Введение к работе
Актуальность исследования. Всесторонние общественно-экономические к соииальные преобразования в Республике Узбекистан, обретшей независимость и вставшей на путь самостоятельного развития, сопровождаются коренным обновлением духовной сфери. Характеризуя эти процессы. Президент Республики Узбекистан И.А.Наримов, в частности, отметил "утверждение принципов свободы гасли, совести и религга". "Обновленному обществу чужда монополия одного мировоззрения. Каждый человек вправе придерживаться своих убеждении и верований, исполнять свои религиозные отправления. Религия сегодня способствует очищению от скверны, от л»и и лицемерия, возрождения высоких моральных устоев и нравственных качеств."*
Д/хсвно? возрождение нашего общества способствует восстановлению истины о том, что история религии представляет собой важный со,.плнент истории культури в иелон. Сознательное искажение , этого попожения либо пренебрежение и.* в недалеком прошлем приводило, наряду с другими факторами, к извращению определенных аспектов культурного процесса, духовно-нравственного развития наших народов, в частности истории общественно-философской *ыоли народов Узбекистана. Выступая на словах приверженцами диалектического метода, наши идеологи допускали преимущественно негативный подхоц к-оценке религий, в том "исле ислама, и и:; роли в истории духовной жизни.
Между тем, еще великий мыслитель Востога, наш соотечественник Абу Наср Фараб;», характеризуя истинные, неискаженные фчлосо-фию и религию, писал, что они обе "объяснявт конечнув цель существования человека,-а именно достижение предельного счастья...".
Ныне, когда возрождаются многтэ ценности, до недавнего време-' ни преданные забвению, ставится целью открыть путь к подлинному плюрализму,свободе мысли и совести, важное значение обретает задача научной оценки религии, преодоления ошибочных и неверных подходов к этим проблемам. В свою очередь, выработпа современных, проверенных новой общественной реальность!) научных концепций-, невозможна без изучения истории религии, в частности, ислама.
-
Каримов И.А. Узбекистан, свой путь обновления и прогресса. -Ташкент: Узбекистан, 1992. - С.19
-
Аль Фараби. О достижении счастья. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973, - С.338.
>
&
'?
&
&
Й-
&
ЗЯ X В «J л
s со с л а ч tus-Ен Е С >, е. о о со сек
Э сию S С X к
О И СО Р-Ь >jCJ
В >ico S -О s
!ы п
X са я .„со о s
5.
исследования призвани способствовать современному изучение религиоведческих концепций Беруни, которые еще не подвергались специальному, всестороннему анализу наших ученых.
Следует отметить, что ао многих беруниведческих работах так или иначе затрагивались в общепостановечном плане взгляды Беруни по тзм или иным проблемам религии, в том числе ислама. Однако имеется и ряд в&тшых разделов и статей, в которых рассматривается в обгцем плане проблема отношения Беруни к религиям, в частности к исламской . Эти работы явились существенным -этапом ь изучении религиеведческого наследия Беруни, .імеют немаловажное значение для развертывания специальных монографических исследований вклада великого ученого в эту область человеческих знаний.
На необходимость дальнейшего анализа религиоведческого аспекта научных трудов Беруни указывает текже тот факт, что в наяих об-щестзенных науках в недавнем прошлом из-за установившегося на многие десятилетия идеологического монгполиэма проявился вышеуказанный односторонний подход к религиям, их истории, религиоведения в целом. Это нашло свое определенное выражение и в анализах проблем религии в научном наследии Беруни, что, однако, не иск ччает их важного как методологического, так и фактологического значения для дальнейшей разработки этих проблем.
Все это побудило нас обратиться к специальному целостному исследования религиоведческих воззрений Беруни в контексте его методологического подхода к изучению проблем религии.
Цель ^задачи, исследования. Целью диссертационной работы яв
ляется философский анализ методологического аспекта религиоведче
ских воззрений Абу.Райхана Беруни, системы конкретных методов,при
меняемых для изучения рволеции, различных религий, в том числе, ис
лама, их места, значения, противоречивых проявлений в жизни наро
дов и возможностей позитивного использования этих методов в сов
ременных религиоведческих исследованиях.
.. . Данная цель обусловливает необходимость решения следующих
конкретных исследовательских задач: . , ,. '
I. Шарипог А. . Беруни и религия //Великий мыслитель Абу Райхан Беруни. - Ташкент, І972.-С. 144-162', Усманов М.А. Проблема религии в мировоззрении Беруни //Беруни: Сб.статей к 1000-летию со дня рождения. -Ташкент, І973.-С.39-53 { Усманов М.А., Шарипов А.Д. Берунийнинг динта муносабати //Уста Осиё халклари хурфикр-лиги тарихидан. - Тошкент, І990.-90-І04 бб. и др.
6.-
выявление існовних культурно-исторических, философских источников формирования мировоззрения Беруни, его религиоведческих взглгдов ;
обшексниептуяльный анализ воззрений по вопросах религии в контексте общественно-исторической и духовной *шзни ;
раскрытие сущности методов плюралистического подхода и сравнительного анализа ;
рассмотрение принципов историко-фактологического и научно-теоретического подходов в религиоведческих исследованиях ;
исходя из анализа современной значимости религиоведческого наследия Беруни разработать рекомендации по его использованию и дальнейшей актуализации.
Методологической основой диссертации выступают общекониепту-. альные И теоретические принципы исследования проблем религии, используемые крупными представителями мирового религиоведения, в Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане, основанные на научном объективно-историческом подходе, признании духовно-нравственной и общественной значимости религии, свободы совести, свободомыслия, закрепленных в Конституции независимого Узбекистана и нашедших свое выражение в трудах и выступлениях Президента нашей республики Каримова И.А., правительственных документах.
Научная новизна диссертации заключается в следующем-
в процессе конкретного исторического ачзлиза рэлигиовед-ческих воззрений Беруни выявлены.его представления об общих в частных закономерностях эволюции различных религий, их взаимосвязях, сходствах, различиях и противоречиях-,..общекоцептуальные основы его религиоведчвских взглядов и их значение в развитии свободомыслия ;
раскрыта сущность его метода плюралистического подхода
к изучению религий, связанная с необходимостью признания и всестороннего изучения кякдой из них, исходящая из их важной роли в жизни различных народов, исключения предвзятого отношения к ним;
изучен сравнительный метод, применяемый Беруни при анали-8е религиоведческих проблем и выступающий одним из проявлений его общенаучного сравнительно-аналитического метода ;
выявлено место, которое занимают в анализе религий принципы историко-фактологического и концептуального подхода, основы
. 7-
которого'закладывал в этой области саы Беруни и связывал его прежде всего с требованием объективности, обращения к оригінальним источникам, максимальной полноты используемого материала ;
- рассмотрено то большое значение, которое имеют позитивные результаты религиоведческих изысканий Беруни в современных иссле-довзчиях проблем релит, и ее роли в духовных процессах.
Теоретическая и практическая .значимость .диссертанта заключается в том, что изучение религиеведческих лззрений Беруни пркавпно эффективно способствовать преодолению зачастую проявлявшихся у нас одностороннего и предвзятого педх ;ца к проблемам религии, в частности ислама отхода от признания плюралистического характера духовных процессов, в том числе в области религиозной, преодолению некотошх фундаменталистских и традиционалистских устремлений среди отдельных последователей ислама.
Религиоведческие воззрения Беруни, их больлгй позитивный потенциал могут быть использованы в зальнеЯзеи совершенствовании некоторых аспектов наисй религиозной политики, в частности повышения веротерпимости, объективности духсвно-нрьзственяых возмо-ч-ностей религии, в том числе ислама, их роли в созремснічх духовных проиессах.
Результаты исследования и рекомендации когут Сыть использованы з вузовских курсах "Религиоведение", "История религии И свободомыслия", разделе учебной программы "Отношение мыслителей Востока к исламу", при разраб >тке спецкурса "Беруни как историк религии", а такхе в воспитательном процессе.
Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского и Дяизакского ГТШ (І98С, 1986, 1989, 1990, 1991 гг.), конференции молодых ученых и исследователей по линии СМ Уз (І990), а также в авторских публикациях объемом более 4-х п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.