Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Похабов Валерий Филиппович

Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.
<
Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Похабов Валерий Филиппович. Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Новосибирск, 2004 285 c. РГБ ОД, 61:04-7/675

Содержание к диссертации

Введение

I. Истории заселении русскими Мариннского уезда Томской губернии .

1.1 . Историческая справка об образовании селений и и формирование русского старожильческого и новосельческого населения. 25 -36 стр.

1.2. Этнонокультурные ирцессы между русскими и аборигенами, взаимовлияние между старожилами и новосёлами . 36 - 50 стр.

II. Календароно- обрядовые традиции русских сёл Мариннского уезда Томской губернии .

2.1. Общая характеристика и специфика календарных праздников 51-52 стр.

2.2. Зимние календарно-обрядовые праздники 52-79 стр.

2.3. Весенние праздники 79-111 стр.

2.4. Летние праздники— 112—129 стр.

2.5. Осенние и престольные праздники— 129- 133 стр.

2.6. Особенности бытования календарных песен— 133-139 стр.

III. Семейно- бытовые традиции русского населения Мариннского уезда Томской губернии .

3.1. Общая характеристика русских семсйно- бытовых традиций - 140-141 стр.

3.2. Родильно- крестильный обряд 141 - 150 стр.

3.3. Свадебная обрядность 150-187 стр.

3.4. Похоронно-поминальная обрядность 187-198 стр.

3.5. Особенности бытования ссмсйно-бытовых песен 198 — 202 стр.

Заключение 203 -208 стр.

Список литературы 209 - 222 стр

Список информантов 223-226 стр.

Введение к работе

Актуальность темы. В современных условиях происходит исчезновение традиционной народной культуры. Этот факт послужил возникновению повышенного интереса к её изучению. В последние десятилетия создаются творческие и научные союзы, которые изучают различные аспекты народной жизни. Фольклорные ансамбли, народные хоры воспроизводят сценические варианты обрядов, песен, танцев и других видов народного творчества. Пополнение новыми сведениями об обрядах, ритуалах, песнях, танцах существенно обогатит знания о русской народной культуре. Исследования локальных традиций, возникающих в условиях освоения Сибири, также очень важны в этнографической науке. Через изучение разных локальных традиций выявляются общие закономерности становления общесибирской народной культуры, её своеобразие и особенности. Обрядовые традиции в народной культуре составляют наиболее важный пласт духовной культуры.

Актуальность изучения обрядовых традиций русского населения Мариинского уезда Томской губернии определяется несколькими факторами : - обрядовые традиции русского населения бывшего Мариинского уезда Томской губернии самобытны и в этнографической литературе мало известны; - нет исследований по истории заселения Мариинского уезда Томской губернии, они представлены лишь эпизодично в исследованиях территорий, граничащих с ним не исследованы в целом этнические и этнографические группы, заселившие эту территорию, и взаимоотношения между ними; - ценно узнать о самобытных календарных праздниках и семейных обрядах русского населения исследуемого региона, особенности их проведения, возникновения и бытования. Об обрядовых традициях русского населения бывшего Мариинского уезда Томской губернии существует немного публикаций, в основном на границах Кузнецкого, Томского уездов этой же губернии и Ачинского уезда Енисейской губернии. На основе собранного полевого и архивного материала исследование обрядовых традиций русского населения бывшего Мариинского уезда Томской губернии позволит раскрыть особенности становления местных вариантов этой обрядовой традиции.

Таким образом, обряды русского населения Мариинского уезда Томской губернии представляют собой явление, важное в плане изучения вариантов местной традиции, а также в связи с возможностью реконструкции обрядовых комплексов. Такое исследование обрядовых традиций русского населения названного региона восполнит пробел в этнографической литературе Сибири.

Цель исследования и задачи. Изучение особеннностей возникновения и становления вариантов местной обрядовой традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии в конце XIX - XX вв. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю возникновения русских сел в данном уезде; выявить этнические и этнографические группы, заселившие этот уезд, и проследить этнические процессы, послужившие формированию русских обрядовых традиций; реконструировать обряды, ритуалы, обычаи календарных праздников в исследуемом регионе в конце XIX - XX вв; реконструировать этапы и ритуалы родильно-крестильной, свадебной и похоронно- поминальной обрядности существовавших у старожилов и переселенцев бывшего Мариинского уезда в конце XIX - XX вв; - выявить особенности сплава (трансформации, интеграции) разных этнографических культур в местных вариантах обрядовой традиции; - выявить особенности местной песенной традиции.

Объект исследования. - русское старожильческое и новосельческое население бывшего Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв, и их сложившиеся обрядовые традиции.

Предмет исследования - календарные праздники, семейные ритуалы, обычаи, обряды, песни, танцы бывшего Мариинского уезда Томской губернии, которые складывались на протяжении трёх столетий на основе разных исторических процессов и взаимовлияний многих этнических (русских, украинцев, белорусов, чулымских татар, мордвы) и этнографических (курских, вятских, пемских и других) и конфессиональных (старообрядцев) групп населения.

Хронологические рамки обеспечены и определены источниками (полевые материалы, архивные данные, статистические отчеты, статьи), которые характеризуют этот временной отрезок - конец XIX -XX век. К концу XIX вв. завершается процесс формирования русского населения в бывшем Мариинском уезде Томской губернии. Русское население составляют старожилы и новосёлы. Переселенцы - куряне, вятичи, воронежцы, тамбовцы, пензяки, украинцы из Полтавской губернии и другие - основали много новых сёл и посёлков. Начался процесс формирования местной обрядовой традиции. Процесс разрушения народных традиций происходит в 30-е годы XX века в связи с социальными и историческими изменениями, связанными с коллективизацией. Тем не менее процесс разрушения локальной традиции в данном регионе проходил медленно из-за удаленности от индустриальных и политических центров и продлился до 60-х годов XX века. Активное разрушение традиционных устоев проходит в связи с укрупнением сёл в 60 -70-е годы XX века и разрушением мелких деревень.

Территориальные рамки. Мариинский, Чебулинский и Тяжинский районы Кемеровской области ( в прошлом Мариинский уезд) славились в округе своими самобытными песенными традициями, что и привлекало ряд исследователей. На первых порах наши полевые экспедиции были направлены на сбор песенного материала, когда обнаружились и самобытные интересные обрядовые традиции праздников, семейных обрядов и ритуалов. Этот факт и подтолкнул их детальному изучению. Наше исследование охватывает три административных района (Мариинский, Тяжинский, Чебулинский) современной Кемеровской области. Эти районы входили в состав Мариинского уезда Томской губернии до 1924 года. Мариинский округ ( уезд) создан в 1856 году с центром в селе Кийское (позже переименовано в г. Мариинск). 4 сентября 1924 года постановлением Томского губернского исполкома Мариинский уезд был упразднён, а в 1926 году ВЦИКом исследуемые территории были преобразованы в районы Томской губернии. В 1943 году была образована Кемеровская область. Историография

Традиции, обычаи, ритуалы календарных праздников и семейных обрядов русского населения Мариинского уезда Томской губернии изучены недостаточно, тем не менее эпизодические исследования имеются. Рассмотрим историографию русских обрядовых традиций в исследуемом регионе. Выделим дореволюционные исследования записи фольклористов и современные исследования.

Надо отметить, что изучение народной культуры русского населения отмечены на границах с Мариинским уездом. Первые записи о календарных праздниках мы встречаем в работе М.В. Красноженовой (1914) « О народных обычаях крестьян деревни Покровки Томской губернии. В ней рассмотрен весенне-летний цикл праздников, описаны ритуалы и обряды, сопровождающие праздники.

Дальнейший сбор фольклорных материалов по данному региону был продолжен в 1962 году В.М. Потявиным, доцентом кафедры русского языка и фольклора Кемеровского государственного университета. Многолетние экспедиции со студентами в Ижморский, Мариинский, Тисульский, Чебулинский и Яйский районы Кемеровской области положили начало дальнейшим исследованиям. Собранные материалы сосредоточились в архиве КемГУ. единиц записей песен и сказок, сделанных в разных уголках Кемеровской области. К сожалению, собирателями не фиксировались этнографические сведения о календарных обрядах и семейно - бытовых традициях. Часть собранного материала была опубликована Е.И. Лутовиновой. Архивные документы содержат только лишь песни разных жанров, сказки и былички (Каталог коллекции фольклорных записей КГУ, 1997). В 1969 году была совершена экспедиция в Чебулинский и Мариинский районы Кемеровской области студентами Музыкально-педагогического института им. Гнесиных И. Басаргиным и Ю. Зацарным, изучавшихими песенную традицию сибиряков . Было записано более 50 несен разных жанров, которые хранятся в лаборатории народной музыки РАМ им. Гнесиных в Москве.

Изучение народных традиций продолжила ученица В.М. Потявина - Е.И. Лутовинова, которая с 1973 года начала записывать не только песни разных жанров, но и обрядовый фольклор. С 1993 года выходят в свет сборники и учебные пособия для уроков литературы, в которых уже содержатся полевые записи о календарных праздниках и семейно - бытовых традициях русского населения Кемеровской области, составитель сборников Е.И Лутовинова ( 1993, 1997, 1998). В этих сборнниках и пособиях помещён небольшой материал и о традициях русского населения бывшего Мариинского уезда Томской губернии. Но они не содержат аналитической работы по сложившимся традициям.

Созданная в 1994 году общественная организация «Русский культурный центр» вносит большой вклад в изучение традиционного фольклора русских северо - востока Кемеровской области, в состав организации вошли специалисты, занимающиеся разными аспектами народной культуры.

С 1989 года изучение обрядовых традиций было предпринято и нами, сбор материалов позволил обратить внимание на самобытную традицию русских северо - восточных районов Мариинского уезда). Сбор информации о песенной и обрядовой традиции освещен в ряде изданий ( Похабов В.Ф., 1994, 1999,2000). На границах Мариинского уезда в дореволюционное и советское время также проводились исследования народной культуры из них надо назвать работы А.А. Макаренко ( 1913/репринт 1993), З.Я. Бояршиновой ( 1950, 1967), А.М Мехнецова. (1973, 1977,1983, 1986, 1989), Л.А. Скрябиной. ( 1997), В.М. Кимеева В.М. ( 1997). Авторы рассматривали разные аспекты народной жизни с точки зрения разных наук: этнографии, филологии, музыкознания. Рассмотрим историографию изучения обрядовых традиций русского населения. Интерес к русским обрядам и праздникам обнаружился в 30- 40 = е годы XIX века. Он обусловлен эпохой того времени и отражал поддержку монархии и патриархальной старины. Появилось направление учёных, выдвинувших теорию «официальной народности». Наиболее интересны исследования И.М.Снегирёва (1838), И.П. Сахарова (1841), А.В.Терещенко ( 1848), в которых освещены наблюдения народных обрядов и нраздниках,сделана попытка систематизации заиисей,объяснено возникновение исторических корней, уходящих в глубокую старину славян-язычников. В тоже время выходят работы П.А. Словцова ( 1830, 1915, 1938, ) по традициям русских сибиряков, в них автор закладывает основы этнофафического изучения русского населения Сибири. В своих работах исследователь приводит красочные описания сибирских обрядов, обычаев и праздников.

Собирательская деятельность значительно оживилась после создания в 1845 году Русского геофафического общества. Опубликованная в 1848, 1859 годах программа содержала ряд практических советов по собиранию и записи народного быта. Большую роль в сборе информации о духовной и материальной культуре русских Сибири ифали местные периодические издания, прежде всего Томские губернские ведомости, на страницах которых публиковались заметки о народном быте крестьян. По ходу сбора этнофафического материала происходило его осмысление и создавались

10 теоретические труды, возникали разные направления в этнографической науке. Мифологическая школа основана в России Ф.А. Буслаевым и А.А. Потебнёй. Они рассматривали народные верования и традиции как остатки возвышенного мировоззрения индоевропейских народов, основанного на олицетворении сил природы. А.Н Афанасьев в своём фундаментальном труде ( 1865- 1868 / репринт 1994) убедительно показал необходимость сравнительного изучения обрядов, суеверий, преданий различных народов для нахождения общих корней возникновения понятий, представлений о народных традициях. Его научный подход к традициям в дальшейшем получил развитие в других направлениях этнографической науки. Значительный вклад в укрепление источниковой базы по народным традициям внес писатель-этнограф СВ. Максимов ( репринт 1991). В своих книгах он в доступной форме изложил обширный фактический материал.Одним из первых исследователей попытался показать синкретизм язычества и христианства в бытовом православии.

О народном быте русских сибиряков к концу XIX - началу XX века насчитывалось небольшое количество публикаций.Но их ценность состояла в том, что они публиковались в период активного бытования народной культуры и тем самым какбы призывали исследователей к необходимости сбора новых сведений о культуре сибирских крестьян. Работы Д.К. Беликова ( 1898, 1905) о первых насельниках Томского края дают историческую картину становления народных традиций и процессов этнического и этнографического взаимодействия между разными группами населения. Важный вклад в изучение народных праздников и семейных обрядов русского населения Сибири внесли: Н.А. Костров (1876), Н.М Ядринцев ( 1892), А.А. Макаренко ( 1913 репринт 1993), Г.С Виноградов (1918, 1823, 1924), М.Н. Красноженова ( 1914,1924). Н.А. Костров в работе «Юридические обычаи крестьян старожилов Томской губернии» на основе собственных наблюдений и архивных записей описал семейную обрядность старожилов Сибири, их нравы и обычное крестьянское право. Н.М. Ядринцев (1892) вывел несколько идеализированный тип крестьянина, отличающегося многими своими качествами от российских жителей. Он отмечал, что они более независимы, энергичны и у них сохранилось много старинных обычаев.В своей работе «Сибирский народный календарь» ( 1913 репринт 1993) А.А. Макаренко вносит новую струю в изучение трудовых традиций и свежие сведения о местном календаре. Он подробно рассмотрел народные и православные праздники, приметы земледельческого календаря, сроки проведения сельскохозяйственных работ сибирского крестьянина, отстаивая позицию, что сибирский календарь неотделим от общерусского, доказывая единство исторического пути развития России и Сибири. М.В. Красноженова, исследуя быт крестьян старожилов Енисейской и Томской губерний ( 1914, 1924 репринт 1998) записала редкий этнографический материал о народных праздниках и семейной обрядности. Г.С. Виноградов изучил верования о загробной жизни, похоронно-поминальный обряд и народные праздники и земледельческий календарь русского старожильческого населения Восточной Сибири.

Важным этапом в собирании этнографических материлов и теоретическом осмыслении народных традиций стала научная деятельность Д.К Зеленина (1901- 1913 репринт 1994). Ценным явился его комплексный подход к изучению культуры народа с привлечением различных направлений смежных наук - истории и филологии. В 1957 году выходит значительный труд В.И. Чичерова «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI -XIX вв.», положивший начало развитию теории аграрного присхождения обрядов и праздников. Его теория основывалась на том, что земледельческий год крестьянина зависит от его производственной деятельности, и наблюдение земледельца за природой, жизнью земли, созреванием урожая порождало магические приемы и действия, совершаемые в доме и на поле. Эти магические действия возникли в результате бессилия крестьянина перед силами природы. Другой учёный В.Я. Пропп (1963 репринт 2000), опираясь на метод структурного анализа, изучил отдельные компоненты всего годового цикла праздников и на основе их повторяемости сделал вывод о сходстве календарной и семейно-бытовой (похоронно- поминальной) обрядности. Его комплексный подход к изучению традиций с привлечением исторических свидетельств есть звено - связь между далёким прошлым и описываемой современной действительности.

Большой вклад в изучение семейной обрядности старожилов Томской губернии внесла З.Я. Бояршинова (1967), которая свои работы посвятила крестьянской семье Западной Сибири. В них были выявлены особенности внутрисемейных отношений крестьян - старожилов.

С середины 1970-х годов появилось большое количество работ теоретического характера. Учёные всё больше стали обращаться к ареальным методам исследования, обобщая и развивая опыт картографирования. Его использовали для установления ареалов бытования отдельных элементов, в том числе обрядовых, и целых комплексов культуры в определённые исторические отрезки времени, пытаясь выяснить особенности и закономерности их формирования и развития.

80-е годы XX века ознаменовались большим интересом к изучению народных традиций, этому способствовали политические и экономические процессы. Исчезновение культурного наследия происходит в эти годы потому, что растет численность городского населения за счёт разрушения мелких сёл и деревень и развитие научно=технического прогресса. В эти годы проводится множество экспедиций и этнографических исследований разного направления, тем самым пополняется научный потенциал новыми источниками. Появляются крупные публикации, монографии, исследования как в области этнографии, так и смежных с нею наук. Такими крупными работами в этот отрезок времени стали исследования М.М. Громыко, Н.А. Миненко. В.К. Соколовой , Т.А. Бернштам, Ф.Ф.Болонева и ряда других. М.М. Громыко ( 1975, 1976, 1985) обратилась к конкретному изучению жизнедеятельности сибирского крестьянина: рассмотрела роль праздников и семейных обрядов в жизни сибирского крестьянства XVIII- первой половины XIX века. В её исследованиях о традициях русских крестьян затронуты многие аспекты жизнедеятельности, дохристианские верования, этические нормы в быту, роль семьи в создании, сохранении и передаче производственных навыков подрастающему поколению. Н.А. Миненко ( 1975, 1977,1987,1989, 1991) рассматривала различные аспекты народной культуры: изучала состояние и развитие семейной обрядности в условиях освоения сибирских пространств, календарные обычаи, обряды и приметы русского крестьянства. В своих работах Н.А. Миненко высказывала важные положения о принципах формирования локальных традиций, связанных с природными условиями Сибири. Очень ценны её замечания о том что природные условия лежали в основе создания местного народного календаря. В.К. Соколова ( 1979) выпустила в свет монографию «Весенне-летние обряды русских, украинцев и белорусов» в которой были использованы, как опубликованные материалы, архивные источники, так и новые обширные записи фольклорных экспедиций. На основе сравнительного анализа автор сделала ряд выводов этногенетического и историко-культурного характера, выявила корни обрядовых традиций, проследила их трансформацию на протяжении XIX - XX веков.

Т. А. Бернштам ( 1988) написала монографию, посвященную половозрастной дифференциации традиционного сельского сообщества. Автор полагает, что половозрастная структура была едва ли не самым главным-бисоциальным фактором в передаче культурных ценностей, ценны её труды по праздничному календарю русских Поморья. В работах Ф.Ф. Болонева (1978, 1990,1992, 2000), посвященных традиционной культуре «семейских» Забайкалья, автор рассматривает календарные обычаи и семейные обряды, приметы народного календаря, православные праздники, делая вывод о скотоводческих корнях Масленицы, формировании Семика в эпоху матриархата, синтезе язычества и христианства, о сохранении хозяйственной и продуцирующей магии в свадебных и календарных обрядах до начала XX века. Последняя вышедшая работа ( 2000) посвящена сходству традиционной культуры старообрядцев Алтая и Забайкалья. Особое внимание в работе обращается сравнительно- историческому исследованию материальной и духовной культуре. Важный шаг в изучении процессов взаимовлияния русских, украинских и белорусских песенных традиций был сделан составителями сборника Ф.Ф. Болоневым и М.Н. Мельниковым.

Изучению зимней календарной поэзии западных и восточных славян было посвящено исследование Л.Н.Виноградовой (1982).Она выявила общеславянские традиции, в частности в девичьих гаданиях и колядках, проанализировала генезис и типологию колядования.

О семейно-бытовой обрядности в этот период времени написано также множество работ и исследований: Т.П. Федянович (1975, 1984), Ю.Ю. Сурхаско( 1977), Н.Н. Велецкой ( 1978), И.А. Кремлёвой,(1980), Н.В.Зорина ( 1981) и других.

Большой вклад в изучение истории семьи и семейных отношений, системы брачных норм русского старожильческого населения Западной Сибири порефермснного периода внёс В.А. Зверев (1981, 1982, 1985, 1992, 1998) он рассмотрел факторы, обусловившие изменение отношений в крестьянских семьях Сибири конца Х1Х-начале XX века. В.А.Зверев уделяет внимание вопросам воспитания детей в крестьянской семье и передаче традиций от старшего поколения к младшему.

В 80-е годы параллельно с исследованиями в области этнографии работают и другие направления фольклористики. В этномузыкознании появляются ряд трудов посвященных исследованию музыкальных традиций. Необходимо отметить теоретические труды К.В. Квитки ( 1971-1977), он сделал выводы о необходимости изучения календарных песен в своей работе « Об историческом значении календарных песен»,сравнил календарные песни с другими славянскими народами и сделал вывод о их едином историческом корне. А.В. Руднева (1957,1975) подробно исследовала песенную южнорусскую традицию, выявила структуру, функции и типы многоголосия, и ладовое строение песен разных жанров. Её выводы получили развитие в работе В.М. Щурова (1975) о южнорусской песенной традиции. В этом исследовании рассматриваются исторические корни, традиции, послужившие возникновению музыкально-стилевых основ южнорусской песни. И.И.Земцовский (1975) делает большой вклад в систематизацию мелодики календарных песен, выявляет манеру исполнения, мелодику, типологию календарных песен, подчеркивая их сходство. Е. Гиппиус (1980), Б. Ефименкова (1982) посвятили свои работы проблеме каталогизации народных мелодий и ритмике песен. Б. Ефименкова детально изучила особенности северорусской причети.

Не остаются без внимания и песенные традиции старожилов Сибири. Особый вклад в изучение песенной традиции старожилов Западной Сибири внесли исследования A.M. Мехнецова (1973, 1977, 1986, 1989), который изучил музыкально-стилевые особенности русско-сибирского склада. В.М. Щуров, также как и Л.М. Мехнецов, изучает песенные традиции сибиряков. Он исследует районы Алтая и нижней Тунгуски.

В конце XX - начале XXI века проявляется интерес к локальным традициям Сибири. П.Е. Бардина (1995,1997) изучила быт и календарные обряды томских старожилов. О.Н. Шелегина (2001, 2002) изучила особенности адаптации русского населения в условиях освоения Сибири. В своей работе автор рассматривает многие вопросы истории, материальной и духовной культуры старожилов и переселенцев. Ценные исследования в области духовной и материальной культуры русского населения Сибири проводятся в институте Археологии и этнографии СО РАН. Назовём учёных, посвятивших свои труды различным аспектам традиционной народной культуре русских Сибири: Т.Н.Золотова (1992,1994, 1997), Г.В. Любимова (1998, 2002), А.Ю. Майничева ( 2001), Е.Ф. Фурсова ( 1994, 1998, 2001) и другие.

Не отстают от этнографических исследований этого периода и сибирские музыковеды. Эгномузыкознание за последнее десятилетие по изучению русских песенных традиций значительно обогатилось в познании традиций старожилов и переселенцев Сибири.Уделяется внимание трансформации песенных норм и образованию новых песенно-стилевых форм. Н.В. Леонова (1996,1997) изучила русские календарные песни Сибири и выявила структурно-типологические особенности песен. Н.А. Урсегова ( 2000) посвятила свою работу свадебным песням старожилов и переселенцев, отмечая причетную и песенно-танцевальные традиции на основе анализа функции песен и их фактуры. Работа Т.И. Матвеевой (2002) посвящена похоронно-обрядовым причитаниям старообрядцев Забайкалья. Автором детально рассмотрены функции причитаний в похоронно- поминальном обряде.Н.С.Мурашова (1997,2000) исследовала духовные стихи старообрядцев Сибири, выявила особенности их исполнения, фактуру, ладовую и интонационную основу, многоголосие. Л.В. Дёмина ( 2001) отметила в своей работе локальную традицию новопоселенческой свадьбы.

Подводя итоги историографического обзора, отметим , что трудами Д.К. Зеленина, В.И. Чичерова, В.Я. Проппа, В.К. Соколовой, М.М. Громыко, Н.А. Миненко, Ф.Ф. Болонева, В.А. Зверева, К.В. Квитки, А.В. Рудневой , Е. В. Гиппиуса, A.M. Мехнецова и других исследователей была создана теоретическая база для дальнейшего осмысления и изучения обрядовых традиций русского населения России и Сибири.

Методы и методология исследования, используемые в работе, следующие: неформальное и формальное интервью, непосредственное наблюдение, картографирование элементов ритуалов, обрядов, многоголосия, мелодики, интонаций песен, фольклорно- этнографический, сравнительно -исторический, историко-типологический,сравнительно- аналитический и метод реконструкции.

В основе работы лежит комплексный подход, который позволяет сочетать исторические, культурологические, этнографические методы изучения объекта.

Обрядовые традиции - важнейшее явление любого человеческого общества, в них сохраняются способы воспроизводства элементов культурного наследия народа. Они фиксируют устойчивую преемственность поколений, связь врембн, выступают посредником между современным и прошлым, в них заложен механизм передачи жизненного опыта предков. Традиции выступают и как социальное явление, они вплетены в систему общественных отношений и выполняют важные функции в жизни общества. Для Сибири-это история адаптации русского населения при освоении её пространств. (Шелегина, 2002. С. 8-9).

Традиции - это явление широкого плана, они включают в себя обряды, ритуалы, обычаи, приметы,поверия и другие элементы духовной и материальной культуры.

Обряд в традиции выступает как историческая форма сложного символического поведения этносов, имеет устойчивую форму и вырабатывает систему действий при его воспроизводстве. Он сопровождает важные моменты жизнедеятельности человеческого коллектива, призван способствовать его преуспеванию. Обряд - это такая разновидность обычая, цель и смысл которого - выражение ( по большей части символическое) некой идеи, чувства, действия либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым ( символическим) воздействием ( Токарев, 1980.С 26-36).

Ритуал в традиционной культуре - форма символического действия. Он включает в себя отношение группы людей к священным объектам, которые выражаются через жесты, движения, и т.п. Он служит закреплению традиции и воспроизводит архаичные культовые структуры.

Обычай - это стереотипизированная форма поведения, связанная с практической деятельностью человека или установленное правило поведения в данной этнической общности. (Арутюнов, 1981. С. 97; Итс, 1974.С. 48).

На этапе сбора материала широко применялись методы, разработанные полевой этнографией, фольклористикой, этномузыкознанием. Мы вели записи на основе опросников, беседы с информантами. Записи проводились у информантов в возрасте от 60 до 100 лет, проживающих в перечисленных деревнях и сёлах, хорошо помнящих традиционные формы быта, календарные, семейно-брачные отношения и семейную обрядность. Их воспоминания фиксировались на бумагу, а песни - на магнитофонную ленту. Полученные данные уточнялись другими информантами, проживающими на данной территории. Эти записи проводились неоднократно. В результате этнографических записей собрана исчерпывающая информация о календарных и семейных обрядах, ритуалов, обычаев, а также история заселения этих сёл. При анализе и интерпретации собранных данных с применением разных методов, позволило реконструировать обрядовый комплекс, выявить структурно значимые элементы, которые раскрывают механизм взаимодействия и трансформации данного обрядового комплекса и его генетические истоки. Записи песен, сопровождающие обряды и праздники, записывались различными способами:

а) запись на один общий магнитофон.

б) запись на двух магнитофонах, применяя метод скользящего микрофона, фиксирующего каждую вокальную партию по строфе песни;

в) многоканальная запись - каждый микрофон записывает только свою вокальную партию, а общий магнитофон фиксирует звучание песни в целом.

Для анализа песенной традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии, дополняющей наше исследование также, использовался метод типологического и системного анализа песен:

- выявление композиционного строения песен;

-определение многоголосия, фактуры и мелодики песен; Такой метод позволил выявить типологию и особенности местной песенной традиции и принципы её построения.

Основой диссертации послужили исследования отечественных историков, этнографов и музыковедов Т.А. Бернштам, Ф.Ф. Болонева, Л.Н Виноградовой, З.И. Власовой, М.М. Громыко, Н.И. Толстого, Б.Б. Ефименковой, Е.И. Лутовиновой, Д.К. Зеленина, И.И. Земцовского, Н.В. Зорина,Е.И. Карпухина, М.В. Красноженовой, Г.В. Любимовой, А.А. Макаренко, A.M. Мехнецова,

Новизна исследования.Впервые исследуется целостная обрядовая традиция русского населения на территории бывшего Мариинского уезда Томской губернии в конце XIX-XX вв. В работе прослеживается этнокультурное взаимодействие разных этнографических и этнических групп для этого региона. Обрядовая традиция русского населения Мариинского уезда Томской губернии подвержена целенаправленному изучению с использованием комплексного подхода. Весомым и новым вкладом является интегрирование этнографических и этномузыкальных исследований.

Характеристика источников. Источниками исследования стали: архивные данные, государственные статистические отчеты, опубликованные источники и этнографические полевые материалы.

В работе использованы архивные материалы: Государственного архива Кемеровской области (ГАКО), Отдел дореволюционного фонда (ОДФ): ф.П «Благочинный №9Томской Епархии», ф.23 «Мариинское уездное казначейство Томской губернии », ф. 34 «Мариинское окружное казначейство Томской губернии», «Податный инспектор Мариинского округа», ф.35 «Податный инспектор Мариинского уезда», ф.60 «Метрические книги ». Государственного архива Новосибирской области (ГАНО), ф. 92 « Коллекция метрических книг»; Государственного архива Томской области ( ГАТО), ф. 3 «Томское губернское правление», ф.170 «Томская духовная консистория»; Центр хранения архивного фонда Алтайского края ( ЦХАФ АК), ф. 1 « Канцелярия колывано-Воскресенского горного начальства).

Привлечённые источники отражают статистические сведения, судебные разбирательства, переписку представителя местной сельской администрации с вышестоящими организациями, сходы старожилов по приёму в общество переселенцев, списки окладных налогов, акты гражданского состояния, распоряжения Томской консистории о строительстве храмов.

Источники не отражают полную картину заселения Мариинского уезда и взаимоотношения между старожилами и переселенцами в середине XIX начале XX века, а лишь частично и эпизодично.

К статистическим источникам относятся: собрания русских летописей XVII-XVIII веков,переписи населения (1897, 1926), памятные книжки для ходоков, обзоры селений Томской губернии, памятные книжки населённых мест, материалы переселенческого управления, исследования А.А Кауфмана об экономическом и хозяйственном положении русских старожилов и переселенцев и ряд других. Источники отражают исторические, этнографические и этнические процессы, проходящие на данной территории в указанный хронологический период.

Опубликованные источники представляют собой этнографические материалы (полевые записи), сделанные в исследуемом районе и близлежащих территорий А.А. Макаренко (1913), М.В. Красноженовой (1914), В.М. Потявиным ( 1997), исследования Е.И. Лутовиновой ( 1993, 1997, 1998), Л.А. Скрябиной (1997), Н.А. Новосёловой (1993, 1994, 1995) и других. В качестве источников, необходимых для сравнения обрядовых традиций русского населения конца XIX-XX вв. были использованы материалы опубликованные сибирскими учёными Ф.Ф.Болоневым, В.А. Зверевым, Г.В. Любимовой, А.А. Люцидарской, Е.Ф. Фурсовой, О.Н. Шелегиной и других по русскому населению Сибири. В их исследованиях содержится ценная информация о календарных и семейных обрядах, ритуалах, на основании их сделан сравнительный и исторический анализ обрядовых традиций русского населения бывшего Марийского уезда Томской губернии.

Основные же материалы исследования базируются на собранном автором полевом материале с 1989 по 2003 годы в районах Кемеровской области: Чебулинском - Алчедате, Михайловке, Чумае, Верх- Чебуле, Ивановке, Дмитриевке, Усть- Серте, Курск- Смоленке, Шестаково, Кураково; Мариинском - Суслово, II- Николаевке, Рубино, Богданово, Мелёхино, Фбдоровке, Знаменке, Обояновке, Белгородке, Правдинке, Малопесчанке,

Камышинке, Берикульском; Тяжинском - Малопичугино, Чернышово, Старом

Урюпе, Листвянке, Валериановке, Преображенке, Новопреображенке (Каменке), Новопокровке, Сертинке, Михайловке, Итате, Ясной поляне, Изындаево, Большепокровке. Впервые записанные этнографические полевые наблюдения наиболее полно отражают местные народные календарные праздники, обряды, ритуалы, обычаи и семейно-бытовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии. Таких комплексных записей ранеене проводилось. Нами целенаправленно было уделено внимание не только песенной традиции но и другим сторонам жизнедеятельности русского населения Мариинского уезда.

Теоретическая и практическая значимость

Проделанное исследование позволяет судить о местной традиции, сложившейся в данном регионе, по народным праздникам, и семейно-бытовым традициям.Теоретическим вкладом является реконструкция всего календарного цикла праздников, что дает представление о принципах формирования местного народного календаря и выявляет исторические корни, сформировавшие его. Свадебная, родильно-крестильная и похоронно-поминальная обрядность, также реконструированная, как и календарная, выявляет особенности её бытования в данном регионе. Песенная обрядовая традиция, сопровождающая календарные и семейные обряды, подтверждает происхождение ритуалов, обрядов, обычаев, а также выявляет степень трансформации и сплава песенной традиции старожилов и новосёлов. Это явление указывает на самобытную местную песенно-стилевую культуру. Эти факты представляют значительный интерес для этнографических исследований. А территория Мариинского уезда Томской губернии является мало изученной в плане заселения этнографическими ( переселенцы курские, вятские, воронежские и другие) и этническими (мордва, чулымские татары) группами населения, а также их взаимовлияния и этнокультурного взаимодействия.

Материалы исследований также можно использовать в учебных курсах истории Сибири-этнографии, этнологии, этнолингвистики, культурологии, фольклористики, этномузыкознании. Материалы использовались в практике педагогической литературы в курсах по региональному фольклору. В Кемеровском областном институте усовершенствования учителей, Кемеровском педагогическом колледже, общеобразовательных школах, в курсе лекций по народной художественной культуре в Кемеровской государственной академии культуры и искусств, Кемеровском Государственном университете. На основе собранного этнографического и фольклорного материалов департаментами культуры, образования Администрации Кемеровской области проводятся областные народные праздники: " Русская Троица", " Иван Купала", "Зимние забавы", семинары для собирателей и исполнителей народных песен, "Русский фольклор Кузбасса". Опубликованный песенный сборник послужил созданию областного конкурса исполнителей народных песен Кемеровской области, проводимый ежегодно в городе Кемерово " Музыкальный ларец." На основе фольклорных экспедиций создана телепередача "Веселуха", на областном радио - программа Саквояж". Деятельность по пропаганде местного фольклора позволила возродить (консервировать) аутентичные формы его бытования. Так, в селе Курск-Смоленке Чебулинского района районная администрация уделяет аутентичным исполнителям большое внимание, поддеоживает и морально и материально. Аутентичный ансамбль " Реченька" этого села - почетный гость и участник областных, республиканских и правительственных концертов. Материалы широко использованы и в академических трудах учёных Сибири. Так, по семейно-обрядовым традициям материал, изданный в 1999 2000 годах, вошёл в серию академического издания "Памятники фольклора народов Сибири и Дальненго Востока - № 22 "Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока", изданный Институтом филологии СО РАН в 2002 году.

Апробирование результатов исследования. Основные результаты исследования представлялись на научно- практических семинарах: Сибирского регионального вузовского центра по фольклору «Народная культура Сибири» (Омск, VII - 1998, VIII- 1999, IX- 2000, Х- 2001), на региональной конференции «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона (Кемерово, 1997), Научно-практической конференции посвященной 300- летию просвещения Сибири, « Сибирь. Образование. XXI век» ( Кемерово, 2002), «Народная культура как фактор сохранения общества» посвященной 30-летию Кемеровской государственной академии культуры и искусств. (Кемерово,2001), «Краеведение Сибири. История и современные проблемы» посвященной 70-летию Кемеровского областного краеведческого музея ( Кемерово, 1999). Часть материалов исследований была издана и вошла в широкий научный оборот в виде учебных пособий - " Живые родники Кузнецкого края" ( Кемерово, 1994), научных изданий -"Песни Кийской слободы" (Кемерово, 1999). сборник удостоен диплома лауреата на III Всероссийском смотре информационной деятельности центров народного творчества, проведённого Министерством культуры РФ), Культурное наследие русских Кузбасса" ( Москва, 2000). В 1996 і-оду в московском издательстве НОУ "Луч" была выпущена аудиокассета "Русский фольклор Кузбасса", которая содержала 42 песенных образца разных жанров, бытующих на территории Кемеровской области, из них аутентичное пение представляли два ансамбля и. Кедровка Кемеровского района и села Курск-Смоленки Чебулинского района Кемеровской области.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена формированию русского населения, истории образования сёл, этническим и этнографическим процессам, происходящим между разными группами населения. Вторая глава посвящена изучению местных народных и православных праздников и календарно-обрядовой традиции русского населения. В третьей главе исследованы семейно- бытовые традиции русского населения, в частности, в ней описаны местный свадебный обряд, родильно крестильная и похоронно-поминальная обрядность. В заключении содержатся основные результаты исследования. Приложение составляют: список информантов, сборник песен, музыкально-теоретический анализ свадебных песен, материалы картографирования, таблица свадебных этапов, фотографии.

Историческая справка об образовании селений и и формирование русского старожильческого и новосельческого населения.

Информация о формировании русских сел Мариинского уезда Томской губернии в этнографической и исторической литературе встречается редко по сравнению с другими уездами Томской губернии.(Слепцов,1978.С207 Колесников,1973.С.420.).Дореволюционными источниками сведений о заселении данного региона являются летописи: (Полное собрание Русских летописей, 1987. С.145) (первая половина XVII века), Ремезовские, Кунгурские и Черепановские (XVIII век). Записки путешественников А.Н. Радищева, Семена Тян - Шанского, СУ. Ремезова, исследования по истории Сибири: Д.Н.Беликова,З.Я.Бояршиновой,П.Н.Буцинского,М.М.Громыко, И.Завалишина, А.А. Кауфмана, А.А.Макаренко, Г.Ф. Миллера, Н.А. Миненко , Палласа, Г.Н. Потанина, А.П. Щапова, Н.М. Ядринцева и многих других (Халиулина,1995.С51.; ГАКО. Ф. ОДФ.34.0п.1.Д.312.; Памятная книжка ... 1834. С.214.; Волости и населенные места. 1894. С.364.). К особой группе источников относятся статистические отчеты Министерства внутренних дел Его Императорского величества. (Волости и населенные... 1894.С.364.; Вопросы Мариинского.. 1914,.С70.; Обзор Томской губ....1889. С.62.; Общество изучения... 1917.С.152.;ОписаниеТомского....1911.С.14. Переселение в губернии....1907.С.175). По исследованию Ремезова, в 1701 году в Томске—Кузнецком районе насчтъшалось менее 90 деревень (Беликов, 1898.С. 15-20.).

Большинство старожильческих поселений возникает на пути Московско-Иркутского тракта, население которого в большинстве своём занимается земледелием, скотоводством и извозом. К началу XVIII века в селениях Подгорном и Спасском, находящихся в окрестностях Томска, идёт процесс стабилизации населенияи и почти не наблюдается возникновения новых деревень. На юге, юго-западе и востоке губернии, в Сосновском, Обском, и Яйском станах наоборот продолжается процесс образования поселений за счет освоения новых участков хозяйственной деятельностью и уплотнения существующих. На реках Яе и Чулыме (уже территория будущего Мариинского уезда) к началу XVIII века было всего 9 населенных пунктов. За первую четверть XVIII века появилось еще 6 деревень: Яйское, Бурнашово, поселок Спасский и другие. Значительные пространства в бассейне рек Яяг Кия и Чулым оставались свободными. Одними из первых переселенцев, освоивших пространства Сибири до XV1I1 века, были старообрядцы, укрывавшиеся здесь от государственных преследований, а также ссыльные. Они составили значительную часть русского крестьянства Томской губернии (Беликов,1898.С.10-15), которая образовалась в 1804 году (Беликов, 1898. С.51-52). Заселение Томского края происходит на первых порах за счет ссыльных, служилых людей и старообрядцев (Беликов, 1898.С. 15-16, 39 - 67). С 1750 - 1760-х годов количество населения по Яе и Кии удвоилось, а количество населенных пунктов увеличилось с 8 до 15 ( ГААК.Ф.1. ОДФ, Оп.1. Д. 328, л.л 521-651.). Основную массу переселенцев составили томские разночинцы. На реке Кии по третьей государственной ревизии 1763 г. было учтено село Кийское. В становлении крестьянства губернии немалую роль с 1761 года сыграло и промышленное производство, на юго-западе -Колыванско - Воскресенские заводы (Беликов,1898.С..35-42), и Воєнно - Кузнецкая линия, созданная для охраны южных рубежей Сибири, а на севере - строительство Московско- Иркутского тракта. Московско-Иркутский тракт в значительной мере обусловил географическое расположение старожильческих поселений будущего Мариинского уезда, так как эта территория отличалась, по сравнению с другими уездами, малой заселенностью. Крупными поселениями в этот период были: Колыоиский стан, село Почитанское, а также село Боготольское, находившееся по пути тракта.На 1771 год оно состояло из 160 дворов, населенных ссыльными крестьянами и переселенцами из Енисейской губернии (Паллас, 1789.С.442-449).

В конце первой половины XIX века большую работу по истории заселения Сибирских территорий написал П.А. Словцов. Он продолжил исследования с учётом методологии и идеи Г.Ф.Миллера о государственных правительственных целях заселения Сибири, но, кроме того, здесь содержатся и новые подходы к проблеме освоения Сибири с позиций колонизации. Автор изложил их двух аспектах правительственном и в неправительственном - и рассмотрел их в своих исследованиях ( Словцов, 1837).

По ряду архивных и исторических данных середины XIX века в 1825-1847 годах, старожильческими селами будущего Мариинского уезда считались следующие: Зырянское, Туендатский, Чердатское, Колыонское, Песчанское, Большепочитанское, Среднепочитанское, Тундинское, Усть-Чебула, Большепичугино, Малопичугино, Верх-Чебула, Тисульское, Усть-Серта. Тюменево, Чумай, Дмитриевка, Шестаково, Михайловка, Тюхтет, Суслово, Большой Антибес, Малый Антибес и другие (Емельянов, 1982.С.240. ГАКО, Ф.ОДФ. Ф. 34.0п.1. Д. 34, Д. 312. 1854-1864.).

Таким образом, процесс становления русских поселений будущего Мариинского уезда в конце XVIII- начале XIX века был не столь интенсивным по сравнению с другими уездами Томской губернии.

Освоение Томской губернии и, в частности, Мариинского уезда, прежде всег-о обязано государственной переселенческой политике Российского государства начала XIX века. Этому служили ряд указов его Императорского величества по представлению министра П.Д. Киселева от 1822 г, «О переселении малоземельных крепостных крестьян на свободные земли», (Кауфман, 1902.С.13) и П. Сперанского «О переселении государственных крестьян» (Кауфман, 1902.С.13). Указом об Отмене крепостного права 1861 года были определены правила переселения и перехода крестьян в другое общество по приемному договору, а также льготы по уплате окладных недоимок. 30 июня 1865 года изданы новые правила для переселенцев, предусматривающие те же льготы по уплате окладного налога, отсрочку по рекрутчине на 4 года, пятнадцатидесятинный надел земли на каждого члена семьи. Упрощены приписки к старожильческим общинам (Кауфман, 1902.С.20). В 1896 году вводятся новые условия освоения новых земель через «ходоков» (Кауфман, 1902.С. 77). В 1904 году по итогам доклада министра СЮ. Витте « О переселении в Сибирь за десять лет» вышел Закон «О колонизации Сибири». В нем высказываются пожелания о том, чтобы связать переселение крестьян с постройкой железной дороги и упорядочить его. Допускать новое освоение земель с точки зрения практичности, привлекать население к общественным работам в строительстве магистрали (Кауфман, 1902.С.130-134). Основная причина таких мероприятий вызвана малоземельем в южных и западных губерниях и плохими почвами северных в районах России.

Этнонокультурные ирцессы между русскими и аборигенами, взаимовлияние между старожилами и новосёлами

Вопросам этнологии в этнографической литературе посвящены многие исследования П.Л.Беликова, С.А. Токарева, Ю.В.Бромлея, Р.Ф. Итса, Л.Н. Гумилёва, и многих других. В условиях освоения Сибири вопросы взаимодействия разных этнических групп представляют сложное и неоднозначное явление. Мы рассматриваем его в историческом развитии становления первичных отношений между аборигенами и пришедшими в Сибирь новопоселенцами, состоящими из славянских и других народов России. Поскольку хозяйственная деятельность коренных народов Сибири не вела к изменению ландшафтов, с приходом русского населения начались его преобразования (Ерохина, 1998.С.6). Освоение Сибири русскими - процесс закономерный, это поиск новых нетронутых земель. Поскольку русские люди это земледельцы, то с приходом их «дикие» места превращались в земледельческие области. Между аборигенами и новопоселенцами возникали разногласия, среди них можно выделить следующие: - причины социальные, затрагивающие материальные стороны жизни инородцев (обложение ясаком, захват их земель и места промыслов); -причины, затрагивающие вопросы личной свободы и семейных устоев инородцев (решение женского вопроса в Сибири за счет инородцев, возникновения института рабства); - причины, связанные с христианизацией (Романов, 1997.С.84 - 91.). Д.Н.Беликов писал, указывая на отношение между инородцами и новопоселенцами: « В самом деле, первые русские новопоселенцы Томской страны постоянно вторгались в исконные владения ясашных инородцев, насильно забирая огромные части этих владений в свою пользу» (Беликов, 1898. С.66.). Ясашные берегли и старались всегда ловить зверя столько, чтобы в тех лесах он оставался, между тем новопоселенцы - русские - вылавливают и выбивают зверя без остатка.

Кроме насильственного захвата земель русские беспокоили инородцев и своим истребительным отношениям к лесам. «В 1754 году ясашные жаловались, что в Верхотомском округе братья Сусловы пустили от себя огонь и пожгли край тайги. А в этой тайге прежде был зверь лось, а ныне того зверя стало меньше» (Беликов, 1898. С. 67). Такое отношение к своим промыслам вызывало протест у инородцев, и даже враждебное отношение к русским. Хотя со временем, там, где с аборигенами были налажены добрые отношения, существовали и полюбовные родственные связи. Христианизация также вносила негативную роль в межэтнические отношения между русскими и аборигенами. Вторжение в духовный мир аборигенов, разрушение мировоззрения и нравственных устоев предков, сложенных веками, тоже вызывало недовольство (Романов, 1997. С. 89). Все эти факторы закладывали враждебные отношения между русскими и аборигенным населением. Для преодоления этих причин необходимо было продолжительное время. Совместное проживание на одной территории в ходе производственной деятельности позволило сгладить отношения, потому что русскому человеку было чуждо чувство этнической неприязни, и аборигенное население не подвергалось уничтожению. Родовая и общинная организация также не была нарушена. Кроме того, у русских и аборигенов складываются родственные отношения, появляются смешанные браки, сотрудничество осуществляется как на групповом, так и на индивидуальном уровне (Люцидарская, 1973. С .123; Костров, 1876. С. 13). Развитие добрососедских отношений между старожилами и аборигенами заложило основы, опыт которых был использован другими переселенческими группам ( новосёлами). Наиболее добрососедские контакты складывались у русских с сибирскими татарами, которых высоко ценили за трудолюбие (Ерохина, 1998.С. 11). Под влиянием русских татарское население стало заниматься земледелием по русскому образцу (Салтыкова, 1983. С. 169), хотя земледелие им было известно до прихода русских. (Емельянов, 1978. С.80). Наиболее плодотворное взаимовлияние проходило в материальной культуре: совместное владение и заимствование средств производства, орудий труда, земли. Русские передавали аборигенам Сибири навыки земледелия, а те, в свою очередь, делились опытом промысловой деятельности и способами хозяйственной деятельности, присущей этим климатическим условиям ( Люцидарская, 1992. С.53-84). В духовной культуре обмен осуществлялся на уровне дохристианских идей и образов, которые актуализировались вследствие ослабления церковного контроля (Ерохина, 1998. С. 12.). Первые поселенцы были людьми особого пассионарного склада, ведь неизведанный край с непривычными природными условиями требовал от новосела большой выдержки и выносливости. Дальнейшее развитие отношений между разными этническими группами происходило под влиянием государственной переселенческой политики. Массовый поток переселенцев в Томскую губернию приходился на вторую половину XIX века, примерно на 70-90-е годы («Великая железная дорога...», 1901. С.11-15; «Волости и населённые места», 1899. С. 78-83). Томская губерния занимала по доле переселенцев второе место после Тобольской («Великая железная дорога ..», 1901. С. 11; Миненко, 1975. С. 68). Безусловно, большое количество вновь прибывших новосёлов вносило напряженность в межэтнические отношения. Но, тем не менее, сближение разных групп происходилос трезвым практическим подходом к установлению взаимовыгодных экономических отношений. Новосёлы подвергались непрерывной критике со стороны старожилов, но имели место и положительные их советы: как пахать землю, как быть благосклонным к бродягам, а когда и жестоким, и , наконец, как говорить, не возбуждая смеха со стороны у других жителей (Шелегина, 2002. С. 28). Новосёлы, прибывая на новые места, должны были подчиняться тем неписаным законам общества, которые сложились уже в принципе : « В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Общая характеристика и специфика календарных праздников

Календарно-обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии до настоящего времени специально не изучались. Изучение феномена традиционных календарных праздников в отдельно взятом регионе имеет большое научное и прикладное значение, так как позволит ликвидировать «белые пятна» в исследованиях культурных традиций русских Сибири. Более десяти лет мы вели фольклорно-этнографические записи на северо-востоке Кемеровской области (бывший Мариинский уезд Томской губернии) в 37 селах Мариинского, Чебулинского, Тяжинского районов. Таких комплексных исследований ранее не велось. Имеются записи филологов В.М. Потявина и Е.И. Лутовиновой. Нам удалось выявить яркую, самобытную местную традицию проведения календарных народных праздников в исследуемом регионе, хотя сведения о них собраны не совсем полно, потому что, вероятно, многие обряды и традиции утрачены.

К наиболее значимым народным праздникам, сведения о которых были записаны в этнографических экспедициях, относятся зимние праздники: Кузьма-Демьян, Никола зимний, Рождество Христово, Новый год, Крещенье Господне, Сретенье; весенние праздники: Масленица, Чистый понедельник, Сороки, Средокрестье, Вербное воскресенье, Чистый четверг, Пасха, Красная горка, Радоница (родительский день), Вознесенье; летние праздники :Троица, Семик, Проводы весны, Иван-Купала, Петровки. Информация об осенних народных праздниках встречается редко из-за того, что традиции осенних праздников утрачены. Очень хорошо сохранилась в памяти информантов традиция проведения престольных праздников и крестных ходов в отдельных сёлах. Собранный фольклорно-этнографический материал, относящийся к календарно-обрядовой традиции русских в селах Мариинского уезда Томской губернии, позволяет решить следующие задачи: - выявить истоки становления вариантов местной календарно-обрядовой традиции русских крестьян данного региона; - описать специфику русской календарной традиции с ее обрядами, ритуалами, праздничной едой, атрибутикой, песнями, танцами и прочее; - показать роль и место традиций русского населения Мариинского уезда Томской губернии в этнографии Сибири и Европейской России. Народный календарь в жизни крестьянина имеет важное значение, он зависит от погодных условий и примет и направлен на удовлетворение насущных потребностей семьи, общества. Не случайно об этом писали исследователи народного календаря (Болонев, 1978. С.46; Шанкович, 1969.; Громыко, 1975. С.1-150).

Местный народный календарь в жизни крестьянина имел важное значение, он расписан и определяется заранее, исходя из погодных условий и примет. Зимние праздники Мариинского уезда Томской губернии обычно начинались с Кузьмы-Демьяна 14 ноября. Информанты отмечают, что к этому дню жители заканчивали все основные сельскохозяйственные работы, в том числе и обмолот хлеба, и только пряли лен, готовили пряжу для кроен, «подбирали» скот к зимнему периоду. Безусловно, местное значение календарных дат отличается от других регионов России и Сибири. Кузьма-Демьян в народном календаре слывет куриным праздником, в этот день закрывали кур в хлеву до весны. Кузьма-Демьян день отсчета к большим праздникам. «На Кузьму- Демьяна петухов рубили и убирали в хлев кур, а коренного петуха сажали в закром вместе с ними. Петухов рубили и соблюдали обычай мерять курицей от порога до стола, при этом приговаривали: «Кузьма-Демьян, тебе - рога, а мне - петуха!» Садились под стол, на порог избы вместе с курицей и также приговаривали: « Как порог на месте лежит, так чтобы и курочка на место садилась, цыплят выводила лохматых (хохлатых. - В.П.) ». После этого дня уже готовились к зимним основным праздникам (с. Курск-Смоленка, Чебулинский район. - ПМА). Кузьма-Демьян проходит как раз накануне свадебных недель, в народе он слывет и праздником семейного очага, и супружеского счастья, и врачевания, об этом писали ряд исследователей ( Максимов, 1991. С. 145- 147; Зеленин, 1994.С. 135-150.). Сидение на пороге избы с приговором имеет свое продолжение на старый новый год (14 января). Очевидно, это связано с продуцирующей магией и совпадает со сроками рождения нового календарного цикла. Выбор петуха также имеет символический смысл накануне солнцеворота. Вероятно это соотносится с куриным богом Языческого периода - Перуном (Афанасьев, 1994. Т.З; Рыбаков, 1994). По версии А.А. Афанасьева, в нем видятся остатки древних жертв домовому за дарованный урожай. Под овином резали кур и посвящали их духам дома (Афанасьев, 1994.Т.2.С.107). Данный ритуал также соотносится с жизненным циклом у домашних животных.. Это время подготовки к выводу нового потомства. Это отмечали в своих исследованиях Д.К.Зеленин, В.Я. Пропп, В.И.Чичеров и другие.

Последующие зимние праздники продолжают традиционные, известные по всей России, Сибири зимние Святки (Рождество, Новый год, Крещенье). Зима по местному календарю вступает в свои права на Николая зимнего (19 декабря), что записано нами в ряде исследований других собирателей («Народный календарь...», 1998.С.19; Скрябина, 1997. С.75-80). Зимние Святки в данном регионе совпадают со сроками по всей России и Сибири. Первым праздником на святках в бывшем Мариинском уезде была традиционно Коляда-Рождество (6-7января). Накануне праздника традиционно проходил православный Филипповский пост. Предшествующий день перед Рождеством назывался Сочивом и проходил в строгом посте. В этот день приготовляли кашу-кутью или ели размоченные в воде зерна, как по всей Росии и Сибири ( Скрябина, 1997. С. 80; «Фольклор Кемеровской...», 1997.С. 11; Болонев, 1990. С. 22). Приготовление кутьи накануне праздника имеет символическое значение,так как она знаменует плодородие (Максимов, 1991. С. 24-25). Семя зерновых символизирует вечный круговорот жизни, как череда умираний и воскресений, и, следуя этому, человек приобщается к этой череде вечной жизни, что подтверждают информанты («Пришла коляда...», 1995. С.12-13.).

Общая характеристика русских семсйно- бытовых традиций

Семейные обряды и ритуалы восточных славян этнографы начали записывать с конца XVIII века. Более ранние записи встречаются в источниках неэтнографического характера: в летописях, церковных обличениях, в записках путешественников и других. Записи семейно-бытовых традиций для научных целей стали производится с 50 - 60 годов XIX века. Значительные работы по изучению семейных обрядов русских дореволюционной России были написаны Л.А. Афанасьевым, JI.B. Шейном, Г.И. Громовым, Н.И. Новиковым, М.Д. Чулковым, А.А. Потебней, Н.А. Костровым, Н.Ф. Сумцовым и многими другими. В последующие десятилетия XIX века и в XX веке эта тема привлекала внимания множества исследователей: А.В. Терещенко, П.В. Киреевского, Д.К.Зеленина, М.В. Красноженову, К.В. Чистова, М.М. Громыко, Т.А. Бернштам, Н.А. Миненко и других. Исследования проводились в разных уголках России. Накопленный этнографический материал до сегодняшнего дня не имеет сопоставительного исследования в масштабах всей восточнославянской группы.

Разграничение календарных и семейных обрядов восточных славян весьма условно. Семейные обряды исполнялись теми же крестьянскими коллективами, что и календарные это особенно важно при рассмотрении этих обрядов. Несомненно, между ними существует генетическая связь. Не случайно исследования этнографов объединяются вокруг важнейших периодов человеческой жизни: рождения, брака, смерти. Это объединение, с одной стороны, объективно, с другой - совершенно формально и условно, так как не затрагивает основ семейной обрядности как цикла, не вскрывает характер взаимопроникновений. Основы закладывания представлений о традициях семейных обрядов лежат в плоскости ранних религиозных верований (Ерёмина, 1991. С. 4-8).

Изучение семейно-обрядовых традиций русских Сибири, вслед за другими исследованиями в России, также имеет свою историографию. В дореволюционной России по данной теме выделяются труды М.И. Кривошапкина, СП. Розенбаума, В. С. Арефьева, М. В. Красноженовой и других. Дальнешая разработка этой темы нашла отражение в исследованиях учёных XX века: М.М. Громыко, Н. А. Миненко, Т. А. Бернштам, В. Г. Захарченко, В.А. Зверева, В.А. Липинской, Р.П. Потаниной, П.Е. Бардиной и многих других.

В условиях Сибири семсйно-бытовые традиции имеют свои локальные особенности и варианты, которые отражают этническую историю расселения. Возникшие локальные традиции русского населения в Сибири следует рассматривать как социально-культурное явление. Отношения разных этнических групп создавали основу для накопления огромного социального и культурного опыта, сохранения традиций и воспроизводства обрядов (Шелегина, 2002. С. 4-5).

Изучение семейно-бытовых традиций русских Мариинского уезда Томской губернии ранее не проводилось, поэтому рассмотрение локальной семейной обрядности в рамках этого региона весьма актуально. В основу исследования семейной обрядности положены научные подходы, изложенные в исследованиях Н.В. Власовой, Т.А. Бернштам, Н. А. Миненко, М. М, Громыко В.И. Ерёминой, Н.Н. Велецкой, Н.В. Зорина, Д.М. Балашова, Ф.Ф. Болонева, В.М. Щурова и других.

Учёные, изучающие родильно-крестильную обрядность, отмечали, что она у всех славянских народов имеет сходные ритуалы и обычаи, которые своими корнями уходят в языческое мировоззрение. Представления о рождении и смерти сохранились в культуре разных народов мира, этот ритуальный замкнутый цикл взаимосвязан. (Ерёмина, 1991. С. 7; Берндт, 1981; Зеленин, 1934, №5 С. 4). С принятием христианства дальнейшее историческое развитие не нарушило систему семейно-обрядовых действий, приёмы остались в рамках древних верований (Веселовский, Т.16. С. 10). В этнографической литературе Сибири публикаций об родильно-крестильной обрядности немного. Наиболее известны работы: Н. Кострова, MB. Красноженовой, Г.С. Виноградова, М.М. Громыко, Н.А. Миненко, М.Н. Мельникова, Ф. Ф. Болонева, В.А. Зверева и других. Исследователи отмечали, что родильно-крестильная обрядность в Сибири хотя и имеет местный колорит, но особым разнообразием ритуалов и обычаев не отличается. Записанный М.В. Красноженовой материал по родильно-крестильной обрядности в Енисейской губернии наиболее близок к обрядности Мариинского уезда Томской губернии. Сравнительный анализ собранных нами материалов и данных М.В. Красноженовой определяют степень единства и различия при определении локальной традиции. В родильно-крестильной обрядности Д.К. Зеленин выделил три группы: а) Обычаи и обряды, предшествующие родам и собственно роды, обряды очищения «родихи» и новорожденного; б) Обычаи проведывания «родихи», выбор кумовьёв, церковный обряд крещения; в) Банный «карантин», мытьё в бане, «размывание рук», приём новорожденного в крестьянскую общину. Такой же классификации придерживаются Т.А. Бернштам, Н.А. Гаврилюк и другие. В обряде рождения ребёнка участвуют крестьянская община и важные лица -«лёльки» (как на свадьбе свахи, дружки и т.п. - В.П.), без которых не существует обряд: «родиха», новорожденный, бабка-повитуха, кумовья (Лештаева, 1990. С 84; Бернштам, 1988, С. 53-54).

В сёлах Мариинского уезда Томской губернии родильно-крестильная обрядность не отличалась каким - то разнообразием, а различия проявляются лишь в названиях этапов, оберегах, приёмах лечения грудного ребёнка. На первом этапе подготовки к родам приготовляли необходимые вещи для новорожденного: одеяло, распашонки, пелёнки и прочее. Чувствуя приближение родов, женщина просила прощения у родных и близких за проступки и обиды. Рождение ребёнка ассоциировалось с подготовкой к смертному часу, ведь нередко роды заканчивались смертью родихи или ребёнка ( Красноженова, 1998. С. 15). При схватках роженицы родные тайно посылали за бабушкой-повитухой. Это иоверие обязательно соблюдали, считая что «Тяжело рожать будет, если много народу знать будут». Рождение ребёнка и особенно первенца всегда в сельской общине было явлением весьма заметным. Появление ребёнка означало рождение новой семейной ячейки и окончание статуса молодых. Они уже становились полноправными членами взрослой категории. Роды молодой кардинально меняет её нормы поведения. Женщина одевается по-особому: изменяется её одежда по крою, цветовой гамме, узорами на её частях. (Бернштам, 1988.С.65-68).

В Записанном нами материале в названных селах зафиксированы следующие этапы родильно-крестильного обряда: подготовка родихи к родам и собственно рождение ребенка; «Рай» - «Размоины» («размывание рук» после родов, проведывание родихи); «Крестьбины» - «Погружение» (крещение ребенка). Бабина каша.

Похожие диссертации на Обрядовые традиции русского населения Мариинского уезда Томской губернии конца XIX - XX вв.