Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования.
Актуальность исследования обусловлена огромной значимостью гор в религиозной практике бурят, что связано с наличием множества гор на территории республики Бурятия. В горах и на горных территориях сосредоточено множество природных благ, объектов растительного и животного мира, от которых напрямую зависит существование человека. Практическая деятельность человека неразрывно связана с духовным освоением мира, посредством которого реализуется религиозная деятельность. Горы становятся объектами религиозного поклонения путем наделения им особого сакрального статуса. Горы как объекты культового поклонения не только обладают сакральным смыслом, но и представляют собой место для отправления обрядов, направленных на удовлетворение духовных нужд и достижение различных целей, связанных с разными сферами жизнедеятельности человека. Культ гор представляет собой важный феномен в социокультурном пространстве.
Как один из наиболее архаичных элементов религии культ гор является очень многогранным феноменом, который на протяжении всей истории своего развития претерпевал различные изменения. Горы вызывают огромный интерес исследователей различных областей знания и им посвящено большое количество исследований. С одной стороны горы рассматриваются как объекты - часть естественной природы, и с другой - как объекты, имеющие сакральный смысл, что является прерогативой религиоведческих исследований. Существует достаточное количество разновременных и разноплановых исследований культа гор, вместе с тем, остаются неразработанными проблемы, связанные с подходом к культу гор как комплексному культу. В связи с этим становится важным представить его как комплексный культ, который содержит и комбинирует в себе другие культы.
Бурятия является регионом, имеющим богатую традицию почитания гор, где культ гор получил широкое распространение. Следует иметь в виду, что поклонение горам у бурят представляет собой не просто религиозный культ, а является неотъемлемой частью общебурятской культуры. Культ гор является тем культом, который связывает и объединяет многие сферы бытия, различные аспекты религиозной, культурной, социальной сфер жизнедеятельности, в связи с чем его исследование представляется несомненно важным.
Кроме того, сакральные горы бурят как места религиозного поклонения обладают большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом и в контексте современной культурной политики изучение священных гор бурят также актуально.
Степень изученности темы.
В контексте представленного диссертационного исследования принципиально важным стало обращение к трудам И.Н. Яблокова, Н.С. Капустина, Д.М. Угриновича, С.А. Токарева, В.Н. Топорова, Дж.Дж. Фрэзера, М. Элиаде, Э.Б. Тэйлора и ряда других ученых. Они необходимы для понимания общих проблем исследования религии, ее генезиса, условий и факторов возникновения, для осмысления интерпретации ее разнообразных явлений, в частности феноменов сакрализации и сакрального.
В отечественной науке исследованию культа гор посвящена работа Л.П. Потапова «Культ гор на Алтае», в которой он рассматривает особенности бытования этого культа у алтайцев. Другим известным ученым обратившим внимание на данный феномен является С.А. Токарев, который в своей статье «О культе гор и его месте в истории религии» выводит различные аспекты и функции культа, в формировании которого большую роль играют особенности местной культуры и ландшафта. Исследованию хакасской традиции почитания гор посвящена статья И.Л. Кызласова «Гора - прародительница в верованиях хакас». Некоторые аспекты изучения культа гор были затронуты Л.Я. Штернбергом, В.Н. Топоровым, М. Элиаде. Это в основном вопросы, связанные с архетипичностью образа горы, Мировой горы.
Из числа зарубежных исследований, посвященных священным горам, следует выделить работу американского ученого Э. Бернбаума "Священные горы мира", монгольского исследователя сакральных мест О. Сухбаатара «Монгол тахилгат уул усны судар оршвой», а также украинского ученого Е.В. Борейко, который в некоторых своих работах особо акцентирует природоохранную значимость священных гор.
Культ гор это составная традиционной культуры бурят и его исследование должно проводиться в контексте его изучения. Без исследования традиционной культуры мы не можем восполнить наше общее представление о религиозных традициях бурят. Так, в данном исследовании привлекались работы, которые раскрывают общее культурное и религиозное пространство, общую религиозную картину бурятского народа, а также работы, посвященные исследованию шаманской и буддийской религиозных традиций, ставших неотъемлемой частью их религиозной и культурной жизни.
Среди исследований традиционной культуры бурятского народа следует выделить работы Н.Л. Жуковской, Л.Л. Абаевой, Г.Р. Галдановой, Л.Р. Павлинской, С.Г. Жамбаловой, Н.Б. Дашиевой, Б.Д. Батоевой, К.В. Вяткиной, Н.О. Шаракшиновой, М.М. Содномпиловой, О.А. Шаглановой и др. Изучению различных аспектов традиционной культуры бурят посвящен и ряд коллективных работ «Традиционная культура бурят» коллектива авторов К.М. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Г.Н. Очировой, «Обряды в традиционной культуре бурят» Б.Д. Батоевой, Г.Р. Галдановой, Д.А. Николаевой, Т.Д. Скрынниковой, «Пространство в традиционной культуре монгольских народов» Б.З. Нанзатова, Д.А. Николаевой, М.М. Содномпиловой, О.А. Шаглановой и др.
Исследованию бурятского буддизма посвящен ряд работ К.М. Герасимовой, Г.Е. Манзанова, Г.-Д. Нацова, Д.Г. Чимитдоржина, Ц.П. Ванчиковой, Г.Г. Чимитдоржина и др. авторов. Существуют и такие комплексные работы, в которых отражена история буддизма в Бурятии: «Буряты», «Историко-культурный атлас Бурятии», «Культура центральной Азии: письменные источники», «История Бурят-Монгольской АССР», альманах «Легшед» и др. Необходимо отметить, как наиболее полное исследование, посвященное бурятскому буддизму коллективную монографию «Ламаизм в Бурятии XVIII - начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы» коллектива авторов Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Д.Б. Дашиева, Г.Ц. Митупова.
Проблемы шаманизма стали объектом исследований в монографических трудах Т.М. Михайлова «Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.)», «Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции». Также большой интерес представляют работы М.Д. Зомонова, И.А. Манжигеева и др. В последние годы вышли в свет работы самих носителей шаманской веры - практикующих шаманов Б.Д. Базарова и С.Ж. Гомбоева, что является примечательным фактом, ибо знакомство с шаманизмом от самих носителей веры является гораздо более живым и открывает новые, недоступные для обывателя, стороны религии.
В контексте представленного исследования большое значение для освещения добуддийских верований и культов, а также изучения шаманско - буддийского религиозного синкретизма представляют отмеченные работы Т.М. Михайлова и исследования Н.Л. Жуковской, К.М. Герасимовой, Г.Р. Галдановой, Д. Банзарова и др. ученых.
Непосредственному исследованию культа гор в Бурятии посвящены работы Л.Л. Абаевой, Б.С. Дугарова, Б.Ц. Гомбоева, Р.Н. Дугарова. В работах вышеперечисленных исследователей отражены результаты полевых исследований и освещены локальные особенности практики поклонения горам.
Из этого ряда работ следует особо выделить исследования Л.Л. Абаевой, отраженные в монографии «Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят)», которая была написана на основе многолетних полевых исследований автора, и в ней рассматривается традиционная религиозная обрядность, связанная с культом гор, дается классификация культовых мест, методика их исследования, которые могут содействовать в исследованиях различных этнографических групп бурятского народа.
В работе М.М. Содномпиловой «Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов» горы рассматриваются как одни из доминантных маркеров культуры в среде монгольских народов.
Большое значение имеют исследования сакральных территорий, в том числе и некоторых священных гор Трансбайкалья С.Д. Сыртыповой, отраженные в ряде публикаций и монографии "Святыни кочевников Трансбайкалья". В монографии также рассматриваются вопросы, связанные с исследованием буддийских текстов, посвященных священным горам.
К исследованию культовой системы обоо неоднократно обращались К.М. Герасимова, Н.Л. Жуковская, Т.М. Михайлов, Л.Л. Абаева и др. ученые. Культы пещер, скал и камней были затронуты в отдельных исследованиях Б.Б. Дашибалова, Б.Ц. Гомбоева, Д.Б. Батоевой и др.
Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на определенную изученность проблемы, за пределами внимания этих исследователей остались вопросы, связанные с комплексным исследованием культа гор и его компонентов в контексте религиозной традиции бурят.
Объектом исследования является культ гор.
Предмет исследования – культ гор в контексте религиозных верований бурят.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование религиозных представлений и верований бурят, связанных с культом гор.
Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи исследования:
-
Выявить и охарактеризовать комплекс религиозных верований, связанных с культом гор;
-
Определить социокультурную значимость культа гор;
-
Представить ретроспективный анализ культа гор бурят и исследовать его в контексте шаманско-буддийского синкретизма;
-
Исследовать культ пяти священных вершин ханов и выявить тенденции его развития;
-
Проанализировать тибетоязычные источники обрядового характера и этнографические данные по культам отдельных сакральных вершин и определить их роль и значимость в изучении культа гор Бурятии.
Методологическая и теоретическая основа диссертации.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных (С.А. Токарева, Л.П. Потапова, В.Н. Топорова, И.Н. Яблокова, Н.Л. Жуковской, Л.Л. Абаевой) и зарубежных (М. Элиаде, Э.Б. Тейлора, Дж.Дж. Фрэзера) исследователей. Работы этих исследователей составляют группу материалов не только религиоведческого характера, но и содержат в себе обширнейший этнографический материал. Они послужили основой для выявления ритуальной, функциональной значимости и семантики культа гор.
Диссертационное исследование опиралось на общенаучный принцип историзма, согласно которому любое явление должно рассматриваться в контексте определенных исторических и социокультурных реалий, использовались методы сравнения и аналогии, которые позволили выявить общее и особенное в культе гор у различных народов, при исследовании культа гор как комплекса религиозных верований использовался структурно - функциональный анализ, предполагающий раскрытие и выделение отдельных элементов в системе. В ходе исследования текстов использовался герменевтический метод, который позволил определить компоненты, относящиеся к бурятской религиозной традиции, применялись также и методы полевых исследований - наблюдение, описание и интервьюирование.
В качестве источниковедческой базы исследования следует выделить:
1) собственные полевые материалы автора, собранные в Курумканском, Иволгинском и Кяхтинском районах Бурятии;
2) буддийские тибетоязычные обрядовые тексты поклонения горам и хозяевам местностей, которые были предоставлены автору ламами;
3) архивные материалы из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологиии тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН), в частности из фонда Г.-Д. Нацова и отчетные сведения по результатам разновременных экспедиций в разные районы Бурятии исследовательскими группами из БИОН.
Территориальные рамки исследования охватывают республику Бурятия, в частности Курумканский, Закаменский, Тункинский, Окинский и Иволгинский районы, а также район распространения культа пяти ханов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании культа гор, анализе основных этапов его эволюции и социокультурной значимости, во введении в научный оборот полевых материалов и источников на тибетском языке, в результате чего:
-
Обосновано положение, что культ гор представляет собой комплексный культ, основными компонентами которого являются: культ пещер, культ камней, культ скал, культ хозяев местности, культ предков, культ обоо;
-
Установлена социокультурная значимость культа гор; выявлена компенсаторная, коммуникативная, консолидирующая и экологическая функции этого культа;
-
Выявлено, что с распространением той или иной религиозной традиции культ гор у бурят претерпевал ряд изменений и на сегодняшний день он представлен шаманско-буддийским синкретизмом, который проявляется в процессе практики почитания гор;
-
Определена социокультурная значимость культа пяти ханов; установлено, что и в наши этот культ претерпевает изменения, связанные с переосмыслением его содержания и изменением его географии;
-
Проанализированы тибетоязычные источники ритуального характера, содержащие исторические сведения о культах отдельных гор, а также информацию о хозяевах гор и способе их почитания; установлена их практическая и содержательная значимость.
Научно - практическая значимость работы.
Материалы исследования могут быть применены в деятельности организаций, связанных с экологической и природоохранной пропагандой, государственных органов, связанных с вопросами религии и культуры, при осуществлении отдельных направлений культурной политики.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейших научных исследованиях, связанных с рассматриваемой тематикой, при изучении традиционной культуры монгольских народов, при подготовке учебных пособий и разработке специальных лекционных курсов по религиоведению, истории религии стран Центральной Азии и т.д.
Отдельные материалы исследования также могут найти свое применение и быть полезными при разработке и составлении туристских маршрутов и справочников.
Основные положения, выносимые на защиту.
-
Поклонение горам представляет собой многогранный феномен в религиозной жизни человека. Культ гор представляет собой сложный комплекс верований, включающий в себя подкульты и сопутствующие культы, между которыми существуют определенные функциональные и семантические связи. Среди этих подкультов особо значимыми являются: культ скал, культ пещер, культ камней, культ предков, культ хозяев местности, культ обоо.
-
Культ гор представляет собой важный феномен в социокультурном пространстве. Он тесно связан с повседневной жизнедеятельностью человека, имеет большую компенсаторную, коммуникативную и консолидирующую значимость, играет важную роль в социальной регуляции поведения людей, и во многом определяет экологическую культуру в отношениях человека с окружающей средой.
-
В бурятской традиции культа гор имеются свои специфические особенности, обусловленные наличием у бурят особых синкретизированных форм верований, связанных с сосуществованием шаманистских и буддийских религиозных традиций, которые проявляются в процессе практики почитания гор. В Бурятии существуют разные отправители культа гор: ламы, шаманы, хадаши и местные старейшины. Их наличие, сосуществование и взаимозамещение указывает на синкретический характер культа.
-
Одними из первых в буддийскую систему были включены культовые места южных районов Бурятии, куда изначально проник буддизм. В контексте бурятской традиции почитания гор сложился культ пяти священных вершин – ханов, который в процессе религиозной практики буддизма претерпевает ряд изменений, связанных как с географией культа, так и его содержанием.
-
Особое место в культовой деятельности священнослужителей занимают различные способы обращения к хозяевам гор. Из их числа выделяются буддийские ритуальные тексты. Они создавались в процессе распространения буддизма, как результат ассимиляции культового места и обращения божества - хозяина горы в буддизм. Будучи руководствами по проведению обрядов, они вместе с тем содержат исторические сведения по определенному культовому объекту, информацию о хозяине горы и способе его почитания.
Апробация результатов исследования.
Отдельные положения диссертации были изложены в виде докладов в рамках работы Международной научной конференции «Человек, культура и общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011), Международной научно-практической конференции, посвященной 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России (Улан-Удэ, 2011). По теме диссертации опубликовано десять статьей, в том числе три - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, Заключения, списка литературы, списка информаторов и списка источников, фотоприложений и приложений, представляющих собой авторские переводы ритуальных текстов - обрядников.