Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Аббасова, Мехрибат Олеговна

Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана
<
Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аббасова, Мехрибат Олеговна. Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Баку, 1989

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Досбадебная или брачная обрядность 24-65

I. Особенности и формы лезгинского брака 24-35

2. Брачный возраст и выбор брачного партнера. Роль родителей в данном процессе 35-45

3. Сватовство и обручение 45-54

4. Смешанные браки , 54-62

ГЛАВА II. Свадебная обрядность 66-109

I. Предсвадебные приготовления 66-70

2. Этапы свадьбы 70-91

3. Материальные компоненты свадьбы 91-107

ГЛАВА III. Послесвадебная обрядность II0-I58

1. О взаимоотношениях в семье II0-I23

2. Родильные обряды и воспитание детей 123-143

3. Роль символики в семейной обрядности лезгин . 143-149

4. Мотивы и факторы развода . 149-155

Заключение 159-164

Список информаторов 165

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные семейные обряды являются одним из проявлений образа жизни. Они сопровождают важнейшие события в жизни людей - создание семьи, рождение и воспитание детей, личные взаимоотношения в семье и представляют собой специфический способ передачи новым поколениям правовых и нравственных идеалов, норм поведения в семье. Семейные обряды способствуют созданию торжественной обстановки и приподнятости настроения их участников, воспринимающих происходящее как важное событие. Важнейшая функция советских обрядов - воспитание чувства ответственности перед семьей, устранение вредных пережитков и обычаев прошлого в семейных отношениях.

Семейные обряды способствуют решению основных задач социалистического общества в сфере брака и семьи. "Огромное государственное значение КПСС придает усилению заботы о семье. Она играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Исходя из этого, партия считает необходимым проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, воспитании детей, на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми и

молодоженов" .

Важность анализа и этнографического изучения современной семьи и семейно-брачных отношений у малых народов Азербайджана обусловили выбор настоящей темы исследования.

Семья - социальный институт, и ее тип, состав, весь ее жизненный уклад в широкой исторической перспективе всегда отражают общие социально-экономические условия ее бытования. Семейные обычаи и обряды обладают значительной инерцией, в них много остаточных явлений, в том числе и таких, которые не приспособлены или мало приспособлены к новым условиям жизни. Характерной чертой семьи является ее постоянное изменение в ходе исторического развития общества. К.Маркс отмечал, что семья "должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество. Она представляет собой продукт общественной системы" *,

Этнографический анализ результатов исследований семейных обрядов лезгин Азербайджана дает возможность проследить эти изменения на конкретных фактических материалах. Именно этим можно объяснить актуальность изучаемой проблемы, так как специальных этнографических исследований, рассматривающих все аспекты семейно-брачных отношений у лезгин Азербайджана, не имеется.

Цель и задача исследования состоит в изучении семейной обрядности лезгин, проживающих на территории Азербайджана, показать как лезгины сохранили культурное своеобразие, находясь в иноэтнической среде, а также в выявлении тех существенных изменений, которые произошли в зтой области за годы Советской власти. В задачу диссертанта вошли изучение существующих традиций в семейно-брачных и свадебных обрядах характерных (национальных и интернациональных) черт, присущих современной семейной обрядности лезгин Азербайджана, анализ особенностей смешанных браков и формирование новых взглядов в этой области, установление причин сохранения некоторых пережитков в семейно-брачных отношениях в изучаемом нами регионе, а также

рассмотрение в сфере семейной обрядности этнической специфики. В работе уделено внимание внутрисемейным отношениям. Большое внимание в диссертации отводится свадьбе и связанной с ней обрядности у лезгин. Задачей работы является также исследование и отражение изменений, которые произошли и продолжают происходить в семейном быту и свадебной обрядности, и тем самым выявление соотношения нового и традиционного в быту лезгин Азербайджана.

Научная новизна исследования заключается в том, что в историографии Азербайджана предпринята новая попытка специального этнографического изучения и исследования семейно-брачных традиций отдельных этнических групп, населяющих Азербайджан, в данном случае лезгин.

На основе литературного и полевого материала в работе рассматриваются такие вопросы как традиционные формы брака в прошлом и степень их сохранности в современных условиях, общее и особенное в свадебных обычаях лезгин, степень влияния на них семейно-бытовых традиций азербайджанцев.

Круг проблем, затронутых в работе, освещен в нескольких аспектах - историческом, этносоциальном и демографическом, в диссертации отражены элементы новизны в семейно-брачных обрядах лезгин Азербайджана.

Каждый этнос имеет свою собственную среду обитания, свою территорию, свои конкретно исторические условия, свое особое окружение. Логика изучения нации как формы общественного развития (согласно известному ленинскому положению) требует признания внутренней противоречивости ее духовной жизни, рассматриваемой как форма протекания духовных процессов на почве определенных социально-исторических условий. В.й.Леши учил, что интернациональное не значит

антинациональное. "Интернационализм рождается не на основе умаления, стирания и обеднения национальной специфики, а наоборот, интернациональное в обрядности развивается там, где на новой, социалистической основе расцветают прогрессивные национальные традиции. Интернациональное вовсе не означает игнорирование национального, отсутствие национального само собой еще не порождает интернацио-нальное" e.

Объект исследования. Объектом исследования настоящей диссертации являются лезгины проживающие на территории Азербайджанской ССР. По данным истории и этнографии, лезгины, населяющие территорию современного Азербайджана, являются его древними жителями. Ку-ба-Хачмасская этнографическая зона Азербайджана, где издавна проживают лезгины, расположена на территории бывшего Кубинского ханства, значение которого было велико для Азербайджана уже с начала ОТ в. этнический состав населения данной зоны отличается большим своеобразием. Пожалуй, только одна этнографическая зона Азербайджана - Шеки-закатальокая - может соперничать с ней в смысле пестроты населяющих ее народов. Основное население Куба-Хачмасской зоны - азербайджанцы. Кроме них здесь проживают тэты, крызы, будуг-цы, хиналугцы, горские евреи, лезгины и др. Нужно особо отметить, что,находясь в иноэтнической среде, лезгины сохраняют свою национальную специфику, хотя и являются в подавляющей массе двуязычными. МВ общественном и семейном быту населения зоны, как отмечает А.Трофимова, наблюдались некоторые особые черты. В частности, здесь относительно свободнее были женщины, чем, например, на Апшероне. Они не носили чадру, принимали участие во многих общественных мероприятиях - в работах и празднествах, в которых участвовали и мужчины» 4.

В 1931 г. материалами учета национального состава Азербайджана в республике было зафиксировано 79 306 чел. лезгин 5. В настоящее время в Азербайджане проживает более 158 тыс. лезгин 6. Лезгины в основном проживают на территории Кусарского, Кубинского, Іач-масского и Куткашенского районов. В Кусарском районе лезгинское население является преобладающим. Здесь лезгины проживают в 56 из 63 селений, а в остальных 7 селениях проживают азербайджанцы. В Кубинском районе лезгинскими селениями являются: Кымыл, Куснет, Кечреш (здесь лезгинское население смешано с азербайджанским) и Дигях. В Хачмасском районе лезгины проживают совместно с азербайджанским населением в таких селениях как Кухоба, Калантароба, Та-гироба, Дюзтаироба, Набрань и др. Отдельные лезгинские селения имеются также в Куткашенском районе.

Заселение территории, где в настоящее время проживают лезгины Азербайджана, происходило в основном со стороны Дагестана. О том, что основание целого ряда селений связано с переселением части дагестанских лезгин на территорию Азербайджана, убедительно свидетельствуют фольклорные и этнографические полевые материалы. У кубинских лезгин было немало тухумов, переселившихся из селений дагестанских лезгин и сохранивших прежние названия. Например, в селениях Аджахур, Дюстаир, Юхары Тагирджал Кусарского района до настоящего времени сохранились тухумы под названием "югудар" или "Крар", переселившиеся из селений Кара-Кюре Ахтынского района. В селении Гиджан того же района один из самых крупных тухумов-"келе-тар" переселился из селения Каладжух Ахтынского района. В селении Судур тухум 1!халифаяр,! считается выходцем из селения Испик Касум-кентского района Дагестана и т.д.

"Следует указать и на то, что лезгины переселились в Азербай-

джан, - пишет Агаширинова, - не только из горного Дагестана, но также из высокогорной части современной территории кубинских лезгин, в частности из селений Судур, Дюзтаир, Кымыл, Кюснет и т.д.» 7 Многовековая история формирования и этнического развития лезгин Азербайджана способствовала выработке у них своеобразной и самобытной национальной семейной обрядности. Многие ее элементы сложились в процессе этнического взаимодействия различных лезгинских групп Азербайджана и Дагестана. "Народы-соседи всегда оказывают взаимное влияние на жизнь и быт; в полосе этнических границ влияния эти проявляются наиболее активно, приводя к заимствованиям, причем у некоторой части пограничного населения, особенно, если соседи-народы близки по языку и культуре, создаются смешанный быт и пере-

ходные говоры" .

П.Н.Ягодинский, исследовавший экономический быт крестьян Кубинского уезда, писал, что "лезгины, тюрки, хиналугцы северной части уезда живут вообще большими семьями. Нередко можно встретить 3-х, 4-х, даже 5-ти братьев, живущих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. Семейные раздоры здесь вообще бывают редко, как

и разделение земельных подымных паев между членами одного дома" ^.

То же отмечал и П.В.Котляревский .

Изучение семьи и ее образования - основной ячейки человеческого общества на протяжении длительного периода исторического развития занимает большое место в этнографических исследованиях.

Предметом настоящего исследования является семейная обрядность лезгин Азербайджана. Понятие "семейная обрядность" включает в себя родильную, свадебную и похоронную обрядность, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В данной работе рассматриваются брачные, свадебные и родильные обряды. Их трансформа-

ция непосредственно связана с развитием семьи и семейных отношений.

У лезгин Азербайджана большая патриархальная семья известна под названием "чехи хизан". Обычно она включала в свой состав близких родственников, потомков одного отца: братьев-родных и двоюродных с их женами и детьми, сестер-родных и двоюродных (незамужних). По сведениям, собранным С.С.Агашириновой, в прошлом у лезгин больших оемей было немало. Судя по ее данным, иногда "большие семьи в середине III в. включали в свой состав 80 и даже 100 человек" **.

На основе собранных нами полевых материалов можно утверждать, что в прошлом лезгинам Азербайджана были присущи двух-, трехпоко-ленные и редко четырехпоколенные семьи, состоявшие из близких родственников, преимущественно по нисходящей прямой линии. Эти семьи можно отнести к той форме семьи, которую М.О.Косвен назвал "отцовской" и определил как поздний тип патриархального переживания большой семьи **. Средний численный состав таких семей достигал 20-25 чел. Постепенное сокращение численного состава такой семьи было закономерным явлением и обусловлено как социально-экономическим развитием общества в целом, а здесь, в частности, Азербайджана, дальнейшим изменением классовой структуры, так и изменением сущности самой семьи, подвергшейся влиянию частной собственности, в процессе распада семейной общины у лезгин начали создаваться главным образом малые и очень редко - новые большие семьи. Группа родственных семей была связана между собой самыми тесными узами. Каждая семья в случае необходимости могла рассчитывать не только на моральную, но и материальную поддержку. Они помогали друг другу в различных хозяйственных делах (пахота, уборка урожая, строительство дома), приходили первыми в случае радостных (свадьба, рождение детей) и горестных (смерть, убийство, кровная месть и т.д.) событий.

В изучаемый нами период, т.е. с начала IX в. для лезгин Азербайджана были характерны еще большие семьи, которые состояли из 3-4 поколений, а малые семьи состояли из двух, реже трех поколений. Средняя численность большой семьи у лезгин доходила до 15-20 чел. Например, М.М.ЙХИЛОВ отмечает, что "у лезгин еще можно встретить большие семьи. Так, в 1959 г. в сел.Курах выявлена семья, состоящая из 23 чел. Глава ее - старый педагог с высшим образованием, ныне пенсионер Исмаил Бабаев, 1895 г.рожд. Он имеет ЮО-летнюю мать, жену, троих женатых сыновей, трех невесток, десять внуков, воспитывает четырех племянников - детей брата, погибшего на войне. Большинство членов этой семьи живет и трудится в Курахе" ^.

В настоящее время у лезгин Азербайджана окончательно определился тип семьи. В основном это так называемые малые семьи, однако по-прежнему широко бытуют и трехпоколенные семьи, включающие в себя одного иди обоих родителей мужа, реже ш других родственников, например, сестер или братьев мужа.

Наши этнографические наблюдения показали, что такие трехпоколенные семьи преобладают почти во всех селениях Кусарского и Кубинского районов (особенно горных, что в основном, по объяснениям местных жителей, связано с трудностями, связанными с постройкой нового дома). Например, в сел.Четкюн Кусарского района одной большой семьей проживают Мурадхановы: глава семьи Бейбала работает в колхозе бухгалтером. С ним проживают его жена, трое их сыновей с невестками и детьми. Всего семья насчитывает 16 чел. В сел.Аных того же района можно назвать семью Селимбековых, глава которой

Аладдин (пенсионер) и его жена проживают совместно с четырьмя Сыта. новьями, их женами и детьми. Всего в семье 18 чел. жх. И таких

примеров можно привести несколько почти по каждому селению изучае-

- II -

мого региона. В результате проведенного нами опроса в таких больших семьях, совместное проживание родителей со своими женатыми сыновьями информаторы объясняют тем, что им трудно Еыделить сыновьям отдельный дом ввиду материальных трудностей, а также тем, что трудно достать стройматериалы на постройку нового дома. Формирование новой семьи и новых форм семейного быта лезгин происходило в процессе преодоления пережитков прошлого в сознании и быту, и этот процесс был длительным и сложным.

У лезгин после смерти главы семейства, как и в прошлом, сейчас имущество делится между его сыновьями, которые впоследствии создают отдельные, самостоятельные хозяйства. А при жизни главы семейства, когда сын женится, ему выделяется участок земли и отдельный дом, или же в доме родителей, выделяется отдельная комната, а хозяйство ведется общее. По национальному обычаю дом, приусадебный участок и скотина остаются младшему сыну. Родители живут с ним, а если младший сын не хочет жить и работать в селении и живет где-то на стороне, то дом и все остальное остается тому сыну, который живет с родителями. Например, в семье Агавердиевых в сел.Урва Кусар-ского района два младших сына живут на стороне: один из них работает в Баку, а другой после службы в рядах Советской Армии остался жить в Челябинске, где создал себе семью. Поэтому со старой матерью живет их старший брат, который работает в сельской школе учителем, и все хозяйство, сад и дом остались ему.

"Наши достижения, - говорилось на ХОТ съезде КПСС, - в становлении новой, социалистической семьи бесспорны. Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные с мужчиной возможности трудиться, получать образование, участвовать в общественной жизни. Социалистическая семья строится на

- ш -

основе полного равноправия мужчин и женщин, их равной ответственности за семью" .

Степень изученности проблемы. Несмотря на актуальность исследуемой темы, она до сих пор не была предметом комплексного этнографического изучения. Настоящая работа является первой попыткой в этом направлении.

Отметим однако, что хотя социальное исследование в этой области отсутствует, отдельным аспектам этой темы или отдельным этносам посвящено немало работ.

Большая патриархальная семья в дореволюционный период на Кавказе оставалась почти неописанной... Брак, его условия и формы заключения составили довольно обычную тему, но описаны были все же недостаточно. Об экзогамии и эндогамии у народов Кавказа говорилось, но попыток исследовать эти явления в их конкретном бытовании не делалось. Бесконечно говорилось о похищении девушек, так что Кавказ прослыл чуть ли не "классической" страной этого способа заключения брака, однако все соответствующие упоминания остались крайне неотчетливыми, и главные вопросы - причины похищения и отношения к нему самой похищаемой не исследовались. Весьма популярную тему составила свадьба, однако и она описана недостаточно в ее актовых и обрядовых моментах, причем для некоторых народов она осталась описанной совершенно неудовлетворительно. Это вполне можно отнести и к семейной обрядности лезгин Азербайджана.

Весьма ценны, хотя и часто фрагментарны, сведения, приводимые в работах таких дореволюционных авторов (III - начало ІЖ в.), как Абельдяев, П.Пржецлавекий, А.Омаров, Н.Львов, П.И .Головинский, П.Ф.Свидерекий, М.М.Ковалевский, Н.Ф.Дубровин, А.В.Комаров, Н.С.Се-менов, А.Т.Васильев, С.Габиев, П.Петухов, Д.Б.Бутаев и др. 10.

- ІЗ -

В них содержится разносторонний фактический материал и интересные наблюдения. В то же время необходимо отметить, что большинство этих работ представляют собой небольшие очерки, статьи, многие из которых имеют не только серьезные методологические просчеты, но и фактические неточности.

Воссоздавая быт горцев, многие из перечисленных авторов давали усредненные данные, а иногда и противоречивые сведения. Очевидно, эти противоречивые сведения отражают противоречивость самих процессов, протекавших в тот период у различных народов Кавказа.

Интересные данные о лезгинах содержатся в трудах исследователей первой половины XIX в. Дебу , зассе "*, Гакстгаузена ^, И.й.Стебницкого % и др. Ими сделаны этнографические заметки о хозяйстве, занятиях, численности, промыслах лезгин и других народов

от о?

Кавказа. Известные русские ученые Е.М.Шиллинг ЛХ, А.А.Миллер Лй, А.С.Башкиров 2S, Д.Фибих24, И.Акулов25 собрали обширный материал краеведческого и этнографического характера по разным районам Дагестана, в том числе и по лезгинским районам Азербайджана. Но почти все эти работы носят описательный характер.

В советский период написано немало работ, посвященных культуре и быту народов Кавказа. Появился также ряд специальных исследований, посвященных проблемам семьи и семейного быта, преимущественно отдельных народов Кавказа,в том числе и лезгин.

Среди широкого круга исследователей, акцентировавших свое внимание на том или ином аспекте данной проблемы, следует прежде всего назвать Г.Ф.Чурсина, Л.И.Лаврова, Р.М.Магомедова, З.А.Никольскую, Х.-М.Хашаева, В.П.Дзагурову, М.М.Ихилова, А.И.Алиева, Г.А. Сергееву, М.А.Агларова, А.Г.Булатову, С.Ш.Гаджиеву и др. 26.

В изучении историй семейной обрядности, в том числе и истори-

ческой этнографии в целом, значительный вклад внес известный советский ученый-этнограф м.О.Косвен 27. Его капитальные, обобщающие труды дали заметный толчок для дальнейших исследований в области семейного быта в различных районах Кавказа.

Наиболее подробны исследования С.С.Агашириновой 28, посвященные как лезгинам Дагестана, так и лезгинам Азербайджана. Но отметим, что Агаширинова подробно и полно описала материальную культуру лезгин, а также ею исследовались свадебные обряды лезгин Дагестана. Так что с полной уверенностью можно утверждать, что семейные обряды лезгин Азербайджана до сих пор полностью не исследованы.

В последнее десятилетие в нашей стране возрос интерес к изучению современного семейного быта, в результате чего по различным регионам Союза было написано немало работ *^. Они отличаются углубленным и комплексным подходом к исследованию этнографических проблем.

Определенный вклад в разработку исследуемой проблемы внесли и этнографы Азербайджана. Семейный быт и семейная обрядность с этнографической точки зрения начались исследоваться здесь с 1940-х годов. Так можно назвать работы Р.Бабаевой и Р.Эфендиева **0# В 50-х годах предметом этнографического исследования стал семейный быт азербайджанцев Халданского района 3I. Бесспорный интерес вызы-вают и перечисленные нами работы, посвященные этой проблематике , а также опубликованная работа проф.Г.А.Гулиева 33. Однако, попытка сравнительного изучения роли отдельных элементов семейной обрядности этнографами пока не осуществлена. Особенности семейно-брачных отношений лезгин Азербайджана также не нашли широкого отражения в исследованиях, посвященных проблеме семьи и брака, не исключая и современные этнографические издания регионального охвата. В част-

ности, оставались неизученными формы заключения брака и свадебные обряды лезгин, которые и теперь, несмотря на коренные изменения, продолжают сохранять свои этнические особенности. Многие пережиточные формы семейной обрядности у лезгин Азербайджана уже отошли в прошлое, потеряли свое былое значение, но некоторые из них переосмыслены и продолжают бытовать, правда, в измененном виде, в быту лезгин сейчас наблюдается много нового, что является результатом иных условий жизни, созданных новым образом жизни советского народа.

Подробно изучив названные выше работы, автор диссертации использует их при освещении соответствующих разделов. Имея в виду скудость специальной литературы по изучаемому вопросу, основным источником для написания диссертации послужил полевой материал, собранный автором во время экспедиций в лезгинские районы Азербайджана. За период с 1981 по 1987 гг. В процессе полевых этнографических работ нами было опрошено большое число информаторов старшего поколения, которые хорошо помнят прежние семейные отношения и легко воспроизводят по памяти структуру и функции традиционной дореволюционной семьи. В работе с информаторами автору существенно помогло знание обычаев, нравов, традиций, быта и культуры изучаемого народа.

Полевые этнографические исследования быта и семейных обрядов лезгин в основном велись путем опроса, а также путем собственных наблюдений автора. Опрос населения строился как в форме бесед с отдельными информаторами, так и в форме групповых бесед. В работе с помощью воспоминаний старожилов был также использован метод уточнения и проверки тех или иных фактов, сообщаемых письменными источниками. В диссертации использованы материалы архивов статистического управления при Кусарском РИКе, бюро районного отделения ЗАГС а,

а также архивные материалы при сельсоветах в некоторых селениях Кусарского и Кубинского районов.

Методологическую базу диссертации составили труды основоположников марксизма-ленинизма о роли семьи в жизни общества, а также решения ЖУП съезда КПСС, материалы пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Азербайджана, статьи, выступления и речи руководителей КПСС.

Практическое значение. На примере семьи как первичной социально-экономической единицы общества и наиболее многогранной совокупности человеческих взаимодействий и отношений (социально-биологические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные, психологические, эстетические) особенно ярко видно значение социальных факторов в ее создании, развитии, благосостоянии. Все это еще раз говорит об общественной сущности семьи как сложной социальной категории общества. "Как известно, одной из функций семьи является передача того культурного наследства, которым располагает общество на данном этапе исторического развития. При этом семья в рамках более широкой общности (государство, этнос и т.д.) создает свою собственную культурную среду, которая определяет особенности формирования культурных ориентации, в том числе и этнического самосознания у всех членов семьи, и прежде всего у детей" . Самое основное свойство традиций, а значит и обрядности - это преемственность, способность переходить от одного поколения к другому, что сказывается в конечном счете на развитии общества в целом, на развитии культуры, в том числе на самих обрядах. Преемственность - неотъемлемая часть прогресса. Существование определенной преемственной связи между старым и новым - объективная закономерность общественного развития.

у всех советских народов независимо друг от друга семья и се-

мейный быт развиваются в одном направлении - завершения своей социалистической перестройки. Складывается единая структура внутрисемейных отношений, сходные нормы поведения, постепенно сближающиеся формы обрядности,

В вышеупомянутых нами работах по этнографии Азербайджана основное внимание было уделено азербайджанским семейным обрядам. И мы надеемся, что данная диссертация в какой-то мере восполнит пробел по изучению этнических групп Азербайджана, а здесь именно лезгин.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по этнографии Азербайджана, Дагестана и Кавказа в целом, при подготовке обобщающих трудов по семейному быту народов, населяющих Азербайджан,

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании отдела этнографии советского периода Сектора археологии и этнографии Института истории АН Азербайджанской ССР. Ряд вопросов был доложен на годичных научных сессиях, посвященных полевым исследованиям Института истории АН Азербайджанской ССР. По теме диссертации опубликовано 6 статей.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из трех глав. Каждая из этих глав делится в свою очередь на параграфы. Общий объем диссертации составляет 175 печатных листов.

I. Материалы .ГОЛ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1986, С.154, 2* Архив К.Маркса и Ф.Энгельса. М., 1941, Т.9, С.37.

  1. Кампарс П.П., Закович И.М. Советская гражданская обрядность. М., 1967, C.I6I.

  2. См.: Трофимова А.Г. К вопросу об этнических зонах Азербайджанской ССР/КСИЭ. М., 1969, С.38.

Гасанов-Алкадарский A.M. Горцы Северного Кавказа и Дагестана в отражении переписей населения 1897-1926 гг. М., 1932, С.9. Брук СИ. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981, С.213.

Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин конца XIX -нач. XX вв. М., 1978, С.III.

См.: Кушнер (Кнышев) П.И. О методах определения национального состава населения в полосе этнических границ // Тр.Ин-та этнографии АН СССР. М., 1951, Т.15, С.70.

Ягодинский П.Н. Экономический быт государственных крестьян южной части Кубинского уезда. МИЗБГКЗК. Тифлис, 1886, Т.2, Ч.І, С179.

Котляревский П.В. Экономический быт государственных крестьян северной части Кубинского уезда Бакинской губернии. МИЭБГКЗК. Тифлис, 1886, Т.6, С.321. Агаширинова С.С. Ук.раб., С.123.

Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961» С.103. Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала,1967, С.36. Полевые материалы, тетр.1 I, С.4-5. Материалы ХХУП съезда КПСС, С.51.

Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев. - К. Тифлис, 1857, № 50-51; Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане. - Военный сборник, СПб., I860, Т.З; Омаров А. Воспоминания муталима. - ССКГ. Тифлис, 1858-1864, Вып.1-П; Он же. Как живут лаки. ССКГ, Тифлис, 1870, Вьга.Ш-1У; Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени. - ССКГ. Тифлис, 1870, Вып.З; Головинский П.1. Кумыки, их игры, песни, обычаи. - ССТО, Владикавказ, 1878, Вып.1; С виде рс кий П.Ф. Мате-

риалы для антропологии Кавказа. Кумыки (дис). СПб., 1898; Ковалевский М.М. закон и обычай на Кавказе, М., 1890, Т.І-П; Он же. Родовое устройство Дагестана. - Юридический вестник, 1888, № 12; Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871, T.I, Кн.1; Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. - ССКГ. Тифлис, 1868, Вып.1; Семенов Ю.Н. Туземцы северо-восточного Кавказа, СПб., 1895; Васильев А.Т. Кази-кумухцы. - Этнодемографическое обозрение. М., 1899, Кгз; Габиев СИ. Лаки, их прошлое и быт. - СМОМПК. Тифлис, 1906, Вып.36; Петухов П. Очерк Кайтаго-Табасаранского округа. - К. Тифлис, 1867, № 7,13; Бутаев Д.Б. Свадьба лаков. Этнографическое обозрение. М., 1915, № 1-2; Он же. Ловля жениха (из быта казикумухцев). - Каспий, 1906, ШЪ.

Дебу. О кавказской линии и присоединенном к ней черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, ограждающих кавказскую линию, и о соседствующих горских народах, собранные с 1816 по 1827 гг. СПб., 1829.

Засс. Описание Кавказа с кратким историческим и статистическим описанием Грузии. СПб., 1805. Гакстгаузен Н. закавказский край. СПб., 1857. Стебницкий И.И. Статистическая таблица Кавказского края на 1858-1860 гг. ЭКОРГО, 1862, Кн.5. Шиллинг Е.И. Дагестанские кустари. М., 1926. Миллер А.А. Древние формы в материальной культуре современного населения Дагестана//Кн. Материалы по этнографии. Л., 1926, Т.4, Вып.1.

Башкиров А.С. Средневековый памятник дагестанского аула Кола-Корейш//Тр.Секции археологии Ин-та археологии и искусствозна-

иия. 11., 1926, Вып.I.

  1. ФибихД. Страна гор. М., 1928.

  2. Акулов И. Кюринский округ/Драсный Дагестан, 1922, № 7, 1927, № 51.

  3. Чурсин Г.Ф. Свадебные обычаи аварцев. - Бюл.Кавк.ист.-археол. ин-та в Тифлисе, 1928, Вып.4; Лавров Л.И. Л езгины/Дн .Народы Кавказа. М., 1962; Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане. - науч.сессии Дагестанок.науч.-исслед:базы

АН СССР. Махачкала, 1949; Никольская 3 .А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района. - СЭД946, №2; Она же. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. - КСИЭ, 1949, Вып.8; Хашаев Х.-М. К вопросу о тухумах, сельских общинах и "вольных" обществах Дагестана в III в. Уч.зап.ШЯД, Махачкала, 1956, T.I, C.42-4S; Дзагурова В.П. К изучению семейной общины в Дагестане. Махачкала: Дагуниверситет, 1970, Вып.1; Ихилов М.М. Вольная семья и патронимия у горских евреев. - СЭ, 1950, Ш I; Он же. Народности лезгинской группы (раздел "Семья и семейный быт"); Алиев А.й. Брак и свадебные обряды даргинцев. - СЭ,1953, № 4; Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана. - КСИЭ» 1959, Вып.32; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. - СЭ, 1964, ^ 6; Булатова А.Г. Свадьба лакцев в XIX-XX вв. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1968; Она же. Лакцы (раздел "Семейный и общественный быт"). Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1971; Она же. О некоторых семейных и общесельских обрядах народов нагорного Дагестана в XIX - начале XX в., связанных с весенне-летним календарным циклом. - В кн.: Семейный быт народов Дагестана в XIX -XX вв. Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1980; Гаджиева С.Ш. Обще-

ственное и семейное положение женщины-кумычки по данным фольклора дооктябрьского периода. - СЭ, 1953, № I; Она же. О семейных отношениях кумыков в XIX в. - Уч.зап.ИИЯЛ, Махачкала: Даг-филиал АН СССР, 1958, Т.ІУ; Она же. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX - начале XX в. - Уч.зап.ИИЯЛ, Махачкала: Дагфилиал АН СССР, 1958, Т.УІ; Она же. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX - начало XX в. М.: Наука, 1979; Она же. Семья и брак у народов Дагестана в III - нач.1Х вв. М., 1985 и др.

27. Косвен М.О. Обычай возвращения домой. - КСИЭ, 1946, Ш I; Он же.
Очерки этнографии Кавказа. - СЭ, 1946, №2; Он же. Этнография

и история Кавказа. Исследования и материалы. М.: йзд-во восточ. лит-ры, 1961; Он же. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963 и др.

28. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин ИХ - нач.ХХ в. - Уч.
зап. ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Махачкала, 1964, Вып.ХП; Она же.
Материальная культура лезгин конца XIX - нач. XX в.

&9. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки, теории и истории). М.: Наука, 1961; Мамбаталиева К. Семья и семейно-брачные отношения рабочих киргизов горнорудной промышленности Киргизии. Фрунзе: Илим, 1971; Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. М.: Наука, 1972; зинич В.Т. Некоторые итоги изучения семьи и семейного быта рабочих Советской Украины. М.: Наука, 1964.

  1. Бабаева Р. Свадьба Кубы. Баку, 1946; Эфендиев Р. Свадебные обряды в Шеки. Лит.сб., 1946, №2.

  2. Атакишиева М.И. Семейный быт азербайджанцев в прошлом и настоящем (по материалам іалданского р-на): Дис...канд.ист.наук,

М., 1953.

- ш -

38. Умудов М. Некоторые черты семейного быта рабочих нефтяников г.Баку (Ленинский р-н)/АЭС, Баку, 1966, Вып.2; Гейбуллаев Г.А. Семейный быт азербайджанцев (по материалам Кубинского р-на). Баку, 1964; Он же. О некоторых брачных обычаях в Азербайджане (Кубинский р-н)//Докл. АН АзССР, 1964, Ш II; Он же. К вопросу о пережитках большой семьи в III в. в Азербайджане //Кн. Вопросы истории Азербайджана. Баку, 1966; Ахмедов А.К. Семья и семейный быт азербайджанцев (историко-этнографическое исследование по мат. Дманисского р-на ГрССР). - Баку, 1970; Он же» О пережитках большой семьи г.Шеки. - в кн.: Итоги полевых археологических и этнографических исследований за 1972 г. в АзССР (тезисы докл.). Баку, 1973; Он же. О терминах семейной общины азербайджанцев. Мат. к сессии, посвящ. итогам археол, и этногр. исследований 1970 г. в Азербайджане, Баку, 1971; Он же. Пережитки патрономических отношений у азербайджанцев (по мат. Дманисского р-на ГрССР). - Азерб.этногр.сб. Баку, 1977, Ш вып.; Он же. Семейная община у азербайджанцев в конце Щ - нач. Жвв. (Башкечитский р-н ГССР). докл.АН АзССР, 1967, Т.23, № 6; Он же. Формы брака и брачные обычаи у азербайджанцев в конце XII -нач. И. ъъ.// йзв.АН AsGCP. С ер.истории, философии и права, 1969, №2; Бабаева Р. Материалы для изучения свадебных обрядов на Апшероне в прошлом /АЭС, Баку, 1964» Вып.1; Джабраилова М.А. О свадебном обряде (Касум-йсмайловский р-н)//Кн. Материальная культура Азербайджана. Баку, 1968, Т.8; Садыков А.И. Имущество большой семьи в Азербайджане в дореволюционный период// Уч. зап. АГУ им.С.М.Кирова. Сер.истории и философии, 1969, № 7; Он же. Пережитки семейной общины в Восточном Азербайджане в конце XIX - нач. XX вв. (по этнографическим материалам). Баку,

1970; Трофимова А.Г. Материалы отделов ЗАГСа о браках, как этнографические источники (р-н им.26 бакинских комиссаров г.Баку) //СЭ, 1965, № 5; Она же. Из истории семьи азербайджанцев Апшерона (1920-1950)/КЭС, М., 1969, Бып.4; Алекперов А.К. К вопросу об изучении культуры курдов. - Тр.АзФАН СССР, Сер.ист. Баку, 1936, Т..ХХУ; Он же. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, I960; Киясбеков А. Свадебные обряды, в Нухинском уезде. - СМОМПК, 1389, Вып.ХШ.

  1. Гулиев Г.А. Некоторые вопросы современного семейного быта в Азербайджане. Баку: Элм, 1986.

  2. Семенова л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций//СЗ, 1981, Ш I, С.68.

- 24: -

Особенности и формы лезгинского брака

Началом развития семьи является брак. Правомерно привести здесь слова к.Маркса: "Еоди бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства..." .

Полевые материалы и дополнительная литература позволяют утверждать, что браки у лезгин Азербайджана в прошлом заключались предпочтительно среди родственников. Как и среди азербайджанцев, у лезгин в прошлом были развиты кузенные браки. Эндогамные браки у лезгин Азербайджана заключались между двоюродными братьями и сестрами как со стороны отца, так и со стороны матери, "эмид гада-ни эмид руш" (дядин сын и дядина дочка), "халад гадани халад руш" тетин сын и тетина дочка). "Как известно, - отмечает З.А.Никольская, - развитие брака по общему правилу совершается на основе экзогамии, являющейся основным регулятором брака на всем протяжении истории родового строя (и матриархата и патриархата). Единственное исключение составляет предписанный брак ортокузенов" .

У лезгин девушки предпочитали выходить замуж за сына брата отца "эмид гададиз". Они с детства росли вместе, привыкали друг к другу, знали характер, а иногда даже испытывали взаимное влечение. Об этом свидетельствуют даже песни, сложенные в народе. Гудата зун кенидаз ча, Жюрюн кинез, эмид хичиз. Гудашта зун яд хана фий, Дели хюлюн, лепедиз, чиз.

В происхождении эндогамии у различных народов большую роль играли ортокузенные браки, которые заключались в целях сохранения имущества в родственной группе. Второстепенную роль играли этническая пестрота, замкнутый образ жизни, языковые и религиозные различия, а также и другие факторы. Это относится и к семейно-брачным отношениям как лезгин Дагестана, так и лезгин, проживающих на территории Азербайджана. Эндогамия, т.е. брак в пределах родственной группы, его происхождение и сущность до сих пор всесторонне не освещены в советской этнографической науке. Дореволюционные же этнографы объясняли происхождение этого явления "стремлением неко - 26 торых народов сохранить чистоту крови", чувством эгоизма, влиянием зороастризма или ислама, что было в корне неверным. Один из крупнейших исследователей семейно-бытовых обрядов у народов Кавказа Л.И.Лавров, отмечал, что эндогамные браки на Кавказе уходят корнями в глубь истории .

Длительное сохранение института эндогамии у лезгин, как и вообще на Кавказе, по-видимому, в значительной степени объясняется тем, что в обстановке, когда кровные столкновения отдельных родов составляли обычное явление, жены, взятые из чужой патронимии, могли вредить семье мужа. Кроме того, здесь играли определенную роль и экономические предпосылки, так как выделенный в качестве приданого земельный участок, скот, имущество, да и сама невеста оставались в пределах своей патронимии. Впоследствии, по мере нарушения территориальной целостности патронимии, браки стали заключаться и между представителями других народов. Внутри патронимии часто наблюдались случаи левирата и сорората. Члены патронимии проявляли большую солидарность и во время свадьбы, при решении многих семейных вопросов, особенно вопроса о вступлении в брак, последнее слово всегда было за главой патронимии "мирасарин чыхыд" (родоначальник рода), без согласия которого ни одна семья не женила своего сына и не выдавала дочь замуж. Среди лезгин в прошлом бытовала и такая форма брака как экзогамия, но она,в отличие от эндогамии, была развита слабо. Отмечено, что среди проживающих в Азербайджане этнических групп наравне с эндогамным браком был распространен и экзогамный брак . Это можно отнести и к проживающим здесь компактно лезгинам, у которых нередки были экзогамные браки, а кое-где им отдавалось предпочтение. у лезгин Азербайджана была распространена и такая форма брака, как левират (женитьба на вдове брата) "стхад паб качун". Сохранение левирата и некоторых других традиционных институтов в быту лезгин (впрочем, как Й у ряда других народов Кавказа) объяснялось сохранением пережитков патриархально-родового уклада, в частности существованием большой неразделенной семьи. Семейная община, платившая за женщину выкуп, рассматривала ее как общую собственность семьи. Уплата брачного выкупа, пусть даже небольшого, делала женщину как бы собственностью семьи мужа. Уходя из этой семьи, женщина уносила с собой все свое имущество, и чтобы избежать этого, в случае если она становилась вдовой, на ней женился один из братьев покойного мужа.

По утверждению К.Каракашлы , обычай левирата имел широкое распространение по всей территории Азербайджана. Однако если обратить внимание на этнографические материалы северо-восточной части Азербайджана, то нельзя согласиться с утверждением К.Каракашлы, который считает, что левират был широко распространен на всей территории Азербайджана. В этой зоне как среди лезгин, так и среди других этнических групп (тэты, горские евреи, народы шагдагской группы) этот обычай не имел большого распространения. На основе наших полевых материалов мы убедились, что левират у лезгин Азербайджана не имел категорического характера. Если даже такие браки и имели место, они объяснялись стремлением не оставлять детей сиротами. Бедняки нередко прибегали к левирату, чтобы избежать расходов на свадьбу и подарки невесте. В селениях Судур, Аных, Гиль, Урва Кусарского района у старожилов сохранились воспоминания о том, как прежде при смерти старшего брата, его жена выходила замуж за младшего брата.

Брачный возраст и выбор брачного партнера. Роль родителей в данном процессе

Лезгины Азербайджана всегда придавали большое значение женитьбе сыновей и выдаче замуж дочерей. Выбор невесты или жениха считался серьезным и ответственным делом, которым занимались не только семья, но и другие родственники. Каждая семья являлась важнейшей ячейкой общества, и она самым непосредственным образом участвовала в регуляции брачных и свадебных норм, будь то выбор брачного партнера, заключение брака или устройство свадебного торжества, большое значение имело наличие влиятельных родственников, способных при необходимости защищать интересы вновь образованной семьи. Кроме того, родители жениха старались выбрать девушку из богатой семьи, или же скрепить дружбу с тем или иным родом. Когда выбирали невесту для сына, то обычно у соседей или знакомых спрашивали о хозяйственных способностях матери девушки, о ее умении держать дом в порядке. Поэтому матери старались создать дочерям репутацию хороших хозяек. В народе говорили: "Дидедиз тамашна руш качу 1 ("Смотри на мать и бери дочь")» Б прошлом с пяти- или семилетнего возраста девочки начинали помогать своей матери по хозяйству. А уже с десяти-один-надцати лет за девочкой родители или родственники устанавливали придирчивый надзор. Ей не разрешалось выходить на улицу. В 13-14 лет девочка-лезгинка считалась уже невестой.

Прежде чем начать сватовство, мать юноши присматривалась к девушке, наблюдала за ее умением работать и старалась составить себе представление о качествах будущей жены, хозяйки и матери. Для этой цели она несколько раз шла, якобы в гости, в дом родителей девушки. Она оставалась в этом доме целый день и просила девушку сшить ей рубашку или носовой платок, ручным способом, но так, чтобы швы на них были мелкие и прочные, сшитые как бы на швейной машинке. Или же замесив тесто,мать юноши просила девушку испечь из него хлеб. Если девушка не справлялась с этими работами, она считалась плохой хозяйкой. В таких случаях мать жениха уходила недовольная и говорила, что из этой девушки не выйдет хорошей жены.

У лезгин вплоть до середины пятидесятых годов бытовал такой обычай: если девушка нравилась родителям того или иного молодого человека, то на чьей-либо свадьбе, когда эта девушка выходила танцевать, мать, тетя или сестра молодого человека выходили на середину круга и закалывали булавкой на голову девушке тонкий шелковый платок (бюшме). Девушка в таких случаях не имела право противиться, если даже она была против этого. Таким образом, всем присутствующим на свадьбе давалось понять, что эту девушку они хотят засватать за своего сына или брата.

В то же время это не означало, что во внимание совсем не принимались склонности жениха и невесты. Между соседними селениями издавна существовала взаимопомощь. Жители во время сельскохозяйственных работ помогали друг другу. Здесь была возможность познакомиться друг с другом. Кроме того, молодежь встречалась и знакомилась на сельских торжествах и на мельнице (куда они возили молотить зерно), у родника, куда молодые парни приходили утром или под вечер (в это время девушки приходили сюда за водой), где юноши присматривались к девушкам и выбирали себе невесту, а те, кто уже был обручен, приходили сюда увидеться и поговорить с любимой девушкой. Молодые люди общались друг с другом как наедине, отойдя в сторонку, так и при друзьях и подругах. Они могли поговорить, объясниться, после чего юноши просили своих родителей послать сватов в дом его избранницы. Наконец, самым излюбленным местом встреч молодежи были свадьбы. Свадьба в селе являлась общим праздником, к участию в котором молодые готовились заранее, шили себе новую одежду. На евадьбе молодые люди танцевали со своими избранницами, в чем им помогали друзья, старшие женщины-родственницы, девушки. Например, у лезгин Азербайджана существовал своеобразный обычай, который сохранился и по сей день. На чьей-либо свадьбе молодой человек через распорядителя на свадьбе "арачи" вызывал на танец понравившуюся ему девушку. Этим давалось понять не только самой девушке, но и окружающим, что она ему нравится. И никто другой уже не мог пригла сить эту девушку на танец или же послать к ней в дом сватов. Если девушка выходила танцевать с пригласившим ее юношей, это означало, что и ей тоже он нравится, а если же она отказывалась, то этим давала понять, что парень ей не по душе.

Описанные выше условия и формы брачного выбора находят широкие аналогии и у других народов Кавказа. Девушки не запирались под замок, - писал, например, В.Я.Тепцов о карачаевках, - и в обыденной жизни пользовались некоторой свободой" 2 . Некоторая свобода брачного выбора была распространена и у народов Дагестана, которые подробно описаны С.Ш.Гаджиевой .

У лезгин Азербайджана в прошлом бытовал следующий обычай: если сватам молодого человека отказывали родители девушки, то он от обиды уезжал временно в другое селение или же в какой-либо город на заработки. А некоторые молодые люди в порыве отчаяния объявляли, что они убьют себя. При этом юноша направлялся на сельское кладбище якобы для того, чтобы убить себя. А в эхо время кто-нибудь из его родственников бежал к дому девушки и сообщал ей, что юноша, который ее любит, хочет себя убить. Тогда девушка, верхом на лошади или же бегом направлялась на кладбище и бросала к ногам юноши белый головной платок, затем они вместе возвращались в селение, и родители девушки были вынуждены выдать дочь за этого молодого человека. В некоторых же случаях молодой человек для того, чтобы жениться на любимой девушке, старался скомпроментировать ее: он при людях снимал с ее головы платок, брал за руку и т.д. в этом случае на ней никто не мог жениться, ибо девушка, которой просто коснулась чужая рука, считалась "опозоренной".

У лезгин брачная инициатива всегда принадлежала родителям юноши, а не родителям девушки. Начиная сватовство родители также чаще считались с желанием сына, чем дочери, хотя еще чаще они решали судьбу будущего брака самостоятельно.

До революции минимальный брачный возраст регламентировался не государством, а духовенством. Однако установленный шариатом минимальный возраст вступления в брак (12 лет для мужчин и 9 лет для женщин) был неприемлем даже по меркам дореволюционного горского быта. Поэтому действовала обычная правовая регламентация. "По ада-там большинства народов Кавказа, минимальный брачный возраст мужчин составлял 15-16 лет, женщин 12-14 лет" 5. По данным этнографической литературы26, а также из опроса информаторов у лезгин Азербайджана брачным возрастом прежде считался для девушек 14-15 лет, а для юношей 16 лет и старше 27. Но нередки были случаи, когда выдавали замуж 12-13-летних девочек. Так, Н.Дубровин отмечал, что лезгины Самурского округа "соглашаются между собой для большего укрепления дружбы сочетать своих детей законным браком, хотя им не более семи лет от роду" . Нельзя согласиться с автором, так как при таких случаях бытовали строгие правила: пока девочка не достигнет совершеннолетия ее замуж не выдавали, хотя она и бывала обрученной. Например, наш информатор из сел.Урва Кусарского р-на Мура-дова Баха (85 лет) сообщила нам, что родители выдали ее замуж, когда ей было 12 лет, а мужу ее было в то время 26 лет. И живя в доме мужа, она три года находилась (вернее спала ночью) на женской половине дома с матерью и сестрами мужа. И лишь когда ей исполнилось 15 лет им справили свадьбу 9.

Предсвадебные приготовления

"Термин "свадебный обряд" - условный, поскольку под ним разумеется не одно обрядовое действие, а целый комплекс обычаев и обрядов, выполняемых семейно-родственными коллективами жениха и невесты при вступлении их в брак. Этот комплекс обычаев и обрядов пережиточно отражает общественный строй, мировоззрение, культуру этнической среды, в которой он складывался и развивался на протяжении многовековой истории института свадебной обрядности, зародившегося в эпоху первобытности. Свадебный обряд отражает этническую и специальную историю народа, его религиозные представления" .

Свадьба - один из древних и самых интересных обрядов, до сих пор являющийся важным элементом культуры любого народа. В свадебных обычаях переплелись бытовавшие в прошлом социальные, правовые, нравственно-этические, религиозные взгляды народа. Исходя из этого свадебные обычаи являются ценным научным материалом для изучения быта народных масс.

Свадебные обряды лезгин Азербайджана представляют большой научный интерес, ибо в них мы находим ценные отголоски далекой старины и минувших общественных формаций. До настоящего времени они мало изучены, и многие наиболее архаические их черты уже исчезли. Свадьба лезгин представляет собой сложную систему обрядов, состоящую из многих звеньев, тесно связанных друг с другом и неукоснительно соблюдаемых на протяжении значительного отрезка времени.

Свадьбы у лезгин Азербайджана обычно справлялись в конце лета или же осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. В доме девушки велись последние приготовления ее приданого, за время, прошедшее со дня обручения, она должна была соткать с помощью матери или бабушки себе ковер и один палас, приобретала что-нибудь из домашней утвари, готовила небольшие подарки жениху и его родственникам. Кроме того, мать девушки должна была научить ее вести домашнее хозяйство, потому что если девушку выдавали замуж без знания трудовых обязанностей в чужом доме, в этом обвиняли ее мать, У хорошей матери должна быть хорошая дочь.

В доме жениха тоже шли интенсивные приготовления. За два дня до свадьбы его родственники в составе трех-четырех человек шли в дом родителей девушки для того, чтобы договориться, какие продукты и в каком количестве они должны принести для проведения свадьбы в доме невесты. Со стороны девушки на этой церемонии присутствовали ее отец, дяди и несколько других старших родственников. Сторона девушки выдвигала свои условия и просила принести определенное количество мяса или же одну корову и двух баранов, рис, муку, масло, напитки и другие продукты. Стороны заранее договаривались о времени приезда за невестой на третий день свадьбы. Отец девушки часто сам назначал время приезда жениха за невестой и отъезда свадебной процессии в его дом. При этом учитывалось то условие, что невеста должна была прибыть в дом жениха до захода солнца. Вот почему в каждом индивидуальном случае время приезда за невестой и отъезда свадебного поезда обратно зависело от расстояния между домами брачующихся. Если жених жил в одном селении, а невеста в другом, свита жениха выезжала из дома за невестой до обеда, чтобы успеть вернуться к заходу солнца, у отца невесты спрашивалось также сколько гостей он рассчитывает принять у себя, так как в доме отца девушки должны были угощать людей, прибывших за невестой.

По обычаю накануне свадьбы родители жениха устраивали угощение и созывали близких родственников и соседей на семейный совет, где приглашенные вносили свою долю в свадебные расходы. Они давали 100-200, а иногда и 500руб. отцу девушки в виде помощи, а некоторые родственники вместо денег дарили корову или барана. Для самых почетных гостей в доме хозяина свадьбы выделялась особая комната "кунацкая" и выбирался специальный человек, который должен был обслуживать их и исполнять все их желания, затем на семейном совете выбирали людей, которые должны были готовить пищу и подавать угощение гостям. Для этих целей приглашались мужчины-повара (два человека) и женщины для выпечки хлеба, одна из которых замешивала тесто, а две другие по очереди пекли хлеб и традиционные сладкие с начинкой "танутар" и "шураяр". Для подачи обедов и чая гостям выбирались как женщины, которые обслуживали женщин-гостей, так и мужчины, которые обслуживали мужчин-гостей. Кроме этого, выделялись специально два молодых человека для приглашения гостей на свадьбу "глашатаи". И, наконец, на семейном совете обдумывали, кого выбрать на роль распорядителя на свадьбе "арачи". Почти в каждом селении имелся человек, который за определенную плату выполнял роль "арачи" на свадьбах, однако, по желанию хозяина свадьбы "арачи" мог быть один из его родственников. Обычно это был человек, славящийся остроумием, так как от него зависело, будет ли на свадьбе порядок и веселье. На эту роль всегда предпочитали подыскивать человека веселого, гостеприимного, хорошо знавшего местные обычаи, нравы жителей селения и характер отдельных лиц. "Сходные обычаи существовали и у азербайджанцев. Совещанием родственников жениха выбирался руководитель свадьбы "той баши" (в некоторых уездах Азербайджана он называется "той агасы"). Он - хозяин на свадьбе и все должны подчиняться ему. Той баши следил, чтобы всем было весело: по его указанию каждый должен был танцевать, не имея права отказаться от танца" .

За день до начала свадьбы в дом родителей невесты в торжественной обстановке несли все необходимые продукты для проведения свадьбы. Этот обряд назывался "джиреер тухун". Под вечер того же дня начиналось приглашение гостей на свадьбу, которое осуществлялось выбранными для этой цели родственниками жениха. Приглашение звучало так: "Такой-то (и называлось имя хозяина свадьбы) приглашает вас с семьей завтра и послезавтра на свадьбу сына". В прошлом к приглашению добавлялись слова: "Турни гваз ша" (Приходите с ложкой), которые звучали чисто символически и означали - приходите на угощение, жители; селения: в ответ на приглашение должны были подарить что-нибудь глашатаям. Традиция одаривания гяашатаев небольшими подарками (орехи, сладости, яйца и пр.) уже не встречается в народе главным образом по инициативе молодежи, часто отказывающейся от подношений.

По традиции у лезгин еще за неделю до свадьбы выбирались телохранители "наибы" для жениха. Один из них должен быть неженатым другом жениха, а другой - обязательно женатым, опытным мужчиной. Жениха могли "похитить" у "наибов" в течение нескольких дней. Ночью, когда "наибы" засыпали, "воры" ловко проникали в дом, где находился жених, и забирали его, даже если он не спал. Сопротивляться он не имел права. Иногда, если не удавалось "похитить" самого жениха, "воровали" что-нибудь из его одежды: шапку, обувь, пиджак и не отдавали до тех пор, пока не получали выкуп у телохранителей жениха.

О взаимоотношениях в семье

Скрывание - одна из разновидностей широчайшим образом распространенных или фиксируемых пережитков едва не у всех народов мира брачно-еемейных запретов, уже в прошлом веке привлекших к себе пристальное внимание этнографов и названных э.Б.Тайлором обычаями "избегания" . По своему содержанию эти запреты были очень различны: не показываться на глаза, не находиться вместе в одном помещении, не бывать вместе в общественных местах, не показывать лица или каких-нибудь обнаженных частей тела, не разговаривать, не есть в чьем-либо присутствии, не садиться за один стол, не называть чужого имени или фамилии и т.д. Очень разнообразны также сочетания субъектов и объектов избегания: здесь и родные братья или сестры, и муж с женой, или родители с детьми и различные категорий старших родственников, или свойственников и посторонние люди.

Следует отметить, что институт избегания, классические формы которого нашли отражение в работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", характерен многим народам мира, истоки которого, по определению Энгельса, "восходят к периоду существования группового брака" .

Этнографические наблюдения показали, что система избеганий у лезгин Азербайджана в основе своей однотипна с таковыми у многих народов Кавказа. Обычай избегания начинал функционировать со дня заключения брачного сговора. Менее выраженную форму избегание носило между лицами одного пола. Как уже отмечалось выше, после обручения девушка старалась не показываться родне жениха. Случайно столкнувшись с ними на улице, особенно с лицами мужского пола, девушка быстро закрывала нижнюю часть лица до глаз платком и, опустив голову, проходила мимо. Жених с первого дня свадьбы "прятался" в доме одного из своих родственников или друзей. И не показывался на глаза ни своей, ни невестиной родне. Даже в дом новобрачной он пробирался тайком, после окончания свадебного пира и также тайком уходил под утро в тот дом, где "прятался". Прекращение его скрывания должно было быть ознаменовано "примирением" с родней. После первой брачной ночи новобрачный "чам" на рассвете уходил тайком вместе со своими "наибами". На второй день также тайком в полночь он пробирался к новобрачной. На утро третьего дня происходил обряд "чиниз акудин" (смотрины). В этот день приглашались гости (только близкие родственники) и устраивалось угощение. Молодой муж обходил гостей (мужчин) с тазиком и кувшином с водой, поливал на руки гостей и давал им полотенце, которое было перекинуто у него через плечо. Гости в свою очередь дарили "чану" деньги, отрезы, рубашки и т.п. А в это время в другой комнате дома на женской половине собирались гости-женщины, к которым выводили "сое" (невестку). Она дарила всем близким родственникам привезенные с собой подарки - свекру вышитый кисет для табака или узорные шерстяные носки, свекрови отрез на платье, головной платок или шаль, сестрам мужа головные платки, носки и пр.

В некоторых селениях был и такой обычай, когда после смотрин устраивалась своеобразная игра для молодых друзей жениха, которая называлась "Терг" (букв.: шест). На длинный тонкий шест, воткнутый в землю, привязывали различные мелкие подарки: носки, платки, кисеты и что-нибудь съедобное: яблоки, вареные яйца, сладкие шураяр и пр. Друзья жениха по очереди с расстояния ста шагов должны были попасть в шест из ружья. Тому, кто сбивал "терг", давали в подарок "хончу" (поднос со сладостями, отрезом или шалью). Известно, что аналогичное украшенное деревцо присутствовало и на традиционной свадьбе некоторых народов Дагестана 3. в некоторых же селениях изучаемого региона существовал обычай жертвоприношения "курбан атун". Невестку после смотрин выводили во двор, и свекр резал у ее ног барана "коч". После этого дня молодая женщина могла свободно выходить из своей комнаты и помогать свекрови по хозяйству, но при свекре и деверях она закрывалась "яшмагом", т.е. платком закрывала нижнюю часть лица до глаз. По истечении трех-четырех дней после свадьбы новобрачных приглашал в гости дядя жениха по материнской линии. Обычай этот назывался "чам элифарун" - приглашение жениха. На средства дяди устраивалось большое угощение: резались бараны и готовились праздничные блюда, приглашались музыканты, и все родственники, которые были на свадьбе в доме родителей жениха. Когда новобрачные возвращались к себе домой, дядя делал невесте дорогие подарки, которые вручала в присутствии гостей жена дяди и при этом говорила: "Чан сое, гила вунни жи хтул я, жи руш я, ви адахлу жи хтул, жи хо тирвал" ("Дорогая невестка,ты теперь тоже наша племянница, наша дочь, как и твой муж наш племянник и наш сын").

К числу послеевэдебных обычаев, относится и приобщение молодой женщины к хозяйственной деятельности семьи. Ввод молодой в хозяйственную комнату у лезгин сопровождался, наряду с многими народами Кавказа, действиями религиозно-магическогох характера. Например, когда невеста на четвертый день после свадьбы входила в хозяйственную комнату,то ее осыпали мукой, и сама она бросала горстку муки в очаг. Это делалось для того, чтобы она жила в достатке и чтобы задобрить дух очага этого дома, т.е. расположить его к себе.

Обязательным компонентом свадебного обряда лезгин было более выраженное скрыванне новобрачного и новобрачной, особенно строгое по отношению к старшим родственникам и свойственникам. Молодой женщине в повседневной жизни приходилось сталкиваться, помимо своего мужа, с другими мужчинами, с которыми определенное время после свадьбы невестке не полагалось общаться. Избегание между женщиной и ее родственниками было тем строже, чем старше была родня. Особенно она пряталась от отца или деда мужа, замужняя женщина не имела право также входить при посторонних мужчинах в гостевое помещение. В то же время следует подчеркнуть, что лезгинская женщина пользовалась большей свободой, чем азербайджанские женщины, которые ходили укутанные в чаршаб и при встрече с мужчиной они должны были отворачиваться (как это было принято у многих восточных народов) и ждать, пока он не пройдет. У лезгин такого обычая не было, хотя мужчина при встрече с женщиной тоже ни в коем случае не должен был с ней разговаривать. Как видно из этнографических материалов, свобода женщины зависела от условий труда и жизни, а также от климатических условий, в которых проживали те или иные народы. "Например, в лесистых районах Талыша женщина: более самостоятельна, ее положение в хозяйстве более независимое, ьдесь развито скотоводство, причем на долю девушек падают обязанности пастуха. Тяжелая обязанность пасти скот на горно-лесистых пастбищах делала женщину физически развитой и ловкой в движениях. Таким же прилаженным и даже грациозным был и ее костюм: широкие шаровары, заправленные в высокие цветастые чулки, куртка, облегающая фигуру, и красивый головной убор наподобие чалмы, кокетливо сдвинутый на бок. Одежда лезгинок Гильского района имеет много общего с описанной одеждой талышек лесистых районов. Это объясняется далеко не только сходством географических и климатических условий, а главным образом сходным положением женщины в семье и труде. Оба эти района, благодаря малоземелью и недостаточной ин тенсивности хозяйства, порождали значительное отходничество мужского населения.

Похожие диссертации на Семейные обряды лезгин Азербайджана, конец XIX - XX вв: Этногр. изуч. сев.-вост. зоны Азербайджана