Введение к работе
Диссертация посвящена изучению творчества современных художников-модельеров, опирающихся на художественные традиции национального костюма бурят. Под художественными традициями подразумеваются: моделирование, композиционная структура, образный строй национального костюма бурят, сложившиеся на территории современной Бурятии в XVIII - XIX века.
Актуальность исследования
В настоящее время все ощутимее становится интерес к традиционной материальной культуре малых народов и, в немалой степени, к этнокультуре коренных народов Сибири. Яркий тому пример - возрождение бурятского костюма.
Возобновление традиций изготовления национального бурятского костюма - сложный процесс, зародившийся сравнительно недавно и динамично развивающийся в настоящее время. Если 20 лет назад традиционный бурятский костюм можно было встретить только в музее, то сейчас он входит в повседневный обиход. В бурятских семьях традиционную одежду нередко одевают по праздникам. Традиционный костюм становится символом возврата к старой культуре, к своим истокам. Этот процесс требует фиксации и научного осмысления.
В Иркутской области и Республике Бурятия десятки модельеров создают коллекции современной одежды, используя мотивы традиционного костюма, причем каждый из них трактует традиционный костюм по-своему, что требует классификации и типологизации элементов его составляющих для облегчения дальнейшего исследования этого феномена.
До сегодняшнего дня работы современных художников-модельеров, использующих в своем творчестве элементы традиционного костюма бурят, не изучались, однако в последнее время появился ряд научных работ, посвященных взаимодействию традиционного и современного национального костюма у народов Севера и Сибири. Данная диссертационная работа продолжает научную традицию по исследованию процесса возрождения национального костюма и его интерпретации в современном моделировании.
Исследуемый процесс характерен не только для бурятской национальной культуры, он свойственен многим малым народам Сибири и европейской части России.
Состояние и степень научной разработанности проблемы
Наиболее ранние сведения о национальном бурятском костюме относятся к середине XVII века. Первые описания общего характера составили российские путешественники, историки, этнографы, послы и дипломаты того времени. Интересные сведения о быте, традициях и «одеяниях сибирских инородцев» приводятся в путевых записках переводчика Сибирского приказа Николая Спафария (1675) и посла Елизария
Избранта (1693). Однако эти работы были мало информативны и весьма субъективны: в основном в них упоминались серебряные украшения и ценный мех, т.е. отдельные элементы костюма, которые произвели впечатление на русских путешественников.
Создание в 1724 году Императорской Санкт-Петербургской академии наук и художеств положило начало фундаментальным научным исследованиям Сибири. Одним из направлений деятельности Академии стало изучение материальной и духовной культуры народов, населяющих окраины империи.
В отчете ученой экспедиции по исследованию Сибири, предпринятой в 1725 году по приказу Петра I, содержится ряд ценных этнографических сведений, упоминается и традиционный бурятский костюм.
Первым обширным трудом, подробно описывающим одежду кудинских и байкальских бурят, стал труд натуралиста и этнографа Ивана (Иоганна) Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповедания и других достопамятностей», опубликованный в конце XVIII века. Известны также работы С.П.Калашникова, Д.Банзарова и других ученых-востоковедов того времени, в которых содержатся сведения о бурятах, их быте, культуре.
Во второй половине XIX века культуру бурят исследовали П.Е.Кулаков, А.В.Потанина, Г.Н.Потанин, М.Н.Хангалов. В начале XX века появились статьи П.П.Баторова, Ф.А.Кудрявцева, Б.Э.Петри, П.П.Хороших и других русских ученых, и хотя публикации носили в основном описательный характер, приведенные в них сведения по этнографии, явились базой для дальнейших изучений бурятской культуры и костюма.
Исследования А.В.Тумахани «Материальная культура бурят» (1958), И.Е.Тугутова «Материальная культура бурят: Этнографическое исследование» (1958), «Историко-этнографический атлас Сибири» (1961), РД.Бадмаевой «Бурятский народный костюм» (1987), В.Д.Бабуева «Бурятский костюм» (2004), М.Б.Дагдановой «Традиционный женский костюм западных бурят» (2005) позволили конкретизировать представление о внешнем виде бурятского костюма и его роли в культуре народа.
Труды Д.С.Дугарова «Лебедь в орнаменте женского костюма тюрко-монгольских народов» (1983), Н.В.Баранковой «Семантика пояса» (1999), Л.Ф.Левитиной «Свадебные украшения западных бурят» (1999), Д.А.Николаевой «Семантика приданного невесты в свадебной обрядности сартулов» (2002), С.Б.Самбуевой «Символика традиционного бурятского женского костюма» (2004) помогли установить четкую, неразрывную взаимосвязь элементов традиционной культуры в материальной и духовной сфере жизни бурятского этноса.
Вопросы взаимообусловленности одежды и телесности (телесного образа человека как универсального образца построения системы мировоззренческих понятий) исследовали Л.В.Санжеева (2002) и
С.Е.Ветохина (2006), что дает возможность расширить понятийные границы традиционного костюма и позволяет рассматривать традиционный костюм бурят как продолжение тела в ценностной системе самовыражения и самоидентификации, сложившейся в национальной бурятской культуре.
Выявить уникальные особенности декоративно-прикладного искусства Бурятии помогли исследования А.В.Тумахи «Бурятское народное искусство» (1970), И.И.Соктоевой «Изобразительное и декоративное искусство Бурятии» (1988) и «Традиционное творчество и народные промыслы Бурятии» (1999), Ж.Н.Дагдановой: «Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI века (2006).
Научные труды Б.Э.Петри «Орнамент кудинских бурят» (1918), П.П.Хороших «Орнаментальные мотивы на стрелохранилищах ольхонских бурят» (1982), Е.А.Баторовой «Бурятский орнамент XVIII - XX веков» (2007) позволили классифицировать бурятский орнамент и исследовать его семантику на примере конкретных знаков и изображений.
Исследование культурологических проблем взаимодействия традиционного костюма и современных модных направлений, рассмотренных И.А.Стар на примере народов ханты и манси в работе «Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды» (2004), оказалось возможным спроецировать на феномен традиционного бурятского костюма и его современное прочтение художниками-модельерами.
Методологические основы изучения современного костюма, изложенные в трудах Е.А.Косаревой «Мода XX век» (2006) и В.В.Давыдовой «Типология костюма» (2001), позволили проанализировать функции традиционного и современного костюмов.
В работе над анализом формальной композиции национального костюма бурят ценнейшую поддержку оказали труды Ф.М.Пармона «Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары» (2002) и Г.М.Гусейнова «Композиция костюма» (2004).
В научных трудах последних лет, посвященных проектированию современной одежды на основе национального костюма, исследованию подвергнуты технология их проектирования и культурологические традиции. Это работы М.А.Нуржасаровой о казахском костюме (2005), Ли Су о китайском костюме (2010), Ф.А.Колиева - о костюме народов Северного Кавказа (2010).
Диссертация опирается на труды вышеперечисленных авторов, однако преломление художественных традиций бурятского национального костюма в творчестве современных художников-модельеров исследуется впервые.
Объект исследования - декоративно-прикладное искусство бурят.
Предмет исследования - художественные традиции национального костюма бурят в творчестве современных художников-модельеров Бурятии и Иркутской области.
Цель диссертационной работы - на основе изучения традиционного национального костюма бурят исследовать специфику преломления этих художественных традиций в творчестве современных художников-модельеров.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- проанализировать и систематизировать данные искусствоведческих,
этнографических и культурологических источников, в контексте темы
диссертации;
- выявить художественные традиции национального бурятского
костюма, для этого необходимо:
исследовать природные и культурные факторы, определяющие особенности развития традиционного бурятского костюма;
изучить материалы и техники декорирования с целью выявления их влияния на художественно-образное решение традиционного костюма;
рассмотреть семантику и композиционные особенности традиционного и современного бурятского костюма с целью определения их самобытности.
- проследить эволюцию бурятского костюма в XX - начале XXI веков;
- выявить основные принципы трактовки мотивов традиционного
бурятского костюма в творчестве современных художников-модельеров.
Географические границы исследования определяются районом
проживания бурят. Территория западных бурят - лесостепи Предбайкалья в
южной части Ленно-Ангарского плато, а восточных бурят -
преимущественно горная территория Забайкалья, ограниченная на юго-западе Восточным Саяном, на северо-западе - Байкальским хребтом и Становым нагорьем, на востоке - Витимским плоскогорьем, а на юге -Яблоновым хребтом.
Хронологические границы исследования охватывают период с XVII века, когда были получены первые сведения путешественников, этнографов и историков о бурятской культуре, по начало XXI века, когда стал формироваться современный бурятский костюм.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовался междисциплинарный подход к исследованию бурятского костюма в народной культуре с привлечением данных таких наук как: искусствоведение, история, этнография и культурология. Кроме общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, описание и др., были использованы следующие методы: культурно-исторический - дал возможность рассмотреть костюм в контексте развития культуры бурятского народа;
художественно-композиционный анализ - позволил выявить композиционные особенности костюмов бурят;
семиотический метод - применялся для выявления семантических структур традиционного комплекса одежды, орнамента и его цветовых сочетаний; сравнительный анализ - использовался для сопоставления
традиционного и современного костюмов с целью выявления их художественных особенностей.
Источниковедческую базу составляют коллекции костюмов этнографических музеев г. Санкт-Петербурга, г. Иркутска, пос. Усть-Орда, г. Улан-Удэ, публикации, фотографии из архивов, видеоматериалы, работы современных художников-модельеров.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Бурятский костюм - наиболее информативное и смыслоёмкое
произведение декоративно-прикладного искусства этой культуры.
2. Композиционные принципы в традиционном костюме форми
ровались интуитивно и в тесной взаимосвязи с утилитарным и
мировоззренческим аспектами.
Изучение традиций моделирования национального костюма и их творческая переработка способствуют возникновению, становлению, развитию и обогащению нового современного бурятского костюма.
В современном моделировании одежды используются различные принципы трактовки художественных традиций национального костюма бурят: максимальное приближение костюма к первоисточнику; использование элементов традиционного бурятского костюма; передача ассоциативного ряда и образного содержания традиционного костюма без непосредственного заимствования его частей или элементов.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:
- выявлены семантические основы композиционной структуры
национального костюма бурят;
исследованы работы современных художников-модельеров, создающих свои произведения на основе традиционного бурятского костюма;
описаны различные принципы трактовки художественных традиций национального костюма бурят в творчестве современных художников-модельеров;
выявлен ряд общих принципов декорирования и композиционной организации в работах современных художников-модельеров.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе сопоставляются традиционный и современный бурятский костюм, описывается эволюция его художественного образа, устанавливается неразрывная связь костюма с природными и культурными факторами.
Выводы, полученные в процессе работы, послужат базой для дальнейших научных исследований особенностей народной художественной культуры бурят, а также для создания учебно-методических пособий по истории искусства народов Прибайкалья.
Практическая значимость исследования
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для обучения студентов художественных, технологических, педагогических ВУЗов и училищ по курсам: «Декоративно-прикладное искусство народов
Восточной Сибири», «История костюма бурят»; музейными сотрудниками в исследовании бурятского костюма; арт-критиками при анализе современных коллекций модной одежды, созданных на основе традиционного национального костюма. Результаты исследования могут быть применены для анализа творчества современных художников-модельеров, использующих в работах художественные традиции национального костюма других народов России.
Рекомендации к использованию материалов и выводов исследования
Результаты исследования могут быть применены в научно-исследовательской работе и практической деятельности искусствоведов, историков культуры, художников; в педагогической деятельности при подготовке учебных программ и учебных курсов и специальных семинаров в гуманитарных и художественных вузах; при создании справочных и общих трудов по декоративно-прикладному искусству Бурятии.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечена полнотой собранного теоретического и иллюстративного материала; методологической целостностью работы, учитывающей современные методы искусствоведческого исследования, опорой на богатый фактологический материал (коллекции традиционных костюмов бурят, фото из архивов, видеоматериал, работы художников-модельеров), а также научной апробацией результатов исследования на международных и межвузовских конференциях и публикацией их в научных изданиях 2009 - 2011 годов и его корректной интерпретацией.
Апробация результатов исследования
Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедр декоративно-прикладного искусства, художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университете им. А.И.Герцена. Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикациях в научных изданиях (общее число статей - 5, из них - 2 в изданиях, рекомендованных ВАК, общий объем публикаций составляет 1, 7 п.л.).
По теме диссертации были сделаны доклады на конференциях:
Детский костюм в родовом обществе народов Предбайкалья // Межвузовская научно-практическая конференция «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке»; секция «Проблемы изучения скульптуры и декоративно-прикладного искусства». - СПб, 2009;
Бурятский свадебный костюм // XI межвузовская конференция студенческого научного общества «Искусство и художественное образование». - СПб, 2009;
Художественный образ в традиционном и современном костюме бурят // Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодежи «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке»; секция «Проблемы изучения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры». - СПб, 2010;
4. Принципы композиционного решения бурятского традиционного костюма // Межвузовская научно-практическая конференция «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке». - СПб, 2010. Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по два раздела, заключения (объём основного текста 123 стр.), библиографического списка литературы (174 наименований), примечания и трех приложений (1 -Словарь бурятских слов, приведённых в тексте диссертации; 2 - Перечень иллюстраций; 3 - Альбом иллюстраций (143 илл.). В тексте даны затекстовые сноски-ссылки на использованные источники.