Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепции мистического опыта в западном религиоведении Малевич, Татьяна Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малевич, Татьяна Владимировна. Концепции мистического опыта в западном религиоведении : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Малевич Татьяна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/295

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В 2000 г. американские ученые Р. Форман и И. Андресен назвали ситуацию, сложившуюся к началу XXI в. в сфере исследований мистического опыта, «методологической войной»1 и оказались правы. «Война» эта происходит между двумя теоретическими моделями: эссенциалистской, предполагающей наличие общего «ядра» мистического опыта, и конструктивистской, настаивающей на его полной детерминированности концептуальной системой мистика и ставящей под вопрос саму правомерность употребления терминов «мистический опыт» и «мистицизм».2

Возникшие разногласия обусловлены рядом трудностей, с которыми неизбежно сталкивается исследователь мистического опыта. В первую очередь это тот факт, что мы имеем дело с уже «воплощенными» опытами, т.е. с текстами, а между текстами и самими мистическими переживаниями всегда существует определенная дистанция. Эта дистанция становится еще ощутимее, поскольку субъекты мистических опытов говорят об их уникальности и принципиальной невербализируемости. Результатом такой ситуации становится сильная зависимость описываемых в мистических текстах феноменов от методологической и теоретической позиции исследователя, что, на наш взгляд, приводит не только к противостоянию двух противоречащих друг другу концепций, но и к неуклонному расширению понятия «мистический опыт» и изобретению все большего

1 Andresen J., Forman R. К. С. Methodological Pluralism in the Study of Religion: How the Study of Consciousness
and Mapping Spiritual Experiences Can Reshape Religious Methodology II Journal of Consciousness Studies. -
2000. - Vol. 7. - P. 8.

2 Эссенциализм - совокупность подходов, предполагающих, что существует универсальная, неподвластная
культурному, религиозному, лингвистическому и др. контекстам сущность мистического опыта.
Конструктивизм - совокупность подходов, предполагающих, что мистический опыт определен и
структурирован культурным, религиозным, лингвистическим и др. контекстами и не может рассматриваться
вне этих контекстов.

3 Как отмечает Д. Вульф, эти факты ставят исследователя в ситуацию нелегкого выбора между двумя
альтернативами: «...работать в качестве постороннего лица, чьи суждения обычно расцениваются
пережившими мистический опыт людьми как бессмысленные и, следовательно, не соответствующие
действительности, или самому становиться мистиком, рискуя потерять не только минимальную
критическую дистанцию, требуемую для беспристрастного научного анализа, но также и свою надежность -
свою «объективность» - в глазах других исследователей». См.: Wulff D. М. Mystical Experience II Varieties of
Anomalous Experience: Examining the Scientific Evidence. I Ed. by E. Cardena, S. J. Lynn, S. С Krippner. -
Washington, D. C: American Psychological Association, 2000. -P. 428.

количества искусственных категорий «мистического».4

Особая актуальность данной проблематики становится очевидной в контексте повышенного интереса к различного рода «мистическим» феноменам, наблюдаемого, в том числе, и в современном российском обществе.5 При этом в данную категорию попадают феномены, взаимосвязь которых не является столь очевидной: психоделические опыты, магия, оккультизм, любые паранаучные учения и кажущиеся аномальными или необычными явления. К сожалению, такое понимание «мистицизма» отразилось и на его академических исследованиях, сделав данное понятие предметом критики и средством идеологической борьбы.

Степень научной разработанности темы. Библиография научных работ, посвященных различным аспектам мистического опыта, а также теоретическим и методологическим вопросам его изучения, весьма обширна и, возможно, неисчерпаема. Поэтому здесь мы ограничимся общим обзором наиболее значимых для нашего диссертационного исследования работ.

В отечественной науке6 общая проблематика теоретического осмысления мистического опыта рассматривалась в трудах Е. Г. Балагушкина,7 Л. А. Бессоновой,8 А. Н. Волковой,9 Д. М. Угриновича.10

Анализ теоретических моделей мистического опыта, сложившихся в

4 Примерами подобных категорий могут служить понятия «бессодержательного» опыта или состояния
«Абсолютного Единого Бытия», используемые в ряде эссенциалистских теорий мистического опыта.

5 Эмпирическое подтверждение данного факта приводит, например, в своей статье Е. Г. Романова, см.:
Романова Е. Г. Мистическое пространство Интернета // Мистицизм: теория и история. / Под ред.
Е. Г. Балагушкина, А. Р. Фокина. - М.: ИФРАН, 2008. - С. 179-201.

6 Обзор работ, напрямую и косвенно посвященных исследованию мистицизма и мистического опыта,
вышедших в отечественной науке советского периода, наиболее полно представлен в статье И. В. Девиной:
ДевинаИ. В. Мистицизм и религия (обзор отечественной литературы советского периода) // Антология
отечественного религиоведения: сборник. / Сост. и общ. ред. Ю. П. Зуева, В. В. Шмидта. - Ч. 1: Институт
научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС,
2009.-С. 233-250.

7 Балагушкин Е. Г. Сущность и структурное разнообразие мистики // Религиоведение. - 2010. - №2. - С. 102-
114. Следует отметить, что под редакцией Е. Г. Балагушкина вышло два сборника, посвященных
теоретическим и практическим аспектам мистического опыта и мистицизма. К сожалению, эти сборники
фактически дублируют друг друга. См.: Мистицизм: теория и история. / Под ред. Е. Г. Балагушкина,
А. Р. Фокина. - М.: ИФРАН, 2008. - 203 с; Аналитика мистицизма. / Под ред. Е. Г. Балагушкина. - М.:
«Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. - 432 с.

8 Бессонова Л. А. Мистицизм как феномен культуры. - Диссертация на соискание ученой степени доктора
философских наук. - М., 1998. - 275 с.

9 Волкова А. Н. Феноменология мистического опыта. - СПб: УМЦ Комитета по образ. Адм. СПб, 2002. -
228 с.

10 Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

западном религиоведении, имплицитно содержится в работах таких авторов,

как О. Н. Ладова, В. А. Толстиков. Наиболее подробно данные модели

1 "3

рассматриваются в кандидатской диссертации Ю. А. Степанчук и работах Ю. А. Кимелева14 В частности, авторы проводят достаточно обстоятельный анализ направлений, сложившихся в рамках эссенциалистского подхода к изучению мистицизма, однако более поздние теории мистического опыта, например конструктивизм или психологический перенниализм, остаются вне поля их внимания.

В отечественной науке также представлены исследования конкретных аспектов мистического опыта. Например, проблема вербализации мистических состояний затрагивается в работах Е. А. Кормочи15 и Н. Б. Мечковской.16 Вопросам психологии мистических переживаний

посвящены труды Е. А. Торчинова, а проблема соотношения мистического

1 Я

опыта и психопатологии подробно рассматривается В. Э. Пашковским.

Наиболее полный список публикаций, посвященных исследованию мистического и религиозного опыта, изданных за рубежом с середины XX в., содержится в библиографии, составленной Э. Сэндерсом и К. де Риддером «Пятьдесят лет философии религии: Избранная библиография (1955-2005)».19 Кроме этого, имеются обзорные работы, рассматривающие историю

11 Ладова О. Н. Специфика интерпретации мистического опыта. - Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Томск, 2001. - 118 с.

12 Толстиков В. А. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте. -
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Белгород, 2007. - 179 с.

13 Степанчук Ю. А. Основные понятия мистицизма: опыт философского исследования. - Диссертация на
соискание ученой степени кандидата философских наук. - Москва, 2003. - 155 с.

14 Кимелев Ю. А. Проблемы мистицизма в западном философском религиоведении // Антология
отечественного религиоведения: сборник. - С. 219-232; Idem. Философия религии: Систематический очерк.

- М: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - С. 39-72.

15 Кормочи Е. А. Язык нерефлексивных форм познания. - Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Петропавловск-Камчатский, 2003. - 164 с.

16 Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «ФАИР»,
1998.-352 с.

17 Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е
изд. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. - 544 с.

18 ПашковскийВ. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое
руководство для врачей. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. - 144 с.

19 Sanders A. F., Ridder К. de. Fifty Years of Philosophy of Religion: A Select Bibliography (1955-2005). - Leiden

- Boston: Brill, 2007. - P. 69-98. К сожалению, в данном издании представлены только те тексты, которые
рассматривают проблематику мистического опыта в рамках философии религии, более того, даже этот
список оказывается неполным.

формирования самого понятия «мистический опыт» и подходов к его изучению. Среди них следует выделить труды Э. Тэйвс,20 Р. Стадстилла,21

М. де Серто и М. Брэммер. Общий критический анализ эссенциалистских и конструктивистских теорий мистического опыта проводят такие исследователи, как С. Брэйнард, Г. Ианцен, С. Кинг, Ф. Олмонд и

М. Стобер. Обстоятельное исследование психологических и

нейробиологических концепций мистического опыта реализуется Д. Вульфом,28 А. Рунехов29 и Й. Андресен.30

Существенную часть работ, посвященных изучению мистицизма, занимают исследования соотношения мистического опыта и интерпретации. В рамках именно этой проблематики и сложились две противостоящие друг другу модели мистического опыта: эссенциалистская и конструктивистская. В качестве наиболее весомых представителей конструктивистского подхода следует упомянуть имена У. Праудфута, Дж. Хика, Б. Гарсайда, а также С. Каца, под редакцией которого и вышли сборники,34 ознаменовавшие собой теоретико-методологическое оформление конструктивизма в исследованиях

Taves A. Religious Experience Reconsidered: A Building-Block Approach to the Study of Religion and Other Special Things. - Princeton - Oxford: Princeton University Press, 2009. - 212 p.

21 Studstill R. The Unity of Mystical Traditions: The Transformation of Consciousness in Tibetan and German
Mysticism. - Leiden - Boston: Brill, 2005. - 304 p.

22 De Certeau M., Brammer M. Mysticism II Diacritics. - 1992. - Vol. 22. - P. 11-25.

23 BrainardF. S. Defining 'Mystical Experience' II Journal of the American Academy of Religion. - 1996. - Vol.
64.-P. 359-393.

24 Jantzen G. M. Could There Be a Mystical Core of Religion? II Religious Studies. - 1990. - Vol. 26. - P. 59-71.

25 King S. B. Two Epistemological Models for the Interpretation of Mysticism II Journal of the American Academy
of Religion. - 1988. - Vol. 56. - P. 257-279.

26 Almond P. С Mystical Experience and Religious Doctrines. - Berlin: Monton Publishers, 1982. - 197 p.

27 Stoeber M. Constractivist Epistemologies of Mysticism: A Critique and a Revision II Religious Studies. -1991.-
Vol. 28.-P. 169-184.

28 Wulff D. M. Op. cit. - P. 397-440.

29 Runehov A. Sacred or Neural?: The Potential of Neuroscience to Explain Religious Experience. - KG.,
Goettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2007. - 240 p.

30 Andresen J. Meditation Meets Behavioral Medicine: The Story of Experimental Research on Meditation II Journal
of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. -P. 17-73.

31 Proudfoot W. Religious Experience. - Berkley: University of California Press, 1985. - 290 p.

32 Hick J. An Interpretation of Religion: Human Responses to the Transcendent. - London: Macmillan, 1989. -
412 p.

33 Garside B. Language and the Interpretation of Mystical Experience II International Journal for Philosophy of
Religion. - 1972. - Vol. 3. - P. 93-102.

34 Katz S. T. Diversity and the Study of Mysticism II The Future of the Study of Religion: Proceedings of Congress
2000. I Ed. by S. Jakelic, L. Pearson. - Leiden - Boston: Brill, 2004. - P. 189-210; Mysticism and Philosophical
Analysis. I Ed. by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1978. - 264 p.; Mysticism and Religious
Traditions. I Ed. by S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 279 p.; Mysticism and Language. I Ed.
by S. T. Katz. - New York: Oxford University Press, 1992. - 262 p.; Mysticism and Sacred Scripture. I Ed. by
S. T. Katz. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 260 p.

мистического опыта и мистицизма. Среди представителей умеренного конструктивизма, не отождествляющих себя с группой сформировавшихся вокруг фигуры С. Каца ученых и рассматривающих мистический опыт с точки зрения социально-психологического подхода, необходимо назвать имена Ч. Бэтсона и Л. Вентиса, Н. Хольма и Я. Сундена.

Эссенциалистский анализ мистического опыта с феноменологической точки зрения проводится в трудах У. Стэйса и У. Уэйнрайта. Акцент на психологических состояниях сознания, лежащих в основе мистических переживаний, наблюдается в работах представителей психологического перенниализма, отстаивающих наличие в мистическом опыте «чистого», «безобразного», не детерминированного культурными и религиозными факторами сознания. Здесь стоит озвучить имена А. Дейкмана40 и Р. Формана,41 а также авторов изданных под редакцией Р. Формана сборников «Внутренняя способность: мистицизм, психология и философия» (1998)42 и «Проблема чистого сознания. Мистицизм и философия» (1990).43

В настоящее время возрастает количество работ, посвященных стоящим

Batson С. D., Ventis W. L. The Religious Experience. A Social-Psychological Perspective. - New York - Oxford: Oxford University Press, 1982. - 356 p.

36 HolmN. G. Mysticism and Intense Experiences II Journal for the Scientific Study of Religion. - 1982. - Vol. 21.
- P. 268-276; Idem. Role Theory and Religious Experience II Handbook of Religious Experience. I Ed. by R. W.
Hood. - Birmingham: Religious Education Press, 1995. - P. 397-420; ХольмН. Г. Мистика и духовность //
Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая
2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 149-152.

37 Sunden H. Saint Augustine and the Psalter in the Light of Role-Psychology II Journal for the Scientific Study of
Religion. - 1987. - Vol. 26. - P. 375-382; Idem. Meditation and Perception: Some Notes on the Psychology of
Religious Mysticism II Mysticism: Based on Papers Read at the Symposium on Mysticism Held at Abo on the 7Л-9Л
September, 1968. I Ed. by S. S. Hartman, C.-M. Edsman. - Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1970. - P. 34-36.
Также см.: Забияко А. П. Ролевая теория религии Я. Сундена: Обзор // Современные зарубежные
исследования в области философской теологии: Реферативный сборник. - М.: АН СССР, ИНИОН, 1991. - С.
82-102.

38 Stace W. Т. Mysticism and Philosophy. - London: Macmillan, 1960. - 349 p.; Idem. The Teachings of the
Mystics. - New York: New American Library, 1960. - 240 p.

39 Wainwright W. J. Mysticism: A Study of Its Nature, Cognitive Value, and Moral Implications. - Brighton:
Harvester Press, 1981.-245 p.

40 Deikman A. J. A Functional Approach to Mysticism II Journal of Consciousness Studies. - 2000. - Vol. 7. - P.
75-91; Дейкман А. Наблюдающее Я. - M.: «Эннеагон Пресс», 2007. - 252 с; Idem. Деавтоматизация и
мистический опыт // Измененные состояния сознания. / Под ред. Ч. Тарта. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 38-
72.

41 Forman R. К. С. Mysticism, Mind, Consciousness. - Albany: State University of New York Press, 1999. - 214 p.;
Idem. Mystical Knowledge: Knowledge by Identity II Journal of the American Academy of Religion. - 1993. - Vol.
61.-P. 705-738.

42 The Innate Capacity: Mysticism, Psychology, and Philosophy. I Ed. by R. К. С Forman. - New York: Oxford
University Press, 1998. - 245 p.

43 The Problem of Pure Consciousness. Mysticism and Philosophy. I Ed. by R. К. С Forman. - New York - Oxford:
Oxford University Press, 1990. - 307 p.

за мистическими и медитативными опытами нейропсихологическим и нейрофизиологическим механизмам. Здесь имеет смысл выделить два направления. Исследователи, принадлежащие к первому направлению, например М. Персингер, полагают, что религиозные, в том числе мистические, опыты полностью могут быть объяснены функционированием и структурой человеческого мозга, более того, эти опыты являются отклонениями в нормальном функционировании нашей нервной системы.44 Такой подход возвращает нас к «медицинскому материализму», против которого в свое время выступал У. Джеймс,45 или модели мистического опыта, предложенной Дж. Леубой.46 Второе направление в нейроисследованиях мистических состояний представлено такими фигурами, как Ю. д'Аквили и Э. Ньюберг, считающими, что религиозные и мистические опыты являются следствием нормального функционирования «мозга/сознания»; более того, состояния сознания, сопряженные с подобными опытами, не менее ценны с эпистемологической точки зрения, чем состояния повседневного сознания.47

В отдельную группу необходимо отнести исследователей, рассматривающих мистический опыт с позиций когнитивного подхода, в котором они видят альтернативу сложившимся в виде конструктивизма и эссенциализма теоретико-методологическим парадигмам. Здесь следует указать на работы Р. Стадстилла,48 И. Пюсиайнена,49 Э. Тэйвс50 и авторов сборника «Религия в сознании: Когнитивный подход к религиозным верованиям, ритуалу и опыту» (2001).51

Целый ряд работ, посвященных изучению мистического опыта,

Persinger М. A. Neuropsychological Basis of God Beliefs. - 2n ed. - New York: Praeger, 1987. - 164 p.

45 См.: Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - 3-е изд. - М: КомКнига, 2010. - С. 24-28.

46 См.: Leuba J. Н. The Psychology of Religious Mysticism. - London: Kegan Paul, Trench & Co, LTD; New York:
Harcourt, Brace & Company, Inc., 1925. -P. 157.

47 См.: d'Aquili E. G., NewbergA. B. The Mystical Mind: Probing the Biology of Religious Experience. -
Minneapolis: Fortress Press, 1999. - 228 p.

48 Studstill R. Op. cit. - 304 p.

49 Pyysiainenl. Beyond Language and Reason: Mysticism in Indian Buddhism [dissertation]. - Helsinki:
Suomalainen Tiedeakatemia, 1993. - 188 p.

50TavesA. Op. cit. -212 p.

51 Religion in Mind: Cognitive Perspectives on Religious Belief, Ritual, and Experience. I Ed. by J. Andresen. -

Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 294 p.

направлен на прояснение проблемы его вербализации. Среди ученых, считающих невыразимость сущностным свойством мистических переживаний и указывающих на парадоксальность мистического языка, необходимо упомянуть У. Джеймса,52 У. Стэйса53 и Э. Андерхилл.54 Противоположную точку зрения отстаивают К. Артур,55 Дж. Соскис,56 П. Хенл и П. ван Бурен.

Наконец, нужно указать работы, посвященные изучению конкретно-исторических форм мистического опыта, в нашем случае - английской средневековой мистической традиции: это исследования Ф. Ходжсон,59 X. Гарднер,60 В. Риле,61 Д. Тернера,62 и Дж. Омэнна.63

Итак, большое количество работ, посвященных мистическому опыту, и противоречивость выводов, к которым они приходят, свидетельствуют не только об отсутствии единого понимания мистических переживаний в научной литературе, но и о зависимости интерпретации мистических опытов от общей теоретико-методологической, в первую очередь эпистемологической и психологической, модели исследователя.

Целью настоящей диссертационной работы является систематическое представление концепций, определяющих ход дискуссии о феноменологическом64 содержании и психологических механизмах

52 Джемс У. Op. cit. - 416 с.

53 Stace W. Т. Mysticism and Philosophy. - 349 p.

54 Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека.

К.: «София», Ltd., 2000. - 496 с.

Arthur С. J. Ineffability and Intelligibility: Towards an Understanding of the Radical Unlikeness of Religious Experience II International Journal for Philosophy of Religion. - 1986. - Vol. 20. - P. 109-129.

56 Soskice J. M. Metaphor and Religious language. - Oxford: Clarendon Press, 1985. - 191 p.

57 Henle P. Mysticism and Semantics II Philosophy and Phenomenological Research. - 1949. - Vol. 9. - P. 416-422.

58 BurenP. M. van. The Edges of Language. -London: Macmillan, 1972. - 178 p.

59 Hodgson P. Walter Hilton and "The Cloud of Unknowing": A Problem of Authorship Reconsidered II The

Modern Language Review. -1955.- Vol. 50. - P. 395-406.

Gardner H. L. Walter Hilton and the Authorship of the Cloud of Unknowing II The Review of English Studies.

1933.-Vol. 9.-P. 129-147.

61 Riehle W. The Middle English Mystics. - London: Routledge and Kegan Paul, 1981.-244 p.

62 Turner D. The Darkness of God. - 2nd ed. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 292 p.

63 Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. - Рим - Люблин: Издательство Святого
Креста, 1994.-416 с.

64 Необходимо заметить, что термин «феноменологический» применительно к мистическому опыту здесь и
далее относится к его воспринимаемому содержанию. Такое понимание является устоявшимся в среде
исследователей мистического опыта и не имеет отношения к феноменологии религии или философской
феноменологии Э. Гуссерля. См.: Studstill R. Op. cit. - P. 1-2.

мистического опыта, философско-религиоведческий анализ данных концепций и выявление их эвристической ценности.

В соответствии с поставленной выше целью нам необходимо решить следующие задачи:

зафиксировать факторы, препятствующие выработке общепринятого определения терминов «мистический опыт» и «мистицизм», проанализировать и оценить основные стратегии их определения и установить границы этих понятий;

систематически представить ключевые религиоведческие концепции мистического опыта, развиваемые в рамках эссенциалистского и конструктивистского подходов, выявить их философско-методологические основания и оценить эвристические возможности;

рассмотреть адекватность конструктивистских и эссенциалистских концепций мистического опыта при объяснении соотношения мистического опыта и интерпретации, а также определении функций языка мистического текста на примере английской средневековой мистической традиции, представленной в трактате «Облако незнания».

Таким образом, объектом данной диссертационной работы являются религиоведческие концепции мистического опыта.

Предметом настоящего исследования выступают история и основные положения концепций мистического опыта, представленных в рамках эссенциалистского и конструктивистского подходов в западном религиоведении.

Теоретико-методологическим основанием настоящей работы выступают подходы, сформировавшиеся в отечественном и западном религиоведении,65 а также общенаучные методы теоретического и научного исследования, отвечающие поставленным нами задачам. Например, при рассмотрении истории формирования понятия «мистический опыт», а также

См.: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2002. - С. 19-22.

для выявления причин и условий возникновения и развития рассматриваемых нами концепций мы используем каузальный анализ и генетический подход. Типологический метод помогает нам выделить и сгруппировать определенным образом существующие концепции мистического опыта, а структурно-функциональный анализ способствует выявлению основных компонентов этих концепций и оценке их внутренней непротиворечивости. Сравнительный метод позволяет увидеть различия между концепциями мистического опыта, а также обнаружить их общие, но не явные основания; более того, с помощью сравнительного метода мы можем сопоставить модель мистического опыта и практики, содержащиеся в английских средневековых мистических текстах, и модели, предполагаемые интересующими нас концепциями.

Научная новизна настоящей работы заключается в следующем:

Уточнено и расширено раскрытие содержания концепций, определяющих ход дискуссии в западном религиоведении о феноменологическом содержании и психологических механизмах мистического опыта, выявлены эвристические возможности этих концепций и продемонстрирована динамика их развития на протяжении XX в.: от раннего эссенциализма, предполагавшего наличие универсальной формы мистических переживаний, и конструктивизма, настаивающего на их социокультурной детерминированности, до когнитивных теорий, предлагающих принимать во внимание как универсальные, так и культурно-специфичные уровни мистического опыта.

Проанализированы и введены в научный оборот новейшие концепции мистического опыта, представленные в современных западных философии и психологии религии. Рассмотрены с точки зрения атрибуционной теории религиозного опыта мистические практики, описываемые в слабо освещенных в отечественном религиоведении текстах, входящих в корпус сочинений, приписываемых анонимному автору английского средневекового трактата «Облако незнания».

- Определены общие методологические недостатки концепций
мистического опыта, сложившихся в рамках конструктивистского и
эссенциалистского подходов. В первую очередь эти недостатки заключаются
в неопределенности понимания опосредованности опыта. Раскрыта
необоснованность тезиса ранних эссенциалистов о принципиальной
невыразимости мистических опытов, а также показана недостаточность
объяснения утверждений мистиков о невыразимости своих переживаний
через риторический прием или эвокативную функцию языка.

Положения, выносимые на защиту:

- Концепции мистического опыта, развиваемые в рамках
эссенциалистского и конструктивистского подходов к его изучению, а
именно феноменологический эссенциализм, психологический перенниализм
и сильная версия конструктивистского тезиса, содержат внутренние
противоречия и обладают ограниченными эвристическими возможностями.
Общим теоретико-методологическим недостатком данных концепций
является абсолютизация социолингвистического понимания
опосредованности опыта, в то время как лингвистическое структурирование
опыта не является единственным механизмом его опосредования. Кроме
того, вопреки заявлениям сторонников этих концепций, их выводы
фактически не опираются на данные, содержащиеся в мистических текстах,
поскольку интерпретация описываемых в этих текстах феноменов
изначально обусловлена теоретическим подходом исследователя.

- Обращение к нейропсихологическим и нейрофизиологическим
основаниям мистических переживаний в качестве обоснования возможности
«пустого», «безобъектного» сознания нельзя рассматривать в качестве
доказательства неопосредованности мистического опыта. Мистический опыт
не является «актом чистого сознания» или «пустым» сознанием, возникает
только при наличии религиозной системы референций и содержит
встроенные интерпретации.

- Прескриптивная функция языка мистических текстов может быть

направлена на «деконструкцию» (в терминологии Р. Формана) культурно-специфичных ожиданий мистика, однако, вопреки утверждениям сторонников психологического перенниализма, данная «деконструкция» не является абсолютной, т.е. она не может приводить к концептуально не детерминированному «акту чистого сознания» или полной «деавтоматизации» психологических структур субъекта опыта. Такая «деконструкция» касается, как мы полагаем, не столько феноменологического содержания концептуальной системы мистика, сколько смысловых связей, существующих внутри этой системы.

- Тезис о принципиальной невыразимости и неконцептуализируемости мистического опыта, высказываемый ранними эссенциалистами, является необоснованным с психологической и эпистемологической точек зрения. Когнитивные феномены, называемые «мистическими опытами», имеют аналогии с повседневными психическими состояниями, а потому доступны концептуализации и вербализации посредством этих аналогий. Однако отстаиваемая сторонниками сильной версии конструктивизма позиция, согласно которой утверждения мистиков о невыразимости своих переживаний являются не более чем риторическим приемом, не позволяет объяснять психологические процессы, стоящие за этими утверждениями. Такое объяснение возможно в атрибуционной теории религиозного опыта, использующей при рассмотрении проблемы вербализации мистических состояний когнитивную теорию метафоры. С этой точки зрения, кажущаяся невыразимость мистических переживаний является следствием не принципиальной неконцептуализируемости мистического опыта, а его сопряженности с перестройкой смысловых связей в концептуальной системе субъекта.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом плане полученные в данной работе результаты могут способствовать дальнейшей разработке проблематики мистического и религиозного опыта в религиоведческих, философских и психологических

исследованиях.

В практическом плане результаты исследования могут быть использованы при написании учебных пособий и составлении курсов, посвященных мистическому и религиозному опыту.

Апробация диссертационной работы. Некоторые положения и результаты настоящего исследования были представлены на следующих научных конференциях и школах, в том числе международных: «Религиоведение в России», Конференция, посвященная 50-летию кафедры философии религии и религиоведения, 2-3 февраля 2010 г., Москва; «Новые религии и современный мир», Международная зимняя религиоведческая школа, 19-23 февраля 2010 г., Казань; «Ломоносов», XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, 12-15 апреля 2010 г., Москва; «Дни науки философского факультета-2010», Международная научная конференция, 21-22 апреля 2010 г., Киев; «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Вторая совместная научная конференция философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, НОУ ВПО «Институт философии, теологии и истории святого Фомы», Центра изучения религий РГГУ и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 23-24 апреля 2010 г., Москва; «Религия в психологическом измерении», Летняя религиоведческая школа, 18-24 июля 2010г., Саратов; «История религиоведения», Научно-практическая конференция Российского Сообщества преподавателей религиоведения, 3-4 декабря 2010 г., Москва; «Феноменология религии: между сакральным и профанным», Международная зимняя религиоведческая школа, 31 января - 5 февраля 2011г., Донецк; «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Третья совместная научная конференция, 18-19 марта 2011г., Москва; «Ломоносов», XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, 12-15 апреля 2011 г., Москва; «Дни науки философского факультета-2011», Международная научная конференция, 20-21 апреля 2011г., Киев. Основные положения данного

исследования отражены автором в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем работы определены поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 219 страниц. Список использованной литературы включает в себя 453 наименования.

Похожие диссертации на Концепции мистического опыта в западном религиоведении