Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Идейно-теоретические основы и социальные принципы движения свободомыслящих в США 14
1. Исторические корни и идейные предпосылки современного движения свободомыслящих в США 14
2. Основные направления, формы и идеологические условия развития движения свободомыслящих в США 30
Глава II. Идейная борьба вокруг проблем гуманизма 64
1. Критический анализ решения проблем гуманизма в концепциях представителей современного движения свободомыслящих в США 64
2. Обоснование свободомыслящими и атеистами несостоятельности религиозного истолкования морали 87
3. Общедемократические задачи борьбы за мир, социальный прогресс и их отражение в движении свободомыслящих 100
Глава III. Особенности критики религии с позиции науки и развития образования в современном движении свободомыслящих в США 111
1. Американские свободомыслящие об условиях существования религии и причинах религиозности- 111
2. Место и роль научных знаний в борьбе против религиозного обскурантизма 135
3. Вопросы демократизации и светского содержания образования 152
Заключение 163
Список литературы 173
- Основные направления, формы и идеологические условия развития движения свободомыслящих в США
- Обоснование свободомыслящими и атеистами несостоятельности религиозного истолкования морали
- Общедемократические задачи борьбы за мир, социальный прогресс и их отражение в движении свободомыслящих
- Место и роль научных знаний в борьбе против религиозного обскурантизма
Введение к работе
В условиях резкого обострения идеологической борьбы в современный исторический период возрастает значение марксистско-ленинского анализа идеологии и социально-политической ориентации организаций, стремящихся к объединению прогрессивных сил ддя предотвращения ядерной катастрофы, а также выступающих с критикой клерикализма, попыткой разработки альтернативы религиозной идеологии в условиях современного буржуазного общества.
Идеологи империализма стараются активно использовать религию и церковь в борьбе против марксизма-пленинизма, против идей социализма и коммунизма.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко отметил, что "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов"1;
Использование религии в целях антикоммунизма является крайним проявлением кризиса религии в современном капиталистическом обществе. Это обусловлено общим кризисом буржуазной идеологии, ростом влияния марксистско-ленинской идеологии. Во все большей степени проявляется реакционная социальная роль религиозной идеологии, отвлекающая широкие массы трудящихся капиталистических стран от сознательной борьбы за мир и социальный прогресс, против порождаемой империализмом политической реакции. В такой ситуации в буржуазном обществе ощутимо проявляется исторически сложившаяся противоположность религиозной идеологии гуманистическим принципам, традициям просветительства, распространению знаний, научного образования. Использование религии в реакци-
I) Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.60.
онных политических целях обостряет конфликт религии и науки -двух непримиримых антиподов современной духовной жизни.
В условиях капиталистического общества наряду с последовательной пропагандой научного, марксистско-ленинского мировоззрения, осуществляемой коммунистическими партиями, определенную роль в разоблачении антинаучной идеологии религиозного обскурантизма и клерикализма играют и различные организации движения свободомыслящих. Это движение основывает свою деятельность на традициях просветительства и гуманистического рационализма. Это - чрезвычайно разнородные по своему социальному составу и разнообразные по своим философским установкам национальные организации свободомыслящих капиталистических стран, ориентирующиеся в своей деятельности на идеологию и практику Всемирного союза свободомыслящих (основан в 1880 г. в Брюсселе) и Международного гуманистического и этического союза (основан в 1952 г. в Амстердаме). Ряд подобных организаций свободомыслящих существует и в США.
В условиях капиталистического общества, где клерикализм, религиозный обскурантизм используется политической реакцией для защиты эксплуататорских основ общества, деятельность наиболее передовых представителей организаций свободомыслящих связана с демократической альтернативой реакции в социально-политической жизни. Слабостью этого движения в целом является его неоднородность, в него входят группы и союзы различной политической ориентации, резко расходящиеся и в своей критической оценке реакционной сущности религии. В публикациях организаций свободомыслящих отражается пестрая картина различных философских концепций. В целом это движение развивается в рамках буржуазного атеизма. Особое значение в этой ситуации имеет деятельность радикального крыла движения свободомыслящих, преодолевающего
ограниченные рамки буржуазного атеизма. Хотя в движении свободомыслящих сильна буржуазно-либеральная струя, распространены во многих группах предубеждения против марксистского научного атеизма и чисто просветительский подход, в его радикальном крыле складывается тенденция понимания связи существующих капиталистических общественных отношений с исторически отжившим религиозным мировоззрением, критического осмысления социальных порядков.
Трудность оценки движения свободомыслящих в капиталистических странах, и, в частности, в США, вытекает из отсутствия общепринятой терминологии для его характеристики. Необходимость уточнения позиций тех или иных групп, действующих в рамках движения свободомыслящих, диктуется не только научными соображениями, но и задачами, связанными с идеологической и политической борьбой на мировой арене. Это требует учета ряда важных моментов, освещенных в работах И.М.Кичановой, З.А.Тажуризиной и других исследователей, где на основе критического философского анализа идеологии, социальных и классовых позиций различных организаций атеистов и свободомыслящих, ориентирующихся на Всемирный союз свободомыслящих, был сделан вывод о том, что большинство организаций свободомыслящих в капиталистическом обществе, выступающих с критикой и отрицанием религии, по своим философским, этическим, антиклерикальным установкам представляют собой определенную модификацию буржуазного атеизма, включающую в себя и менее последовательные формы критики религии, такие как скептицизм, нигилизм, индифферентизм^ . Движение свободомыслящих в СЯПА рассматривается в указанном контексте.
I) См.: Качалова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма. М., 1976; Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма, М., 1979.
Актуальность темы. Изучение свободомыслия и атеизма в США -ведущей страны капиталистического мира - имеет не только актуальную научную значимость в плане разработки недостаточно исследованных проблем истории и теории научного атеизма, но также и для характеристики социально-политической и мировоззренческой ориентации движения свободомыслящих, его противоречий и места в идейной борьбе в США.
Изучение идеологии, философской программы деятельности современных свободомыслящих, их контактов с другими организациями и группами актуально в том плане, что данный вопрос можно рассматривать как анализ возможностей воздействия на их политические позиции прежде всего в вопросах единения всех прогрессивных сил для предотвращения атомной катастрофы, а также воздействия на их мировоззренческие установки (в плане усиления борьбы против реакционного клерикализма, реакционных мистических идей и т.п.).
Актуальное значение приобретает марксистско-ленинский анализ теоретической и практической деятельности организаций, выступающих в США с критикой религии и стремящихся выработать альтернативу религии в современном буржуазном обществе.
Многие идеи свободомыслящих в США являются отражением процесса секуляризации, который в условиях капиталистического общества носит стихийный, противоречивый характер. Идеология и программы свободомыслящих включают как философско-идеологичес-кое обоснование секуляризации различных сторон жизни буржуазного общества, так и деятельность по ее практическому осуществлению (борьба за светскую школу, против церковной цензуры и налогов, за равные права верующих и атеистов, за светское образование и т.д.).
Анализ деятельности американских свободомыслящих служит задаче более точной ориентации в идейных течениях и духовной жиз-
ни в США, что, в свою очередь, имеет немаловажное значение в решении задач контрпропагандистского характера. Рассмотрение различных аспектов критики религии, изучение конкретных проблем ее преодоления в различных социально-исторических условиях может послужить дальнейшему повышению эффективности форм и методов научно-атеистической работы, направленной на разоблачение буржуазных фальсификаций гуманистического характера марксистско-ленинского атеизма.
Состояние исследования проблемы. Движение свободомыслящих в капиталистических странах на современном этапе, его роль в общественно-политической и духовной жизни людей, характерные для него идеологические процессы, их позиция в отношении религии и церкви явились предметом критического анализа в ряде исследований советских ученых^. Имеются работы, посвященные критике буржуазного гуманизма и анализу марксистско-ленинского гуманизма, обладающего огромной притягательной силой для трудящихся капиталистических стран. В ряде исследований подвергается критическому анализу деятельность немарксистских организа-
I) См.: Гольдберг Н.М. Свободомыслие и атеизм в США (OTI-XIX вв.). - М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1965; Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980; Карийский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии, - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978; Кислова А.А. Социальное христианство в США: из истории общественной мысли. -М.: Наука, 1974; Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма: Критика религии, обоснование светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе. - М.: Мысль, 1976; Ойзерман Т.Н. Рациональное и иррациональное. - М.: Знание, 1984; Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. - М.: Изд-во МГУ, 1979; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М.: Наука, 1981; Юлина Н.С. буржуазные идеологические течения в США. - М.: Наука, 1971.
ций в США, дается оценка позиций подобных организаций, их места и роли в условиях современной идеологической борьбы1'.
В то же время в трудах, посвященных развитию философской мысли в США специальному анализу не подвергается антиклерикальная и атеистическая деятельность наиболее прогрессивных представителей движения свободомыслящих в США, позиция которых по проблемам гуманизма и критики религии является объектом острой идейной борьбы.
Существует необходимость в более подробном изучении вопроса о месте и роли современных организаций свободомыслящих в США в общем движении свободомыслящих в капиталистических странах, характера их теоретической и практической, пропагандистской деятельности. Актуальным является дальнейший анализ позиций наиболее прогрессивных представителей этого движения по проблемам морали и образования, их отношения к современным достижениям науки и общедемократическим задачам борьбы за мир. Более полного освещения требует критика религиозного истолкования проблем человека различными группами свободомыслящих.
Данное исследование, с одной стороны, продолжает исследование советских ученых, прежде всего А.М.Каримского, И.М.Кича-новой, З.А.Тажуризиной, Д.Е.Фурмана, Н.С.Юлиной, которые дали общую оценку движению свободомыслящих в капиталистических странах как течению, развивающемуся в русле прогрессивных тенденций, имеющему свою историю, традиции, идейных противников, специфи-
I) См.: Великович Л.Н. Религия и церковь в США. - М.: Наука, 1978; Кувакин В. А. Марксистская философская мысль в США. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980; Митрохин Л.Н. Антикоммунизм в США. - М.: Знание, 1968; Никифорова Б.З. Особенности кризиса религии в США и нетрадиционные формы религиозности. Авто-реф.дис. ... канд.филос.наук.-М., 1977; Современная буржуазная философия и религия/ Под ред. Богомолова А. С. - М.: Политиздат, 1977 и др.
ческие черты гуманистической критики религии, занимающее определенное место среди других идейных течений. С другой стороны, в данной работе ставится новая, актуальная задача - дать детальный анализ современного движения свободомыслящих в США как заметного явления в идейной и духовной жизни Америки. В связи с этим рассматриваемую тему можно отнести к проблемам, исследованным в советской литературе еще в недостаточной мере.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе мировоззренческих и социально-классовых основ и принципов организаций свободомыслящих в США, позволяющих определить место и роль современного движения свободомыслящих среди других идейных течений.
В рамках указанной цели решаются следующие задачи:
провести марксистско-ленинский анализ теоретической и практической деятельности организаций свободомыслящих в США; направленной на объединение прогрессивных сил в капиталистическом мире, противодействующих гонке вооружений, ядерной катастрофе, выступающих за мир;
с позиции марксизма проанализировать противоречивость и социально-классовую ограниченность различных концепций современных представителей движения свободомыслящих в США;
дать научную оценку программ, которые выдвигают свободомыслящие в качестве альтернативы религии в вопросах морали и образования;
выявить те прогрессивные тенденции в движении свободомыслящих в США, которые способствуют утверждению позиций материализма и атеизма в условиях современного буржуазного общества;
проанализировать исторические корни и идейные истоки современного движения свободомыслящих в США;
с марксистско-лениниских позиций охарактеризовать в целом идейную борьбу вокруг проблем гуманизма, выявить непоследо-
вательность и мировоззренческую слабость отдельных групп свободомыслящих в истолковании проблем человека;
рассмотреть специфические особенности естественнонаучной критики религии, позиций рационализма, с которых выступают свободомыслящие в критике религиозного обскурантизма применительно к различным сферам общественной и культурной жизни в (Ж;
выработать рекомендации для научной и пропагандистской работы; раскрыть на конкретном материале темы непримиримость научного и религиозного подхода к решению актуальных социальных проблем.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
на основе марксистско-тпениниского подхода к явлениям общественной жизни в диссертации дается обобщенный анализ новейших концепций представителей движения свободомыслящих в США, раскрывается социально-политическая обусловленность современного этапа этого движения в условиях США, критически рассматриваются позиции конкретных представителей движения свободомыслящих в их отношении к религии;
в работе предлагается периодизация истории движения свободомыслящих в США, которая связывается с социальными процессами, характерными для каждого этапа становления движения свободомыслящих в этой стране;
в диссертации предлагается авторская классификация типологии организаций свободомыслящих, проводится сопоставительный анализ их деятельности, анализируются теоретические основы и практическая деятельность, программы, характерные для свободомыслящих в их критике религии;
в работе дается анализ разных типов публикаций, органов периодической печати США, отражающих позицию различных групп свободомыслящих, позволяющий выявить основные тенденции совре-
- II -
менного движения свободомыслящих в США, вычленить его как специфическое идейное течение общественных отношений и духовной жизни во всей его противоречивости и неоднородности, что позволяет дать решительный отпор как представителям "религиозного гуманизма", стремящихся принизить значение материализма, извратить его содержание, смазать принципиальную несовместимость между материализмом и идеализмом, так и антикоммунистически настроенным буржуазным критикам религии, ряд которых, провозглашая "свободомыслие без границ", дискриминируют, наряду с религиозными доктринами, марксистское учение о религии и путях ее преодоления;
- в диссертации вводится в научный оборот и подвергается критическому философскому анализу ряд новых материалов и источников.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования, сформулированные в ней выводы, могут быть использованы при разработке научных проблем теории и истории атеизма, рассмотрении особенностей духовной жизни в развитых капиталистических странах и прежде всего в США, в пропагандистской деятельности партийных и общественных организаций, идеологических учреждений, средств массовой информации, включены в курс лекций по научному атеизму, использованы в целенаправленном отборе и информационной обработке современной зарубежной литературы.
Материалы диссертации могут служить для ориентации в сложных мировоззренческих процессах, происходящих в духовной жизни в США.
Теоретические основы и источники исследования. Теоретическим фундаментом данного исследования является методология научного анализа и критики буржуазных и ревизионистских концепций,
разработанная в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, теоретические положения классиков марксизма-ленинизма о диалектике общественного развития, взаимосвязи и взаимодействия общественного бытия и общественного сознания, социальной сущности и роли религии, путей ее преодоления.
В своей работе автор руководствовался требованиями классового, партийного подхода при рассмотрении общественных явлений, опираясь на материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, материалы июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", материалы совещаний и конференций международного рабочего и коммунистического движения. В работе использована советская и зарубежная марксистская философская и историческая литература.
Теоретические концепции представителей современного движения свободомыслящих в США исследованы на основе изучения периодических изданий и программных документов международных организаций свободомыслящих и гуманистов ', национальных организаций движения свободомыслящих в США и других капиталистических стран, материалов периодической печати организаций "религиозных гуманистов"2^ . Подвергнуты критическому анализу работы наиболее вид-
"International humanist", Utrecht; "Humanist manifesto (1933)" - In: Kurtz P. American philosophy in the 20th century, N.Y., 1967, p.368-371; "Humanist manifesto II". - Humanist, Buffalo (N.Y.), 1973, vol.33, N 5, p.4-Ю; The 39th Intern.cong-ress of World Union of freethinkers in Lousanna, Switzerland 23-25 oct. 1981. - American atheist, San Pransisco, 1981, N15; World atheist conference in Ulndia. - Amer. rationalist, St.Louis, 1980, vol.25, N 1, p.3.
"American rationalist", St.Louis; "American atheist", Austin (Texas); "Progressive world", Oakland (Ca.); "Humanist", Buffalo (N.Y.); Freethinker", L.; "Religious humanism", Yellow Springs.
- ІЗ -
ных представителей этого движения в США1'. В своей работе над темой автор обращался к переведенным в нашей стране работам зарубежных атеистов и свободомыслящих2'.
Brown M.G., Stein G. Preethought in the United States.- West-port (Conn.); London: Greenwood press, 1978; Lamont C. The philosophy of humanism, N.Y., 1961; Humanist ethics: dialogue on basics /Ed.by Storer M.B., Buffalo (N.Y. ); 1980; Tonne H.A. The human dilemma, Buffalo (If. Y.), 1980; Moral problems in contemporary sociery /Ed.by Kurtz P., Englewood press (IT. J. ), 1969; Kurtz P. The fullness of life, N.Y., 1974.
Пейн Т. Век разума. - Избр.соч., М., 1959; Ламонт К. Иллкь зия бессмертия. М., 1984; Данэм Б. Гигант в цепях. М., 1958; Селларз Г. Марксизм и мораль. М., 1962.
Основные направления, формы и идеологические условия развития движения свободомыслящих в США
В США с позиций свободомыслия и рационализма выступает в настоящее время часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции, объединенная в специальные общества, ассоциации, союзы, группы. Подобные организации этого разнородного по своему составу течения имеют свою программу, проводят ежегодные конференции, ведут просветительскую деятельность, выпускают свои периодические издания, борются за объединение мелких и разрозненных атеистических организаций под флагом свободомыслия, рационализма, гуманизма. Современное движение свободомыс лящих в США, несмотря на ограниченность и абстрактность общей идейной направленности, в лице его наиболее прогрессивных представителей имеет очевидные заслуги в борьбе против клерикализма, использования религии в реакционных политических целях, против религиозной догматики и морали, за рациональное миропонимание и антирелигиозное обоснование норм поведения человека, за светскую школу, свободу совести и т.п. К наиболее настоятельным социальным проблемам современной жизни (МА свободомыслящие и рационалисты относят: освобождение школ от налогов, навязываемых религиозными организациями; прекращение молитв в школах; введение секулярной школьной системы; окончательное отделение церкви от государства; отказ от идеи о том, что бог является источником всего существующего и ценностей; полное отрицание существования сверхъестественных сил и "функционирования" бога в социальной или духовной сфере жизни людей.
Отрицание иррационального, сверхъестественного позволяет свободомыслящим выступать против мистицизма в любой его форме, религиозных обрядов, мифов, магии, астрологии. Важным аспектом их деятельности является борьба с фундаменталистами по вопросам о существовании бога, возможности морального и научно-технического прогресса, происхождения жизни и человека. Свободомыслящие отстаивают ценность теории эволюции, выступая против креационистов, стремящихся включить свою "божественную" теорию происхождения жизни на Земле в биологический курс школ США, а также представить ее как "научную альтернативу" эволюции. Однако светско-гуманистическая критика религии видными деятелями рационалистического движения является критикой в основном просветительской. Неспособность вскрыть социальные корни и функции религии оборачивается игнорированием опасности тех теистических идей, которые вызревают на базе позитивистской методологии; кри тика традиционной религии отдельными представителями свободомыслия порой сочетается с защитой религиозного модернизма или неприятия одной модернистской версии - с позиции защиты друтой. В то же время в США растет влияние гуманистической критики религии, выходящей за рамки традиционного просветительства, поскольку критику веры она в значительной мере превращает в форму социальной критики. Активизация этой формы буржуазного гуманизма связана с тем, что общий социальный кризис в капиталистических странах усилил внимание к проблеме человека и со стороны представителей религиозной философии.
В настоящее время движение свободомыслящих в США, несмотря на значительную активизацию деятельности и переориентацию в условиях современной идеологической борьбы, все еще организационно слабо и идейно разобщено; обилие гуманистических, атеистических, рационалистических организаций, составляющих американское движение свободомыслящих в целом, представляет собой смешение различных концепций и теорий.
Марксистско-ленинский анализ деятельности различных организаций свободомыслящих позволяет проследить основные направления этого течения, современные тенденции его развития, круг проблем, стоящих в центре внимания представителей этого разношерстного течения, а также выявить их мировоззренческую и социально-классовую платформу.
В начале-середине XX в. создается ряд рационалистических, атеистических ассоциаций, групп, обществ, которые представляли собой пестрый конгломерат различных мнений и убеждений. В этот период организовано издание значительного числа журналов свободомыслящих, таких, как "Progressive Forum" (1923-1930), "The "Freehought Opinion" (1974-1975), "The Liberal" (1947-1970), "The Militant Atheist" (1933-1951), "The Open Mind (1960-1963).
В 1924 г. была основана "Американская рационалистическая федерация", первым президентом которой в течение трех лет был П.Уорд. Она явилась наиболее влиятельной и многочисленной организацией свободомыслящих; кроме того действовало значительное количество местных организаций свободомыслящих в различных городах и штатах США. Цель этих организаций состояла в распространении трудов Т.Пейна, Вольтера, Р.Ингерсолла, борьба за отделение церкви от государства,устранение контроля церкви над государственными школами, упразднение законов, основанных на религиозной вере, особенно тех, которые попирают права неверующих.
С 1954 г. по настоящее время в Сан-Луисе действует, основанная на ряде местных организаций, национальная "Американская рационалистическая ассоциация", издающая журнал "Американский рационалист"1 . Журнал издается в Сан-Луисе 6 раз в год. Отвечая на вопрос о цели издания "Американского рационалиста", главный редактор журнала Г.Стейн пишет: "Рационалистический выбор доступен всем, кто хочет изучать нетеистическую позицию. Вот почему данное издание было основано 20 лет назад, и мы приглашаем всех желающих рационалистов сплотиться вокруг этого движения"2).
Деятельность Американской рационалистической ассоциации ориентирована на либерально-буржуазные течения антиклерикального содержания; за последние годы все более четко прослеживается пропаганда позитивного содержания атеизма. Ассоциация регу лярно проводит ежегодные конференции, на которых широко обсуждаются проблемы морали, образования, борьбы за мир, демократию. Ведущей темой по-прежнему остается конфликт между наукой и религией, истолковываемый как конфликт между рационализмом и религиозной верой. Так, на конференции, проходившей в августе 1978г., К.Л.Зуббел, член Американской рационалистической ассоциации, поставил вопрос о защите рационализма. В своем докладе он выразил убеждение в том, что рационализм является "единственно возможным путем развития человеческих знаний и рационалистического мышления, основанного на научном методе"1 . По его мнению, рационализм одержит победу, т.к. "все человечество ищет адекватные пути к знанию, а ошибочные пути, подобные устаревшим понятиям и мнениям о сверхъестественном, прекратят свое существование... и постепенно человечество увидит победу рационализма" . Правильность такой позиции, считает К.Л.Хуббел, подтверждает история развития общества: "путь мистицизма, индивидуального или институционального не показал правильного пути удовлетворения человеческих нужд"3 .
Г.Стейн неоднократно поднимает вопрос о росте приверженцев рационализма. Он считает, что в настоящее время все большее число людей считает себя атеистагш, и они должны пополнить ряды движения свободомыслящихК
На ежегодных конференциях бурно обсуждаются проблемы определения понятия "свободомыслие". Причину существования свободной мысли рационалисты видят в защите и упрочении индивидуальной и коллективной свободы. "Для свободомыслящих действительная
Обоснование свободомыслящими и атеистами несостоятельности религиозного истолкования морали
Важным аспектом критики религии современными представителями движения свободомыслящих в США является отрицание передовыми представителями движения религиозного обоснования морали, опровержение ими антинаучных измышлений о религиозном происхождении морали. В противовес церковникам, считающим, что высший моральный долг человека - это долг не перед людьми, не перед обществом, а перед богом, сторонники движения свободомыслящих в США обращают свое внимание не к призрачному небесному "блаженству", а к реальным земным проблемам жизни людей, стремятся разработать нравственную альтернативу религии.
Служители религиозных культов, стремящиеся подчинить поведение людей требованиям религии и контролю церкви, выдают религиозную веру за источник морали. Пропагандируемые ими нравственные принципы и нормы, среди которых основными являются смирение и покорность, они изображают божественными предписаниями. На деле же пропаганда религиозной морали в условиях антагонистического общества всегда сводилась к защите и освящению эксплуататорских основ этого общества. Материалисты всегда боролись против религиозного и идеалистического истолкования морали.
Современные представители движения свободомыслящих в США в своих взглядах на мораль опираются на принципы, разработанные французскими материалистами ХЖ в., считают их своими идейными предшественниками. Однако свои этические воззрения они стремятся обосновать современными достижениями науки. Для свободомыслящих характерна точка зрения, что проблема моральных ценностей имеет две стороны. Одна - это отрицание ортодоксии и догмы, вера в то, что мифология иррелевантна современному миру, а другая - это позитивные предложения, с которыми свободомыслящие могут выступить, то есть те предложения, которые могут быть поставлены на место религиозной веры, теизма. Проблемы морали они связывают с гуманистической программой свободомыслящих. Моральные ценности, по мнению свободомыслящих, уже потому не могут быть следствием "существования божества", что они отражают реальную жизнь людей. Свою задачу свободомыслящие видят в том, чтобы разъяснить важность осознания человеком себя как части природы, преодолеть отчуждения от самого себя. Религиозная мораль предполагает поклонение мифическим образам, ставит человека в зависимость от них, делает его "грешником", зависимым от контроля сверхъестественных сил, непостижимых ему. Подобная теистическая позиция не имеет ничего общего с гуманистической платформой свободомыслящих, суть которой в совершенствовании человеческой общности.
Многие классические гуманисты, отмечает П.Курц, делали акцент на человеческом счастье и процветании индивида, выражением идеала человеческого добра. Моральные императивы для свободомыслящих основаны на человеческом опыте. 1"уманистическая мораль, подчеркивает Еурц, не должна быть основана на необузданном эгоизме. Мораль должна связывать интересы индивида с интересами других людей и затрагивать чувственный уровень мироощущения людей.І манистический смысл морали для свободомыслящих имеет двоякое содержание: в терминах индивида - это идеал развития потенций индивида, а в социальных терминах - это идеал социальной гармонии и справедливости. Если либералы-гуманисты эпохи Возрождения подчеркивали совершенство индивида, его действия, силу разума и образования, то в настоящее время "много и боль шинство проблем человека может быть решено только социальным действием: изменением социальной системы, экономической структуры, силами и взаимоотношениями в производстве", - отмечает Курц . Свободомыслящие сегодня должны выступать против тех социальных сил, которые разрушают человека: дегуманизация и отчуждение человека в индустриальном и постиндустриальном обществе, бедность, войны, расовая дискриминация, неравенство, не-справедливость и т.п. . Противоречия современной жизни создают условия, которые затрудняют эмансипацию человека от коррупции социальной организации, подавляют способности личности. Свободомыслящие, несмотря на их разногласия о методах достижения справедливого общества, разделяют идеал хорошей жизни, пишет йурц, и поддерживают общее направление его достижения, основанное на вере в разум и свободу, социальный мир и гармонию.
Религиозная мораль исходит из двойственного существования человека, с одной стороны - мистицизм, с другой - мир страстей, страха, надежды, разочарования, радости, страдания. Такая позиция, по мнению Курца, воздвигает границу между миром, в котором мы живем и за который мы боремся, и идеалом мира, в котором ценностями являются мистические обещания и иллюзии. Религия, выступая с претензиями на основы моральной веры, вторгается тем самым во все аспекты жизни: экономические и социальные отношения, отношения в семье, отношения между людьми и т.п. Религия присуждает церкви главенствующую роль в социальной жизни и направляет ее интересы против социальных изменений и реформ.
Сегодня многие религиозные группы осознают, что они уже не в состоянии противостоять социальным изменениям, поэтому они стремятся помочь делу "социальной реформации", пытаясь "гуманизировать религию", приспособить "слово бога" к жизни человека. Однако эти попытки, как отмечают свободомыслящие, не помогут людям, они лишь уводят их от решения необходимых проблем; религиозная мораль скрывает действительную природу условий жизни человека. "Она не развивает у человека естественного желания к лучшей жизни, уверенности в своей власти, а культивирует послушание и подчинение, страх и зависимость" . Задача современного мира, по мнению свободомыслящих, состоит не в возврате к новому иррационализму, а в применении методов критического мышления к глобальным социальным проблемам.
В связи с критикой религиозной морали, свободомыслящие поднимают еще один вопрос: имеет ли жизнь истинный смысл для тех, кто отрицает супранатуралистическую мифологию, и может ли человек полноценно жить, если он отрицает веру в бессмертие. Давая утвердительный ответ на подобные вопросы, свободомыслящие утверждают, что высшие добродетели для человека - это личный интерес, уважение, гордость, целеустремленность; именно они, а не послушание, принижение личности и пр. являются мо-ралью, на которой основано счастье .
Одним из факторов гуманистической нравственности и добродетели является осознание человеком своей силы и власти - над собой, что выражается, по мнению свободомыслящих, как в контроле над своими действиями, так и над обществом - и в конечном счете отражает изменение общества согласно интересам индивида.Подобная позиция поведет к осознанию власти над сверхъестественными силами, что поставит человека выше бога, а возможно, и вытеснит его из сферы сознания .
Для достижения силы и власти, считают свободомыслящие, перед человеком стоят определенные задачи: учиться овладевать знаниями; учиться исключать ошибки; учитывать специфические обстоятельства; развивать творчество, квалификацию, быть активными. Потеря человеком уверенности в то, что можно достигнуть, ведет
Общедемократические задачи борьбы за мир, социальный прогресс и их отражение в движении свободомыслящих
Представители современного американского движения свободомыслящих в настоящее время все чаще обращаются к решению общедемократических задач. В современной ситуации важное значение приобретают проблемы борьбы за сохранение мира, за осуществление условий мирного сосуществования государства с различным общественным строем. В век научно-технической революции возрастают и проблемы охраны окружающей среды, ее воздействия на здоровье людей; все актуальнее становятся вопросы перенаселения,"качества жизни", улучшения условий труда и быта. Одной из острых проблем в условиях современной идеологической борьбы двух противоположных систем - социализма и капитализма - является проблема гражданских прав и свобод.
Подход к подобным проблемам наиболее прогрессивных представителей современного движения свободомыслящих в США заслуживает пристального внимания и изучения. Анализ американскими свободомыслящими современной ситуации в мире, их стремление к решению общедемократических задач - на национальном и международном уровнях - составляет сильную сторону теоретической и практической деятельности гуманистических, рационалистических, атеистических организаций.
Вопросы экологии как науки ж "экологической ситуации" как актуального социального явления занимают в трудах американских свободомыслящих одно из ведущих мест. Экология является социальным феноменом, поскольку главными жертвами "экологического кризиса" оказываются трудящиеся, страдающие от загрязнения окружающей среды в результате хищнических принципов развития ка питалистической экономики. Компартия США, ее теоретики отмечают, что "капитализм не в силах разрешить экологических проблем, так как сама природа современного капитализма с его хищническим использованием природных ресурсов и т.п. обусловливает возникновение и углубление экологического кризиса" К Поэтому установление подлинно гармоничных отношении между человеком и средой его обитания американские коммунисты тесно связывают с борьбой за социализм, с процессом его созидания.
По мнению американских свободомыслящих, проблема охраны окружающей среды является одной из важных общедемократических задач. Участие Американской гуманистической ассоциации в Международном гуманистическом и этическом союзе способствует расширению практической деятельности американских гуманистов в решении подобных проблем, поскольку МТЭС является активным участником комитета ООН по вопросам охраны окружающей среды.
По мнению американских свободомыслящих, особой проблемой является изучение последствий радиации в связи с угрозой ядерной войны. Ядерная катастрофа не только угрожает человеческой жизни, но и грозит уничтожением и для возможных последствий применения ядерного оружия на растения, водные экосистемы, здоровье людей. Проблемы окружающей среды американские свободомыслящие связывают также со здоровьем детей, подрастающего поколения. Как отмечается в периодических изданиях свободомыслящих, в США растет число заболеваний, вызванных влиянием зараженной окружающей среды. Подобные случаи имеют место, считают они, из-за вредного влияния применения атомной энергии и атомной индустрии. Однако абстрактные принципы, которые выдвигают при этом свободомыслящие, подобные утопическим требованиям о между народном отказе от ядерной технологии, применяемой в мирных целях, носят частичный, ограниченный хара
Проблемы экологии в изданиях свободомыслящих выдвигаются как яркий пример необходимости распространения рационального подхода к решению современных проблем. В настоящее время "угроза окружающей среды очень велика в связи с распространением ядерных испытаний. Бедствия от ядерной власти... не могут быть полностью оценены без понимания влияния радиации на жизнь на молекулярном уровне - понимания, которое еще недостаточно развито на современном этапе". Сейчас необходимо, отмечают свободомыслящие, чтобы возрастающее число людей и стран начали независимо друг от друга "активно противостоять ядерной власти . Свободомыслящие особо подчеркивают при этом "моральный вызов экологии": "С тех пор как власть природы в руках человечества... оно может допускать или не допускать природу к восстановлениюа)острых социальных проблем в отрыве от идейной борьбы по проблемам гуманизма между миром социализма и капитализма, что ослабляет гуманистическую линию свободомыслящих, ведет к смешению острых конфликтов с надуманными проблемами.
Важной социальной задачей свободомыслящие считают, например, проблему контроля роста населения. Журнал "Гуманист" отмечает, что в последние три десятилетия в США встала угроза перенаселения. Свободомыслящие в этом вопросе выделяют несколько главных направлений деятельности: I) Анализ фактов мирового црогноза населения; 2) Проблема абортов; 3) Конфронтация с позиций римской католической церкви. Проблему перенаселения свободомыслящие связывают и с проблемой национальной стабильности. Прежде всего они ставят вопрос о достаточности промышленных ресурсов, материалов, а также рассматривают проблему важности и продуктивности сельского хозяйства. Кроме того, в своих концепциях они касаются проблем использования рабочей силы иммигрантов в США, что мол, оказывает отрицательное влияние "на американское социо-экономическое окружение". В подобной постановке острой социальной проблемы органы свободомыслящих идут отнюдь не в передовых рядах демократического решения подобных социальных проблем.
Но все же темой общественных выступлений свободомыслящих в последнее время стала забота о мире. Членство Американской гуманистической ассоциации в МГЭС способствует участию американских свободомыслящих в международных конгрессах, съездах, симпозиумах ООН и ЮНЕСКО, которые проводятся по проблемам разоружения, образования, мира.
Вопрос о предотвращении ядерной войны свободомыслящие называют "вопросом вопросов" .и обеспокоены тем, что ядерное оружие может оказаться под контролем сил терроризма. Каждый гуманист, пишет Ламонт, один из авторитетных идеологов американского свободомыслия, должен выступать за мир во всем мире. Высшей этической целью гуманизма является счастье, свобода и прогресс всего человечества, и эта "цель недостижима до тех пор, покасуществуют войны или даже угроза мировой войны" . Сам Ламонт в своей деятельности показал, что нельзя ограничиваться общими призывами к миру, что в условиях современных США необходимо про тивостоять агрессивным действиям заправил американской системы. Ламонт осуждал американскую военную интервенцию во Вьетнаме с самого начала, до того как в Ккный Вьетнам были посланы американские войска. По его инициативе в журналах печатались заявления гуманистической ассоциации требующей прекратить интервенцию, но демократическим силам в движении свободомыслящих противостояло консервативное крыло, поддерживающее продолжение военных действий.
Основной задачей в приобретении международного мира для прогрессивных деятелей США является установление добрых взаимоотношений с Советским Союзом. Враги разрядки напряженности, отмечает К.Ламонт, являются врагами всеобщего мира. Борьбу за мир Ламонт называет составной частью гуманистической программы свободомыслящих
Место и роль научных знаний в борьбе против религиозного обскурантизма
В идеологической борьбе современного научного материализма против буржуазного мировоззрения важное место принадлежит философской интерпретации фундаментальных открытий естествознания. Различные течения идеалистической философии, многие религиозные идеологи на Западе упорно ищут в материале естественных наук XX в. аргументы для доказательства состоятельности своих позиций перед лицом растущего влияния материализма и атеизма. В обширной литературе современных философов идеализма и теологии, тонкими, изощренными методами создается ложная картина роли естествознания и его отношения к религии. Особым объектом спекуляций защитников религии являются трудные, сложные моменты в развитии естествознания, когда происходит ломка устоявшихся понятий, открываются новые области исследования, малоизученные наукой. Сторонники религии искажают роль науки в организации социальной жизни и в познании, извращенно представляется связь естественных наук с мировоззрением, фальсифицируется история взаимоотношений естествознания с религией, с одной стороны, и материализмом - с другой. Вся эта идеологическая деятельность направлена на то, чтобы создать у людей, принадлежащих к разным социальным слоям, убеждение в возможности и полезности гармоничного сосуществования научного знания и религии, в ценности истин религии для общества с высокоразвитой наукой и техникой, в необходимости признания руководящей роли религии по отношению к науке.
Усилия теологов и их союзников из лагеря философского идеализма не остаются без результата. Они играют определенную роль в сохранении относительно высокого процента религиозной прослойки в средних слоях ряда капиталистических стран, в частности в
США. Вера в роковую, фатальную неизбежность того, что якобы предопределено всевышним, наносит огромный вред людям. Подчиняя жизнь человека таинственной "судьбе", отрицая роль личности как творца истории, фатализм сковывает волю людей, обрекает их на пассивность, на смирение и покорность перед обстоятельствами. Все это свидетельствует о необходимости для марксистов-философов и естествоиспытателей вести систематическую критику религиозно-идеалистических концепций гармоничного совмещения естествознания и религии, выявлять несостоятельность ухищренных попыток превратить трудности развития естественных наук в союзника релегии.
Анализ мировоззренческого смысла естественнонаучных достижений важен для выявления не только несостоятельности религиозных идей о мире и человеке, но и ценности атеизма как мировоззренческой системы. Отвергая служение богу и единение с ним как главные задачи человека в земной жизни, идеи вечного загробного существования души и достижения райского блаженства как важнейшую перспективу, которой надлежит руководствоваться в земных делах, научный атеизм призван указать реальные ценности человеческого бытия, придающие глубокий смысл существованию человечества и жизни отдельного человека. Познание природы, осуществляемое системой естественных наук, является необходимым условием установления этих ценностей. Оно указывает пути и средства, с помощью которых человек утверждает себя среди других явлений природы и социальной реальности и преодолевает ограниченность своих личностных способностей.
Полезным вкладом в критику религиозного мировоззрения и обоснование атеистического взгляда на мир является деятельность американских свободомыслящих, которые выступают против извращения роли науки в религиозном понимании сущности и целей челове ческого познания, против современных богословских попыток примирения естествознания и религии .
Для свободомыслящих наука исключает существование всяких сверхъестественных, таинственных сил. По их мнению, мир един, вне материального, физического мира ничего нет и быть не может. Цель науки - давать верную картину мира; религия же дает ложную, извращенную его картину.
В своей деятельности американские свободомыслящие стремятся опровергнуть доводы церковников об окружающем нас мире, о жизни на Земле, о происхождении человека, основанные на "священных книгах"; эти доводы кажутся им нелепыми, наивными, смешными. Рост науки и знаний, отмечают они, создает необходимые предпосылки освобождения людей от религиозного дурмана.
Свободомыслящие обеспокоены увлечением молодежи астрологией: в связи с этим на страницах их изданий печатаются серии статей, показывающих лженаучность астрологических предсказаний, пропагандирующих новейшие достижения науки.
Опыт, накопление людьми практических знаний об окружающем мире, явлениях природы всегда способствовали освобождению людей от религиозного влияния. Современные американские свободомыслящие пытаются дать всестороннее разоблачение антинаучного характера религиозной идеологии. Отвергая религиозные взгляды, они пропагандируют достижения естествознания. При этом они сознают, что успех их пропаганды во многом зависит от популярности изложения, доступности восприятия материала различныгли группами людей, еще находящихся под сильным влиянием религиозных