Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении Колкунова, Ксения Александровна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Колкунова, Ксения Александровна. Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Колкунова Ксения Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2013.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/230

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В XXI век религиоведение вступило, осознавая трансформацию своего предмета. XX век стал временем дискуссий о секуляризации, упадке институциональной религии и традиционной религиозности. На рубеже XX и XXI веков социологами религии ставятся вопросы о доминировании «веры без принадлежности» и «принадлежности без веры»1, о деприватизации и политизации религии2. Описательные модели, созданные религиоведением в XIX и XX веках, оказались с трудом применимы к новым формам религиозности; возникает потребность в новых теориях, описывающих эти формы. В условиях таких перемен особенно актуальной становится проблема проведения границ между религией и не-религией, между религиозными и прочими явлениями.

В XX веке наблюдалась тенденция к расширительному толкованию религии . При таком подходе растет объем понятия «религия», а также раздвигаются границы предмета религиоведения. С этим связано возникновение проблемы «религиоподобных» явлений: в самом общем смысле - это те явления общественной и духовной жизни, которые исключаются из понятия религии при узком ее толковании и включаются при широком. Для обозначения тех явлений духовной культуры, которые существуют в одном пространстве с религиями и в определенном смысле конкурируют с ними, могут использоваться самые разные термины.

В западном религиоведении проблема проведения границы между религией и не-религией ставится и обсуждается многими авторами, а в отечественной науке ее обсуждение представляется недостаточным. Эта проблема не является уникальной для современного общества, однако приобрела в последнее время актуальность в силу различных причин.

1 См., например, Davie G. Religion in Britain since 1945: believing without belonging. - Blackwell, 1994.

2 См., Harm C. Problems with the (De)Privatization of Religion// Anthropology Today. - Vol. 16, No. 6. - 2000. - P. 14-
20, Casanova J. Public religions in the modern world. - University of Chicago Press, 1994.

3 См.:Красников A.H. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. - М.: Академический
Проект, 2007.-С. 156-157.

Определение религии важно для обсуждения «религиоподобных» явлений. Использование такой терминологии, как «тоталитарные секты», «деструктивные культы» и «псевдорелигии» без должного обоснования и, более того, в уничижительном смысле, должно последовательно критиковаться религиоведами. Эту проблему отмечают как российские, так и зарубежные религиоведы. В равной мере это справедливо и для понятия «квазирелигия», которое станет центром нашего рассмотрения.

Проблема «религиоподобных» явлений в принципе и квазирелигий в частности - это проблема многообразия религиозной жизни и средств его описания. Речь идет именно о тех явлениях, которые соответствуют определениям религии, и изучение которых обогащается при применении теорий и методов религиоведения.

Объектом исследования являются западные теории религии и «религиоподобных» явлений.

Предмет исследования - развитие в западном религиоведении концепций квазирелигий.

Цель исследования — дать анализ существующих в западном религиоведении концепций квазирелигий.

Основные задачи диссертации состоят в том, чтобы:

  1. Показать связь дискуссий об определении религии в западном религиоведении с проблемой границ религии и «религиоподобных» явлений;

  2. Рассмотреть концепцию квазирелигий П. Тиллиха, а также развитие его идей в работах Дж. Смита;

  3. Проанализировать концепцию квази- и парарелигий А. Грила и его соавторов;

  1. Сопоставить концепции квазирелигий с другими религиоведческими теориями, делающими объектом своего исследования «религиоподобные» явления;

  2. Выявить целесообразность применения понятия квазирелигий к изучению современной религиозности.

Методологическая основа исследования. В качестве общей методологической базы использовались труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблему определения религии и «религиоподобных» явлений с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов. Методология исследования обусловлена целью и задачами, стоящими перед диссертантом, а также особенностями изучаемого материала. В частности, используется метод сравнительного анализа для сопоставления концепций квазирелигий и других теорий «религиоподобных» явлений, метод каузального анализа для выяснения связи между концепциями квазирелигий и подходами к определению религии, а также дескриптивный метод. Автор придерживался принципов историзма и научной объективности.

Степень научной разработанности проблемы. В западной литературе предметом исследований, посвященных «религиоподобным» явлениям, становились гражданская религия {civil religion, понятие, введенное социологом Робертом Беллой применительно к ситуации в США)4, квазирелигия (quasi-religion, используется теологом Паулем Тиллихом и социологом Артуром Грилом5)6, мировоззрения (worldviews, предложенные философом религии

4 См.: Bellah R. Civil Religion in America //Daedalus. - Vol. 96, No. 1 - 1967. - P. 1-21. См. также: Колкунова K.A.
Гражданская религия: от Роберта Белла к современности // Материалы докладов XVI Международной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н.
Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2009. [Адрес ресурса в сети
интернет: ].

5 Фамилия этого американского социолога, Greil, в российской литературе передается по-разному.
М.Ю. Смирнов в своем словаре упоминает его как Артура Грейла (См.: Смирное М.Ю. Социология религии.
Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - с. 118-119). В более ранних работах автора данного
исследования использовалась версия «Грейль» (См. Колкунова К.А. Подходы к исследованию квазирелигий в
западном религиоведении и теологии// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - №6. - 2010. -

Нинианом Смартом в качестве предмета религиоведения) , секулярная религия {secular religion, иногда толкуемая как более широкое понятие по сравнению с

гражданской религией) , имплицитная религия {implicit religion, термин Эдварда Бейли, которым он предлагает заменить «секулярная религия»)9.

Непосредственно западные концепции квазирелигий рассматриваются лишь в работах А.П. Забияко10; он анализирует концепцию квазирелигий П. Тиллиха и концепцию псевдорелигий И. Ваха. Кроме того, в сети Интернет опубликованы тезисы А.П. Забияко «Основные теории интерпретации квазирелигиозных движений»11 и «Теологические трактовки квазирелигий

(концепции И. Ваха и П. Тиллиха)» , в которых внимание уделяется как концепции квазирелигий П. Тиллиха, так и идеям И. Ваха о псевдорелигиях, а также идеям Н.Смарта. Кроме того, в коллективную монографию под своей редакцией А.П. Забияко включил раздел «Проблема демаркации религии и квазирелигии», где он пишет, что влияние науки способно менять религию, и это влияние может приводить к появлению «маргинальных, синтетических «религиоподобных» формаций» , которые, в свою очередь, попадают под определение квазирелигий. Автор приводит эксплицитное определение квазирелигии: «феномены, существующие на периферии религиозной формации, совмещающие в себе религиозные и нерелигиозные составные части

С.93-102). Британский социолог Айлин Баркер любезно указала в личной беседе на более точный вариант, который мы и используем в данном тексте.

6 См.: Тиллих П. Христианство и встреча мировых религий // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М.:
Юрист, 1995. - С.396-441; GreilA.L., Robbins Т., eds. Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi-
Religion. - Greenwich, CT: JAI Press, 1994.

7 Cm. : Smart N. The Philosophy of Worldviews, or the Philosophy of Religion Transformed// Religious Pluralism and
Truth. Essays on the Cross-Cultural Philosophy of Religion. Thomas Dean (ed.). - Albany: SUNY Press, 1995.

8 См.: Aron R. The Opium of the Intellectuals. - London: Seeker & Warburg, 1957.

9 Cm. : Bailey E. Implicit religion in Contemporary Society. - Kampen, 1997.

103абияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции Й.Ваха и П. Тиллиха) //Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд/ Рос.акад.наук, Ин-т философии, Рос.гос.гуманитар.ун-т; отв.ред. И.Т. Касавин и др. - М: ИФРАН, 2008.- С.126-143; Сердюков Ю.М., Забияко АЛ., Кобызов Р.А., Тюрина Ю.А., Лазарева И.В. Современные контексты магии, религии и паранауки. - М.: Academia, 2008.

11 Забияко А.П. Основные теории интерпретации квазирелигиозных движений
[].

12 Забияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции И. Ваха и П. Тиллиха).
[].

иЗабияко А.П. Вместо послесловия. Проблема демаркации религии и квазирелигии// Забияко А.П., Воронкоеа Е.А., Лапин А.В., Пратына ДА. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций. Под ред. Забияко А.П. - Благовещенск: Амурский госуниверситет, Библиотека журнала «Религиоведение», 2012. - С. 190.

при главенстве последних, могут быть обозначены понятием квазирелигии» . Подробнее это определение и его импликации мы рассмотрим ниже.

Кроме того, в словаре по социологии религии, составленном М.Ю. Смирновым, мы встречаем статью15, посвященную другому кругу авторов, использовавших термин «квазирелигия», а именно, социологам А.Грилу и его соавторам (подробнее см. 3 главы 3). М.Ю. Смирнов пишет: «Изучение новых религиозных движений, нетрадиционных культов и квазирелигий, равно как и «антикультистских» движений, приобретает все более «академическую» тональность»16.

Нельзя сказать, что другие религиоведческие концепции «религиоподобных» явлений лучше представлены в отечественной литературе. Идеи Н. Смарта касательно расширения предмета религиоведения освещаются в работах А.Н. Красникова «Методологические проблемы религиоведения» и Ю.А. Кимелева «Современная западная философия религии» : авторы отмечают намерение Н. Смарта включить в задачи религиоведения не только изучение традиционных вероисповеданий, но и осмысление современных мировоззрений, идеологий - в частности, марксизма, национализма, демократии.

В своей работе «Философия религии» Д.В. Пивоваров рассматривает связь идеологии и религии, но не использует при этом специальных терминов, хотя и утверждает, что «нередко идеология подменяет собой религию и может даже отрицать - в форме «научного» атеизма - традиционные религии»19. Такое утверждение содержательно близко идеям П. Тиллиха и его концепции квазирелигий.

Термины «квазирелигия» и «квазирелигиозный» часто употребляется у отечественных авторов, однако является скорее риторическим приемом, нежели

14 ЗабиякоА.П.. Вместо послесловия. Проблема демаркации религии и квазирелигии. С. 191.

15 Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - С.118-119.

16 Смирнов М.Ю. Социология религии. С. 18.

11 Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. С. 158.

18 Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М: Мысль, 1989. - С. 169-172.

19 Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Акад. Проект, 2006. - С. 210-211.

понятием с самостоятельным содержанием. В.М. Сторчак неоднократно употребляет для характеристики идеологии большевизма термины «квазирелигия» и «псевдорелигия», причем в качестве полностью синонимичных: «многие русские философы классифицировали его [большевизм] как своеобразный тип псевдорелигии (квазирелигии)» . Термины эти исследователь употребляет не всегда очевидным образом и не определяет; однако из их употребления можно сделать вывод о позиции автора. Так, большевистская идеология является и формальным, и символическим эквивалентом традиционной религии («произошла подмена одной веры

(православной) на другую (квазирелигиозную марксистскую)» . Тем же путем идет исследователь Л.А. Андреева, анализируя «коммунистическую квазирелигию»: используя работы религиозных философов и философов-марксистов, пытается продемонстрировать квазирелигиозный характер коммунизма, констатируя его, но никак не разъясняя смысл этого понятия (кроме, разве что, обвинения коммунистов в сакрализации тех или иных

элементов идеологии и культе личности) . Е.Г. Балагушкин отождествляет «светские «религии» и «квазирелигии», причем в своей типологии религий, основанной на ступенях эволюции религиозного сознания, им отводится последняя стадия. Как пишет социолог религии, «к их числу, по словам Александра Меня, относятся, например, «религия советизма» или «вождизма»»23.

Термин «квазирелигии» может употребляться для именования ряда феноменов, которые не являются религией, но смешиваются с этим явлением. Так, И.Н. Яблоков пишет, что совокупность таких форм современной культуры,

Сторчак В.М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение.

- №3. - Благовещенск, 2004. - С.37, 44 и др.

21 Сторчак В.М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение.

- №3. - Благовещенск, 2004. - С. 44.

22Андреева Л.А. Православие и коммунистическая квазирелигия//Социосфера. - №4. - 2010. [Режим доступа:

].

Балагушкин Е.Г. Функциональные и смысловые типологии (применительно к исследованию новых

религиозных движений) //Классификация религий и типология религиозных организаций. Ред. Кантеров И.Я.,

Элбакян Е.С., Яблоков И.Н. - М, 2008. - С. 64.

как игрорелигии, интернет-религии, почитание звезд, «религию коммерции» и другие обычно именуют «квазирелигии»24.

Отечественный исследователь В. Старовойтов рассматривает связь, существующую между психоанализом и религией, что само по себе не является чем-то новым для религиоведения. Но суть психоанализа он объясняет через понятие «квазирелигия», и критикует это направление с позиций гуманизма, опираясь на работы П. Тиллиха. Суть критики достаточно проста: «Квазирелигиозное поклонение науке, характерное для XIX века, приводило к интеллектуальной секуляризации»25

Александр Агаджанян пишет: «коммунистическая идеология представляла собой форму квазирелигии или, по меньшей мере, гражданской религии»26. Чтобы продемонстрировать это, социолог утверждает: «в Советском Союзе квазирелигия коммунизма исключила традиционную религию из публичного пространства, которое оказалось заполнено ее собственными символами, обрядами и доктринами. Традиционная религия стала тайной формой «внутренней эмиграции»» . Не рассматривая аргументы, который он приводит, обратим внимание на выстраивание иерархии -гражданская религия оказывается чем-то вроде ослабленной версии квазирелигии.

Из этого краткого обзора религиоведческой литературы очевидно, что понятия, обозначающие «религиоподобные» явления часто используются без учета западного опыта и разработок. Авторы как будто считают их интуитивно понятными. Примером «прижившегося» термина можно считать лишь понятие

«гражданской религии» Роберта Беллы . Существующие исследования,

24 Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: монография. - М: Изд-во РАГС, 2007. - С.202.

25 Старовойтов В.В. Психоанализ и религия// История философии. - Вып. 12. - М: ИФ РАН, 2005. [Режим
доступа: ]

26 Agadjanian A. Public Religion and the Quest for National Ideology: Russia's Media Discourse II Journal for the
Scientific Study of Religion. -Vol. 40, No. 3. - 2001. - P.363.

21 Agadjanian A. Public Religion and the Quest for National Ideology: Russia's Media Discourse. P.351. 28 См.: Задорожнюк И. E. Об идейном содержании концепции «гражданской религии»// Социологические исследования. - № 4. - 1983. - С. 165-167; Он же. Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии. - № 1 - 1984. - С. 129-135; Он же. «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма. - М., 1987. - С.57-74; Он же. Судьбы идеи «гражданской религии» в России//Свободная мысль. - №12. - М.,2007. - 93-104; Легойда В. Гражданская

посвященные анализу концепций квазирелигий, охватывают либо теологические, либо социологические работы, и не предлагают цельной картины употребления этого термина.

Научная новизна диссертации:

1. Выделены два типа концепций квазирелигий; первый тип
феноменологический - сложился на базе философско-тео логических
ориентации авторов, а второй - социологический - основывался прежде всего
на данных полевых наблюдений тенденций развития религиозной жизни.
Определены базовые понятия концепций квазирелигий П.Тиллиха, Дж. Смита,
А. Грила.

  1. Выявлены теоретические предпосылки концепций квазирелигий, связь концепций с проблемой определений религии и методологическими спорами в религиоведении XX века, в частности, критикой феноменологии религии и поиском новой парадигмы в 1960-1970-е гг.

  2. Раскрыта связь концепций квазирелигиий с концепциями «невидимой религии», «имплицитной религии», «гражданской религии», «секулярнои религии», «духовности» и других.

  3. В научный оборот отечественного религиоведения вводятся переведенные автором англоязычные тексты, отражающие актуальные тенденции в развитии западного религиоведения - расширительная трактовка религии, осмысление «религиоподобных» явлений и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. В западном религиоведении существует две концепции квазирелигий; одна создана теологически и феноменологически ориентированными исследователями. Они, с одной стороны, говорят о принципиальном единстве

религия США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. - №4. - С. 88-100; Он же. Гражданская религия: pro et contra [Режим доступа: ]; Мирошникоеа Е. Гражданская религия: возможна ли она в России // Религия и право. - №1. 2004.- С. 4-6.

религий и квазирелигий, но при этом используют понятие «правильная религия» для характеристики, в первую очередь, христианства.

  1. Без прямых ссылок на теологические концепции в 1990-е годы ряд социологов использует их идеи для описания современной религиозности. Понятие «квазирелигия» применяется сторонниками теории секуляризации для характеристики тех форм, которые религия приобретает в современном обществе.

  2. У авторов-социологов отсутствует противопоставление «настоящей» или «правильной» религии и квазирелигии; связано это с избранным ими конструктивистским подходом к определению религии и отсутствием теологической ангажированности.

  3. Квазирелигии представляют собой феномены современной духовной жизни, сочетающие черты, свойственные как религиозным, так и нерелигиозным движениям, для изучения которых возможно и полезно применять религиоведческие теории. Понятие «квазирелигия» может использоваться для анализа современной религиозной ситуации, в частности, для типологии новых религиозных движений, применительно к таким образованиям, как неоязычество, движения Нью-эйдж и им подобным группам без жесткой иерархической структуры.

Теоретическое и практическое значение диссертации. В диссертации представлена целостная картина существующих в западном религиоведении концепций квазирелигий в их связи с другими теоретическими и методологическими наработками (изучении нерелигиозных мировоззрений, теориями секуляризации и приватизации религии). Полученные результаты могут способствовать дальнейшей разработке как методологических проблем — определения религии, так и частных проблем — трансформации религии и религиозности в современном мире, исследования новых религиозных движений. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении

учебных курсов, написания учебников и пособий по философии и социологии религии, истории религиоведения, эволюции религии в современном мире.

Апробация диссертационной работы. Основные положения исследования прошли апробацию на различных научных мероприятиях, в том числе международных: доклад «Религии Нового века как религиоведческая проблема» на конференции «Новые религии в России: двадцать лет спустя» (14 декабря 2012, Москва), доклад «Глобализация как проблема для определения религии» на Первом конгрессе российских исследователей религии (15-17 ноября 2012, Санкт-Петербург); доклад «Определение религии как модель для изучения религиоведения» на круглом столе «Религиоведение в контексте междисциплинарных исследований» в рамках Российского философского конгресса (27-29 июня 2012, Нижний Новгород); доклад «Проблема типологии квазирелигий» на конференции Дни науки философского факультета-2007 (апрель 2007 г., Киевский национальный университет, Киев, Украина); доклад «Методологические проблемы исследования квазирелигий» на I Международной зимней религиоведческой школе (28 января - 3 февраля 2008 г., Волгоградский государственный университет, Волгоград); доклад «Применение определения религии в исследовании квазирелигий» на XV Международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов» (19 апреля 2008 г., Московский государственный университет, Москва); доклад «Проблема квазирелигий в западном религиоведении» на конференции «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» (2-3 февраля 2010 г., Московский государственный университет, Москва); доклад «Quasi-religions in Russian Internet» на ежегодной конференции Европейской ассоциации религиоведов (EASR) (22-27 сентября 2007 г., Бремен, ФРГ).

Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные положения

диссертации отражены в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из 3 глав, разделенных на 8 параграфов, а также из Введения и Заключения. Объем диссертации — 165 страниц. Список использованной литературы включает 251 книг и статей, из них 199 - на иностранных языках.

Похожие диссертации на Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении