Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Анализ деятельности ассоциаций коренных малочисленных народов Севера 19
1.1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры»
1.1.1. Общие сведения 19
1.1.2. Анализ работы ассоциации с 1989 по 2002 годы 26
1.2. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп»
1.2.1. Общие сведения 84
1.2.2. Анализ работы ассоциации с 1989 по 2002 годы 90
1.3.Ассоциация шорского народа Кемеровской области
1.3.1. Общие сведения 143
1.3.2. Анализ работы ассоциации с 1989 по 2002 годы 147
1.4.Краткие выводы 168
Глава 2. Этнополитический мониторинг регионов. Взаимодействие власти и ассоциаций . 186
2.1. Общественно-политическая ситуация в регионах 187
2.1.1. Ханты-Мансийский Автономный Округ 187
2.1.2. Томская область 208
2.1.3.Кемеровская область 222
2.2. Факторы межэтнической напряженности. Способы стабилизации межэтнической обстановки 227
2.3. Национальная политика Российской Федерации. Государство и аборигенные народы 231
Заключение 240
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры»
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп»
- Ханты-Мансийский Автономный Округ
- Факторы межэтнической напряженности. Способы стабилизации межэтнической обстановки
Введение к работе
Постановка проблемы
Сегодня на всем постсоветском пространстве этносы бывшего СССР переживают качественно новый этап своего развития, называемый «этническим ренессансом». Для данного этапа характерны рост этнического самосознания и обостренное внимание к проблемам сохранения и развития национальных культур, языков, традиций, обычаев и прочих атрибутов этничности. В конце 1980-х годов, вследствие структурных изменений в Советском Союзе, страну захлестнула волна национальных движений. Демократизация общества привела к появлению множества политических и общественных объединений. Значительная часть из них действует на этнокультурной или национально-политической основе.
Тема «этнического возрождения» очень актуальна сейчас и, вероятно, в ближайшее время останется таковой. Мировое сообщество столкнулось с массовым подъемом национального самосознания еще в 60-70 годы 20 века (распад последних колониальных империй, движение против расизма и дискриминации и т.д.). В результате были пересмотрены взгляды на решение проблем национальных меньшинств - от предпочтения ассимиляции и аккультурации как универсальной панацеи к принятию положений, поддерживающих стремление коренных народов сохранить национальные особенности и управлять собственной судьбой. Россия столкнулась с подъемом национального самосознания на 30 лет позже мирового сообщества, однако оказалась абсолютно к нему не готова. Неспособность властей решать межэтнические противоречия, часто подогреваемые лидерами национальных движений, вела, зачастую, к трагическим последствиям.
Данное исследование посвящено рассмотрению легитимных форм существования этнических движений, а именно, деятельности региональных ассоциаций коренных малочисленных народов Западной Сибири: Томской областной Ассоциации «Колта Куп», Ассоциации Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры», Кемеровской областной Ассоциации шорского народа.
Важность исследования деятельности национально-культурных объединений объясняется тем обстоятельством, что сегодня, в период переустройства в России всей системы социальных отношений, приходится решать чрезвычайно сложную и деликатную задачу обеспечения межнационального мира и согласия. Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена гуманистической миссией предотвращения этнических и социальных конфликтов, гармонизации процесса становления самосознания этносов, которая возложена на национально-культурные объединения.
4 Актуальность темы исследования В советской этнологии не подвергался сомнению тезис о том, что национальный вопрос в СССР якобы уже решен, а возникающие кое-где межэтнические трения обусловлены всего лишь рецидивом «буржуазного» национализма, все более теряющего основу для своего проявления. В результате этнология оказалась не способна проанализировать начавшийся в конце 1980-х годов мощный подъем национализма и национал-сепаратизма в стране. Прежняя марксистско-ленинская методологическая база себя не оправдала, а новая только начала формироваться. Одна часть российских этнографов пыталась заимствовать у зарубежных авторов концепции этнической конфликтологии, некритически перенося их на отечественный материал. Другая часть стала откровенно «журнализироваться», следуя конъюнктуре и нередко поддерживая национал-сепаратизм как якобы прогрессивное явление, способствующее распаду «советской империи зла».
Обилие нового этнополитического материала, требующего глубокого исследования и объяснения, при дефиците специалистов привело к тому, что этой тематикой занялись газетные репортеры и дилетанты. Поэтому сейчас очень важно создать научную теоретическую базу, позволяющую регулировать межэтнические отношения (и разрешать национальные конфликты) в России в цивилизованной форме. Среди комплекса подобных мер немалое значение должно придаваться анализу деятельности общественных движений, созданных на этнокультурной основе, выявлению и оценке тех объективных и субъективных факторов, которые предопределяют ценностные ориентации их лидеров и участников, а, следовательно, и дружественный или конфликтный характер межнациональных отношений в регионах. Изучение этнополитических ориентации национальных движений, их направленность на узконациональные или общечеловеческие цели позволяет приблизиться к пониманию механизмов регулирования межнациональных отношений, а также ставить и прогностические задачи, в частности, определение перспектив этнополитической обстановки с учетом сепаратистских, автономистских или интеграционных тенденций.
Состояние научной разработанности проблемы. Кризис советской национальной политики, распад СССР и усиление центробежных тенденций в России обусловили необходимость выявления причин сложившейся ситуации и поиска новых коткіший национальной политики. В 1990-е годы начался новый этап в изучении национальных отношений.
В первой половине 1990-х годов расширяется тематика исследований. В рамках этнологической науки начинают активно развиваться новые направления: этнодемография, этносоциология, этнополитология, социолингвистика
Одним из перспективных направлений исследования феномена этнического возрождения является этнополитология. Центром этнополитических исследований стал Институт этнологии и антропологии РАН, специалистами которого были подготовлены многочисленные публикации, посвященные современным этнополитическим процессам. Под
5 эгидой института опубликованы сборники материалов законодательных органов, документы национальных движений и этностатистические данные, касающиеся гражданских и национальных движений в бывших республиках СССР, также в бывших российских автономиях.
С 1993г. действует Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Эта общественная организация выполняет прикладные исследования и обобщает экспертную информацию, которая может быть полезна для регулирования межэтнических отношений и предупреждения конфликтов. Руководит Сетью профессор В.А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН.
Современную теоретико-методологическую основу исследования проблемы национально-культурных объединений составляют работы крупнейших российских этнологов и этносоциологов Ю.В.Арутюняна (Арутюнян, 1984; 1999), Л.М.Дробижевой (Дробижева, 1994; 1999), М.Н.Губогло (Губогло, 1996), В.А.Тишкова (Тишков, 1997) и др. В их работах исследуются закономерности и механизмы воспроизводства социальных явлений и процессов, имеющих этническую специфику.
Институтом этнологии и антропологии в начале 1990-х годов была основана серия «Национальные движения в СССР и постсоветском пространстве». В рамках этой серии были выпущены исследования, посвященные национальным движениям в Белоруссии, Крыму, Башкортостане, Литве, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Узбекистане, Эстонии, Калмыкии. Ряд исследований этой серии посвящен этническим движениям в финно-угорских республиках Российской Федерации1.
Помимо исследований, опубликованных в серии «Национальные движения в СССР и постсоветском пространстве», можно выделить еще ряд работ. Это диссертации В.Н. Бегуна и Т.И. Учайкинои3, монография И.К. Калинина,4, ряд работ Ю.П. Шабаева5, справочник «Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы», составленный В.М.Кимеевым и В.В. Ерошовым6. Деятельность национальных объединений по вопросу защиты прав коренных народов в российском законодательстве исследуется в работах В.А.Кряжкова7.
Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы/ Сост. Маресьев В.В7 Сер. "Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве". - М., 1993; Штрихи этнополитического развития республики Коми. Очерки. Документы. Материалы/ Сост. Шабаев Ю.П./ Сер. "Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве". - Т. I. - М., 1994; Пробуждение финно-угорского Севера: Национальные движения Марий Эл. / Сост. Червонная СМ.; Под ред. Губогло М.НУ Сер. "Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве". - Т. I. - М., 1995. 2 Бегун В.Н. Национально-культурные автономии в полиэтническом регионе: опыт республики Башкортостан: Автореф. дис... канд. социол. наук/ Уфа, 2001. 3 Учайкина Т.И. Национальные движения финно-угорских народов России в 1989-1995годах: на примере республик Карелия, Коми, Мордовия: Автореф. дис... канд. ист. наук. Саранск, 1997.
Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М., 2000. 5 Шабаев Ю.П., Ковалев В.А. Национальные организации и этнополитические процессы в Республике Коми// Стратификация в России: история и современность. Сыктывкар, 1999. С.82-95; Шабаев Ю.П. Идеология национальных движений финно-угорских народов России и ее восприятие общественным мнением// Этнографическое обозрение. 1998. №3. С.119-128.
6 Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы/ Под редакцией В.В.Кимеева и В.В. Ерошова Кемерово, 1997.304с.
7 Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования// Государство и право. 1997. №1. С.18-23; Он же. Право коренных малочисленных народов на земли
В настоящее время исследований, посвященных анализу деятельности ассоциаций «Колта куп», «Спасение Югры», Ассоциации шорского народа практически нет. Причем эта тема вообще является слабо разработанной. Работы, опубликованные в конце 1980-х - начале 1990-х годов по проблемам возникновения и развития этнических движений коренных малочисленных народов Севера, рассредоточены по газетным и журнальным статьям. Большая часть из них содержит значительный объем фактической информации при достаточно поверхностной оценке процессов и явлений.
Значительно больше литературы посвящено этнополитическим и этнокультурным процессам у селькупов, чулымцев, ханты, манси и шорцев в настоящее время. Современные этнополитические процессы у селькупов и чулымцев исследуются в работах К.Г.Шаховцова (Шаховцов, 2000), Л.Т. Шаргородского (Шаргородский, 1994; 1998), В.И. Васильева (Васильев, 1991; Васильев, Малиновская, 1993), Д.Хорн (Хорн, 2000), Н.А. Тучковой (Тучкова, 1996; 1997), В.М. Кулемзина (Кулемзин, 1992), О.В. Карначук (Карначук, Любчак, 2002), Э.Л. Львовой (Львова, 2000), И.В. Нам (Нам, 2001).
Этнополитические и этнодемографические процессы у шорцев Кузбасса рассматриваются в работах Г.М. Патрушевой (Патрушева, 1994; 1996), А.И. Чудоякова (Чудояков, 1994), В.М. Кимеева и В.В. Ерошова (Кимеев, Ерошов, 1997).
Наибольшее количество исследований посвящено анализу современных этнополитических, этнокультурных и этнодемографических процессов у ханты и манси. Отметим работы М.Н. Борисова (Борисов, 1995), В.М Курикова (Куриков 1998; 1999), И.Косикова (Косиков, 1998), В.М. Кулемзина (Кулемзин, 1992), Н.В. Лукиной (Лукина, 1998; 2002), В.В. Мархинина (Мархинин, Удалова 1993; 1996; 1997), ЗЛ. Соколовой (Соколова, 1995), Н.Г. Хайруллиной (Хайруллина, 1997; 1998; 2000), Т.Г. Харамзина (Харамзин, 1998, 2000,2001).
Особенностью 1990-х годов стало появление сериальных изданий - с 1994г. выходит сборник «Народы Северо-Западной Сибири» (под редакцией Н.В. Лукиной), с 1999г. -«Материалы Югорских чтений». Спецификой этих сборников является то, что большая часть публикуемых в них статей принадлежит перу ученых из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, работающих в Научно-исследовательском Институте угроведения (г.Ханты-Мансийск) и Научном Центре Гуманитарных Исследований малочисленных народов Севера (г.Салехард).
Исследование проблем, связанных с причинами появления и функционированием ассоциаций коренных малочисленных народов Севера невозможно без анализа концепций, рассматривающих теоретические вопросы этноса, этничности и национализма
Дискуссии вокруг проблем этничности, развернувшиеся с конца 1960-х годов на Западе, а в отечественной науке на рубеже 1980-1990х годов, стимулировались несколькими причинами: во-первых, потребностью разработки новых теоретических подходов, так как накопленный материал, фиксировавший этнические изменения, не укладывался в сложившиеся к тому времени в науке схемы; а во-вторых, необходимостью вскрыть (территории)// Государство и право. 1996. №1. С.68-70.
7 внутренние пружины национальных движений и конфликтов, вспыхнувших в мире в связи с разрушением последних колониальных империй, образованием новых государств, новой волной движений национальных меньшинств на территории «старых государств».
Можно констатировать, что в настоящее время чрезвычайно трудно создать полноценную классификацию концепций национализма1, т.к. современный уровень изучения можно обозначить как «концептуальную трясину» - теорий практически столько же, сколько авторов. В данном обзоре предлагается синтетическая классификация концепций национализма, основанная на симбиозе схем. За основу взята популярная схема, предложенная авторами вузовских учебников по этнологии, этнопсихологии и этносоциологии2, используются также работы В.А. Тишкова3, Б.Е. Винера4 и Р.Брубейкера5.
Однако прежде чем приступить к описанию концепций, важно определиться с терминологическим объемом понятия «национализм». К настоящему времени в науке сложились следующие формы употребления этого понятия .
Во-первых, это этнический национализм, который может быть политическим или культурным.
Политический национализм, основанный на понимании нации как этнической общности, имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему.
Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия7.
Во-вторых, это гражданский (государственный) национализм - сознательно планируемая политика государства как института управления и контроля. В таком виде национализм предстает как осознанная стратегия, цель которой подчинена нуждам государства Национализм здесь выступает как культивируемая идеология, и имеет для государства все преимущества идеологии. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию, либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма
Третий способ представления национализма представляет собой достаточно недавно 1 Несмотря на то, что существует множество классификаций концепций этничности и национализма, они не только не дополняют, но зачастую и противоречат друг другу — см., например Хесли В.Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий// Полис. 1996. №6. С.39-51; Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения// Этнографическое обозрение. 1998. №1. С.14-30; Billig М. Banal nationalism. London, 1995. Рр.16-19; Latin D. Political science II Encyclopedia of nationalism: Fundamental themes. - San Diego, 2000. Vol. 1. P. 575-588. 2 Садохин А.П. Этнология. M., 2000. C.78-90; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2000. С.29-32; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С.52. 3См., например, работу «Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма)»// Этнографическое обозрение. 1998. №5. С.3-27. 4 Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения// Этнографическое обозрение. 1998. №4. С.3-27. 5 Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism// The State of the Nation: Ernest Gellner and the theory of Nationalism/ edited by John A. Hall. Cambridge, 1998. Pp.272-306. 6 См., например: Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме?// Pro et contra. 1997.№З.С.185-203. 7 В данном контексте можно рассматривать деятельность возрожденческих национально-культурных движений как одну из форм проявления культурного этнонационализма.
8 появившийся феномен. Это национализм как теоретическое понятие, исследовательский инструмент, конструкция, не существующая в реальности.
Полемику последних десятилетий в рамках теории национализма сводят, как правило, к трем подходам к пониманию этнического феномена - примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.
В теориях примордиалистского подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого рассматривают этничность как объективную данность, изначальную (примордиальную, т.е. исконную) характеристику человечества. Они объясняют этничность с помощью эволюционно-генетических идей, интерпретируя ее как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора и связи». Одним из самых ярких представителей этого подхода является американский биохимик и генетик Пьер ван ден Берг1.
Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л.Н. Гумилева , который считал этнос природным, биологическим феноменом. Источником развития, по Л.Н. Гумилеву, является пассионарный толчок. Для Гумилева этнос - явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим ландшафтом.
Авторы и последователи другого - эволюционно-исторического направления примордиалистского подхода рассматривают этносы как социальные, а не биологические сообщества, глубинно связанные с социально-историческим контекстом. Это реально существующие группы с присущими им чертами - языком, культурой, идентичностью, отличающими их от других групп.
Примордиалистское представление об этносе, главным образом второго направления, до 60—70-х годов XX в. практически доминировало в мировой науке, а в отечественной было единственным до начала 90-х годов.
К эволюционно-историческому подходу примыкает интерпретация национализма, связывающая это явление с процессом модернизации и трактующая его как условие модернизации. Наиболее яркими представителями этого подхода на Западе являются
Э.Геллнер и Э.Хобсбаум . Несомненно, самой известной в России является концепция английского социолога Эрнста Геллнера. В наиболее общем виде она изложена в его работе «Нации и национализм»4, вышедшей в свет в 1983 г. С тех пор она выдержала 6 изданий, в том числе и на русском языке - в 1991 г.
Суть модернизационного подхода сводится к тому, что для осуществления модернизации (под которой большинство авторов понимают просто индустриализацию) и для создания на ее основе современных наций-государств необходимо достижение определенного уровня культурной гомогенности заключенного в государственных границах населения. Для того чтобы функционировала бюрократия, осуществлялись армейские приказы, существовали единый правовой порядок и общая гражданская лояльность, т.е. 1 Van den Berhe P.L. The ethnic Phenomenon. N.Y., 1981. 2 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1992. 3 Hobsbaum Е. Nation and Nationalism Since 1780. Programme, Myth, Reolity. Cambridge, 1990; На русском его книги были опубликованы в 1999г., в частности: Хобсбаум Э. Век капитала 1848-1875. Ростов-на-Дону, 1999. 4 Gellner Е. Nations and Nationalism. Oxford. 1983,150 p.
9 другими словами, чтобы состоялась нация, необходим национализм. Последний заключается в идеологии и практике распространения общего или хотя бы доминирующего языка, единой образовательной системы с общей версией истории, литературы и моральных принципов, а также желательно - общей или доминирующей религии. По мнению Эрнеста
Геллнера, не нации создают национализм, а национализм нации.
В отечественной науке наибольшее распространение получили представления об этносе, сформулированные Ю.А. Бромлеем. Согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых.
Бромлей был одним из авторов широко распространенной в советской науке концепции закономерности развития этноса из племени в народность и, далее, в нацию.
В настоящее время эта концепция подвергается активной критике. Так, например, И.К. Калинин считает, что данная концепция изначально несет в себе скрытую двойственность, что с самого начала предопределяет логическую противоречивость опирающегося на них научного исследования. По мнению Калинина «в концепции Ю.А.Бромлея отождествлены...по сути дела, два различных предмета - культура как, в самом общем определении, синтез любых наук и более семантических рядов и социальность (редуцируемая к коллективизму) как один из сопрягаемых культурой рядов, что является результатом монистической парадигмы»1.
Примордиалистские концепции трактуют этнические группы как реально существующие.
Примордиалистские теории оказались не способны объяснить причины роста национализма и межэтнических конфликтов с конца 1960-х годов. Основными недостатками данного подхода к этничности называют его статичность, а также психологический редукционизм, неспособность принимать во внимание социальные изменения и пренебрежение политическими и экономическими влияниями .
В 70-х годах в США в связи с необходимостью объяснений массовых этнических и расовых движений начали появляться новые концепции этничности. Теория «плавильного котла», которая представляла «ассимиляторское» направление в оценке этнических взаимодействий, стала заменяться концепцией «салатной миски» («букета»). В «салате» при общей консистенции сохраняется и каждый ингредиент (составляющая).
Появляется новое представление об этнической группе и этничности, понимающее этническую группу как общность, объединяемую интересами, а этичность как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе.
Такое представление об этничности стало называться инструменталистским (данный подход известен также как ситуационизм и мобилизационизм). Основателем этой концепции 1 Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. М., 2000. С.ЗЗ. 2 Винер Б.Е., Указ. соч.. С.5.
10 считается норвежский этнолог Ф.Барт1. Его сторонники объясняют сохранение этнических групп потребностями людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма.
Подобные объяснительные мотивы исходят из социально-психологических теорий личности, общения. В известной мере они согласуются с теорией аф филиации и компенсаторных потребностей. Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление.
Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти, поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим. Ключевой идеей данного теоретического направления является «этнический интерес» - люди сознательно мобилизуют этнические символы для достижения своих целей.
К недостаткам инструменталитского подхода можно отнести узкое понимание этнических интересов - только как экономических и политических, а также фактическое отождествление этнических групп с интерес-группами и классами. Кроме того, инструменталисты не в состоянии объяснить, почему люди часто стремятся сохранить свою этничность даже в тех случаях, когда ее сохранение не дает никакого выигрыша.
Согласно третьему — конструктивистскому - подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Широкое распространение образования и средств массовой информации позволило передавать их идеи самым широким массам. Согласно данному подходу этничность создана, это новаторский акт творческого воображения. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и совсем не всегда выражают волю народов.
На Западе представителями этого подхода являются Б.Андерсон, П.Бурдье, Э.Смит, Т.Эриксен, Дж.Клиффорд. В России с начала 1990-х годов активно отстаивает позиции конструктивизма В.А. Тишков.
Работа Бенедикта Андерсона (филолог и культуролог, специалист по культуре Индонезии, род. в 1936 г.) «Воображаемые сообщества. Размышление о происхождении и распространении национализма»2 внесла весомый вклад в рассмотрение проблем национализма3.
Относя работы Ф.Барта к инструменталистскому направлению, мы придерживаемся классификации Б.Винера. В «Этнологии» А.Садохина (М., 2000. С.88) Барт назван конструктивистом. 2 Anderson В. Imagined communites. Reflection on the origin and spead of nationalism. L., N.Y., 1983.
3 Анализ работы Б.Андерсона дается по статье Миллера А.И. «Бенедикт Андерсон: Национализм как культурная система» // Нация и национализм: Пробл.-тематич. сб. / Отв. ред. вып. Миллер А. И. и др. - М., 1999. С. 70-80.
Андерсон представил национализм как культурный артефакт особого рода. По мнению ученого, он связан не с политическими идеологиями (которые рационализированы), а с большими культурными системами, ему предшествующими. Национализм возник из них и как противоположность им. Таким образом, национализм становится уподоблен религиозным общностям и династическому принципу государственного устройства, противостоя, наравне с ними, как марксизму, так и либерализму.
Определение нации в интерпретации Андерсона звучит следующим образом: «воображаемое политическое сообщество, которое обладает неотъемлемыми качествами обособленности и суверенности».
Воображаемыми, по Андерсону, являются все крупные сообщества, где связи между людьми существуют не на основании личных знакомств и контактов. Национализм здесь становится равноправным принципом, стилем воображения нации (как одна из возможных центральных категорий, как и родство, вассалитет, классовый принцип и т.д.).
При этом нельзя считать нацию только фикцией разума - на том основании, что национальные сообщества воображены. Воображаемыми (т.е. не межличностными, но опосредованными чем-либо, например, системой массовой коммуникации) являются только связи между людьми в национальном сообществе.
Центральным в концепции Андерсона, это определено самой постановкой проблемы, явился вопрос: как же нация (как концепция) может быть воображена, а затем моделируема, трансформируема и адаптирована к реальности?
Андерсон сконцентрировал внимание на исследовании представлений, символов и мифов, которые составляли национализм как культурную среду.
Главным фактором национализма он считает социальные коммуникации. И именно печатные языки Андерсон считает основой национального самосознания, т.к. они: фиксированы и стандартизированы - при помощи печати, способствовали уменьшению числа языков (неписьменные становились вариациями, диалектами письменных) через газеты способствовали тому, что множество людей получали одну и ту же информацию оперативно и одновременно.
В заключение анализа концепции Б.Андерсона подчеркнем методологически важное положение. Национализм и нация - явления, принадлежащие реальности. Они стали возможными только в воображаемых сообществах, но воображаемые здесь - не синоним фикции разума, действительной только для этого разума. Термин «воображаемое» сообщество характеризует только природу социальных связей, которые являются обезличенными, анонимными, но не иллюзорными. Это, как нам кажется, очень важное положение (хотя российские интерпретаторы доходят порой в его толковании до степени, противоположной замыслу автора1).
См., например: Коротеева В. В. «Воображенные), «изобретенные» и «сконструированные» нации: метафора в науке. // Этнографическое обозрение, 1993, № 3, С. 154 - 165; Коротеева В. В. Существуют ли общепринятые истины о национализме// Pro et Contra, 1997, том 2, №3.
12 Обзор антропологических работ дает норвежский антрополог Томас Эриксен, чья книга «Этничность и национализм: антропологические перспективы»1 посвященная эволюции и многообразию современных антропологических подходов к изучению этничности и национализма, вышла в 1993 году2.
Эриксен, задумываясь о судьбе исследований националистического дискурса, подчеркивает, что категория «этничность» - основная для антропологии, теоретиками национализма изучена недостаточно. А между тем, есть ряд общих черт и механизмов создания этих типов групповых идентичностей. Их общие черты в том, что они: недавние идеологические конструкты; они используют символы как признаки культурной обособленности группы; национализм требует, чтобы политическая организация была этнической по характеру и представляла интересы этнической группы, а национальное государство обеспечивает легитимность, убеждая граждан, что оно представляет их интересы как культурной общности.
Национализм и этнические идентичности в целом представляют собой отношения, эксплуатирующие механизм родства. В век индустриализации, прогресса, урбанизации, рационализма, которые ослабляют родственные связи, человек не хочет оставаться в социальном и культурном вакууме, поэтому именно национализм берет на себя роль обеспечения безопасности и создает чувство преемственности.
С позиций конструктивизма В.А. Тишков формулирует понимание народа (этнической общности) как группы людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности. Все эти признаки - «результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства»3.
В исследовательской проблематизации националистического дискурса большую роль сьпрал американец Роджерс Брубейкер (Калифорнийский университет). Его книги «Гражданство и национальность во Франции и Германии»4 (1992), «Переосмыслить национализм. Национальность и национальный вопрос в новой Европе»5 (1996) носят историко-социологический характер6.
В его концепции понятия «государство», «национальное меньшинство», представлены не как некоторые постоянные данности, константы, но как постоянно оспариваемые политические поля. Структура политических связей характеризуется 1 Eriksen Т. Н. Ethnicity and nationalism: Anthropological perspectives. - L., 1993.
Анализ работы Т.Эриксена приводится по статье Ховановой О.В. «Томас Эриксен: Категория этничности в современной социальной антропологии»// Нация и национализм. М., 1999. С. 175 - 188. 3 Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России// Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996. №100. С.17. 4 Brubaker R. Citizenship and nationhood in France and Germany. - Cambridge, 1992.
5 Brubaker R. Nationalism refrained. Nationhood and the national question in the new Europe. Cambridge, 1996.
6 Анализ основных положений концепции Р.Брубейкера приводится по статьям Коротеевой В.В. Роджерс Брубейкер: Национальность как "политическое поле" // Нация и национализм: Пробл.-тематич. сб. / Отв. ред. вып. Миллер А. И. и др. - М., 1999. С. 154 - 175; Brubaker R. Myths and Misconceptions in the Study of Nationalism// The State of the Nation: Ernest Gellner and the theory of Nationalism/ edited by John A. Hall. Cambridge, 1998. Pp.272-306.
13 неравным распределением капитала, который является инструментом и целью взаимодействий.
Само понятие «национальное меньшинство» в такой трактовке приобретает вид не фактора этнической демографии, но динамической политической позиции, в которой непременно присутствуют: публично провозглашенное членство, требования к государству признания новой этнокультурной идентичности, требования культурных и (или) политических прав на основании собственной идентичности, в спектре от национальных школ до территориальной независимости).
Таким образом, определение национального меньшинства по Брубейкеру, звучит следующим образом: поле различающихся и конфликтующих позиций, разделенных разными партиями, организациями, движениями или индивидуальными политическими акторами, каждый из которых стремится представлять меньшинство перед самими его членами, государством или внешним миром, т. е. стремится монополизировать легитимное представление группы.
Главным во взаимоотношении государства и национальных меньшинств, по Брубейкеру, является взаимный мониторинг компонентов, динамическая связь, а не составляющие сами по себе. При этом важной является не только регистрация и расшифровка фактов, но и избирательная интерпретация и представление фактов, и их ранжирование.
Теория Брубейкера разрушает представление о нации как консолидированной, единой группе, оставляет место человеческому произволу и снимает проблему детерминирования человеческого поведения системой.
Брубейкер выдвигает свою версию возникновения национализма. По его мнению, представления о национальных интересах определяют идеи о сущности национальной общности, о национальной принадлежности. Национальные интересы Р.Брубейкер понимает как интересы политических институтов, функционирующих в обществе.
Эта дихотомия - деление основ единения на биологические и политические, нам уже знакома по предыдущим работам. Она является очень распространенной. Брубейкер не останавливается только на ее подтверждении. Он формулирует основания, по которым его не удовлетворяет содержательное наполнение этих же номинаций. Так, он говорит, что гражданский, политический национализм часто принимают за хороший, а этнокультурный -за плохой. Однако он считает это принципиальной ошибкой, так как это изначально аналитические, сконструированные категории, к которым не должны применяться подобные оценочные суждения.
Следует сказать и еще об одном немаловажном выводе Брубейкера Как он считает, сама постановка вопроса о «нации», характерная для современных исследователей, предполагает ее существование как данности . Идею нации как социальной реальности автор находит не только у примордиалистов, но и у модернистов (как продукт индустриализации),
1 Напомним, он отошел от этого понимания, считая национализм производным фактором от национальных интересов, определяемых институтами, а национальную идентичность сконструированной.
14 и у конструктивистов (продукт современных социальных коммуникаций) и у субъективистов (ее индикаторы - мифы, память). Те, кто пытается разоблачить и демистифицировать национализм, впадают в ту же ошибку. Она заключается в том, что категория практики принимается как категория научного анализа. Сам Брубейкер склонялся к тому, чтобы социальные и политические науки работали с категорией нации как институциональной формы.
Считая этнонацию социальным конструктом, конструктивисты вместе с тем признают ее значимой реальностью, способной определять действия людей, их мобилизацию для достижения целей.
Использование в работе по исследованию национальных движений конструктивистских и инструменталистских подходов позволяют этнологу не попасть в силки «симпатизирующей этнографии», когда, следуя за риторикой пафосных речей лидеров ассоциаций, исследователь начинает играть роль адвоката или даже манипулируемого романтика, связанного с радикальными активистами и лидерами движений, которых он воспринимает как представителей воли и общего интереса той или иной группы.
Концепции конструктивизма и инструментализма вызывают немало возражений (например, Ю.В.Арутюнян и Л.М. Дробижева резонно замечают, что «немало идей, которые «конструкторы» хотели бы внести в сознание людей, остаются лишь в их собственном воображении, другие же становятся консолидирующей силой в условиях недоступности людям средств массовой информации и системы образования»1), однако они чрезвычайно важны для анализа деятельности ассоциаций коренных малочисленных народов Севера. Конструктивистский и инструменталистский подходы позволяют также объяснить мотивы поведения руководителей национальных движений (в рамках этих направлений они получили нелестное звание «этнических предпринимателей»), скрытые за демагогичными постулатами и, зачастую, идущих в разрез с интересами этноса, от имени которого они выступают.
Данный анализ концепций показывает, что каждая из них обладает своими преимуществами. Однако общий их недостаток заключается в том, что авторы, анализируя конкретные проявления этничности, предлагают слишком узкие схемы, которые не работают на других примерах. Мы солидарны с позицией, складывающейся в современном обществознании, в соответствии с которой «в трактовке этничности обстоятельный анализ требует интеграции всех подходов» . В нашей работе осуществлен именно такой, комплексный подход.
Объектом диссертационного исследования являются региональные общественные организации коренных малочисленных народов Севера, действующие на территории Западной Сибири: Ассоциация коренных малочисленных народов Томской области «Колта
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С.35. 2 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С.35.
15 куп», Ассоциация шорского народа Кемеровской области, Ассоциация «Спасение Югры»
Ханты-Мансийского Автономного Округа, как легитимные формы существования этнических движений.
Предметом исследования выступает деятельность ассоциаций коренных малочисленных народов Севера по решению национально-культурных, экономических и социальных проблем.
Цели и задачи работы. Исследование преследует две основные цели.
Первая цель - выяснение основных тенденций и проблем развития национально-культурных объединений коренных малочисленных народов Севера. В рамках данной цели поставлены следующие задачи: 1. выявить причины появления ассоциаций; 2. определить этапы развития; 3. установить способы саморепрезентации движений.
Второй целью исследования является определение степени влияния ассоциаций коренных малочисленных народов Севера на этнополитическую ситуацию в регионах. В соответствии с данной целью сформулированы следующие задачи: 1. выявить основные аспекты взаимоотношений национально-культурных объединений и власти (как на местном, так и на федеральном уровне); 2. разработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию деятельности межнациональных отношений вообще, и национально-культурных объединений коренных малочисленных народов в частности.
Методологическая основа Сложность и многомерность проблематики потребовала всестороннего междисциплинарного рассмотрения, но всесторонность не должна разрушить целостность и породить эклектичность. Поэтому доминирующим стал методологический принцип поиска синтеза различных концепций, использующихся при научном анализе деятельности этнических движений. За основу взяты принципы объективности, системности, сочетания исторического и логического анализа, раскрытия соотношения общего и особенного в процессе становления и развития предмета исследования. Методологической основой исследования являются работы российских и западных ученых ХХв. по теории этносов и межнациональных отношений: В.А. Тишкова, С.А. Панарина, Р.Брубейкера и других.
Методы исследования. Анализ деятельности этнических движений коренных малочисленных народов Севера проводился с точки зрения их социально-психологических истоков, преемственности авторских школ, становления и трансформации новых подходов, поэтому главным принципом исследования является историзм. Используются также сравнительный анализ, генеалогический метод, синтез, критика. Сравнительный анализ помогает выявить общее и особенное в развитии исследуемых ассоциаций. Генеалогический метод позволяет рассмотреть развитие этой проблематики в динамике. Синтез помогает формированию нового поля для научного изучения исследуемых явлений. Критика дает представление о недостатках традиционных подходов и достоинствах предлагаемых.
Источниковой базой исследования являются федеральное и местное законодательство; Уставы национально-культурных объединений; Планы основных мероприятий и Отчеты о проделанной работе, ежегодно предоставляемые ассоциациями коренных малочисленных народов в региональные Комитеты юстиции; материалы местной и центральной периодической печати; информация, помещенная на сайтах ассоциаций в сети Интернет; материалы газет и бюллетеней, выпускаемых ассоциациями на русском языке: «Туган чер»1, «Защита права коренных малочисленных народов России на традиционный образ жизни и исконную среду обитания» «Слово народов Севера» и ряд других. Используются также материалы, собранные автором в ходе командировок в северные районы Томской области (Парабельский, Каргасокский, Александровский) в 1997,1999, 2000 годах; в Междуреченск и Новокузнецк в 2001-2002 годах, в Нижневартовский, Ханты-Мансийский и Березовский районы Ханты-Мансийского Автономного Округа в 2002 году. Были проведены свободные интервью с президентами областных и окружных Ассоциаций, руководителями районных отделений Ассоциаций, рядовыми членами объединений. В работе над диссертацией использованы также материалы включенных наблюдений автора: стенографии съездов и собраний, записи концертных выступлений, уроков краеведения и селькупского языка и т.д.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое крупное исследование, специально посвященное системному изучению феномена появления и функционирования ассоциаций коренных малочисленных народов Севера в конце ХХв., исследованию основных тенденций их развития. В работе впервые вводится в научный оборот целый комплекс архивных документов и материалов, собранных автором, связанных
1 Бюллетень издается городским отделением Ассоциации шорского народа г.Междуреченска «Алтын шор» с 1995г.
2 Бюллетень был издан Ассоциацией «Колта куп» в Томске в 2002г. Выпуск подобных бюллетеней планируется сделать ежегодным.
3 Газета издается с 1998г., одним из соучредителей ее является Ассоциация «Спасение Югры».
17 с деятельностью ассоциаций коренных малочисленных народов Севера Томской,
Кемеровской областей и Ханты-Мансийского округа.
Теоретическое и практическое значение работы. Представленные в диссертации материалы существенно дополняют уже имеющиеся знания в области этнополитологии. Методология, концепция, собранный и обобщенный материал позволяют продолжить углубленное изучение и прогнозировать будущее ассоциаций коренных народов в полиэтнических регионах.
Материалы диссертации могут быть использованы в законотворчестве, в конкретной работе по оптимизации деятельности национально-культурных объединений, при решении задач культурного развития этносов и этнических групп, проживающих в полиэтнических регионах, а также в преподавании курсов по этнологии и этнополитологии в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Базовые идеи, положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в шести публикациях автора и на нижеследующих конференциях и семинарах: Международный психологический симпозиум «Человек ноэтический» (Томск, 1998); XXII Дульзоновские чтения (Томск, 2000); Семинар, посвященный проблемам национализма (Будапешт, 2001); Международная конференция «Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы» (Москва, 2001); Шестые краеведческие чтения «Мира не узнаешь, не зная края своего» (Нижневартовск, 2002), Всероссийская научно-практическая конференция «Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. К 120-летию Музея археологии и этнографии Сибири Томского Государственного Университета» (Томск, 2003).
Структура диссертации. Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы. Первая глава состоит из 4 разделов. Информация в первых трех разделах систематизирована в хронологическом порядке с момента основания ассоциаций по настоящее время, четвертый раздел первой главы - аналитический: рассматриваются причины формирования ассоциаций, этапы их развития, способы репрезентации, степень вовлеченности представителей аборигенных этносов в работу ассоциаций. Во второй главе, состоящей из трех разделов, рассматривается влияние национальных ассоциаций коренных народов на общественно-политическую ситуацию в регионах; исследуются причины,
18 способные вызвать межнациональную напряженность; даются практические рекомендации по предотвращению межэтнических конфликтов.
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа «Спасение Югры»
Подобные объяснительные мотивы исходят из социально-психологических теорий личности, общения. В известной мере они согласуются с теорией аф филиации и компенсаторных потребностей. Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление.
Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти, поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим. Ключевой идеей данного теоретического направления является «этнический интерес» - люди сознательно мобилизуют этнические символы для достижения своих целей.
К недостаткам инструменталитского подхода можно отнести узкое понимание этнических интересов - только как экономических и политических, а также фактическое отождествление этнических групп с интерес-группами и классами. Кроме того, инструменталисты не в состоянии объяснить, почему люди часто стремятся сохранить свою этничность даже в тех случаях, когда ее сохранение не дает никакого выигрыша.
Согласно третьему — конструктивистскому - подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков. Широкое распространение образования и средств массовой информации позволило передавать их идеи самым широким массам. Согласно данному подходу этничность создана, это новаторский акт творческого воображения. Ключевую роль в мобилизации членов этнической группы на коллективные действия во имя политических или социальных целей играют лидеры, которые нередко преследуют собственные цели и совсем не всегда выражают волю народов.
На Западе представителями этого подхода являются Б.Андерсон, П.Бурдье, Э.Смит, Т.Эриксен, Дж.Клиффорд. В России с начала 1990-х годов активно отстаивает позиции конструктивизма В.А. Тишков.
Работа Бенедикта Андерсона (филолог и культуролог, специалист по культуре Индонезии, род. в 1936 г.) «Воображаемые сообщества. Размышление о происхождении и распространении национализма»2 внесла весомый вклад в рассмотрение проблем национализма3. Андерсон представил национализм как культурный артефакт особого рода. По мнению ученого, он связан не с политическими идеологиями (которые рационализированы), а с большими культурными системами, ему предшествующими. Национализм возник из них и как противоположность им. Таким образом, национализм становится уподоблен религиозным общностям и династическому принципу государственного устройства, противостоя, наравне с ними, как марксизму, так и либерализму. Определение нации в интерпретации Андерсона звучит следующим образом: «воображаемое политическое сообщество, которое обладает неотъемлемыми качествами обособленности и суверенности». Воображаемыми, по Андерсону, являются все крупные сообщества, где связи между людьми существуют не на основании личных знакомств и контактов. Национализм здесь становится равноправным принципом, стилем воображения нации (как одна из возможных центральных категорий, как и родство, вассалитет, классовый принцип и т.д.). При этом нельзя считать нацию только фикцией разума - на том основании, что национальные сообщества воображены. Воображаемыми (т.е. не межличностными, но опосредованными чем-либо, например, системой массовой коммуникации) являются только связи между людьми в национальном сообществе. Центральным в концепции Андерсона, это определено самой постановкой проблемы, явился вопрос: как же нация (как концепция) может быть воображена, а затем моделируема, трансформируема и адаптирована к реальности? Андерсон сконцентрировал внимание на исследовании представлений, символов и мифов, которые составляли национализм как культурную среду. Главным фактором национализма он считает социальные коммуникации. И именно печатные языки Андерсон считает основой национального самосознания, т.к. они: 1. фиксированы и стандартизированы - при помощи печати, 2. способствовали уменьшению числа языков (неписьменные становились вариациями, диалектами письменных) 3. через газеты способствовали тому, что множество людей получали одну и ту же информацию оперативно и одновременно. В заключение анализа концепции Б.Андерсона подчеркнем методологически важное положение. Национализм и нация - явления, принадлежащие реальности. Они стали возможными только в воображаемых сообществах, но воображаемые здесь - не синоним фикции разума, действительной только для этого разума. Термин «воображаемое» сообщество характеризует только природу социальных связей, которые являются обезличенными, анонимными, но не иллюзорными. Это, как нам кажется, очень важное положение (хотя российские интерпретаторы доходят порой в его толковании до степени, противоположной замыслу автора1). Обзор антропологических работ дает норвежский антрополог Томас Эриксен, чья книга «Этничность и национализм: антропологические перспективы»1 посвященная эволюции и многообразию современных антропологических подходов к изучению этничности и национализма, вышла в 1993 году2. Эриксен, задумываясь о судьбе исследований националистического дискурса, подчеркивает, что категория «этничность» - основная для антропологии, теоретиками национализма изучена недостаточно. А между тем, есть ряд общих черт и механизмов создания этих типов групповых идентичностей. Их общие черты в том, что они: 1. недавние идеологические конструкты; 2. они используют символы как признаки культурной обособленности группы; 3. национализм требует, чтобы политическая организация была этнической по характеру и представляла интересы этнической группы, а национальное государство обеспечивает легитимность, убеждая граждан, что оно представляет их интересы как культурной общности. Национализм и этнические идентичности в целом представляют собой отношения, эксплуатирующие механизм родства. В век индустриализации, прогресса, урбанизации, рационализма, которые ослабляют родственные связи, человек не хочет оставаться в социальном и культурном вакууме, поэтому именно национализм берет на себя роль обеспечения безопасности и создает чувство преемственности.
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп»
Следует отметить, что в Программе Ассоциации несколько раз встречается слово «суверенитет», ставшее особенно популярным в конце 1980-х годов (частота его употребления в программных документах различных движений была своеобразным индикатором националистических настроений в республиках и округах). Однако в данном документе оно используется в значении «экономический суверенитет» — декларируется «приоритет самобытности народной жизни над интересами промышленного освоения»1, проблема же политического суверенитета рассматривается весьма узко — члены Ассоциации не выступали борцами за экономическую и политическую самостоятельность округа, а требовали лишь, чтобы интересы коренных народов были представлены на всех уровнях местной власти.
Важно подчеркнуть, что хотя члены Ассоциации «Спасение Югры» не были сторонниками изменения статуса округа, национальную карту умело разыграли власти ХМАО в борьбе за расширение властных полномочий, а, следовательно, и за упрочение собственных позиций. Округ располагает крупными запасами разнообразных полезных ископаемых и является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации. На его территории открыто более 500 нефтяных и газонефтяных месторождений с запасами около 20 млрд. тонн. Прогнозные запасы нефти оцениваются в 35 млрд. тонн. По запасам природного газа Ханты-Мансийский округ занимает второе место в РФ после Ямало-Ненецкого округа Естественно, что за такие «закрома родины» развернулась нешуточная борьба.
Конфликт властей Тюменской области и ХМАО о разделении властных полномочий особенно остро разгорится в начале 1990-х годов, а в 1989г. В.Чуриловым и другими партийными чиновниками округа через местные средства массовой информации начинает вестись активная агитация населения в пользу повышения статуса ХМАО. В своем докладе на октябрьском пленуме окружного комитета партии первый секретарь окружкома КПСС В.А. Чурилов заявил: «Путь к спасению Югры, ее динамичному развитию, гармонизации интересов страны и населения автономного округа проходит через повышение его государственно-правового статуса, хозяйственной самостоятельности и ответственности. Это нужно, чтобы решать административно-территориальные вопросы на своей территории, обеспечить защиту природы, развивать культуру и язык коренных народов ...Повышение статуса автономии - это не самоцель. Это средство достижения более высокого уровня жизни народа. Результатом должно быть значительное улучшение экономической и социальной ситуации для коренного населения.»
Не успев появиться на свет, новая общественная организация сразу же становится активным участником политической жизни округа. Ханты-Мансийский Окружком КПСС, окружком ВЛКСМ для большего веса в глазах избирателей решили идти на выборы 4 ноября 1990 года в местные и республиканские советы народных депутатов единой платформой с Ассоциацией «Спасение Югры». С ноября 1989г. региональная печать начинает публикацию предвыборной агитации этого политического блока. Естественно, данный альянс был весьма успешен - нужные власти люди заняли на выборах нужные посты.
К февралю 1990 года Ассоциация значительно пополнила свои ряды - в ней состояло уже около полутора тысяч человек. Во всех районах проживания коренных малочисленных народов были созданы первичные ячейки. Всего их было образовано около 20. Так, например, в Сургутском районе было создано районное отделение «Спасения Югры». Его президентом был избран преподаватель физкультуры Егор Кельмин. «Изъятие мест традиционного промысла из промышленной разработки, сохранение самобытной культуры ханты, манси, возрождение традиций, создание национальных школ»3 - такими виделись основные задачи руководителю Сургутского отделения «Спасения Югры». Дочерние отделения сургутской районной ассоциации были созданы в поселках Угут, Лянтор, Сытомино.
В феврале 1990г. состоялся 2 съезд окружной ассоциации «Спасение Югры». С основными докладами на съезде выступили ее президент, Т.С. Гоголева и заведующий отделом народов Севера окрисполкома В.М. Куриков. На съезде обсуждались изменения в жизни коренных народов, рассматривались возможности Ассоциации в оказании помощи коренным народам. Решались также проблемы становления первичных ячеек «Спасения Югры» - этому вопросу были посвящены выступления активистов движения О.А. Кошмановой, Е.Н. Туева, В.И. Нюлякова, Т.Г. Харамзина, Е.Р. Кельмина.
На 2 съезде были рассмотрены вопросы преимущественного приема в вузы абитуриентов из числа коренных жителей; совместно с окружным комитетом по охране природы выработана резолюция о недопустимости строительства Сургутского нефтехимкомплекса из-за его неполной экологической экспертизы, утверждены границы территорий приоритетного природопользования.
Съезд отредактировал и принял к действию Устав и Программу Ассоциации, выработал платформу для выступления делегатов на Всероссийском съезде малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, принял обращение к партийным, советским, хозяйственным руководителям округа, призыв к избирателям поддержать кандидатов в депутаты - членов Ассоциации, программу ее деятельности на 1990 год4. В конце марта в Москве состоялся первый съезд Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В его работе активное участие принимала делегация из ХМАО.
В целях сохранения традиционных отраслей хозяйства как материальной основы жизнеобеспечения и духовной культуры малочисленных народов Севера исполком Совета народных депутатов автономного округа принял решение от 09.08.89 г. №116 "Об образовании территорий приоритетного природопользования коренного населения", которое было позднее утверждено решением Совета народных депутатов Ханты - Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 года. Этим же решением Совета народных депутатов был утвержден «Статус территории приоритетного природопользования коренного населения Ханты - Мансийского автономного округа». Ханты-Мансийский округ стал первым регионом Российской Федерации, в котором были легитимизированы права на родовые угодья.
Согласно «Статусу...» территории приоритетного природопользования образуются с целью обеспечения условий сохранения и развития исторически сложившихся отраслей хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство, звероводство, сбор и переработка дикоросов) как материальной основы жизнеобеспечения и духовной культуры народов Севера. Для образования территорий приоритетного природопользования предполагалось изъять отдельные земли, занятые под промышленным освоением. Выделенные территории были закреплены за предприятиями традиционных отраслей хозяйствования -госпромхозами, коопзверпромхозами, оленеводческими совхозами, рыбколхозами.
Летом 1990г. в Ханты-Мансийске был проведен фольклорный фестиваль «На Семи Холмах». «Запрещенные» языческие обряды, возродившись к жизни, вызывали большой интерес и у участников, и у гостей фестиваля. Медвежий праздник прошел со всеми ритуалами, священными песнями, интермедиями охотничьего театра. Сами организаторы этого фестиваля, активисты движения, рассматривали его проведение как победу «Спасения Югры»1.
Ханты-Мансийский Автономный Округ
Усиление этноцентризма в сознании коренных малочисленных народов Севера в конце1980х - начале 1990х годов привело к тому, что напряженность в межнациональных отношениях в исследуемых регионах возросла. Однако эта напряженность никогда не перерастала в фазу вооруженного противостояния. Исследователи вообще отмечают высокий уровень толерантности в сибирском регионе1. Сложный этнический состав, национально-смешанное расселение, высокий процент национально-смешанных браков обусловили формирование в Сибири многоконтурной системы межнациональных установок. Сказывается длительность совместного проживания людей разных национальностей, достаточно благоприятные установки на межнациональное общение, менее кризисная по сравнению с другими регионами России экономическая ситуация. Тем не менее, существует ряд противоречий, на основе которых возможно возникновение межнациональных конфликтов. К ним относятся углубление экономического кризиса России, рост преступности и коррупции, обесценивание человеческой жизни, кризисные явления на уровне личности, нерешенность многих социальных проблем и другие факторы.
В данной главе рассматривается влияние деятельности ассоциаций коренных малочисленных народов Севера на текущую общественно-политическую ситуацию в Томской, Кемеровской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Используются работы по этнологическому мониторингу Томской области (И.В. Нам, 2001) , Ханты-Мансийского округа (И.Косиков Л.Косикова, 1998)3; которые основаны на стандартной системе индикаторов этнической конфликтности, разработанной В.Тишковым. Для анализа привлекается также экспертная информация, помещенная на страницах Бюллетеня сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, выходящего с 1993г. в рамках проекта «Урегулирование конфликтов в постсоветских государствах». Используются данные социологических опросов, проведенных в национально-смешанных селах Ханты-Мансийского автономного округа и Томской области, другие материалы. Широкий круг источников обусловлен тем обстоятельством, что межнациональные отношения следует рассматривать через призму всех социальных процессов, происходящих в конкретном регионе. Такое рассмотрение позволит увидеть действительную картину складывающейся этносоциальной ситуации. Наименее представлен анализ этнополитической ситуации в Кемеровской области, так как в настоящее время отсутствует обобщающая информация по этому региону.
Система индикаторов этнической конфликтности, разработанная В.Тишковым содержит 46 параметров — факторов и условий этнополитического развития, которые тематически охватывают главные аспекты жизни общества. Все индикаторы можно объединить в 7 категорий: среда и ресурсы; демография и миграции; власть, государство и политика; экономика и социальная сфера; культура, образование, информация; контакты и стереотипы; внешние условия. нефтяных компаний. Подтверждают этот вывод слова известного поэта и оленевода Ю.Вэллы, снискавшего в 1990-х годах славу борца за права коренных малочисленных народов, который, говоря об экономических соглашениях, отмечает, что «это своего рода подачки... по этим соглашениям можно получить компенсации и купить лодку...Но что в жизни получается? Оленеводы разрешают за эти лодки строить на своих угодьях что угодно, народ разлагается и деградирует. Побеждает дух иждивенчества Я знаю уже несколько десятков семей, которые, грубо говоря, «отстегнув» нефтяникам землю своих предков и получив за это какие-то гроши, перестали пасти оленей и ходить на рыбалку и живут теперь от подачки к подачке»1. После принятия Земельного Кодекса РФ в 2001г. для приведения в соответствие с нормами федеральных нормативных правовых актов в округе было приостановлено действие положения "О статусе родовых угодий", законов "О земле" и "О порядке предоставления и изъятии земельных участков". Опыт становления семейных и общинных родовых угодий свидетельствует о низкой эффективности их функционирования, особенно общинных, из-за отсутствия специалистов по управлению и экономике. Некоторые родовые общинные угодья прекратили существование именно по этой причине. Индикатор 3. Недра (оценка запасов ресурсов, использование, доступ, пользователь, дивиденды) В округе разработан и принят окружной Закон "О недропользовании"2. В нем предпринята попытка разрешить конфликт интересов крупных нефтяных компаний, коренных народов и организаций местного самоуправления в отношении использования природных ресурсов округа. Закон содержит 130 статей. Наряду с федеральным законодательством о недрах он регулирует отношения владения, пользования и распоряжения недрами, возникающие в процессе геологического изучения, промышленного использования и охраны недр на территории округа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды. Еще одна особенность округа - наличие родовых угодий, и если добыча ведется на территории родового угодья, то часть платежей за добычу, поступающих в бюджет округа, используется для социально-экономического развития малочисленных народов Севера. Акцизы за добытую на территории округа нефть все целиком - 100% поступают в федеральный бюджет3. На первый взгляд отношения недропользователя с владельцем родового угодья складываются на весьма выгодных для местного населения условиях. Размеры компенсационных выплат могут достигать двадцати минимальных размеров оплаты труда в квартал на одного члена родового угодья в течение всего срока соглашения (около 500 рублей в месяц).
Факторы межэтнической напряженности. Способы стабилизации межэтнической обстановки
В лаборатории языков народов Сибири ТГПУ разработан учебный план специализации по языкам малочисленных народов Сибири, предусматривающий 5-летний срок обучения. Квалификационный блок учебного плана по селькупскому языку включает 10 спецкурсов. Основная их часть выполняется сотрудниками лаборатории. Студенты получают около 800 часов аудиторной нагрузки за 5 лет обучения. На каждый семестр отводится по 80 часов. В учебном плане предусмотрены следующие спецкурсы: введение в уралистику, фонетика, грамматика селькупского языка, практика речи, методика преподавания, устное народное творчество, социолингвистика, культура народа, лексикология, этнолингвистика Планируется полевая учебная практика, экспедиционная работа, маршруты которой будут регламентироваться возможностями финансирования.
Индикатор 31. Средства массовой информации На Томском областном радио с 2000 г. выходит программа «Рукопожатие», посвященная различным событиям в этно-культурной жизни региона. С 2000 г. выходит еженедельная газета «Томские новости» - орган областной администрации (тираж - 13 тыс. экз.). Газета дважды выходила с межнациональной страницей «Рукопожатие». С марта 2001 г. начал выходить ежемесячный спецвыпуск газеты «Томские новости» - «Родные - разные», рассказывающий о быте населения области, деятельности национально-культурных объединений. Диалог культур - центральная идея и газеты «Соседи», издаваемой Комиссией по правам человека. Ассоциация «Колта куп» не имеет собственных печатных изданий. Индикатор 32. Традиционные праздники и обряды С 1997 г. проводится ставший уже традиционным фестиваль "День дружбы народов". С 1998 г. этот праздник проводится ежегодно 1 мая при участии областной администрации3. В 2001 и 2002гг. в рамках фестиваля, кроме ярмарки и традиционного концерта были организованы тематические выставки в музеях и библиотеках города. В селе Парабель Парабельского района и деревне Иванкино Колпашевского района Томской области членами ассоциации «Колта куп» ежегодно отмечаются возрожденные праздники «Праздник солнца» (в конце весны) и селькупский Новый год (в начале осени). Индикатор 34. Групповые требования и жалобы Национальные организации групповых акций протеста не устраивали, но имели место антисемитские и антикавказские акции. Групповые требования, выдвигаемые в Томске национальными организациями, связаны преимущественно с возвратом и реставрацией культовых и исторических зданий. Характер групповых этнических требований и жалоб носят письма и ходатайства, связанные с тревогой за судьбу национальных сел и малокомплектных школ в этих селах. Наиболее отчетливо оформились коллективные требования коренных малочисленных народов Севера, объединившихся в Ассоциацию "Колта куп". В "Программе действий" на 2001-05 гг. сформулированы следующие задачи: возрождение национально-территориального или общинного самоуправления коренных народов; повышение уровня образования, сохранения и развития национальной культуры, традиций и обычаев северных народов; повышение профессионально-трудовой мобильности аборигенного населения, формирование системы подготовки и переподготовки, содействие занятости; создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, фермерства, семейно-родовых и общинных форм кооперации; развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования коренных народов - рыболовства, оленеводства, охотничьего промысла и др.; развитие производственной базы переработки сырья и продукции традиционных отраслей хозяйствования, внедрение новых технологий переработки продукции традиционных отраслей хозяйствования; восстановление закупочно-заготовительной и снабженческо-сбытовой системы территорий компактного проживания коренных народов, развитие факторийных форм торговли и товарообмена и создание рынков сбыта продукции собственного изготовления, снижение зависимости от завоза продовольствия; контроль за сохранением экологического равновесия территории компактного проживания коренных народов, расширение природоохранных территорий и заповедных зон с учетом традиционного природопользования и хозяйственной деятельности народов Севера; социальная защита коренных народов, совершенствование системы социальных льгот и гарантий, в том числе предоставляемых в процессе трудоустройства, образования, получения (приобретения) жилья, оказания медицинской помощи. Индикатор 35. Прошлые конфликты и коллективные травмы Аборигенное население - малочисленные селькупы, ханты, чулымские тюрки, эвенки, а также томские татары испытали "культурный шок" с началом русской колонизации XVII в. Но их традиционный уклад жизни все же сохранялся до начала XX в. Более сильным ударом по культурной самобытности явилась проводимая советской властью в 1930-х гг. коллективизация. Людей заставляли переходить к оседлому образу жизни, вступать в колхозы, артели, часто навязывали несвойственные им занятия, такие, как, земледелие, работу в сфере обслуживания. Их сселяли из мест исконного жительства из таежных глубинок в крупные поселки, расположенные на больших водных магистралях, отделенных десятками, а иногда и сотнями километров от основных охотничьих угодий и богатых рыбой водоемов. В этих поселках были клубы, столовые, библиотеки, но охотники и рыбаки не могли применить там свои профессиональные навыки, деквалифицировались, превратились в разнорабочих. Столь же ощутимый вред принесли многочисленные постановления о ликвидации кочевания1. Невосполнимый ущерб традиционному образу жизни коренных народов нанесли многочисленные кампании 1950-70-х гг. по укрупнению колхозов и ликвидации неперспективных деревень. В те годы в разряд неперспективных попали почти все поселки чулымцев, большинство их было вынуждено переселиться из однородных по этническому составу поселений в крупные, с численно преобладающим русским и иным пришлым населением. За 30 лет в восточной части Тегульдетского района численность чулымцев сократилась на 21%, в западной - на 67%, а в центральной, напротив, возросла на 27%2. Большая их часть оказалась в районном поселке Тегульдет, где они оказались фактически безработными, поскольку там нет необходимых условий для занятий рыболовством и охотой. Сторожа, технички, вахтеры, разнорабочие - вот основной спектр занятости коренных малочисленных народов Севера. В то же время традиционные занятия стали для них практически недоступны. В 1990-91 гг. ни один чулымец не получил лицензии на охоту и всего 7 человек из их числа числились в штате охотников. Промысловым рыболовством занимается вообще один человек. Отрыв от привычного уклада привел народы севера в состояние психологической угнетенности, что повлекло за собой болезни социального генезиса (туберкулез и др.). Алкоголизм и связанное с ним асоциальное поведение стали характерными чертами. Утрата родного языка промысловой и бытовой культуры, привели к появлению в северных поселках прослойки люмпенизированного населения, не обладающего какими-либо профессиональными навыками. Зачастую их судьба трагична: ранняя смерть или инвалидность на почве пьянства, тюрьма в результате хулиганства или совершения бытовых преступлений. Тюремный опыт становится распространенным среди народов Севера.