Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Магия и магические представления в традиционной семейной обрядности лезгинской группы народов Дагестана Гаджибекова Сонна Абдуллаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджибекова Сонна Абдуллаевна. Магия и магические представления в традиционной семейной обрядности лезгинской группы народов Дагестана : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Гаджибекова Сонна Абдуллаевна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН].- Махачкала, 2009.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-6/720

Введение к работе

Актуальность исследования В связи с глобальными социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, которые происходят в обществе в настоящее время, исследование специфики в формировании этнокультурных явлений в различных областях жизни общества становятся весьма актуальными В наибольшей степени этнокультурные особенности, этнопсихологические составляющие народов (в данном исследовании - лезгинской группы народов Южного Дагестана), национальный характер, проявляются именно в обрядовой культуре, которая находится в тесном взаимодействии с его духовностью и историей Наиболее презентативными и интересными, на наш взгляд являются обряды, связанные с семьей и семейным бытом

Именно эта область обрядовой культуры традиционно более интимна и консервативна и, соответственно, лучше сохранилась Чем зрелищнее, разветвленнее, сложнее обряд, тем больше в нем магического, дошедшего до нас с домонотеистической эпохи, когда магия и магические представления были практически основными составляющими религиозной и духовной культуры человечества

«В истории религии магические обряды и представления играли и играют в высшей степени важную роль Магия- одна из существенных, органических частей всякой религии, от самых ранних до самых поздних ее этапов Можно сказать больше самая важная для массы верующих, самая притягательная сторона той же христианской религии (как, вероятно, и всякой другой) заключается, прежде всего, именно в магическом значении ее обрядов»1.

Магические обряды и представления, уходящие корнями в глубокую древность сохранились, сосуществуя параллельно с официальной религией Этому способствовало сохранение в быту каждого народа многих архаических черт культур, генезис которых восходит к самым ранним ступеням общественного развития Магическиепредставления присутствовали практически во всех сферах жизни народов на раннем этапе их существования2 Со временем уровень их присутствия в жизни людей существенно трансформировался - магические представления, на наш взгляд, стали концентрироваться по большей части в областях, связанных с духовной жизнью людей Проявлялись они как непосредственно, так и опосредованно

Данное исследование, посвящено магии в семейной обрядности народов Южного Дагестана Тема многослойная, сложная с одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий, а с другой - дает свидетельство живучести магических представлений, в силу их явных проявлений и сегодня Разумеется, древние магические верования и обряды не сохранились в неизменном виде, они трансформировались под влиянием, с одной

  1. Токарев С А Ранние формы речигии М, 1990 С 404-405

  2. См Фрезер Золотая ветвь М , 1980

стороны, ислама, с другой - более ранних идей разного происхождения, проникавших вместе с новыми этническими элементами, приносившими с собой свои традиции Многие из этих магических представлений органично приспособились к представлениям мусульманской религии, и воспринимаются населением, как исконные элементы ислама Их присутствие в обрядовой культуре в наши дни вызывает потребность систематизировать фактический материал, определить генезис отдельных явлений этого комплекса верований

Их изучение позволит получить наиболее полную картину сохранившихся многие века представлений и вытекающей из них религиозной практики, даст возможность проследить связь отдельных компонентов народных верований между собой, и дать ключ к пониманию, как идеологии далекой древности, так и развивавшихся позже идей и обрядов, вошедших в религиозные системы, сложившиеся в классовом обществе3

Сравнительное изучение древних магических обрядов у группы народов, которые проживают в Южном Дагестане, имеет большое значение и для выяснения их древних этногенетических и культурных связей В какой-то мере они позволяют, хотя и весьма условно, датировать те или иные обряды, зафиксированные лишь в XIX-XX вв , установить единые корни комплекса обрядов семейного цикла, тесно связанного с определенными магическими воззрениями, дают возможность говорить о влиянии другого этноса или самостоятельной эволюции того или иного магического элемента в последующее время

В свете весьма неоднозначных, можно сказать противоречивых, современных процессов, когда семимильными шагами наступает мировых масштабов глобализация и народы Дагестана не являются сторонними наблюдателями - с одной стороны и ростом национального самосознания - с другой, с магией и магическими представлениями в самых различных областях жизни, в том числе и в семейной обрядности, возможны самые неожиданные метаморфозы В культуре многих народов, с коренным изменением мировоззрения, пережитки народных верований и основанных на них обрядов, ритуалов исчезают довольно быстро, поэтому в свете общих задач изучения истории культуры, в частности истории религии, они должны быть изучены прежде, чем они исчезнут или с ними произойдут предполагаемые превращения

В силу всего изложенного, мы пришли к заключению, что будет весьма актуальным и оправданным исследовать магию в семейной обрядности родственных по языку и связанных общностью происхождения народов Южного Дагестана - лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров и агулов в плане их этнокультурных взаимодействий на протяжении длительного времени

3 Сухарева О А Пережитки демоночогии и шаманства у равнинных таджиков//Дому-сульманские верования и обряды в Средней Азии М Наука, 1975 С 6

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основании обширного полевого материала и источников, выявить и проанализировать магические представления в семейной обрядности у лезгинской группы народов Южного Дагестана в условиях взаимовлияния и взаимообогащения По возможности выявить их исторические корни Для решения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи

  1. Дать полную картину религиозно-магических представлений в семейной обрядности народов Южного Дагестана и выявить основные элементы, характеризующие их самобытность

  2. Осветить магические обряды и обычаи в семейной обрядности народов Южного Дагестана в их взаимосвязи с этническими традициями

  3. Выделить своеобразие пережиточных категорий у каждого исследуемого народа в культурно-этническом аспекте, а также показать общее, повсеместное

  4. Провести по возможности широкие культурно-исторические параллели с соответствующими формами религиозных представлений у других народов Дагестана, Кавказа

Предполагается, что рассмотрение магических обрядов и обычаев в семейной обрядности народов Южного Дагестана в условиях взаимовлияния и взаимообогащения позволит нам заполнить пробел в изучении богатой духовной культуры этих народов

Целесообразность подобного подхода к изучению пережитков древних религиозных (мапіческих) приемов представляется очевидной как с точки зрения практической, так и теоретической, тк в известной мере открывает возможности для прогнозирования, а, следовательно, и управления определенными культурными процессами Кроме того, религиозно-магические элементы в семейной обрядности могут служить (в дополнение к другим материалам) своеобразным источником в исследовании этнической истории народов данного региона Все это в свою очередь повышает актуальность исследования

Научная новизна данной квалификационной работы состоит в том, что комплексное изучение магии в семейной обрядности народов Южного Дагестана не нашло должного освещения в дагестановедении Подобный подход в изучении магии и магических представлений можно рассматривать, как новое направление в исследовании отдельных элементов духовной культуры народов Данную работу можно рассматривать как первое исследование, посвященное специальному изучению религиозно-магических обрядов в семейной обрядности народов Южного Дагестана в плане их этнокультурных взаимодействий Кроме того, данная диссертация является первой попыткой сравнительного исследования магических представлений в обрядах семейно-бытового цикла у народов, связанных общностью происхождения.

Южный Дагестан представляет собой особый этнографический интерес и с точки зрения контактов культур Наиболее определенно линия культурных аналогий связывает народы Южного Дагестана с азербайджанским этносом (Дербентский, Хачмасский, Кусарский и др. районы)

В научный оборот вводится значительное количество нового материала, главным образом полевого Разрабатываемый в исследовании комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или мало-изу ченных проблем и значительно расширить сведения по этнографии народов не только Южного Дагестана В исследовании сделана попытка рассмотреть изучаемые параметры традиционной культуры народов Южного Дагестана, в общем комплексе этнографии народов Кавказа

Хронологические рамки исследования охватывают XIX- нач XX вв , хотя большинство описываемых магических обрядов возникли еще в эпоху возникновения ранних форм религии и сохранились и бытуют в трансформированном виде и в наши дни

Объектом исследования является магия и магические представления в традиционной семейной обрядности у народов Южного Дагестана (лезгин и народов лезгинской группы агулов, рутулов, табасаранцев и цахур)

Лезгины компактно проживают в Южном Дагестане в Ахтынском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Курахском, Докузпаринском, частично Дербентском, Рутульском, Хивском и Хасавюртовском, Кизляр-ском районах В пределах Азербайджана лезгины проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Исмаиллинском, Куткашенском и Кунахкентском районах Незначительное количество лезгин (около 50 тыс) дисперсно проживает в других регионах России, в СНГ и т д, хотя с 1989 г численность их в СНГ постепенно сокращается

По переписи 2002 г общая численность лезгин составляет в России -412 тыс человек, в том числе в пределах Дагестана - 336,7 тыс, в Азербайджане- 171,4 тыс4

Агулы проживают в южной части Дагестана в 20 населенных пунктах Агульского и Курахского районов Часть агулов в 1960-е годы XX столетия переселилась на равнину, в Дербентский и Каякентский районы По последней переписи в 2002 г их численность составляет 28,8 тыс человек В прошлом среди агулов были распространены лезгинский, азербайджанский языки

Рутульцы - занимают юго-западную часть Южного Дагестана Основная масса рутульцев живет компактно в Рутульском районе Республики Дагестан, два селения - Хнов и Борч - располагаются в долине р Ахты-чай в Ахтынском районе и четыре - в Республике Азербайджан Часть рутульцев проживает за пределами исконной территории в переселенческих селах

4 Здесь и далее статистические сведения Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г в Республике Дагестан Махачкала, 2004 С 1-15

Прикаспийской равнины, а также в городах Дагестана, России и СНГ По данным последней переписи 2002 года рутульцев насчитывается 30 тыс, из них - в Дагестане 24,3 тыс человек

Табасаранцы - один из относительно многочисленных народов Южного Дагестана, относящихся к лезгинской группе По переписи 2002 г их общая численность в пределах России - 132 тыс, в Республике Дагестан проживает- ПО тыс человек Проживают табасаранцы компактно на юго-востоке республики в двух административных районах Табасаранском и Хивском В советское время часть табасаранцев переселилась на равнину Табасаранского и Дербентского районов Более трети табасаранцев живут в городах республики

Цахуры - коренное население Южного Дагестана и Азербайджана Общая численность - 23,7 тыс человек Численность их по данным последней переписи в пределах Российской Федерации - 10,4 тыс человек (большая часть из которых проживает в Дагестане - 8,2 тыс), в Азербайджане их насчитывается-13,3 тыс человек

В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону Рутульского района (верховья р Самур), в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта (предгорные и равнинные селения в Закатальском, Кахском и Белоканском районах)

Историография вопроса Пережиточные явления ранних форм религии - главным образом магии и магических представлений в семейных обрядах отмечаются всеми исследователями (особенно советского периода)^

5 См Чурсин ГФ Свадебные обычаи аварцев//Бюл Кавк Ист-археол Института в Тифлисе 1928 №4, Он же Амутеты и талисманы Кавказских горцев//СМОМПК 1929 Вып 46, Круглое А П Культовые места Горного Дагестана/ЛСрат сообщ о докл и полевых исслед Ин-та истории материатыюй культуры 1946 Т 12, Никольская 3 А Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района//СЭ 1946 № 2, ее же Из истории сечейно-брачных отношений у аварцев в XIX в//КСИЭ, 1949 Вып 8, Гаджиева С Ш О семейных отношениях кумыков в ХГХ веке//УЗ ИИЯЛ ДагФ АН СССР Махачкала, 1952 Т IV, ее же Брак и свадебные обряды кумыков в XIX - нач ХХвв//Уч Зап ИИЯЛ 1959 же Семья и семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1967, ее же Семья и семейный быт дореволюционною Дагестана//Современная кутьтура и быт народов Дагестана М, 1971 С 153-166, ееже Очерки по истории семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX вв М, 1979, ее же Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв М , 1985, Алиев Б Г Брак и свадебные обряды даргинцев//СЭ 1953 №4, Сергеева ГА Брак и свадьба у народов Дагестана в ХГХ в КСИЭ М, 1959 Вып 32 , Магомедов РМ Легенды и факты Махачкала, 1963, Он же Новое время и старые обычаи Махачкала, 1966, Он же Дагестан Ист этюды Махачкала, 1975, Агашири-нова С С Свадебные обряды лезгин (XIX - начало XX вв )//УЗ ИИЯЛ, 1964 Т XII, Агларов М А Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в ХІХв //СЭ 1964 № 6, Бутатова А Г Свадьба лакцев в ХГХ-ХХ вв Махачкала, 1968. Она же О некоторых семейных и общественных обрядах народов Горного Дагестана в ХГХ - начале XX в, связанных с весенне-летним календарным циклом//Семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1980, Гаджиев Г Магия в свадебной обрядности народов Нагорного Дагестана//

Эти вопросы нашли отражение и в серии монографических исследований по народам Дагестана6

Одно из самых ранних сообщений о древних религиозных верованиях народов Дагестана содержатся в трудах античных авторов В частности, Страбон сообщает (І в до н э), что албанцы7 почитают Солнце, Луну и Зевса и описывает связанные с ними обряды8 Он же отмечает о существовании у албанцев представлений о загробной жизни В частности он пишет, что« Вместе с покойниками погребают и все их имущество »9 Ссылаясь на Страбона К Ган пишет о практиковавшихся у них (у албанцев - С Г) человеческих жертвоприношениях10

Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в Махачкала, 1986,, Лугуев С А Свадьба и свадебные обряды ахвахцев//Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в , Гаджиева С Ш Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в М, 1985 Алимова БМ Традиционные свадебные песни в современной свадьбе кайтаг-ских кумыков//Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане Махачкала, Даг ФАН СССР 1984 С 92-102, Ее же Брак и свадебные обряды в прошлом и настоящем Равнинный Дагестан Махачкала, 1989, Рагимова Б Р Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX-нач XX в Махачкала, 2001, и др

  1. См Гаджиева С Ш Кумыки Историко-этншрафическое исследование М, 1961, ее же Дагестанские терекеменцы XIX-начало XX вв М.1990, ее же Дагестанские азербайджанцы ХГХ - начало XX вв М, 1999, ее же Кумыки Историческое прошлое Кучьтура Быт Книга вторая Махачкала, 2005 С 174-189, Ихилов ММ Народности лезгинской группы Махачкала, 1967, Агларов М А Андийцы Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2002, Булатова А Г Лакцы Махачкала, 1971 изд 1, ее же Лакцы Махачкала, 2000, Алимова Б М Табасаранцы (XIX - нач XX вв) Историко-этнографическое исстедование Махачкала, 1992, ее же Ботлихцы XIX - начало XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1993 (в соавт с ДМ Магомедовым), ее же Годоберинцы Историко-эгнографическое исследование XIX - начало XX вв Махачкала, 1997 (в соавг с С А Лу-гуевым), ее же Кайтаги XIX - начало XX вв Историко-этнохрафическое исследование Махачкала, 1998, Лугуев С А Духовная культура народов Дагестана в XVII1-XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы) Махачкала, 1994 (в соавт с Б Б Булаговым), его же Бежтинцы в XIX - начале XX вв Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1994 (в соавт с ДМ Магомедовым), его же Дидойцы (цезы) Махачкала, 2000 (в соавг с ДМ Магомедовым), Мусаева М К Хваршины XIX-XX в Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1995, МусаевГМ-С Рутулы Историко-этнографическое исследование Махачкала, 1997, Исламмагомедов А И Аварцы Историко-этнографическое исследование XVIII - нач XX в Махачкала, 2002, Ризаханова М Ш Лезгины ХГХ - начало XX вв Историко-этнографическое исстедование Махачкала, 2005, и др

  2. К числу народов, входивших в Кавказскую Албанию, исследователи относят и дагестанцев См История Дагестана Т 1 М,1967

  3. См Страбон География в 17 книгах / Пер , статья и коммент Стратановского М , 1964 С 477

  4. Там же

  5. См Ган К Ф Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе//СМОМПК 1884 Вып 4 С 1-248, Он же Краткие известия древних писателей о Кавказе//СМОМПК

Краткие сведения о древних религиозных верованиях народов Дагестана мы встречаем у средневековых арабских авторов

Так, по сообщению Абу-Али Ахмед-ибн-Омар-ибн Русте (X в) отмечается, что в царстве Серир «все поклоняются сухой голове»11 Согласно данным Ибн Русте « Когда у них умрет кто-нибудь, то покойника кладут на носилки, вынося его на площадь, и оставляют его на носилках в течение трех дней По прошествии этого срока выезжают верхом жители города в латах и кольчугах и являются на площадь, они заносят над покойником, лежащим на носилках, свои копья и кружатся вокруг носилок, причем угрожают покойнику копьями, но не наносят ему удара»12 Сведения о вере дагестанцев в загробную жизнь содержат и описания арабского путешественника XII в ал-Гарнати В частности, он говорит о погребальном обряде зарихгеранцев (современных кубачинцах - прим автора)13

Для нас представляют определенный интерес сочинение Н Г Гербера, сведения И Галонифонтибуса и др |4

Что касается непосредственно народов Южного Дагестана, то интересующий нас материал содержится также в арабских источниках Так, например, арабский автор XII в Ал-Гарнати сообщает о древнем обряде, совершавшемся жителями Табасарана Речь здесь идет о паломничестве к мечу Масламы, хранимом в специально построенной для него в скале часовне " «Древний магический смысл производившихся здесь действий ко времени ал-Гарнати оказался забытым и обряд считался мусульманским» 16

У армянского автора М Каганкатваци имеются сведения о существовании в Приморском Дагестане обычаев поклонения деревьям 17

В последующем, вплоть до второй половины XIX в в источниках отсутствуют сведения, в которых говорилось бы о бытовании у народов Южного Дагестана древних верований Интересующий нас материал содержится в трудах российских ученых, военнослужащих, путешественников, чинов-

1882 Вып 2 С 18-44

11 Абу-Али Ахмед-ибн-Омар-нбн-Русте Из книги драгоценных камней //СМОМПК
1903 Вып 32 С 45

  1. Ибн Русте Указ соч С 49

  2. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (в 1131-1155 гг/Пубт О Г Большакова, Л Монгайта Л, 1971 С 51

  3. См Гербер И Г Известия о находящихся на Западной стороне Каспийского моря между Астраханью и рекой Курою народах и земіях и о их состоянии в 1728 // Сочинения и переводы к пользе и увесетению служащих СПб 1760, он же Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря 1728г//ИГЭД М, 1958, ГалонифонтибусН Сведения о народах Дагестана 1404г//Книга познания мира Баку, 1980 С 13-15 и др

  4. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати С 24-25

  5. Бутатов А О Пережитки домонотеических верований нароіов Дагестана в XIX - начале XX в Махачкала, 1990 С 13

  6. Каганкатваци М История агван СПб, 1861

ников Хотя эти сведения весьма фрагментарны и беглы, они представляют для нас большую ценность Среди этих авторов особо следует выделить сведения, сообщаемые Л Загурским о поездке Беккера по Южному Дагестану, где он очень красочно описывает праздник цветов в Ахтах и поклонение святому Пир Сулейману на горе Шалбуздаг18

Значителен вклад в изучаемую проблему местных дореволюционных авторов 19

Особую ценность для нашего исследования представляют труды Гасана-Эфенди Алкадари «Асари-Дагестан», в которой содержатся сведения и о народных нравах и обычаях, распространении ислама в Дагестане и др20

В своей работе мы постоянно обращались и к таким трудам как «Дербенд-наме», «Тарихи Дагестан», к изданиям «Сборник сведений о кавказских горцах», «Кавказский сборник» и др

В целом анализ литературы показывает, что накопленная определенная информация по данной проблеме, представляет для нас интерес в информативном плане Они фрагментарны, отрывочны и скудны.

Целенаправленное и планомерное изучение разных сторон жизни и быта народов Южного Дагестана относится уже к советскому периоду Первыми специальными статьями, посвященными религиозным воззрениям лезгин и связанным с ними обрядам, являются работы А Г Трофимовой21

Интересный и ценный для нас материал, освещающий те или иные древнейшие воззрения народов Южного Дагестана представлен в монографических исследованиях М М Ихилова и С С Агашириновой 22

В изучении истории народов Южного Дагестана неоценим вклад X X Ра-мазанова и А Р Шихсаидова. В их совместной работе «Очерки истории Южного Дагестана» систематизирован и проанализирован значительный материал по истории культуры и быта народов Южного Даіестана с древнейших времен до начала XX века23 Следует упомянуть и исследование ГН Любимовой и С О Хан-Магомедова «Народная архитектура Южного Дагестана»24

  1. ЗагурскийЛ Поездка г Беккера по Южному Дагестану//ССКГ Тифлис, 1876 Вып IX С 30-51

  2. МамедовА Ал-паб (лезгинское повсрье)//СМОМ ПК Тифчис, 1892 Вып ХИ С 145-146

  3. См Гасан-Эфенди Алкадари Асари-Дагестан Исторические сведения о Дагестане Махачкала, 1929

  4. Трофимова А Г Обряды и празднества лезгин, связанные с народным календарем//СЭ 1961 \»1 С 143-148, ее же Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и со шца у народов Южного Дагестана//Азерб этногр сборник Баку, 1966 Вып 11 С 9-11

  1. ИхиловММ Народности лезгинской группы Махачкала, 1967, Агаширшюва С С Материальная куїьтура лезгин М , 1978

  2. Рачазанов X X , Шихсаидов А Р Очерки истории Южного Дагестана Махачкала, 1964

  3. Любимова ГН , Хан-Маюмедов СО Народная архитектура Южного Дагестана М, 1956

Сведения о ранних формах религии, а именно они отражаются в магических представлениях и проявлениях магии в семейных обрядах народов Южного Дагестана, содержатся и в других монографических исследованиях и статьях дагестанских и российских этнографов, некоторые из них мы называли выше25

Сведения о различных верованиях народов Дагестана и в том числе у народов Южного Дагестана содержатся в монографии А О Булатова26

К материалам об исследуемой нами теме примыкают исследования профессора С Ш Гаджиевой27 В ее работах хорошо представлена и наша тема В нашем исследовании, посвященном народам Южного Дагестана, материалы по верованиям других народов используются для сравнения

Также были нами учтены при написании данной работы материаты Л Н Панек, Б Буткевича, Н Т Попова, Л И Лаврова, Т Титовой, А В ПаНаша работа не могла бы состояться без исследований ГА Гаджиева28 Все его ра-

  1. См Сергеева ГА Брак и свадьба у народов Дагестана в XIX в , Агаширинова С С Свадебные обряды тезгин (XIX - начало XX вв ), М М Ихилов Табасаранцы// Народы Дагестана М.1955 С 179-191, его же Табасараны//Народы Кавказа М.1960 С 520-528, его же Семья и быт табасаранцев в конце XIX - начале XX вв // Уч зап ИИЯЛДагфил АН СССР Т IX Махачкала, 1961 С 216-236, См Алимова Б М Табасаранцы XIX - начало XX в, ее же Наряжение фруктового «деревца» в похоронном обряде табасаранцев (XIX - начале XX в) Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 1982-1983 гг Махачкала, 1984 С 22-23, ее же Брак и свадебные обычаи у табасаранцев в XIX - нач XX вв // Брак и свадебные обряды у народов Дагестана Махачкала, 1986, ее же Некоторые представления табасаранцев о народном календаре // Календарь и календарные обряды народов Дагестана Махачкала, 1987, ее же Общественные праздники и обряды у табасаранцев// Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX - нач XX в Махачкала, 1987 С 93-103, Алимова БМ , Бутатов Б Б СефербековРИ Из истории духовной кутьтуры табасаранцев Махачкала, 2000, Бутатов Б Б Гашимов М Ф Сефербеков РИ Быт и кутьту-ра табасаранцев в ХІХ-ХХ веках Махачкала, 2004, Рагимова Б Р Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - нач XX в , Курбанов К Э Брак и свадебные обряды цахуров в XIX - начале XX века// Вопросы истории и этнографии Дагестана Махачкала, 1974 Вып V С 131-150, Ризаханова МШ Лезгины XIX - начало XX вв историко-этнографическое исследование, она же Бытовая кутьтура лезгин 20-90-е годы XX в Махачкала, 2008 и др

  2. Буїатов А О Пережитки дочонотеистических верований народов Дагестана в XIX -начале XX в

  3. Гаджиева СШ Семья и семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1967, ее же Семья и семейный быт доревотюционного Дагестана// Современная культура и быт народов Дагестана М , 1971 С 153-166, ее же Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в М , 1985 и др

  4. См ГаджиевГА Культприродыиобряды.связанныеспроизводственно-хозяйственной деятельности лезгин в прошлом // Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана Махачкала, 1977 С 118-134, его же Верования лезгин, связанные с животными//СЭ, 1977 Л'»3 С 117-124,егоже Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин//Семейный быт народов Дагестана Махачкала, 1980 С 29-46, его же Мифические персонажи и их названия у лезгин//Отраслевая лексика дагестанских языков Ма-

боты отличаются достоверностью, основательностью и информативностью Его работы замечательны тем, что в них в научный оборот впервые введено большое количество нового, весьма репрезентативного материала.

Следует особо отметить и защищенную в 1977 г кандидатскую диссертацию Г.А Гаджиева, посвященную доисламским верованиям лезгин29

Таким образом, произведенный выше обзор литературы дает возможность судить о состоянии изученности проблемы Хотя определенный прогресс в изучении древних верований народов в советский период и наблюдался - они освещались в работах общего характера или пограничной тематики, в статьях, докладах Магия, магические представления и обрядовая культура с ними связанная в отдельно взятой области жизни, в частности в семейной обрядности, до сих пор остаются еще не исследованными как в рамках отдельно взятого народа, так и всего Дагестана

Кроме того, нет ни одной обобщающей работы, разносторонне исследующей проблемы у группы родственных народов вообще и в частности народов лезгинской группы, культура которых имеет национальное своеобразие, некую этнокультурную специфичность, которая представляет особой этнографический интерес с точки зрения контактов двух культур - дагестанской и азербайджанской

Таким образом, в нашем распоряжении нет сколько-нибудь полного совокупного исследования тех аспектов темы, которые избраны нами для исследования На наш взгляд, только комплексное исследование пережитков тех или иных магических верований сохранившихся у разных народов и в совокупности у всех народов Южного Дагестана даст нам возможность восстановить более или менее полно их первоначальный облик, а также вскрыть генезис некоторых древних религиозных представлений Сравнительный анализ дает нам возможность проследить с одной стороны определенное единство, общность магических представлений у исследуемых народов, с другой - специфичность отдельных элементов верований у каждого народа, придающие им особую этничность И, наконец, древние верования и обряды не сохранились в неизменном виде, они трансформировались под влиянием развитых религиозных систем Эти процессы наложили свой отпечаток на народные верования

Методы и формы сбора информации. Основным источником для написания настоящего исследования послужили полевые этнографические

хачкала, 1984 С 82-93, его же Магия в свадебной обрядности народов нагорного Дагеста-на//Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в С 96 - 11L, ею же Рудименты магических представлений в непроизводственной сфере лезгин//Вопросы общественного быта народов Дагестана в ХГХ - начале XX в С 141-154, его же Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана М, 1991 и др 29 ГаджиевГА Доисламские верования лезгин (по материалам Самурской долины) Ав-

тореф дисс канд исг наук М, 1977

материалы, собранные диссертантом в 2000-2008 гг в районах проживания лезгин, агулов, рутулов, цахуров, табасаранцев

Материалы, относящиеся к магическим обрядам в традиционной семейной обрядности, изучались нами параллельно с материалами, характеризующими новые семейные обряды и традиции народов Южного Дагестана Это позволило нам проанализировать состояние семейной обрядности и выявить проявления пережиточных категорий, которые у различных народов определяются культурно-этнической характеристикой носителя того или иного комплекса магических представлений В этой связи специальному изучению подверглись те факторы, которые способствуют сохранению, изменению или исчезновению тех или иных религиозно-магических представлений или их отдельных элементов

Сбор материала проводился методом этнографического опроса старожилов Материал, который собирался путем интервью, проверялся путем перекрестного опроса разных информаторов, в разных районах и в нескольких населенных пунктах Подобный подход к сбору полевого материала обеспечивает, как правило, проверку и контроль достоверности информации

В результате, обследованием было охвачено 37 сельских населенных пунктов (из них 2 города и 1 поселок городского типа) в 8-ми административных районах РД

Для сбора сравнительного материала мы побывали в г Дербенте и Дербентском районе, пользовались изданными монографиями, статьями о других народах Дагестана, Кавказа и др

При сборе полевого материала в качестве информаторов отбирались старожилы исследуемых сел и городов (см список информаторов в приложении к диссертации)

Методологическая основа данной квалификационной работы базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды С А. Токарева, И К Крывелева, Ю И Семенова, А Ф Анисимова, А Ф Сухова, В Н Басилова, О А Сухаревой, А Г Булатовой, А О Булатова, С Ш Гаджиевой, С С Агашириновой, ГА Гаджиева, Н.П Лобачевой и др.

Практическая значимость диссертации Полевой материал, обнаруженный в процессе исследования и внедрение некоторых красочных забытых семейно-бытовых обрядов, в которых наиболее презентативно показано наличие традиционных магических представлений, позволят расширить возможности обрядовой культуры народов Южного Дагестана

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов, при публикации статей и монографий по этнографии народов Дагестана

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе этнографии Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН и на Ученом совете Института. Основные ее положения отражены в опубликованных научных статьях.

Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений, списка информаторов и специального приложения

Похожие диссертации на Магия и магические представления в традиционной семейной обрядности лезгинской группы народов Дагестана