Введение к работе
Актуальность исследования. 80-е годы нашего столетия -ериод радикальных изменений в Польше в сфере политических, оциальных и экономических отношений. Данный период включа-т в себя возникновение мощного профсоюза "Солидарность", риход к власти в стране новых политических сил и формирова-ие нового менталитета в польском массовом сознании. Учитывая особую роль католицизма в жизни страны и непосредствен-ое отношение римско-католической церкви ко всем отмеченным ыше явлениям, можно заключить, что научная разработка во-росов религии и церкви в Польше 80-х - начала 90-х годов в ;онтексте происходящих социально-политических преобразований резвычайно актуальна как для теории религиоведения, так и [ля практики государственно-церковных отношений.
Не только в Польше - во всех странах Восточной Европы -[вменения, произошедшие в 80-х годах, затронули практически юе сферы общественной жизни, поставили вопросы, потребовав-іие новых ответов и новых решений. К числу таких вопросов, юзникших в ходе социально-политического обновления в стра-іах бывшего социалистического содружества, следует отнести прежде всего вопросы о месте церкви и религиозных организаций в структуре общества (сегодня во всех этих странах, в ом числе и странах, прежде составлявших СССР, наблюдается усиление клерикальных тенденций), о характере их отношений с осударством. Однако, несомненно, особую актуальность решение этого вопроса имеет в Польше с ее моноисповедным населением, декларировавшим в конце 80-х гг. свою принадлежность к като-шцизму на уровне свыше 90$ .
Ограничивая свой анализ не только хронологическими, но А тематическими рамками, автор делает предметом исследования трежде всего место и конкретную роль католической церкви в общественно-политической жизни Польши, теоретические основы зоциалыде-политической доктрины католицизма в стране и злак иже Ватикана к социальной мысли "папа-поляка" Иоанна Павла П на позиции польской католической церкви в 80-х гг. Наряду с этим диссертант не мог не коснуться - в силу особой их значимости - последних документов, касающихся регулирования отношений между церковью и государством. Ибо задачи, стоящие перед польским обществом после прихода к власти некоммунистического правительства, как и прежде, требуют единения и сотрудничества всех сил народа на выход из кризиса. Возможность осуществления этих задач находится в прямой зависимости не только от решения таких вопросов, как обеспечение равенства граждан в политической, социальной, экономической и культурной областях, но и в немалой степени от обеспечения гарантий свобода совести.
Раскрывая тему исследования, автор пытался максимально учитывать специфику польского католицизма, его отличие от так называемого католицизма вселенского, а именно: его необыкновенную массовость, "народность", особую привязанность к обрядам, демонстративность, эмоциональность и довольно сильные клерикальные тенденции.
Диссертант ставил целью выявить специфический облик современного польского католицизма, т.е. проанализировать прежде всего процессы в нем в 80-х - начале 90-х гг. В то же время он счел необходимым постоянно обращаться к предыдущим годам польской истории, поскольку в противном случае, по его мнению, особенности идеологии, характерные приемы и методы деятельности церкви в конкретных условиях польской действительности будут непонятны без некоторых, хотя бы кратких, исторических сведений, без учета их определенной эволюции. Это обстоятельство заставляло автора не ограничиваться непосредственным анализом современной идеологической концепции католической церкви в Польше, но и показывать все те противоречивые тенденции, которые определенным образом сказывались на облике католицизма в стране, начиная с послевоенного периода.
Автор исходил также из того, что религиозные отношения в Польше формировались на протяжении веков в специфической для польского народа исторической ситуации (речь идет прежде о разделах страны), влиявшей на характер политико-ре-тгиозных концепций, которые, в свою очередь, влияли на формирование определенной их модели. Эта зависимость проявлялась [ в последнее десятилетие существования ПНР, то есть в тот іериод, который выбран нами для анализа наиболее ванных про-ілем в контексте происходивших в это время радикальных социально-политических изменений.
Состояние научной разработанности проблемы. В польской [аучной литературе имеется немало трудов, посвященных соци-ильному учению католицизма, роли религии и церкви в обществе, шализу взаимоотношений церкви и государства в Польше. Различ-ше- аспекты этой темы рассмотрены в работах польских религиоведов: Б.Мыслэка, Э.Гжеляка, Е.Годлевского, М.Сташевского, {.Конколя, Б.Кшивоблодкой, В.Помыкалоj С.Маркевича, Э.Сайдак-їихновской, Т.М.Ярошевского и др. Тем не менее целостный об іаз современного католицизма и анализ взаимоотношений государства и церкви в Польше с учетом ситуации 80-х - начала Ї0-Х годов пока отсутствуют. Учитывая же факт ликвидации в сентябре 1990 г. Института религиоведения в Варшаве, можно предположить, что осуществление указанной задачи со светских іозиодй в ближайшее время вряд ли возможно.
В 60-80-е гг. советскими учеными были защищены кандидатские диссертации по различным аспектам идеологии и деятельности католицизма в Польше: Н.Н.Гусейнова "разработка марксистской концепции человека в философской мысли ПНР" (1986); Ф.Г.Овсиенко "Особенности идеологии и деятельности католической церкви в ПНР" (1969); Т.А.Поьаркова "Римско-католическая церковь и государство в ПНР" (1987), Различные аспекты исследуемой проблемы рассматривались в работах Л.Н.Великовича, М.П.Мчедлова, И.Я.Кантерова, Б.А.Филиппова, Л.Ф.Шевцовой, И.Б.Ястребова.
Большое значение для уяснения роли религии и церкви в жизни польского общества имели подготовленные и защищенные польскими учеными в 70-80-х гг. в бывшем СССР следующие кандидатские диссертации: я.Мучко "Марксистско-ленинские принципы отношения коммунистических и рабочих партий к религии, церкви к верующим и их осуществление в процессе строительсгва социализма (на примере СССР и ПНР)"; В.йвандао "Католическая церковь и проблема секуляризации общественно-политической жизни в ПНР"; Э.Снеговский "Клерикализм и проблемы его преодоления в ПНР"; Е.Редлин "Критика идеологического обоснования современной "восточной политики" Ватикана"; А.Жарздин "Критический анализ политической теологии Стефана Вышиньского"; Я.КоседовскиЙ "Идеологическая экспансия католической церкви в отношении рабочего класса ПНР"; К.Хжановский "Католическая церковь в Польше и крестьянство"; Я.Ягодзиньский "Католическа концепция христианской Европы (критический анализ)"; Е.Ясинь-ский "Проблемы преодоления влияния католической церкви на молодежь в ПНР" и др.
Несмотря на все отмеченное выше, можно заключить, что степень разработанности этой темы в настоящее время едва ли соответствует ее значимости, особенно в сьете происходящих на рубеже 80-90-х годов процессов.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследовація заключается в том, чтобы выявить особенности идеологии [ деятельности католической церкви в Польше в 80-х - начале О-х гг. Указанная цель обусловила постановку следующих кон-:ретных задач:
- выявить специфику политизации религии в Польше и :арактер отражения в ней интересов различных сил;
- рассмотреть роль католической церкви в общественно-по-эдтических событиях страны в последнее десятилетие;
- Еычленить философский аспект социальной доктрины іатолицизма в Польше;
- раскрыть специфику восприятия в Польше социальной доктрины Ватикана и учения Иоанна Павла П;
- проанализировать новые законодательные акты о гарантией свободы совести и исповедания и об отношении государства
І римско-католической церкви; выявить характер взаимоотноше-гай государства и церкви в начале 90-х гг.;
- составить определенный прогноз развития религиозной ситуации в Польше на бликайико годы.
Новизна диссертации закл о-іается в том, что это первая работа, посвященная анализу и;:.сэ-югии и деятельности католической церкви в Польке в 80-х - гачале 30-х гг., осуществленная на фоне уже завершившегося гериода Народной Польши. Кроме того, данная работа учитыгает «ендународньтй аспект и польскую религиозную, политическую, национальную, мировоззренческую специфику, в ней дан совершенно иной подход к исследуемым вопросам, какого нет в другій научных исследованиях.
Необходимость анализа изменений в ссщ!ально-яожхіг-і--.-.сі-\ сизин страны потребовала новых подходов к рассмотрению проблемы отношения к цезкви как полнопвавному участнику со н-ЇЇВЄЇИЇОЙ изни страны к как субъекту права; представлен ш :.-шз нонах законодательных актов, определяющих место л ІЮЗІІЇЛШ ХорКЕйї в современней общественно-политической жизни ПОЛЬЗА.,
- 6 В работе представлена современная католическая социально-политическая доктрина с учетом восприятия ее польской философско-теологической мыслью. Таким образом, по нашему мнению, можно полнее уяснить как общие черты, так и различия, которые в результате оказывали и оказывают влияние на общественно-политическую практику в стране. Такой подход, несомненно, является новым в исследовании настоящей проблемы.
Методологическая основа диссертации и источники исследования. При подготовке диссертационного исследования автор стремился быть свободным от каких-либо конъюнктурных соображений. Объективность и беспристрастность, диалектический подход и научный историзм - таковы основные принципы, которыми он руководствовался при написании настоящей работы. При решении поставленных задач были обстоятельство изучены монографические работы светских и религиозных авторов, исследован большой массив католических периодических изданий. Кроме того, автор обращался к материалам архива Люблинского католического университета. В работе использованы протоколы Конференций польского епископата.
Предметом анализа стали выступления представителей епископата по кардинальным социально-политическим проблемам, социальные энциклики Ватикана, публикации представителей разных течений католической социальной и политической философии.
Практическая значимость диссертации состоит Б тем, что она вносит определенный вклад в разработку актуальной для теории религиоведения и практики государственно-церковных отношений проблемы. Основные результаты проделанной работы могут 6w использованы в научно-исследовательской деятельности, в преподавании курса религиоведения при изучении таких разделов, как "Религия в современной политической жизни Польши", "Свобода с вести в польском обществе", "Диалог государство - католически.
Апробация работы. Разработкой.настоящей проблематики щссертант занимался на протяжении ряда лет, используя собран-шй материал в выступлениях на семинарах и научных конференциях воеводства Белой Подляски.
Диссертация обсуждалась на проблемной группе и на засе-щнии Ученого совета Гуманитарного центра РАУ и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух лав, заключения и списка использованных источников и литера-суры.