Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Дьяченко Владимир Иванович

Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв.
<
Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дьяченко Владимир Иванович. Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв. : ил РГБ ОД 61:85-7/531

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. Заселение якутами южных районов Восточной Сибири, Приамурья и юга Охотского побережья .

1 . Освоение юго-западных районов Ленского края 26

2. Проникновение в Приамурье 41

3.Заселение Аяно-Майского района 51

II Глава . Этнокультурные связи южных групп якутов.

I . Взаимоотношения с эвенкийским и русским населением в юго-западных районах Якутии 59

2. Этнокультурные связи якутов с этносшли Приамурья 73

3. Якутско-эвенкийские связи в Аяно-Майском районе 84

III Глава. Хозяйство южных групп якутов /конец XIX - начало XX вв./

$ I. Животноводство 93

2. Земледелие 123

3. Охота 140

4. Рыболовство 156

5. Поселения и жилище 168

Заключение * 187

Карты 194

Использованная литература 197

Список сокращений 209

Введение к работе

І. Тема и значение исследования.

Якуты составляют коренное население Якутской АССР, одной из самых больших по площади республик Советского Союза ( /7 общей площади СССР). Их расселение по территории республики крайне неравномерно. Около девяти десятых населения сосредоточено в центральных районах - в бывших Якутском и Вилюйском округах. Это две основные группы якутов, где "сложился наиболее типичный, чисто якутский быт"1, который лучше всего изучен исследователями. Под воздействием исторических событий, связанных с вхождением Ленского края в состав Русского государства и в результате хозяйственного освоения новых территорий отдельные группы якутов оказались разбросанными на огромной площади, расселившись "островками" от Таймыра до Охотского побережья и от берегов Северного Ледовитого океана до Приамурья. Это обстоятельство обусловило те различия в культуре разных групп якутского населения, которые отмечали многие исследователи и что было отражено в одном из отчетов Комиссии Академии наук за 1928-29 годы: "Как ни однообразна может показаться на первый взгляд Якутия, но на самом деле в быте ее населения при внимательном наблюдении открываются большие различия и в материальных условиях жизни и в нравах населения, смотря по близости или удаленности того или иного района от центров, смотря по большей или меньшей смешанности жи-

телей по их крови с русскими или тунгусами и т.п." .

1 Народы Сибири. М.-Л., 1956, с.268.

2 ААН, ф.47, оп.І, В 138, л.186.

Объектом исследования в данной работе являются именно такие группы якутов, которые в процессе исторического развития якутского этноса отделились от основного ядра их проживания и расселились в юго-западных районах Ленского края, на юге Охотского побережья и в Приамурье. В связи с этим возникают задачи изучить причины их миграций, характер взаимоотношений с иноэтнической средой, определить хозяйственную специфику, где наряду с исконными занятиями можно выявить новые для якутов формы природопользования, возникшие у них под влиянием этнокультурных связей с другими этносами.

Как известно, якутское население Ленского края издавна вело комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство, охота и рыболовство. Преобладание одной из этих отраслей в хозяйстве якутов, возникшее под влиянием многих причин, обусловленных естественно-географическими и социально-экономическими предпосылками, привело к образованию нескольких этнографических групп якутского этноса, - неодинаковых по численности, занимаемой площади и различающихся по способам ведения хозяйства: вилюйская, верхоянская, колымская, олекмин-ская и северная группа якутов-оленеводов.

Относительно якутов, проживающих на территории бывшего Олекминского округа, можно с достаточной уверенностью утверждать, что эта группа в ходе хозяйственного развития и под воздействием длительных контактов с русским населением приобрела те "отдельные специфические элементы культуры"1, которые и позволяют рассматривать ее как этнографическую группу якутов. Выделение олешлинских якутов среди остального якутского населения края уже проводилось как дореволюционными,

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983, с.84.

так и современными исследователями , однако специального рассмотрения этой группы еще не проводилось. Говоря об этой группе якутского этноса и употребляя в работе название "олекмин-ские якуты", автор имеет в виду не все население Олекминско-го округа, а именно тех якутов, которые проживали в прилен-ских районах центральной части округа. Благодаря освоению ими земледелия, которое оказало решающее влияние на их дальнейшее хозяйственно-культурное развитие, можно рассматривать олекминских якутов как этнографическую группу.

Несколько более трудным является выделение других южных групп якутов, в частности, проживавших на территориях современных Аяно-Майского, Тутуро-Чумиканского районов Хабаровского края и в Приамурье. Вся сложность заключается в том, что якуты в этих районах были сравнительно немногочисленны и в силу подвижного образа жизни их некоторой части расселены довольно широко, - "островками", располагающимися в тунгусо-язычной среде. По переписи населения 1926/27 гг., только в районах Дальневосточного края (границы современной Амурской области и частично Хабаровского края) они проживали на территориях существовавших в то время Верхнєселемджинского, Верх-небуреинского, Амуро-тунгусского, Никнеамурского гилякского национальных районов. Так что четко определить места их расселения довольно трудно. Тем не менее никак нельзя игнорировать факт влияния якутов на коренное население этих районов и в первую очередь на эвенков, что также нашло отражение в работе.

Объектом внимания могут служить и некоторые другие нема-

1 Серошевский В.Л. Якуты. СПб., 1896, т.1, с.214; іур-вич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М.,1977, с.5, 237.

ловажные и в настоящее время актуальные вопросы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой теме. В частности, весьма интересной является проблема этнокультурных связей на территории Восточной Сибири. В недавно опубликованной коллектив-

ной монографии "Этническая история народов Севера" особое внимание уделено изменениям численности местного населения, языковым и этнокультурным процессам, взаимоотношениям между контактирующими этносами с ХЗГІ века до начала нашего столетия. При этом значительное место уделено выявлению причин и факторов, оказывавших влияние на ход этнических процессов. В данном русле предлагаемая работа может существенно дополнить материал, раскрывающий взаимоотношения якутов и эвенков на юге Охотского побережья и в Приамурье, а также якутов юго-западных районов Якутского края - с одной стороны и эвенков и русских крестьян - с другой. Такой анализ позволит более полно проследить воздействие социально-экономических явлений на развитие хозяйства и культуры населения контактирующих групп. В то же время исследование поможет обнаружить глубокие корни тех связей во взаимоотношениях русских, якутов и эвенков, которые начали складываться издавна, а теперь, на новой социально-политической основе, привели к содружеству социалистических наций и народностей. В этом заключается и новизна работы, ибо взаимоотношения представителей данных этносов в этих регионах, также как и проникновение якутов далеко на юг, за пределы проживания основной массы своего Населения не являлось до настоящего времени предметом специального исследования.

При ознакомлении с диссертацией могут возникнуть некото-

х Этническая история народов Севера. М., 1982.

рые вопросы. В частности, почему олекминские якуты рассматриваются вместе с группами якутов, резко отличающихся по хозяйству и численности и правомочно ли вообще рассмотрение этих групп вместе в данной работе, учитывая то обстоятельство, что якуты-олекминцы в конце прошлого столетия резко отличались в хозяйственно-культурном отношении не только от якутов центральных районов Ленского края, и даже проживающих в том же Олекминском округе, но только в горнотаежных районах, но и от тех небольших по численности групп, которые расселились за пределы собственно Якутии.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что выделение южных групп якутов является в достаточной степени условным и проводится на основе географических признаков их расселения. То есть рассматриваются те группы якутов, которые проживали южнее основной массы населения, а их хозяйственное развитие рассматривается под утлом историко-культурных связей. Именно эти группы якутов наиболее интенсивно вступали в тесные взаимоотношения с представителями других этносов, оказав сильнейшее влияние на культуру русских и эвенков рассматриваемых районов и сами испытав значительное воздействие последних.

Неравноценность имеющегося фактического материала при написании данной работы обусловила то обстоятельство, что описание хозяйственных особенностей всех групп якутов дается в одной главе. Однако, приводя сведения по той или иной отрасли хозяйства, в тех местах, где это необходимо, обязательно указываются районы распространения тех или иных явлений, бытовавших в рассматриваемый период времени.

2. Характеристика источников.

Якутской этнографии в дореволюционной и советской литературе посвящено много исследований, - как коротких сообщений, путевых заметок и статей, так и специальных монографий. Основные усилия по изучению этнографии якутов, их локальных подразделений дореволюционными и советскими исследователями были направлены в основном на центральную, наиболее многочисленную группу населения, а также на вилюйскую, верхоянскую и северную (якутов-оленеводов).

Опубликованные труды по истории и этнографии различных этнографических групп якутского народа подчеркивают факт, что несмотря на то, что якуты обладают давно сформировавшейся, в целом монолитной культурой, - со своим языком, специфическим бытом и самосознанием, отдельные группы якутов имеют культурные особенности, которые возникли у них в результате сложного процесса адаптации к периферийным областям Ленского края и под воздействием этнокультурных связей с другими этносами. Такие особенности имеют и южные группы якутов, пропивающие в прошлом столетии на территориях бывших Олекминско-го округа Якутской области, Киренского уезда Иркутской губернии, а также продвинувшиеся в процессе исторического развития этноса в Приамурье, на юг Охотского побережья, и которые еще не привлекали внимания исследователей.

* Серошевский В.Л. Указ. соч.; Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887, т.ІІ-ІІІ; Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969; Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.

Первые сведения о расселении и хозяйственной деятельности якутов верхнего течения Леш связаны с деятельностью РОССИЙСКОЙ Академии наук.

В 1733-1744 годах в Восточной Сибири работала Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга, одной из задач которой являлось изучение географии, обычаев и обрядов различных народов, в том числе и якутов. Г.Ф. Миллер, фактический руководитель академического отряда, одним из первых историков поставил вопрос о прением расселении якутов. Справедливо отметив влияние географической среды на расселение скотоводов, он подчеркнул, что "только близ Олекмы и там, где теперь стоит Якутск, мошю найти по берегам обширные луговые пространства, которые показались беглецам пригодными для поселения, и там они на самом деле основались"1.

Другой участник экспедиции И.Е. Фишер, ссылаясь на якутские предания, отмечал, что "сперва якуты поселились около

р Олекмы и Якуцка, а после далее распространились" . Однако далее историк писал: "Догадка, что прежде сего бунта (восстание якутов в 1635 году - Д.В.) якуты ни у Вилюя, ниже у Олекмы, ниже в нижних местах р. Лены не жили, конечно, основательна";

Некоторые сведения для изучения охотничьих промыслов населения Южной Якутии были получены благодаря деятельности одного из участников Второй Камчатской экспедиции СП. Крашенинникова, известного, главным образом, по знаменитому исследованию коренного населения Камчатки, в заметке "О соболином промысле" СП. Крашенинников обобщил свои наблюдения и материалы,

Миллер Г.Ф. История Сибири. МгЛ., 1937, т.1, с.183. Фишер И.Е. Сибирская история. СПб., 1774, с.67. Там же, с.368-369, примеч.

собранные у русских промышленников и якутов, которые охотились в верховьях Лены и районах, прилегающих к Байкалу и описал не только работу артели русских промышленников, их орудия и способы охоты, но и организацию промысла у якутов, отмечая при этом, что "соболиный промысел у иноземческих народов от про-мыслу русских людей малым чем отличен, токмо что не столько приготовления требует, а многие я суеверия происходящие от их язычества к оному присовокуплены" .

В 1842-1845 годах Академией наук была организована Сибирская экспедиция под руководством А.Ф. Миддендорфа, которая явилась одним из крупнейших исследований по изучению Восточной Сибири в то время. Шршрут экспедиции пролегал через Туру-ханск, Таймырский полуостров и Якутск, после чего участники экспедиции добрались до Охотского моря и далее, поднявшись по р. Тугур и притокам Зеи, вышли к Амуру.

Материал,собранный А.Ф. Миддендорфом, был огромным и обрабатывался в течение 30 лет, результатом чего явился знамени-тый труд "Путешествие на север и восток Сибири"*. В своем "Путешествии" исследователь приводит ценные сведения по этнографии Восточной Сибири, в том числе и о якутах. Несомненный интерес представляют сообщения А.Ф. Миддендорфа о якутах, поселившихся в районе Удского острога, которые промышляли на Шан-тарских островах и торговали с эвенками в Амурском крае. Здесь же им было опубликовано несколько документов из архивов Удского острожка, по которым можно судить о роли якутских купцов в

1 Крашенинников СП. Описание земли Камчатки. М.-Л., 1949,

с.685.

с Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири.

СПб., 1860-1878, ч.І-ІІ.

этом регионе. Переоценить эти сведения трудно, а самого А.Ф.Мид-дендорфа следует считать в известном смысле одним из первых (если не первым) исследователей, который не только затронул вопрос о якутских поселениях далеко за пределами Центральной Якутии - основного места их расселения, но и обратил внимание на историко-этнографические и культурные связи якутов и эвенков.

Некоторые сведения о якутах, торговавших,по р. Амгуни, встречаются в записях Н.К. Бошняка - одного из участников экспедиции Г.И. Невельского в 1848-1855 годов, которая явилась выдающимся событием в истории освоения Россией Дальнего Востока. В частности у него упоминаются якуты, которые проживали совместно с негидальцами в урочище Бурукан (Приамурье).

В 1854 году Академия наук снарядила этнографическую экспедицию в низовья Амура во главе с Л. И. Шренком, задачей которой являлось определение границ распространения народностей Приамурья. Подтверждая сведения А.Ф. Миддендорфа и Н.К. Бошняка о якутах, проживающих здесь, Л.И. Шренк сделал несколько собственных замечаний по поводу их занятий и быта, отмечая

при этом значительную роль якутских купцов в Приамурском крае.

Основное же научное значение его работы состоит в этнографическом описании нивхов, особенно их хозяйства и материальной культуры, а также в сравнительно-этнографической характеристике других этносов этого региона.

0 якутах-торговцах, постоянно кочующих в верховьях Учура,
писал А. Павловский, командированный туда в 1857 году для сбора

1 Бошняк Н.К. Экспедиция в При-Амурском крае. - Морской

сборник. 1859, г. XXXIX, й 2.

Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. СПб., т.1-3,

1883-1903.

ясака с эвенков . Он впервые подробно описал Учурскую ярмарку, существующую еще с восемнадцатого столетия и указал на некоторые ярмарки в Удском крае, где постоянно торговали якутские купцы.

В 80-х годах XIX века в Амурской области в пятимесячной командировке находился К.Н. Дадеіпкелиани. Сообщя о меновой торговле якутов с эвенками в районе Ниманского собрания, в Удском крае, он подробно описал торговые пути, по которым добирались якутские торговцы в эти места, указывая на сроки та-

р ких поездок и предметы обмена .

Летом 1894 года в Амурскую и Приморскую области для изучения быта коренного населения был командирован член Приамурского отделения Русского Географического общества П.П. Шимке-вич, позднее разрабатывавший вопросы шаманизма у тунгусо-маньчжурских народов. В своей статье о народностях Амурской области бассейна Амгуни автор довольно подробно описал ярмарку Виманеного инородческого собрания, а также привел поименный список якутских купцов, маршруты их поездок и предметы купли-про-дажи .

Описанию быта аяно-майских эвенков, одной из наименее изученных групп, посвящена работа Я.В. Стефановича "От Якутска до

1 Павловский А. Поездка из Якутска на Учурскую ярмарку. -
Записки СОРГО, 1863, кн. УІ.

2 Дадешкелиани К.Н. Описание Амурской области между Бу-
реей и Амгуныо. - Сборник географических, топографических и
статистических материалов по Азии. 1888, вып. XXXII.

Шимкевич П.П. Современное состояние инородцев Амурской области бассейна Амгуни. - Якутские областные ведомости, 1895,

В 21.

- ІЗ -

Аяна , в которой приводятся сведения об известном во второй

половине прошлого столетия тракте, соединявшем Якутск с Охотским побережьем. Несмотря на то, что основное внимание в работе уделено описанию быта эвенкийского населения, автор отметил роль якутов в освоении края и оказываемое ими влияние на хозяйство и быт эвенков. Сведения о якутском населении этого района хотя и носят попутный характер, тем не менее, важны как свидетельство очевидца, проехавшего по всему тракту от Якутска до Охотского моря.

В 1894-1896 годах Сибирский отдел Географического общества на средства купца ІЇ.М. Сибирякова организовал этнографическую экспедицию. Среди ее участников были ссыльные-народовольцы И.И. Майнов, Э.К. Пекарский, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, С.Ф. Ковалик и другие. Главной задачей экспедиции являлось изучение быта коренных жителей севера с целью выяснения причин уменьшения численности некоторых народностей, определение роли русского населения и промышленности в их хозяйственном укладе. Первоначальной целью экспедиции намечалось изучить экономику районов, примыкающих к Ленским (Витимо-Олекминскшл) золотым приискам, однако программа на самом деле оказалась более широкой: в нее вошло изучение всех сторон быта якутского и русского населения Якутской области, а в северных ее округах - изучение культуры юкагиров, чукчей, коряков. Сбором материалов по хозяйству и быту якутов юго-запада (в пределах области), главным

образом, олекминских и киренских занимались С.Ф. Ковалик и

1 Записки РГО по общей географии, 1896, т.2, вып. 3.

Под киренекими якутами имелись в виду якуты, проживающие

в то время по pp. Нюе и Пеледую на территории Киренского уезда Иркутской губернии (территории современного Ленского района Якутской АССР).

- 14 -И. И. Щйнов. Ба одном из заседаний Распорядительного Комитета Восточно-Сибирского отдела Географического общества С.Ф. Коваликом была представлена программа его исследования, материал которого должен был располагаться по нескольким рубрикам, отражающим многие стороны истории и этнографии якутского населения юго-западных районов Ленского края. По предположению С.Ф. Ковалика, объем работы, которая должна была быть посвящена изучению экономики и культуры этой практически неизученной группы якутов, мог составить около .40 печатных листов . Однако в связи с тем, что она не была закончена и требовала серьезной доработки, на одном из заседаний Распорядительного Комитета было решено "оставить работу г. Ковали-

ка в представленном виде в архиве Отдела . Уже в наше время К.И. Горохов, специально исследовавший результаты Сибиряковской экспедиции, отмечал, что этот труд в фонде Восточно-Сибирского отдела им не обнаружен0. Ццинственная опубликованная заметка по этому вопросу - это краткое изложение доклада С.Ф. Ковалика о киренских якутах, который был прочитан на одном из заседаний Распорядительного Комитета .

В начале 1895 года для исследования крестьянских поселений и предоставления подробного отчета о "судебно-администра-тивном устройстве русских крестьян и оседлых инородцев", а

х Известия ВСОРГО, 1897, т.ШТП, № I, с.13-14.

2 Известия ВСОРГО, 1898, т.XXIX, № 2, с.49-50. Горохов К.И. Исследования и материалы участников Якутской (Сибиряковской) экспедиции ВСОРГО в 1894-1896 гг. в области этнографии якутов. - в кн.: Из истории Якутии ХУП-ХІХ вв. Якутск, 1965, с.68.

4 Известия ВСОРГО, 1897, т.ХШП, № 4, с.112-115.

- 15 -также для изучения хозяйственного быта крестьянского населения в Якутии были командирована Й.И. Майнов и ГЛ. Кбйдаков.

Проделав большую работу по опросу местного населения, введя в научный оборот многие архивные материалы, И.И. Щйнов в 1912 году опубликовал монографию о населении Якутии1. Основное внимание в своей работе он уделил русскому старожильческому населению: социально-экономическим отношениям у русских крестьян Якутского края, их влиянию на социальный строй местных жителей, вопросам приобщения последних к земледельческой культуре. И.И. Щйнов привел также подробные сведения о заселении русскими крестьянами Охотского и Аянского трактов. Собственно якутам в этой работе, к сожалению, уделена лишь одна небольшая глава, в которой автор дал сведения о численности якутского населения Олекминского округа, показал некоторые особенности их общественного строя. В то же время якутское население, проживающее по р. Нюе и далее на юг, осталось вне поля зрения исследователя, так как еще в первой половине XIX века, в связи с отдаленностью своего пребывания, якуты, расселенные в этом районе, были причислены к Киренскому уезду Иркутской губернии. Главное же достоинство монографии И.И.Щй-нова состоит в том, что в данной работе впервые показан этнический состав Якутии в историческом аспекте, так же как впервые обобщаются сведения об организации трактов, связавших Якутию с Россией и Охотским побережьем.

В 1903 году иркутский военный генерал-губернатор предложил принять инженеру И.Е. Попову руководство экспедицией по изысканию пути между Нельканом и Аяном. В составе экспедиции

* Майнов И. И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. - Записки РГО по отд. этнографии. СПб.,1912,т.XII.

были и политссыльные-этногра^ы В.М. Ионов и Э.К. Пекарский, обследовавшие хозяйство и быт малоизученной группы эвенков.

Впоследствии было опубликовано несколько работ по этнографии эвенкийского населения этого района, в которых сообщались и некоторые данные о проживающих здесь якутах .

С установлением в крае Советской власти и созданием в 1922 году Якутской автономной республики открылись большие возможности для организации научных исследований в области истории коренного населения. Академические учреждения в этих исследованиях принимали самое активное участие. В конце 1924 года по указанию Советского правительства в ответ на призыв Совета Шродных Комиссаров Якутской АССР была образована Комиссия Академии наук СССР по изучению Якутии, в результате чего развернулось комплексное изучение производительных сил, экономики и культуры молодой республики. С 1925 по 1930 годы Комиссия организовала грандиозную по масштабам того времени Якутскую комплексную экспедицию, работы которой велись по обширному плану. В полевых исследованиях участвовали одиннадцать отрядов и двадцать пять подотрядов в составе свыше

р двухсот научных работников

С мая 1925 года по сентябрь 1926 года в Вилюйском и час-

1 Щеголев И. Через Становой хребет. (Изыскание Нелькан-
Аянского тракта. Экспедиция 1903 г.) - Землеведение, 1906,
кн.1; Ионов В. Поездка к майским тунгусам. - ИОАИЭ. М. ,1904,
т.XX, вып.4; Пекарский Э.К., Цветков В.П. Очерки быта приа-
янских тунгусов. - СЩ.Э, 1913, т.II.

2 Очерки советской историографии Якутии. Якутск, 1976,
с. 17.

мо Олекмишом округах 1ССР цабооал модоко-ошщшй оф-

рад, обследовавший население этих районов. Многие интересные сведения по быту местного.населения приведены в книге врача СЕ. Шрейбера, написанной на основе полученных отрядом данных. В ней детально, с приложением многочисленных статистических таблиц показаны социально-бытовые условия жизни якутов, благодаря чему можно сравнить социальные условия развития этих двух групп якутского населения и выявить их отличия и особенности1.

После полутора лет полевой работы в Ленинград в 1928 году возвратилась этнографическая экспедиция, участники которой обследовали население округа в районе Нелькана-Аяна-Охот-ска. По результатам экспедиционной работы В.Н. Васильев опубликовал предварительный отчет, в котором коротко охарактеризовал хозяйственную деятельность эвенков и якутов, проживающих в этом районе и их традиционную культуру .

В 1927 году Комиссией Академии наук был опубликован сбор-ник "Якутия" . Екиболышй интерес в этом коллективном труде представляет статья И.И. Щйнова "Население Якутии , посвя-

Щрейбер СЕ. Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олекминского округов. - Щтериалы Комиссии по изучению Якутской АССР. Л"., 1930, вып. 9. о

Васильев В.Н. Предварительный отчет о работах среди ал-дано-майских и аяно-охотских тунгусов в 1926-1928 гг. - Щтери-алы Комиссии по изучению Якутской АССР. Л., 1931, вып.36.

Якутия. Сборник статей (под ред. П.В. Виттенбурга). Л., 1927.

4 Там же, с.323-420.

ценная расселению, численности и антропологическому типу якутов, русских, эвенков, юкагиров, чукчей. Большая часть исследования посвящена якутам, их численности и расселению как на территории Якутской республики, так и за ее пределами ( в основном на основании переписи 1897 года), однако значительное место занимают и более поздние материалы, главным образом, статистические и основывающиеся на результатах переписи 1917 года. В целом, данная работа является первым опытом демографического исследования как национального населения Якутии, так и русских старожилов в историческом плане и обобщает накопленные в литературе сведения о населении Якутского края.

В 1926-1927 годах была произведена похозяйственная перепись народов приполярного Севера, после чего вышло в печать несколько работ, посвященных коренному населению Сибири и Дальнего Востока, в частности , об эвенках, проживающих в Хабаровском крае. В этих работах имеются и некоторые статистические данные, касающиеся якутов, проживающих в Тугуро-Чу-миканском и Верхне-Буреинском районах.

Статья А.Т. Самохина об эвенках золотопромышленного Бо-

дайбинского района (современная Иркутская область) написана

р также на основании данных переписи 1927 года . Приводя сведения об этом районе, в этнографическом аспекте малоизученном,

х Кампар Э.А. Шселение и хозяйство Тугуро-Чумиканского района. - Статистический бюллетень. Хабаровск-Благовещенск, 1927, № 8 - 9; Диодоров Д. Работа туземного исполкома Верхне-Буреинского района. - Тайга и тундра, 1930, $ 2; Районы Дальневосточного края. Хабаровск, 1931.

р Самохин А.Т. Тунгусы Бодайбинского района. - СЖС, 1929,

вып. 8-9.

автор сообщил некоторые сведения о смешанном эвенкийско-якутском населении трех стойбищ по рекам Жуе и Щмакану (левому притоку Витима), их хозяйству и влиянии приисков на жизнь местного населения. Здесь приводятся и сравнительные данные по всем отраслям хозяйства эвенков и якутов.

Некоторые интересные сведения о расселении якутов за пределами республики имеются в работе Н.Н. Степанова об обмене

у народностей Восточной Сибири, - этом важном факторе межэт-

I нических контактов .

Ценный фактический материал, почерпнутый из архивов и

уже введенный в научный оборот, имеется в трудах С.А. Тока-

рева . В процессе изучения древней истории якутов им был

очень подробно и всесторонне рассмотрен их социально-экономический строй, а также было высказано предположение о проживании якутов у устья Олекмы еще до прихода в Ленский край русских.

В 1955-1963 годах вышли в свет три тома "Истории Якутской АССР", что явилось крупнейшим вкладом в дело изучения народов Сибири . Второй том охватил почти трехсотлетний период истории Якутского края: со времени вхождения Якутии в состав России до Октябрьской революции. Работа представляет собой систематический обзор исторических событий, происходив-

1 Степанов Н.Н. Межплеменной обмен в Восточной Сибири,
на Амуре и на Охотском побережье. - Ученые записки ЛГ5Г, се
рия историческая, 1939, вып.5, & 48.

2 Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М., 1940;
Он же. Общественный строй якутов ХУІІ - ХУІІІ вв. Якутск, 1945.

3 История Якутской АССР. М. - Л., 1955-1963, т.1-3.

ших на огромной территории. Здесь дана характеристика хозяйственной деятельности и общественного строя коренного населения ко времени прихода русских, показано влияние русского населения на якутов и другие народы, выявлены изменения под воздействиегл этих влияний в культуре аборигенных народностей Восточной Сибири. Работа подвела итог изучению истории и этнографии в дореволюционное время и советский период огромного региона в широких хронологических рамках и, естественно, не могла дать исчерпывающие ответы на все вопросы, в том числе и в пределах изучаемой темы.

Большое значение для наших исследований имеют работы якутского историка Ф.Г. Сафронова. В одной из первых своих монографий им рассмотрены поселения русских на Охотском побережье, показано заселение крестьянами Охотского и Аянского трактов, игравших большое значение в экономике края в прошлом веке. Работа, написанная на основании больших архивных изысканий, содержит и некоторые статистические данные относительно якутов, проживавших в начале нашего столетия на территории современного Аяно-Майского района Хабаровского края.

Другая работа Ф.Г. Сафронова, - монография о крестьянах

Ленского края , - также посвящена истории русского населения Якутии. В ней наиболее полно отразилась история русского крестьянства дореволюционной Якутии. Исследование ваяно для нас тем, что здесь подробно рассмотрены крестьянские поселения приленских районов, с жителями которых навеки связали свои судьбы якуты-олекминцы.

* Сафронов Ф.Г. Охотско-Камчатский край. Якутск, 1958. 2 Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии (ХУІІ- начало XX вв.). Якутск, 1961.

Значительный вклад в советскую историографию Якутии внесла работа А.С. Парниковой . Вопрос о расселении и перемещениях якутов со времени вхождения Ленского края в состав Российского государства долгое время оставался неизученным. Между тем, проникновение скотоводов в новые неосвоенные районы, в том числе на юго-запад и юго-восток Якутии оказало значительное влияние на формирование современного этнического состава, на язык и быт тех групп, с которыми якуты вступали в тесные связи, на развитие хозяйства и культуры коренных жителей этих районов. В работе указаны основные районы якутских поселений ко времени появления здесь русских, прослежено распространение якутов по обширной территории края, отчасти и за его пределами в течение ХУІІ-ХІХ веков, а также дается краткое описание размещения якутского населения в конце прошлого - начале нынешнего столетия. Опираясь на документальные данные, А.С. Парниковой удалось установить, что "основная территория расселения якутов, на которой они проживают в настоящее время, была освоена уже в ХУІІ - первой половине ХУІІІ века".

В итоге обзора опубликованных источников необходимо отметить, что сведения о якутах, проживающих за пределами Якутской АССР (территории современных Аяно-Щйского, Тугуро-Чу-миканского районов Хабаровского края, Амурской, Читинской и Иркутской областей) во многом обязаны своим появлением изучению эвенков, проживающих в данных районах. Специальных исследований, рассматривающих якутское население, проживающее за пределами Якутии, пока в литературе не имеется. Отсюда и

хПарникова А.С. Расселение якутов в ХУІІ - начале XX вв. Якутск, 1971.

сведения о якутах, проникших сюда в разное время - фрагментарны, попутны и носят, в основном, статистический характер. В то же время нельзя и недооценивать статистический материал: при внимательном подходе, особенно в области традиционного природопользования, он может пролить свет на вопрос о роли якутов в хозяйственном укладе населения того или иного района, выявить особенности адаптационных процессов якутского населения, проживающего вдали от центральноякутских районов.

О якутах, проживающих на территории современных Ленского и Олекминского районов ЯАССР, хотя они специально также не изучались, свидетельств значительно больше. Во многом сведения этнографического характера о якутах этих районов связаны с изучением опять-таки неякутского населения верхнеленских районов - русского крестьянства.

Большую помощь при написании диссертационной работы оказали неопубликованные источники. Работа в значительной степени (особенно ее третья - этнографическая часть) написана на основе архивных материалов и результатов полевых исследований автора, которые вводятся в научный оборот впервые. Одним из основных источников сведений фактического характера послужили неопубликованные документы и материалы, хранящиеся в Архиве Академии наук СССР (г. Ленинград). Это касается главным образом фонда $- 47, где сосредоточены богатейшие сведения, полученные сотрудниками различных отрядов Комиссии по изучению Якутской АССР и в подавляющем большинстве неопубликованные.

Этнографические материалы В.Н. Васильева, одного из участников экспедиции Комиссии, позволяют заполнить пробел в изучении хозяйства и культуры населения Аяно-Майского района, где проживали эвенки и якуты. В его монографии "Тунгусы Ал-

дано-Майского и Аяно-Охотского районов"1 и полевых дневш-

ках имеются денные сведения статистико-экономического и этнографического характера, позволяющие судить о степени взаимодействия якутов и эвенков в данном регионе, хотя основные усилия направлены на изучение непосредственно эвенков.

Ценный фактический материал о хозяйственных занятиях населения якутских наслегов, в том числе и бывшего Олекминско-го округа, имеется в анкетах, собранных сотрудниками Эконо-мического отряда Комиссии . Здесь приводятся сведения о земледелии, скотоводстве и коневодстве у якутов, сообщаются данные об охоте, рыболовстве и их сроках, даются описания некоторых промысловых орудий. В деле В 537 сосредоточены материалы о хозяйстве якутов 16 наслегов Центральной Якутии и Олек-минского округа, которые отражают многие стороны деятельности населения. Эти сведения очень важны тем, что они были получены в результате многочисленных опросов на местах и не встречаются в опубликованной литературе по этнографии якутов. Сведения о численности жителей в приленских селениях и их занятиях (основных и подсобных) имеются в других делах фонда .

В этом же фонде хранится документ "Об инородцах временно и постоянно проживающих в пределах Приамурского генерал-губернатора" от 30/ГХ 1895 года4, позволяющий судить о взаимоотношениях якутов и эвенков Приамурского края и степени влияния одних на других.

х ААН, ф.47, оп.2, № 39.

2 ААН, ф.47, оп.1, Ш 887, 1087 и др.

3 ААН, ф.47, оп.І, В 537.

4 ААН, ф.47, оп.1, 671, 830 и др.

Б работе использованы материалы и других фондов Архива Академии наук СССР. Так, в фонде И.И. Майнова находится небольшая статья С. Ковалика "Земельный вопрос в Олекминском округе , в которой имеются некоторые сведения о географии земледелия в этом районе. Работа И.П. Сойкконена "Семейный быт яку-

тов Якутского округа" хотя и посвящена описанию якутского

населения центральных районов, тем не менее позволяет дополнить сведения о хозяйственной деятельности якутов, проживающих вблизи Щдского района.

В работе использованы также сведения, почерпнутые из архивов Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР (записи и неопубликованные материалы Г.М. Василевич - о якутском влиянии на эвенков, проживающих в Амурской области; А.А. Попова - об орудиях охоты сибирских народов, в том числе и у якутов), Всесоюзного Географического общества (краткие сведения о населении Щйского района), Центрального Государственного архива РСФСР Дальнего Востока (сведения о численности якутов, проживающих в прошлом столетии на территории Амурской области).

При написании работы были использованы также экспедиционные материалы, собранные автором в Аяно-Майском районе Хабаровского края (1981 г.), Ленском и Олекминском районах Якутской АССР (1982 г./, Тугуро-Чушканском районе Хабаровского края (1984 г.).

Полевой этнографический материал включил в себя сведения о скотоводстве, оленеводстве, охоте и рыболовстве. В ходе исследований были получены не встречающиеся в литературе о

1 ААН, ф.253А оп.1, JS 7.

2 ААН, ф.135, оп.2, № 258.

якутах данные об охоте на морского зверя, некоторых особенностях охотничьего прошсла и снаряжении охотника. Кроме того, собранные автором сведения позволяют судить о степени взаимовлияний якутов и эвенков в местах их совместного проживания.

.- 26 -

. Освоение юго-западных районов Ленского края

Опубликованные первые ясачные книги Якутского уезда позволяют проследить как в 1630-40-х годах значительные группы якутов ушли из Ленско-Амгинского междуречья в бассейны Вилюя, на Мага, Алдан, Олекму и на "дальние озера . В первой же из сохранившихся ясачных книг Олекминского острожка (за 1640 год) наряду с эвенками среди плательщиков значатся и якуты. В последующие годы как те, так и другие постоянно платили ясак в Олекминский острожек , причем некоторые эвенки имели якутские имена, что свидетельствует, по-видимому, о длитель-ном их совместном проживании . О якутах, проживающих в районе Олекминска, указано и в "памяти" служивым людям Богданову и Василию Пояркову, датированной сентябрем 1640 года . Сохранились многочисленные свидетельства переселений якутов в отдаленные районы Якутии, главным образом, в те местности, где еще имелись не освоенные скотоводами пастбища и се 1 ГУрвич И.С. Ясак в Якутии. - В кн.: Материалы по истории Якутии ОТІ века. М., 1970, ч.І-ІІІ, с.XXXIII.нокосы. Развитие скотоводства у якутов настоятельно требовало расширения площадей с кормовыми угодьями, а наличие в отдаленных районах соответствующих условий для своего основного традиционного занятия и, кроме того, возможность в тех местах охотничьего промысла, сочетающегося с рыболовством, имело немаловажное значение для их переселения из центральных районов Якутии, где уже существовала нехватка свободных земель, пригодных для скотоводства. И, конечно же, способствовали таким перемещениям гнет местных тойонов и ясачная политика Русского государства. Так, в сентябре 1645 года якутские воеводы Василий Пушкин и Кирилл Супонев писали о имевших место злоупотреблениях при сборе ясака: "...и от того устрашась многие якуты и князец Бойдой с родники своими человек двести бегал в Вилюйские вершины в горы, и собрався там был с иными якуты и с тунгусы человек с четыреста... . Год спустя в Якутске стало известно о бегстве к Олекме группы "ярканских якутов во р главе с князцом Куреяком . Те же причины побудили бежать в 1676-1679 годах в район Олекминского острожка якутов Кангалас / /о v ского улуса . Уже в 1673 году при случайных обстоятельствах выяснилось, что на острове около острожка (по-видимому, остров Кыллах) проживали якуты - выходцы из разных "волостей": "Кан і галасской, Чачуйской, Нюрюптейской, Щкарской и Малягарской... 4. Ш перемещения якутов, впрочем как и эвенков, по обширным территориям Восточной Сибири оказывали влияние и стихийные бедствия, в частности, эпидемии оспы. В одной из отписок якут 1 ДАИ, СПб, 1848, т.III, с.37. р ских воевод, датированной не позднее 1694 года, сообщалось: "... в прошлых годех Олекминского острому ясачные иноземцы тунгусы и якуты божиим изволением моровым поветрием воспою многие померли, а иные ясачные тунгусы и якуты от того морового поветрия разошлись в дальние безвесные места... .

Проникновению якутов в южные районы способствовали и их торговые связи как с эвенкийскими охотниками, так и со своими соплеменниками, уже проживающими там. Предприимчивые торговцы снаряжали целые караваны на отдаленные реки, в том числе и в район Олекмы. В 1647 году в Якутск писали с Олекмы: "Да в нынешнем же во 156 (1647 год), октября в II д., приехали мы из Якутцкого острогу Шмские волости якуты Ника Bfe-мыков з братьею да Тяга, всего их 6 человек, а привезли с собою железа пудов 5-6, и съехали к якутам торговать... . Чуть позднее, в 1661 году ясачные сборщики писали о трудностях, возникающих здесь при сборе ясака: "...приезжают многие люди якуты из Якутцкого острогу на Олекму к якутам и привозят с собой многие товары, кони добрые и кобылы и бобры и выдры и пальмы добрые - и соболи и лисицы у олекминских яку-тов выкупают и с тунгусами торгуют до ясаку .

Проникновение в Приамурье

Один из первых исследователей, сообщивший о якутских поселениях далеко на юге, за пределами Центральной Якутии, знаменитый исследователь Сибири А.Ф. Миддендорф опубликовал часть документов, хронящихся в Удском остроге во время его пребывания в этих местах. Благодаря полученным сведения, достоверные данные о проживании здесь и в Приамурье якутского населения относятся к восемнадцатому столетию. Возможно якуты проникли сюда и раньше. Во всяком случае уже в 1641 году ленские воеводы Петр Головин и Матвей Глебов сообщали в Москву о приисках служивыми людьми новых земель: "...а по Шилке де государь реке сидячие пашенные люди, а не воинские; да в Шилку де, государь реку впала с левую сторону Гиль река, а живут де по той реке якутские и .тунгусские люди". Й.Е. Фишер, хотя и не поверил тому, в своей "Сибирской истории" приводит сведения витимских эвенков, переданных енисейскому атаману Щксиму Пе рфильеву, о проживании также на г. Гилюй якутов . Здесь, очевидно, как и в предыдущем случае речь идет о р. Гилюй - пра-вом притоке Зеи, впадающей в Амур . В 1668 году из Якутска доносили в Москву, что "Богдой-ские люди... с ясачными людьми торгуют, и дают им в подарках за соболи кольца серебряные, и луки, и азямы, и камки, и иные товары, и призывают к себе в Дауры, на Зийские сторонние речки и на Зею реку, и якуты мест проведывают, где бы им отко 1 ДАИ, СПб., 1846, т.II, с.258-259. 2 Фишер И.Е. Сибирская история, с.384. 3 р. Гилюй протекает по территории современной Амурской области. - 42 чевать . В 1699 году по случайному поводу выяснилось, что "разных волостей ясачные якуты и тунгусы, Вилюйские, и Витим ские, и Олекминские, и Дамские", промышляют ясак в бассейне р р. Зеи, "на .Наурских покатях . О том, что якуты знали дорогу в Забайкалье и Приамурье может свидетельствовать следующий факт: "В 1705 году якут Батурусской волости Огус Харак ...перебежал по Зее к Даурам,...уведя с собой еще 40 человек"3. Очевидно, торговые связи якутов с населением Приамурья существовали еще до прихода русских в Ленский край, хотя установить начало таких контактов не представляется возможным. В то же время несомненно, что после присоединения Якутии к России, установления ясачного режима и в результате дальнейшего социально-экономического развития якутского этноса процессы передвижения тюркоязычного населения только усилились. К сожалению, опубликованные материалы (главным образом архивные, приведенные А.Ф. Миддендорфом) позволяют проследить такие перемещения на южных границах Якутии лишь со второй половины ХУШ века. Правда, согласно опубликованным недавно материалам Я.И. Линденау, уже в первой половине восемнадцатого столетия якуты жили на реках Уде и Селемдже .

Проникновение якутов на юг Охотского побережья, - в рай 1 ДАИ, СПб., 1857, т.УІ, с.154. Якутия в ХУЛ веке, с.103. Космачев К.П. К вопросу о путях проникновения южных предков якутов на среднюю Лену. - Уч. зап. Института языка, литературы и истории Якутского филиала АН СССР. Якутск, 1956, вып.4, с.46. Линденау Я.И. Указ. соч., с.24-25. - 43 он Удского острожка, - было связано в первую очередь с пушными промыслами. В ХУШ столетии охотники-якуты ходили на промысел не только на Пкнтарские острова, но и проникали даже на Сахалин. Вот только несколько таких свидетельств: 1753 год -"отпущены на Щнтарские острова Якутского воеводства разных волостей якуты..."; 1777 год - якутский купец Якоп Попов подает просьбу о том, что он желает ехать на Икнтары для промысла всякого рода зверей. В 1778 году на его счет приезжает в Удской острожек некто Терентьев из Якутска, чтобы построить байдары для отправления к Шантарам; 1777 год - на Шантар-ских островах проживало 20 человек русских, якутов и тунгусов, которым ежегодно доставлялись провизия и такелаж; 1789 год -якуты Верхневилюйского ведомства обязуются "ити из Удского острожка в морской вояж на известный остров, называемый Сахалин... для промысла разных родов зверей..." .

Промысловые места якутов не ограничивались районом реки Уды и Щнтарскими островами. Они простирались в нескольких направлениях: вдоль южноохотского побережья до устья Амура и по крупнейшим его притокам. Наиболее богаты промысловым зверем (особенно соболем) были места по рекам, впадающим в Амур с севера. Однако, когда в 1689 году, согласно Нерчинскому договору, Россия была вынуждена приостановить доступ в прибрежные районы Амура, якутам было запрещено ходить туда на промыслы. Несмотря на запрет, они продолжали промышлять в этих районах соболя. Поэтому в 1767 году, во время работы ясачной комиссии, якутских князцов обязали дать подписку как за себя, так и за своих родственников, что они не будут ходить за ки 1 Миддендорф А.Ф. Указ. соч., СПб., I860, ч.І, отд.І, с.98,100,101. тайскую границу . Тем не менее ж после 1767 года промыслы на Амуре и его притоках велись. На китайском ГраШЩ}, На ВбИаХ, впадающих в Амур со стороны Станового хребта, якуты добывали от двух до десяти соболей на человека . Эвенки часто выражали свое недовольство действиями якутов, о чем свидетельствовали многочисленные .жалобы, относящиеся к концу ХУШ века (и сохранившиеся в архиве Удского острога). 0ни жаловались на то, что якуты в Удском крае, особенно на реках Галаме, Шевли (средние притоки Уды) "торгуют, обманывают и ловят зверя . В 1780 году после жалоб на якутов, переходивших китайскую границу и промишлявших на р. Керби, последовал указ "об удержании якутов от выхода за границу" и затем в подтверждение его другие: "об установлении преграды приехавшим в Удские покати якутам", "о нехождении родников их для промысла за Уд реку в Тонгусские места", "о поимке перешедших за границу якутов и высылке их в Алданскую канцелярию" . Несколькими годами раньше, то есть в 1774 году в Удской острог уже присылались указы о розыске якутов, скрывшихся и проживавших на китайской территории. С тех пор подобных указов последовало множество и в конце ХУШ столетия из Удского острога высылались в Якутский нижний окружной суд по 15, 20, 30 и более якутов .

Тем не менее численность якутов в крае не уменьшалась: в конце ХУШ века в Удском крае "находилось 84 души, принадлежащих 47 торговым якутским семействам" . Вместе с тем, в начале 1800-х годов якутская администрация пыталась привить зачатки земледелия в районе Удского острога, для чего здесь в 1813 году было получено предписание наблюдать за разведением картофеля и "по возможности размножать его", а еще через несколько лет якутскому областному начальнику было поручено предложить якутским семействам переселиться со скотом в Удской острог. Б середине 40-х годов ХГХ века все население острога составля-ло 108 человек - русских и якутов .

В 40-х годах прошлого столетия А.Ф. Миддендорф в районе Станового хребта с включением области прилегающих притоков р. Селемджи (притока Зеи) насчитал 25 якутских купцов с 80 приказчиками, торгующими в тайге. Предметами привоза из Якутии и торговли (а точнее обмена, так как товары, в основном, обменивались на пушнину) служили: масло, жир, мука, чай, сахар, табак, порох, свинец, ружья, топоры, ножи и некоторые якутские кустарные изделия. Свои товары якуты привозили на 700 оленях, часть которых также обменивалась эвенкам в качестве вьючных .животных, а другая оставалась купцам для возвращения в Якутск. Пригоняли оленей ежегодно и в район Бурукана,

. Взаимоотношения с эвенкийским и русским населением в юго-западных районах Якутии

Первыми, с кем сталкивались якуты в процессе заселения южных районов Якутии, были эвенки. Щчальные этапы якутско-эвенкийских отношений характеризуются проникновением якутского населения на отдельные территории, где кочевали эвенки (по pp. Олекма, %ра, Витим и др.) ив этих условиях военными столкновениями, наличием оживленного товарообмена, тесными брачными связями и в некоторых районах экономической зависимостью эвенков от якутов, йце И.Е. Фишер в ХУШ столетии приводил предание о военных действиях между ними в районе Витима и Олекмы. Да и в его время "между сими обоими народами есть великое несогласие, и случается иногда, что когда тунгусы около рек Витимаt йатомы и Олекмы застанут якутов на зверином промысле, то доходит между ими до сильных сшибок". Однако, нужно полагать, единичные военные столкновения не могут заслонить главной особенности якутско-эвенкийских отношений - постоянного обмена продуктами своей хозяйственной деятельности. В том, что старинные торговые якутско-эвенкийские связи существовали еще задолго до прихода в Ленский край русских, исследователи не сомневаются . Очевидно, начало-таких контактов нужно относить собственно ко времени заселения якутским населением долины Лены. Различаясь между собой по способу производства и образу жизни, якуты и эвенки на границах своего расселения обменивали между собой: первые - скот, в том числе лошадей, железо, кустарные изделия, а позднее и оленей, вторые - пушнину и оленей. Наиболее оживленный товарообмен происходил по богатым пушным зверем Олекме, Витиму и их притокам, где кочевали эвенкийские охотники. А после вхождения Якутии в состав Русского государства и обложения населения ясаком обмен между якутами и эвенками резко усилился, поскольку первым требовалось немалое количество пушнины в уплату царской казне.

Ознакомление якутов с отдаленными территориями, примыкающими к Приамурью и Приморью, осуществлялось также через эвенков, поскольку последние, кочуя на сотни и тысячи верст, прекрасно знали таежную местность. После установления в Ленском крае ясачного режима эвенкийские проводники помогали укрыться якутам в труднодоступных районах. В частности, в актах, относящихся к ясачному обложению 70-х годов ХУЛ столетия, отмечалось, что проводниками на озеро Кусь-Кендэ (верховья Чары) к якутам, желавшим туда бежать, вызвались эвенкийские шаманы .

Для последующих якутско-эвенкийских контактов в Олекмин-ском округе весьма показательным является официальный документ, относящийся к 90-м годам ХУШ века, когда один из исправников г. Олекминска обращался в Иркутское Губернское Правление с таким рапортом: "Здешние подгородные якутские некоторые князцы и многие якуты, по давно заведенному обычаю и дружбою с тунгусами здешния же округи, выезжали сначала на урочище Тугус-Омоктях, вверх по реке Олекме и по другим местам, не так от города отдаленным, навстречу к выходящим с промыслов тунгусам, увозя им немалыми караванами якутские масла, покупаемый в городе провиант (т.е. муку) и прочие для тунгусов вещи, задалживая оных весьма на немалые суммы и получая от них за оные упромышленных, кроме остающихся на заплату в казну ясака, почти всех пышных зверей...и по два года назад как уже удалили тунгусов, что выезжают к ним около тысячи верст вверх по Олекме реке на реку Жунжу, почему уже тунгусы выходят близ города противу прежнего времени весьма малым количеством, а другие, получая от них нужные припасы обращаются паки на промысел и делаются совершенными почти якутскими работниками" .

Ассимиляция эвенков якутами имела место еще до прихода русских в Ленский край, но после вхождения Якутии в состав Русского государства, когда последние стали продвигаться по Олекме, Бюе и другим притокам Лены, - в районы расселения эвенков, этот процесс принял значительные масштабы. Потеряв по какой-либо причине своих оленей, эвенки часто оседали около якутских жилищ, нанимаясь работниками к якутам и, таким образом, знакомились с хозяйственной деятельностью последних. Так, исследователи отмечали в конце прошлого столетия, что в Олек минском округе эвенки ежегодно зимой приходили в якутские по 2 селения и жили в одних юртах с якутами самые холодные месяцы

Животноводство

Хозяйственный год якутов делился на два основных периода содержания скота: зимний (к ы h нк К ы) и летний (с а и ы Н" н ы). В соответствии с этим земля делилась на пастбища и сенокосы, которые, как правило, отделялись друг от друга изгородями. Отделение сенокосов от пастбищ имело большое значение для рационального использования земли с травянистым покровом при разведении крупного рогатого скота и лошадей. Главной целью такого огораживания являлось создание условий для роста травы на покосах и ее сохранение для заготовки сена на зиму. Б качестве пастбищ служила чаще всего малопригодная для покосов территория, а наиболее удобные травянистые места использовались в качестве сенокосов.

Для рогатого скота около летника якуты устраивали загон, а иногда и хлев ( т и т и и к), - легкую постройку из бревен с плоской крышей, служащую для защиты животных от жары и насекомых. Чаще во дворе просто устраивали дымокур из сухого коровьего навоза. В летниках кроме сооружения изгородей в необходимых случаях проводилась работа по обводнению или сохранению естественных водоемов. В засушливые летние сезоны из близлежащих озер выпускали по узким и неглубоким канавам воду в травянистые речки. Если последние не имели глубокого русла, то вода, разливаясь по ровным полям, могла орошать значительную площадь. Во второй половине XIX века в Олекминском округе проводили искусственное орошение земли посредством поднятия уровня воды небольших притоков Лены с тем, чтобы выходящая из берегов вода разливалась по прилегающим к этим притокам полям. В роли техников-руководителей постройки сооружений I для орошения часто выступали якуты . Летний период, когда наступала пора выгона скота на пастбища, являлся наиболее ответственной половиной хозяйственного года: в это время заготавливали сено на зиму. Продолжался он обычно с конца июня по начало сентября, т.е. длился 60 дней Б среднем. Косить начинали в тех местах, где трава достигала наибольшей высоты. В первой половине лета выкашивались преимущественно долины речек, которые заливались вешней водой и где трава росла быстрее . Во второй половине уборочного сезона убиралась трава в остальных местах. Якуты таежных районов различали несколько видов сенокосных угодий: приречные заливные - к ы т ы л (покос происходил с начала июля до середины сентября), а л а а с ( тогда же), с ы h ы ы (косили с начала августа до середины сентября) - суходольные кочковатые, редко выкашиваемые, поросшие кустарником; торфянистые, сырые - т о л о о н (косили в середине сентября, т.е. в последнюю очередь), сухие мари - а л ы ы (тогда же). Аласные места считались лучшими для выпаса скота, в то время как удой животных, выпасенных на маревых участках, как считали скотоводы, был на треть меньше, чем на первых.

В приленской долине (1-й Нерюктейский наслег) якуты-скотоводы различали заливные, полузаливные и суходольные сенокосные угодья. 1 всех трех косили в одно время. В тех хозяйствах, где имелись эти угодья, покос начинали с суходольных, затем полузаливных и, наконец, заканчивали на заливных. р Время покоса здесь длилось с 21 июля по 15 сентября . Соответственно видам сенокосных утодьев различали и сорта сена: аласные (укур от, кулун кутуруга,е леьг) и речные (секу, бору у, дул а сиэлэ). Кроме того, сено различали и по времени покоса: зеленое (скошенное до 14 августа), желто-зеленое (скошенное 14-29 августа) и желтое (скошенное после 29 августа) .

Окошенную траву сгребали в валы й ШйШ, ЩІШ! ШИШ оставались на полях до конца уборочного сезона. Это объяснялось стремлением использовать раннее время на заготовку как можно больше сена в копнах, а уж потом до выпадения первого снега сметать его в стога. Поставленные стога обязательно огораживались изгородью (оттох куруе ) в целях сбережения сена от скота. Эти изгороди сооружались обычно из трех жердей, положенных на пары крестообразно вбитых в землю кольев. В засисимости от величины сенокосного участка в пределах одного угодья ставилось несколько стогов сена и сооружалось столько же изгородей. У майских якутов для предо хранения от потравы скотом ставили изгородь в четыре ряджердей.

В центральной земледельческой части Олекминского округа в прошлом столетии на сенокосах якуты пользовались только косой-литовкой, в то время как в таежных районах юго-запада и юго-востока Якутии при косьбе продолжали употреблять горбушу (с а х а хотуура). Горбуша представляла из себя большой нож (до полутора аршин длиной), слегка согнутый и насаженный на короткую выгнутую рукоятку. Косили им сильно размахиваясь и низко нагибаясь вперед, чтобы ниже захваты-вать траву .

Похожие диссертации на Южные группы якутов. Особенности хозяйственно-культурного развития в XIX - начале XX вв.