Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях как в нашей стране, так и за рубежом значительно возрос интерес к исламу, его месту в истории человечества и роли на мировой арене. Ислам сохраняет значительное влияние на общественно-политическую, экономическую, семейно-бытовую жизнь мусульман, как в зарубежных странах, так и в регионах традиционного распространения в СНГ.
В силу исторических условий в исламе, вскоре после смерти своего основателя Мухаммада, произошли расколы, среди которых можно выделить два основных направления — суннизм и шиизм, которые в свою очередь распались на многочисленные секты с характерными особенностями в догматике, богословии и культовой практике, что и предопределило многообразие социальныхдоктрин в исламе в целом.
В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Различные шиитские диаспоры существуют практически во всех мусульманских странах. В последние годы, особенно после победы антишахской революции в Иране, заметно возросла политическая активность шиитов в мусульманском мире, в частности, в Ливане.
На территории СНГ шииты проживают в Азербайджане, Грузии, Дагестане. Небольшими общинами шииты проживают также в Туркмении, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане.
Главной причиной возникновенияиразвития социальных учений шиизма являются качественные изменения, происходившие в социально-экономической и политической жизни исламского общества, наличие в мусульманских странах многочисленных общественных групп с различными, часто противоположными, интересами. Поэтому изучение социальной доктрины шиизма имеет не только теоретико-познавательное, но и практическое значение.
Шиизм возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Эта борьба наложила отпечаток и обусловила специфику социального учения шиизма. Основные принципы и нормы данной доктрины шиизма сложились в VII-X вв. В последующие века, вплоть до XIX в., классическая доктрина шииз-
ма претерпела незначительные изменения. Начиная со второй половины XIX в., и особенно с 60-х годов XX века, она стала подвергаться усиленной эволюции и модернизации.
С победой антишахской революции в Иране заметно возросла политическая активность шиизма в мусульманском мире. В Исламской Республике Иран происходит активное внедрение в практику принципов и норм социальной доктрины шиизма. Шиитские фундаменталисты требуют полной исламизации иранского общества, возрождения всех морально-этических и правовых норм джа-фаритского толка шариата. Модернисты выступают за частичные изменения социальной доктрины шиизма в духе современного социально-духовного развития. Светски настроенные идеологи шиизма и представители общественности стран зарубежного Востока требуют секуляризации общественных отношений в Иране. Все эти явления современной эпохи определяют необходимость исследования сущности и специфики социальной доктрины шиизма в контексте истории и современности.
Следует также отметить, что несмотря на длительный и плодотворный характер изучения социально-политических идей ислама остается еще много нерешенных проблем, в частности, связанных с изучением социальной доктрины шиизма. К тому же в нашей историко-философской, религиоведческой литературе почти нет книг, содержащих общий анализ развития социальной доктрины ислама, а социальная доктрина шиизма еще не стала предметом специального изучения ни в зарубежном, ни в отечественном исла-моведении.
Все вышеперечисленные моменты и определили выбор темы диссертационного исследования.
В диссертации предпринята попытка анализа социальной доктрины шиизма на различных этапах ее эволюции — от возникновения в VII-X вв. вплоть до наших дней. В этой связи освещаются основные социально-политические идеи, концепции и учения ведущих представителей шиитского направления ислама. Так как шиизм не является однородным течением, а делится на десятки сект, то в нашем исследовании в основном анализируется генезис развития социальной доктрины имамитов как одной из основных ветвей шиитского ислама. За пределами диссертационного исследования остаются другие секты шиизма, суфизм с различными течениями и орденами, рассмотрение которых, по убеждешио автора, должно быть проведено в специалышх исследованиях.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты социальной доктрины ислама плодотворно изучалась несколькими поколениями востоковедов многих стран. Можно отметить рад специальных работ зарубежных ориенталистов: это труды Д.Б.Мак-дональда, А.Масо, Г.Грюнебаума, И.Гольдциера, Ф.Роузентала, А.Лэмбтона, Г.Лея и др.1
Из современных отечественных исследователей, в чьих трудах рассматриваются основные положения социальной доктрины ислама, можно выделить следующих: А.Ахмедова, В.Бартольда, ЕА.Бе-ляева, А.А.Игнатенко, Б.Г.Капустина, Г.М.Керимова, Л.И.Климовича, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Сюкияйнена и др.
Проблемами шиизма в разных странах, в том числе и в Иране, занимается целая плеяда отечественных исламоведов и историков, среди которых можно назвать С.Л.Агаева, А.Ф-Ахадова, Г.Б.Гусейнова, Е.И.Дорошенко, М.С.Иванова, Н.А.Кузнецова, В.Б.Кляшто-рина, В.Г.Малушкова, К.А.Хромова, И.П.Петрушевского, Л.Р.По-лонскзто, С.М.Прозорова и др.
Важные проблемы генезиса и эволюции исламских социальных идей рассматриваются и в ряде коллективных работ.
Исследованию некоторых проблем, связанных с социальными доктринами суннитского и шиитского ислама, посвящены кандидатские диссертации Р.Н.Аслановой, А.Каримова, Ф.М.Сафарова, Д.Г.Шигаева, А.С.Бахадырова, М.Ф.Мехтиева, В.И.Юртаева, М.М.Т. ал-Джанабиидр.
Однако следует отметить, что несмотря на близость вышеизложенных монографий и диссертаций к теме нашего исследования, оіш, во-первых, вьшолнены в основном в 60-80-х годах и потому не учитывают динамичные процессы, произошедшие в мусульманском мире за последнее время. Во-вторых, научные работы по исламове-дению и диссертации того периода идеологизированы с позиций марксистско-ленинского атеизма. В-третьих, большая часть из этих работ посвящена анализу социальных идей в суннитском исламе. Все это и определило выбор темы, цель и задачи настоящего исследования.
1 См.: Macdonald D. В. Development Muslim TheoiogV, Vurisprudence and Constitutional Low. —L., 1903, Массе А. Ислам — M.: Наука, 1982, Гольдциер И. Лекции иб исламе. — СПб., 1912, ГрюнебаумГ.З.КлааотескшІїїелам. Очерк исгорші/600-l 258/.— М.: Наука, 1986, Kousenthal F. The Muslim Concept of Frudom. —Leiden — 1960, Lamb-ton A. State and Government in Medival islam. — H., 1981, Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. —М.: Наука, 1962.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение классических, фундаменталистских и модернистских взглядов на социальную доктрину шиизма, анализ вероучительных и богословских источников шиизма и исследование содержания основных направлений эволюции шиизма в его социальных аспектах и практического осуществления имамитской социальной доктрины на примере Исламской Республики Иран.
Указанной общей целью определяются задачи исследования:
раскрыть социальные причины раскола ислама на суннитов и шиитов, обусловивших впоследствии специфику суннитских и шиитских представлений об обществе и государстве;
выявить социальные аспекты шиизма в вероучительных источниках и богословских трудах;
раскрыть сущность классической социальной доктрины шиизма;
определить основные тенденции эволюции взглядов на социальную доктрину шиизма;
- дать оценку практическому воплощению основных
положешш и норм социальной доктрины имамитов в современном
Иране.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
подробно исследованы социальные и политические причины и условия возникновения шиизма;
сделан анализ генезиса, сущности и развития социальной доктрины шиизма;
предпринята попытка выявления специфики, места и роли данной доктрины в догматике, этике и праве шиизма;
определены основные этапы эволюции и модернизации социальной доктрины шиизма;
очерчивается круг проблем, связанных с формой, методами и спецификой внедрения в практику принципов и норм имамитской социальной доктрины в ИРИ.
в научный оборот введены материалы ряда новых источников.
Методология и источники исследования. Методологической и теоретической основой диссертации является научный принцип историзма и диалектический подход к исследованию проблем взаимосвязи религии и общества, классические труды по вопросам религии, особенно ислама, отечественных и зарубежных авторов, работы философов, религиоведов, историков и социологов.
При написании работы основными источниками послужили Коран, Сунна, Нахдж ул-балага / книга, в которой собраны письма, афоризмы, приписываемые шиитами имаму Али ибн Аби Талибу /, Ахбар, сочинения, научные и политические статьи шиитских идеологов, философов, религиозных, политических и общественных деятелей, а также Конституция ИРИ / 1979г./ и программные документы исламских политических партий и организаций.
Использованы также материалы периодической печати.
Практическая ценность исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по проблемам истории и современного состояния идеологии шиитского ислама. Они могут найти применешіе в преподавании в высших и средних специальных учебных заведениях, гимназиях, колледжах соответствующих разделов курсов: "Философия религии", "История и теория религии и свободомыслия", "История отечественной и мировой культуры", "Религия и ее памятники", "Из истории религии" и др; в разработке спецкурсов по социальным вопросам в исламе. Они могут быть полезны для обогащения тематики и улучшения содержания лекций по религиоведению среди населения, а также для составления рекомендаций государственным органам и общественным организациям.
Апробация результатов исследования. Некоторые результаты исследования докладывались на научно-теоретических конференциях Даггосуниверситета в 1992-1996 гг. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и теории религии и свободомыслия Дагестанского государственного университета.
По теме диссертации опубликовано 5 статей.
Структура работы обусловлена целью исследования и построена по проблемному пріпщипу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.