Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Биче-оол С. М.

Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.
<
Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Биче-оол С. М.. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Л., 1974 229 с. РГБ ОД, 61:75-7/540

Содержание к диссертации

ВВЩЕНИЕ. „. I - 13

ГЛАВА I. Истоки традиционных форм брака и семьи

1. Пережитки дуально-родовой органи* зации„ .Ж,- 24

2. Посемейная терминология родства к проблеме экзогамии 24 - 34

3. К проблеме группового брака34 - 38

4. Явления, отражающие аатрилокальные брачные отношения^ 38 - 46

5. Переход к патрилокальному браку 47 - 50

6. Семья в составе аальной общнны 50 - 55

7. Моногамная семья и тувинский аал 55 «• 61

ГЛАВА П. Эакявчение брака и свадебнаяобрядность 1. Сватовство с колыбельного возраста^

2. Сватовство с неколыбельного возраста^

3. Добрачные отношения

4. Материальные условия заключения брака 109 - 116

ГЛАВА 1. Изменения брачно-семейных отношений тувинцев в связи с социалистическим строительством в Советской

1. Изменение положения женщины

2. Изменения в быту

3. Новое в оформлении брачных отношений

4. Воспитание ребенка в новой Туве

5. Новые праздники и обряды

Пережитки прошлого в быту и пути их преодоления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 170 - 174

СПИСОК ЙСШЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРAOTR.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 192. 

Введение к работе

Исследование социально-культурных изменений, происшедших в жизни многонациональных народов нашей страны, является одной из важнейших проблем этнографической науки. В плане этих изменений первостепенное значение придается изучению брачно-еемей-ных отношений, являющихся конкретным проявлением общесоциальных отношений.

В октябре 1974 г. Тувинская AGCP отметила 30-летний юбилей вхождения в состав СССР, За годы Советской масти тувинцы достигли огромных успехов в политическом, экономическом и культур, ном строительстве. Значительные изменения произошли и в брачно-семейннх отношениях тувинцев. Выкристаллизовываясь медленно, но уверенно, отметая элементы общинно-родовых и докапиталистически норм отношений, новые формы брака и семьи начали зарождаться еще в годы Тувинской Народной Республики. В настоящее время в Советской Туве идет процесс становления социалистических брачных и внутрисемейных взаимоотношений, основанных на советски, нормах нравственности и морали.

Огрошше социально-культурные преобразования, происшедшие в жизни тувинского народа, являются конкретным проявлением Ленинской национальной политики КПСС и Советского государства. Решения ХХП, ХХШ и ХНУ съездов КПСС показывают, какое огромнс внимание направлено на удовлетворение материальных и духовных потребностей советских людей, на преодоление пережитков прошлі го, на укрепление и утверждение семьи социалистического типа.

Исследование трансформационных процессов, совершающихся в брачно-семейной практике народов СССР, в том числе и тувинцеї является в настоящее время весьма актуальным. Важным предстаз ляется исследование современных преобразований в сравнительном сопоставлении с прошлым, т.е. дореволюционными формами брака и семьи, В этом плане изучение брачно-семейных отношений у тувинцев имеет определенный научный и практический интерес.

Не будет преувеличением сказать, что изучение форм брака и семьи у тувинцев прольет свет на сложнейшую историю общественных отношений в Туве в конце XIX и в начале XX в.в., в которой "смешались фрагменты разных общественно-экономических формаций от общинно-родовых пережитков и докапиталистических элементов , особенности,причины, а также позволит, в свою очередь, выявить боуеловившие длительное бытование некоторых архаических черт брачных отношений, про следить отрицательные стороны пережиточных явлений, консервировавшихся традициями родового порядка и культивировавшихся феодальными кругами в своих антиобщественных и антинародных целя С другой стороны, исследование брачно-семейных отношений в плаї трансформационных процессов позволит выявить пути формирования новых социалистических форм брака и семьи, необходимые для дал нейшего развития и совершенствования советских норм брачных от ношений у тувинцев.

Специального монографического исследования, посвященног( брачно-семейнын отношениям тувинцев, в целом в тувиноведческоі науке пока нет. Несмотря на отрывочные, но интересные этногра фические данные дореволюционных исследователей?на большую нау ную ценность работ советских тувиноведов вопросы развития тра ционных форм брака и семьи и пути их преобразования нуждаются в дополнительном уточнении и изучении. • В.И.Дулов. Социально-экономическая история Тувы конца XIX начала XX в.в., м 1956, с.II Вышеперечисленные причины и предопределили выбор настоящей темы диссертации.

Предлагаемая работа посвящается теме "Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве".

Хронологически тема охватывает конец XIX - начало XX в.в. по настоящее время. Работа является попыткой исследования путем ретроспективного исторического анализа проследить историю развития традиционных форм брака и семьи у тувинцев и пути их преобразования в настоящее время. При исследовании этой проблемы автор преследовал следующие цели:

1. Осветить на основе сохранившихся пережиточных явлений истоки традиционных форм брака и семьи.

2. Восполнить и систематизировать данные по брачным обрядам тувинцев, а также по возможности дать объяснение их происхождения.

3. Проследить изменения традиционных брачно-семейных отношений в ходе культурной революции в периоды ТНР и Тувинской АССР.

Вопросы брачно-семейных отношений у тувинцев в дореволюционной литературе освещены в плане отдельных сведений и сооб Т О а щений у М.И.Райкова, В.ф.Ладыгина , А.М.Африканова, Г.Грумм-Гржимайло . Более полными данными отличаются работы Е.ІСЯков- »

Материалы Е.К.Яковлева изобилуют весьма ценными данными, однако некоторые из них не лишены противоречивых сведений и толкований. Возможно, это объясняется тем, что Е.К.Яковлев не был в Туве и представленные материалы, записанные со слов других, оказались не совсем точными. Это относится к данным о степенях родства, о добрачных и брачных отношениях тувинцев. Вместе с тем, необходимо отметить, что материалы Е.К.Яковлева заслуживают особого внимания.

Работа Ф.Я.Кона, совершившего по поручению Восточного отдела Русского географического общества в 1902-1903 г.г.исследовательскую экспедицию в Туву, представила весьма существенные данные по брачно-еемейным отношениям тувинцев. В главе своей работы, раскрывающей вопросы отношения к женщине, брака и семьи Ф.Я.Кон со всей очевидностью показывает, что в брачно-семейных отношениях тувинцев дореволюционного периода наряду с единобрачием в качестве порока существовали внебрачные половые связи с их крайней формой - проституцией и прелюбодеянием, широко практикуемые господствующими классами. Данные этнографических материалов Ф.Я.Кона свидетельствуют, что хотя эти социальные пороки осуждались общественным мнением, однако это осуждение, как отмечает Ф.Энгельс, были направлены "не против причастных к этому мужчин, а только женщин; их презирают и выбрасывают из общества, чтобы таким образом, снова провозгласить, как основной общественный закон, неограниченное господство мужчин над женским полом" Этот тезис очень хорошо отражает действительное отношение к тувинской женщине в дореволюционной Туве. Материалы Ф.Й.Кона отразили также полярность и противоречивость отношений, существовавших в брачно-семейной практике тувинцев, несомненно,связанных с самой природой единобрачия эксплуататорского общества.

Е.К.Яковлев и Ф.Я.Кон представили нам материалы по тувинской свадебной обрядности, описывая в общих чертах зафиксированные ими тогда обряды. Они описали некоторые этапы брачной обрядности, правда,не в той последовательности какой они существовали по традиции, но,все-таки,наличие в их работах описания таких обрядов, как колыбельный сговор, "ас-белеи, итукдери, ичай бузар" перевоз придаыого в аал жениха, имели для нас опре деленный научный и сопоставительный интерес.

В советской этнографической литературе вопросы брака и семьи отдельными статьями, главами в работах рассматривались учеными-тувиноведами.

Ценные этнографические материалы по брачно-семейным отнс шениям тувинцев находим в работах Л.П.Потапова , который не только просто описал, но сопоставил и дал состоятельную интер-претацив свадебных циклов и обрядов нескольких районов Тувы.

В I960 г. выходит в свет первый том трудов ТКЭАН с рабє той Л.П.Потапова "Материалы по этнографии тувинцев районов Мс гун-Тайги и Кара-Холя", где в главе "Семейно-брачные отношения" автор впервые в советской этнографической литературе представляет материалы, посвященные специально вопросам брака и семьи у тувинцев.

В 1966 г. выходит второй том трудов Т1ЭАН, где в статье "Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хемчика" Л.п.Потапов излагает свои исследования по свадебных обрядам хемчик-ских тувинцев.

В 1969 г. выходит в свет монографический труд Л.П.Потапова, посвященный дореволюционному быту тувинцев - "Очерки народного быта тувинцев". В разделе "Свадебный обряд" Л.П.Потапов представил весьма богатый этнографический материал, собранный им в течение ряда лет в западных и южных районах Тувы. Особый интерес вызывает эта работа тем, что свадебный обряд дается впервые в сопоставительном плане, в локальном своеобразии каждой группы тувинцев, что делает работу Л.П.Потапова на сегодняшний день йсклочительной срди работ, посвященных брачно-семейны отношениям народов Южной Сибири.

В 1961 г. вышла работа С.й.Вайнштейна "Тувинцы-тоджинцы" где в главе "Семья и брак" автор на основе анализа собранных ма териалов представил данные брачно-семейных отношений тувинцев Тоджинского района.

В 1964 г. выходит следующая работа С.й.Вайнштейна - "К и 2 тории ранних форм семейно-брачных отношений" , в которой автор впервые исследует молодежные сборы - игры "ойтулааш", бытовавшие в Туве вплоть до 30-40 г.г.

В 1969 г. в докторской диссертации "Происхождение и историческая этнография тувинского народа" в главе "Семья и брак" С.М.Вайнштейн представил этнографические материалы, на основе анализа которых он рассмотрел вопросы развития брачных отношений тувинцев, отметил локальную специфику свадебных обрядов у скотоводов и оленеводов.

Данные работ Л.П.Потапова и С.М.Вайнштейна в плане понимания сущности брачных институтов были использованы автором при написании диссертации.

Этнографические материалы по тувинской свадебной обрядности мы находим в рукописном фонде архива Тувинского научно-исследовательского института языка, литературь/ и истории. Среди них особого внимания заслуживают записи доктора филологических наук А.Ч.Кунаа . Свадебные обряды и церемонии тувинцев, бытовавшие в начале нашего столетия, представлены им в той последовательности, в какой они существовали по традиции.

За последние годы рукописный фонд пополнился материалами А.Ш.Баир , прекрасного знатока старомонгольской письменности и языка. Переведенные им с монгольского языка на тувинский, материалы о семейной жизни тувинской женщины, в дореволюционное время представляют собой важный этнографический материал, позволяющий более полнее и конкретнее рассмотреть некоторые аспекты брачно- и семейно-правовых отношений тувинцев.

Весьма ценные данн обряда является повесть "Самбукайнын, чугазы" . Несмотря на то, что это художественная историческая повесть, тем не менее необходимо отметить, что этнографические материалы в ней имеют научную ценность.

Трансформационные процессы в области брачно-семейных отношений у тувинцев в советский период, не получили специального отражения в литературе.

Методологической основой для работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, в особенности произведения В.И.Ленина л 2 „и задачах женского рабочего движения в Советской республике" , 3 "Советская власть и положение женщины" . Классическим образцом научного анализа при рассмотрении выбранной темы явилась работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и госу-дарства" . Для теоретического осмысления и понимания сущности брачных институтов были использованы труды ведущих советских ученых 5 б 7 этнографов - М.О.Косвена, С.А.Токарева , Д.А.Ольдерогге , Н.А. Кисдякова, .М.Абрамзона, Н.А.Бутинова, Ю.И.Семенова, Ч и др. При написании диссертации были использованы документы и материалы партархива Тувинского обкома КПСС, Государственного архива Тувинской АССР, рукописного фонда ТНЙИЯЛИ, данные отдела женсовета при Тувинском Обкоме КПСС, фонды Кызыльского краеведческого музея, архивы Института Этнографии АН СССР г.г.Москвы и Ленинграда, труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиций (ТКЭАН) Института Этнографии АН СССР. Были привлечены и использованы материалы, содержащиеся в С С rj работах Е.Д.Прокофьевой, Б.и.Дулова, Л.В.Гребнева, М.Х.Мащ най-оола. Автором были использованы работы Э.Таубе, преподавателя Лейпцигекого университета в ГДР, в течение ряда лет (1966,1967, 1969,1972 г.г.) изучавшей быт тувинцев, проживающих в МНР.

Основным источником для написания настоящей работы послужили полевые этнографические материалы, собранные автором в течение ряда лет (196Э - 1973 г.г.) в Овюрском, Мецгун-Тайгинском, Ізун -Хемчикском, Улуг-Хемском, Таидинском, Пий-Хемском районах и в пос. Кунгуртук Кызыльского Горсовета. Сбор полевых материалов проводился путем опроса старшего поколения тувинцев обоего пола. Полученные от инхр-орматоров данные уточнялись в беседе с другими, хорошо знающими тувинские традиции. Материалы по современным брачно-семейным отношениям собирались путем непосредствеї ного наблюдения во время стационарных работ в поселках, районах, Для исследования возраста вступающих в брак молодых людей и регистрации брака,автор использовал посемейные анкетные данные, собранные им же. Данные анкет подвергались проверке в районных отделах ЗАГСов. Материалы по внедрение новых свадебных обрядов извлечены из газет "Тувинская правда1 , "Шын" и "Тнваннн, аныяк тары" за советский период.

Тувинцы, язык которых образует особую уйгуро-тукуйскув подгруппу уйгурской грзшпы тюркских языков, расселены в географическом центре Азиатского материка, в бассейне Верхнего Ен сея,

Богата и сложна история древних предков тувинцев. Территория Тувы со времен эпохи бронзы изобилует разноязычными племенами. С УШ в.до н.э. четко прослеживается появление скифских племен ранних кочевников, которые вплоть до П в.до н.э. властвовали в степных просторах Тувы. В конце I тыс.до н.э. ив первых веках нашей эры на арене политической истории выдвигается союз гуннских племен, хозяйственные, культурные и бытовые черты которых прослеживаются до этнографической современности.

В I тыс.н.э. до ХШ в. древнее население Тувы входит в состав тюркского каганата, уйгурского и кыргызского ханства. В ХШ в. население Тувы подпадает под власть Монгольской империи, а в ХУШ в. вплоть до 19II-1912 г.г. нашего столетия Тува находилась под властью майчжуро-китайских феодалов.

В результате национально-освободительного движения аратских масс в 1912 г. в Туве пало полуторавековое господство мань-чжурско-китайских колонизаторов, определившее новые предпосылки для воссоединения Тувы с Россией. Однако политическая обстановк была весьма сложной. Она отражала классовые противоречия в самой Туве и противоречия среди различных государств. Тувинские феодалы, напуганные размахом национально-освободительного движения аратских масс и опасавшиеся перехода аратов к антифеодалі ным выступлениям, искали упрочения своей власти, под покровите. ством сильного государства. Во второй половине 1913 г. тувинск нойоны посылают царю Николаю П прошение о принятии их хошунов под российское покровительство.

В 1914 г. Тува была принята под протекторат России, царизма была предрешена самой историей.

В результате победы Октябрьской социалистической революции, с помощью российского пролетариата, руководимого Коммунистической партией в ходе ожесточенных боев Красной Армии и красных партизан с белогвардейцами в 1921 г. была создана Тувинская Народная Республика - первое в истории Тувы народно-революционное государство.

Образование ТНР и братская помощь Советского Союза способствовали развитию экономики и дальнейшему укреплению дружбы между тувинским и советским народами.

Это предопределило некапиталистический путь развития Тувы к социализму, явилось блестящим доказательством гениальности учения В.И Ленина о том, что и... с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капи Т талистическую стадию развития.. »"

Итоги 23-летнего развития Тувинской Народной Республики по некапиталистическому пути говорят, что выбранный тувинским народом путь привел к важным результатам в преодолении вековой экономической и культурной отсталости. Однако Тува еще значительно отставала: темпы социалистического строительства были далеко не достаточны для ускоренного решения задач коренной перестройки народного хозяйства, жизни и быта аратских масс на началах социализма. Іизнь настоятельно требовала, чтобы ТНР воссоединилась с Советским Союзом. 17 авг.1944 г. УП сессия Ма лого Хурала, ТНР, выражая давяее стремление народных масс, при няла историческую декларацию о добровольном вхождении ТНР в состав СССР. II октября 1944 г, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об удовлетворении этой просьбы - Тува была принята в многонациональную семью народов Советского Союза, а в 1961 г. Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Вступление Тувы в состав Советского СЬюза ©ткрало безграничный простор для расцвета материальных и духовных сил аратов. Весь путь тувинцев к высотам социалистической экономики и культуры насыщен многочисленными примерами повседневной заботы со стороны Коммунистической партии и Советского Правительства. Конкретным выражением этой заботы служат замечательные достижения трудящихся республики во всех сферах общественного развития за последние 30 лет.

Похожие диссертации на Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.