Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Смагулов Болат Кудайбергенович

Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв.
<
Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смагулов Болат Кудайбергенович. Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Омск, 2002.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/501-6

Содержание к диссертации

Введение

Введение 3

Глава I. Характеристика погребального обряда казахов Омской области 35

1.1. Обрядовые действия в момент смерти в период нахождения умершего в доме 35

1.2. Захоронение умершего 59

1.3. Поминки 72

Глава II. Некрополи 84

2.1. Кладбища 84

2.2. Намогильные сооружения 113

Заключение 155

Источники 163

Список использованной литературы 164

Сокращения 187

Список основных информаторов 188

Приложение. Планы кладбищ, схемы устройства могил, рисунки намогильных сооружений и их отдельных фрагментов, погребального инвентаря и генеалогической схемы семейно-родственной группы казахского населения Омской области 189

Обрядовые действия в момент смерти в период нахождения умершего в доме

Пожилые люди готовятся к смерти заранее. Это выражается, в частности, в заблаговременной подготовке материала (не менее 15 м) для погребального облачения, который хранится в сундуке (абдыра) (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 130-1. Л. 30). Кроме того, при исследовании кладбищ казахов Омской области нами была собрана информация, что некоторая часть людей заранее определяет своё место захоронения на территории кладбища. Исследование кладбищ казахов в разных районах Омской области показало, что в ряде случаев захоронение супругов проводится в одном намогильном сооружении. В качестве примера можно привести могилу №14 на кладбище близ озера Алабота в Павлоградском районе Омской области (Приложение. Рис. 2). В этом намогильном сооружении имеется одна могила. Рядом с этой могилой оставлено место для второй. С внешней стороны данного намогильного сооружения в стене ограды имеется специальное приспособление, напоминающее карман, в которую вставлена плита с указанным на ней именем и годами жизни человека, захороненного в нём. Такое же приспособление, но без плиты имеется с внешней стороны ограды рядом с первым приспособлением.

К человеку, находящемуся при смерти {калыс устінде), приходят люди справляться о здоровье ("коніл сурауга"). (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 57-1. Л. 20; Д. 154-1. Л. 71). В настоящее время после смерти человека его родственники отправляют телеграммы с этим сообщением другим родственникам, проживающим в отдалённых населённых пунктах России. Многие казахи Омской области имеют своих родственников в Казахстане. Поэтому имеется информация об отправлении телеграмм с сообщением о смерти человека его родственникам в Алматы, Караганде, Кокшетау и Павлодаре. Поскольку значительная часть казахского населения Омской области проживает в г. Омске, то из сельской местности такие телеграммы отправляют и в этот населённый пункт.

Родственники умершего приглашают нескольких мулл, которые проводят официальную часть погребального обряда. В сельской местности их в ряде случаев приглашают из соседних деревень или областного центра. Ещё до смерти человека мулла произносит над умирающим напутственное слово {"иман айтады") (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 71).

Необходимо отметить, что муллы сохраняли определённое значение и в советские годы. В частности, омский краевед СР. Лаптев так описывал свою встречу с муллой одного из аулов в юго-восточной части Омской области в 1949 г.: "Я был удивлён, встретив здесь муллу, но оказалось, что это духовное лицо имеется в каждом казахском ауле, а в некоторых даже по два. Наш мулла не походил на старых мулл, какими я их видел раньше в чалме и длинных халатах. На нём была военная гимнастёрка с поясом, галифе, сапожки, а на голове довольно новая военная фуражка. Это был общительный живой человек, видимо, довольно развитой казах лет под 35-40" (ГАОО. Ф. Р-2118. Оп. 1. Д. 19. Л. 14).

Умершего в доме укладывают в одной из небольших комнат. В случае, если жилище одночастное, то его перегораживают специальной ширмой (шымылдык), за которой кладут умершего. Как правило, такая ширма состоит из двух кусков белого материала. При этом сама ширма держится с помощью веревки, концы которой прикреплены к гвоздям на двух противоположных друг от друга стенах. Следует отметить, что умершего отгораживают ширмой в любом случае, даже если он находится в отдельной комнате. Следует отметить и то, что вход в эту комнату также перегораживают шторой. В помещении, где находится умерший, на ночь включают свет. Ранее для этого использовали керосиновые лампы, которые подвешивали к потолку. С умершего снимают драгоценности (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 130-1. Л. 31). Если у него открыты глаза, то их закрывают, если открыт рот - его подвязывают платком. Умершего укладывают на спину на матраце или простыне, которые расстилают на полу. В ряде случаев в область груди умершего кладут несколько кирпичей, "чтобы грудь не вздулась" ("кеудесі котеріліп кетпес ушін"). В доме умершего {мэшт, кайткан кісі, олген кісі, олік) кладут таким образом, чтобы ноги были обращены в сторону Мекки (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 57-1. Л. 20, Д. 154-1. Л.Л. 71, 78).

В публикациях, посвященных погребальному обряду казахов Омской области, употребляется словосочетание "он жак" (правая сторона) (Ахметова Ш.К., 1992, С. 14; Кабульдинов З.Е., 1990, С. 46). Может возникнуть вопрос: умерший находится в правой части помещения или речь идёт об отгораживании этой стороны? По всей видимости, данное словосочетание следует понимать в том смысле, что под "он жак" (правая сторона) имеется в виду расположение умершего в комнате (от входа в неё), поскольку по нашим наблюдениям, в ряде случаев ширмой отгораживают не правую сторону комнаты (от входа), а сторону, расположенную напротив входа в неё (Приложение. Рис. 3).

Умершего в доме держат сутки. В некоторых случаях (например, ожидание приезда дальних родственников) срок может быть увеличен, но не более, чем до трёх суток (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 29-5. Л. 66; Д. 130-1. Л. 30).Такие же сроки зафиксированы и у казахов Казахстана (Аджигалиев СИ., 1992. С. 95; Мустафина P.M., 1992. С. 19).

В настоящее время у изучаемого нами населения сохраняется обычай предпохоронной трапезы, которая обозначается словосочетанием "конак асы". Её устраивают родственники умершего в ночь перед преданием его земле. Обычно она начинается вечером, и люди сидят в доме умершего за несколькими столами всю ночь до самого утра. На "конак асы " подают мясо барана, которого режут специально по этому поводу. Также приглашают муллу.

Люди, которые приходят на похороны, говорят родственникам умершего: «Кайырлы каза болсын» («Примите наши соболезнования»). С собой они приносят куски ткани и деньги, которые отдают родственникам умершего. Такое подношение обозначается словом «бата». Один из родственников умершего записывает это в специальную тетрадь. Если человек не смог по каким либо причинам прибыть в день похорон, то он приносит «бата» на поминки (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 6).

Ночью умерший не остаётся один. Рядом находятся люди, обычно пожилые, которые дежурят ("кузетеді") у изголовья умершего (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 57-1. Л. 21).

На следующий день проводится подготовка к самим похоронам, которая включает в себя изготовление погребального савана, омовение умершего и прощание с ним, а также совершение заупокойной молитвы.

В летнее время во время совершения всех необходимых приготовлений для выноса умершего часть людей находится во дворе, а часть размещается во дворе. Во дворе находится и часть мебели из дома (диван, стулья и т.д.). Зеркала закрывают (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 2). Практика закрывать зеркала зафиксирована у русского населения Омского Прииртышья, поскольку считалось, что в нём "покойник мог показаться" (Жигунова М.А., 2002. С. 52). Представления о зеркале как о предмете, через который возможно общение с потусторонним миром, зафиксировано и в мировоззрении изучаемого нами населения (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1.Л. 109 об).

Саван для облачения умершего обозначается словом "акырет" (ахирет) либо "кебін". Для его изготовления используется марля или белый хлопчатобумажный материал (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 28-1. Л. 52). Его общая длина составляет до 15 м (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 57-1. Л. 21). Вместе с тем, зафиксированы некоторые различия в длине материала, используемого для изготовления погребальной одежды. В частности, в ауле Бельсенды-Казах (Горьковский район Омской области) его длина для женщины составляет 15-16 м, а для мужчины - не менее 20 м. Что касается ребёнка, то в этом случае исходят из его роста ("бойына карап істейді") (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 154-1. Л. 77).

Погребальную одежду изготавливают родственницы умершего (умершей), либо мулла в день похорон. По данным Ш.К. Ахметовой, у определённой части казахского населения Омской области сохраняются представления о неприемлемости использования при её изготовлении иголки. В этом случае применяется специальное деревянное шило. С его помощью в саване делают специальные отверстия, через которые протягивают ленты, сделанные из того же материала, что и сам саван. При этом в ряде случаев отмечается нарушение этого обычая - вместо лент применяются нитки (Ахметова Ш.К., 2001. С. 199). Отметим также, что у нас имеются сведения об использовании швейной машинки при изготовлении погребального савана. Умершего облачают в погребальный саван после омовения (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 154-1. Л. 110).

Захоронение умершего

В XVI - XIX вв. у казахов было зафиксировано несколько форм захоронения умерших. В частности, в XIX в. при наземной форме захоронения в земле устанавливали колья, которые переплетали хворостом, тело умершего в одежде клали на землю, а затем сверху насыпали могильный холм. Кроме того, в некоторых районах в центральной, северной, восточной и юго-восточной частей Казахстана существовала практика "отложенного" захоронения. Иными словами, если человек умер в зимнее время, то его не хоронили сразу, а подвешивали на дереве, обернув при этом в войлок или в полотно; весной тело умершего отвозили в Туркестан и хоронили близ могил святых (Кастанье И.А., 1911. С. 97). Имеются также сведения, что в более ранние времена тело умершего сжигали, а останки погребали по истечении года (Там же. С. 94-95). Но концу XIX в. единственной формой захоронения умерших у казахов осталось грунтовое. Как отмечалось, "новейшие наблюдатели быта Киргизов (казахов. - Б.С.) никаких других форм погребения у них не отмечают" (Воронцов К., 1892. С. 400).

И в настоящее время у казахов Омской области не зафиксировано иных форм захоронения, кроме грунтового.

Для обозначения могилы используется слово "кабыр", иногда употребляется и слово "кор". Отметим, что эти слова находят аналогии у ираноязычных народов. В частности, некоторые группы таджиков обозначают могилу словом "гур" и, соответственно, кладбище - словом "гуристон" (Таджики Дарваза и Каратегина, 1976. С. 141). У казахов Казахстана помимо указанных слов зафиксирован и специфический термин "мурде", хотя используются также "кабыр" и "кор" (Аджигалиев СИ., 1992. С. 104).

Согласно имеющимся в нашем распоряжении сведениям, могила имеет следующий вид (Приложение. Рис. 6). Могильная яма имеет правильную четырёхугольную форму (сверху); для её рытья используют железные штыковые лопаты. К моменту доставки на кладбище тела умершего могильная яма должна быть полностью подготовлена. К кладбищу на тракторе или в автомобиле заранее доставляют саманные кирпичи и куски дёрна. У основания могильной ямы делают специальную боковую нишу, которая носит название "лакат ".

Тело умершего кладут на край могильной ямы (с южной стороны). Три пожилых человека спускаются в могильную яму, снимают с умершего "беташар", "жайнамаз" и ковёр (кілем). "Беташар" представляет собой отрез ткани (велюр) и имеет длину 2 м; родственники умершего отдают этот отрез ткани назначенному ими человеку. Иногда таких отрезов ткани может быть два. Затем снимают "жайнамаз", который представляет собой отрез материи (плюш) в 2 м; его отдают мулле, который читал заупокойную молитву ("намаз шыгарган моллага бередігг) Далее снимают ковёр, который впоследствии отдают в мечеть (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 5 об). После выполнения этих действий 3 человека, находящиеся в могильной яме, одновременно осторожно приподнимают умершего и размещают его в упомянутой нише.

Умершего (в погребальном саване) кладут в этой нише на спину в вытянутом положении, руки укладывают вдоль тела, голову ориентируют на запад, а ноги - на восток. Лицо умершего ориентируют на юг (в сторону Киблы). Сама ниша располагается в южной стороне. Подобное положение умершего в погребальной камере зафиксированы и у сибирских татар (Томилов Н.А., 1983. С. 109). Можно также добавить, что у казахов юго-восточной части Казахстана в ряде случаев умершего в нише кладут не на спину, а на бок, что по мнению СИ. Аджигалиева является непротиворечивым вариантом основной позы (Аджигалиев СИ., 1992. С. 105).

Говоря об ориентации умершего в могильной яме отметим, что хотя по словам информаторов его и ориентируют на западную сторону (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 28-1. Л. 19), на практике может быть отклонение от указанной линии. Кроме того, имеются сведения об ориентации тела умершего в могильной яме головой на восток (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 29-5. Л. 67; Д. 28-1. Л. 52). А.Т. Толеубаев связывает такую ориентацию с направлением на восход солнца, хотя отмечает, что "после распространения мусульманства этой традиции строго не придерживались" (Толеубаев А.Т., 1991. С. 103).

Указанную ориентацию умершего у казахов юго-восточной части Казахстана отмечал в 1880-х гг. Н.Л. Зеланд: "Покойника кладут в яму в сидячем положении, головой на восток, нередко для тела выдалбливают логовище в боковой стенке главной могильной ямы" (Зеланд Н.Л., 1885. С. 32). У групп сибирских татар зафиксированы случаи ориентации умершего в могиле на запад, юго-запад или юг (Томилов Н.А., 1980. С. 120; 1983. С. 109; Томилов Н.А., Шаргородский Л.Т., 1990. С. 122). В южных районах Казахстана умершего ориентировали головой по направлению к Туркестану, лицом обращали к Кибле (Мустафина P.M., 1992. С. 21).

На наш взгляд, типичной для казахского населения Омской области является западная ориентация умершего. В этой связи отметим, что согласно данным исследователей, во всех кочевнических погребениях урало-казахстанских степей умершего клали в могиле на спине головой на запад, лицевая часть была повёрнута на юг (на Кыблу) (Древняя история Южного Зауралья, 2000. С. 419-420).

В этой связи отметим, что указанное положение умершего в могильной яме соотносится с мусульманскими нормами (Мусульманские обряды и обычаи, 1992. С. 45).

Затем нишу, в которой находится умерший, перекрывают косым накатом досок, который называется "бетагаш". При этом нижние концы досок упираются в дно могильной ямы, а верхние, - в её верхнюю часть на уровне дневной поверхности. Сверху на косой накат досок кладут сено (шоп), либо стелят толь (кара кагаз), а затем сверху ещё и засыпают землёй (топырак). В верхней части могильной ямы в её юго-западном углу (перпендикулярно к голове умершего) устанавливают деревянный шест (таяк). Сверху на этом шесте крепят полумесяц (ай).

В итоге после того, как могильную яму засыпали землёй, насыпают небольшой могильный холм (томпешік). Сверху на могильном холме расстилают одежду (киім) (Приложение. Рис. 7). По прошествии определённого времени могильный холм окружают намогильным сооружением.

В полевых материалах отложились сведения, что глубина могильной ямы составляет 1,5 -2м (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 29-5. Л. 66). Но вместе с тем, нами была собрана информация о некоторых различиях в глубине могильной ямы в зависимости от пола и возраста умершего. Так, по сообщению жителя аула Бельсенды-Казах Ш. Копеева глубина могилы для мужчин составляет до пупка, для женщины - до груди, а для ребёнка - 1 метр: "В 13 лет мальчика называют "отау иесі" (букв, "хозяин отау") Мальчик до 13 лет и девочка до 9 лет безгрешны (сэби)" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 76). Исследователями приводятся противоречивые данные о глубине могил у тюркоязычных народов. Так, у якутов могила была "очень вместительной и глубиной в сажень" (Элерт А.Х., 2002. Т. 5. С. 73), то есть примерно 210 см (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 1994. С. 682). У хакасов, напротив, небольшой (до колен, а в подтаёжной части поясницу) (Бутанаев В.Я., 1996. С. 157). Половозрастные отличия при определении глубины могильной ямы отмечены и у групп сибирских татар. В частности, барабинские татары копали могилы длиной в 2 м, шириной в 1 м и глубиной 1,5-2 м. При этом, женщине могилу копали глубиной по грудь, мужчине - по пояс, детям - по колено (Томилов Н.А., Шаргородский Л.Т., 1990. С. 122). Исследователи связывают это с представлениями о большей греховности женщины по сравнению с мужчинами (Кулемзин В.М., 1994. С. 349; Томилов Н.А., Шаргородский Л.Т., 1990. С. 122). Обращает на себя внимание небольшая глубина могильной ямы для ребёнка. В этом случае встаёт вопрос: насколько реальной может быть такая глубина? В этой связи необходимо отметить, что исследователи приводили примеры небольшой глубины могильной ямы у казахов. В частности, И.А. Кастанье, описывая захоронения у казахов указал на то, что глубина могильной ямы составляет отау - отдельная юрта для молодожёнов (См: Ахметова Ш.К., 2002. С. 116). от 1 до 1,5 м и отметил такую деталь: "В незаполненном пространстве рва, когда могила рушится, виден труп" (Кастанье И.А., 1911. С. 80). Еще более определённо высказался по этому поводу В.К. Шнэ: "Бедняк довольствуется одной покрышкой могилы жёрдочками или хворостом, засыпаемым тонким слоем земли. Могильный сон в таких могилах весьма часто нарушают волки, которые без труда попадают в яму и ещё более нецеремонно в войлочные пелены мусульманина" (Шнэ В.К., 1894. С. 15) . Кроме того, в одном из изданий, вышедшем в начале XX в., в котором было уделено внимание и погребальному обряду казахов, указано следующее: "Могилы делаются неглубокими (1-2 аршина) (то есть, 71-142 см. - Б.С.), иногда с боковой нишей, куда и кладётся покойник (в "ахрет") (Россия, 1903. С. 220).

Таким образом, приведённые свидетельства позволяют, на наш взгляд, сделать вывод о наличии у казахов в конце XIX - начале XX вв. захоронений с небольшой глубиной могильной ямы. Кроме того, как показали исследования на территории Урала и Казахстана, в кочевнических захоронениях глубина детских захоронений была меньше, чем взрослых (Древняя история Южного Зауралья., 2000. С. 419).

Кладбища

В течение ряда лет омскими исследователями проводится изучение кладбищ различных этнических общностей на территории Западной Сибири, в частности, групп русского населения и групп сибирских татар (Бережнова М.Л., 1997. Т. 2. С. 163-177; Корусенко М.А., 1996. Т. 1. С. 117-148; 1998. Т. 3. С. 161-216; Корусенко М.А., Селезнев А.Г., Мерзликин В.В., 1996. Т. 1. С. 149-183 и др.). Методика исследования кладбища, которая была выработана в ходе такого изучения включает в себя фиксацию внешних границ кладбища, характер рельефа, дороги, тропы, ведущие на него, собственно могилы (надмогильные сооружения, холмы, западины и провалы), погребальный инвентарь, следы человеческой деятельности (не связанные непосредственно с сооружением погребений). Описание намогильных сооружений включает в себя ориентацию (общую) на местности, тип намогильного сооружения, материал, из которого оно изготовлено (по возможности), общие размеры, а при необходимости, и описание деталей и их размеры. Указано на необходимость в плане исторической ретроспекции "изучать не только современные надмогильные сооружения, но и их остатки различной степени сохранности" (Корусенко М.А., 1996. Т. 1. С. 118; 1998. 4. I. С. 122-123). Соединение информации, полученной в ходе исследований кладбищ со сведениями, собранными в населённых пунктах, которым принадлежит то или иное кладбище, открывает путь для разного рода сопоставлений и установления определённых закономерностей в расположении намогильных сооружений на кладбище, их устройстве и т.п. Как указывается, "погребальный комплекс в этом случае выступает как компактная группа материальных объектов и изучать его можно с самых разных точек зрения" (Корусенко М.А., 1998. Ч. I. С. 122-123). Изучение остатков намогильных сооружений проводится в соответствии с методикой т.н. "визуальных раскопок", когда "исследователь фиксирует с помощью различного рода замеров максимальное количество параметров разрушения намогильных сооружений, западин в намогильных холмах и т.д." (Корусенко М.А, 1998. Ч. I.C. 122-123).

Отметим, что сама методика исследования кладбищ послужила базой и для исследования поселений и усадеб некоторых групп сибирских татар (см. напр.: Селезнёв А.Г., СелезнёваИ.А., 1997. С. 209-218).

Кладбище как материализованный результат погребального обряда оказались достаточно информативными для более глубокого понимания некоторых сторон погребального обряда. Следует отметить, что цель подробного исследования кладбищ и состояла в том, чтобы "выйти на новый уровень осмысления, в частности, некоторых сторон погребального обряда и связанных с ними социальных отношений" (Корусенко М.А., 1996. Т. 1. С. 118). B.C. Ольховский отмечает, что помимо реконструкции религиозно-мифологических воззрений и социальной структуры исследуемого общества в погребальных памятниках содержится большой объём и иной информации, позволяющей с разной степенью достоверности реконструировать этнических, культурные, лингвистические и другие особенности создателей определённых групп погребальных памятников (Ольховский B.C., 1995. С. 86).

В данном исследовании при описании казахских кладбищ на территории Омской области мы исходили из ареального принципа последовательности. Особенности размещения казахов на данной территории и его этнического состава дают возможность выделить территориально несколько групп кладбищ. Казахское население на обозначенной территории размещено неравномерно. Как нами было уже отмечено выше, свыше 83% казахов Омской области сконцентрировано в районах к югу от г. Омска, а также в самом областном центре. В районах к северу от г. Омска они расселены небольшими массивами среди иноязычного (главным образом, русского) населения. Один из таких массивов составляют казахи Горьковского района Омской области. По переписи населения 1989 г. в Горьковском районе Омской области насчитывалось 28236 чел., в т.ч.: русских (83,7% населения района), немцев - 1994 (7,1%), казахов - 1207 (4,3%), украинцев - 547 (1,9%), татар - 173 (0,6%) (Национальный состав населения Омской области, 1990. С).

Кроме того, территории к северу от г. Омска относятся к районам, в которых, в отличие от более южных районов, казахское население расселилось значительно позже. В частности, на территории современного Горьковского района Омской области первые казахские поселения появились во 2-й пол. XIX в. В начале XX в. здесь располагалось несколько казахских аулов (Дюсен, Ахмет, Каратон и др.). В результате политико-экономических процессов, происходивших в стране, к концу 1950-х гг. в Горьковском районе остался один казахский аул под названием Бельсенды-Казах (Передовой казах), в котором по состоянию на январь 1995 г. насчитывалось 340 чел. И в настоящее время всё население этого аула составляют исключительно казахи (Адам А.Я., 1999. С. 132).

Что же касается южной части Омской области, то помимо того, что здесь проживает большая часть сельского казахского населения, можно выделить две территории наибольшего его сосредоточения. Первый охватывает юго-восточную часть обозначенной территории, на которой согласно по переписи 1989 г. проживало около 40% сельского казахского населения (рассчитано по: Национальный состав населения Омской области, 1990. С. 136). Удельный вес казахов в составе населения этих районов Омской области колебался от 5,6%о (Черлакский район) до 16,5% (Нововаршавский район) (Национальный состав населения Омской области, 1990. С. 136). Другая территория с наибольшей концентрацией казахского населения включает в себя юго-западную часть обозначенной области. Расселение казахов в южной части современной Омской области относят к рубежу XVII - XVIII вв. (Масанов Э.А., 1966. С. 37; Муканов М.С., 1974. С. 185-186).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить 3 территориальные группы казахских кладбищ в пределах границ современной Омской области: 1) кладбища в центральной части, 2) кладбища в юго-восточной части и 3) кладбища в юго-западной части области. Последовательное рассмотрение этих групп кладбищ, расположенных в отдалённых территориально друг от друга районах, позволяет, на наш взгляд, выявить их особенности и общие черты.

Важным нам представляется вопрос об особых элементах в этносоциальной структуре различных этнических общностей в связи с погребальным обрядом. Речь идёт о том, что исследователями в ходе изучения ими традиционной культуры различных этнических общностей столкнулись с фактами наличия в их структуре особых этносоциальных образований. Вопрос об этносоциальных образованиях интересен в плане того, какое влияние оказывает их наличие у различных этнических общностей на часть традиционной культуры, которая связана с погребальным обрядом. Исследователи, занимавшиеся изучением сущности подобных образований, пришли к выводу, что они достаточно широко распространены и описаны под разными названиями у разных этнических общностей. Так, в составе разных групп сибирских татар зафиксированы группы, называемые тугумами (Корусенко С.Н., Кулешова Н.В., 1999. С. 67-81; Селезнёв А.Г., 1991. С. 133-146; Томилов Н.А., 1992. С. 133). Согласно данным исследователей, тугум как особый элемент этносоциальной структуры объединял группу родственных семей и представлял определённое социальное и культурно-историческое единство (Ерш И.А., Селезнёв А.Г., 1993. С. 98). У сибирских татар подобные объединения обладали и некоторой хозяйственной самостоятельностью (Томилов Н.А., 1992. С. 132-134).

Намогильные сооружения

После захоронения умершего могильный холм окружают намогильным сооружением. Процесс возведения такого сооружения обозначается словосочетанием "бас бекгту" (букв, "укрепление головы") (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 77). Что же касается срока, в течение которого возводят намогильное сооружение, то, например, житель аула Бельсенды-Казах Горьковского района Омской области Ш. Копеев сообщает: "Сооружение на могиле ставят на 40-й день или через год" (Архив МАЭ ОмГУ. Ф.І. Д. 154-1. Л. 77).

Вместе с тем, возведение какого-либо намогильного сооружения не есть единовременный акт. При исследовании кладбищ казахского населения рассматриваемой территории были выявлены факты, когда могильный холм поначалу окружают не постоянной, а временной оградой. В частности, такие случаи были зафиксированы нами при исследовании кладбища близ озера Алабота в Павлоградском районе обозначенной области. Речь идёт о могилах №54 и №55 (Приложение. Рис. 18. А, Б). Так, захоронение человека в могиле №55 было произведено 11.VII.2000 г. (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 5). Через несколько недель эта могила была окружена временной (четырёхугольной в плане) оградой, сделанной из деревянных досок (Приложение. Рис. 18. Б). Когда производилась инструментальная съёмка данного кладбища (май 2001 г.), указанное сооружение ещё не было заменено на постоянное намогильное сооружение. Произошло это только в начале лета 2001 г.

Намогильное сооружение возводится родственниками умершего. По словам информаторов, в случае, если при возведении намогильного сооружения остались неиспользованные кирпичи, то их оставляют на территории кладбища (Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 154-1. Л. 111). Такая информация нашла своё подтверждение в ходе исследования кладбищ казахов в различных районах Омской области (см. выше).

Кроме того, нами зафиксированы случаи когда намогильное сооружение полностью не возводят, а пристраивают к хронологически более раннему. В частности, можно указать на намогильные сооружения №1 и №2 на кладбище близ с. Целинное (Русско-Полянский район Омской области) (Приложение. Рис. 13).

Намогильное сооружение №1 представляет собой четырёхугольное (в плане) сооружение из красных кирпичей заводского производства (его размеры: длина - 395 см, ширина - 275 см, высота минимальная - 115 см, высота максимальная - 155 см). С западной стороны к данному намогильному сооружению вплотную примыкает могильная плита, на которой указано имя захороненного в нём человека - Алтын Досан кызы (1920-1990). С южной стороны к этому сооружению позже было пристроено (это чётко фиксируется визуально) другое намогильное сооружение (№2), в котором захоронен Пшембай Батырхан улы (1925-1995). В этом случае южная стена намогильного сооружения №1 является северной стеной намогильного сооружения №2.

В конце XIX в. у казахов на территории Омской области были зафиксированы намогильные сооружения нескольких видов. Необходимо отметить, что исследователи отмечают большое разнообразие намогильных сооружений у мусульман разных стран, разных регионов (Басилов В.Н., 1979. С. 165).

Дерновые и саманные намогильные сооружения. Они имели широкое распространение у казахов в южных районах современной Омской области в конце XIX в. Основным материалом для возведения таких сооружений служил дёрн. В начале XX в. дёрн оставался преобладающим строительным материалом в ряде районов Казахстана, а также в южной части территории современной Омской области (Востров В.В., Захарова И.В., 1989. С. 47). Как отмечается, дёрн в качестве стенового материала не требовал особых экономических затрат. Дёрн нарезали лопатами в виде четырёхугольных кирпичей в низинах, где травяной покров не был высоким, но в то же время густым (Востров В.В., Захарова И.В., 1989. С.49).

Кроме дернового (пластового) кирпича казахи Омской области использовали в конце XIX в. саманный кирпич. Исследователи отмечали также использование казахами для возведения намогильных сооружений сырцовых и обожжённых кирпичей. В монографии В.В. Вострова и И.В. Захаровой "Казахское народное жилище" (1989) описана техника изготовления саманного кирпича у казахов. Для начала подбирали богатый глиняный участок, снимали с него дёрн, глинистый слой вскапывали лопатами, размельчали крупные глыбы и заливали водой. Размоченную водой глину накрывали чиевыми циновками или кусками кошмы и оставляли на 2-3 суток. После этого пропитанную водой глину размешивали, топтали ногами или с помощью лошадей. В хорошо промешанную глину добавляли саман (резаную солому или мякину) и снова перемешивали. Формовка ямы производилась возле ямы, на заранее разровненной и посыпанной песком площадке с помощью деревянных форм (калып) с одной или несколькими (до 4-х) ячейками. Формы эти были без дна {суырма калып) и с дном (котерме калып). В ячейки набивали глиняную массу (одним комом), а излишек срезали. Форму относили на заранее подготовленную ровную площадку и там вытряхивали кирпичи, которые сушили 10-12 дней. Саманный кирпичи считался достаточно просушенным, если он имел однородный цвет, отёсывался топором, не крошился и не ломался (Востров В.В., Захарова И.В., 1989. С. 78, 80).

По имеющимся описаниям можно сказать, что дерновые и саманные намогильные сооружения были четырёхугольными в плане. Встречались также шести- и восьмиугольные сооружения (Берг Л., Игнатов П., 1901. С. 85). Толщина их стен составляла "около аршина" (Шнэ В.К., 1894. С. 14), то есть примерно 70 см (См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 1994. С. 27). По четырём углам дернового намогильного сооружения возводили небольшие башенки. В стенах имелись узкие продольные отверстия, напоминавшие окна (Шнэ В.К., 1894. С. 15). Высота стен колебалась "от 2,5 до 5 аршин" (Берг Л., Игнатов П., 1901. С. 85), то есть примерно от 175 до 350 см. В качестве материала для некоторых частей дерновых намогильных сооружений казахи применяли небольшие брёвна. Так, на каждом из четырёх углов подобного сооружения закрепляли по одному брёвнышку, другие концы которых сверху соединяли между собой, и на месте их соединения укрепляли "массивный из листового железа шар", а сверху увенчивали "эмблемой магометанства - полумесяцем" (Берг Л., Игнатов П., 1901. С. 85).

Дерновые и саманные намогильные сооружения возводились казахами на обозначенной территории некоторое время и во второй половине XX в. Так, омский краевед А.Ф. Палашенков в своей поездке по Москаленскому району Омской области в 1950-х гг. отмечает следующее: "На юг километрах в двух от аула Кара-Агаш - казахское кладбище с одинокой засыхающей берёзкой, которая видна за несколько километров", а на территории кладбища имеются "современные казахские могилы и надгробия из самана и в виде деревянных столбиков, окружённых оградками" (Палашенков А.Ф., 1990. С. 158).

В настоящее время при исследовании кладбищ казахского населения на территории Омской области нами были зафиксированы дерновые сооружения, но к настоящему времени они, как правило, находятся в осевшем и оплывшем состоянии.

Срубные сооружения. Кроме дерновых намогильных сооружений у казахов на территории современной Омской области в конце XIX в. были зафиксированы и срубные намогильные сооружения. Судя по имеющимся описаниям, подобные сооружения имели следующий вид. По краям могильной насыпи параллельно друг другу клали первый венец из брёвен, а сверху на этот венец клали другие венцы до тех пор, пока высота сруба не сравняется с высотой могильной насыпи. Затем этот сруб сверху укрывали брусьями. Брёвна соединяли между собой при помощи шпонок и деревянных гвоздей (Шнэ В.К., 1894. С. 15). Количество венцов в срубных намогильных сооружениях составляло 3 - 4, а высота сруба достигала 5 аршин (Берг Л., Игнатов П., 1901. С. 85-86), то есть примерно 3,5 м (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю., 1994. С. 682). Сверху на срубах крепили спицы с полумесяцами на вершине (Берг Л., Игнатов П., 1901. С. 86).

Похожие диссертации на Погребальный обряд казахов Омской области конца XIX-XX вв.