Введение к работе
Актуальность темы исследования. В советской историко-философской литературе проблема формирования православной религиозной философии и богословия как теоретической основы мировоззрения Русской православной церкви изучено недостаточно. Православное богословие и духовно-академическую религиозную философию также не принято рассматривать как часть исторического культурного наследия, сконцентрировавшего в себе черты и особенности времени, как своеобразную сторону единого русского историко-философского процесса. Философская традиция, сформировавшаяся з духовных академиях, мало известна. Прошедшая периоды становления и мужания в XIX в., творческого расцвета в серебряный век русского философского ренессанса в начало ХХ-го, она была предана забвению в послеоктябрьский период. Сегодня ыы ухе не имеем права легкомысленно отмахиваться от целой страницы в кашей философской культура, поэтому этот неизученный пласт духовного наследия ждет своих исследователей. Интерес к нему необходим для возрождения целостности отечественной культуры.
Неотъемлемым компонентом философии духовных академий явля-ется проблема обоснования вероучения, решение которой подготавливало и оформление апологетической аргументации в рамках богословия /Основного богословия/. Компетентный анализ современной апологетической аргументации православия предполагает знание основных этапов ее становления, степени влияния на нее философ -ских концепций. Возникает настоятельная необходимость осмыслить пути формирования русского богословия и академической религиозной философии, в частности, философской аполбпш, дать еы соответствующую научную оценку. Недостаточная изученность проблем русской академической философии и православного богословия отрицательно сказывается на анализе закономерностей развития этих явлений и изучении современных тенденций их эволюции. Так, о связи с неисследованностью теоретических истоков процесса ко~ дернизашш православия, он предстает как явление случайное, нехарактерное для православия, лзшенноо какшг-овзбо корней а проэ-
ЛОІ-.
Степень разработанности проАДШ, ДраОлгака а япшк становления философской апологии ролигкн в XIX - качала XX 55. привлекла внимание некоторых оточзстесшшх всогадсоатагав. ЕЬ~
- 2 -обходимо упомянуть одну из первых попыток описания русской философской мысли, в том числе и академической, принадлежащую арх. Гавриилу /В.Н.Вознесенскому/, вышедшую в свет в 1840 г. Работа имеет скорее историческое и справочное значение. Более серьезное изучение предмета предпринято было Э.Л.Радловым в "Очерке русской философии" /1920 г./. Автор подчеркивал взаимовлияние светской и духовно-академической мысли XIX в., рассматривал философскую мысль духовных академий как неотъемлемую часть истории единого отечественного философского процесса. Этого же подхода в "Очерке развития русской философии", охватывающем 1-ую половину XIX века, придерживался Г.Г.Шпет /1922 г./. Он особо Енделкл проблему "вера-разум", как краеугольную в духовно-ака-до.чхческой традиции, подчеркивал роль православных академий в становлении в России философии как общеобразовательной дисцип-лины. Труд Шпета на сегодняшний день наиболее полно и последовательно освещает становление философских традиций академий в 2C-5G-6 годы XIX в. во взаимовлиянии со светскими творческими поисками. Но несмотря на основательность исследований, ни Э.Л. Радлов, ни Г.Г.Шпет не останавливались на проблеме философского обоснования вероучения. Напротив, именно этот аспект заинтересовал представителей церковной 'мысли. Профессор Н.П.Рождественский в кратком очерке истории формирования апологетики в западноевропейской теологической традиции под влиянием религиознонри— лософских систем высказал также ряд мыслей относительно становления апологетической аргументации и Основного богословия в русском православии. Эти замечания позже были развиты свящ. И.Нико-ликам во введении к курсу Основного богословия /в 1904 г./, а также в статьях профессоров духовных академий ССГлаголева и Добротворского. Новое направление в историко-философских исследованиях было прервано в послеоктябрьский период, и на страницы церковной периодической печати эта проблематика вернулась в 60-е годы. Тогда же в Московской и Ленинградской духовных академиях появились курсовые и диссертационные работы, по проблемам обоснования теизма /проф. М.А.Старокадомского, дьяконов В.Мустафина, А.М7мрикова, А.Ведерникова, Н.Медведева, СКузнецова и др./. Внимание православных исследователей в 80-е годы привлекла и сама организация преподавания философских дисциплин, в том числе ж Основного богословия, в духовных академиях в ХІХ-начале XX в.
Это, главным.образом, исследования профессоров В.Ыустафина,-. М.Иванова, А.Чижова,. опубликованные в "Богословских трудах" в 1985-86 гг. Авторы делают попытки выделения основных тенденций и этапов, отличающихся спецификой постановки религиозно-фило—--софских проблем. Современные деятели церкви полагают, что творческие поиски духовно-академических и светских религиозных ыыо-лителей ХП-начала XX вв. /славянофилов, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого и др./ в основном подготовили современную апологетическую аргументацию. Такой взгляд разделяет и митр. Питирим /Нечаев/.
Тенденции становления академической философии в ЛХ-начале.
XX вв. изучались представителями.русской зарубежной церкви проф.
В.В.Зеньковским и Г.В.Флоровским. Г.В.Флоровский в фундаменталь
ном исследовании "Пути русского' богословия" /1937 г./ духовно-
академическую традицию XIX в, рассматривает в общем потоке оте
чественной философской мысли, отводя ей незначительное место.
Зеньковский же /"История русской философии", 1950г./
вается анализом творчества наиболее значимых ее представителей;
тем самым теряется диалектическая цельность поступательного ис
торико-философского процесса.Но несмотря на фундаментальность
своих трудов, упомянутые авторы оставляют нетронутой проблему
становления апологетики под влиянием духовно-академической фаяо-
софской мысли. —.
Появление научных исследований, посвященных общим вопросам эволюции православного богословия и религиозной фжлософжц, з советской литературе относится к 60-м годам. Это в первую очередь монографии Д.М.Угриновича, В.А.Молокова, Н.С.Гордаенко, статьи Н.С.Свменкина, Л.Р.Харахоркина. Авторы рассматривали тенденции в богословии в связи с процессами модернизация православия, наметившимися в эти годы. Проблема феномена академической философии православия, ее роль в деле обоснования вера в связь с теологией привлекла советских исследователей /с точка зрения методологического аспекта/ в 60-е годы. Тогда же появились монографии Д.М.Угриновича /1965 г./ в В.А.Йолокова /IS58T./ В то же время уже в конце 60-х годов, в 70-е года обнаружзв»?» ся заметный интерес к русской религиозной философия, ее отясгг-нию к религии п богословию. Здесь можно отметать работы Н.О.Со» монкина и А.Б.Черткова. В конца 70-х в 80-« года оживает внто-
- 4 -pec к философским концепциям православных авторов. Правда, исследователи по большей части отождествляют богословие и философию духовных академий. Примером мояет служить монография М.Н.Новикова "Тупики православного модернизма" /1979 г./. Более серьезные исследования философского обоснования вероучения появляются в 80-х годах. Этот вопрос специально исследовался Воронко-вой І.П., которая подчеркивала, что богословие и религиозная философия различны по методам и способам обоснования веры, а также А.Б.Чертковым и Л.Б.Шапошниковым.
Формирование православной философской апологии религии проходило под влиянием светской религиозной философии ХП-начала И веков, в первую очередь старших славянофилов и В.С.Соловьева. К.Н.Ломуновнм, В.А.Кошелевым проведено было подробное изучение славянофильства, привлечены к анализу новые, неопубликованные ранее источники, дана общая характеристика их творчества. Боль-пой интерес вызывает в последние годы философское творчество В.С.Соловьева, основные идеи которого нашли отражение в исследованиях В.Ф.Асмуса, Н.Ф.Уткиной, Г.К.Бушурова, Л.Б.Шапошннкова. Из исследований светской религиозно-идеалистической мысли конца ХП-начала XX вв. заслуживают внимания монографии В.А.Куваки-на, А.Б.Черткова. Следует отметить, что философские взгляды светских мыслителей этого периода в советской историко-философской литературе исследованы крайне мало, в связи с чем создается определенный исследовательский вакуум. Это было отмечено в широкой дискуссии л перспективах изучения истории русской философии на страницах журн. "Философские науки" в 1990 г. Упомянутые работы на затрагивают проблемы философского обоснования вероучения в православия, а являются скорее материалом для изучения взаимовлияния светской религиозной философии и философской мысли духовных академий. Работ же, посвященных истории философии духовных, академий, которые рассматривали бы ее через призму указанной нами проблематики, пока нет. Одну из попыток такого исследования представляет собой настоящая диссертация.
1ить и задачи исследования. Цель диссертации состоит в философском анализе наиболее общих закономерностей генезиса православной илософско-апологетической аргументации на конкретном зсторико-філосафском материале. Мы предполагали проследить формование принципов обоснования веры в философии и философии ре~
литии духовных академий и иг влияние на изменения в апологвтэ-чеекой аргументации. Собственно поэтому вас интересовали сочинения философов духовных академий, например, таких как ФЛЛЪ-лубинский, В.Д.Кудрявцев-Платонов, епископ Никанор /А.И.БровЕо-вич/, В.И.Несмелов и др. Мы хотели также, хотя бы кратко, проследить, как формирование принципов обоснования веры л вероучения в сфере философии духовных академий оказало влияние на становление и эволюцию Основного богословия /апологетики/. В СВЯЗЕ с этим в поле зрения работы гопали основополагающие труда по апологетике русских богословов Шв„ таких как профвссор-лро-тоиерей П.Терновский, митрополит Макарий /ГЛ.П.Булгакоа/, архя-мандрит Хрисанф /Ретивцев/, профессор-протоиерей Н.В.Роддествев-ский и др.Исследование проблемы с 30-х по 90-е года ИЗ в. дієт возможность отметить изменения метода, подхода к решения философских вопросов в тот или иной период, проследить ВЛПЯКИЭ
фИЛОСОфСКИХ ПОИСКОВ На ОфОрМЛеНИв НОВОЙ бОГОСЛОВСКОЙ ДИСЦНПЛЕЕН
/Введение в православное богословие или Основное богословие/ аэ в рамках ее, - эволюцию апологетической аргументации. Изучение изменений основных тенденций в развитнп академической фзлософза привело нас к попытке периодизации процесса.
Обращение к столь малоисследованной сфере русской культура» как философская традиция духовных академий ХЕК в., требует о? исследователя осмысления ее связи с основными интзнцпяна русской философской масли, степени ее "вхоздения" в единый процесс эволюции духовной культуры русского общества.
Матодологичдской-Ясно.врй-тДиссеРтатпга является дпалвктако" материалистическое понимание историко-философского процесса*
Источники диссертации, С целью теоретического адотеза бнха изучены монографии, периодическая печать Русской правослаалоЗ церкви ХГХ-начала XX веков, сочинения светских рэлзгиогкых делителей.
На, яагснту выносятся слелтепа полотевпя: - В ХП-начале XX вв. сформировалась философская трздацдя православных духовных акадомпй.
-Под влиянием пршщЕПов обоснования вороучекая, виработаягагг в духовно-окадвмичоскоЗ философской градецкп, вровехадаг сгэ-новление апологетической пргумзнтащш, возедгвЯ в copassito XIX в. в новую богооловокуа двсцаплЕку "Введение л врагааля»-
нов богословие" /а с 1884 г. -"Основное богословие"/.
Процесс формирования философии духовных академий и апологетики социально детерминирован.
Философская апология вероучения в русской православии в своем развертывании прошла определенные социально и теоретически обусловленные этапы развития в XIX - XX вв. Каждому конкретно-историческому этапу были характерны качественно особые формы, метода и функции православной апологетики, определенное состояние философского обоснования вероучения.
Нам представляется возможным определить следующие этапы: I этап - конец 30-х - 60-е годы XIX в.; П этап - 70-е - начало 90-х годов XIX в. ; Ш этап - конец 90-х годов XIX в. - начало XX в. ; 37 этап - послеоктябрьский период /с І9Г7 г./.
Философская апология вероучения в духовно-академической традиции формировалась под влиянием взглядов светских религиозных мыслителей XIX - начала XX вв. /А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, др. славянофилов, В.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого и др./.
Метод православной апологетики претерпел определенные изменения: от первых поисков форм концептуализации мистического опыта и. представления апологетической аргументацив. в систематизированной форме, предполагающей доказательства положительные
и отрицательные, до диалектического обоснования истин веры и апелляции к опытному богопознаншо.
- Философская традиция православных духовных академий высту
пает как часть философского наследия отечественной философской
культуры.
Научная новизна диссертации.
- Проанализирован малоизвестный в советской литературе мате
риал по истории философии а истории становления Основного бого
словия /kqmqhtom которого выступает апологетика/, созданный про
фессорами духовных академий.
Вперив выделаны теоретические истоки, закономерность, пре-зістбєнность- в развитии философской апологии в русском православия. Выделены этапы эволюции философской духовно-академической традиции и апологетики. Критерием выделения этапов стали качественно особые формы философско-апологетической аргументации, проявление ее основных функций*
Впервые в соштеко литература определены функции апологе-
- 7 - ' тики русского православия.
- На основе изучения историко-философского материала лред-
. принята попытка исследования поисков новых форм философской
апологии религии в сочинениях малоизвестных в научной, литературе шслителей /В.Н.Карпова, Н.А.Сергиевского, В.А.Снегирева, В.й.Несмелова, П.И.Линицкого, В.Д.Кудрявцева, ССГлаголова, И.Петропавловского я др./.
В диссертации показано, что философско-алологетическая аргументация в основном богословии русского православия формнро* валась под непосредственным влиянием философии профессоров духовных академий и аналогичных поисков з западноевропейской философской и теологической традициях.
В диссертации прослегивается эволюция богословской дисциплины "Основное богословие" с момента ее зарождения в конца 40-г годоз до окончательного ее оформления в 90-х годах XIX века, что делается впервые.
Была сделана попытка по-новому подойти к феномену православного Основного богословия а академической философии как своеобразным явлениям русской культуры, в опосредованной форме отранаащим идейны» н научные течения эпохи»
Отмечена апологетическая направленность религиозно-философских систем А.С.Хо«якова, И.В.Киреевского, В.С.Соловьева, С.НЛрубецкого, др. мыслителей/. Выявлена степень влияния светских религиозно-философских систем на становление православной апологетики /от заимствования определенных положений ж выводов до принятия конкретной модели философскс—апологетической СЛСГй-мн, где положения апологетики являются закономерным выводогз всей философской сясте?.и/.
Подвергнуты концептуальному анализу исследования современных православных историков философии и апологетики /в том чяс-
п неисследованные советскими авторами дпссертйцконнкз к курсовые работы, подготовленные па кафедре Основного бсгослоъпя Санкт-Петербургской духовной академии/.
Нгплпто-ттчктечпстяя значимость- гпботы, состоит в княвле-н;га соцпалыю-деторминяроваяних закономерностей пронесся становления православной апологетики. Полученные результаты даге-ш способствовать развития теоретической к пряктзчоскоЯ йлз.ч ре-лпгиоведокия, а такяо псоледовяшк го псторкя русспоЗ рмлга-
- 8-озной мысли. ..
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по истории религии и атеизма, истории русской философии, в спецкурсах; по проблемам современного русского православия и апологетики, а также в лекциях, читаемых по линии общества "Знание".
Апробация -работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории религии и атеизма Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Отдельные положения диссертации докладывались на "Герценовских чтениях" и на межвузовской конференции в Перми. Результаты научной работы использовались автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.