.