Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный период отечественной истории, сопряженный с глубочайшими общественными потрясениями, социально-экономическим и политическим кризисом, вызвал значительные изменения в духовной жизни российского общества.
Одним из последствий названных процессов стало то, что создавшаяся сложнейшая обстановка породила глубочайшую обеспокоенность миллионов людей утратой твердых социальных ориентации, усилила разочарование и недоверие не только к прежней системе духовных ценностей, но и к тем, которые пришли им на смену. Это вызвало надежды заполнить остро ощущаемый духовный вакуум новыми нетрадиционными культами, обрести утешение, внутреннее равновесие и уверенность в культивируемых новыми религиями средствах мистифицированной психотерапии.
Конец восьмидесятых - начало девяностых годов двадцатого века в России стал временем резкого взрывообразного появления большого количества новых религиозных образований. Одни из них были привнесены миссионерами из-за рубежа, другие возникли на почве традиционных для России религий. Среди этих вновь появившихся конфессий и движений особое место занимают религии, объединяемые западными социологами религии понятием "Ньго Эйдж", а в нашей стране известные как "нетрадиционные религии".
Таковы Международное общество сознания Кришны, Дети бога или Семья любви, Общество трансцендентальной медитации, Шссия божественного света, Цзрковь унификации, Цзрковь сатаны, Богородичный центр и т.п.
Ныне нетрадиционные культы в России - едва ли не самая динамичная, быстрорастущая, многовариативная часть религиозных движений.
Однако, несмотря на их распространенность, они и по сей день остаются почти не изученными, поэтому - малопонятными. Такая ситуация порождает необоснованные слухи, домыслы, неоднозначное отношение к этим организациям как со стороны частных
лиц, так и со стороны государства.
Все громче заявляющие о себе, активно внедряющиеся в общественную жизнь, новые культы в массовом сознании сливаются в единообразное целое, вызывающее к себе по большей части подозрительное отношение, нередко граничащее с негативным. Распространение новых культов порождает тревогу и опасения среда педагогов, родителей, чьи дети становятся членами таких организаций, среди работников правоохранительных органов, сталкивающихся с самыми разнообразными проявлениями их деятельности - от несанкционированных шествий до похищения детей. Остро стоит вопрос о способах воздействия на психику личности в таких организациях, о степени реальной опасности и возможности нейтрализации подобного рода воздействий.
Настороженное отношение к нетрадиционной религиозности возникает и среда верующих, являющихся последователями традиционных для России конфессий: православия, ислама, буддизма. В новых культах они склонны видеть угрозу традиционным формам духовности. Отсюда - негативное восприятие этих культов, не просто как противостоящих, конкурирующих религиозных обществ, но как "тоталитарных", "сатанинских" организаций. Справедливы ли такие опасения и оценки? На этот вопрос невозможно ответит: объективно, руководствуясь лишь слухами и эмоциями.
для того, чтобы реально ориентироваться сегодня в этом сложном, неоднозначном комплексе новых религиозных группировок, нужно помнить, что оценки того или иного феномена необходимо должны базироваться на научном, всестороннем анализе содержания конкретных религиозных доктрин, особенностей их куль1 вой практики, последствий их деятельности, как в плане воздействия на людей в рамках рассматриваемых организаций, так и в отношении их места и роли в обществе в целом.
Такой анализ возможен лишь в случае всестороннего научно: исследования деятельности тех или иных религиозных организаци: в рамках социологии религии.
Сегодня возникла ситуация, при которой ощущается острая нахватка подобной информации и ее научного осмысления с позиции современного подхода к религиозным и философским проблема
Причем такая информация имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В создавшейся ситуации представляется невозможным формирование рычагов правового регулирования деятельности рассматриваемых организаций, ведение с ними грамотного диалога, без понимания глубинных социальных и социально-психологических корней данных религиозных течений, без изучения специфики форм и содержания их жизнедеятельности.
Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа нетрадиционных религиозных течений, изучение особенностей новых культов и их проявления в современной России.
Состояние научной разработанности проблемы. Изучение феномена нетрадиционной религиозности началось в США и странах Западной Европы в семидесятые годы двадцатого века. Здесь было издано значительное количество научных публикаций посвященных данной теме.
Проблема нетрадиционной религиозности привлекла к себе внимание не только философов-религиоведов, но и социологов, психологов, публицистов, теологов.
При исследовании данной проблемы выявился не только широкий разброс точек зрения и неоднозначность оценок, но, порой, их полярная противоположность. Условно можно выделить гри основные позиции зарубежных исследователей новых культов: критика, апологетика и нейтральный подход, стремящийся к рассмотрению явления в его многоплановости и неоднозначности.
Критике "деструктивных культов" посвящены труды американ-жого социолога М.Труэзи, немецкого юнолога В.Хаака, психолога '.Лифтона, теолога Х.Леффельмана-1-.
'хлс.: t-CK-Xitc /Ч. Zow
1979 ; SUPO>n. 4. A^Ug^o-ie. A^Ofe. <^nc ^o-fcc^Y^
_ 4 -
Жесткой негативной оценке подвергаются нетрадиционные религии в работах Дж.Макдауэлла и Д.Стюарта, М.Уолтера, К.Боа1.
Противоположную позицию в изучении новых культов занимают апологеты движения "Нью Эйда", среди которых наиболее значимыми являются работы американского ученого Т.Роззака .
Новый этап развития религиозной культуры усматривают в нетрадиционной религиозности такие ученые как М.Кильченстайн, М.Бах, Г.Кгаг3 и многие другие.
Промежуточную позицию занимают Р.Белла, Р.Брендон, А.Бойзен4.
В отечественном религиоведении проблема нетрадиционной религиозности рассматривалась прежде всего в трудах Е.Г.Бала~ гушкина, И.Р.Григулевича, П.С.Гуревича, Л.Н.Митрохина,
-У ^. Яо^глгг <*^< J&**&&&. ТА* Яснеть
I. СМ.: 7.«*Ь* Л^аигв^е: ^ ,/?.- г*Xі ;
49Z~; k.Soa. C^U^is ; и/Ъъ&хГ /^eZ^a^c'o^S <^^<^ (fe>U W/^cl ton. ; lS-ic-ҐІо г /і oo As. -/9 S Ї;
Лі См.: М-- Лл.СлАЛ.ПЛЪК-ъ <- ' „Ласі; . tA*
yScce /^оссъсС л /~ccC/L. yS. у. /SS; // *~*?
Г.,.5^ :,'їйлшгі..л:2ііи д.І .Фурмана1 и других.
Все название авторы опубликовали свои раосчы в основном з восьмидесятые годы. Их исследования были посвящены анализу и критике новых культов, возникших в странах Запада і: шеотитзоятые годы нынешнего века. Эти труды внесли большой зкя.од з рассмотрение причин возникновения и особенностей проявления неошотицизма за рубежом.
Вое название авторы видели в нетрадиционной, религиозности лрежде ьосго свидетельство глубокого кризиса капитализма. Сегодня такая точка зрения представляется несколько ограниченной и требует более подробного рассмотрения.
Однако, исследований, посвященных рассмотрен проявлений нетрадиционной религиозности в нашей стране было крайне мало. Отдельные течения неоориентализма, прежде всего кришнаиты, анализировались в публикациях Е.Г.Балагушкина, В.А.Матвеева, И.П.Игнатьева, в нескольких методических пособиях по проблемам религиоведения .
На сегодняшний день практически нет научных трудов, где бы исследовались особенности нетрадиционной религиозности в России и ее эволюции в восьмидесятые-девяностие годы нынешнего века.
Практически все авторы, выступавшие в последние годы по проблемам нетрадиционной религиозности, солидарны в общем
1. См,г Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных
религий. - м., 1984; Григулевич И.Р. Пророки "новой исти
ны". - м., 1983; Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на
Западе и восточные религиозные культы. - М., 1985; Митро
хин Л.Н. Религии "Нового века". - М., 1985; Миловидов в.Ф.
Новые религиозно-мистические культы. //Молодежь,- религия,
атеизм. - Вып.2. - М., 1984; Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. - М., 1981; Вопросы научного атеизма. Выпуск 32. - :Л., 1985; Вопросы научного атеизма. Вып.38. -М.„ ГЗЕЭ.
2. См.: Балагушісіш Е.Г. Осторожно! "Новые религии" //Глобус.
- ІЛ., IS88. С.21; Матвеев В.А. Критический анализ соцн-агъно-антропологических воззрении современного кришнаизма. - м., 1991; Игнатьев И.П. Критический анализ современных исевдовосточных культов. - Л., 1986; Методические рекомендации по теме "Нетрадиционная религиозность4 под ред. лпатова А.З. - Омск. 1934; Кризис современных тэели-глії и мистицизма: сборник статей. Под ре д. Киме лева Ю.А/- М., i960.
выводе, говорящем о практической неизученности этого явления в его конкретных формах в нашей стране в современный период.
Цед^насдояшего исследования заключается в том, чтобы на основе философско-релягиоведческого и социологического анализа выявить особенности нетрадиционной религиозности в целом и конкретные формы ее проявления в России на современном этапе.
Автор ставил перед собой следующие научно-исследовательские задачи:
1. Опираясь на имеющиеся исследования новых культов,
уточнить содержание понятия "нетрадиционная религиозность".
Выделить наиболее значимые признаки данного религиозного
явления. Дать теоретическое обоснование новой классификации
их основных течений и разновидностей, появившихся в России
в восьмидесятые-девяностые годы двадцатого века.
2. Рассматривая проблему социально-исторической обуслов
ленности нетрадиционной религиозности, попытаться выявить
те экономические, политические, культурные, психологические факторы, которые в настоящее время играют роль катализаторов роста интереса к новым культам, а также определить вероятностные перспективы дальнейшего развития нетрадиционной религиозности в России.
-
Опираясь на данные статистики, проследить динамику изменения новых культов на современном этапе (по материалам Сибири), выяснить тенденции и направленность этих изменений.
-
На оснований социологических наблюдений (в том числе включенных), проведенных автором в новых религиозных общинах, дать феноменологический анализ ранее неизвестных на территории России нетрадиционных религиозных движений, проанализировать содержание их деятельности, особенности вероучений, культовой практики, организационной структуры.
На.учная новизна исследования заключается в том, что в нем предлагается новая точка зрения на содержание понятия "нетрадиционная религиозность". В качестве главных признаков
рассматриваемого религиозного феномена автор данного исследования предлагает выделить не структурно-организационные, характеризующие подобные организации как секты экстремистского толка, а признаки, относящиеся к особенностям вероучений; наиболее значимыми из которых, с точки зрения диссертанта, являются следующие:
стремление к предельному синкретизму и универсализму, выражаемому формулой: "религий много - бог один", что отражает объективную общемировую тенденцию все возрастающей интеграции культур, их усиливающегося взаимопроникновения;
тяготение к максимальной многовариативности, персонади-зации, интровертности, что является обратной стороной названных процессов, находящейся с ними в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.
По мнению диссертанта, именно отражение в нетрадиционной религиозности центростремительных и центробежных процессов современного периода существования цивилизации может быть названо главной особенностью рассматриваемого религиозного феномена.
В диссертации предлагаются новые варианты классификаций нетрадиционных культов, исходящие, с одной стороны^из различных моделей структурного строения, с другой - из различных объектов религиозного поклонения, являющихся стержневыми для конкретного течения.
Опираясь на статистические и демографические исследования, автор выявляет принципиально новые тенденции в динамике социально-демографического состава общин новых культов. В частности, выявлено резкое омоложение верующих, значительный рост среди последователей общин людей с высшим образованием, представителей интеллигенции, увеличение количества мужчин, особенно в активе и руководстве. Сюда же можно отнести концентрацию в общинах социально-активной части населения, в том числе значительного количества людей, бывших в недавнем прошлом партийными, профсоюзными, комсомольскими активистами.
Научная новизна работы определяется так же и тем, что в диссертации описываются и характеризуются ранее не существо-
вавшие в нашей стране и не представленные в отечественной религиоведческой литературе новые разновидности нетрадиционных религий, таких как Белое Братство - юсмалсс, необуддийская организация Карма кунзанг дорке линг, вера Бахай в ее современном ЕИДЄ.
Методологическими принципами диссертационного исследования являются научные принципы, выработанные отечественной и зарубежной наукой при изучении социальных я&яоний: диалек-тико-матераалистяческий подход, исторический детерминизм, системный анализ при изучении и оценке религия, как олояного социального явления.
Данный подход предполагает обусловленное:ь конкретных форм религиозности широким комплексом причин и предпосылок социального, гносеологического и психологического характера.
В своем исследовании нетрадиционной религиозности диссй] тант опиралась на анализ новейшей отечественной и зарубекао? литературы философского, религиоведческого, теологического, социологического характера.
Изучение конкретных форм новых религиозных течений, воа-шкших в России в конце восьмидесятых - начале девяностых годов двадцатого века проводилось автором на протяжении трех лет, посредством социологических наблюдений (б тем числе включенных), внутри описываемых в данной работе организаций.
В качестве источников информации использовался большое архивный материал, интервью и беседы с веруюшями, высгупленггя их лидеров и руководителей.
Особенности вероучений и культовой практики НОВЫХ РОЛІІ-гяй исследовались на основе анализа вероучительвой литературы, религиозной периодики, аудио- и видеозаписей внутрглоид.п<~ ного пользования.
Теог-с-тяческоя гд практическое зкачет-а-.:_иЯС--^=.Л :> Г~і'^ё.-.. УіСчйєкиє понятия "нетрадиционная религиозность" "; системно* рассмотрение течений, входящих в это напраї-Г'Зі-йв. ьх.ї-т способствовать дальнейшему развитию современного подхода к пониманию и оценке данного явления.
Дифференциация и объективная характеристика деятельности конкретных религиозных организаций названного направления должна привести к дальнейшему углублению взаимопонимания между данными организациями и обществом в целом, способствовать усилению веротерпимости.
Ознакомление с приводимой в работе информацией позволит более обоснованно формировать отношения государственных органов управления, депутатского корпуса, специалистов по связям и религиозными организациями органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, правоохранительных органов с общинами нетрадиционно-религиозной ориентации.
Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в качестве консультационно-справочного материала, как для теоретиков-религиоведов, так и для всех тех, кому по роду профессии или необходимости приходится сталкиваться с представителями новых культов в своей повседневной ЕИЗНИ.
Материалы исследования дают новую информацию, которую можно использовать в лекционных и семинарских занятиях по курсу "Религиоведение" в школах, среднеспециальных учебных заведениях и вузах. На основании приводимых данных могут быть разработаны специальные курсы по теме: "Современная нетрадиционная религиозность и ее особенности".
Материалы диссертации могут стать базой для дальнейших исследования по данной теме.
Апробация исследования. Основное содержание работы и ее теоретические выводы были изложены автором в выступлениях на учебных семинарах заместителей председателей исполкомов городов и районов красноярского края по социальным вопросам (май 1992, май 1993), в выступлении в Российской академии государственной службы при Президенте Российской федерации на курсах повышения квалификации специалистов по' связям с религиозными организациями органов исполнительной власти Российской Федерации (апрель 1994), в сообщении в научно-исследовательском центре "Религия з современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем (май 1994).
С|иОД1ЇРа и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, в какдой из которых по два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы.