Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края Скоробогатова, Ирина Владимировна

Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края
<
Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скоробогатова, Ирина Владимировна. Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Скоробогатова Ирина Владимировна; [Место защиты: Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина].- Санкт-Петербург, 2011.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/445

Содержание к диссертации

Введение

Глава I . Идеология и практика христианского харизматизма 11

1.1. Феномен харизматизма в христианстве 11

1.2. Особенности харизматического движения в пятидесятничестве 56

1.3. Харизматическое движение в России 94

Глава II. Деятельность харизматических объединений в Красноярском крае 132

2.1. Становление и развитие харизматических объединений (вероучение, организация, состав, культовая деятельность) 132

2.2. Внекультовая деятельность харизматических церквей 171

Заключение 198

Литература 208

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Харизматическое движение как направление современного протестантизма зародилось в 1960–70-е годы в среде пятидесятнических церквей в США и вскоре стало одним из самых быстрорастущих и активно распространяющихся религиозных движений в мире. На сегодняшний день, по различным оценкам, начитывается несколько десятков миллионов его последователей.

В России харизматическое движение возникло несколько позже, чем за рубежом, только в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. и за двадцатилетний период существования на российском «конфессиональном поле» стало заметным явлением религиозной жизни страны. Нынешнее состояние показывает, что на общем фоне стабилизации религиозной динамики в России харизматическое движение по-прежнему имеет тенденцию к росту.

За сравнительно небольшое время, благодаря интенсивному развитию, особенностям культовой практики и активной социальной деятельности своих участников, харизматическое движение стало объектом повышенного внимания со стороны отечественных СМИ и конфессионального окружения. Однако оно остается пока ещё мало изученным российскими религиоведами. На сегодняшний день информация о нём, содержащаяся в научной и учебной литературе, носит фрагментарный и противоречивый характер.

Очевидной причиной этого является относительная молодость и динамичность российского харизматического движения, что затрудняет его адекватную оценку как факта религиозной жизни. Другая причина, препятствующая пониманию феномена современного харизматического движения в России, состоит в недостаточной теоретико-религиоведческой разработке объяснения харизматизма как явления, которое можно встретить в любой религиозной традиции, но специфически проявившегося в протестантизме.

Одной из характерных черт современного общества является образование новых форм религиозной жизни, в том числе и в рамках традиционных религиозных систем. Наличие разработанной научной трактовки харизматизма позволило бы более точно идентифицировать некоторые из возникающих религиозных феноменов подобного рода и, в определенной мере, прогнозировать их дальнейшее развитие. Исходя из этого, исследование конкретных случаев проявления харизматизма в современной религиозной среде может внести значительный вклад в выработку общего понимания эволюции религии.

Исследования харизматического движения в Красноярском крае, проводимые автором на протяжении нескольких последних лет, показали не только количественный рост этого движения в регионе, но также его заметные качественные изменения. Движение сравнительно быстро видоизменяется, что ставит перед исследователем задачу не только понять внутреннюю логику этих изменений, но и определить перспективы развития движения в будущем. В свете современной ситуации, когда одним из источников угрозы общественной стабильности стали экстремистски настроенные религиозные группы, от религиоведческой науки требуется не только анализ свершившихся религиозных фактов, но также опережающий подход, способность к прогнозированию развития религиозной ситуации, определению возможных тенденций.

Особенностью современного российского харизматического движения, требующей религиоведческого анализа, является активная социальная деятельность его последователей. Харизматические организации проявили себя в благотворительной сфере, в работе с молодёжью, в организации общественно значимых культурно-просветительских проектов. Внимание привлекает предпринимательская активность верующих из харизматических общин. Особых результатов харизматические церкви добились в практике социальной реабилитации людей, находящихся в наркотической или алкогольной зависимости, а также совершивших криминальные действия. Непосредственный исследовательский интерес вызывает влияние идеологии и практики харизматического движения на образ жизни последователей.

Рост количества харизматических организаций и численности последователей движения в России, значительный приток молодёжи, активная социальная деятельность харизматов позволяют говорить о том, что харизматическое движение способно, в определённой мере, оказать влияние на развитие российского общества. Остроту вопросу придает распространённая в СМИ и пропагандируемая «антисектантскими» организациями точка зрения о деструктивном характере харизматического движения. В свете этих тенденций исследование феномена современного российского харизматизма представляется своевременным и необходимым.

Степень разработанности проблемы. В исследовательской литературе существует очевидная диспропорция между многочисленными трудами зарубежных авторов по различным аспектам харизматического движения и крайне небольшим количеством отечественных работ.

Феномен харизматизма как предмет научного анализа отражён в работах М. Вебера, П. Бергера. Исследование харизматического опыта содержится в трудах У. Джеймса.

Современное харизматическое движение в пятидесятничестве стало предметом научного изучения западных социологов религии Р. М. Андерсена, Е. Д. Блумхофер, Э. Грили, Д. Гэллапа, И. И. Зарецки, М. П. Леоне, Д. Полинга, Б. Уилсона, В. Флинта, М. Хайриха, Д. Е. Харрела.

Рассмотрение харизматического движения в контексте распространения в ХХ веке новых религиозных направлений проводилось в работах Д. П. Долана, Д. Кохена, Р. Л. Эллвуда, М. Якоба и др.

В отдельную группу исследований харизматического движения следует выделить работы пятидесятнических авторов А. Андерсона, У. Мензиса, Д. Миллера, Д. С. Рэндалла, Г. Уэккера. В последнее десятилетие особое значение исследователями пятидесятнического/харизматического движения придаётся изучению региональных сообществ, активно развивающихся в Латинской Америке, в Африке, в странах Юго-Восточной Азии. Пятидесятничество рассматривается как в общем контексте процесса глобализации, так и в связи с модернизацией развивающихся стран третьего мира.

Богословский анализ харизматического движения в пятидесятничестве содержится в работах протестантских авторов В. Бюне, Дж. МакАртура, Г. Хазела, Х. Ханеграфа, а так же православных исследователей С. Роуза и И. В. Ефимова. Тематически к этим работам примыкают исследования харизматических феноменов в католицизме, которые были предприняты американскими католиками Д. Гелпи, Р. Лорентеном, К. МакДоннелом, Р. Мартином, Э. Д. О’Коннором, К. Рэнеганом и др.

Социально-психологические основания харизматических настроений исследуются в работах Ч. Рейча и Т. Роззака, а также протестантских теологов Р. Л. Джонсона и Х. Кокса, связывавших феномен харизматизма с религиозными исканиями в условиях секуляризации и урбанизации.

В советский период идеология и деятельность пятидесятнических общин рассматривались в работах А. Г. Москаленко, В. Д. Граждана, А. Н. Белова, Н. П. Дмитриенко, Ф. Н. Гаркаленко, Е. Г. Балагушкина, В. И. Мельника, С. В. Шершневой.

Исследованию пятидесятнического и харизматического движений в постсоветский период посвящены работы Л. Н. Митрохина, С. Б. Филатова, Р. Н. Лункина, О. В. Куропаткиной.

В целом можно сказать, что если работы западных авторов по проблеме харизматического движения за рубежом представлены в значительном объёме, то исследование российского харизматического движения ещё только начинается и требует дальнейшего всестороннего развития.

Объект исследования — харизматическое движение в протестантизме и его проявление в российском пятидесятничестве.

Предмет исследования — состояние и деятельность религиозных объединений пятидесятников-харизматов в Красноярском крае.

Цель исследования раскрыть специфику современного харизматического движения протестантов в России. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Уточнить понятия «харизма», «харизматический опыт», «харизматизм» и выявить существенные признаки обозначенных ими религиозных явлений.

2. Дать общую характеристику развития харизматического движения в протестантизме.

3. Исследовать генезис и особенности харизматического движения в современном российском пятидесятничестве.

4. Проанализировать развитие харизматических религиозных объединений (вероучение, организация, культовая деятельность) в Красноярском крае.

5. Рассмотреть основные направления и формы социальной деятельности организаций пятидесятников-харизматов в Красноярском крае.

Теоретические источники и методологическая основа исследования.

Теоретико-методологической основой исследования стала модель типологии религиозных объединений «церковь – секта – деноминация – культ», базовые положения которой были сформулированы М. Вебером, Э. Трёльчем, Р. Нибуром, Г. Беккером и др.

В диссертации применены общие методы научного анализа сравнительно-исторический и типологический методы; метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные методы исследования социальных явлений метод опроса; статистический анализ; метод включенного наблюдения; контент-анализ религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов, проповедей, Интернет-ресурсов харизматических организаций.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

впервые был проведён комплексный религиоведческий анализ состояния и деятельности харизматических организаций на территории Красноярского края;

в научный оборот введён новый эмпирический материал региональных полевых исследований харизматического движения в России;

впервые выявлены и определены типологические характеристики двух этапов развития харизматического движения в России ривайвелистского и институционального;

уточнён смысл религиоведческой трактовки понятий «харизма», «харизматический опыт», «харизматизм»;

предпринята одна из первых в отечественном религиоведении попыток аналитического рассмотрения взаимосвязи между религиозными представлениями о харизме и социальной активностью верующих в России.

Основные результаты исследования отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

  1. Современное харизматическое движение представляет собой новое протестантское направление, возникшее в результате ривайвелистской идеологии в пятидесятничестве. По ряду характеристик харизматическое движение существенно отличается от традиционного пятидесятничества.

  2. В развитии российских харизматических церквей можно выделить два основных этапа ривайвелистский и институциональный. Достигнутая к настоящему времени институциональность российского харизматического движения является переходным состоянием к следующему этапу, на котором произойдёт «рутинизация» харизматической традиции и движение утратит свои качества «харизматизма».

  3. В процессе институциализации в российском харизматическом движении формируется новая мировоззренческая парадигма «теологии призвания», отличная как от традиционного пятидесятничества, так и от харизматической идеологии ривайвелистского периода.

  4. Смена мировоззренческой парадигмы обусловила изменения в характере социальной деятельности верующих-харизматов. Идеология и практика харизматического движения способствуют формированию нового типа верующего, ориентированного на планомерное достижение успеха во всех сферах мирской жизни.

5. Харизматическое движение в Красноярском крае на первом этапе развития соответствует признакам ривайвелизма, с высокой эмоциональностью молитвенных собраний, экзальтированными харизматическими состояниями («святой смех», «падения в духе»). Значительное влияние на его становление оказали иностранные миссии. Второй этап развития движения в крае связан с институционализацией, формированием сети церковных отделов и служений, созданием системы управления в каждой общине. Развивается социально-благотворительная деятельность церквей, отмечается их активность в экономической сфере.

Харизматические церкви настойчиво стремятся показать свою лояльность власти, желание сотрудничества в сфере решения социальных проблем, начинают звучать проповеди с патриотическим уклоном, возрастает интерес верующих к жизни общества.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Полученные результаты способствуют выработке научно обоснованного религиоведческого объяснения феномена харизматизма в протестантизме, раскрывают специфику харизматического движения пятидесятников в России.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для разработки и преподавания учебных дисциплин религиоведческого, социологического, культурологического характера, а также послужить базой для эмпирических исследований новейших форм существования и деятельности протестантских объединений в России.

Апробация исследования и публикация материалов работы. Основные положения диссертации были апробированы в ходе Всероссийской научной конференции «Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах» (Барнаул, апрель 2009 г.), Х Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжь и наука ХХI века», посвящённой 85-летию со дня рождения В. П. Астафьева и 100-летию со дня рождения Л. В. Киренского (Красноярск, май 2009 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции «Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири» (Иркутск, июнь 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Христианство и решение социальных проблем общества» (Санкт-Петербург, май 2008 г.) и др. Материалы диссертации были использованы при подготовке и чтении лекционного курса «История протестантизма» на кафедре религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева в 2008–2010 гг.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 230 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 63 на иностранных языках.

Особенности харизматического движения в пятидесятничестве

Близко по значению к «charis», как утверждает М. Помазанский, в Новом Завете употребляется слово «dynameis», указывающее на значение благодати как силы, живой и деятельной, назначение которой состоит в утверждении в людях результатов искупления. В частности, «dynameis» используется в обещании Христа дать силу Св. Духа ученикам: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24: 49), «Но вы примете силу (dynamin), когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8), а также в учении ап. Павла: «Благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15: 10), «Тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1: 29).

М. Помазанский, излагая православное догматическое богословие, пишет, что в общем библейском смысле благодать подразумевает милость и благоволение Бога к людям. В Новом Завете понятию благодати придается более конкретный смысл и используется оно в двух значениях. Во-первых, под благодатью понимается «домостроительство нашего спасения», а во-вторых, дары Св. Духа, ниспосланные Богом для освящения, духовного роста и для достижения Царства Божьего.8

Таким образом, согласно употреблению слова «харизма» в новозаветных текстах, его значение указывает на сверхъестественный дар, получаемый верующими от Бога для осуществления спасения или миссии. Согласно общехристианским представлениям, в день Пятидесятницы Господь ниспослал дары Св. Духа на церковь. Новый Завет повествует о девяти духовных дарах — веры, пророчества, слово знания, слово мудрости, чудотворения, иных языков, истолкования языков, исцеления и различения духов.

Некоторые идеи и элементы учений о благодати содержатся в трудах Отцов и учителей церкви, как Востока, так и Запада, начиная уже с I века. Однако эти представления ещё не систематизированы и не связаны единой концепцией. Также отсутствует ещё четкое представление о природе Св. Духа. Разрозненные представления о Духе в ранней церкви, по мнению В. Д. Сарычева, объединяет признание благодати сверхъестественной божественной силой Св. Духа, действующей не вовне, а внутри человеческой души. На этом этапе в учениях о благодати ещё не наблюдается стремление к четкому определению того, что в деле спасения следует относить к действию божественной благодати, а что к результатам человеческой воли. Процесс освящения понимается как результат гармоничного взаимодействия божественной благодати и человеческой свободы.9

Непоследовательность в изложении представлений о благодати является общей характеристикой богословия ранней церкви в отношении Св. Духа и благодати. Исследователи церковной истории сходятся во мнении, что неразработанность богословия Св. Духа связана, прежде всего, с обилием харизматических практик в церкви. Архимандрит Киприан (Керн) пишет: «О Духе Святом Церковь почти не богословствовала, если не считать второй вселенский собор и противо-латинскую полемику IX-XIV вв. Это потому что Духом Святым жили. Дух реально проявлялся и проявляется в жизни Церкви через Свои харизмы. Во времена же Иустина это было особенно сильно ощутимо и наглядно. Харизматическая жизнь Церкви проявлялась очень явственно». Этой точки зрения придерживается также И. Мейендорф, говоря о восточной пневматологии: «Византийское богословие оставило нам очень мало концептуальных пневматологических разработок. Это, тем не менее, не означает отсутствие интереса к переживанию, опыту Духа, - напротив, переживание Духа отображалось, и даже ярче, чем на Западе, особенно, в гимнологии, богословии церковных таинств, в духовной литературе».11

Интенция к духовной стороне веры, приоритет внутренних переживаний, по словам А. Гарнака, - есть один из важных признаков раннехристианской общины. В подтверждение он приводит работу Вейнеля «Действие духа и духов в послеапостольскую эпоху», в которой исследуются проблемы, связанные с вопросом о том, в каких формах проявлялся «дух» в жизни ранних христиан. Вейнель делает следующие выводы: «Быть последователем Христа, значит иметь в себе Дух Божий и считать Бога своим Отцом. Деяния апостолов ещё очень хорошо знают, что только тот есть подлинный ученик Христа, кто исполнен Духа Божия... Автор Деяний понимает, что христианская религия не была бы высшей и последней религией в истории, если бы не давала каждому отдельному человеку непосредственного и живого слияния с Богом».12 По словам Гарнака, «действия духа обнаруживались во всех областях, во всей сфере пяти чувств, в области воли и деятельности, в глубоких умозрениях и утонченнейшем нравственном сознании».

Харизматическое движение в России

Так или иначе, к началу XX века в США среди методистских общин сформировалось несколько центров, учивших о «крещении огнем» и все больше утверждалась доктрина о том, что признаком крещения является глоссолалия.84 Сами пятидесятники, как западные, так и российские, называют точную дату своего рождения - это 1 января 1901 г., когда в основанной Ч. Пархемом библейской школе, во время молитвы «о крещении огнем» произошел факт глоссолалии. Позднее центром распространения пятидесятнического движения стал Лос-Анджелес, откуда оно распространилось в разные штаты, а затем и по всему миру.

Причина разногласий, существующая между исследователями пятидесятничества относительно времени зарождения движения, коренится, на наш взгляд, в разном подходе к определению пятидесятничества. Исследователя, считающие Джонатана Эдвардса предшественником пятидесятничества, показывают органическую связь этого движения с другими, более ранними харизматическими движениями в протестантизме, аргументируя тем, что идеи Эдвардса, оказавшие в свое время влияние на «Великое пробуждение» первой половины XVII в., были проповеданы также в «Кентуккском пробуждении», происходившем в начале XIX в. Таким образом, эти исследователи идентифицируют пятидесятничество как ривайвелистское движение. Сами пятидесятники, говорят о том, что движение началось с появления феномена глоссолалии в общинах движения святости.

На наш взгляд, эти точки зрения не являются обоснованными, исходя из того, что ранние движения пробуждения, хотя и являются по сути формой харизматизма, но не могут считаться пятидесятничеством как таковым, в связи с тем, что основная доктрина пятидесятников о крещении Св. Духом ещё не получила догматического оформления. Появление феномена глоссолалии также не может считаться началом пятидесятнического движения, исходя из того, что этот феномен присутствовал в истории христианства и ранее. Если брать за критерий догматически оформленную идею пятидесятников о крещении Св. Духом, то здесь, в большей степени, прав А. Т. Москаленко.

Движения пробуждения или ривайвелизм (от англ. revival -пробуждать, обновлять), представляет собой религиозное движение, в основе которого лежит стремление к обновлению духовной жизни в ответ на нарастание формализма, догматизма, утрату религиозного энтузиазма.86 По своей сути, ривайвелизм не является исключительно протестантским явлением, так как элементы движения за обновление духовной жизни, стремление к истокам Евангелия можно встретить в совершенно различных религиозных ситуациях. Так, к примеру, ривайвелистские элементы можно встретить в движении лионских купцов, ратовавших за возвращение к истокам христианства, и в стремлении к «очищению» катаров, в движении нищенствующих монахов-францисканцев, стремящихся возродить принципы евангельской жизни, и в соборном движении в католицизме, и в самой Реформации, и в анабаптистских движениях. Однако как устойчивое и систематически воспроизводимое явление ривайвелизм проявил себя именно в протестантизме. Здесь было так же разработано его идеологическое обоснование.

Истоки протестантского ривайвелизма коренятся в пиетизме, распространившемся в протестантских церквях в XVII-XVIII веках движении, в котором главное место отводится личному опыту веры в противовес рационализму и догматизму. Рассматривая понятие харизмы, мы уже не раз обращались к представлениям о личном взаимоотношении верующего с божественной реальностью, представленном в благодати. В протестантизме, представление о возможности непосредственного общения с Богом, стало одним из оснований протестантского мировоззрения. Однако, облекпшсь в вероисповедные формулы, эти представления, как и любое другое вероучение, подверглось окостенению и формализации, реакцией на что, стало пиетистское мировоззрение.

Говоря о пиетизме, прежде всего, имеется в виду немецкий пиетизм, основателем и идеологом которого считается Якоб Шпенер. Хотя некоторое созвучие пиетистскому мировоззрению можно увидеть и в более ранних проявлениях христианской мистической традиции. Основным убеждением Я. Шпенера является то, что никакое вероучение и догматы не должны подменять личную веру. Он утверждал, что люди, не выходящие в своей вере за пределы догматов, не смогут постичь всю глубину христианства и не пережитая лично вера может нанести урон христианству не меньше, чем догматические заблуждения.87 В основу своих представлений Я. Шпенер заложил идею о необходимости личных взаимоотношений с Иисусом Христом и Св. Духом. Повсеместно начинают организовываться «кружки благочестия», объединяющиеся для совместного интенсивного изучения Писания и общих молитв. Пиетизм получил широкое распространение также за пределами Германии. Объединившись с «моравскими братьями» и получив для своих последователей название гернгутеров, пиетизм распространился в Северной Америке. Большое влияние пиетистское мировоззрение оказало на братьев Уэсли, вставших у истоков английского методизма.

Становление и развитие харизматических объединений (вероучение, организация, состав, культовая деятельность)

Примером зарождения харизматических тенденций в среде традиционных пятидесятников может стать история создания Ассоциация Христианских Церквей «Союз Христиан» (АХЦ). В 1986 г. несколько ленинградских групп молодых пятидесятников, выходцев из традиционных церквей, создали неформальную религиозную организацию «Союз молодых христиан», где помимо церковной деятельности главная роль принадлежала музыкальной группе. Участники группы писали христианские песни, выступали с концертами, организовывали музыкальные фестивали. На сегодняшний день АХЦ «Союз христиан» объединяет более 450 харизматических церквей в России.176

Нужно сказать, что на первых этапах развития харизматического движения в России наблюдался существенный идеологический разрыв между традиционными пятидесятниками и реформаторским духом харизматов. Радикально настроенные верующие легко воспринимали харизматические идеи, выходили из прежних традиционных общин и организовывали новые церкви, провозглашая идею «духовного возрождения» взамен догматизму консервативного пятидесятничества и других христианских конфессий.

Пример неприятия новых форм богослужения традиционалистами показывает история основания харизматической церкви «Новое поколение», ставшей впоследствии одной из наиболее развитых харизматических структур в России и за рубежом. В 1988 г. община консервативных пятидесятников, где пастором был поставлен А. Ледяев, переживала период идеологического расслоения. Часть общины, во главе с пастором придерживалась модернистской направленности, другая оставалась на позициях традиционного консервативного пятидесятничества. В 1988 г., когда появилась возможность проповедовать в общественных местах, церковь А. Ледяева стала проводить массовые евангелизационные собрания в кинотеатрах, на стадионах, дворцах культуры. Особенностями богослужений, проводимых А. Ледяевым, стала динамичность, выраженная в харизматическом стиле проповеди, использование современной рок-музыки, профессиональных музыкантов и современного музыкального оборудования и инструментов, а также театральных постановок.

Это встречало негативную оценку со стороны религиозных кругов тогда ещё советской Латвии. А. Ледяев в своей книге говорит об этом периоде как времени идеологического противостояния традиционной пятидесятнической системы и новых харизматических тенденций: «Епископат пятидесятнического братства видел в нас угрозу для своего братства и своей идеологии. Период с 1988 по 1989 год был для нас временем глубокого размежевания. Прогрессивные методы служения раздражали религиозных вождей. Начался жестокий религиозный контроль. Расслоение в церкви было уже налицо. Нас раздражала религиозная рутина, их раздражала наша свобода. Наступил тот день, когда церковь представляла собой уже два враждующих лагеря — старое поколение и новое. Одни люди в церкви поддерживали мое служение, другие полностью отвергали». В этом же году Ледяев был отстранён от служения проповедника и музыканта в пятидесятнической церкви. Часть членов пятидесятнической общины не приняли постановление руководства, и в этом же году была открыта первая церковь «Новое поколение». Сегодня в мире действует уже более 200 церквей «Новое поколение», из них 40 на территории России. Ривайвелистский призыв к возрождению религиозной жизни, провозглашенный харизматами, выразился в противопоставлении традиционализма и «живой веры», основанной на личных взаимоотношениях с Богом. Эта дихотомия вера/религия, где религия понималась как формальное следование традициям, а вера предполагала личные отношения Богом, ярко была выражена в идеологии движения «Новое поколение». Проповеди А. Ледяева были пропитаны неприятием религиозного консерватизма, что впоследствии в 1990-х принесло ему огромную популярность не только в харизматических, но и в других протестантских церквях на всем постсоветском пространстве: «Церковь существует не для того, чтобы утверждать отжившие религиозные традиции и убаюкивать порочную совесть грешников в угоду общепринятой консервативной морали. Церковь существует для того, чтобы отрезвлять человека Словом Божьим, ставить его перед фактом реальной действительности - грех назвать грехом, проклятие -проклятием, фарисейство назвать фарисейством».17 Главное препятствие, по мнению харизматов, из-за которого задерживается духовное возрождение или пробуждение, это «религиозный дух», т. е. формальное отношение к вере. 79

Харизматическое обновление оказало некоторое влияние также на Русскую Православную Церковь. Бывший православный священник Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Сергей Журавлев основал «Украинскую Реформаторскую Православную Церковь», став ее архиепископом. Своими духовными предтечами и учителями Журавлев объявил, наряду с деятелями обновленчества 1920-х годов, лидеров американского неопятидесятничества. Журавлев тесно сотрудничает с российскими харизматическими организациями и, по словам А. Л. Дворкина, «действует очень активно, проповедует, где только можно, проводит семинары и конференции и уже успел открыть свою семинарию».

Идеологическое расслоение, появившееся в 1980-х годах в результате распространения в среде советского пятидесятничества риваивелистских тенденций, во многом подготовило почву для развития и распространения харизматического движения. Однако значительную роль в развитии харизматического движения сыграли законодательно закрепленные демократические преобразования начала 1990-х годов в области свободы совести и вероисповедания. Изменение законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных организаций, положенное принятием закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповедания», открыло широкие возможности для основания и регистрации новых религиозных организаций, евангелизационной, благотворительной и другой социальной деятельности протестантских церквей.

Возможность открытой проповеди способствовала распространению движения харизматического обновления не только среди верующих традиционных церквей. Гораздо в большей степени приток неофитов наблюдался со стороны людей, раннее не принадлежавших ни к какой конфессии, либо считавших себя православными. Именно в этот период начинается стремительный рост численности пятидесятнических и харизматических организаций, а также числа их последователей. Статистические данные Совета по делам религии при Совете министров СССР на март 1991 г. отмечают, что на территории РСФСР действовало 72 зарегистрированных общины пятидесятников и 269 незарегистрированных общин.

Внекультовая деятельность харизматических церквей

Р. Хаутсмой было разработано несколько вероучительных курсов. Эти работы не были официально опубликованы, однако на протяжении нескольких лет использовались в качестве учебников в библейских школах. Большая часть их содержания посвящалась толкованию Ветхого и Нового Заветов, другая касалась практических вопросов и предлагалась в качестве руководства для служителей церкви и пасторов.

Особенность учения Р. Хаутсмы, оказавшего значительное влияние на специфику вероучения и практики церкви «Христианская жизнь» на первом этапе её развития, являлась ярко выраженная мистическая ориентация, акцентирование внимания на личном духовном опыте и практическом обретении духовных даров. Важное место занимает учение о крещении Св. Духом. Идеи теологии преуспевания в учении Р. Хаутсмы практически не прослеживаются.

Вероизложение Р. Хаутсмы не является единой разработанной богословской системой, что, в целом, характерно для ещё не сформировавшегося харизматического богословия, однако представляется возможным выделить основные черты учения Хаутсмы о крещении Св. Духом:

1. Путь спасения христианина предполагает 3 этапа крещения.

Первый этап - водное крещение. Этим крещением христианин, с помощью пастора, выражает посвящение своей жизни Богу. Второй этап - это крещение в тело Христа, под которым подразумевается Вселенская Церковь, т. е. мистическое тело Христа. На этом этапе считается, что Св. Дух крестит человека в Тело Христа. Третий этап — это крещение Св. Духом, производимое, согласно учению Р. Хаутсмы, Иисусом Христом, который погружает христианина в Св. Дух.

2. Человек, получивший спасение через веру в Иисуса Христа, становится абсолютно новой личностью. «... Большинство христиан только добавляют «Я — Христианин» к их собственной личности, не осознавая того факта, что они являются совершенно новым созданием, всё старое прошло, теперь всё должно стать новым; ничто из старой личности не совмещается с тем, кем они являются сейчас. ... Ты должен пережить изменение личности от того, кем ты являлся в Адаме к тому, кем ты стал во Христе». Согласно этому положению появляется платформа для формирования новой личности. Верующему предлагается начать жизнь с нового листа, забыть прежний опыт жизни, научиться новым принципам жизни «по вере».

3. Чтобы жить новой жизнью, необходимо полностью подчинить свою волю воле Бога, т. е. подчиниться Духу Святому. «Возрождённый человек обладает новой жизнью, которая требует от него абсолютного повиновения и полной победы над господством плоти. Жизнь Божья абсолютна; она должна получить полное господство над человеком. Как только эта жизнь входит в человеческий дух, она требует, чтобы человек отдался в полное подчинение Святому Духу». " Хаутсма видит ошибки других проповедников в том, что «они заставляют человека быть инициатором (своих действий). Но то, что побуждается плотью, является делом плоти и производит тление». Хаутсма считает, что во всяком деле инициатором должен быть Бог. Человек должен стать «ведомым Святым Духом».

4. Полное подчинение власти Святого Духа невозможно без крещения Святым Духом - «...крещение Духом Святым и пришло для одной из таких целей, чтобы дать вам силу, чтобы дать вам эту способность делать то, что является открытой для вас волей Божьей».225 Отличие учения Хаутсмы о крещении Св. Духом от традиционного понимания пятидесятниками этого вопроса заключается в том, что он видит человека погружённым в Дух: «Когда вы получаете крещение Духом Святым и погружаетесь в поток реки жизни и отдаётесь этому потоку, он несёт вас».

Таким образом, основная идея, отраженная в учении Р. Хаутсмы, состоит в следующем: жизнь христианина невозможна без взаимоотношений со Св. Духом, который даёт человеку возможность исполнять волю Бога. Человек должен оставить весь свой прежний опыт, образ жизни и мышления, чтобы позволить сделать себя «ведомым Святым Духом». Основной акцент в учении Р. Хаутсмы направлен на освещение вопросов, касающихся взаимоотношений христианина со Св. Духом и действии духовных даров.

Нужно отметить, что изложенное Хаутсмой вероучение в большей степени представляет собой руководство к практической духовной жизни, основанное на мистическом опыте самого автора, нежели разработанную богословскую систему. Высказанные им идеи не являются новыми. Идея духовного возрождения как рождения новой личности во Христе, эксплицированная в современном харизматизме, является, тем не менее, одной из характерных черт всех ривайвелистских движений в протестантизме.

Похожие диссертации на Харизматические церкви в современной России : на материалах Красноярского края