Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение проблем эволюции традиционных гендерных взаимоотношений, стереотипов и детерминации социальных требований гендерной идентификации в северокавказском обществе, учитывая тот факт, что любые атрибуты соционормативной культуры свидетельствуют о специфических чертах культуры этноса, его адекватной этнической идентичности и этнического самосознания, является актуальным и представляет значительный интерес не только в научно-теоретическом, но и в практическом отношении.
Рассматривая гендер как совокупность социальных и культурных норм, которую общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического статуса, стоит отметить, что не существует гендерных отношений в чистом виде. В реальной жизни они накладываются на отношения политические, национальные, социальные, конфессиональные.
Гендер выступает как этнокультурный феномен, воспроизводящий систему знаний о мире, выполняющий культурно-формирующую роль. Этнические ценности являются, бесспорно, важнейшим элементом, способным оптимизировать процессы гендерного равенства и повлиять на архетипическое сознание конструирования гендерной стратификации. Гендерное неравенство обусловлено различными факторами этносоциального развития, и преодолеть его можно только в рамках культуры биархатного типа, четко придерживаясь принципа равных шансов гендерно–деятельностной самореализации. Суть теории гендерного гуманизма состоит в том, что биологические особенности полов не должны выступать как регуляторы гендерной обусловленности и лишать человека возможности свободно реализовывать свой внутренний потенциал.
Определение жизненного пространства человека немыслимо без гендерных отношений, а соответственно – без гендерной идентичности, т.е. осознания себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности, усвоением и демонстрацией социальных ролей мужчины и женщины. Этноментальные установки и рациональные поведенческие стереотипы, типичные для традиционного северокавказского общества, имеющего четко выраженные признаки аксиологической системы этнической идентификации, способствуют осмыслению представлений об иерархии гендерных ценностей социума.
Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием социокультурных факторов, в частности, культурных традиций; гендерных стереотипов, сложившихся в разных этнических группах; особенностей семейного воспитания; СМИ, проводящих определенную гендерную политику. Изучение трансформации женского пространства в северокавказском регионе позволит нам глубже проникнуть в структуры ее ценностных измерений, расширить научные знания о месте и роли, интересах и потребностях женщин в современном обществе.
Важнейшим фактором, придающим работе особую актуальность, является значимость исследования малоизученных аспектов соционормативной культуры северокавказских этносоциумов, к которым относятся вопросы генезиса и эволюции гендерных стереотипов и гендерного равенства в традиционном горском обществе, как значимой составляющей сохранения этнической самоидентификации и регулятора корректирующей политики, направленной на сохранение традиционно-бытовой культуры этноса, в процессах системообразующей оппозиции традиции – инновации.
Объектом исследования является феномен гендера в этнокультурном пространстве.
Предметом исследования выступают процессы гендерного равенства в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа.
Цель данного исследования заключается в анализе и комплексной характеристике гендерного маркирования в этнокультурном пространстве, изменений, происходивших в гендерных взаимоотношениях северокавказских народов под воздействием социально-экономических, культурных и иных факторов, появления новых социальных норм, регулирующих и регламентирующих положение женщины в горском обществе.
Исходя из цели исследования были сформулированы и решались следующие задачи:
– теоретический анализ дефиниции «гендер» как этносоциальной категории;
– исследование трансформации понятия «гендерное равенство» в этносоциальной и исторической реальности;
– определение традиционных социально-культурных ролей мужчин и женщин в горском обществе;
– изучение проблемы женского равенства в социально-исторической реальности северокавказского общества в конце XIX – начале XX вв.;
– выявление трансформационных изменений мужского и женского пространства на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XV в. по начало XXI в. Нижняя хронологическая граница во многом обусловлена тем, что только с этого времени источники фиксируют определенные сведения о северокавказских народах. Верхняя граница исследования определена XXI в. и связана с трансформационными процессами в гендерной парадигме этнокультуры народов Северного Кавказа.
Географические рамки исследования определяются территорией современного компактного расселения и проживания народов северокавказского региона.
Методологическая основа работы обусловлена спецификой объекта и предмета исследования, которое проводилось с учетом фундаментальных положений, разработанных в отечественной этнологической науке по проблематике гендерных исследований.
Помимо описательного метода, позволившего достаточно объемно отразить конкретику этнографического материала (литературного и полевого), в диссертации, с учетом специфики темы исследования, использованы: историко-сравнительный, ориентированный на выявление общего с соседними народами и особенного у исследуемых этносов в традиционной культуре, аналитический и агрегативный (сбор разрозненных фактов из источников различных типов) методы исследования; анкетирование 1800 человек в возрасте от 18 лет, как женщин, так и мужчин (проводившееся в 2008–2009 гг. в Кабардино-Балкарской Республике, Адыгее и Ингушетии), с целью выявления трансформации мужского и женского пространства на Северном Кавказе в последние десятилетия, изменения семейных, экономических, социокультурных ролей в традиционных гендерных парадигмах северокавказских народов.
Применение историко-сравнительного метода в сочетании с историко-генетическим позволяет определять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияния различных исторических явлений.
Источники и историография. При работе над диссертацией были использованы источники нескольких видов: исторические, этнографические, фольклорные, включающие как опубликованные, так и неопубликованные материалы (сведения, содержащиеся в кавказоведческой литературе, полевые записи автора, фольклорные материалы).
Важной категорией источников являются сочинения европейских и российских авторов XV – первой половины XIX вв. (В. Рубрук, Г. Шильбергер, И. Барбаро, Дж. Интериано, И.А. Гюльденштедт, П.С. Паллас, Я. Рейнеггс, Л. Штедер, Г.Ю. Клапрот, К. Кох, С.М. Броневский, П.Г. Бутков, И.Ф. Бларамберг и др.), в которых содержатся отрывочные сведения об общественно-семейном быте северокавказских народов.
Ценным источником для характеристики этносоциальной истории народов Северного Кавказа служат исторические и этнографические статьи и очерки, которые печатались на страницах кавказской периодической прессы, продолжающихся изданий («Сборник сведений о кавказских горцах», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказ», «Терские ведомости» и т.д.). Важные сведения о соционормативной культуре северокавказских народов можно почерпнуть в сочинениях русских авторов второй половины XIX – начала ХХ вв. (Е.З. Баранов, Н.Я. Динник, Ч. Ахриев, Н.П. Тульчинский, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, И. Иванюков, Н.Ф. Грабовский, Ф.И.Леонтович, Н.Ф. Дубровин, С.Г. Каргинов, Г.Ф. Чурсин и др.).
Особую группу источников для изучения гендерного равенства и гендерных стереотипов составляют фольклорные источники. Важным элементом источниковой базы исследования стали полевые этнографические материалы автора, собранные в течение нескольких лет (2000–2009 гг.) в Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.
Западные и отечественные гендерологи (Ф. Бродель, Ф. Арьес, Д. Скотт, М. Фуко, С. Бем,, Ш. Берн, Ж. Бодрийяр, К. Видон, А. Игли, И.С. Кон, Л.П. Репина, О.А. Воронина, Н.Л. Пушкарева, Е.И. Гапова, М. Рубчик и др.) в своих трудах исследуют различные проблемы гендерной этнографии, и в первую очередь – гендерного равенства и гендерной самоидентификации, гендерных отношений в обыденной практике, гендерной семиотики.
Проблемы гендерного равенства в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа до настоящего времени не становились предметом специального исследования в отечественной этнологии; многие авторы, занимавшиеся историей и этнографией региона, освещали в своих работах отдельные аспекты данной проблемы (мужские и женские сферы деятельности, дифференциация половых статусов, коды гендерного этикета, гендерная обусловленность имущественного и наследственного права членов семьи и т.д.).
В конце ХХ в. – начале ХХI в. увидели свет многочисленные исследования по общественно-семейному быту северокавказских народов (К.Г. Азаматов, Ю.Н. Асанов, М.И. Баразбиев, В.М. Батчаев, Р.С. Бзаров, Е.Г. Битова, З.Н. Ванеев, Н.Г. Волкова, З.Д. Гаглойти, С.Ш. Гаджиева, Б.Х. Бгажноков, В.С. Газданова, М.Б. Гуртуева, В.Х. Гутнов, А.Б. Дзадзиев, Х.В. Дзуцев, Х.М. Думанов, М.М. Зязиков, Ш.Д. Инал–Ипа, А.А. Исламов, Б.А. Калоев, Г.А. Кокиев, М.Ч. Кучмезова, Л.И. Лавров, А.Х. Магомедов, Х.Х. Малкондуев, И.И. Маремшаова, И.М. Мизиев, А.И. Мусукаев, В.С. Уарзиати, Я.С. Смирнова, Б.Р. Рагимова и др.), в которых в той или иной степени рассматриваются механизмы и способы формирования гендерной самоидентификации, проблемы соотношения гендерных ролей в различных социокультурных аспектах и т.д.
Специальные работы по гендерной проблематике горских народов Северного Кавказа весьма немногочисленны. Несомненным достоинством обобщающей монографии Ю.Ю. Карпова является рассмотрение нового для кавказоведческой историографии этнографического сюжета – женского этнокультурного пространства как неординарного социального феномена, регулировавшего взаимосвязь как внутри этносоциума, так и между представителями разных этносов.
Диссертационное исследование Н.А. Стеблей «Социально-политическая активность женщин Кабардино-Балкарии в ХХ веке» посвящено трансформационным процессам изменения женского статуса в условиях советской эмансипации, характеристике различных исторических этапов вовлечения женщины-горянки в сферу публичных социальных связей.
В монографии Л.Х. Сабанчиевой «Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев» рассматриваются вопросы роли и места социальных страт в этнических структурах повседневности и в обрядах культуры жизнеобеспечения этноса, значение гендерных стереотипов как главных ретрансляторов этнокультурной трансформации в традиционном обществе, исследуются проблемы полиюридизма в семейном праве кабардинцев, феминно- и маскулинноокрашенные зоны в фольклоре кабардинцев.
Гендерные статусы мужчин и женщин в контексте частной роли жизни социума, их формирование и изменение, складывание гендерной идеологии и идентификации, отношения и связи, структурировавшие повседневность, стали предметом специального исследования М.А. Текуевой. Рассматривая сложившиеся исторические формы гендерных стереотипов адыгов, автор отмечает, что со времен формирования этноса и развития его этнокультурных контактов исследуемые институты стали наиболее оптимальным и унифицированным институтом социализационных механизмов.
Научная новизна диссертационной работы определяется спецификой подхода к исследуемой проблеме, акцентированными аспектами, полученными результатами. Диссертация является первым исследованием в отечественном кавказоведении, в котором предпринята попытка комплексного анализа культурно-исторического развития гендерного равенства в северокавказском обществе, изучения трансформации концепции гендерной стратификации в традиционном полиэтничном социуме.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Гендерное равенство в этнокультурном пространстве Кавказа имеет свою специфику, определенную особенностями этносоциальной и исторической реальности.
-
В традиционном периоде развития северокавказского общества социокультурные роли мужчин и женщин не предполагали гендерного равенства и имели социально обусловленные границы диалога ролей.
-
Основы возможностей гендерного равенства на Северном Кавказе были заложены в 20–30-х гг. XX века в связи с кардинальной ломкой традиционных устоев и появлением в горско–кавказской среде новых социалистических ценностей.
-
Демократизация постсоветского пространства трансформировала конструкты гендера на Северном Кавказе. К началу XXI века традиционные формы гендерных маркеров изменили свою конфигурацию с явной тенденцией смены гендерных ролей.
-
Возможности гендерного равенства на территории Северного Кавказа имеют вектор увеличения с Востока на Запад. Это определяется степенью выраженности национальных традиций и религиозных установок.
Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научную разработку различных аспектов анализа процессов гендерного равенства в прошлом и настоящем, уточнения специфических черт и функций гендерной самоидентификации как исключительно значимого средства этнической самоидентификации. Материалы, положения и выводы диссертации представляются важными с точки зрения имеющегося в них научного и образовательного потенциала. Они могут способствовать углубленному пониманию гендерного поведения в современном этнокультурном пространстве, что немаловажно в решении проблем межэтнического взаимопонимания; стать основой для дальнейшего изучения гендерной этнографии народов, проживающих на Северном Кавказе.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в качестве методологических оснований для анализа различных аспектов гендерной этнографии народов Северного Кавказа, для написания обобщающих трудов и отдельных учебных курсов по традиционной гендерной этнографии горских народов Кавказа, при изучении их истории и культуры в образовательных учреждениях Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на совместном заседании кафедр культурологии и этнологии и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях: IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004), I Международной научно-практической конференции «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (Ставрополь, 2004), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива» (Нальчик, 2005), Научно-методической конференции преподавателей и студентов «Актуальные проблемы современной гендерологии» (с международным участием) (Москва–Ставрополь, 2010); а также в научных публикациях, в том числе и в рецензируемом издании, который входит в «Перечень» ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, журнакле – «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск, 2009).
Основные положения диссертации изложены в 7 статьях общим объемом 2,9 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников литературы, состоящего из 226 наименований. Содержание работы изложено на 202 стр. машинописного текста.