Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Талигина Надежда Михайловна

Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов
<
Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Талигина Надежда Михайловна. Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Томск, 2003.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/632-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Свадебный обряд 23

1.1. Формы семьи и брака 24

1.2. Досвадебные обряды 28

1.3. Свадьба 36

1.4. Послесвадебные обряды 62

1.5. Материальная культура в свадебном цикле 65

Краткие выводы 80

Глава 2. Обряды, связанные с рождением ребенка 83

2.1. Духи - податели жизни и покровители в дородовый период 83

2.2. Дородовый период 87

2.3. Роды 97

2.4. Послеродовый период 102

2.5. Приобщение ребенка к социуму и миру духов 115

Краткие выводы 122

Глава 3. Обряды, связанные со смертью человека 123

3.1. Предпохоронный период 123

3.2. Похороны 141

3.3. Послепохоронный период 154

Краткие выводы 169

Заключение 171

Литература 178

Сокращения 192

Приложения 193

Введение к работе

Семейные обряды были известны человечеству с древнейших времен. Это комплекс регламентированных традицией обычаев и, обрядов, обеспечивающих ритуальное оформление переломных событий, разделявших цикл жизни человека на отдельные этапы: рождение, свадьба, смерть. Традиционные нормы поведения людей в критические моменты их семейной и общественной жизни складывались тысячелетиями в виде стереотипных обрядовых действий.

Издавна и повсеместно такого рода чрезвычайные ситуации,
резко выделявшие на общем фоне привычного бытия, находились
в центре самого пристального внимания человеческих обществ. В
течение жизни многих поколений были выработаны
многообразные системы символических средств,

предназначенных для того, чтобы обеспечить контроль над развитием событий в наиболее знаменательные или необычные моменты, отвратить связанные с ними опасности, преодолеть испытание с наименьшими потерями и наибольшей пользой для затронутых им лиц.

В совокупности этих действий и находят свое место упомянутые "обряды перехода", наиболее значительными среди них являются те, что принадлежат семейному комплексу: свадебные, родильные и погребальные.

Актуальность темы.

Обряды жизненного цикла являются важными компонентами традиционной культуры изучаемого нами народа - хантов. Эти обряды привлекали внимание исследователей с начального

момента изучения обских угров и привлекают до настоящего
времени, что свидетельствует о непреходящей актуальности
данной темы. Тема эта многогранна, однако, в имеющихся
научных трудах представлены лишь некоторые из её граней. Так
сложилось, что большинство учёных, занимающихся обрядами
жизненного цикла обских угров, являются мужчинами. Между
тем, хранителями и руководителями этих обрядов в самом
хантыйском обществе являются женщины. Поэтому

исследование женских обрядов автором-женщиной даёт науке новое, более глубокое и точное знание предмета.

Изучение семейной обрядности актуально и в практическом плане, оно важно и для самого хантыйского народа. Несколько поколений детей, прошедших через школы-интернаты, были частично выключены из этого цикла и лишены социальной почвы под ногами. В конце 1980-х гг. среди народов Севера, в том числе, среди хантов возникло движение за сохранение и возрождение национальной культуры. С ростом этнического самосознания сопряжена конкретная деятельность по восстановлению роли традиционных обрядов, в том числе свадебного, родильного и похоронного. Для решения этой задачи необходимо восполнение информации, частично утраченной самим народом.

Методологической основой исследования являются

разработанные в отечественной науке понятия культуры и обрядов. Диссертант исходит из понятия культуры как способа и результата всей человеческой деятельности. В отечественной науке разработано такое понятие как традиционно-бытовая культура (Бромлей Ю.В., 1973). При характеристике культуры широко используют данные по свадебным, родильным,

погребальным обрядам, полагая при этом, что содержание знаковой системы обычаев или обрядов есть ключ к пониманию культуры в целом как системы. Под обрядом понимается действо (церемония), имеющее регламентацию, и связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса (Итс Р.Ф., 1974).

Для осмысления семейных обрядов жизненного цикла
методологически важное значение имеет теория «обрядов
перехода», (см.: Грацианская Н.Н., Кожановский А.Н., 1999).
Согласно этой концепции, человек на протяжении жизни
проходит ряд критических рубежей, обусловленных

радикальным изменением его местопребывания, состояния, социального статуса и т. д.

Ведущим для нашего исследования является принцип историзма, когда любое явление культуры рассматривается в конкретном социально-экономическом контексте как подвижная система взаимодействия культуры жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений.

В работе использованы методы, широко применяемые в
и стор и ко- этнографических исследованиях: описательный,

системный, семантический. В качестве основного избран сравнительно-исторический метод, который разработан в отечественной этнографии. При описании и анализе конкретных обрядов автор опирался на опыт исследователей, которые занимались изучением этих обрядов у разных групп хантов. Это труды К.Ф. Карьялайнена (1994), М.Б. Шатилова (1931), В.Н. Чернецова (1959), З.П. Соколовой (1975; 1978; 1980; 1990; и др.), В.М. Кулемзина (1972, 1984, 1990, 1995), В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной (1977, 1992), Н.В. Лукиной (1990) и других авторов.

Объект исследования: традиционная культура сынской группы хантов.

Предмет исследования: обряды жизненного цикла - создания семьи, рождения человека и перехода его в потусторонний мир.

Научная новизна и практическая значимость. Диссертация является первым крупным исследованием, специально посвященным комплексу обрядов жизненного цикла сынских хантов. В научный оборот вводится новая значительная информация по традиционной культуре одной из локальных групп хантыйского этноса, с широким использованием национальной терминологии.

В свадебной обрядности автором впервые подробно описаны такие события как советы родственников жениха и невесты, установление новых родственных взаимоотношений, процедура угощения людей и духов, а также функция материальных предметов. В родильной обрядности диссертанткой по-новому рассмотрены следующие явления: возрастная градация представительниц женского пола, изготовление и функция духа-охранителя ушпай, процедура родов, сакральная скверна и способы очищения от неё, приобщение ребёнка к социуму и миру духов. В погребальной обрядности, которая неплохо изучена у хантов, в том числе у сынских, автором также по-новому рассмотрен ряд аспектов: оповещение о смерти, вынос душ покойного и их последующая судьба, процедура оплакивания и жертвоприношения на кладбище, изготовление вместилищ умерших и их функция.

Хронологические рамки определяются, в основном, XX веком. К этому периоду относятся наиболее важные публикации

разных авторов, сбор материала и его публикация диссертанткой. Сами обряды и связанные с ними представления имеют, несомненно, более глубокие исторические корни.

Целью диссертации является исследование обрядов жизненного цикла как единой системы.

Задачи, выполняемые для достижения цели:

- описание и анализ свадьбы как социально-правового и
ритуального акта, обеспечивающего нормальное, благополучное
существование новой семьи;

- рассмотрение обрядовых действий периода беременности и
родов с последующей социализацией ребёнка;

- исследование погребального обряда как акта перевода
человека из мира людей в мир духов с целью его возрождения;

выявление в указанных обрядах основных

мировоззренческих положений и структуры обрядовых элементов.

Источники. Диссертация написана, главным образом, по собственным материалам автора с привлечением имеющихся литературных данных. Авторская информация включает в себя знания народной культуры и языка, усвоенные с детства; изобразительные материалы автора-художника, отражающие обряды сынских хантов, а также записи, зарисовки и фотографии, полученные специально с научными целями. Серьёзным источником информации являются также личные наблюдения диссертантки, неоднократно участвовавшей в обрядовых действиях своих сородичей. Материалы автора относятся к 1980-1990-м гг. За это время совершено 12 поездок к хантам реки Сыни. Сбор материала велся в населенных пунктах Овгорт, .Ямгорт, Вытвожгорт, Оволынгорт, Тильтим, Евригорт,

Хорпунынгорт, а также на временных стойбищах оленеводов в тундре и рыболовов на Большой и Малой Оби. Полевые материалы хранятся в её личном архиве.

История изучения темы. О семье народов Сибири и Севера писали исследователи, этнографы: И. С. Потапов Л. П. (1954), Кисляков Н. А. (1969), Смирнова Я. С. (1979), Гемуев И. Н. (1984), Прокофьева Е. Д. (1976), Попов Б. Н. (1993), Самар Ю. А. (1996).

Общие сведения по обским уграм (хантам и манси) накапливались представителями различных направлений науки и краеведения, как минимум, с XI в. Первой серьезной работой общего характера о хантах является книга Г. И. Новицкого "Краткое описание о народе остяцком", написанной в начале ХУШ в., но опубликованной только в конце XIX в. (1884). Она посвящена южным (иртышским) хантам и содержит ценные сведения об обрядах, связанных с заключением брака, рождением ребенка и погребальными обычаями.

Большой вклад в изучении обско-угорских народов внесен участниками Академических экспедиций 1720-1770 гг.- П.С. Паллас (1786), И.Г. Георги (1799), в их трудах имеются сведения по религии обских угров. Одним из участников этих экспедиций В.Ф. Зуевым, на основе собственных наблюдений, описаны разные стороны жизни нижнеобских хантов, в том числе обряды при рождении и смерти (1947).

Содержательностью этнографического описания

нижнеобских остяков и самоедов отличается сочинение начала XIX в. Ф. Белявского "Поездка к Ледовитому морю", включившие сюжеты о сватовстве, свадьбе, родовой экзогамии (1833).

А. Регули в 1843-1845гг. изучал различные диалекты, записывал фольклор и сведения по древним верованиям и обрядам северных хантов. Его материалы публиковались в XX в. на венгерском языке и являются труднодоступными для изучения. В середине XIX в. лингвист и этнограф М.А. Кастрен (1860) собирал материал по восточным хантам. В 1858-1880 гг. к обским уграм совершал поездки А. Алквист, посетивший березовских и обдорских остяков [Ahlguist А., 1883; Алквист А., 1999]. Он дает краткое описание брачных отношений и некоторых религиозных верований хантов, представляющих интерес для нашей темы.

Из этнографических исследований конца XIX в. выделяются работы, содержащие конкретные сведения о культуре и этнической истории северных хантов В. В. Бартенева (1896), О. Финша, А. Брэма (1882), И. С. Полякова (1877). К этому времени относятся труды С.К. Патканова (1891а, 18916; Patkanov S., 1897, 1902). На основании собранных им южнохантыйских фольклорных материалов он реконструирует древний образ жизни народа, включая и интересующий нас вопрос о свадебном обряде.

Из всех авторов XIX - начала XX вв. наибольший интерес
для диссертации, несомненно, представляет трехтомный труд
К.Ф. Карьялайнена "Религия югорских народов",

опубликованный на немецком (Karjalainen K.F., 1921, 1922, 1927), а затем на русском языке (Карьялайнен К.Ф., 1994, 1995, 1996). Непосредственное отношение к теме диссертации имеет первый том, посвященный традиционным воззрениям и обрядам обских угров, связанным с рождением и смертью. Здесь излагаются и анализируются представления о сущности человека, душах и

жизненных силах, их местонахождении и облике. В разделе
«Рождение» К.Ф. Карьялайнен описывает богов и духов -
дарителей жизни, запреты и особенности образа жизни

беременной женщины, обряд очищения после родов, наречение имени.

Наиболее подробно в указанном труде изложен раздел «Смерть и умершие». Здесь речь идет о духах болезни и смерти и способах защиты от них, о подготовке умершего к последнему путешествию, об изготовлении гроба и могилы, об угощении умершего и жертвоприношении духам, доставке умершего на кладбище, процедуре погребения. Особо выделены К.Ф. Карьялайненом обряды после погребения и представления о жизни после смерти.

Следующей по времени выхода работой, имеющей важное значение для нашей диссертации, является статья В. Н. Чернецова "Представления о душе у обских угров"(1 959). Им же исследованы проблемы родового строя и фратриальной организации обских угров (Чернецов В.Н. 1939, 1947). В основу этих работ положены материалы, собранные автором у манси.

Первым из этнографов, кто побывал непосредственно у сынских хантов, был В. Штейниц. В 1930-е годы он собрал значительный фольклорный и этнографический материал по северным хантам, в том числе по сынской группе. Ему принадлежат статья о тотемизме у хантов (Steinitz W., 1938) и описание обряда жертвоприношения главному духу реки Сын и Ёханан и к и (Steinitz W.,1975).

З.П. Соколовой написаны фундаментального исследования по проблеме рода и фратрии обских угров, главным из которых является монография «Социальная организация хантов и манси в

11
ХУП-Х1Х в.» (1983). У нее имеются работы по семейной
организации хантов и манси (1980), об именах и связанных с
ними обрядах (Соколова 3.П.,1975 и др.). Наибольшее значение
для нашей диссертации имеют статьи З.П. Соколовой,
посвященные религиозным представлениям и обрядам северных
хантов, том числе ряд работ непосредственно по сынской группе
(1971, 1972, 1974, 1975, 1978, 1990 и др.). В своих работах она
неоднократно обращалась к теме погребального обряда,

представлениям о душе, о священных местах.

Для диссертационной темы большое значение имеют исследования В.М. Кулемзина и Н.В. Лукиной. Имеются в виду их совместные монографии «Васюганско-ваховские ханты» (1977), «Знакомьтесь: ханты» (1992), разделы коллективной монографии «История и культура хантов» (1995), «Мифология хантов» (2000).

В монографии В.М. Кулемзина «Природа и человек в верованиях хантов» (1984) наибольший интерес представляют следующие разделы: представления о жизненных силах, о живых и неживых предметах, общий жизненный путь человека, представления о болезни, смерти и погребальный обряд. Эти проблемы рассматриваются также в докторской диссертации В.М. Кулемзина «Традиционное мировоззрение хантов» (1993). Им написан раздел о погребальном обряде хантов и манси в коллективной монографии «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири» (1994). Целый ряд статей В.М. Кулемзина имеет непосредственное отношение к нашей теме, так как посвящен методическим аспектам изучения погребального обряда (1990), представлениям хантов о живых и неживых

предметах (1976), изображениям умерших у северных хантов (1972).

Для нашей темы представляют интерес статьи Н.В. Лукиной о терминологии родства и антропонимах хантов (1975, 1979). Монография Н.В. Лукиной «Формирование материальной культуры хантов» (1985) использовалась диссертантом при подготовке раздела о материальной культуре сынских хантов. В 1990г. вышла в свет книга "Мифы, предания и сказки хантов и манси", подготовленная к публикации Н.В.Лукиной. В предисловии дается краткий очерк системы религиозных верований ханты и манси, общая характеристика их фольклора с анализом публикуемых текстов (1990. С. 31-35).

Для исследования диссертационной темы значимы монографии И.Н. Гемуева «Семья у селькупов» (1984) и «Мировоззрение манси» (1990), а также совместная монография И.Н. Гемуева A.M. Сагалаева «Религия народа манси» (1986).

Культовой атрибутике разных групп обских угров посвящены многие работы А.В. Бауло (1997, 1998, 2001) и монографии, написанные совместно И.Н. Гемуевым и А.В. Бауло: «Святилища манси верховьев Северной Сосьвы» (1999) и «Небесный всадник» (200 1).

Несколько работ Е.П. Мартыновой посвящены вопросам, близким к теме диссертации: богине деторождения северных хантов, фратриям Пор и Мось, представлениям о Нижнем мире (1992, 1994а, 19946, 1998).

В монографии А.В. Головнева «Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров» (1995) описываются часть пантеона духов-богов, мифологические сюжеты, связанные с войной ненцев с хантами рек Сыни, фрагмент обряда рождения.

Во многих статьях Е.В. Переваловой дается описание и анализ семейно-брачных отношений нижнеобских хантов (1990, 1991, 1992). Некоторые интересные для нашей темы вопросы рассматриваются также в кандидатской диссертации Е.В. Переваловой (1997).

Е.И. Ромбандеевой (1993) описан мансийский обряд, связанный с рождением ребенка.

В монографии А.П.Зенько «Представления о

сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров» (1997) для нашей темы наиболее интересен вопрос о человеке и его месте в мироздании.

Многие этические аспекты, связанные с обрядами жизненного цикла хантов, рассмотрены в монографии М.А. Лапиной «Этика и этикет хантов» (1998).

Духи и божества северных хантов, относящиеся к
рассматриваемым в диссертации обрядам, описаны в

монографии Тимофея Молданова, Татьяны Молдановой «Боги земли Казымской» (2000).

Монография A.M. Сязи «Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья» (2001) содержит, в частности, описание одежды сынских жителей.

В 2002 г., когда моя диссертация в целом была завершена, С.А. Попова опубликовала статью и защитила кандидатскую диссертацию, посвященные обрядам перехода в традиционной культуре манси (2002, 2002а).

О семье, о погребальных и родильных обрядах сынских хантов написаны статьи Талигиной Н. М. (1995; 1995а; 19956; 1996; 1998а; 19986; 1999; 2001, 200 1 а).

Территориально работа ограничивается бассейном реки Сыни - левого притока Оби. Он населён одной из локальных этнографических групп хантов.

Для понимания исследуемых в диссертации обрядов важно знать общий уклад жизни народа, особенно мировоззрение и социальную организацию.

Ханты - один из малочисленных народов Севера, близкородственный манси, вместе с которыми их именуют обскими уграми. Расселены ханты в бассейне Средней и Нижней Оби, по данным переписи 1989г, их насчитывается 22,3 тыс. чел. Хантыйский язык относится к угорской группе уральской семьи языков. Ханты неоднородны в этническом отношении, в их составе исследователи выделяют несколько в большей или меньшей степени самобытных групп, различающихся по хозяйственным занятиям, культуре и языку. По языку ханты также очень неоднородны. Языковеды отмечают настолько значительные расхождения между диалектами хантыйского языка, что они препятствуют взаимопониманию представителей разных диалектов; не существует и единого литературного языка. Лингвистика выделяет в его составе свыше трех десятков отдельных диалектов, говоров или наречий.

По занятиям ханты являются таёжными охотниками и рыболовами, занимающимися, кроме того, оленеводством на севере и скотоводством на юге. Основной пищей местного происхождения служили рыба и мясо, дикорастущие; использовались и привозные продукты: мука, крупа, чай, табак, спиртные напитки.

Средством передвижения по воде служили лодки-долблёнки, или калданки, а также большие дощатые каюки. Большая часть

хантов вела полуоседлый образ жизни. У охотников и рыболовов для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Жилые постройки ханты разнообразны по устройству и форме: разного вида шалаши, коническая постройка чум, землянки и полуземлянки, наземные постройки из брёвен или досок. Существовала особая постройка для женщин в особые периоды - так называемый «маленький дом». Специальные устройства изготовлялись и для хранения изображений умерших. В посёлках или в лесу строились амбарчики для хранения предметов культа.

Предметы домашнего обихода изготовлялись из местных материалов: дерева, кости, бересты, шкур. Это различные вместилища, столик и т.д. Каждый предмет находился на отведённом ему месте, мужские и женские вещи хранились раздельно.

Одежду шили из местных материалов (шкуры, кожа) и привозных (сукно, хлопчатобумажные ткани). Мужчины на большей части территории носили глухую одежду (без разреза спереди), а женщины распашную. Головным убором служил капор, платок или капюшон малицы. Женщины и мужчины очень любили кольца, особенно из белого металла. Женщины носили также нагрудные и накосные украшения, своеобразным элементом причёски были «ложные косы». Одна из ярких черт хантыйской культуры - широкое распространение орнаментации. Узорами украшали одежду, коробки, колыбели, вёсла и т.д. Особенно богат и разнообразен орнамент на берестяных изделиях и женской одежде.

Социальная организация обских угров — дискуссионная проблема. Одни авторы подчеркивали существования у них рода,

16 другие - фратрий; высказывалась точка зрения о наличии элементов феодализма в обско-угорском обществе. Под фратриями подразумевались две группы, на которые делились северные ханты Пор и Мось, их характерной особенностью был запрет на заключение брака внутри группы. Мужчина Мось мог жениться на женщине Пор, и наоборот. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифического предка. У фратрии Пор предком считался медведь, у Мось - женщина Ксирпась, которую представляли в виде зайца или гусыни. У каждой фратрии был собственный центр: у Пор -Вежакоры, у Мось - Белогорье, оба селения располагались на Оби. Они считались местом обитания тотемов, здесь проводились общефратриальные празднества и обряды. Одним из правил для членов фратрии было соблюдение тайны обрядов и священных сказаний.

Основными единицами обско-угорского общества в XVII-XIX вв. были семья и юрта-поселок (Соколова З.П., 1970). В это время существовали большие семьи, состоящие из нескольких брачных пар, проживающих в одном доме и сообща владеющих угодьями. Наряду с большими были малые семьи. Семья была патриархальной: главой считался мужчина, счет родства велся по мужской линии, дети при разводе оставались у отца, женщина во многом зависела от мужчины.

Поселки были, как правило, небольшими и состояли из одной или нескольких семей. В XIX-XX вв. часть угодий находилась в коллективном владении, а часть в семейном.

Религия, фольклор и обряды хантов и манси были тесно переплетены, что свойственно обществам на ранних стадиях исторического развития. Их мифология была системой

первобытного мировосприятия и включала зачатки донаучных представлений о мире и человеке, об истории общества, разные формы искусства, философии и религии.

Вера в духов, или анимизм, пронизывает всю религиозную систему хантов. Многочисленные духи подразделяются на на три категории: "домашние", "местные" и "всеобщие". По представлениям хантов, Вселенная расчленена на три главные космические зоны: небо, землю и подземный мир. v В соответствии с этим троичным членением выделяются три главных божества. Пантеон возглавляет небесный бог, его самые известные имена Торум и Нум Торум. Небесный бог является создателем земли, подателем дневного света, охранителем морали и миропорядка. Он достал солнце и луну, вызвал "священный потоп". Кроме того, он определяет срок жизни каждого человека, дает удачу в промыслах, к нему обращаются с просьбой о здоровье и т. д. В триаду главных божеств наряду с Нум-Торумом входит Калтась-анки. Это богиня земли, защитница от болезней и подательница детей. Под имнем Калтась у северных обских угров известен также местный дух женского рода, святилище которого находилось в юртах Калтасянских, в низовьях Оби.

Нижний мир - мир мертвых, царство болезней и смерти, место обитания духа Хинь, Куль. Он забирает в свое царство тех людей, которых обрек на смерть Торум.

В космогонических представлениях хантов мир имеет вертикальное и горизонтальное членения.

Небесные светила почти не фигурируют в верованиях хантов, а божество огня, наоборот, занимает в них весьма значительное место. Персонификация огня проявляется в названиях Най-анки,

Пугос-анки. С огнем обращались почтительно и заботливо, ему приносили жертвы.

Ко всеобщим духам относятся духи болезни, среди них упомянутый выше Хинь, Куль, живущий на земле и под землей, и дух Тярн.

"Местные" и "родовые" духи, по терминологии К.Ф. Карьялайнена, составляют следующую категорию духов, это сверхъестественные существа, имеющие силу на определенной территории или оказывающие влияние на ту или иную социальную группу. Они живут везде, где поселился человек или ходит за добычей. Их основная обязанность - помощь в добыче пропитания. Они обеспечивают счастье и благополучие, что более характерно для личных духов.

Особенностью религиозно-мифологической системы обских угров является то, что местные духи считаются у них духами-предками, богатырями древних времен. В отличие от всеобщих духов местные и родовые имели изображения, чаще всего из дерева. Это и простые столбы, деревья, и антропоморфные либо зооморфные фигуры. Известны также изображения из металла, кости, тряпок. Большинство идолов имели одеяния и атрибуты.

Следующая категория духов - семейные; они принадлежат отдельному человеку или семье. Их задача - оказание содействия своему хозяину в промыслах, так как от них зависят счастье, успех и здоровье. Власть домашних духов не слишком велика, и если нужна помощь в важных ситуациях, то ее следует искать у духов более высоких рангов.

Церемонии, которыми обские угры стремились добиться расположения или содействия духов, не отличается разнообразием; в основном это жертвоприношение. Различие

жертовприношений подчеркивалось терминологически: кровавое называлось imp, а угощение - поры; встречалось и двойное название йир-поры. Пожертвованием служили и различные предметы быта, одежда, пушнина, ткани, деньги. Особенно ценным подарком для духа считались изделия из серебра -металла, наиболее почитаемого хантами и манси.

Вопросу о сущности человека, его рождении и смерти
посвящено много работ, нет единого мнения о сущности души
или душ, их количество и взаимосвязи. По мнению К.Ф.
Карьялайнена существовало две души: душа-дыхание лилъ; и
душа тень ис, илът. В.Н. Чернецов выделяет у мужчин пять душ:
душа - тень, уходящая душа, сонная душа, путешествующая во
время сна в образе глухарки (улум ис), реинкарнирующаяся (т. е.
возвращающаяся) душа, пятой была еще одна

реинкарнирующаяся либо ею считалась сила; у женщин были первые четыре души. Рождение, здоровье, болезнь, сон, обморок, смерть, потусторонняя жизнь - все это связывалось с наличием, временным или окончательным уходом либо разрушением души (жизненной силы).

Рождение детей зависело, по воззрениям хантов и манси, от женского духа, носящего имена Калтасъ, Торум - анки, Пугос.

Важнейшей причиной заболеваний считалось "попадание в беду" одной из душ, отделившейся от тела. Ее могли увести умерший родственник, духи Нижнего мира или другие духи, желающие причинить человеку зло. Час смерти, как считалось у хантов и манси, определен человеку небесным богом или духом Калтасъ. Родственники сразу после наступления смерти начинали готовить покойного к последнему путешествию. На него надевали лучшие одежды, закрывали ему глаза. Умершего

оплакивали, в знак траура распускали волосы, надевали налобные повязки и т. п. Последним прибежищем мертвому служили гроб либо лодка. Кладбище располагалось недалеко от поселения. Гроб опускали в могилу, и над ней строили избушку. На могиле или рядом с ней оставляли крупные предметы, принадлежавшие умершему: лыжи, нарты, посуду, стол.

Согласно обско-угорским представлениям, жизнь человека не заканчивается со смертью. В некоторых районах существовало представление, что жизнь в мире мертвых течет наоборот и человек, уменьшившись до минимальных размеров, умирает окончательно, превращается в жука. Иногда душа покойного может начать новую земную жизнь, вселившись в новорожденного ребенка.

Одной из черт обско-угорской религиозной практики является существование многих категорий особых лиц, выделяющихся своими сверхъестественными способностями, имеющими дар-общения с духами и обладающие возможностью воздействовать на человека и его судьбу. К ним относятся провидцы, ворожеи, лекари, предсказатели. Выделялись также люди, обращавшиеся к богам и духам во время коллективных жертвоприношений.

В последние годы все больше внимания уделяется проблемам формирования отдельных этнографических групп обских угров (Бабаков В. Г. (1988), Лукина Н.В. (1990), Соколова 3. П. (1993), Мартынова Е. П. (1998). Социальные формирования казымской, сынско-куноватской территориальных групп были рассмотрены в монографии 3. П. Соколовой (1983) "Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы фратрии и рода". Перевалова Е.В. рассматривает фамильный и родовой состав жителей Куноватской волости, куда входили и сынские ханты

"Щаня ёх" (Перевалова Е.В., 1997). Е.П. Мартынова выделяет среди хантов несколько этнографических ареалов. Согласно этому делению сынские ханты относятся к нижнеобскому (обдорско-казымскому) ареалу (Мартынова Е.П., 1998).

Мое исследование группы северных хантов, проживающих по реке Сыня, является продолжением изучения локальных особенностей этого региона. Они имеют самоназвание хатнэху 'человек'. За пределами данного региона их именуют гцаня ,ёх 'народ Сыни'. По одной из лингвистических классификаций выделяется сынский диалект хантыйского языка (Хайду П., 1985.С.45).

Река Сыня находится в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Территория на юге граничит с притоками реки Северной Сосьвы, северная граница с Ханты-Мансийском автономным округом. С запада замыкают Уральские горы, проходит граница Республика Коми, с востока протекает Малая Обь, а с севера - бассейн реки Войкары. Река Сыня общей протяженностью 350 км, берет начало в восточных склонах Полярного Урала, является левым притоком Оби. Местность лесотундровая. Климат континентальный.

По реке Сыня расположены два поселка — Ямгорт, Овгорт и восемь поселений. В поселке Овгорт находится сельский совет, школа, интернат для детей оленеводов и рыболовов, больница, почта. Все маленькие поселения расположены вверх по течению реки. Ближе всех к Овгорту находится Нымвошгорт (Нымеошкур), затем Вытвошгорт (Ут вошкур), Лорагорт (.Доракур), Хорпунынгорт (Хорпунаїукур), Тильтим {Тъщтам), Мувгорт (Мувкур). Самым отдаленным от Овгорта расположен Евригорт {Ёхадтай кур). По данным Овгортского сельского

совета 1993 года общее количество населения составляло 1382 человек, из них ханты 1004 чел.

В поселениях реки Сыни живут ханты, ведущие традиционный образ жизни. До настоящего времени сынские ханты соблюдают многие традиционные обряды.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования для решения научных проблем, связанных с религиозно-социальными традициями древних обществ Сибири. Содержание диссертации может быть использовано в учебном процессе, в просветительской и краеведческой работе, что частично уже происходит.

Апробация работы. По теме диссертации автором
опубликовано четырнадцать статей и сделано девятнадцать
докладов на конференциях разного уровня, в том числе и
международных. Участие в 1993г. в г. Москве в Международной
конференции "Традиционные культуры и среда обитания" с
докладом "Свадебный обряд сынских ханты". Участие в
конференции, проходившей в г. Санкт-Петербурге в 1995 году
"Третьи Сибирские Чтения" с докладом "Новое в погребальном
обряде {упат ущитьі)". Участие 1997г. во Всероссийской
конференции "Социальная организация и социогенез

первобытных обществ: теория, методология, интерпретация" с докладом "Социальный аспект погребального обряда" (г. Кемерово).

Структура. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Досвадебные обряды

У народа ханты были два традиционных способа получения жены: хонтаптыман уводом , уртыман - по сватовству. Сватовство - обряд предложения брака (БЭС. 1998. С. 1066). Сватать - 1) Предлагать в мужья или за (кого) в жены; 2) Просить себе (или для кого-нибудь) в жены (Толковый словарь русского языка. 1999. С. 699). Основным является брак по сватовству. Для него было характерным более или менее полное исполнение свадебного ритуала. Представление о свадьбе как наиболее правомочном акте оформления брака продолжает прочно жить в сознании людей до наших дней. Примером тому является проведение традиционных свадеб в пос. Овгорт и в маленьких селениях по реке Сыне. Свадьба считалась настолько обязательной, что даже в случаях брака уводом исполнялись обряды традиционного ритуала. Главной причиной такой приверженности к свадебному ритуалу можно считать силу традиций, согласно которым благополучие вступивших в брак зависело от того, насколько полно и правильно совершались свадебные обряды.

Активной стороной в брачных отношениях чаще всего выступал жених, но иногда и невеста. В условиях патриархального семейного быта молодежь находилась в полной экономической и юридической зависимости от своих родителей. Особенно приходилось считаться с волей родителей и близких родственников молодому человеку, так как без их согласия он не мог привести в дом жену. По наиболее древним нормам, родители решали сами - на ком они женят сына. Сватали девушку, которая не видела своего жениха. И он не видел ее до свадьбы. Вместе с тем нередко одним из немаловажных условий сватовства считалось не только знакомство парня с девушкой, но и наличие их обоюдного согласия вступить в брак. Право решения еще до сватовства оставалось за девушкой, она могла отказать или согласиться.

За основу схемы свадебного ритуала следует взять широко принятое в этнографической литературе деление ритуала на три этапа - предсвадебный, свадьба, послесвадебный.

В свою очередь каждый этап состоит из определенного комплекса обрядов. В предсвадебный этап входят обряды и церемонии, связанные со сватовством и с приготовлениями к свадьбе. Сватовство само по себе являлось комплексом обрядов, сложность которого заключалась как в содержании обрядности, так и в композиции.

Совет родственников в доме жениха. Первый акт в цикле официального сватовства - совет родственников в доме будущего жениха. Парень, добившийся от своей избранницы предварительного обещания выйти за него замуж, обращался к своим родителям с просьбой разрешить ему жениться. Очень большое, если не первостепенное значение на семейном совете придавалось экономическому положению родителей невесты. Тщательно обсуждались не только личные качества невесты и имущественное положение ее родителей, также подвергался беспристрастному разбору и весь ее род, а тем более семья.

Такой разбор преследовал несколько целей. Во-первых, выяснялась родословная невесты, не состояла ли она в родстве с женихом, так как недопустимы браки не только между близкими родственниками по линии отца, но и фратриальными родственниками. Во-вторых, сведения о родственниках невесты обобщались для того, чтобы решить, насколько целесообразно для рода жениха вступление в новый родственный союз. В-третьих, имея представление о роде невесты в целом, легче было определить характер и повадки самой невесты.

Из личных качеств девушек ценилось ее трудолюбие, способности вышивать и шить. "Этим же искусством остяцкая княжна прельщает и молодых князей. Одним словом и у этого дикого народа трудолюбие играло не последнюю роль в достоинствах невесты, хотя, конечно, первое место занимала красота" (Патканов С, 1891. С. 51). Акценты в оценивании красоты невесты почти не изменились за полтора ста лет со времен исследования Патканова С. К.: "Златоглазая, бровастая дочь мужа полуденной страны ...сорни сэм хутмет найл?, красоту девиц сравнивают также с восходящим солнцем и стоящим на небе месяцем" (Патканов С. К., 1891. С. 51). Не менее ценилась и молодость невесты, поэтому самой красивой из сестер считалась младшая. (Фото 3).

Выбор невесты являлся коллективным актом, в котором воле родителей и других родственников придавалось большое значение. И в то же время инициатива молодого человека, его личные симпатии ценились настолько высоко, что совет родственников обычно принимал предложенную кандидатуру. Роль семейного совета в данном случае для него имело, кроме благословения, поддержку в юридическом плане, так как он может выступать в качестве официального представителя своей семьи и рода в переговорах с родителями и родственниками невесты. И еще, вместе с благословением родители и родственники жениха брали на себя заботу и расходы по организации сватовства и свадьбы. Вместе со сватом или свахой ехали сватать невесту родители жениха и другие родственники.

Духи - податели жизни и покровители в дородовый период

По ходу работы над диссертацией мне приходилось собирать немало информации о богах, духах в мировоззрении сынских ханты. Рассмотрим основные из них. По месту нахождения их можно отнести к трем сферам.

Местом обитания Нум Турм Ащи Верхнего Бога Отца у ханты принято считать потусторонний - Нум Турм Верхний мир . О местонахождении женской богини Кал пащ ин формация неоднозначна. Вторая группа духов обитает в Среднем, человеческом, мире. Третья группа духов находится в потустороннем мире Ил,та Тураман в Нижнем, Подземном мире . Жители реки Сыни считали главным духом-подателем жизни людей (детей) Небесного Бога Отца Нум Турам Ащи. Слово turm, torem, чаще всего встречающееся в качестве названия бога, в настоящее время имеет множество значений. Употребляемое в личностном качестве оно обозначает кроме Небесного бога, святого, изображения святых (Карьялайнен К.Ф., 1995). У сынских ханты турам - обозначении неба как такового — турам небо . Турам в обозначении сторон света: нум турам вот ветер южной стороны неба , или южный ветер , овс вот северный ветер . В обозначении погоды возникают неординарные сочетания слов: Хатл,ацтурам солнечное небо , атам турам плохое небо , непогода, ненастье , сыстам турам чистое небо или хорошая погода , патлам турам темное небо , xycaijтурам звездное небо . Термином турам обозначали потусторонние миры: Нум Турам Верхний Мир , И.цта Турам Нижний Мир . Также термином Турам обозначали разные понятия о жизни: Нови турам ул;ты прожить светлый жизненный путь ; Нови турма ёхтам от пришедший в светлую жизнь, новорожденный ; Хув турам улрм хоят долгий жизненный век проживший человек ; Нуша турам состояние недостатка ; Kautaij турам, муш турам болезни ; Ол мау турам турам сна (Талигина Н.М., 1999). "Происхождение слова turam пока что окутано тайной. Его пытались сопоставлять с лапландским словом dirmes, означающим грозу, в нем пытались найти заимствование из тюрко-татарского слова tarni небо, и даже соответствующего венгерского слова атуек тень или teren - появляться, возникать, расти" (Карьялайнен К.Ф., 1995). На Сыне ханты называли Небесного Бога еще Оплъ Ащи. Что обозначает слово опль, перевода нет. Когда на небе зажигаются огни северного сияния, то говорили: "Опль тутат ёпщат" Небесные огни играют . Почему Нум Турам Ащи я отнесла к подателям детей у ханты? Ханты говорили: Тураман партам нявремл,ам хоцта тул,л,ам1 Богом ниспосланные мне дети - куда их дену? Ма тураман нявреман am партыл,ысайм. Мне Небесный Бог детей не посылал . В традиционном хантыйском обществе убивать детей было большим грехом. Так же осуждалось самоубийство, так как считалось, что жизнь человеку была дарована (дана) Нум Турам Aiifu. Срок жизни на земле определял он же, Нум Турам А щи. Вторым персонажем из духов - подателей жизни и покровителем людей сынские ханты считали Кацтащ AIJKU. Она имеет несколько имён: Кацтащ Аі/ки Мать Калтащ ; Сорни Най AIJKU Золотая женщина - мать ; Сорни Най - Золотое Солнце -женщина (слово Най - солнце выступает в данном случае в значении образа женщины); На Сыне её ещё зовут щанъ мать . Слово кал,тащ по своему образованию не является ни остяцким, ни вогульским, а пермским и предположительно заимствовано, скорей всего, от зырян. Из этой гипотезы сделали вывод, что сам дух, как и его культ, был не местным, а пермским, и что в этом духе можно видеть воспоминание об одном из духов, принесенных на Обь пермяками, бежавшими от христианства. "...а можно её считать Югорской, несмотря на частичное заимствование названия духа... Ведь следует иметь ввиду, что в других районах, под другим названием встречается дух женского пола, обязанности которого соответствуют Калупащ AIJKU И что в настоящее время он (дух) является собственностью остяцкого рода" (Карьялайнен К.Ф., 1995. С. 133). По мнению Мункачи, Кал7тащ AIJKU первоначально была Утренней Зарей. Он же, Мункачи, продолжает: ...У неё было неопределенное положение: она является то дочерью Верховного Бога Нум Турм Ащи, то его сестрой, то её представляют, как супругу Верховного Бога, которая после рождения шести детей была изобличена в неверности и сброшена на Землю, где родила седьмого сына Мир Ватты Ху Мир Осматривающий Мужчина (Карьялайнен К.Ф., 1995. С. 134). Местонахождение Кал,тащ AJJKU на земле совершенно конкретно: это деревня Калтасянское на Оби. "Во власти Кацтагц AIJKXI не только деторождение и счастье ребёнка, но и в следующей жизни человек может вымолить и получить её помощь" (Карьялайнен К.Ф., 1995. С. 135). Северные ханты верят, что это она дает ребёнку душу и при рождении наносит жизненный путь новорожденного на "украшенную золотом семикратную ветвь, на вырезанную золотом семикратную ветвь"(там же), то есть на деревянную бирку -uiyMJ aif юх. Хатцал, шумал,л,ал,ы — Кацтащ AJJKU дни жизни наносит новорожденному. "Человека рождает женщина. Любое живое существо вызревает в чреве матери и так было всегда. Значит, существует и Она, самая первая женщина - мать, давшая жизнь первому человеку Вселенной. Земные женщины вынашивают в себе плоть ребенка, а женщина Калтащ дает ему душу " (Т. Молданов, Т. Молданова, 2000. С 37).

Приобщение ребенка к социуму и миру духов

По представлениям хантов, душа умершего человека могла вселиться в новорождённого ребёнка: женщина воскресала в маленькой девочке (девочках), мужчина реинкарнировал в мальчике (мальчиках). Переселение души происходило только среди близких родственников. Процесс реинкарнации назывался нох ляксас вверх вернуться . Возродившийся мужчина назывался нох ляксам ики, возродившаяся женщина - нох ляксам ими. Ребёнок, в которого вселилась душа умершего, назывался ляксам с добавлением термина родства.

В семье появился новый человек - мальчик или девочка. В первую очередь родители гадали- чья же душа вернулась в этой маленькой девочке? Или в маленьком мальчике? Приглашали женщину, которая при помощи иттарма или другим способом могла определить: кто вернулся? Малыш по ночам после того, как определили ляксам, спал спокойно. Значит, всё правильно. Если же ребёнок надрывался в плаче по ночам, спать не давал ни матери, ни отцу, то это признак того, что неправильно определили его ляксам. Приглашали ещё раз женщину, которая совершала обряд ляксам, а иногда шамана. Ошибка могла быть из-за того, что две умершие женщины, желая воскреснуть в душе данного ребёнка, не уступали друг другу. Например, одна из них - прабабушка новорождённой, а другая тётка, жена ири, брата деда . Вот тётка "говорила" в свою пользу: "Я приходила в вашу семью, теперь ушла. Следа от меня не сыновей мне Бог не посылал, так пусть же моё имя вспоминают через мою ляксам\" После этого ребёнок спал и днём, и ночью. И девочку время от времени называли Урты Охпи Ай-Вош-Куртнэ Красноволосая женщина из Вош-Курт\ Называли ребёнка обычным женским именем. Но она имела свою вторую родню в той деревне, откуда была её ляксам-нэ.

Если умерший имел детей, то эти дети приходили с подарками к своей новой маленькой маме или папе - к ляксам. И вот уже взрослел ляксам, а все вспоминал своих "детей", ездил или ходил к ним в гости. Взрослые дети дарили своим маленьким родителям подарки. Ровесники или ровесницы называли их бабушкой или дедушкой, дети на это не обижались.

Отношения между детьми-ляксам. Дети -ляксам отличались друг от друга по возрастным особенностям -старшие, средние, младшие. И этот возрастной порядок связан с оленеводческими терминами, ухал, тэл, нарты полнота (комплект чего-то полного). В зимний период в нарты запрягалось по три оленя: олан первый или ведущий , кут лап средний , пелак ведомый , крайний . Летом в мужскую нарту запрягали пять оленей, в женскую - четыре. Если количество ляксам {тэл) переходило количество тэл,, то количество ляксам набиралось по второму набору. Следовательно, мальчиков -ляксам не три и пять, а шесть или десять человек. Детей - ляксам связывали с количеством оленей, обычно запрягаемых в нарту. Поэтому и родившихся детей - ляксам называли поочерёдно, как оленей в упряжке; первого ляксам называли ол,ын ведущий , второго - кутлдп средний (-ие) , третьего - пел.кке ведомый . Все вместе они назывались ухал. тэл, нарта, комплект (оленей) . Таких "комплектов Ч шссял/ у Если в маленькой девочке воскресала чья-то жена, то муж называл её ласкательными именами. Но это можно было редко услышать. Гораздо чаще - если чей-то муж воскресал в маленьком мальчике, то жена в нём души не чаяла - начинала с ним возиться, разговаривать. Называла его Никем мой муж , нявремцам ащи отец моих детей . Вместе с ляксам ребёнок как бы приобретал вторую семью, второй круг близких людей. Родственники, которые могли ляксаты, не вступали в брак друг с другом - указатель того, что родственные связи очень близки. Детей называли по ляксам человека, не прибегая к его собственному имени. Также называли по отношению к родственникам: эвие доченька , похие сыночек . Если в семье были старшие дети, то младшего называли ай от маленький тот , так возникали прозвища ом пул ики от ом пулие ""ома, сосать , то есть был самым маленьким в семье, последышем; ті эви младшая дочь , кутлрп средняя дочь . (Фото 14, 15). Необходимо обратиться к системе обозначения личности в традиционном хантыйском обществе. Об этом писали следующие авторы: Карьялайнен К.Ф. (Karjalainen K.F., 1913; 1921г., пер. на рус. яз.: Карьялайнен К.Ф., 1994), Соколова З.П. (1970, 1975, 1980, 1982), Лукина Н.В. (1979, 1997, 1998). Ханты к ближайшим родственникам обращались по термину родства. О человеке в третьем лице говорили, обозначая его тоже термином родства. Неродных, чужих людей называли ханмат. При конкретизации незнакомых людей выясняли родство, указывали его принадлежность к социальной группе, территориальную привязку, затем, при необходимости, его возрастной статус и, для большего уточнения, сведения о жене. Например, я рассказываю о моём родственнике, которого слушатель не знает. Вначале я говорю уртэм мамин младший брат , затем говорю щаквой ху малых гусей человек , затем exaifmau эл пы у лупы щаквой ху в верховье реки Сыни живущий малых гусей человек . Если выясняется, что там живут два брата, то добавляют ун ху старший брат . Для обозначения по жене говорили ут вош кур нэ тайты ху из селения ут вош кур жену имеющий . Кроме этой положительной характеристики, обозначающей того или иного человека, существовала и отрицательная. Про человека могли сказать, например, нюки мил, что в буквальном переводе обозначает как нюки капюшон (малицы) . Речь шла о человеке, у которого из-за болезни выпали все волосы, и голова стала лысой, как облезлая шкура. Такие обозначения являлись собственно кличками и считаются обидными. Присвоение клички, прозвища по-хантыйски выражается словом нэмтантыты, в основе которого лежит термин нэм. Присвоение клички считалось оскорблением, обращение по кличке являлось поводом для обид, ссор.

Предпохоронный период

Дух болезней - обитатель Нижнего мира, но в ночное время посещает людей; он имеет несметное количество посланников и сам может принимать их облик. Он иногда привязывается к совершенно определенному месту обитания, здесь ему приносили жертву в виде одежды из черной ткани и черной остроконечной шапки (Кулемзин В.М., 2000. С. 165).

Слово хинь не переводится на русский язык. Чтобы не произносить имя хинь, ханты называли его подставными именами: питы сахпи ики старик в черной шубе ; кур гщпи ики - старик подземного мира ; старик, находящийся под ногами. Местом постоянного нахождения хинь являлось одно из поселений на реке Сыне.

Помимо того, что хинь являлся всеобщим духом-богом, главным духом нижнего мира, его ханты реки Сыни относили и к семейным духам-охранителям. Старик подземного мира являлся личным духом женщины, хозяйки дома. Образ его хранили в женском углу. Передавали его по женской линии: от свекрови переходил в руки невестке. Кур ил,пи ики - старика подземного мира одевали в черный сах с остроконечным капюшоном. Полы саха запахивались справа налево и подпоясывали черным поясом, в который посередине завертывалась и завязывалась монета темного металла патар ох - медная монета. Для Старика подземного мира сах шили из черной ткани, сукна, но никогда не шили из какого-либо меха. Весной и осенью, иногда раз в год, этот дух получал в подарок черный сах с поясом. Ему приносили в жертву животных черных мастей. Он постоянно находился при своих хозяевах, его возили с собой, если вели кочевой образ жизни, и оставался на старом поселении, если хозяева оставались там жить.

Нижний мир тесно связан с пристанищем мёртвых и поэтому иногда получал соответствующее название - халр, турам мир покойника , мир мертвых . У В.М. Кулемзина читаем: "Исследователи уже давно обратили внимание на исключительное многообразие причин болезней и средств борьбы с ними в религиозных представлениях ханты» (Кулемзин В. М. 1984. С.117). К.Ф. Карьялайнен, посвятивший этому вопросу специальный раздел, писал: "Причины болезней и эпидемий у угров различны: они вызваны покойниками, местными духами, могут прийти из нижнего мира, есть божественные болезни. Но чаще их насылают духи болезней" (Karjalainen K.F., 1922. S. 324).

"Главная, можно сказать, почти единственная функция нижнего мира или его духов - насылать на людей светлой земли смерть и болезни. Средством для этого служат кража души человека, выполняемая одним из его помощников; кто таким образом потерял душу, непременно заболевает. Помощь может принести только шаман" (Карьялайнен К.Ф.1995.С.246).

В хантыйских поселениях имелись священные женские места - нэ порьщыты хар. Об этом пишет Соколова З.П., совершившая 1971, 1972гг с обской группой Северной экспедиции Института этнографии АН СССР исследования ханты, живущих вдоль Сыни (правый приток Оби). "Женские святыни мы исследовали в пос. Овгорт, Нимвошгорт, Витвошгорт, Оволингорт и Тильтим. Как правило, они находятся на краю селения у леса. Здесь на одной или нескольких березах висят предметы в жертву духам. Рядом с березами всегда был очаг, где женщины варили чай. Предварительно договорившись, группа женщин отправлялась к святыне, богато снабженной пищей, вином, лентами и кусочками ткани, деньгами и другими жертвенными реквизитами; брали и антропоморфную куклу ilta muvun iket" (Sokolowa Z.P. 1975. S. 391). Священные женские места посещали женщины весной, когда возвращались после зимних кочевий, и осенью, после возвращения с Оби, рыбной ловли. Каждая хозяйка приходила на священное место со своим стариком подземного мира - Кур илри ики. Этих духов усаживали под елью, при этом дух имел собственную шкуру-подстилку для сидения, чтобы "не сидеть" на снегу или на земле. Духов угощали пищей, вином, женщины обращались к ним с просьбами о здоровье домочадцев. Уходя домой, хозяйка уносила с собой своего Кур ил,пи ики. (Талигина Н. М. 2001. С.113-114).

С нижним миром ханты связывают и различные болезни.

Установление момента смерти. В мировоззрении северных ханты после смерти человек имеет несколько субстанций. Они различны по названиям, по временному продолжению существования, по своему воздействию на общество.

Первый уровень деления - на физическую сущность (тело) и нематериальную. Нематериальная субстанция называлась ис (Талигина Н.М., 1998.С. 43).

В хантыйском языке есть много слов, обозначающих понятие смерти человека. Слово сорм в переводе с хантыйского языка означает смерть. Сорма питас в смерть попал или смерть наступила , то есть человек попал в некую зону, пространство. Сорма/j лота питмем хорпи как будто попал в место смерти . Понятие сорм имеет локализованное место. Сораман ёхатса смерть за ним пришла . Сормал, ёхтас смерть (его) пришла [с болезнью, по старости] . Сормаї/ от имеющий смерть [человек] . Сормл7ы от не имеющий смерти [человек] . Сормем ёхтас моя смерть пришла . [Трагически, преждевременно погибший человек] - CopMaijnoma питас в место смерти попал . Парс кончился, умер [человек]. Парс: хатл, парс день кончился , сысл. парс время (его) кончилось .

Похожие диссертации на Обряды жизненного цикла в традиционной культуре сынских хантов