Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы Зотова Наталья Александровна

История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы
<
История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зотова Наталья Александровна. История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 : Москва, 2003 232 c. РГБ ОД, 61:04-7/138-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Ираноязычные поселения Северо-Западной Ферганы в древности и средневековье . 23

Географическая характеристика Северо-Западной Ферганы . 23

Исторический обзор. 29

Возникновение и развитие ираноязычных поселений . 33

Глава 2. Население Наманганского уезда на рубеже XIX - XX вв. Демографические процессы и этнический состав . 70

Численность населения уезда . 70

Этнический состав уезда. 75

Этнический состав отдельных волостей. 85

Глава 3. Таджикские селения Северо-Западной Ферганы в конце XIX - начале XX в. 125

Глава 4. Таджикские селения изучаемой территории в XX в. 164

Аштский район Согдийской области Таджикистана. 167

Алабукинский район Джелалабадской области Киргизстана. 176

Наманганская область Узбекистана. 179

Заключение. 194

Библиография. 204

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертационное исследование посвящено проблеме сложения современного таджикоязычного населения Северо-Западной Ферганы. Ферганская долина - регион с богатой историей, сложными процессами формирования многонационального населения. Изучение формирования населения Ферганской долины - проблема, привлекавшая внимание исследователей, однако, для разных территориальных частей данного региона она решалась далеко не равномерно и не полно.

Территория Северо-Западной Ферганы с древнейших времен составляла единую историко-культурную область, где протекали общие процессы расселения, перемещения населения, формирования системы поселений и т.д. Тема работы актуальна в общеисторическом плане; настоящее исследование заполняет существенную лакуну в проблеме изучения населения всей Ферганской долины.

Большинство населения изучаемого региона составляют узбеки и таджики. Проблемы резкого увеличения числа узбеков на рубеже XIX-XX вв., взаимосвязей данных народов и сокращения численности таджиков в связи с изменением ими своего этнического самосознания обсуждалась широким кругом исследователей, в первую очередь, применительно к ситуации в городах Бухаре и Самарканде.

Таджикские ученые считают, что "превращение" таджиков в узбеков происходило насильственным путем в результате проведения политики пантюркизма в первые годы Советской власти и фальсификации данных первой советской переписи 1926 г. [Р.Масов, 1991, с.ПЗ; Р.Р.Рахимов, 1991, с.14, 17-18]. Узбекские ученые настаивают на том, что данный процесс был результатом естественной ассимиляции. В целом, признавая роль иранской культуры, узбекские исследователи подчеркивают значительную степень смешения тюркоязычных и ираноязычных жителей Средней Азии [Л.Левитин, 2001]. Однако, это является скорее констатацией реальности XX в., когда большинство жителей Узбекистана говорят на узбекском языке, и в их паспортах записана узбекская национальность. Российские исследователи, более свободные от политической ангажированности, рассматривают данную проблему не столь однозначно. Так, О.А.Сухарева по поводу г.Бухары отмечала, что определение этнической принадлежности населения города является сложным вопросом. Поскольку население является смешанным по происхождению, здесь уместно говорить о локальном типе бухарцев [О.А.Сухарева,

1966, с. 128, 139-142]. Схожей точки зрения придерживаются зарубежные ученые [O.Chika, 2001; O.Roy, 2000; Sh.Akiner, 1997].

На основе приведенных взглядов на данную проблему можно сформулировать три основные гипотезы: происходила естественная ассимиляция ираноязычного населения (таджиков) узбеками; этот процесс происходил насильственным путем. Представители третьей точки зрения придерживаются мнения о том, что вплоть до рубежа XIX-XX вв. узбеков и таджиков как народов не существовало; в данный период они были искусственно сформированы по политическим и иным основаниям [С.Н.Абашин, 2001, с.44].

Таким образом, настоящее исследование, в котором рассматривается проблема выделения таджиков на примере Северо-Западной Ферганы, важно для решения теоретических споров о природе этничности. Кроме того, исследование актуально для понимания политических споров, имеющих место на государственном уровне между Таджикистаном и Узбекистаном. Распад СССР привел к обострению отношений между Узбекистаном и Таджикистаном. Научная дискуссия о естественной и насильственной ассимиляции таджиков узбеками приняла форму межгосударственного противостояния. Политические споры касаются территориальных претензий Таджикистана на города Бухару, Самарканд и другие регионы и могут служить фактором напряженности и межэтнических конфликтов как внутри республик, так и на межгосударственном уровне.

Помимо исторических и общетеоретических аспектов, исследование актуально с точки зрения изучения современной этнополи-тической ситуации в северо-западной части Ферганской долины, территория которой в настоящий момент входит в состав трех государств - Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана.

Предмет исследования. Для изучения формирования таджи-коязычного населения мной выбрана представительная территория, во многом отличная от других регионов Ферганской долины по особенностям расселения - северо-западная часть Ферганской долины.

Предмет исследования - поселения Северо-Западной Ферганы, в этническом составе которых на рубеже XIX-XX вв. таджики составляли большинство или значительную часть. Номенклатура таких поселений изменялась с течением времени. В древности основная часть населения Ферганской долины являлась ираноязычной; по мере продвижения в долину тюркоязычных кочевников, роль тюркского компонента в этническом составе как всей Ферганской долины, так и ее северо-западной части, становилась все более заметной. Число ираноязычных поселений постепенно сокращалось.

В качестве отправной точки для настоящего исследования мной взята номенклатура таджикских селений на начало XX в. Это связано с тем, что в данный период появляются первые статистические источники, оперирующие данными о национальном составе жителей селений изучаемого региона. Статистические данные требуют уточнения при помощи полевых этнографических материалов, а события начала XX в. отражены в реальной исторической памяти населения. Комплекс сведений позволяет осветить развитие изучаемых селений в период конца XIX - конца XX в. достаточно подробно. В нескольких изучаемых селениях региона уже в данный период происходило постепенное изменение этнического состава жителей. Мной рассматриваются такие селения, в которых с давних времен проживало оседлое ираноязычное население, а процесс изменения этнического состава начался сравнительно недавно.

На протяжении XX в. число таджикских селений заметно сократилось; поэтому мною исследовалось и современное расселение таджиков на территории изучаемого региона.

Необходимо отметить, что существуют работы, рассматривающие население всей Ферганской долины в различные исторические периоды. Для отдельных частей данного региона проводились детальные исследования формирования системы расселения, движения населения. В северо-западной части Ферганской долины подобные исследования проводились только для территории Аштского р-на Согдийской (б.Ленинабадской) обл. Таджикистана. Для смежных территорий Наманганской обл. Узбекистана и Джелалабадской обл. Киргизстана такие исследования не проводились. Таким образом, территория, выбранная для исследования, с позиций истории формирования населения является практически неизученной.

Объект данного исследования - население Северо-Западной Ферганы, поселенческие, этнические и демографические процессы, протекавшие на данной территории в XIX-XX вв. Реальное конкретно-историческое содержание такой темы, как сложение населения, может быть понято, только если рассматривать его в качестве динамической структуры, реализующей себя не только в каком-либо одном аспекте (расселении, передвижении населения), но и в совокупности реальных взаимосвязей. Такие взаимосвязи проявляются в отношениях различных этнических групп между собой, в хозяйственно-экономических отношениях и прочих аспектах общественной жизни населения. При изучении формирования и развития селений учитывается и географический фактор, его влияние на характер расселения.

Географическая характеристика Северо-Западной Ферганы

Для проведения настоящего исследования необходимо установить границы изучаемого региона и дать характеристику географических условий местности. Это позволит проследить основные закономерности расселения с древнейших времен до настоящего времени и проследить зависимость характера расселения от ландшафтных комплексов.

Название "Северо-Западная Фергана" в значительной степени условно и может быть применено к территории, расположенной на северо-западе Ферганской долины и занимающей правобережье р.Сырдарьи. С севера, юга и востока рассматриваемая территория имеет четкие природные рубежи, западную границу провести достаточно сложно, хотя формально Ферганская долина начинается с т.н.Ходжентских ворот у г.Hay Согдийской области Таджикистана. С севера изучаемая территория ограничена склонами Кураминского хребта и, на северо-востоке, Чаткальского. Кураминский и Чаткаль-ский хребты относятся к горной системе Тянь-Шаня, постепенно выполаживающейся у своего западного окончания. Западной границей рассматриваемой территории считается линия, условно проводимая на север от восточного окончания Кайраккумского водохранилища; здесь низкие отроги Кураминского хребта подходят практически к Сырдарье. Восточнее меридиана г.Намангана р.Нарын, пропиливая Чаткальский хребет, образует естественный рубеж. В районе Намангана реки Нарын и Карадарья сливаются; здесь начинается одна из двух крупнейших артерий Средней Азии -р.Сырдарья.

Северо-Западная Фергана географически относится к Ферганской котловине (иначе называемой Ферганской долиной) и ее горному обрамлению. Перепад высот между дном Ферганской котловины и окружающими ее горными хребтами очень велик. Дно Ферганской котловины расположено, в среднем, на высоте 350-450 метров над уровнем моря, высшая точка Чаткальского хребта - 4503 м. Такой значительный перепад высот обуславливает большое разнообразие природных условий изучаемой территории. С увеличением абсолютной высоты над уровнем моря климат становится холодней. Горные хребты служат своеобразным заслоном на пути воздушных масс; воздух, поднимаясь по склонам и охлаждаясь, отдает влагу, поэтому на склонах выпадает гораздо больше осадков, чем на прилегающих низменных территориях. Такое изменение температуры и количества осадков с высотой приводит к закономерному изменению типов растительности и почв. Таким образом, для зоны предгорий характерно разнообразие, чередование природных условий, что делает их местом, исключительно благоприятным для заселения.

Остановлюсь подробнее на характеристике природных комплексов Северо-Западной Ферганы. Здесь имеются следующие основные виды ландшафтов: 1. Эродированные (сильно изрезанные, разрушенные водными потоками) южные склоны Кураминского и Чаткальского хребтов. 2. Наклонные предгорные равнины. 3. Адыры. 4. Межадырные и внешние (заадырные) слабопокатые равнины. 5. Ландшафты долины Сырдаръи.

Поясню данную вертикальную схему ландшафтов. Верхний ярус образуют южные склоны Кураминского и Чаткальского хребтов, имеющие значительную крутизну. Высшая точка Кураминского хребта - г.Бобои Об (3770 метров над уровнем моря), высшая точка Чаткальского хребта - п.Чаткал (4503 м). Многочисленные водные потоки, реки и ручьи, быстро стекая вниз по крутым склонам, образуют глубокие долины, размывая склоны хребтов и врезаясь в них. Горные хребты и их отроги окружены широкой полосой предгорий. Здесь уклон поверхности становится значительно меньше, и на высоте 900 - 1000 м хребты переходят в наклонные предгорные равнины. Равнины слабо расчленены, их высоты постепенно снижаются до 700 - 800 м.

Невысокие предгорные гряды, сложенные продуктами разрушения гор, формируют особый тип ландшафта. Эти гряды выступают на юг и отделены от самих хребтов зоной понижений. Эти возвышенные участки, находясь в условиях очень сухого климата, почти лишены растительности, почвы на них ничем не закреплены и легко размываются. Такие невысокие, обычно сильно расчлененные передовые возвышенности называются адырами. Адыры покрыты мощным пластом лессовых (тонкодисперсных, пылеватых) отложений. Лесс - это отложения, образованные в результате переноса ветром пыли пустынь и степных регионов на значительные расстояния. Лессовые почвы в условиях Ферганской долины малоплодородны. К тому же, адыры, возвышаясь над прилегающей территорией, сильно подвержены размыванию и разрушению. Данные территории резко выделяются среди окружающих безжизненностью, т.к. практически непригодны для заселения. За адырами ближе к горам расположены т.н. заадырные впадины, образующие зону чередующихся понижений. Заадырные впадины сложены продуктами разрушения горных пород, которые накапливаются в них путем сноса продуктов разрушения с гор и аккумуляции отложений водными потоками. Впадины расположены на высоте 600 - 700 м, имеют незначительный уклон поверхности, удобны для заселения.

На юг от зоны адыров на высотах 350 - 500 м расположены низменные территории долины Сырдаръи. Эти участки плоские, изрезанные глубокими долинами рек, впадающих в Северо-Ферганский канал и Сырдарью, а также многочисленными руслами каналов [М.Кузыбаев, 1966].

Полезные ископаемые на данной территории представлены незначительными месторождениями каменного угля, которые сосредоточены в районе кишлака Ашт. Также здесь находится известное соляное месторождение в районе кишлака Камышкурган. Климат Северо-Западной Ферганы типичен для всей Ферганской котловины. Средние температуры зимы, как правило, не ниже -5 С (исключая зоны горных хребтов), средние летние температуры составляют +25 - 28С. Максимальное количество осадков приходится на зимне-весенний период (обильные дожди). Среднее количество осадков для долины и зоны предгорий составляет 400 мм/год, однако, их количество сильно возрастает на склонах хребтов. Лето засушливое. В целом, климат данной территории исключительно благоприятен для выращивания субтропических культур, которыми Северо-Западная Фергана особенно славится. Здесь выращиваются инжир, хурма, гранат; также яблоки, вишня, слива и др. Хорошо произрастают зерновые культуры.

Реки данного региона некрупные и маловодные. Помимо Сыр-дарьи, образующей южную границу региона, самые крупные реки -Акташ, Чадаксай, Гавасай, Чартаксай, Касансай. Все водные потоки стекают на юг с Кураминского и Чаткальского хребтов. Питание рек осуществляется за счет запасов рано стаивающего снега и ливневых осадков в весеннее время. Паводковые воды отличаются высокой мутностью. В летнее время мелкие речки практически пересыхают. Большое значение в водоснабжении, таким образом, играют подземные воды, которые накапливаются в предгорьях, а затем выходят на поверхность в виде постоянных родников и речек трасу. Реки, называемые карасу, являются пропадающими. Они берут начало от мощных источников, через несколько километров течение слабеет и вода уходит в почву, поэтому их использование для нужд орошения практически невозможно.

Возникновение и развитие ираноязычных поселений

Поселение Шамсикуль расположено практически на берегу р.Сырдарьи, в 2 км от места слияния Нарына и Карадарьи, которые образуют Сырдарью. Согласно преданиям, поселение основано приблизительно в XVI в. неким Шамситдином-вали, родом из карате-гинских таджиков, занимавшим важную должность при ферганском правителе. В названии поселения сохранилось имя его основателя. Места около Сырдарьи славились хорошей охотой, поэтому Шам-ситдин-вали приезжал сюда из Ахсикента со своими людьми охотиться. Позже эти земли были отданы Шамситдину-вали во владение. Семь - восемь его воинов приехали сюда со своими семьями из района современного Душанбе и поселились близ Сырдарьи. Воду получали из источника около поселения; вода накапливалась в хаузе. Сам Шамситдин-вали здесь не жил [Пол.тетр.1, 1999, с.7]. Первоначально поселение располагалось ближе к реке, а на месте современного кишлака находилось озеро; отсюда появилась вторая часть названия - куль. "Кул" - озеро, тадж. [Тадж.-рус. слов., 1954, с. 198]. Впоследствии озеро высохло, и поселение переместилось на север. На месте старого поселения у реки почитается мазар на том месте, где Шамситдин-вали останавливался. Существует предание о том, что Шамситдин-вали был ясновидящим и обладал таким могуществом, что своим словом остановил сель, двигавшийся по Сырда-рье, высота вала которого скрывала верхушки тополей.

Примерно в середине XVIII в. часть людей переселилась из кишлака; они составили часть населения поселения Гальча, расположенного дальше от реки [Пол.тетр.1, 1999, с.8-9].

Поселение Гальча расположено в 2 км к югу от Намангана. Слово "гальча" ("гарча") переводится как "горцы" (в.-ир.), от слова "гар" - "гора" [В.В.Бартольд, 1925, с. 100]. В предании об основании селения сохранилась дата, когда здесь появились первопоселенцы -1738 г. Согласно народным преданиям селения Шамсикуль, Гальча была основана выходцами из Шамсикуля [Пол.тетр.1, 1999, с.8]. Название поселения Гальча указывает на то, что его основали горные таджики (из Каратегина), так же, как и Шамсикуль. Существует и версия об основании Гальчи таджиками, выходцами из Коканда. П.Е.Кузнецов со слов информанта, жителя г.Андижана, приводит данные о том, что селение основано в середине XIX в. переселенцами из Куляба [П.Е.Кузнецов, 1915, с.15]. Наиболее вероятной мне представляется версия, что в Гальчу произошло несколько волн переселений; первопоселенцы являлись выходцами из Каратегина, кроме того, в новое селение переместилась и часть жителей соседнего Шамсикуля.

Небольшая группа ираноязычных поселений расположена на севере изучаемого региона на предгорной равнине. Сюда можно включить поселения Сафед-Булон, Подак, Аккурган, Кашкалак, Боя-стон и Хазрати-буво. Основой для подобной группировки поселений является территориальный признак, т.к. они расположены очень компактно к северу и северо-востоку от крупного селения Касан и являются самыми северными ираноязычными поселениями изучаемого региона. Одновременно, перечисленные поселения, как старинные места проживания оседлого земледельческого населения, являлись центром притяжения окрестного скотоводческого населения, своеобразными форпостами оседлости.

Поселение Сафед-Булон расположено в 22 км к северо-северо-востоку от Касана. Поселение располагалось на караванном пути из центральной части Ферганы в долину Чаткала и Талас. Согласно преданиям, поселение на этом месте существовало до арабского завоевания Ферганы, что подтверждают находки фрагментов античной керамики на южной окраине села [В.Д.Горячева, 1983, с.111]. Согласно народным преданиям, в древности поселение носило название Долонашахар. Население занималось земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Из ремесленных производств наиболее развито было гончарное производство, обработка дерева и металла. Вода поступала из рек Чаначсай и Падшаата [Пол.тетр.1, 1999, с.55, 60].

Предание о завоевании данных местностей арабами хорошо детализировано и фиксировалось еще средневековыми арабскими историками. В.В.Бартолъд ссылается на Джемаля Карши: "Джемаль Карши рассказывает о могиле 2700 спутников пророка и их последователей в месте Испид-булан, они были посланы халифом Османом под начальством Мухаммеда б.Джерира и все пали в бою с неверными" [В.В.Бартольд, 1963, с.216]. То же предание слышал от местного населения и Н.Н.Щербина-Крамаренко в 1896 г. Схожие версий предания (с незначительными расхождениями) встречаются и в ряде других изданий [П.Е.Кузнецов, 1915, с.6; В.Д.Горячева, 1983, с.117-118 и др.].

События, связанные с арабским завоеванием Ферганы, развивались следующим образом. В 712-713 гг. против арабов, руководимых Кутейбой, выступает коалиция Тюркского каганата и трех крупных, еще не подчиненных арабами, государств - Согда, Чача и Ферганы. Кутейба решил нанести удар по наиболее могущественным участникам коалиции - ферганцам, чачцам и тюркам. Собрав большое войско, он выступает двумя колоннами - северная была направлена в Чач; южная, под предводительством самого Кутейбы, после нескольких сражений заняла Ходжент и достигла Касана, резиденции правителя северо-ферганского княжества. В Касане колонны соединились [Б.Г.Гафуров, 1989, т.2, с. 13-20].

На этом заканчивается история крупных военных действий в Фергане, однако, история Сафед-Булона наглядно иллюстрирует сложность обстановки и положения арабов в захваченной стране. Предание об арабском завоевании хорошо известно современным жителям кишлака. Ниже мной приводится предание, в том виде, как оно было изложено жителем Сафед-Булона, кравеведом Т.Набиевым, опубликовавшим книгу об истории кишлака [Т.Набиев, 1996].

После завоевания страны арабы пытались обратить жителей в мусульманство и устроить жизнь на свой лад. Предводителем арабов округи Сафед-Булона являлся шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир, внук пророка). Для того, чтобы упрочить отношения с местными жителями, шах Джарир попросил местного правителя скотоводческого тюркского населения Карван-баса отдать на него свою дочь Буайду замуж. Карван-бас согласился, начались приготовления к свадьбе, и праздник состоялся. После замужества мать и родственники часто приезжали в гости к Джариру, незаметно выведывая обычаи и привычки арабов.

Через какое-то время правитель Касана - ихшид (владетель Ферганы носил титул "ихшид" в домусульманское время) [Б.Г.Гафуров, 1989, т.1, с.369] и Карван-бас договорились о плане нападения. Напасть на арабов они решили во время пятничного намаза. План был продуман до мелочей. Арабы приезжали к мечети на лошадях; для того, чтобы они не могли спастись бегством, заговорщики пошли на хитрость. Они пригнали кобылиц, чтобы отвлечь коней. Однако жена Джарира, дочь Карван-баса, узнала о плане нападения и рассказала мужу. Молитву нельзя было отменить, однако арабы решили прочитать короткую молитву, быть наготове и сражаться. По ошибке они начали читать более длинную молитву, а ее уже нельзя было прервать. Заговорщики ворвались в мечеть, их было очень много, и они отрубили головы всем собравшимся. Спастись удалось только Джариру и его приближенным людям - когда люди ворвались в мечеть, по молитве Аллаху чудесным образом раскрылся михроб, и в стене появилось отверстие. Отловив оставшихся коней, арабы ускакали в Касан.

Численность населения уезда

При анализе численности насения Наманганского уезда на рубеже XIX-XX вв., использовались данные различных статистических источников - обзоров и переписей, содержащих сведения об абсолютной величине численности населения уезда. Мной будет рассматриваться численность сельского населения. Самыми ранними статистическими сведениями являются неопубликованные данные ЦГА Республики Узбекистан за 1877-1879 гг., 1881 и 1884 гг. [ЦГА РУ, ед.хр.635; 1178; 28098]. Изучаемая территория в данный период входила в состав двух уездов - Наманганского и Чустского. Согласно данным 1877-1879 гг. (приблизительная датировка произведена С.Н.Абашиным), сельское население изучаемой территории составляло около 140 тыс. чел. [ЦГА РУ, ед.хр.28098, с.24об.-25об., 26об.]. Местная администрация доставляла сведения о количестве домов и кибиток; при подсчете количества населения эта цифра умножалась на 5. Однако эти первоначальные сведения далеко не полны. Так, в Чустском уезде учтены только 8 волостей, тогда как уже в 1881 г. список насчитывает 14 волостей (см. табл.1, с.85). В 1881 г. представлены полные сведения о Чустском уезде. Всего сельское население изучаемой территории в 1881 г. составляло 124 тыс. чел. [ЦГА РУ, ед.хр.635, с.16-18об., 30-35]. В 1884 г. численность сельского населения составляла 195 тыс. чел. [Там же, ед.хр. 1178, с.32-38об., 50-52].

Таким образом, численные показатели значительно варьируют; зачастую, в силу ряда причин, статистические данные о количестве населения сильно занижались местной администрацией. Постепенно, по мере совершенствования методики подсчета и предоставления местной администрацией более достоверных сведений данные о численности населения становятся более аккуратными. Начиная с 1887 г., статистические данные регулярно публиковались. Так, в 1887 г. в уезде насчитывалось 134 тыс. чел. [Обзор...за 1887 г., 1889, с. 15]; эта цифра также представляется заниженной. В 1890 г. в уезде регистрируется уже 257 тыс. чел. [Обзор...за 1890 г., 1893, с.45], но и эти цифры мало соответствуют действительности; они явно завышены. Для следующего, 1891 г., имеются, по всей видимости, более достоверные сведения о 168 тыс. чел. [Обзор...за 1891 г., 1893, с.25]. Население уезда постепенно увеличивалось; в 1892 г. оно составляло порядка 168,5 тыс. чел. [Обзор...за 1892 г., 1894, с.29]. В 1894 г. число сельских жителей уезда составляло 189 тыс. чел. [Обзор...за 1894 г., 1896, с.7], в 1895 г. - 209 тыс. чел. [Обзор...за 1895 г., 1896, с.8],в1896г. -238 тыс. чел. [Обзор...за 1896 г., 1898, с.58], а в 1897 г. - 305 тыс. чел. [Обзор...за 1897 г., 1899, с.1]. Такой резкий скачок численности населения, возможно, объясняется изменением методики подсчета. Несмотря на то, что на рубеже XIX-XX вв. численность населения быстро увеличивалась, показатели естественного прироста населения за год по Наманганскому уезду были несколько ниже. Так, в период с 1894 по 1895 г. сельское население уезда возросло на 20 тыс. чел., с 1895 по 1896 г. - на 29 тыс. чел., а с 1896 по 1897 г. -уже на 67 тыс. чел.

Для 1897 г. помимо данных местной администрации, представленных в "Обзоре Ферганской области за 1897 г.", существуют и сведения "Первой всеобщей переписи населения Российской империи за 1897 г." [Первая всеобщая перепись... 1897 г., 1904]. Сведения данных источников касательно общей численности населения уезда практически совпадают, разница составляет около 2,5 тыс. чел. Однако численность сельского населения по данным "Переписи..." значительно меньше. Это объясняется тем, что все "Обзоры Ферганской области" указывали только численность г.Намангана. Чует, потерявший значение уездного города, отдельно не выделялся; а в "Переписи..." численность его населения приводится [Там же, с.1].

В период между проведением переписи 1897 г. и составлением "Списка населенных мест Ферганской области" в 1909 г. статистические сведения публиковались в "Обзоре Ферганской области" и "Статистическом обзоре Ферганской области" за различные годы. Эти данные сильно варьируют. В 1898 г. количество сельского населения уезда равнялось 291 тыс. чел. [Обзор...за 1900 г., 1901, с. 126-127]; в 1899 г. - 311 тыс. чел. [Обзор...за 1899 г., 1901, с.84]; к 1900 г. оно увеличилось до 314 тыс. чел. [Обзор...за 1900 г., 1901, с. 15, 126-127]. По материалам "Ежегодника Ферганской области" общая численность населения уезда с городами в 1904 г. составляла 407,5 тыс. чел. [Ежегодник..., 1904, c.IV]. Учитывая, что городского населения в Намангане и Чуете насчитывалось порядка 80 тыс. чел. (данные 1902 г.) [Ежегодник..., 1902, с.6], количество сельского населения составляло 327,5 тыс. чел. Для 1904 г. также существуют данные "Статистического обзора Ферганской области", здесь приводится цифра сельского населения уезда в 325 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1904 г., 1905, с.8], что приблизительно соответствует данным "Ежегодника".

"Статистические обзоры Ферганской области" также содержат данные о численности населения для 1906, 1908, 1909, 1910, 1911 и 1913 гг. [Статистический обзор..., 1908-1916]. Так, в 1906 г. сельское население уезда равнялось 333 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1906 г., 1908, с.9], в 1908 - 351 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1908 г., 1909, с.27-28], в 1909 - 355 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1909 г., 1911, с.12]. В 1909 г. был также составлен "Список населенных мест Ферганской области", где цифра сельского населения несколько отличается в сторону уменьшения - 349 тыс. чел. [Список населенных мест..., 1909, с. 103-153]. "Список" включал в себя сводные данные местной администрации за предыдущие годы, а также использовал сведения переписи 1897 г., дополненные с учетом естественного прироста населения, поэтому такое расхождение численных сведений двух источников для 1909 г. представляется незначительным. К 1910 г. сельское население Наманганского уезда увеличилось до 360 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1910 г., 1912, с.2-3]; в 1911 г. оно равнялось 375 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1911 г., 1914, с.7-8], а в 1913 г. - 389 тыс. чел. [Статистический обзор...за 1913 г., 1916, с.9]. К 1917 г. в силу нестабильной обстановки, связанной с восстанием 1916 г. и его последствиями, произошло уменьшение численности населения до величины 1897 г. (около 287 тыс. чел.) [Материалы переписи... 1917 г., 1924, с.56].

Административное деление уезда в период с 1881 г., для которого имеется первый полный список волостей, по 1917 г. оставалось практически неизменным. Количество волостей варьировало от 26 до 28. Некоторые кочевые волости, населенные киргизами, исключались из состава уезда, некоторые, наоборот, включались (см. табл.1, с.85). В период после 1917 г. произошли резкие изменения. После проведения национально-государственного размежевания 1924 г. были образованы новые республики. Однако, перепись 1925 г. приводит численные данные согласно старому административно -территориальному делению, т.к. новое еще не было разработано и не являлось удобным для использования. Ряд территорий (бывших волостей) Наманганского уезда вышел из состава новообразованной Узбекской ССР и был включен в состав Киргизской АО. Это 9 волостей, 6 из которых являлись кочевыми, т.е заселенными исключительно киргизами: Арымская, Багишская, Боястонская, Кутлуксеид-ская, Кизилджарская, Кыркугульская, Саруйская, Сусамырская и Чаткальская. Из них оседлые: Багишская, Боястонская и Кутлуксе-идская, однако, и в них большинство населения составляли киргизы.

Таджикские селения Северо-Западной Ферганы в конце XIX - начале XX в.

Ко времени присоединения края к Российской империи сеть разновозрастных таджикских селений уже была сформирована. Исключение составляют несколько селений, образованных в конце XIX - первой трети XX в. Большинство крупных старых кишлаков было расположено в полосе предгорий, хорошо обеспеченных водой. Незначительное число селений располагалось в присырдарьинской зоне; как правило, это кишлаки, образованные сравнительно недавно (XVI-XIX вв.). В жаркой низменной долине Сырдарьи очень мало источников воды, поэтому новые кишлаки располагались в местах выхода ключей на поверхность.

Шамсикуль был изолирован от таджикских кишлаков узбекскими селениями и находился на значительном расстоянии от других таджикских селений. Ближайшим к нему таджикским селением являлся кишлак Гальча, но контакты между их жителями были незначительны. Однако, ассимиляции таджикоязычного населения узбеками не произошло. В кишлаке сохранялась языковая общность; все жители считались родней друг другу. Браки заключались, как правило, в своем кишлаке; невесты - узбечки, выходившие сюда замуж, очень скоро начинали говорить по-таджикски. Шамсикуль не имел деления на махалля. В незначительном по размеру кишлаке своего базара не было, т.к. он попадал в "сферу влияния" Намангана, куда жители возили на базар рис, являвшийся основной специализацией кишлака. Основным поставщиком известного сорта наманган-ского риса "каракетрик" являлся именно Шамсикуль [Пол.тетр.1, 1999, с.5].

Селение Гальча, расположенное всего в 3 км от Намангана, являлось более крупным кишлаком. В 1884 г. здесь насчитывалось 105 хозяйств, в 1909 году - уже 245 хозяйств, в 1917-414, в 1925 -334, в 1926 - 542 [ЦГА РУ, ед.хр.1178, с.50; Список населенных мест..., 1909, с.117; Материалы переписи... 1917 г., 1924, с.54; Список населенных мест..., 1925, с.93; Материалы переписи... 1926 г., 1927, с.226-229]. Видно, как население быстро увеличивалось (за исключением падения численности в 1925 г., связанного с общим развитием событий в Средней Азии). Близость к Намангану существенно повлияла на этнический состав кишлака, который сменился на рубеже веков. Так, если в 1909 г. население Гальчи указывалось, как таджикское (эти же данные приводит П.Е.Кузнецов [П.Е.Кузнецов, 1915, с.2], то все последующие переписи приводят сведения об узбекском населении. Происходил процесс значительного притока населения извне и постепенной ассимиляции таджиков узбеками. Вывод о миграции в кишлак позволяют сделать данные о резком росте численности населения, что свидетельствует о механическом увеличении числа жителей.

Своего базара кишлак не имел, жители ездили в Наманган продавать желтую морковь, которая являлась их основным товарным сельскохозяйственным продуктом. По сведениям информантов, до 70% всей моркови, продаваемой в Намангане, составляла галь-чинская [Пол.тетр.1, 1999, с.5].

Рассмотрим кишлаки предгорной полосы. Небольшая группа селений расположена на севере региона на предгорной равнине. Сюда можно включить кишлаки Сафед-Булон, Подак, Аккурган, Каш-калак, Боястон и Хазрати-буво. Все это кишлаки бывшей Боястонской волости; большей частью тяготевшие к Касану как центру торговли (кроме Сафед-Булона и, видимо, Хазрати-буво). Единую общность, или, пользуясь классификацией Н.О.Турсунова, экономический подрайон [Н.О.Турсунов, 1991, с.37], они не составляли; поэтому селения объединяются мной по территориальному, а не экономическому признаку. Самым восточным селением в данном регионе являлся Сафед-Булон. Все селения не были крупными, насчитывая максимум до 166 хозяйств (кишлак Боястон, 1917 г.) [Материалы переписи... 1917 г., 1924, с.46]. Этнический состав жителей кишлаков был различным. Перепись 1909 г. записывает всех сартами без более подробного деления [Список населенных мест..., 1909, с. 103-135]. П.Е.Кузнецов упоминает их в своем списке таджикских селений, называя еще кишлак Мамай, расположенный в 3 км к востоку от Сафед-Булона. Исследователь упоминает о смешанном национальном составе Мамая, где проживало некоторое количество таджиков, но узбеки составляли большинство населения [П.Е.Кузнецов, 1915, с.1-2].

Этнический состав жителей селения Сафед-Булон на рубеже веков указывался различными статистическими источниками по-разному. "Список" 1909 г. называет жителей селения сартами, П.Е.Кузнецов - таджиками, а перепись 1917 г. - узбеками. Информанты сообщают, что таджиков в кишлаке не было, здесь проживали потомки арабов и местное население, которые не смешивались [Пол.тетр.1, 1999, с.61]. Однако необходимо уточнить, кого именно жители называют "местным населением". История основания и развития Сафед-Булона, рассмотренная в главе 1, позволяет сделать вывод о том, что здесь проживало оседлое ираноязычное население, которое позже стали именовать таджиками. Статистические данные рубежа ХІХ-ХХ вв. говорят о том, что в это время происходил процесс тюркизации жителей кишлака. Процесс тюркизации имел значительную интенсивность и, видимо, начался раньше конца XIX в. В начале XX в. жители кишлака считались сартами, позже произошел переход к самоназванию узбеки. Схожие процессы происходили и во многих других местах данного региона.

В изучаемый период селение не являлось крупным. В 1881 г. здесь насчитывалось 40 хозяйств, в 1884 - 70; в 1909 г. в Сафед-Булоне было 92 хозяйства; данные 1914 г. повторяют эти сведения. Перепись 1917 г. указывает уменьшение числа хозяйств до 66 [ЦГА РУ, ед.хр.635, с. 18; ЦГА РУ, ед.хр.1178, с.34об; Список населенных мест..., 1909, с.106; П.Е.Кузнецов, 1915, с.1; Материалы переписи... 1917 г., с.46].

В Сафед-Булоне существовал свой базар, на котором велась оживленная торговля, т.к. кишлак имел выгодное расположение на пересечении караванных путей и дорог; на стыке предгорной равнины и горных территорий. Здесь также проходила граница расселения оседлого и кочевого населения, что создавало очень выгодные условия для торговли и обмена. При раскопках были найдены монеты разного возраста - от XI до XIX в. [В.Д.Горячева, 1983, с. 112]. Наличие собственного базара подтверждает значение и роль выгодного местоположения кишлака, т.к., например, селение Гальча, расположенное очень близко к Намангану, численность населения которого превышала численность населения Сафед-Булона почти в 3 раза, своего базара никогда не имело.

В Сафед-Булоне существовал и сохранился до настоящего времени крупный, очень почитаемый мазар. Сюда съезжались паломники не только из Ферганской долины, но и из Ташкентского оазиса. Легенды о происхождении святых захоронений встречаются и в архивных материалах по киргизскому землепользованию начала XX в. В них, в частности, отмечается привилегированное положение Сафед-Булона во времена Кокандского ханства благодаря местным мазарам [Там же, с.116].

Кроме того, в Сафед-Булоне находилось самое старое кладбище на окрестной предгорной равнине. Сюда привозили хоронить из 12 соседних поселений, например, из киргизских поселков, расположенных выше по р.Чаначсай [Пол.тетр.1, 1999, с.60]. Значимость Сафед-Булона как религиозного и культурного центра подтверждается тем фактом, что во время главных мусульманских праздников на совершение намаза в кишлак собирались мусульмане всех окрестных сел. Богослужение проводилось в Кыргын-мечети. В кишлаке действовала суфийская община [В.Д.Горячева, 1983, с.120, 136].

Похожие диссертации на История расселения таджиков на территории Северо-Западной Ферганы