Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие духовной культуры народов Северного КАвказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Айбазова, Фатима Умаровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айбазова, Фатима Умаровна. Развитие духовной культуры народов Северного КАвказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ставропольский гос. ун-т.- Ставрополь, 1997.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/3705-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения развития духовной культуры периода Великой Отечественной войны, так как именно в этот тяжелый период раскрылись духовные качества советских людей, в том числе народов Северного Кавказа. Патриотизм, взаимопомощь, честность и храбрость в бою были не просто отдельными чертами характера горцев, а разносторонней чертой присущего характера, определяемого духовной культурой. Воспитания этой духовной культуры человека уделялось в годы Великой Отечественной войны особое внимание. Эти черты воспитывала школа, литература, искусство, на это была нацелена пропагандистская работа, этому учили по традициям горцев с раннего детства. "Духовность является характеристикой души и ее проявлений вообще - на уровне общего миропонимания и мироощущения, когда завязаны единым узлом собственно "Я" и окружающее человеческое сообщество. Это когда "Я" в ответе за других. Эмоции таких людей, пропитав идеи, установки, ценности, превращают их в такие чувства, как патриотизм, альтруизм, национальная гордость. Порядочность и щепетильность, интроективность, доброта, умение пойти людям навстречу составляют душевность как часть духовности человека".' Духовный потенциал, идейное и моральное единство воюющего народа - одна из решающих сил, определивших победу.

Вот почему изучать эту тему валено было и в годы войны и в послевоенное время. Потому что и сейчас духовный фактор и духовная культура народа является важнейшим залогом успехов страны. При этом важно использовать опыт по воспитанию духовности человека и в период войны.

Духовный потенциал в годы Великой Отечественной войны носит общечеловеческий характер и представляет интерес не только для России. Духовный фактор, как могучая сила, постоянно оказывает свое воздействие на развитие просвещения и воспитания всего народа, развитие науки, литературы и искусства, способствует патриотическому воспитанию молодого поколения. Процесс изучения и обобщения мобилизации духовных сил в интересах защиты Родины имеет непреходящее значение.

Исходя из особенностей многонационального Северо-Кавказского региона, где проживает около 100 национальностей, изучая проблемы развития духовной культуры, важно выявить общую многомерную картину развития духовной культуры периода войны, которая лежит в основе индивидуального, социального и общечеловеческого. Характер войны обусловил огромные

1 Газета. Ставропольская правда. 25 июня. 1997. Останкович Е. "На весах духовности".

духовные возможности воюющего народа, Новые задачи потребовали изменения всей культурной деятельности государства, ее форм, содержания и организации. Вот почему изучение развития культуры периода Великой Отечественной войны важно и актуально и в наши дни.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

  1. в самой постановке проблемы, так как работа является первой в отечественной историографии попыткой комплексного исследования развития духовной культуры народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

  2. с новых методологических позиций, учитывающих цивипизашонкую общность многих народов Северного Кавказа, исследованы различные аспекты межрегионального взаимодействия краев и областей Северного Кавказа;

  3. вводятся в научный оборот архивные и художественные источники, ранее не использованные в трудах отечественных ученых.

Территориальные и хронологические рамки исследования обусловлены спецификой темы. Объектом исследования избран крупный многонациональный Северо-Кавказский регион, "в котором (243 км2) расположены Ставропольский и Краснодарский края. Дагестанская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская и Карачаево-Черкесская республики. Там проживали накануне Великой Отечественной войны почти 7,4 млн. человек". Это были адыгейцы и абазины, осетины и ногайцы, чеченцы и ингуши, народы Дагестана, вместе с ними проживали здесь русские и украинцы, выходцы из закавказских республик.

Каждый народ имел свой менталитет и свою духовную культуру, но было и нечто большее, объединявшее все эти народы. Все они были гражданами одной страны, которую любили и защищали. "Удельный вес Северного Кавказа, как большого экономического региона в военной экономике в годы войны неизмеримо возрос. Накануне войны была создана крупная топливно-энергетическая база. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5% марганцевой руды".2 Географическое положение Кавказа определило его стратегическое значение.

Историография проблемы. Историография самой Великой Отечественной войны, особенно описание боевого и трудового подвига народа, разработана довольно детально. Имеется обширная литература о военных действиях, трудовых, подвигах рабочих и колхозников, а также советской, интелли-

' Кулаев Ч.С. Военно-организаторская и политическая работа местных партийных организаций в годы Великой Отечественной войны. Черкесск, 1981. С.246. 2 История второй мировой войны 1939-1945 гг. М., 1975. Т.5. С.199.

генции. Издана многотомная история Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Но во всех этих работах меньше внимания уделяется духовной жизни народа, тем более такого многонационального региона, как Северный Кавказ.

Возникновение историографии периода войны началась в ходе военных действий. Однако, в этих публикациях преобладает фактический материал о боевых и трудовых подвигах. После окончания войны тематика исследования расширяется. Появляются монографии, посвященные культуре. В течение первого десятилетия после окончания войны наступает период выявления документальных материалов и опубликования первых работ по истории культуры и отдельных ее областей.1 Из них следует назвать, в первую очередь, две книги академика Кима М.П. - "Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР" (1955 г.) и "40 лет советской культуре" (1958 г.), содержащие обобщенный фактический материал, правда сравнительно небольшой, о культуре в годы войны.

Отечественная историческая литература в первой половине 60-х годов пополнилась за счет разделов в общих работах по истории Великой Отечественной войны.2 Специальные разделы о советской культуре (о перестройке и развитии науки, народного образования, печати, учреждений культуры) представлены в X томе "Истории СССР с древнейших времен до наших дней".3 Разделы написаны специалистами, в них, хотя и сжато, содержатся новые обобщающие фактические материалы по всем областям культурной жизни военных лет.

Известных успехов в разработке историографии проблемы достигли исследователи Северного Кавказа во второе послевоенное десятилетие и в последующие годы. Однако, культура в этих работах рассматривалась в масштабах всей страны, а не отдельных регионов. В начале 50-х и 60-х годов был защищен ряд кандидатских диссертаций. Одновременно на базе диссертационных работ их авторы выпустили книги. Они заметно отличались от более ранних, своей методологической направленностью. На материалах Северного Кавказа в начале 60-х годов было защищено 20 кандидатских диссерта-

' Писатели в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., 1946; Вавилов С. Советская наука на новом этапе. М., 1946; Константинов Н. Советская школа в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1948. М« 10.

2 История Великой Отечественной войны Советского Союза 194Ы945. Т. 1-6. М., 1960-1965; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. М, 1965.

' История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 10. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945. М., 1973. -Перестройка высшей и средней школы раскрыта в указанном томе (автор В. А. Куманев).'

ций, но ни одна из них не охватила, проблемы культуры региона в целом. Во второй половине 60-х и 70-х годов были опубликованы коллективные работы обобщающего характера о литературе, драматургии, киноискусстве, музыке.' Ценность этих академических изданий в том, что в них впервые систематизирован и обобщен большой фактический материал о развитии истории культуры в годы войны. В этот же период отечественная историография пополнилась новыми крупными исследованиями по истории культуры и идеологической работы.2 Они раскрывают как основные закономерности становления культуры военных лет, так и особенности ее развития в различных регионах страны. Но при этом не рассматривают развитие духовной жизни Северного Кавказа. Более глубокое освещение различные аспекты войны получили в кандидатских диссертациях исследователей Северного Кавказа. Авторы диссертаций собрали богатый фактический материал, сумели показать величие подвига, совершенного народом, но далеко недостаточно раскрыта в них проблема культуры региона. В эти же годы в ряде республик Северного Кавказа появились очерки культуры и сборники документов и материалов,3 ставшие важным источником культурно-политической жизни.

Историография исследуемой проблемы несколько пополнилась в 80-х годах. В работах этого десятилетия выделяются проблемы по разъяснению характера войны и укреплению дружбы народов, разоблачению планов врага, воспитанию патриотизма и интернационализма в целом по стране. Эти годы положили начало новой российской историографии, которая несет на себе печать происходящих в стране и в сфере науки динамичных перемен. Пересмотрены традиционные концепции и схемы, перетерпели существенные изменения. Но новая обстановка не привела к появлению фундаменталь-

1 История русской советской литературы 1941-1953. Т.З. М, 1968; Очерки исто
рии русского драматического театра 1941-1953. Т.2. Л., 1960; История советского дра
матического театра 1941-1953. Т.5. М, 1969; Очерки истории русской советской дра
матургии 1934-1945. Т.2. М., 1966; Советская интеллигенция. История формирова
ния и роста. 1917-1965. М, 1968.

2 Максакова Л.В. Культура советской России в годы Великой Отечественной
войны. М., 1977; История советской многонациональной литературы. Т.З. М., 1970;
Левшин Б.В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1966;
Комков Г.Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941-1945. М., 1965.; Кондакова
Н.И. Идейно-политическая работа Коммунистической партии в освобожденных рай
онах РСФСР 1941-1945. Воронеж, 1971; Куманев В.А. Революция и просвещение
масс. М., 1973.

3 Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени
присоединения к России до наших дней. М., 1971; Культурное строительство Север
ной Осетии (1917-1941 гг.). Сб. док. и мат. Т.1. Орджоникидзе, 1974 и др.

ных работ овойне.' К числу новейших работ, заслуживающих внимания, относится монография Савушкина Л.М., Кондаковой Н.И. и Майна В.Н.,2 которые обосновали положение о том, что патриотизм, духовный фактор в условиях войны стали одним из важнейших источников победы над фашизмом.

В связи с 50-летием Великой Победы советского народа прошли региональные, всероссийские и международные конференции, вышел в свет ряд сборников, статей историков , в которых предпринята попытка на основе современных, обновленных методологических подходов, более объективно и взвешенно изучать проблемы всей военной истории, в том числе истории культуры этого периода.

Таким образом, историография Великой Отечественной войны прошла сложный и долгий путь. Зародившаяся в годы войны, она накопила огромную литературу, освещающую многие стороны проблемы по стране. С 1945 - по 1973 гг. по истории войны было опубликовано 14500 книг и брошюр, а если учесть работы, вышедшие в связи с 30-летием Победы и позднее, то общее количество названий возросло до 16 тысяч, тиражом свыше 700 млн. экземпляров.4 В 1992-1994 годах проблемам войны посвящены публикации 258 названий.5 Среди них преобладают статьи, брошюры и небольшие работы, которые представляют интерес для изучения нашей проблемы. Но до сих пор нет специального обобщающего труда по рассматриваемой проблеме. Проведение целостного комплексного исследования истории развития культуры Северного Кавказа в годы войны являются целью настоящей работы.

Цели и задачи исследования. Анализ литературы по истории культуры периода войны по стране и Северо-Кавказскому региону показывает, что исследуемая тема не получила достаточно полного освещения. Имеющиеся

' Козлов В. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992-1995 // Свободная мысль. 1996. № 3. С.99.

2 Савушкин Л.М. Идеология советского тыла: проблемы и противоречия. Ь941-
1945. Опыт деятельности партийных организаций районов РСФСР. Воронеж: Изд-во
Воронеж. Университета, 1990; Кондакова Н.И., Майн В.П. Интеллигенция России
1941-1945. М, 1995.

3 Народ и война. 50 лет Великой победы. С-П., Петрополис, 1995; Труженики
тыла России в годы Великой Отечественной войны. Тыл второй мировой войны. Сб.
докладов и сообщений Международной научной конференции. Кострома: КГТУ, 1995;
Вторая мировая и Великая Отечественная война и современность. Российская науч
но-практическая конференция. 24-25 ноября 1995. Тезисы докладов и сообщений.
Ч.І-3.

4 Козлов В. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992-1995 // Свобод
ная мысль. 1996. № 3. С.99.

5 Кунаев Ч.С. Историографический очерк о подвигах народов Северного Кавка
за в годы Великой Отечественной войны. Элиста, 1993. Сб.

публикации создали необходимую основу для перехода к фундаментальному . исследованию, охватывающему все этапы войны. Проведение такого целостного комплексного исследования истории культуры Северного Кавказа является целью данной работы.

Исходя из степени разработанности проблемы, автор диссертации поставил перед собой следующие основные задачи:

  1. Показать культурное развитие областей, республик и краев Северного Кавказа накануне войны. А

  2. Проанализировать роль духовных сил народа для борьбы с врагом, показать, что духовный фактор был одним из источников победы над фашиз-

мом.

  1. Исследовать важнейшие средства воспитания народов в духе любви к Родине и ненависти к врагу.

  2. Выявить особенности работы культурно-просветительных учреждений, их формы и методы.

  3. Выделить основные направления деятельности высшей школы и развитие народного образования в годы войны. Рассмотреть роль литературы и искусства в складывании менталитета народов Северного Кавказа.

  4. Определить основные этапы развития духовного фактора в годы войны и его влияние на ход военных действий.

Методы исследования. Решение многогранных задач, возникших в процессе исследования, потребовали использования разнообразных приемов и методов анализа информации. Исходя из этого, диссертант выбрал аналити-* ческий и дескриптивный методы, при необходимости дополняя их сравнительно-историческими, ретроспективными, проблемно-хронологическим и заимствованными методами (статистическим, сравнительным, обобщением количественных показателей экономического, социального, культурного развития и др.).

Методологической основой подготовленной диссертации стал ци-вилизаштнньш подход, который ориентирует исследователя на познание активного гуманистического содержания истории как науки. При написании диссертации исследователь опирался на идеи, провозглашающие приоритет общечеловеческих ценностей и принципы исторического исследования: принцип историзма и принцип объективности.

Источниковая база. В основу диссертации положены разнообразные источники. Диссертант исследовал документы и материалы 60 фондов центральных и региональных архивов - Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, Москва), Государственных архивов Дагестана (ГАДР), Северной Осетии (ГАСОР), Кабардино-Балкарии (ГАКБР), Чечено-Ингуше-

тии (ГАЧИР), Адыгеи (ГААР), Карачаево-Черкессии (ГАКЧР), Ставропольского (ГАСК) и Краснодарского (ГАКК) краев.

Используемые в диссертации источники представлены следующими группами:

  1. Первая группа источников состоит из архивных и опубликованных документов высших и местных государственных органов России.' В нее вошли материалы культотдела ВЦСПС, решения о культурно-массовой работе, отчеты дворцов культуры и клубов, сводные данные о военно-шефской работе концертных бригад в годы войны, а также документы, характеризующие общую и организаторскую работу, итоги деятельности всех сторон культурной жизни Северо-Кавказского региона.

  2. Во вторую группу источников вошли сборники документов и материалов.2 Они представляют богатый материал о разрушении театров, клубов, красных уголков, высших и средних учебных заведений, Клубных и школьных библиотек до ценнейших собраний рукописей, книг, Содержащих библиографические ценности, расходы связанные с эвакуацией и реэвакуацией.

  3. Третья группа источников состоит из произведений художественной литературы. Многие стихотворные произведения были написаны в условиях войны, в окопах, перед боем или после боя, перед смертью. В таких условиях люди были особенно откровенны и высказывали свои мысли и чувства. Такими были произведения кабардинцев А.Кешокова, А.Шогенцукова, балкарца К.Кулиева, осетин Т.Епхиева, Г.Кайтукова, М.Кочисова, дагестанца Э.Капие-ва и др.

  4. Четвертую группу источников составляют материалы, собранные в театрах, библиотеках, музеях и других культурно-просветительных учреждениях.

  5. Пятая группа - полевой материал, собранный в поездках по городам и селениям, в ходе бесед с участниками Великой Отечественной войны. Войны с удовольствием и с болью вспоминали не только боевые действия, в которых они участвовали, но и свои чувства, разговоры, как переносили тяжелые раны в госпиталях и как снова рвались в бой.

  6. Одним из видов источников явились периодические издания, как рос-

' ГАРФ, Ф.251. Оп.1; Ф.262. Оп.1; ГАДР. Ф-Р. 176. Оп.1; Ф-Р, 1327. Оп.1; ГА-СОР. Ф.ЗОЗ. Оп.1.; ГАКБР. Ф.2. Оп.1; Ф.29. Оп.1; Ф.276. Оп.1; Ф.292. Оп.1; Ф.774. Оп.1; ГАЧИР. Ф.16. Оп.1,13; ГАКЧР. Ф.2. Оп.2; Ф.З. Оп.1; Ф.9. Оп.1; Ф.115. Оп.1; Ф-Р. 31. Оп.1,3,5; Ф. 354. Оп.1,2,10; ГАСК. Ф.1368. Оп.1; Ф. 1852. Оп.5,11. ГАКК. Ф. 613. Оп.1,2.

2 Сборник сообщений чрезвычайной Государственной комиссии. М., 1946; Нюрнбергский процесс. М., 1966. Т.З.

сийские, так и региональные - газеты и журналы1, освещающие сложную и многомерную тему духовной культуры народов Северного Кавказа в условиях войны. Они воссоздавали духовный облик воюющего народа, быт и будни войны, истоки героизма и веру в победу.

Использование этих разнообразных источников позволяет глубже понять духовную жизнь воинов.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по Отечественной истории. Они могут найти применение при составлении учебников, учебных пособий и спецкурсов, посвященных истории культуры в годы войны.

Апробация исследования. Рукопись диссертации обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского госпедуниверситета. Основное содержание диссертации опубликовано в статьях, тезисах, выступлениях на научных конференциях в 1993 г., 1995 г. и 1997 г.

Структура диссертации. Поставленные автором цели и задаул исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Развитие духовной культуры народов Северного КАвказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )