Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты Малкова Ольга Петровна

Творчество художников
<
Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников Творчество художников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малкова Ольга Петровна. Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты : 17.00.04 Малкова, Ольга Петровна Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты (на материале собрания Волгоградского музея изобразительных искусств) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2006 282 с. РГБ ОД, 61:06-17/163

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ ХУДОЖНИКОВ «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» (на

примере собрания Волгоградского музея изобразительных искусств) .. 23

1,1.0т метафоры к описанию. Живопись 1910-1920-х годов 23

1.2.«Искусство для других» и «искусство для себя». Произведения

1930-х годов 52

1.3. Новая утопия. Творчество 1940-1950-х годов 101

ГЛАВА 2. ГРАФИКА ХУДОЖНИКОВ «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» В СОБРАНИИ ВОЛГОГРАДСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ

ИСКУССТВ 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 166

«ШКОЛА» «БУБНОВОГО ВАЛЕТА» 167

«Школа» Машкова в воспоминаниях современников 169

Произведения учеников И.И.Машкова в коллекции Волгоградского

музея изобразительных искусств 179

Кончаловский и Осмеркин о преподавании 188

Краткие сведения о художниках 190

Из истории «Бубнового валета» 201

Краткие сведения о художественных объединениях, связанных с

«Бубновым валетом» 208

Каталог живописных произведений художников «Бубнового валета» в

собрании Волгоградского музея изобразительных искусств 213

Каталог графических произведений художников «Бубнового валета» в

собрании Волгоградского музея изобразительных искусств 223

Каталог произведений учеников И.И.Машкова в собрании

Волгоградского музея изобразительных искусств 236

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 239

ИЛЛЮСТРАЦИИ 243

Введение к работе

Процесс воссоздания реальной картины развития отечественного искусства нашего века включает не только возвращение забытых имен. Необходимо также по-новому взглянуть на творчество мастеров давно известных, признанных, так как долгие годы восприятие их наследия было окрашено стереотипами. Сейчас, когда авангард уже достаточно изучен, настало время обратиться к искусству, последовавшему за ним. Особый интерес представляет судьба художников, претворивших в своем творчестве перипетии истории нашей культуры. Это «мастера старшего поколения», пережившие расцвет и закат авангарда. Именно к ним относятся художники «Бубнового валета». Коллекция их работ, принадлежащая Волгоградскому музею изобразительных искусств, включающая в основном произведения послебубнововалетского периода, дает представление не только об эволюции художественного видения живописцев, но и о сути процессов, происходивших в русском искусстве. Произведения коллекции позволяют рассмотреть судьбу художников вплоть до самых поздних периодов творчества во всей полноте жанрового разнообразия. Обширный материал собрания, представляющий значительный интерес, еще не был исследован тщательным образом. Изучение провинциальных коллекций, произведения которых часто выпадают из научного оборота, может сыграть важную роль, так как они не только дополняют представления о художниках, но и по-своему отражают картину развития искусства.

Волгоградская коллекция включает 59 живописных произведений бывших бубнововалетцев: 33 картины И.Машкова, 9- П.Кончаловского, 5- А.Лентулова, 5- А. Куприна, 3- А.Осмеркина и 4- Р.Фалька. Часть из них была переведена дирекцией Художественных Фондов при организации музея в 1961 г.: «Общий вид завода» (1959-1960гг.) А.Куприна, «Портрет А.Б.Кеменовой» (1946г.) П.Кончаловского. После открытия музея началась работа с коллекционерами и наследниками. Ядро коллекции составляет собрание работ И.Машкова. Особое

5 внимание к его творчеству связано с тем, что художник родился в нашем крае. Его первые работы также поступили к открытию музея из Дирекции Художественных Фондов: «Черешня»(1939г.) и «Натюрморт на синем фоне»(1930-е гг.). Все остальные произведения были получены в разное время от наследников художника. В 1967 г. была приобретена одна из жемчужин волгоградского собрания «Новодевичий монастырь»(1912-1913гг.). Целенаправленная собирательская работа ведется с начала 70-х годов. В 1976 г. состоялась первая выставка И.Машкова в Волгограде, где экспонировалось четырнадцать картин, принадлежащих музею, и двенадцать работ из собрания М.И.Машковой, вскоре закупленные для ВМИИ. В 1980-1981 гг. собрание было дополнено портретами военного времени, в 1984-1985 гг.- произведениями 30-х гг..

Таким образом, в 70-е годы, когда одной из приоритетных линий в собирательской политике музея стала закупка работ И.Машкова и художников его круга, в ВМИИ оказалось большинство из рассматриваемых здесь произведений. Параллельно велось коллекционирование графики. Кроме творчества бывших бубнововалетцев внимание собирателей привлекли работы учеников И.Машкова: О.Соколовой, А.Гончарова, А.Лабаса.

33 живописных произведения Машкова относятся к разным этапам: ученичества, бубнововалетского, послебубнововалетского времени. Большой интерес представляют произведения, написанные в 30-е гг. на родине, в станице Михайловской. В собрании широко представлено натюрмортное творчество Машкова 30-х гг. «абрамцевского» периода. Три портрета военного времени относятся к самому позднему этапу творчества мастера. Таким образом, искусство Машкова раскрывается во всем разнообразии жанровых и эволюционных аспектов. Работы других художников в большинстве своем относятся к 1930-1950-м гг. и характеризуют позднее творчество. Творчество Кончаловского представлено достаточно широко, отражая каждое из десятилетий. Пейзажи и натюрморты Куприна были написаны в 1920-1930-е гг., «Общий вид завода» 1959-1960 г.- самая поздняя работа бубнововалетцев в собрании. Все работы Лентулова относятся к 30-м гг., Осмеркина и Фалька - к 40-м и 50-м гг.

Собрание произведений дополняется архивом 30-х годов и вещами из мастерской Машкова. Сейчас ВМИИ обладает одной из самых солидных среди провинциальных музеев коллекцией работ художников круга Машкова, что делает необходимость ее тщательного изучения еще более настоятельной.

«Бубновый валет» представляет особую страницу истории русской живописи. Его значение выходит за рамки недолгого существования группы (1911-1917 гг.). Исследователями неоднократно отмечался факт творческой общности художников, входивших в объединение, даже после его распада.

Единая концепция русского искусства 20 в. еще не сложилась. Долгие годы единственно возможным было рассмотрение истории искусства как «битвы реализма с формализмом», т.е. как неуклонного прогрессивного развития по пути освоения социалистического реализма. Позже этот вариант был заменен прямо противоположным: «золотой век авангарда», раздавленный тоталитарной машиной. С конца 1980-х гг. все чаще авангард рассматривается как прямой предшественник соцреализма (ИТоломшток1). Наконец, последнему вре-мени принадлежит попытка выявить общие корни явлений искусства 20 века . Приверженцы столь различных версий неизменно обращались к искусству художников «Бубнового валета».

«Классический» бубнововалетский период уже хорошо изучен благодаря усилиям многих исследователей, прежде всего Г.Поспелова, Д.Сарабьянова, И.Болотиной. Круг литературы, связанной с искусством художников «Бубнового валета» обширен. Монографии, каталоги персональных и групповых выставок дополняются упоминаниями в работах общего характера.

Уже 1910-е гг. принесли обильную прессу, посвященную деятельности «Бубнового валета». Особое значение имеют публикации критиков, наблюдавших за судьбой художников на протяжении многих лет: А.Бенуа, Я.Тугендхольда, А.Эфроса, М.Волошина3. Первые выступления вызвали наи-

Голомшток И. Тоталитарное искусство,- М.: Галарт, 1994.

2 Герман М. Модерншм.-СШ:Азбука-Классика, 2003.

3 А.Бенуа. Художественные письма. Итоги// Речь.-1910.- 26.03 (8.04).-№83.- С.2; М.Волошин. «Бубновый ва
лет»// Русская художественная летопись.- 1911.-№1.-С. 10-12; Я.Тугендхольд. Итоги сезона// Аполлон,-1911.-
№6.- С. 69-70; Росций (А.Эфрос). Выставка «Бубнового валета»//Русские ведомости.-1913.- 9(12).02.- №33.-

7 большую полемику и уже тогда художники получили признание у самых авторитетных критиков.

Уже в середине 1910-х гг. самые внимательные из критиков обратили внимание на перемены вкусов и языка бубнововалетцев. «Чувство реальности вновь обретено»,- пишет Тугендхольд4. Радикальные изменения творческих установок художников, осуществленные уже за гранью существования общества, декларированные на «Выставке картин» 1923 года, произвели ошеломляющее впечатление. «[...]Переход к углубленному реализму, насыщенному эмоциональностью и психологичностью, обращение к традициям классических мастеров искусства, усиление веры в природу»,- частью критиков был воспринят восторженно. «[...]Кончаловский, Машков, Лентулов - это передовые имена русской живописи» . Одновременно предъявляются претензии, сопровождающие художников всю жизнь: «Приобретая довольно выразительный неореалистический язык, художники эти пока не обрели сюжета, который повел бы их к поискам новых, более глубоких реалистических средств»6. Тугендхольд (один из немногих), отмечая профессиональную виртуозность, видит признаки кризиса, подстерегавшего художников, изменивших своим исконным принципам7. Критика 20-х гг. отмечала высочайший профессионализм и роль хранителей живописного мастерства, выпавшую на долю бывших бубнововалетцев . «Мы были и остаемся свидетелями настоящего возрождения живописи, и слово «возрождение» имеет здесь смысл более точный и более прямой, чем применительно к искусству Ренессанса»9,- писал П.Муратов.

С.4; А.Бенуа. Художественные письма. Трудно ли?// Речь.-1913.-12(25) 04.- №100.- С.2; Я.Тугендхольд. Выставка «Бубнового валета». (Письмо из Москвы)// Речь.-1914.-13(26) 02.- №43.- С, 2; А.Бенуа. Машков и Кон-чаловский// Речь.-1916.-15 (28) 04,- №102.- С. 2. 4Я.Тугендхольд. Выставка «Бубнового валета». (Письмо из Москвы)//Речь.-1914.-13(26) 02.-№43.-С. 2.

5 Луначарский А.В// Известия.- 20.03.-1923,

6 Луначарский А.В.Об изобразительном искусстве. Т.1.-М: Советский художник, 1967.-С. 310.

7 «Вот два полюса выставки: обремененное формальное мастерство при внутреннем холодке одних или внут
ренняя насыщенность при некоторой внешней дряблости других». «Бубновый валет» как таковой кончился»-
ТугендхольдА Выставка картин// Из истории западноевропейского, русского и советского искусства.- М,: Со
ветский художник, 19S7.-C, 189.

8 Каталог выставки произведений ШІ.Кончаловского, ГРМ./авт. вст. ст.- В.Н.Аникеева.- Л., 1929.- С. 14.

9 Муратов П.П. Живопись Кончаловского.-М.: Творчество, 1923.- С. 13.

1930-е годы - время появления первых монографий. В 1935 г. выходит книга о Куприне , в 1936г.- о Кончаловском11, написанные В.Никольским. Ценность этих работ обуславливалась широким использованием высказываний самих художников о творчестве. Чаще всего критика 30-50-х гг. отличалась явной тенденциозностью. Если в 1920-е гг. наибольший интерес вызывала решительность синхронных творческих перемен бубнововалетцев, связанных крепкими узами, то теперь без упоминаний о группировках художники рассматриваются изолированно как «основоположники советского искусства». Их рейтинг благодаря своевременному разрыву с «формализмом» очень высок. Предметом сугубо описательного изучения здесь является только позднее творчество. Констатируя успехи в освоении реалистического метода и поощряя усилия по созданию «больших идейных картин», критика опасливо обходила раннее творчество.

Брошюра К.Кравченко о Кончаловском 1949 г. помещает репродукции только поздних работ; так же поступают и авторы альбома, изданного в 1950 г.1 . «Бубновый валет» характеризуется как «центр формалистических влияний буржуазного, упадочного искусства». «[...]Это был путь обеднения искусства, искажения его природы надуманными схемами и формулами, не говоря уже о духовном оскудении»14. Порой расцвета живописного дарования художника в то время признаются 30-40-е годы15. Эволюция художника рассматривается как явление однозначно положительное. «Большой и сложный путь прошел художник от чуждых нашему искусству формалистических влияний буржуазного искусства до создания содержательных картин»16. Этой же схемы придерживаются и три первых монографии о Куприне17- основоположнике советского пейза-

10 Никольский В. Александр Васильевич Куприн,- М., 1935.

11 Никольский В. П.П.Кончаловский,- М.: Всекохудожник, 1936.

13 Кравченко К. Петр Петрович КончаловскиЙ.- М.,Л.: Искусство, 1949.

13 Петр Петрович КончаловскиЙ, Избранные произведения. / вст. ст. М.В.Бабенчиков,- М.: Советский худож
ник, 1950.

14 Кравченко К., Указ. Соч. С. 14.

15 Петр Петрович КончаловскиЙ, Избранные произведения. Указ. Соч. Петр Петрович КончаловскиЙ, Каталог,-
М., 1956.

16 Кравченко К., Указ. Соч. С. 35.

" Никольский В, Александр Васильевич Куприн.- М., 1935, Гурьева Т. Александр Васильевич Куприн.- М.,Л., 1950; Жидкова Е, Александр Васильевич Куприн.- М., 1956.

9 жа. «Канули в лету произведения большинства художников «Бубнового валета»1 , но «его творчество отмечено неуклонным ростом реалистического мастерства»19.

Индикатором состояния послевоенной критики является «один из первых опытов создания сборника автобиографий известных советских живописцев» «Мастера советского изобразительного искусства» 1951 г.20 Здесь были помещены автобиографические очерки Кончаловского, Машкова, Куприна - немногих официально признанных бывших бубнововалетцев. «Новаторство во что бы-то ни стало, довело многих художников «Бубнового валета» до супрематизма, лучизма и футуризма. Словом, большинство «бубнововалетцев» зашло в тупик, и деятельность их приняла скандальный характер»,- пишет А.В.Куприн21,

Несмотря на то, что критики уделяли собственно искусствоведческим проблемам несравненно меньше внимания, чем идеологизированным оценкам, этот этап освоения материала был также важен. Тогда был проделан первый опыт систематизации творческих биографий, составлены списки основных произведений.

Исключением выглядят глубокие, неординарные, блестящие по стилю статьи А.Эфроса 30-х гг. о выставках Кончаловского и Лентулова. Его резкие высказывания и горькие выводы аргументированы; его идеи тогда не могли иметь продолжения. В работах Кончаловского 30-х гг., он видит признаки «устаревания художника и его живописи», «провинциализма, надвинувшегося на худож-ника» . В прижизненной критике нет исследований, более тонких по пониманию неповторимых индивидуальностей и более смелых.

Рубеж 50-60-х гг. связан с возрождением интереса к «Бубновому валету», ставшему первой авангардной группировкой, о которой возможно писать. В это время предпринимаются первые опыты целостного исследования наследия ху-

18 Гурьева Т., Указ. соч.

15 Жидкова Е., Указ соч. С. 5.

20 Мастера советского изобразительного искусства. Живопись.- М.: Искусство, 1951.

21 Мастера советского изобразительного искусства. Живопись. Указ. соч. С. 298.

Эфрос A.M. Выставка П.Кончаловского//. Мастера разных эпох.- М.; Советский художник, 1979.- С.245,

10 дожников, в т.ч. дореволюционного творчества. Вступительная статья В.Перельмана к каталогу первой персональной выставки Машкова содержала краткий анализ всего творческого пути23. Тогда же вышел первый альбом и журнальная статья о Машкове . В 1957 г. появляется первая монография о нем, принадлежащая В.Перельману .

Стремясь к объективности, исследования переводятся в «искусствоведческое измерение» и сосредотачиваются на осмыслении творческих проблем. Первый опыт целостного осмысления творческого наследия П.Кончаловского был предпринят в 1964 г. В книгу «Кончаловский- Художественное наследие» вошли статья А.ДЛегодаева, автобиографический очерк художника, воспоминания современников, список произведений, библиография, альбом репродукций, отражающий весь творческий путь. По сей день это издание является самым полным источником информации о художнике. Первой большой монографией, рассматривавшей весь творческий путь Кончаловского, оказалась работа М.Л. Неймана27. Бубнововалетской критики коснулась волна дискуссий о реализме начала 60-х гг.: «Кончаловский принадлежит к числу художников, творчество которых противостояло узкому нормативному пониманию реалистического метода. Написать картину на современный сюжет, еще не значит написать современную картину"28.

В 60-е гг. появляются публикации, посвященные собственно искусствоведческим проблемам творчества. Т.Семенова исследует соотношение стихийного и рационального начал в творческом процессе Кончаловского29, изучает влияние Сезанна и кубизма. Изменяется оценка поздних работ художника: «есть среди них и вялые, лишенные той цветопластической и композиционной

Перельман В. Вступительная статья к каталогу «Выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора И.И.Машкова».- М: Советский художник, 1956.

14 Илья Иванович Машков. Избранные произведения (авт.ст, ЕЛІурина).- М.: Советский художник, 1956. Дружинин С. Илья Машков. Творческий путь художника// Искусство.-1956.-№4,-С. 23-29. 1 Перельман В. Илья Машков,- М.: Советский художник, 1957. 16 Кончаловский. Художественное наследие.- М.: Искусство, 1964.

27 Нейман М.Л. П.П.Кончаловский.- M.: Советский художник, 1967.

28 Нейман М. П.П.КончаловскиЙ- мастер картины// Искусство.-1963.- №12,- С. 36-44.

29 Семенова Т. Кончаловский.- М.: Искусство, 1964.

интриги, которая сообщала жизнь искусству Кончаловского» . Неоднократно

пишет о Куприне В.Полевой .

В 1960-е гг. подводятся итоги прошедших периодов развития искусства, издаются работы обобщающего характера, авторы которых обращаются к буб-нововалетцам. Осознать «Бубновый валет» как значительное явление русской живописи помогла выставка «Русский натюрморт» 1969 г.. М.Ракова в работе «Русский натюрморт конца 19-начала 20 века» , большое внимание уделяет работам рассматриваемых художников. Их портреты военной поры рассматривает Суздалев33, А.Федоров-Давыдов34 изучает их пейзажи.

Огромную роль для уточнения картины развития искусства сыграли публикации ранее недоступных документальных материалов: текстов выступлений, деклараций, воспоминаний35, Включение в оборот новых фактов привело к переосмыслению истории и перестановке акцентов. В.Костин писал о позднем Машкове: «В искусстве Машкова стремление быть похожим на всех иных «обычных» реалистов приводило подчас к большим срывам и утрате напряженности формы»36. Этапным событием стала публикация статей Н-Андронова и Д.Сарабьянова, ратующих за написание объективной истории русского искусства и содержавших положительные оценки «Бубнового валета». Эти статьи вызвали бурную полемику. Например, А.Лебедев неоднократно выступает с критикой данных мнении: ««Бубновый валет» являлся типично декадентским течением в искусстве, одним из характерных выражений кризиса буржуазной культуры ». Однако маятник общественных пристрастий уже качнулся. С 60-х гг. эволюция мастеров «Бубнового валета» все чаще рассматривается как по-

jU Там же, С. 50.

Полевой В. Куприн,-М.: Искусство, 1962. Александр Васильевич Куприн.-М.: Искусство, 1963. Полевой В. Куприн,- М.:Искусство, 1962. Александр Васильевич Куприн.- М.: Искусство, 1963. Полевой В, Куприн,-М.'.Искусство, 1962. 32 Ракова М.М, Русский натюрморт конца 19- начала 20 века,- М.: Искусство, 1970,

Суздалев П. Советское искусство периода Великой Отечественной войны,- М., 1965.

34 Федоров- Давыдов А. Советский пейзаж,- М.: Искусство, 1958.

35 Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов,- М.: Советский художник, 1962; Лобанов В. Ка
нуны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы,- М.: Советский художник, 1968; Рожде
ственский В. Записки художника,- М.: Советский художник, 1963; Лентулова М. Художник Аристарх Ленту
лов,- М.: Советский художник, 1969,

Костин В. Нужна серьезная исследовательская работа// Московский художник.-1962,- №17. Лебедев А. Искусство «Бубнового валета» и проблемы художественного наследия// Вопросы искусства в свете борьбы идеологий. Сб. ст.- М.: Советский художник, 1966.- С. 66.

степенное угасание дарований, «утрата ясности и творческого сознания своей правоты»38. Симпатии все чаще оказываются на стороне новаторских исканий. Тогда же начинается процесс возвращения забытых имен. Большое количество публикаций 1959-1960 гг. об Осмеркине, при жизни удостоившегося лишь не-

„39

скольких газетных статей , связано с проведением персональной выставки в 1959 г.40. В 1960 гг. М.Алпатов прерывает длительное молчание, окружавшее Р.Фалька41.

Таким образом, в 1960-х гг. происходит постепенная реабилитация авангарда, возрастает интерес к бубнововалетскому периоду творчества, увеличивается количество объективной информации и расширяется круг художников в поле зрения искусствоведов.

В 1970- 1980-е гг. изучение творчества бубнововалетцев углубляется и конкретизируется, им посвящаются публикации разного характера. Наибольшее число публикаций посвящено Машкову и Кончаловскому4. Кончаловский активнее всех бубнововалетцев выставлялся, с чем связано обилие каталогов43. Вторая по счету монография о Машкове 1973г.44, написанная М.Алленовым, предпринимает опыт глубокого осмысления феномена И.Машкова.

Следующая страница истории изучения «Бубнового валета» связана с именем И.Болотиной. В 1977 г. выходит в свет фундаментальный, до сих пор не превзойденный труд «Илья Машков»45, синтезировавший огромный исследова-

Морозов А. Путь художника// Искусство,-1969,- №5,- С.30.

Аранович Д. У.А.А.Осмеркша. По мастерским художников// Вечерняя Москва.-1926,-15 июля; Творчество А.Осмеркина и поклонники Сезанна// Советское искусство.-1945.- 2 ноября.

Выставка произведений профессора живописи Александра Александровича Осмеркина, Каталог,- М,, 1959; Дейнека А. Творческая жизнь. Выставка Осмеркина// Творчество.-1959,- №12,- С, 12-14; Работы профессора живописи// Московская правда,-1959,- 23 сентября; Акимова Л. Творчество А,А,Осмеркина// Искусство.-1960.-№2,-С.28-31; НикичА. Светлый человек и художник//Московский художник,-1958,-15 сентября. 41 Алпатов М.В. Живопись Фалька.// Этюды по всеобщей истории искусств.- М,: Советский художник, 1979.

Илья Машков,- Л.: Аврора, 1973,- С. 38, П.Кончаловский,- М.; Советский художник, 1974; Кончаловский. /авт. вст. ст. В.Кемешв,- Л.; Аврора, 1973. Кончаловская Н, Холсты и краски// Юный художник,-1984.- №1.-С.37-41; Кончаловская Н. «Окно поэта»// Юный художник,-1984,- №12.- С.34-38; Зингер Л. П.П.Кончаловский. «Портрет H. П. Кончало в с кой»// Искусство.-1976.- №4.- С. 38; Иванов А, Души изменчивой приметы// Экран,-1978,- №16,- С. 20-21; Рощин А, Мир радости// Нева.-1970,- №8,- С.207-208; Зингер Л. Два портрета// Художник.- 1987.- №2,- С.61,62; Зингер Л. Два портрета А.Н.Толстого// Художник,-1985,- №9,- С.25,

43 Выставка произведений народного художника РСФСР, действительного члена АХ СССР Петра Петровича
Кончаловского. Каталог,/авт. вст, ст. В.Кеменов. -M., 1968; Петр Петрович Кончаловский, Каталог выставки к-
100-летию со дня рождения, /авт. вст. ст. В.Кеменов - М.: Советский художник, 1976 ; Петр Петрович Конча
ловский в Абрамцеве. КаталогУавт. вст. ст. Н.Е. Мидлер.- М: Советский художник, 1977.

44 Алленов М. Илья Иванович Машков.- М.,Л« Художник РСФСР, 1973.

45 Болотина И. Илья Машков,- M.: Советский художник, 1977.

13 тельский материал. Используя архивные документы, рукописи Машкова, воспоминания современников, автор воссоздает яркую и полную картину творческой жизни мастера, И.Болотина рассматривает истоки таланта и место художника в системе русского искусства. Монография сопровождается прекрасными иллюстрациями и справочным аппаратом. В 1981 г. появляется книга «Осмер-кин»46, подготовленная Болотиной и собравшая с максимальной полнотой документальные материалы о художнике. Материалы предваряются статьей И.Болотиной и А.Щербакова. Переписка Машкова с Кончаловским была также подготовлена к печати И.Болотиной47. Вступительная статья в альбоме «Илья Машков. Избранные произведения»48 отличается свежестью взгляда, лаконичностью и глубиной понимания творческой индивидуальности. Работы И.Болотиной 1980-х годов о Машкове вошли в сборник «Проблемы русского и

советского натюрморта» .

К 1975-1976 гг. относятся первые публикации, напрямую связанные с произведениями из Волгоградского музея. Краткий очерк творческой биографии, написанной И.Непокупной, предварял каталог выставки И,И.Машкова 1976 года . Написание каталога и статьи о пребывании художника в 30-е гг. на родине51, послужило началом работы над книгой «Художник Илья Машков», изданной к столетию мастера52.

Непредвзятость оценок и внимание к живописным проблемам свойственны работам 1970-х гг. Р.Рассудиной, К.С.Кравченко о Куприне53. А.Каменский посвящает Р.Фальку небольшую статью в сборнике «Вернисажи» , вышедшем

Осмеркик.- М.: Советский художник, 1981,

47 Панорама искусств-78,- М.: Советский художник, 1979,- С. 189-211; Панорама искусств^.- М.; Советский ху
дожник, 1980.-С.162-190.

48 Машков И. Избранные произведения,- М.: Советский художник, 1984.

Болотина И. Проблемы русского и советского натюрморта. М, «Советский художник», 1990.

50 Машков Илья Иванович. Каталог выставки.- Волгоград, 1975.

51 И.Непокупная.И.И,Машков в станице Михайловской// Искусство,-1976,- №4.-С. 41-46,

2 И.Непокупиая, Художник Илья Машков,- Волгоград, Нижне-Волжское книжное издательство, 1982.

3 Александр Васильевич Куприн. Натюрморт, пейзаж./авт. вст. ст. Р.Рассудина.- М.: Советский художник,
1971. Кравченко К.С. А.В.Куприн.- М,: Советский художник, 1973.

Каменский. Вернисажи.- М.: Советский художник, 1974.

14 в свет в 1974 году. Первая маленькая монография об Осмеркине появляется только в 1978 году55.

История «Бубнового валета» воспринимается теперь как феномен, отразивший особенности эпохи. В 70-е годы начинается работа Г.Поспелова и Д.Сарабьянова, внесших особый вклад в изучение «Бубнового валета» и его популяризацию. В 1976 г. Г.Поспелов публикует статью «О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского и Лентулова», в которой рассматривает работы начала 1910-х гг. как проявления «ярмарочной», примитивистской эстети-

Поспелову принадлежит заслуга обобщения результатов всех предшествующих исследований, огромного количества фактов художественной биографии «Бубнового валета». В 1978 году в сборнике «Из истории русского искусства второй половины 19- начала 20 века» выходит статья, посвященная бубно-вовалетцам57. Эволюция художественного видения «валетов» представляется автору как постепенное вытеснение фольклорных традиций станковыми тенденциями. Материал статьи послужил основой исследования «Бубновый валет», предваряемого рядом публикаций58. Новый взгляд на знакомое явление связан с вниманием к примитивизму, определившему облик целой эпохи. Таким образом, Поспелов рассматривает бубнововалетцев как художников глубоко традиционных в своих устремлениях. Особое мнение по поводу «Бубнового валета» есть у Д.Сарабьянова, неоднократно обращавшегося к его искусству.59

к Усольцева Л.И. Алехсандр Осмеркин.- Л.: Художник РСФСР, 1978.

6 Поспелов Г. О группе ранних портретов Машкова, Кончаловского и Лентулова// Советская живопись,74,- M,; Советский художник, 1976.

57 Болотина И,С. К датировке некоторых произведений И.И.Машкова.; Поспелов Г.Г. Страница истории «московской живописи»//. Из истории русского искусства второй половины 19- начала 20 века. Сб.ст. - М.: Искусство, 1978.

Поспелов Г. О «валетах бубновых» и «валетах червонных»// Панорама искусств,- М,; Советский художник, 1978. ПоспеловГ. Новые течения в станковой живописи и рисунке-в сб.Русская художественная культура конца 19-начала 20 века. Кн. 4.- М.: Наука, 1980.

" Сарабьянов Д. Русские живописцы начала 20 века.- Л.: Аврора, 1973. Сарабьянов Д.В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия// Советское искусствознание, 80-1.- М.: Советский художник, 1981. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19- начала 20 века.- М.: МГУ, 1993. Сарабьянов Д. Илья Иванович Машков, Петр Петрович КончаловскиЙ// Огонек.-1988,- №45,- С. 8,25. Александр Васильевич Куприн.- М.: Искусство, 1963, Полевой В. Куприн,- М.:Искусство, 1962, Сарабьянов Д.В, История русского искусства конца 19- начала 20 века.- М,; МГУ, 1993. Сарабьянов Д. Илья Иванович Машкоз, Петр Петрович КончаловскиЙ// Огонек,-1988.- №45,- С, 8,25.

Возрождение интереса к творчеству Фалька и Лентулова приходится на конец 80-х гг. Первая выставка А.В.Лентулова, представившая все его творчество, состоялась уже в постперестроечное время, в 1987 г. Происходит перенос акцента на изучение раннего творчества. Д.В.Сарабьянов рассматривает Лентулова как «одного из самых значительных русских живописцев 1910-1920-х годов»60. В 80-е гг. выходит ряд публикаций, посвященных Р.Фальку61.

К концу 1980-х гг. наметились перемены в отношении исследователей к искусству «Бубнового валета». Эстетические представления изменились столь существенно, что возникла необходимость в «реабилитации» уже позднего творчества художников. Однако сегодня наиболее продуктивной представляется максимально бережливая, взвешенная позиция исследователя.

Исследователи общих вопросов также обращаются к бубнововалетцам . Новые взгляды на историю советского искусства оформляются в самостоятельный сюжет развития на рубеже 80-90-х гг.. Радикально меняются оценки, возникают неожиданные аспекты, обнаруживаются забытые имена. Переоценка ценностей поднимает волну горячего интереса к авангарду. К «Бубновому валету» теперь обращаются как к участнику авангардного процесса. Материал для размышлений дает множество выставок63. Судьба бубнововалетцев привлекла внимание авторов работ обобщающего характера64. В.Манин в работе «Живопись 20-30-х годов» пишет о позднем творчестве бубнововалетцев с позиций, ставших общепринятыми: «Эти живописцы вошли в 1930-е годы с известными издержками. Пластическая форма в творчестве многих из них поблекла, утратила былое «остранение» и выразительность»65. Творчество худож-

Аристарх Лентулов. Каталог.- M.: Советский художник, 1987.

61 Фальк P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике.- М,: Советский художник, 1981; Ще-
кин-Кротова А.В. Люди и образы. Биографии и легенды// Панорама искусств-б,- М,; Советский художник,
1985.-С.194-227; Зингер Л. Портретная живопись Фалька// Творчество.-1986.- Ш 1.- С.28-29; Сарабьянов Д.
Р.Р.Фальк. Поэтическая структура образа// Искусство.-1986.- № 10,- С. 31-37.

62 Зингер Л.С. Советская портретная живопись 1930-х- конца 1950-х годов.- М.: Изобразительное искусство,
1989. Стернин Г. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов.- М., 1988. Костин В. Среди художников. -
М.: Советский художник, 1986.

й3 Советское искусство 20-30-х годов. ГРМ.- Л.: Искусство, 1988.

ы Живопись 20-30-х годов.- СПб.: Художник РСФСР, 1991; Живопись 1920-1930.- М: Советский художник,

1989.

65 Живопись 20-30-х годов. Указ. Соч. С. 10.

ников «Бубнового валета» привлекается и исследователями причин заката аван-

66 гарда, тоталитарного искусства .

Систематизация сведений о художественной жизни дала возможность поя-

вится ряду статей и справочникам, посвященных творческим группировкам . Таким образом, биографии обществ, связанных с художниками «Бубнового валета», сейчас представляются довольно полными. Итогом многолетней работы стала книга Г.Поспелова «Бубновый валет», вышедшая 1990 г.68. Рассматривая стилистические истоки, эстетику московских сезаннистов, автор видит в них участников глобального преображения профессионального искусства с помощью языка наивного, народного творчества. Как и Д.Сарабьянов , он выявляет мифотворческую утопичность бубнововалетских акции, в целом присущую русскому авангарду. Оставаясь в хронологических рамках существования общества, автор обозначил направления дальнейшего развития художников.

Наибольшее внимание последних лет выпало на долю Лентулова и Фаль-ка . Число публикации о Машкове и Кончаловском в последние годы сократилось. В посвященной им статье Д.Сарабьянов затрагивает позднее творчество: «художник сохраняет не только имя, но и высокое мастерство, - пишет автор о Кончаловском.- Но многочисленные «сирени», выходившие из-под его кисти,

уже не содержали в себе силу и образную убедительность ранних работ» . Всплеск интереса к Осмеркину в 1989 г. связан с выставками ЦЦХ и ГРМ72. О

Адаскина Н. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры// Советское искусство-знание-25.- М.: Советский художник, 1989; Адаскина Н. Закат авангарда в России// Вопросы искусствознания. 2/97-М., 1997; Голомшток И. Тоталитарное искусство,- М.: Галарт, 1994; Морозов А. Конец утопии.- М.: Га-ларт, 1995; Гройс Б. Утопия и обмен.- М., 1993; Андреева Е. Советское искусство 1930-х- начала 1950-х годов: образы, темы, традиции// Искусство.-1988,-№ 10; Толстой В. Рубеж 1920-1930-х гг. в истории советской художественной культуры// Искусство.-1990.- №5; Соцреалистический канон,- СПб.: Академический проект, 2000. 61 Меледина М. Общество московских художников// Советское искусствознание-24,- М.: Советский художник, 1988; Северюхин Д., Лейкинд О. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932),-СПб.: изд. Чернышевского, 1992.Крусанов А.В. Русский авангард.-М.:Новое литературное обозрение, 2003; Логвина Е.Г, Деятельность художественных обществ Москвы в 1917-1932 гг. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.-М.:МГУ,1997.

Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов,-М.: Советский художник, 1990.

Сарабьянов Д. История русского искусства конца 19- начала 20 вв.- M.: МГУ, 1993.

70 Павлов H, Аристарх Васильевич Лентулов// Искусство.-1982,- №3.- С.Зб-40; Джафарова С. Небосвод Ари
старха Лентулова// Юный художник.-1990,- №7. Маник В, Аристарх Лентулов,- М.: Слово, 1996; Левина Т.
Роберт Фальк.-М.: Слово, 1996,

71 Сарабьянов Д. Илья Иванович Машков, Петр Петрович Кончаловский// Огонек.-1988.- № 45.- С. 8.

12 Александр Александрович Осмеркин, Каталог.- М.: Советский художник, 1989; Рыхлова Т. О пользе «хрестоматии// Советская культура,-1989,- 21 октября,- С.9,

поздних его работах говорят как о «вынужденном компромиссе», но отмечают, что «и тогда художник создавал полноценные произведения» .

Сегодня исследователей привлекают генетические связи авангарда. Например, К. Богемская обращается к искусству «Бубнового валета» в своей книге «Понять примитив», говоря о роли освоения примитива профессиональным искусством 20 века74.

Ряд диссертационных исследований последних лет был посвящен творчеству отдельных бубнововалетцев. С.Грачева выявляет направления эволюции и классифицирует позднюю пейзажную живопись А.Куприна . Т.Полончук рассматривает живопись И.Машкова 1930-40-х гг.76. При этом в центре внимания автора находится организационная деятельность художника, которая изучается на многочисленных архивных материалах, в том числе и ранее неисследованных.

Новая волна интереса к «Бубновому валету» связана с масштабным проектом 1998 года «Поль Сезанн и русский авангард начала 20 века». Выставка и ее каталог всесторонне освещают проблему взаимоотношения искусства Сезанна и русской культуры начала века. Статья Г.Г.Поспелова «Русский сезаннизм начала 20 века» активно обращается к «Бубновому валету». Автор определяет место «Бубнового валета» в общем русле художественных движений, инициированных Сезанном. Наиболее полное соприкосновение с Сезанном у «валетов» приходится на время постепенного отхода от примитивизма и знаменует начало размывания границ первоначальной бубнововалетской концепции и классици-зации языка. Касаясь позднего творчества валетов, Поспелов отмечает, что это был путь назад к «союзовскому» пейзажу десятилетней давности, реставрация, подводившая итоги героическому этапу в истории русского искусства начала столетия77. Проект «Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе» объединил в

73 Рыхлова Т., Указ. соч. С.9.

74 Богемская К. Понять примитив.- СПб.: «Алетейя», 2001.- С.54.

75 Грачева СМ. Пейзажная живопись А.В.Куприна 1920-1930-х гг. Автореферат диссертации на соискание уче
ной степени кандидата искусствоведения.- СПб,1998.

16 Полончук.Т.А. И.И.Машков. Живопись 1930-начапа 1940-х годов. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- СПб, 2002. Поль Сезанн и русский авангард нчала 20 века,-СПб.: Славия, 1998.-С.166.

18 2001-2002 гг. усилия 14 музеев и галерей. Его значение было обусловлено обращением к малоизвестным произведениям из провинциальных музеев и частных коллекций. Теоретическая часть каталога поражает удивительным аске-тизмом . Издание, приуроченное к выставке «Бубновый валет» в русском авангарде», организованной Русским музеем и Третьяковской галереей в 2004-2005 гг., включает ряд статей, посвященных как творческим проблемам объедине-ния, так и малоисследованным аспектам его бытования . Альбом дополняется документами, воспоминаниями, биографиями художников.

Таким образом, литература, посвященная художникам «Бубнового валета», дает представление об истории объединения, его художественном методе, этапах развития и творчестве его мастеров в целом. Отдельно проблемы развития искусства художников за гранью существования творческого объединения еще не изучались. В малой степени литература содержит анализ работ из ВМИИ. Несмотря на то, что многие из волгоградских произведений воспроизводились в монографиях, подробно они не рассматривались. Полнее всего материал коллекции привлекается в книге И.Непокупной «Художник Илья Машков». Но, говоря об искусстве художника в целом, автор не ставит цели изучения собственно волгоградского собрания. 20 работ 1930-40-х гг. и архив И.Машкова из ВМИИ, исследует Т.Полончук , делая акцент на общественной деятельности художника в станице Михайловской. Будучи не совсем согласными с реконструкцией событий в станице Михайловской, предложенной автором, мы сочли возможным не останавливаться подробно на этой стороне деятельности художника, но сосредоточиться на собственно живописных проблемах творчества Машкова и его товарищей в широком культурологическом аспекте. Актуальным представляется осмысление проблем позднего творчества художников, вызывающего сейчас большой интерес, на материале волгоградской коллекции, предоставляющей для этого богатые возможности.

«Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе. Каталог выставки.- М.: Компьютер Пресс, 2002. «Бубновый валет» в русском авангарде.- СПб.: Palace Editions, 2004. Полончук T.A. Указ. соч.- С.8-19.

Чем же стало искусство бубнововалетцев после «Бубнового валета»? В чем состоит суть творческой эволюции художников? Как складывались их отношения с изменяющимся культурным контекстом? Свидетельством каких процессов являются перемены их языка? Что из первоначальной бубнововалетской основы осталось неизменным? Как эту проблематику отражает графика бубнововалетцев? Можно ли говорить о живописи «Бубнового валета» как о самостоятельном явлении, четко опознаваемом в разных культурных условиях? Эти и другие вопросы возникают при рассмотрении волгоградского собрания бубнововалетцев.

Можно предположить, что ядру бубнововалетских творческих принципов будет уделяться наибольшее внимание художниками в их педагогической деятельности. Поэтому нам показалось возможным расширить круг анализируемых произведений за счет работ учеников И.Машкова и включить в приложение главу, посвященную «школе» «Бубнового валета».

Таким образом, объектом исследования являются произведения из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств:

- 59 живописных работ- И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, А.В.Куприна,
А.В.Лентулова, А.А.Осмеркина, Р.Р.Фалька;

- 97 графических работ- И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, Р.Р.Фалька;
-живопись и графика учеников И.И.Машкова: ОАСоколовой,

А.Д.Гончарова, А.А.Лабаса.

Предмет изучения - специфика изобразительных и выразительных средств и их эволюция в позднем творчестве художников «Бубнового валета», а также их учеников во взаимосвязи с общим фоном эпохи.

Целью данной работы является изучение материала коллекции ВМИИ в контексте всего творчества художников «Бубнового валета», эволюционных процессов, связей с общекультурными процессами в России 1920- 1950-х годов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: -выявление внутренней логики эволюции каждого из рассматриваемых художников путем стилистического анализа произведений, а также рассмотре-

20 ние способов трансформации «базовой художественной модели» «Бубнового валета» за гранью существования общества;

выявление устойчивых творческих принципов, объединяющих художников и на поздних этапах творчества;

дополнение представлений о педагогической системе художников «Бубнового валета» на основе воспоминаний очевидцев (в том числе и ранее неопубликованных), выявление творческих принципов, «передаваемых по наследству» и присутствующих в искусстве учеников И.Машкова;

изучение специфики графики художников «Бубнового валета»;

введение в научный оборот малоизвестных произведений из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств;

уточнение и дополнение каталога произведений художников «Бубнового валета» и их учеников в собрании ВМИИ;

Методика исследования. Основу работы составляет комплексный подход, сочетающий подробный образно-стилистический анализ произведений с анализом эволюционных и культурологических аспектов.

Актуальность исследования. Смена искусствоведческих концепций, происходящая сегодня, требует переосмысления творчества хорошо известных художников. Теперь, когда искусство русского авангарда уже оказалось изученным достаточно полным образом, становится актуальным исследование этапов, сменивших его. Несмотря на обилие литературы, посвященной искусству изучаемых мастеров, подробно и многоаспектно позднее творчество художников «Бубнового валета» еще никем не рассматривалось. Большой интерес представляет также изучение такой «маргинальной» в отношении искусства «Бубнового валета» части наследия, как графика. Картину позднего творчества бывших бубнововалетцев дополняет рассмотрение их педагогической деятельности. Основу работы составляет анализ произведений из коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств, еще никем в таком объеме не исследованной.

Научная новизна исследования состоит том, что:

впервые рассмотрено позднее творчество художников «Бубнового валета» как самостоятельный предмет исследования;

выявлены особенности развития творческого метода художников за гранью существования объединения;

-изучена эволюция творчества бубнововалетцев в широком культурном контексте развития русского искусства;

изучена специфика творческой эволюции каждого из художников на материале графики бубнововалетцев, ранее специально не исследованной;

уточнена датировка ряда графических произведений;

рассмотрено значение педагогической деятельности художников «Бубнового валета» на примере школы И.Машкова, активно внедрявшей бубновова-летские принципы;

введены в оборот ранее не изученные произведения из коллекции ВМИИ.

Теоретическая значимость. Проведенное исследование углубляет представления о сущности такого явления, как «Бубновый валет», специфике творческого метода каждого из художников; об эволюционных процессах в русской художественной культуре конца 1910-х - 1950-х годов. В научный оборот вводятся малоизвестные произведения известных художников, архивные материалы. Уточнено время создания ряда графических произведений.

Практическая значимость. Материал и результаты исследования могут быть использованы как этап научного освоения коллекции Волгоградского музея; в преподавании курса истории русского искусства 20 века; при составлении учебно- методических материалов и пособий для изучения русской живописи и художественного образования первой половины 20 века; в подготовке выставок и музейных экспозиций.

Апробация работы. Материалы работы были использованы в организации выставки «Осень патриархов. Территория свободы. Камерный пейзаж художников 20 века» (Волгоградский музей изобразительных искусств, октябрь- декабрь 1999 г.). Основные положения работы сообщались в докладах на научных конференциях: «Культурное наследие края. К 410-летию Волгограда» (Волго-

град, 1999), «Проблемы советского искусства 20-30-х годов. К 100-летию А.Дейнеки» (Курск, 1999). «Художественная культура России от авангарда до соцреализма и Илья Машков» (Волгоград, 2001). По данной проблематике был прочитан курс лекций для студентов отделения «Монументально-декоративное искусство» Волгоградского государственного архитектурно- строительного университета.

Структура работы. Состав, структура коллекции произведений художников «Бубнового валета» в ВМИИ определяют способ ее изучения. Так как основу ее составляют произведения Машкова, именно этот художник оказывается центральной фигурой данной работы. Она состоит из двух глав, посвященных живописи и графике бубнововалетцев. Глава, посвященная «школе» «Бубнового валета» вынесена в Приложение. Живописные произведения собрания охватывают огромный временной промежуток с 1910-х до 1950-х годов, поэтому целесообразно рассматривать их в соответствии с хронологией, разделяя главу на параграфы, посвященные 10-20-м, 30-м и 40-50-м годам. Рассмотрение графики организовано по персоналиям.

Похожие диссертации на Творчество художников "Бубнового валета" второй половины 1910-1950-х гг. Социокультурные и пластические аспекты