Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Старостина Ольга Викторовна

Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в.
<
Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старостина Ольга Викторовна. Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Старостина Ольга Викторовна; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Санкт-Петербург, 2009.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/498

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор источников по вопросу изучения обуви народов Средней Азии и Казахстана 11

1. Письменные источники 11

2. Вещественные памятники 24

3. Изобразительные источники 27

Глава II. Особенности типологии и изготовление традиционной обуви 30

1. Особенности типологии обуви народов Средней Азии и Казахстана 30

2. Традиции и инновации в производстве и бытовании обуви 80

Глава III. Знаковые функции традиционной обуви народов Средней Азии и Казахстана 104

1. Отражение этнических особенностей 106

2. Особенности мужской и женской обуви 108

3.Отражение возрастных дифференциаций 109

4. Социальные и имущественные различия 112

5. Сезонные особенности бытования обуви 114

6. Ритуальная обувь 114

7.Традиционные представления и обычаи, связанные с обувью 116

Заключение 125

Список литературы 133

Приложения

Каталог коллекции обуви народов Средней Азии и Казахстана из собрания РЭМ 151

Рисунки 170

Иллюстрации 181

Глоссарий 206

Список сокращений

Введение к работе

Среди различных аспектов и проявлений традиционной культуры народов Средней Азии и Казахстана важное место занимает костюм, который отражает этническую историю региона, развитие различных хозяйственных форм, социальные изменения, происходившие на протяжении многих веков. Разные элементы, детали и части костюма имели различную динамику изменений, некоторые из них, например, головной убор, на протяжении длительного времени сохраняли характерный крой и орнаментацию, другие элементы, такие как верхняя одежда, были более подвержены влияниям, связанным с развитием этноса. Следует отметить, что не все элементы костюма, бытовавшего в среднеазиатско-казахстанском регионе, можно считать достаточно изученными. Такой немаловажный его компонент как обувь никогда не являлся темой отдельного исследования.

Обувь, как неотъемлемый элемент костюма, появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества и являлась одной из важнейших функциональных деталей одежды. Обувь позволяла человеку лучше приспособиться к особенностям климата, ландшафта и различным видам хозяйственной деятельности. Так, например, в зависимости от природных особенностей изменялись крой, материал, высота обуви. Не является исключением в этом плане и обувь народов среднеазиатско-казахстанского региона. Так, например, в горных районах Таджикистана и на Памире частым природным явлением были селевые потоки, превращавшие землю в грязевые реки и для удобства перемещения, лучшей устойчивости, а так же чистоты и сухости ног местное население носило деревянные туфли на высоких ножках.

Большое значение для формирования конструкции обуви имели также традиционные занятия населения и тип хозяйственной деятельности. Среди скотоводов, которые по роду своей деятельности долгое время проводили в седле, преимущественно была распространена обувь на каблуке, фиксировавшим ногу в стремени, и т.д.

Но не только вышеуказанные факторы оказывали влияние на внешний вид и материал обуви. Такие особенности традиционного костюма, как цветовая гамма, своеобразные орнаментальные мотивы так же находили свое отражение и в обуви, являвшейся элементом единого комплекса костюма того или иного народа.

На формирование внешнего облика различных видов обуви оказывали влияние межэтнические процессы, благодаря которым, в регионе происходило взаимопроникновение различных аспектов материальной культуры. Немаловажную роль в этом процессе играли экономические изменения: рост ремесленного производства, сложение крупных обувных центров, обеспечивавших своей продукцией население практически всей Средней Азии и Казахстана.

Присоединение региона к России, происходившее во второй половине XIX века, так же явилось значимым фактором, изменившим некоторые традиционные формы обуви. В культуру среднеазиатских народов вошло такое явление как мода, не свойственная более раннему периоду. В городах фасоны одежды и обуви стали стремительно сменять друг друга. За короткий период, с конца XIX до первых десятилетий XX века костюм народов региона претерпел более глубокие изменения, чем в течение несколько предыдущих столетий (Сухарева, 1982: 11)

В работе рассматривается обувь, бытовавшая у таджиков, узбеков,

казахов, киргизов, каракалпаков и туркмен, то есть тех народов, чей этногенез непосредственно связан со среднеазиатско-казахстанским регионом. Традиционная обувь так называемых «малых народов», а именно уйгуров, дунган, цыган, персов, афганцев и др. подробно рассмотрена не будет, так как их этногенетическая история и формирование традиционной культуры происходила на территории других регионов, формирование конструкций и орнаментации обуви, складывались в иных исторических условиях. Материалы по обуви данных народов привлекаются в качестве сравнительного материала.

Актуальность темы. Выбор темы данного исследования обусловлен недостаточной изученностью такого важного элемента традиционного костюма народов Средней Азии и Казахстана как обувь. В работах ученых XIX — XX веков она рассматривалась лишь в связи с описанием костюма и не являлась предметом специального изучения. Упоминания, встречающиеся в научной литературе, зачастую носят формальный характер, без указания на крой обуви, ее половозрастные характеристики и на связь с костюмом в целом, так как исследователи не ставили перед собой таких задач. Таким образом, основной проблемой, рассмотрению которой посвящена данная диссертация, является всестороннее изучение традиционной обуви народов среднеазиатско -казахстанского региона, определение ее функциональной и знаковой роли в костюме и традиционной культуре. Непосредственным объектом исследования является традиционная обувь народов Средней Азии и Казахстана, а предметом изучения различные аспекты ее бытования, а так же знаковый статус обуви в культуре региона.

Целью исследования является комплексное изучение обуви народов Средней Азии и Казахстана в традиционной культуре XIX - первой трети XX века. Анализ любого явления материальной культуры содержит в себе два

аспекта - это изучение процесса создания предмета и сферы его бытования. Исходя из поставленной цели, в работе предполагается решить следующие задачи:

разработать типологию традиционной обуви и выделить территориальные комплексы

- исследовать и описать ремесленное обувное производство региона
(технологический процесс, историю внедрения и распространения различных
материалов, изучение инструментария сапожников), а так же проследить
динамику развития обувного ремесла в Средней Азии и Казахстане

- определить цветовые, орнаментальные, половозрастные, социальные,
имущественные, сезонные и ритуальные особенности обуви

- описать и изучить систему традиционных представлений и обычаев,
связанных с обувью в традиционной культуре народов Средней Азии и
Казахстана.

Хронологические рамки исследования ограничиваются ХГХ -первой третью XX века. В этот исторический период Российская Империя проявляет большой политический и экономический интерес к новым осваиваемым территориям. Русские чиновники и исследователи для решения политических и экономических задач стремились наиболее полно описать культурные реалии местного, колонизируемого населения. Нижняя граница обусловлена появлением многочисленных источников по традиционной культуре различных народов, населявших данный регион.

Первая треть XX века стала важным этапом для изменения традиционного костюма в целом и в частности обуви. В это время кардинально меняется структура местного сапожного производства и резко увеличивается объем ввозимых товаров русского изготовления, что привело к резкому

сокращению бытования традиционных форм обуви и практически полному ее исчезновению в повседневном быту местных народов.

Выбранные хронологические рамки позволяют проследить динамику изменений, происходивших в бытовании обуви как под воздействием внутренних факторов, таких как формирование крупных ремесленных центров, каждый из которых обеспечивал сразу несколько районов региона, появления в культуре Средней Азии и Казахстана нового явления - моды и др. Немаловажными в данный период являлись и внешние факторы, основным из которых можно считать включение региона в общероссийский рынок.

Методика исследования. Для решения поставленных выше задач в работе используется сравнительно-исторический метод исследования, который позволяет рассмотреть особенности бытования традиционной обуви народов Средней Азии и Казахстана в исторической ретроспективе, а так же изучить эволюцию данного элемента костюма на протяжении XIX - первой трети XX века.

Региональный подход к изучению явлений традиционной культуры позволяет, как расширить характеристики историко-культурной области, так и ярче подчеркнуть этническую специфику на фоне обще региональной картины бытования того или иного культурного явления. Кроме того, при подобном подходе становится возможным проводить сравнительные исследования в масштабе одного или нескольких регионов. В данном исследовании был также применен и комплексный подход, включающий единство исторических и эмпирических методов исследования традиционной обуви народов среднеазиатско — казахстанского региона.

В основе методологии исследования лежит принцип функционального, системного и сравнительного анализа позволяющего определить место обуви

не только в рамках костюма, но и в традиционных представлениях народов Средней Азии и Казахстана. Функциональный принцип позволяет выявить роль обуви в костюме, а так же в народных представлениях. Системный анализ дает возможность рассмотреть обувь как элемент единой системы костюма, а сравнительный принцип позволяет выявить сходства и различия в обуви разных народов региона, определив, таким образом, ее общие и самобытные черты.

Научная новизна исследования. Традиционная обувь впервые выступает в данной работе в качестве самостоятельного историко-этнографического источника, что позволяет выявить особенности как этнических, так и территориальных общностей. В рамках данного исследования была предложена типология обуви, выполненная преимущественно на базе вещевой коллекции Российского Этнографического Музея, что может послужить в дальнейшем усовершенствованию описания, систематизации, хранения и изучения других музейных собраний.

Источники исследования. В работе автором было использовано несколько видов источников: письменные, вещественные, изобразительные.

Письменные источники включают в себя две группы - это заметки и описания, принадлежащие перу путешественников, чиновников, военных, среди которых мы находим наиболее ранние описания обуви. Именно данный вид источника позволяет почерпнуть информацию о наиболее архаичных видах обуви, вышедших из употребления к началу XIX века или не имеющих аналогов в музейных собраниях. Кроме того, благодаря данной группе источников становится возможным расширить хронологический диапазон исследования для проведения сравнительных исторических аналогий с музейными собраниями.

Вторая группа источников — исследования, касающиеся традиционной культуры жителей Среднеазиатско-Казахстанского региона и соседних народов, имеющих общие этногенетические и культурные корни, сохранившие сходные обряды, обычаи и элементы материальной культуры. Среди данных работ важной базой для исследования послужили аналитические работы Г.М. Василевич, О.А Сухаревой и Л.А. Чвырь (Василевич, 1963; Сухарева 1954, 1979, 1982; Чвырь, 1979, 1990) по проблеме типологии и классификации элементов традиционного народного костюма.

Базовым источником для изучения традиционной обуви народов региона стали коллекции Российского Этнографического музея, которые являются уникальными с точки зрения репрезентативности. В работе также использованы материалы коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Центрального Государственного музея Казахстана и др.

Привлечение изобразительных источников (художественных альбомов, фотоколлекций) позволило автору провести сравнительный анализ источников и определить способы бытования и особенности кроя тех или иных видов обуви.

Письменные источники

Как отмечалось выше, в работе использованы несколько видов источников, одним из которых являются письменные источники, которые в свою очередь делятся на две группы: 1. описания и заметки, принадлежащие перу не профессиональных этнографов, а путешественников и бытописателей, в разные годы посетивших Среднюю Азию. В настоящей работе мы приводим самые характерные заметки, касающиеся традиционной обуви народов региона и останавливаемся только на наиболее полных описаниях. Самое раннее, известное нам, упоминание обуви народов Средней Азии и Казахстана датируется третьей четвертью XVIII века. Именно в этот период начинается процесс присоединения Казахстана к России и вслед за ним, несколько позднее, Средней Азии. Наиболее ранние сведения о традиционном быте «туземного населения» принадлежали перу авторов, состоявших на военной или административной службе Российской Империи. Составляя, для нужд своих министерств статистические, географические и военные отчеты, они включали в них и сведения о местном населении. Среди авторов этнографических заметок о Средней Азии наряду с путешественниками встречаются так же ученые различных специальностей: географы, зоологи, энтомологи, ботаники и др.

Одним из наиболее ранних и достаточно полных описаний костюма казахов является описание, сделанное знаменитым немецким натуралистом и путешественником И.Г. Георги — инициатором и активным участником Второй Академической экспедиции (1768-1774гг.) под руководством П.С. Палласа. Находясь на службе в Петербургской академии наук, ученый совершил несколько экспедиций на юго-восток России, Алтай, Байкал, Поволжье и Урал. Результатом его многолетней полевой работы и сбора архивных материалов стала книга «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» (Георги, 1799), в которую, наряду с очерками о других «инородцах», вошла глава «Киргизцы» (название казахов, употреблявшееся исследователями до середины 20-х гг. XX века), посвященная традиционному быту и занятиям казахов северо-восточных областей Казахстана, то есть казахам Среднего жуза. Единственный вид обуви, описанный И.Г. Георги в своей работе, привлек внимание автора, вероятно, своей «экзотичностью», с точки зрения европейца. Это полусапоги с «долгими и вострыми каблуками, с острыми же носками, подошвой усыпанной гвоздями» (Георги, 1799: 138). В данном отрывке речь идет о широко распространенных на территории среднеазиатско — казахстанского региона обуви для верховой езды, хорошо известной по работам исследователей последующих поколений и музейным собраниям.

Значительное место, среди бытописаний казахского народа первой трети ХГХ века занимает работы дипломатического чиновника Алексея Ираклиевича Левшина, впоследствии ставшего известным государственным деятелем России. Находясь на службе в Министерстве Иностранных Дел? А.И. Левшин стал собирать и изучать казахские материалы в архиве Азиатского департамента. Затем, в 1820 году он был переведен на службу в г. Оренбург, где смог заниматься изучением полевых материалов, своих предшественников. На протяжении десятилетия в журналах «Вестник Европы» и «Литературная газета» печатались небольшие этнографические статьи Левшина, а в 1832 году в свет вышла монография, посвященная казахам Младшего жуза (Левшин, 1996). В ней мы находим упоминание о сапогах для верховой езды, описанных И.Г. Георги, но помимо этого автор обращает внимание на цвет и материал, наиболее часто используемый казахами для изготовления этого вида обуви.

Интересные заметки о своем пребывании в 60-ые годы ХГХ века у казахов Младшего и Среднего жузов составил Б.О. Юзефович. В небольшом очерке «О быте киргизов Тургайской области» путешественник указывает на существование «двойной обуви, из которой верхняя снимается при входе» в дом или мечеть (Юзефович, 1880: 804). Очевидно, автор имел ввиду мягкие сапожки, называемые казахами «меси» и надеваемые на них туфли-галоши.

Немалый вклад в изучение быта казахов Среднего жуза внес офицер генерального штаба Н.И. Красовский, который в 60-ые годы XDC века служил в Оренбургской губернии и собирал материалы о традиционной культуре, занятиях и обычном праве казахов. В 1868 году выпша в свет его книга «Область сибирских киргизов», где появились сведения о казахской женской обуви. Автор описывает женщин, одетых в традиционные сапоги, следующим образом: «особенно уродлива и мешкотна походка женщины и девушки киргизской потому, что та и другая редко обуваются, как мужчины, в мягкие козловые сапоги, а всего чаще в прескверно сшитые из грубо выделанной кожи полусапожки, у которых высокие каблуки слишком косо идут внутрь от подошвы к земле, в чем, вероятно, находят большое украшение доморощенные сапожники» (Красовский, 1868: 287). Такая обувь предназначалась для верховой езды, а острый каблук препятствовал скольжению ноги в стремени во время длительных перекочевок.

Несколько позднее вышла в свет книга офицера Российской армии А.П. Хорошхина «Сборник статей касающихся до Туркестанского края», в которую вошли многие очерки автора, опубликованные ранее в различных периодических изданиях. Автор с 1865 года находился на службе в Туркестанском генерал-губернаторстве и по роду своей военной деятельности составлял топографические отчеты, но среди описаний ландшафта встречаются и ценные этнографические заметки о культурных особенностях местного населения. Так, например, А.П. Хорошхин описывал костюм кара-киргизов, кочевавших близ г. Токмака, и, в частности, сапоги «с положением острого каблука едва не посреди подошвы» (Хорошхин, 1876).

О наиболее популярных видах обуви среди казахского населения Младшего и Среднего жуза оставили воспоминания участники германской зоолого-ботанической экспедиции 1876 года А. Брем и О. Финш. Путешествуя по Западному Казахстану, исследователи описали казахский костюм и, в том числе, обувь для верховой езды, туфли-галоши и мягкие сапоги (мєси) (Брем, Финш, 1882: 155).

Вещественные памятники

Для более полного и всестороннего изучения обуви необходимо привлечение еще одного вида источников — вещественных памятников, хранящихся в коллекциях Российского Этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, в Центральном Государственном музее Республики Казахстан, а также Дарвазской этнографической коллекции Института истории, археологии и этнографии Академии Наук Республики Таджикистан, которые позволяют расширить и уточнить географию исследования данной темы, выявить и описать новые, не встречающиеся в письменных источниках виды обуви, рассмотреть половозрастные особенности кроя обуви, ее цветового решения и орнаментации.

Единственной в своем роде, с точки зрения временных и географических рамок, а также разнообразия покроя обуви, бытовавшей у народов среднеазиатско-казахстанского региона, является коллекция представленная в собрании РЭМ. Формирование этого собрания происходило на протяжении всего XX века и включает в себя экспонаты, относящиеся к середине XDC - концу XX вв. Благодаря передаче в 1948 году в музей обширных коллекций Музея народов СССР, датируемых началом - второй половиной XDC века - первой третью XX века, временные рамки значительно расширились.

Географические рамки коллекции также достаточно широки, они включают обувь различных этнографических групп Средней Азии и Казахстана. Собрание, по сравнению с письменными источниками, дает более полное представление об обуви различных районов региона. Так узбекская обувь отражает картину бытования различных туфель, поршней и сапог пяти районов (Фергана, Ташкент, Бухарский и Хорезмский оазисы, Сурхан-Дарьинская обл.), Каракалпакская представлена юго-восточными районами Каракалпакии, туркменская - Мервским, Ашхабадским, Байрам-Алинским, Тахта-Базарским, Чарджуйским, Джебельским и Кара-Калинским районами, казахская - Семипалатинской обл., а также северными и северо-западными районами Казахстана. Также полно отражена в коллекции обувь киргизов (северная и южная Киргизия) и таджиков (Самаркандская обл., ГБАО, некоторые районы Памира). Общее число экспонатов обувной коллекции насчитывает 360 предметов, среди которых выделяется около двадцати различных видов и моделей сандалий, поршней, туфель и сапог, некоторые из них являются уникальными, не описанными ранее исследователями. Некоторые виды обуви, не характерные для традиционного народного костюма региона, но бытовавшие в XX веке, позволяют рассмотреть динамику развития обуви в культуре народов Средней Азии и Казахстана, определить основные влияния на данный элемент костюма, обусловленные промышленным развитием региона.

Кроме данных экспонатов в Среднеазиатскую коллекцию входят также предметы, отражающие ремесленное производство обуви и позволяющие описать процесс изготовления и технологические особенности шитья традиционной обуви. Среди них не только образцы раскроенных деталей, сапожные гвозди, подковы и пр., но и инструменты ремесленников-сапожников.

Помимо коллекции РЭМ, в работе также использованы материалы по вещевым собраниям других этнографических музеев, например, коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН. Эта коллекция не имеет, в отличие от собрания РЭМ, столь обширных географических рамок, но ее преимуществом является более раннее время датировки экспонатов. В коллекции МАЭ в основном представлены образцы обуви кочевых народов Средней Азии и Казахстана (казахов и киргизов). Среди данных экспонатов особый интерес представляют сапоги, принадлежавшие мужчинам из ханского рода и имеющие ряд орнаментальных отличий от повседневных сапог казахов-скотоводов. Таким образом, оба собрания дополняют друг друга и дают наиболее полную картину вариантов покроя обуви, зависящую от этнического, географического и временного фактора. В качестве сравнительного материала в работе привлекаются и опубликованные вещевые источники - коллекции других музеев, таких как, Центральный Государственный музей республики Казахстан. Его коллекция собиралась преимущественно в послевоенные годы на территории Казахстана, но в собрание музея входит и обувь, датируемая серединой XIX века, среди которой встречаются уникальные образцы, имеющие серебряные фигурные накладки. Подобная обувь вышла из употребления примерно ко второй половине XIX века и не встречается в других музейных собраниях.

Дарвазская этнографическая коллекция Института истории, археологии и этнографии Академии Наук республики Таджикистан невелика, но она достаточно полно отражает наиболее значимые аспекты духовной и материальной культуры горных таджиков и, в том числе, традиционную обувь. В собрании представлено три вида поршней и туфель из кожи, замши и дерева, детская деревянная обувь, упоминаний о которой не встречается в других источниках.

Особенности типологии обуви народов Средней Азии и Казахстана

Важным условием этнографических исследований, проводимых на региональном уровне, является систематизация имеющихся в нашем распоряжении источников, проводимая с целью построения тех или иных моделей бытования изучаемого явления. Одним из наиболее распространенных приемов систематизации является построение типологических рядов. Типами называются группы изделий, характеризующиеся устойчивым сочетанием нескольких важных признаков, которые являются типовыделяющими (Чвырь, 1975: 105).

Для построения типологии необходимо найти и определить признаки группирования предметов, которые должны быть существенными, а не случайными (Колпаков, 1991: 54). В основу типологии обуви народов среднеазиатско-казахстанского региона положен принцип покроя, который является основой обуви и технологическим решением задачи приспособления материала к формам человеческого тела (Сухарева, 1979: 77). Согласно этому принципу обувь народов среднеазиатско-казахстанского региона разделена на три основных класса, имеющих устойчивое сочетание признаков,: I класс -сандалии, характерной чертой которого является отсутствие надподошвенной части и закрепление обуви на ноге с помощью различных шнуров, П класс -порпшевидный, отличающийся особым способом раскроя подошвенной части, которая полностью или частично формирует союзку, боковины, пятку и голенища, за счет деформации материала, путем загибания и стягивания заготовки вокруг стопы. III класс - башмаковидный, имеющий четко очерченную по ступне подошву и, пришитые к ней отдельно выкроенные детали, надподошвенной части, а именно, союзка, пятка, голенища.

Каждый класс имеет несколько таксонометрических уровней. Первый уровень - подкласс, определяющийся технологией изготовления обуви, которая может быть несшитой, то есть не имеющей конструктивных швов, или сшитой, изготовленной из одной или нескольких деталей и имеющей в наличии хотя бы один конструктивный шов.

Второй таксонометрический уровень - тип, основной общей чертой которого является высота обуви, то есть наличие такой конструктивно важной детали как голенище.

Отличительной особенностью вида является наличие деталей, влияющих на изменение конструкции обуви. Например, вид обуви имеющей союзку, голенище и подошву или другой вид, покрой которого дополнен пяткой (задником), что изменило конструктивные особенности обуви. Внутри некоторых видов вьщелены так же подвиды, отличающиеся от основного вида введением в конструкцию дополнительных деталей, не влияющих, однако, на крой. Примером подвида может служить введение в конструкцию обуви каблука. Иерархическое расположение класса, подкласса, типа, вида и подвида является общепринятой схемой (Дмитриев, 2006: 10), используемой не только в этнографии, но и ряде других гуманитарных и естественных наук, например, археологии, лингвистике, биологии и др.

При обобщении материала и создании типологии важным ориентиром, с методологической точки зрения, стала для нас работа Г.М. Василевич «Типы обуви народов Сибири» (Василевич, 1963), в которой содержится также ценный сравнительный материал для понимания данной проблемы. Обувь народов Средней Азии и Казахстана, несомненно, имеет ряд отличительных особенностей, которые нашли отражения в выделении некоторых других классов и видов.

Помимо исследований, посвященных типологии сибирской обуви, основанной на принципе кроя, были так же проведены разработки по определению типов татарской традиционной обуви (Мухамедова, Суслова, 2000). Типовыделяющими признаком в данной работе был выбран материал, что повлекло к дублированию в различных группах предметов одного и того же вида обуви, изготовленного из разных материалов, тогда как конструкция оставалась неизменной. В случае исследования технологии изготовления предмета и его использования, материал как основополагающий признак типологии может, безусловно, иметь место.

На основе изучения традиционной обуви североамериканских индейцев и эскимосов Джуди Томпсон и Алика Подолински Вебер предложили типологию, основной таксонометрический единицей которой является тип, однако его признаки не были определены четко. Так в одном случае типовыделяющим признаком является только материал (мех), в другом сочетание признаков, таких как мягкость конструкции и количество деталей кроя, в третьем высота обуви (Podolinski Webber, 1989, Thompson, 1990).

Возможно также провести типологизацию и по принципу приемов орнаментации обуви, но и в этом случае, нельзя построить четкую систему, так как одни и те же орнаментальные приемы встречаются на различной по конструкции обуви и не влияют на ее силуэт.

Для проведения типологии необходимо определить основные детали кроя, используемые при шитье обуви: - подошва - кусок кожи, замши, ткани, выкроенной по ступне с заостренным или круглым носком - союзка — конструктивная деталь подтреугольный формы, закрывающий пальцы и подъем - боковина - имеет, обычно, прямоугольную форму и стыкуется с союзкой, подошвой, пяткой, располагаясь под щиколоткой - пятка (или задник) - конструктивная деталь, закрывающая пяточную часть стопы - голенище - состоит из одной или нескольких деталей, закрывает голень и стыкуется с надподошвенной частью обуви

Отнесение к выделенным классам некоторых вариантов традиционной обуви представляется достаточно проблематичным, так как они выделяются иным способом изготовления и не соответствует общепринятым определениям тех или иных типов. Вопрос их типологизации в специальной научной литературе окончательно не решен. К таким вариантам обуви относятся деревянные долбленые туфли и сандалии. В Средней Азии такую обувь делают мастера резчики по дереву. В связи с этим мы хотим предложить выделить две группы обуви: 1) деревянная долбленая и 2) сшитая или сформированная из «мягкого» материала (кожи, ткани и пр.) Данные группы предваряют типологию, предложенную ниже (см. схему на странице 157).

Отражение этнических особенностей

Наиболее ярко эти предпочтения демонстрирует нам туркменская обувь. Несмотря на значительные различия в костюме тех или иных туркменских племен, обувь имела ряд универсальных черт и являлась общим элементом костюма для всей территории Туркмении. Для украшения своей обуви туркмены предпочитали использовать тисненый геометрический орнамент, состоявший из штрихов, спиралей, кругов, ромбов, тогда как другие народы Средней Азии и Казахстана, например казахи и киргизы, использовали в декоре зооморфный или растительный орнамент. Вторым элементом, выделявшим обувь туркмен, являлись многочисленные кожаные или шелковые кисточки, которые встречались на мужских, женских и детских сапогах и поршнях.

Обувь припамирских народностей, так же как и туркменская, значительно отличается от обуви соседних народов, прежде всего, практически полным отсутствием орнаментации, которую отчасти заменяли узкие, цветные, плетеные тесьмы, закреплявшие обувь на лодыжке. Исключением являлись деревянные туфли, имевшие прорезной орнамент в виде стилизованных растительных побегов.

Свои орнаментальные предпочтения имели и другие народы среднеазиатско-казахстанского региона. Так, киргизы и казахи украшали союзку, пятку и голенище зооморфным орнаментом «рога барана» (илл. 24). Таджики и узбеки так же использовали для украшения .обуви этот орнамент, но лишь на пятке и только в мягких сапожках и туфлях. Излюбленным орнаментом оседлых народов Средней Азии были растительные побеги, цветочные розетки (илл. 25), змеевидные линии.

Существовали и определенные цветовые предпочтения, характерные для того или иного народа. Туркменская обувь изготовлялась из кож окрашенных в темно-красный или коричневый цвет. Красный цвет доминировал и в традиционном костюме туркмен.

Для горных таджиков, припамирских народностей и киргизов характерным было окрашивать выделанную кожу в естественный коричневый цвет. Казахская обувь, как правило, сочетает два цвета: светло-коричневый и зеленый. Зеленый цвет имела так называемая шагрень или саур, которую кочевники покупали у оседлого населения.

Наиболее яркой и многоцветной была обувь долинных таджиков и узбеков. Для окрашивания и орнаментации они использовали черный, коричневый, красный, желтый, зеленый, синий цвет и их многочисленные оттенки. Помимо кожи для изготовления обуви использовался текстиль, нередко декорируемый вышивкой.

Наряду с отличиями, обувь народов Средней Азии и Казахстана имела также и ряд сходных черт, которые были обусловлены многовековыми этнокультурными связями. Мужская и женская обувь, бытовавшая у народов региона, не имела в большинстве случаев конструктивных различий в покрое, что является, безусловно, архаичной чертой. Различия в мужской и женской обуви появились в ходе сложного и долгого процесса ее эволюции (Сухарева, 1979: 79). Она различалась, прежде всего, размером, а также высотой каблука. Каблуки женских туфель и сапог делались на два-три сантиметра выше. Голенища мужских сапог были несколько шире женских (Захарова, Ходжаева, 1964: 74). Это было связано с тем, что мужчины заправляли в голенища концы штанов, которые изготовлялись не только из тканей, но и замши (у казахов) и внутрь надевали толстые войлочные чулки.

Но у туркмен существовала и особая обувь, которую носили исключительно мужчины - это два вида поршней, а у других народов региона такой мужской обувью являлись высокие сапоги с острыми носами и серповидными каблуками. Причем, туфли, надподошвенная часть которых имела тот же покрой, носили как мужчины, так и женщины.

Значительную роль в отражении половых различий играла орнаментация. Мужская обувь украшалась меньше. Орнамент, как правило, концентрировался на союзке, боковинах и пятке. Исключение составляют лишь туркменские мужские поршни, где вся поверхность была покрыта орнаментом, выполненным в технике тиснения. Женская обувь имела гораздо более насыщенный орнамент, который иногда располагался на голенищах и покрывал всю союзку.

Похожие диссертации на Обувь в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана : XIX - первая треть XX в.