Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Способы диагностики, профилактики и лечения заболеваний в народной медицине русских омского прииртышья конца XIX-XX вв . 54
1.1. Диагностика и взгляды на этиологию заболеваний в среде русского населения Омского Прииртышья (конец XIX - XX вв.) 54
1.2. Система профилактических мер в народной медицине русских Омского Прииртышья конца XIX - XX вв . 71
1.3. Способы лечения заболеваний в народной медицине русских Омского Прииртышья (конец XIX - XX вв.) 89
ГЛАВА 2. Лечебные средства в народной медицине русских омского прииртышья конца XIX - XX вв . 142
2.1. Лекарственные растения и грибы 143
2.2. Средства и материалы животного и минерального происхождения 165
Заключение 192
Список использованных источников и литературы 196
- Система профилактических мер в народной медицине русских Омского Прииртышья конца XIX - XX вв
- Способы лечения заболеваний в народной медицине русских Омского Прииртышья (конец XIX - XX вв.)
- Лекарственные растения и грибы
- Средства и материалы животного и минерального происхождения
Введение к работе
Актуальность. В современной этнографии весьма остро стоит проблема изучения основных комплексов традиционной культуры русского населения Западной Сибири, являющаяся частью вопроса освоения культурного опыта и выявления условий, влияющих на данный процесс.
В целях более полного раскрытия обозначенных вопросов, по мнению многих этнографов, историков, культурологов и лингвистов, весьма перспективным направлением стало бы привлечение материалов по народной медицине. Исследование народно-медицинских знаний применительно к определенной этнической группе, проживающей в каком-либо регионе, позволит отразить опыт освоения локальной природной сферы и социальной среды, в том числе и механизм сохранения и передачи пласта традиционных знаний и норм. Это также даст возможность выявить взаимоотношения, складывающие на данной территории между различными группами и показать особенности определенной локальной культурной традиции.
В этом плане изучение народной медицины именно на территории Омского Прииртышья органично вписывается в современные этнографические исследования, т.к. данный регион является зоной позднего русского заселения и активных межгрупповых контактов, характеризующейся чересполосным проживанием представителей разнородных этнических групп. Здесь очень ярко прослеживаются отношения, складывающие в следующих плоскостях: русские старожилы - русские переселенцы; сибирские переселенцы (т.е. русское население, переселившееся на исследуемую территорию из других районов Сибири)—русские переселенцы из Европейской части России, а также русское население - нерусское население (прежде всего это представители аборигенного населения - татары и одной из многочисленных этнических групп - украинцы), привлекающие внимание исследователей в последнее время. Помимо этого, данная территория интересна еще и в силу неоднородности природно-климатических условий. Все эти аспекты очень ярко отражаются и в народной медицине, особенно в ее рациональной сфере.
Степень изученности темы. Исследование данной проблемы проходило в рамках этнографического изучения народной медицины русского населения Сибири в целом, которое было начато достаточно давно. Также необходимо отметить, что в большинстве случаев исследование указанной проблематики укладывалось в общие рамки развития этнографической науки, а также первоначально проводилось под большим влиянием государства.
В целом в процессе изучения народной медицины русских Омского Прииртышья можно выделить ряд периодов, тесно связанных с периодами исследования народной медицины русских в Сибири.
Одним из важнейших периодов можно считать вторую половину XIX -первую четверть XX в. Это было время бурного расцвета сибирских этнографических исследований, связанных с деятельностью научных этнографических обществ и с работой сибирских музеев и местных краеведов (в Восточной Сибири -Д.А. Клеменц, М.В. Кривошапкин, А.И. Кытманов, Н.М. Мартьянов, Я.П. Прейн, И.Ф. Черневский; в Западной Сибири -П.А Городцов, Н. Костров, Н.Л. Скалозубов, Н.М. Ядринцев). Именно в данный период появляются методические разработки по изучению народно-медицинских знаний русских сибиряков (Г. С. Виноградов, АА Макаренко, В.Н. Тенишев), а также обобщающие работы этнографов, посвященные народной медицине русскихв целом (В.Ф. Демич, Н.Ф. Высоцкий). Изыскания ведутся по двум основным направлениям - изучение свойств и представлений, связанных с лечебными средствами, главным образом, с лекарственными растениями, с одной стороны (В. Бондаренко, Н. Воло-китин, Н. Кириллов, А. Колчин, Н.П. Крылов, Е. Ляцкий, М.П. Овчинников, Д.Н. Ушаков, АА. Шустиков), и исследование всех составляющих народной медицины и их места в культуре русского населения Сибири — с другой (В.К. Андриевич, К.В. Гамолецкий, П.М. Головачев, И. Завалишин, И.Я. Не-клепаев, М. Петров, Г.М. Осокин, СП. Швецов).
Также с этого времени начинается непосредственное изучение народной медицины русских Омского Прииртышья. Первоначально оно велось силами местных краеведов, а также учителей и священников (М. Бекреев, Г. В-ков, А Истомин, Е. Ландышев, В. Муравейский, К. Недосеков, А. Ребрин, А. Яковлев). Основное внимание уделялось русскому населению северной части изучаемого региона. Тогда как южные и центральные районы оставались слабо изученными. Большую популярность получают сравнительные исследования, охватывающие взаимоотношения между старожилами и переселенцами (главным образом с восточнославянскими группами), и их влияние на народно-медицинские знания (И. Голошубин, Н. Городков, С. Кривенко, А. Морозов, Н.Г., И. Петров, Н. Петропавловский, Т. Савицкий, М. Угнивенко).
Следующий период охватывает время с 1926 г. до первой половины 1970-х гг. Одно из важнейших событий здесь - это появление официального этнографического издания—«Советской этнографии», отражающего новейшие тенденции в этнографии и находящегося под влиянием государства.
В Омском Прииртышье большую роль в исследовании народной медицины русских Омского Прииртышья начинает играть местный краеведческий
музей и Омский отдел Всесоюзного Географического общества. Его сотрудники проводят экспедиционные обследования по изучению быта русского населения Омской области (СИ. Акерблюм, Т.Н. Мыльникова, А.Ф. Пала-шенков, И.Н. Шухов). Однако, сбор материала проводится без достаточно проработанной методической базы. Результаты этих экспедиций нередко оседают в местных архивах.
В заключительный период (вторая половина 1970-х гг. по настоящее время) оформляется несколько подходов к исследованию народной медицины русских сибиряков, которые объединяет понимание народной медицины в качестве важной составляющей традиционно-бытовой культуры (И. И. Брех-ман, Ю.В. Бромлей, Я.В. Чеснов). В связи с этим появляются исследования, построенные на основе комплексного и системного подходов и освещающие связь народной медицины с некоторыми другими сферами традиционно-бытовой культуры русских сибиряков — жилищем, одеждой, пищей, а также с народными верованиями и календарными праздниками (М.М. Громыко, ТА Листова, Н.А. Миненко, Л.В. Островская, Н.Н. Покровский). Данное направление особенно активно развивается, начиная с первой половины 1990-х гг. в Новосибирском научном центре РАН и в Барнаульском государственном педагогическом университете (В. А. Зверев, А.Ю. Майни-чева, Е.Ф. Фурсова, О.Н. Шелегина, Т.К. Щеглова).
Что касается Омского Прииртышья, то необходимо отметить, что со второй половины XX в. изучение обозначенной проблематики начинает перемещаться в вузы, активно развиваясь в середине 1970-х гг., что было связано с открытием Омского государственного университета. В его стенах с начала 1980-х гг. усилиями сотрудников кафедры этнографии были развернуты полномасштабные этнографические и этносоциологичес-кие исследования русских Западной Сибири и Северного Казахстана, одним из направлений которых стал сбор материала по народной медицине.
В процессе развития источниковой базы, была также создана и методическая основа для сбора информации по исследуемому вопросу - программа по теме «Народные знания», где один из блоков затрагивал народную медицину (С.Ф. Татауров, С.С. Тихонов, Н.АТомилов, Л.М. Кадырова).
Помимо накопления материалов по народной медицине проводится работа и по их систематизации. Широко применяется комплексный подход, позволяющий рассматривать отдельные явления культуры в тесной взаимосвязи с общекультурными тенденциями (О.Н. Артемьева, Ю.А. Богдан, Е.В. Верпаховская М.А. Жигунова (Плахотнюк), Т.Н. Золотова, Л.М. Кадырова В.В. Реммлер, Т.Л. Царегородцева (Зверева), Т.П. Шаргородская).
Вторым таким центром исследований культуры русских в Омске стал Омский педагогический университет, в котором ведется очень активная работа по исследованию фольклора. Здесь в 1992 г. был создан Западносибирский (после 1995 г. -Сибирский) региональный вузовский центр по фольклору под руководством Т.Г. Леоновой. Благодаря его сотрудникам была накоплена огромная информационная база, содержащая в себе, в том числе, большое количество форм, используемых в лечебных процедурах - заговоров, молитв и т.д. Здесь также помимо сбора материала проводится его анализ (Т.Г. Леонова, ВА Москвина).
Сложившаяся историографическая ситуация предопределила понимание объектно-предметной сферы и цели нашего исследования.
Объектом исследования является народная медицина русских Омского Прииртышья.
В качестве предмета нашего исследования выступают традиционные черты, условия формирования и общие закономерности развития народно-медицинских знаний у русских Омского Прииртышья в конце XIX - XX вв.
Исходя из подобного понимания объектно-предметной области исследования, его основной целью должно стать выявление в структуре народной медицины русского населения Омского Прииртышья пласта общесибирских и общеславянских знаний, бытовавших в среде русских на протяжении конца XIX- ХХвв., на основе комплексного ее изучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Реконструировать комплекс народно-медицинских знаний русских Омского Прииртышья конца ХГХ—XX вв.
Выявить место народной медицины русского населения исследуемого региона в общесибирской традиции.
Определить факторы, влияющие на развитие данной сферы в среде русских Омского Прииртышья на всем протяжении изучаемого периода.
Территориальные границы исследования охватываюттерриторию современной Омской области, раньше входившую в состав Тарского и Тюка-линского уездов бывшей Тобольской губернии и частично Омского уезда (с 1897 г. - округов) бывшей Акмолинской области.
Хронологические рамки исследования обозначены периодом конца ХГХ -XX вв., что обусловлено информативными возможностями имеющихся источников, а также историческими условиями формирования и развития русского населения в регионе.
Источники. Основным источником для характеристики проблемы применительно к концу ХГХ — XX вв. являются этнографические полевые материалы, хранящиеся в фонде I (этнографические материалы) Музея археоло-
гии и этнографии ОмГУ Сбор информации по этой теме производился непрерывно натерритории Омской, Новосибирской, Тюменской, Томской областей, Северного Казахстана и Красноярского края, начиная с 1975 г., что дает возможность проследить динамику сбора полевых источников, его приоритетные направления. Автор работы принимал участие в сборе информации по теме исследования, ежегодно выезжая в этнографические экспедиции, начиная с 1997 г., первоначально в составе Татарского отряда (1997 г.), а затем в составе Русского отряда (2000-2004 гг.). Список информаторов, от которых автором был получен основной массив материала, вынесен в приложение 1.
В целом собранные материалы содержат широкую и разнообразную информацию по различным сферам народно-медицинских знаний, роли и деятельности врачевателей в средетакихгруппрусскихданного региона, как старообрядцы, старожилы, переселенцы и частично казачество. Однако следует отметить тематическую, временную и территориальную неравномерность имеющейся информации. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо ответственно подходить кданным, содержащимся в них, вводить элементы критики источника, привлекая данные, извлеченные из других источников.
Вторую группу источников составляют письменные источники, как опубликованные, так и неопубликованные. Среди них важное место занимают архивные материалы. В основном они содержатся в нескольких фондах Государственного архива Омской области (ГАОО) и позволяют составить представление о деятельности государства и правительства в области медицины, об отношении крестьян к профессиональным медикам и к народным врачевателям, о положении медицинского дела в Сибири в целом и в Тобольской губернии в частности (фонд 2 «Сибирский генерал-губернатор» (1803-1821 гг.), фонд 67 «Войсковое хозяйственное правление Сибирского казачьего войска» (1791-1889 гг.), фонд 12 «Тюкалинскийгородничий» (1824-1838 гг.)). Тем самым они освещаютряд причин распространения народно-медицинских знаний в среде русского населения Омского Прииртышья. Кроме того, в некоторых фондах можно обнаружить сведения о ряде лечебных средств и процедур, бытующих в среде русского (и нерусского) населения (фонд Р-1075 «Омский отдел Всесоюзного географического общества» (1917-1980 гг.), фонд Р-1074 «Омское общество краеведения» (1925-1937 гг.)). К сожалению, эти материалы составляют очень малый процент от общего количества документов, представленных в рассматриваемых нами фондах.
В числе опубликованных письменных источников важное место принадлежит официальным сибирским периодическим изданиям - «Тобольским губернским ведомостям», «Тобольским епархиальным ведомостям», «Ак-
молинским областным ведомостям» и «Омским епархиальным ведомостям», а также научным исследованиям, прямо или косвенно затрагивающие вопросы народной медицины.
Основная масса информации по рассматриваемой проблеме была получена в результате использования традиционных для этнографии методов опроса, а также вызванного и включенного наблюдения. При проведении исследований использовалась программа-опросник по народным знаниям, где один из разделов посвящен народной медицине. Для более комплексной характеристики некоторых аспектов народно-медицинских знаний, в частности, для рассмотрения профилактических и санитарно-гигиенических норм, были также использованы опросные листы по темам «Одежда», «Пища», «Хозяйство» и «Верования». Применение данных программ обусловило создание оригинальной источниковой базы. Необходимо также отметить, что исследования по указанным программам проводились как среди русских, так и у других групп Омского Прииртышья, что дает возможность использовать для сравнения разнородный материал, полученный в результате схожих исследовательских процедур.
Кроме того, для сбора и фиксации материала, связанного с иррациональными способами лечения нами применялся метод непосредственного наблюдения. Его использование было вполне оправданным и при изучении некоторых массажных и хирургических приемов.
В ходе рассмотрения накопленного материала мы применяли как общенаучные методы - анализ, синтез и научное описание, так и методы специально-дисциплинарные, главным образом, сравнительно-исторический. При этом сравнения наши затрагивали взаимоотношения, сложившиеся между русскими старожилами и переселенцами; между русским и нерусским населением Омского Прииртышья, а также между группами русских Омского Прииртышья и русским населением других сибирских регионов (Новосибирской, Северо-Казахстанской, Тюменской, Томской областей и Алтая).
Важной методологической основой исследования являются принцип системности, которому соответствуют и выработанные в этнографической науке подходы к определению такого понятия, как народная медицина, обозначившиеся с середины 1970-х гг. — исходя из ее включенности в традиционно-бытовую культуру (Ю.В. Бромлей) и с позиций теории информации (И.И. Брехман).
И.И. Брехман в своем докладе «Народная медицина в свете теории информации» охарактеризовал народную медицину в качестве удивительного примера тысячелетнего сохранения информации без центра ее хранения. По средствам вещественного закрепления информации он выделил три разновидности
медицины: народную (незакрепленную), традиционную (относительно закрепленную) и научную. Подобный подход сделал очень актуальными рассмотрение механизмов сохранения и передачи народно-медицинских знаний, отношений между больным и врачевателем, поставил вопрос о личности врачевателя. Однако его недостаток в том, что здесь не учитывается факт взаимообогащения народной и научной сфер медицины, границы между тремя выделенными сферами медицины обозначаются недостаточно четко и, кроме того, отсутствует внутренняя структура данных разновидностей медицины.
Представители другого подхода включают народную медицину в предметную область этнографической науки. Основоположником его стал Ю.В. Бромлей, охарактеризовавший народную медицину как важную часть традиционно-бытовой культуры и как один из элементов народных знаний. По его мнению, основной задачей исследователя в данной сфере должно было стать выявление взаимосвязей народной медицины с другими компонентами традиционно-бытовой культуры и обыденного сознания (верованиями, фольклором, материальной культурой и т.п. Данный подход обозначил положение народной медицины в культуре, выявил внутреннюю структуру народно-медицинскихзнаний, ихисточники и динамику развития. Кроме того, именно здесь было выдвинуто актуальное и по сей день предложение строить изучение народной медицины на основании комплексного и исторического принципов.
Несколько иная точка зрения была выдвинута позднее Я.В. Чесновым в связи с этнографическим изучением жизнедеятельности человека. Именно им была показана важная роль народной медицины в удовлетворении витальных потребностей традиционного общества. В связи с этим была выявлена большая важность сохранения здоровья и его ценность в данных обществах. При этом проблема здоровья рассматривалась под углом зрения жизнедеятельности. Подобный подход к определению сущности народной медицины включает в предметную сферу исследований вопрос об определении критерия здоровья и нездоровья, позволяет представить народно-медицинские знания в качестве комплекса средств по охране и поддержанию здоровья человека и общества. Важную роль в этом процессе играют диагностические, профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и нормы, которым исследователи уделяют большое внимание. Он актуален и по сей день, вероятно, потому, что в современных обществах здоровье по-прежнему имеет большую ценность.
Понимание народной медицины в качестве неотъемлемой части различных сфер традиционной культуры, на наш взгляд, позволяет проникнуть глубоко в суть данного явления и наиболее полно описать его.
Научная значимость данного исследования заключается в том, что данная работа является одной из первых попыток определить общее и особенное в народно-медицинских знаниях двух основных групп русского сибирского населения - старожилов и поздних переселенцев.
Для разрешения основных задач исследования был привлечен широкий круг источников, часть из которых была впервые введена в научных оборот.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть органично вплетены в специальные курсы для студентов вузов, посвященные этнографии и культуре русского населения Сибири. Фактический материал, содержащийся в исследовании, может быть востребован в научной работе.
Апробация. Результаты данной работы апробированы в докладах на научных конференциях различного уровня: 2 международных, 8 всероссийских и 2 молодежных. По теме исследования имеется 14 публикаций.
Система профилактических мер в народной медицине русских Омского Прииртышья конца XIX - XX вв
Также в это время проводились исследования культуры и быта отдельных групп русского населения Сибири, в которых освещались также и народно-медицинские знания и практики, бытующие в их среде. Особенно большой интерес у этнографов и историков в силу своей уникальности и замкнутости вызвали старообрядцы31.
В настоящее время важным направлением исследований является выявление традиционных соматических представлений русского крестьянства России и Сибири . Эта тема очень важна для более полного раскрытия изучаемой проблемы, т.к. она связана почти со всеми областями народной медицины. При ее изучении очень активно применяется комплексный подход, позволяющий обобщить накопленный в сфере медицины, этнографии и фольклористики материал.
Подобный подход используется в настоящее время и для характеристики народно-медицинских знаний русских Омского Прииртышья. Их этнографическое изучение, начатое в XIX в., органично вписывалось в канву общесибирских исследований.
Первоначально оно носило в основном фрагментарный характер. Исследованием данной проблематики в XIX в. - первой четверти XX в. занималась чаще всего местная интеллигенция, которая часто не имела непосредственного отношения к медицине. Активную деятельность в этом направлении вели сотрудники Западно-Сибирского отдела ИРГО, публиковавшие результаты своих работ в «Записках ЗСОИРГО».
Большой вклад в изучение рассматриваемых вопросов был внесен трудами местных ботаников - К. Гольде, В. Лебединского, М. Колоколова, Ю. Килломана, М.М. Сиязова , очерки которых позволяют проиллюстрировать в каких природных условиях развивалась народная медицина в изучаемом регионе. Кроме того, в них нередко содержалась информация о практическом использовании растений в лечебных целях. Данные работы были построены по тому же принципу, что и труды П.С. Палласа. В их структуре четко выделяется несколько элементов описания - ботаническое описание растения, характеристика ареала бытования, народные названия и способы использования. Именно перечисленные элементы делают их очень ценными для исследования одной из отраслей народной медицины - традиционной фитотерапии.
Некоторую информацию о жизни старожилов и переселенцев Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX в. можно почерпнуть из заметок путешественников, которые также регулярно появлялись в «Записках ЗСОИРГО». Нередко они описывали санитарное состояние посещаемых ими мест, взаимоотношения жителей друг с другом и с соседями, верования и какие-то необычные обряды из жизни населения данных местностей. Кроме того, часто они проводили сравнения с жизнью жителей других регионов, пытаясь выявить схожие и специфические черты34.
Также большая работа по изучению народно-медицинских знаний русских в XIX - начале XX в. была проведена местными священниками и учителями. Именно они часто выступали в роли местных врачевателей, аккумулируя в себе как народные знания и наблюдения, так и достижения современной им медицинской науки, которые они пытались внедрить в практику народной медицины. Описывая быт своих прихожан, они нередко обращались к проблемам распространения всевозможных заговоров, верований и народных способов лечения среди населения своих приходов. Причину их широкого использования они чаще всего видели в низкой степени религиозности и в бедственном состоянии с медицинским обслуживанием в регионе35.
Кроме того, данные слои были своеобразными проводниками государственной политики в исследуемой сфере. Особенно ярко их деятельность проявлялась во время всевозможных эпидемий. Священники нередко обращались к своим прихожанам с просьбами соблюдать элементарные санитарно-гигиенические правила, обращаться к врачам в случае возникновения эпидемий в деревне, пытались проводить борьбу с пьянством и т.д. На страницах таких периодических изданий, как «Омские епархиальные ведомости» и «Тобольские епархиальные ведомости», нередко проводились целые кампании по борьбе с рядом заболеваний: дифтеритом, холерой, чумой и т.п. Здесь рассказывалось об основных симптомах данных болезнях, об их этиологии, о способах их профилактики и лечения. Параллельно описывались народные средства и способы диагностики и лечения, многие из которых авторы использовали в своей деятельности36.
Активную деятельность по накоплению и дальнейшему анализу народно-медицинских знаний вели учителя. Их наблюдения очень важны для характеристики народной педиатрии практически всех групп восточнославянского населения Сибири37.
Со второй четверти XX в. начинается новый период изучения народной медицины русских Омского Прииртышья. В числе приоритетных направлений остаются исследования, проводимые ботаниками. Значимость изучения растительного покрова была обусловлена потребностями сельского хозяйства и промышленности. В этот период появляются работы В.Ф. Семёнова, В.И. Баранова, М.Д. Спиридонова, посвященные, с одной стороны, описанию растительности ряда районов области, а с другой - некоторым видам растительности. Также в это время публикуется полный конспект (список) флоры Омской области, создателем которого был Н.А. Плотников. Он собрал большой гербарный материал со всей территории Омской области и провел его систематизацию, проделав, таким образом, работу подобную той, что была выполнена П.Н. Крыловым.
Способы лечения заболеваний в народной медицине русских Омского Прииртышья (конец XIX - XX вв.)
Кровеносные сосуды нередко назывались жилами. Поэтому нарушения кровоснабжения и связанные с этим заболевания часто обозначали следующим образом - «жилы болят». Жилы, по народным представлениям, предназначались для того, чтобы носить кровь. Русское население Омского Прииртышья использовало общерусскую терминологию для обозначения крови. Она именовалась рудой (чаще всего в заговорах) и красками (или краской). Руда - это кровь, появляющаяся при кровотечениях и кровопусканиях, а краска - это месячные очищения женщин44. Распространенными здесь являются и представления о «дурной крови», которая рассматривалась в качестве причины многих заболеваний. От избытка «дурной крови» могли возникать головные и зубные боли, ломота в суставах и т.п. При этом данные воззрения очень сильно влияли и на лечебную сферу, т.к. при их лечении в целях избавления от «дурной крови», использовались либо кровопускания, либо лечение пиявками (считалось, что пиявки пьют лишнюю и дурную кровь и присасываются только к больному месту)45. В тесной связи с обозначенными воззрениями находилась характеристика всевозможных кровотечений и ран.
Что касается кардиологических заболеваний, то, вероятно, русское население Омского Прииртышья было знакомо с местоположением сердца и основной его функцией - обеспечением функционирования крови в организме. Основным симптомом нарушения работы сердца было так называемое «колотье» в месте его нахождения. Иногда кардиологические заболевания выражали следующими словами: «под ложечкой колет». По наблюдениям многих исследователей, русское население очень часто путало болезни сердца и желудочно-кишечные заболевания46. Связано это было с обозначенной выше диспропорцией в анатомо-физиологических представлениях русских.
Русские обладали определенными анатомическими знаниями, связанными с некоторыми особенностями строения черепа человека. В Тюкалинском районе Омской области нами была зафиксирована процедура определения наличия и степени тяжести сотрясения головного мозга. Ее применяли в случае сильных ударов, ушибов головы и т.п., которые сопровождались длительными головными болями.
Чтобы выявить сотрясение, необходимо было взять любую тесьму (лучше светлую), завязать ее вокруг головы больного так, чтобы узелок находился на затылке. Отметить на этой тесьме 4 зоны: у переносицы, за ушами и на затылке (здесь маркером служил узелок). Затем снять тесьму, не развязывая, и измерить участки между обозначенными зонами. Они должны были быть одинаковыми. Если эти участки не совпадали, то это служило основанием для определения направления смещения мозга - «крена сотрясения мозга», и степени тяжести сотрясения, т.е. чем больше была разница, тем сильнее было сотрясение. Аналогичная процедура отмечена и у русского населения с. Верх-Ики Маслянинского района Омской области47. Процедура эта не нова, ее фиксировал, например, Г.С. Виноградов у русских старожилов Восточной Сибири в начале XX в.48
Частично сведения о диагностике некоторых заболеваний, особенно связанных с иррациональной сферой, можно получить из текстов заговоров, бытовавших среди русского населения Омского Прииртышья. Сразу необходимо оговориться, что часто эти заговоры содержат лишь общие представления, относящиеся к более ранним периодам. Но их частое использование на практике свидетельствует о признании их действенности.
Очень неоднозначна трактовка такого заболевания, как волос. Исходя из текстов заговоров, он должен был сопровождаться постоянными ноющими болями внутри всего организма. Считалось, что волос изъедает кости и тело больного, выпивает его кровь и не дает ему спокою49. В Знаменском районе Омской области волос до настоящего времени рассматривается как заболевание ног, а не всего организма50. А у русского населения Новосибирской области встречается такая болезнь, как живой волос. Вот как объясняют его причины и симптомы жители с. Дубровка Маслянинского района: «Живой волос - это животное. Образуется от конского волоса. У него вырастает голова. Он длинный. Живет в воде, чаще застоявшейся (озерах, например), но есть и в реке. В воде его почти не видно. Он укусывает человека, но весь не впивается в него (не успевает). Головка остается в теле человека и начинает размножаться. Человек долго болеет, пока обнаружит. Место, куда он укусил, распухает, расширяется. Лишь тогда человек замечает, что его укусили. Тело гниет и вываливается кусками до кости. Очень долго заживает и после еще остается впадина»51.
В XIX в. схожие представления о волосе и волосатиках отмечены В.Ф. Демичем у русских Европейской части России, а также у малороссов52. Эти данные подтверждаются и исследованиями профессора медицины Н.Ф. Высоцкого, проведенными среди русского населения Европейской части России. Основой для возникновения подобных поверий, по его мнению, послужил способ лечения волосатика - так называемое «выливание волосатика». Проводилось оно следующим образом: необходимо было взять пригоршню печной золы чистой или с примесью различных вяжущих средств, например, с черемуховой мукой, положить ее в небольшую кадочку или ведро, залить кипящей водой и оставить стоять полученный «щелок» до тех пор, пока «тело его может терпеть».
Лекарственные растения и грибы
Среди русских в Тюменской области был зафиксирован другой, весьма своеобразный, способ лечения пупочной грыжи в зимнее время. Необходимо было выдолбить прорубь на реке, вытащить из проруби жука, затем посадить этого жука на грыжу ребенку. Считалось, что если жук укусит больное место, потом сам отпадет, то грыжа пройдет. Однако использовались здесь и традиционные способы лечения192.
При лечении большинства наружных заболеваний использовались как рациональные, так и иррациональные приемы, что было обусловлено неоднозначностью представлений об этиологии заболеваний.
Чирии лечили заговором. Этот заговор наговаривали на листики березового веника, которые потом прикладывали к чирьям. Также лечили их следующим способом: брали шкурку зайца, намыливали ее внутреннюю сторону и прикладывали к чирью. Через некоторое время он должен был «прорваться». Кроме того, по сведениям информаторов, от чирьев очень хорошо помогал печеный лук (Allium сера L.), который обмазывали хозяйственным мылом и прикладывали к чирью193. Основная цель этих приемов состояла в том, чтобы добиться «прорывания» чирья.
Лечение лишая также сочетало в себе рациональные и иррациональные приемы. Самым распространенным способом было применение растительных соков: калинового, например194, Казаки Северо-Казахстанской области использовали для этой цели сок молочая (Euphorbia maculate L.)195. Кроме того, применяли и такой метод, как «заговор на сучок». Вот что рассказала нам одна из жительниц с. Междуречье Тарского района Омской области про этот прием, которым владела ее бабушка: «Бабушка выбирала полено с сучками, потом водила ножом (любым) по сучку, после этого водила этим же ножом по телу, читая при этом молитву. Процедура повторялась 3 раза подряд. В целом же лечение длилось 3 дня»196.
Ожоги лечили специальной молитвой, которую наговаривали на воск, а потом этот воск прикладывали на холщовую тряпку, которую накладывали на ожог197. В Тюменской области для лечения ожогов применяли следующий заговор: «Бежала лиска из лесу. Не боялась лиска ни жару, ни пару, ни огня, ни пламя. А боялась лиска только Божьего слова. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь! Аминь! Аминь!». При чтении данного заговора обожженное место нужно было обводить пальцами по краю ожога и крестить (при этом пальцы находились в том же положении, что и при крестном знамении)198. Но чаще всего для лечения ожогов используются всевозможные животные масла, (в основном гусиное сало, в степных районах его иногда заменяли жиром сурков), которые накладывают на обожженное место199. В ряде мест применяется некое подобие мази, основой которой служит растительное масло. Так, например, казаки Северо-Казахстанской области использовали для лечения ожогов смесь, состоящую из растительного масла и козьего или овечьего помета (иногда этот помет пережигали). Такую же смесь, по сведениям А.И. Фоминой (Приложение 1), применяли русские и д. Ионино Усть-Ишимского района Омской области, и п. Горноправдинск Ханты-Мансийского автономного округа200.
Однако если причина заболевания была не совсем ясна, то от него избавляются в основном с помощью иррациональных способов.
Бородавки (шипицы) лечат следующим образом: берут нитку, завязывают на ней узелки и кладут под «пятку» двери в сырое место. Иногда нитку с завязанными на ней узелками (по количеству бородавок) закапывают в землю. Считается, что бородавка пройдет тогда, когда сгниет нитка . Существовал и другой способ избавления от бородавок. Для этого необходимо было на Пасху помазать бородавку пшеничной кутьей, затем выкинуть эту кутью под стол, чтобы ее съели собака или кошка. После этого бородавка проходила . Одна из жительниц п. Горноправдинск Ханты-Мансийского автономного округа А.И. Фомина рассказала о таком способе лечения бородавок, который она испытала на себе: я пришла к одной женщине - Катерине, которая умела «сводить бородавки» (прийти нужно было обязательно рано утром, пока она не начала топить печь), она взяла мочалку, протерла этой мочалкой мне руку, на которой были бородавки и бросила потом эту мочалку в только что затопленную печь, как только мочалка сгорела, бородавки тут же и сошли . В среде казачества Северо-Казахстанской области, чтобы «свести» бородавку нужно было на улице найти «головешку» (кусок обуглившегося дерева) или голик и потереть ей (или им) бородавку, при этом прочитав какой-то наговор (он, к сожалению, не нашел отражения в источниках). Считалось, что после проведения данной процедуры бородавка исчезнет204. Здесь был зафиксирован и рациональный способ избавления от бородавок. Для этого необходимо было как можно чаще смазывать бородавки крепким настоем полыни (Artemisia absinmium L.), либо прикладывать к ним свеженатертые антоновские яблоки205. Таким образом, мы видим, что основной принцип иррациональных приемов избавления от бородавок заключался в том, чтобы путем проведения определенных процедур перенести болезнь на какой-либо предмет, а затем дождаться пока этот предмет исчезнет (обязательно без участия больного).
Перенесение заболевания на какой-либо предмет было положено также в основу лечения желтухи русским населением с. Цингалы Ханты-Мансийского автономного округа. Одна из знаменитых врачевательниц в этой местности А.Ф. Редикульцева, по словам ее дочери Т.И. Фалькович (Приложение 1), лечила желтуху при помощи щуки. Сначала больного отправляли на рыбалку, где он обязательно должен был поймать щуку и принести эту рыбу живой к врачевателю. Агриппина Филипповна складывала щуку в ванну и что-то шептала над ней. Затем больного заставляли смотреть на эту рыбу, не отрываясь, пока щука не издохнет. Считалось, что болезнь переходит на рыбу и с ее смертью исчезает. Этому приему А.Ф. Редикульцева научилась у врачевательниц в Тобольске. Аналогичный способ был зафиксирован некоторыми исследователями и в других районах Сибири и России
Средства и материалы животного и минерального происхождения
В случае болезненных родов роженице давали пить отвар богородской травы - чабреца (Thymus serpyllum L.) или использовали ладан294. Один из священников Тобольской епархии описал в своей заметке средство, испытанное им при тяжелых родах в с. Бобровском Семипалатинского ведомства. Состояло оно в том, что роженице вливали в рот ложку елею, затем ложку горячей воды до тех пор, пока количество каждого из этих средств не достигло чайной чашки. После этого женщина смогла разрешиться от бремени. Правда, ребенок родился мертвым, но это, по словам автора, произошло оттого, что «первая повитуха ничего не понимала в родах, т.к. была очень молода»295. Иногда над рожавшей женщиной читали молитвы, «секрет которых знали только бабки-повитухи»296. Но чаще всего при тяжелых родах совершали ряд магических действий: распускали косу у роженицы, развязывали все узлы на ее одежде и т.д. В настоящее время эти процедуры не используются на практике.
Гинекологические способы лечения у русских Омского Прииртышья связаны в основном с менструальным периодом. В целом же лечение «женских болезней» осуществляется с помощью рациональных средств - употреблением средств растительного происхождения, среди которых важное место занимает ромашка (Matricaria chamomilla L. и Matricaria suaveolens Buchen.). Средства эти чаще всего использовались в виде отваров и настоек, которые употребляли внутрь. Иногда из этих отваров делали своеобразные тампоны, примочки, которые накладывали непосредственно на пораженное место. Что же касается заболеваний внутренних органов мочеполовой женской системы, то они в основном лечились с помощью массажа . Также к числу своеобразных методов лечения можно отнести традиции выхаживания недоношенных детей. Так, в Муромцевском районе, семимесячных детей клали в шапку из овчины и допаривали на печке . Существовал особый способ лечения и от начинающихся бельм. Нужно было в булке из кислого хлеба вырезать дно и положить ее на тарелку, на дно которой насыпали предварительно около двух чайных ложек сахара. Затем нужно было подождать пока «весь пар выйдет» и получившимися каплями капать в глаза 1 раз в день в течение двух недель .
Встречаются в источниках также единичные упоминания о способах лечения заболеваний, которые не сохранились до настоящего времени. Часто информаторы могут обозначить лишь средства, с помощью которых проводилось лечение, но не могут описать лечебную процедуру. Например, одна из жительниц д. Секменево Болынереченского района Омской области, сообщала о том, что ее свекровь, которая считалась в деревне знахаркой, при зубной боли брала конскую узду и лечилась удилами, а вот способа лечения она не помнит . Похожий способ был зафиксирован одним из исследователей начала XX в. в среде цыган Тобольской губернии, которые при зубной боли терли зубы конскими удилами, нашептывая что-то302. В этой связи очень интересна точка зрения Т. Гринцевича, который рассуждая о народной медицине в целом, предположил, что цыгане своей кочующей жизнью разносят много предрассудков от одного народа к другому303.
Кроме того, существовали и способы лечения, осуществляемые во время проведения коллективных обрядов. Использовались они, как правило, для избавления от многочисленных недугов (без четкой специализации по сфере применения). К их числу следует отнести применение икон, обладающих исцеляющей силой, обращения к покровителям и т.п. Наиболее ярко эти процедуры проявлялись во время крестных ходов, обозначая связь народной медицины и народного православия в общеславянском контексте. Так, например, в России, Малороссии, Славонии, Сербии в XIX в. во время церковных обрядов выносили образ святой Параскевы Пятницы, увешанный лентами, монетами, цветами и душистыми травами. Народ толпой теснился лобызать изображение, в надежде избавиться от разных недугов. Цветы и травы, украшавшие образ, хранились в церкви; отвар их давали пить безнадежным больным как верное лекарство304. В Тобольской епархии, по сведениям одного из священников Омского уезда, в конце XIX в. среди женщин существовал обьиай во время хода с иконами класть под иконы больных младенцев в надежде, что если над ними пронесут иконы, то они выздоровеют305. Г.С. Виноградов отмечал, что у русских старожилов Восточной Сибири существовало убеждение о целительной силе икон при лечении припадочных больных. Для избавления от своей болезни им необходимо было подползти под икону во время крестного хода306.
Таким образом, мы видим, что русским населением Омского Прииртышья в конце XIX - XX вв. использовались как рациональные, так и иррациональные лечебные приемы и средства. Нередко они выступали в тесной взаимосвязи. Применение того или иного способа лечения часто зависело от представлений об этиологии заболеваний. Среди иррациональных методов важное место занимали всевозможные манипуляции с водой, поэтому иногда отличные друг от друга по технологии проведения приемы получали одинаковые названия - например, «выливание на воск», с помощью которого избавлялись от испуга и от сглаза, и «выливание» волоса. Также широкую популярность приобрели такие способы лечения, как обрызгивание и умывание, которые применялись в основном при лечении от сглаза.