Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Эволюция традиционной одежды народов севера 18
1.1. Влияние природно-климатических условий и социально-экономических, культурных факторов на формирование основных типов традиционной одежды народов Севера 18
1.2. Общее и особенное в традиционной и современной одежде народов Севера 32
Глава 2. Технология и приемы шитья одежды 45
2.1. Материал и технология изготовления традиционной одежды 45
2.2. Основные приемы шитья меховых и ровдужных изделий . 55
Глава 3. Одежда народов севера Якутии: традиции и современность 71
3.1. Одежда повседневного и промыслово-производственного назначения 71
3.2. Праздничная и ритуально-обрядовая одежда 107
Заключение 136
Список использованной литературы и источников . 139
Список сокращений 153
Приложение
- Влияние природно-климатических условий и социально-экономических, культурных факторов на формирование основных типов традиционной одежды народов Севера
- Общее и особенное в традиционной и современной одежде народов Севера
- Материал и технология изготовления традиционной одежды
- Одежда повседневного и промыслово-производственного назначения
Введение к работе
Якутия занимает огромную территорию на северно-восточной Сибири, по течению рек Лены, Оленька, Анабара, Яны, Индигирки, Колымы и их притоков. На этой земле издревле проживали эвенки, эвены и юкагиры. По роду хозяйственной деятельности они были охотниками, оленеводами и рыбаками. В некоторых местностях было распространено собирательство.
В современных условиях малочисленные народы Севера Якутии стремятся возродить, сохранить и развивать свою традиционную этническую самобытную культуру в условиях активного процесса влияния техногенной культуры. Дальнейшее сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйственной жизни, этнических черт и специфических особенностей национального в материальной и духовной культуре у эвенков, эвенов, юкагиров Республики Саха (Якутия) является жизненно важным, как с точки зрения теоретических, так и практических задач, этим объясняется выбор данной темы исследования. Ясно, что необходима переоценка культурного наследия народов Севера Якутии с тем, чтобы развивать в новых условиях то ценное, что в нем сохранилось. При этом важнейшим критерием рационального подхода к решению проблемы является тот неоспоримый факт, что народы Севера Якутии через века пронесли в своей материальной и духовной культуре то, что составляет неповторимую часть общечеловеческой культуры, ценностей общечеловеческой цивилизации. Несмотря на то, что народы Севера Якутии представляют исключительно малочисленные этносы, их самобытная культура имеет законное право быть частицей общечеловеческой культуры. В современных условиях, в век научно-технической революции с проникновением в их среду рыночных отношений, начинают исчезать многие традиционные
черты хозяйственной жизни и культуры народов Севера, в том числе неповторимые образцы национальной одежды.
Человек является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Он не только объект, но и субъект исторических явлений. Развиваясь в различных природно-климатических регионах земли, народы формируют свойственные им субрегиональные культуры. В условиях холодной и суровой Арктики, природой сформирован определенный тип человека, приспособленный жить в экстремальных условиях высоких широт земного шара. Он органически вписан в природный цикл, научился пользоваться ограниченными ресурсами в оптимальных соотношениях, выработал собственное мировоззрение и религиозные представления.
Современная наука занимается изучением возможностей человека в экстремальных условиях. Унификация и европеизация циркумполярной цивилизации может привести к потере исторически сложившегося типа взаимодействия человека и природы в условиях Севера. В этой связи проводится работа учеными различных направлений (этнографы, социологи, экономисты, экологи, историки, философы и др.), государственными органами по возрождению и развитию сохранившихся традиционных основ хозяйствования северных народов Якутии. В плане социальной организации -это возрождение родовых общин как субъектов землепользования и хозяйствования. Именно община и общинный образ жизни, которые были деформированы в период компаний укрупнений и поселкований в 50-60 годах, несут основную нагрузку по возрождению и дальнейшему развитию материальных основ традиционной культуры народов Севера.
В условиях строительства социализма проводимая государством политика в отношении народов Севера, наряду с бесспорно положительными моментами, имела весьма ощутимые негативные последствия. В результате к концу 1980-х годов на грани исчезновения оказались их духовная культура, традиции, обычаи
и навыки хозяйствования, приемы изготовления орудий труда, пошива одежды, методы ведения оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла. Повсеместно сокращался процент, знающих и владеющих родными языками людей.
Все коренные народы Севера Якутии входят в группу младописьменных народов. Поэтому, большое значение в вопросах выяснения их истории имеет изучение памятников материальной культуры, в том числе и традиционной одежды, техники ее изготовления и целесообразности ношения с учетом времени. Одежда наряду с другими элементами материальной культуры является одним из важнейших исторических источников. Одежда любого этнического образования по фасону, своей фактуре, способу изготовления и пошива, орнаменту и отделке отражает уровень развития и характер носителя культуры, достигнутый им в определенный период его социально-экономического развития. Поэтому в вопросах изучения культуры данного народа и определения характера и степени развития ее в разные периоды его истории является существенно необходимым в научных и в практических целях.
Одежда, как и все другие элементы культуры, постоянно изменяется, хотя отдельные ее формы могут использоваться и в очень длительные периоды существования ее носителей. Некоторые из старинных образцов одежды и ее отдельных компонентов дошли до наших дней и продолжают выполнять свои основные функции.
Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности и тогда же были наделены знаковыми чертами, раскрывающими особенности мировосприятия. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природно-
климатические условия жизни, род занятий, контакты с соседними народами -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.
Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм, сохраняя характерную особенность, отражал эстетические и морально-этические воззрения народа, восходящие к понятиям пола и возраста, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.
Вместе с тем, народная одежда, как один из составных частей материальной культуры любого этноса сохраняет многие черты, дающие возможность выяснить культурную взаимосвязь народов. В ней воплощаются традиции многих сторон культуры, начиная от способов ношения и кончая эстетическим представлением народа о красоте.
Актуальность темы диссертации. Изучение традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров имеет большое значение не только с историко-этнографических позиций, но и с практической стороны вопроса: обработка местного сырья и изготовление из него одежды, приспособленной к климатическим условиям конкретного региона. Народная одежда, являясь свидетельством развития материальной культуры конкретного этноса, способствует расширению наших представлений о многообразии форм одежды эвенов, эвенков и юкагиров и вместе с тем дает возможность выявления в ней значительного количества общих элементов. С другой стороны, изучение одежды конкретных этносов имеет громадное значение для выяснения самых различных вопросов о самих народов, их происхождении, контактах с другими этническими сообществами.
Актуальность темы исследования состоит и в возможности развития и использования традиционных элементов народной одежды в современном производстве, а кожевенно-мехового материала для повседневной производственной деятельности ателье и комбинатов по пошиву одежды, в
!
изготовлении костюмов для художественной самодеятельности и для проведения современных праздничных обрядов и национальных праздников. Одежда прошлых столетий интересна и для искусства, как театрального, так и прикладного. В этой связи тема приобретает большую практическую значимость и актуальность.
Целью исследования является создание научной основы, которая могла бы быть использована для адаптированного сохранения, развития и реконструкции традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров Республики Саха (Якутия).
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
Изучить влияние факторов естественно-географической, социально-экономической, производственной и культурной среды на эволюцию типов одежды.
Дать краткую научную характеристику материалов для изготовления традиционной одежды народов Севера Якутии; изучить технологию ее производства, определить степень сохранения традиционного способа выделки меха и шкур пушных зверей и парнокопытных;
Проанализировать разнообразие форм и фасонов одежды эвенов, эвенков и юкагиров в ее исторической динамике.
4. Провести типологическую классификацию отдельных форм и
элементов эвенской, эвенкийской и юкагирской женской и мужской одежды с
учетом времени и места ношения;
5. Выделить локальные костюмные комплексы, выявить как особенное,
так и общее в традиционной одежде изучаемых народов; доказать
практическую ценность промыслово-производственного костюма народов
Севера;
Объектом исследования являются традиционные виды и типы одежды эвенов, эвенков и юкагиров Якутии, которые рассматриваются в тесной связи с историей соседних родственных народов.
Предмет исследования. Проблемы сохранения, развития , и реконструкция традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров Республики Саха (Якутия).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые обобщается и систематизируется накопленный этнографической наукой материал по традиционной одежде народов Севера Якутии; дана научная классификация одежды и на основе архивных и полевых материалов выделены основные комплексы традиционной одежды народов Севера Якутии. Особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи и взаимовлиянию этнических общностей. Научная новизна исследования состоит и в рассмотрении роли и места костюма, изучаемых народов в религиозно-обрядовой системе. Автором впервые дан анализ состояния традиционных элементов одежды в современных условиях, а также поставлена и рассмотрена проблема их сохранения, развития и реконстрзтщии.
Территориальные рамки исследования распространяются на отдельные компактные районы проживания малочисленных народов Севера Якутии. Эвены - проживают на значительной части всей огромной территории Якутии. Поэтому для исследования была рассмотрена в отдельности одежда горнотаежных и тундровых эвенов (Момский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский, Оймяконский, Томпонский, Аллаиховский, Усть-Янский, Нижнеколымский улусы). Для исследования одежды эвенков взяты ее образцы в группах, проживающих в Усть-Майском, Нерюнгринском, Алданском, Олекминском, Оленекском улусах, а юкагиров - в Нижнеколымском и Верхнеколымском улусах.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX века и до наших дней. Именно этот период характеризируется отпечатком глубоких традиций в становлении и развитии, деформации и сохранении наиболее важных компонентов национальных костюмов народов Севера Якутии.
Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по изучению материальных основ культуры, разработанные в отечественной науке. В работе использованы методы: сравнительно-исторический, типологический, а также ретроспективный анализ.
Главным критерием при анализе, синтезе и изложении фактического материала был общенаучный принцип комплексного подхода в освещении материальной культуры народов. При этом выдерживался принцип научной объективности и историзма, отводя первостепенную роль человеческому фактору. Учтены мнения тех ученых, считающих, что непременным условием профессионализма в этнографической науке является комплексный подход к изучаемым явлениям и процессам, что познание многих этносоциальных явлений предполагает рациональное сочетание традиционных этнографических и современных этносоциальных методов исследования.
Теоретические основы диссертационного исследования опираются на работы известных исследователей-сибиреведов: В.И. Иохельсона, М.Г. Левина, И.С. Гурвича, Г.М. Василевич, Н.Ф. Прытковой, В.А. Туголукова, Н.И. Каплан, С.А. Токарева, Н.В. Кочешкова, А.П. Окладникова, Ч.М. Таксами, СВ. Иванова, А.А. Бурыкина, Е.А. Алексеенко, В.П. Дьяконовой и др. При подготовке диссертации использованы методические приемы исследования этнографов-североведов и понятийный аппарат, разработанный в этнографической литературе.
Источники исследования включают материалы Российского
этнографического музея (бывший Государственный музей этнографии народов
і СССР), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
РАН, музея Археологии и этнографии Якутского государственного университета, Якутского Государственного музея им. Ярославского, Момского, Жиганского, Олекминского, Усть-Майского, Саккырырского, Тиксинского других улусных музеев, Национального архива Республики Саха (Якутия), архива Якутского Научного Центра СО РАН, архива Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Полевые материалы автора, собранные в течение 12 полевых сезонов, в ходе которых проводилась фиксация объектов, относящихся к теме диссертации (фотографирование, зарисовки). Полевые материалы в основной массе отражают состояние сохранности традиций изготовления одежды и позволяют внести дополнения к изучаемой проблеме.
Из рукописного фонда архива Якутского научного центра Сибирского отделения РАН использованы материалы, собранные Н.А. Новгородовым в 30-40 годах XX века и материалы (отчеты) научных экспедиций сотрудников Якутского научного центра СО РАН [144].
Для решения поставленной цели исследования были изучены изделия народных мастериц, в частности: эвенкийок - A.M. Григорьевой (1902 г.р.), Ф.М. Авеловой (1920 г.р.), B.C. Григорьевой (1934 г.р.), П.И. Семеновой (1939 г.р.), Х.А. Бенчик (1928 г.р.); эвенок - А.И. Хабаровской (1930 г.р.), А.И. Тарабукиной (1935 г.р.), Е.Н. Боковой (1934 г.р.); юкагирок - Е.И. Тымкель (1923 г.р.), М.Н. Тохтосовой (1950 г.р.), А.В. Слепцовой (1943 г.р.) и др. Выполненные ими комплекты национальной одежды хранятся в музеях гг. Санкт-Петербурга, Владивостока, Магадана, Якутска и других городов. Работы этих мастериц прекрасно иллюстрируют сегодняшнее состояние традиционного женского ремесла народов Севера Якутии, дают возможность с помощью сравнительно-исторического метода проследить изменчивость традиционной одежды изучаемых народов на протяжении последних ста лет (конец XIX века -конец XX века).
В целом совокупность выявленных автором опубликованных и неопубликованных источников обеспечивают вполне достаточную источниковую базу для решения поставленных в диссертации целей и задач.
Изученность проблемы исследования. В научной литературе, касающейся коренных народов Якутии, костюму якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и других этносов, отведено немало места. Вместе с тем отдельные технологические детали шитья, отделки традиционной одежды аборигенов республики исследованы еще недостаточно. Полные обобщающие и сводные труды по одежде народов Севера Якутии отсутствуют. Специальные исследования, посвященные этой теме, весьма фрагментарны и отрывочны.
Сбор и попытки обобщения материалов, охватывающих разнообразные стороны жизни и быта коренных народов Якутии, началось еще в XVII веке. Однако настоящее изучение народов, их нравов началось в более позднее время, примерно к XVIII веку.
Первые исследователи северо-востока Сибири изучали природные богатства, климат, быт, нравы, образ жизни северных народов. Поэтому они не могли не интересоваться древнейшей историей исследуемых народов, включая и бытовую сторону их жизни. Они и составили более полные описания отдельных сторон материальной культуры народов Якутии в своих сочинениях. Но путешественники основное внимание уделяли только тому, что резко бросалось в глаза. Одним из таких объектов была одежда аборигенов, отличная от европейской. Исследователи XVIII века начали описание старинной одежды народов Якутии. Более древний период жизни и быта местного населения путешественниками обычно не описывался.
Обширные материалы были собраны академическими, так называемыми «Камчатскими», экспедициями первой половины XVIII века. Большое место в исследовании истории, этнографии и географии Якутии занимают труды участников академического отряда 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743)
Г.Ф. Миллера [81], Я.И. Линденау [80] и других. Большой вклад в изучении этнографии народов Якутии внес Я.И. Линденау (1700-1793). Ему принадлежит этнографическое описание якутов, пеших тунгусов и ламутов, удских тунгусов, коряков, юкагиров.
Экспедиционные работы, начатые в первой половине XVIII века не прекращались и в дальнейшем. В 1785 г. для обследования северо-восточной части Сибири была снаряжена географическая и астрономическая экспедиция под руководством капитана Биллингса, которая на территории Якутии работала в 1786-1789 гг. Участник экспедиции Г.А. Сарычев опубликовал сочинение, носящее характер отчета [114]. Он описал все народы, населявшие Якутию в то время.
Специальной работой по этнографии сибирских народов является описание журнала-альбома И.Г. Георги «Открываемая Россия или собирание одежд всех народов в Российской империи обитающих...» [27].
Дореволюционная историческая наука накопила значительный фактический материал по истории и этнографии юкагиров. Ценные сведения о юкагирах собрала экспедиция 1820-1824 гг. под руководством Ф.П. Врангеля и Ф.Ф. Матюшкина. В «Путешествии по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю» В.П. Врангелем описано коренное население северо-востока Азии [23]. Большое внимание уделено описанию хозяйства, быта, обычаев и одежды юкагирских племен.
Особенно ценный вклад в этнографическую науку внес первый крупный исследователь юкагиров В.И. Иохельсон. В его монографии «Юкагиры и юкагиризованные тунгусы» дается описание их одежды [64].
В начале XX века В.М. Зензинов, отбывавший ссылку в селе Русское Устье в низовьях реки Индигирки, описал одежду народов Севера Якутии [53].
Систематическое изучение народной одежды началось с 40-х гг. XX века. В опубликованных работах и сборниках по одежде народов Якутии того
периода освещались некоторые элементы комплекса народного костюма. Одним из недостатков этих исследований является то, что авторы не различали одежды мужчин и женщин, детей и девушек, пожилых и молодых людей, одежды бытового и производственного, праздничного и ритуального назначения, хотя именно эти признаки, как известно, и образуют в совокупности тот сложный комплекс народного костюма, характерный для разных групп населения. Они же и учитывают религиозную специфику, природно-климатические и иные факторы.
Среди общих работ, в которых описываются различные элементы костюма народов Севера Якутии, наибольший интерес представляет «Историко-этнографический атлас Сибири» [67]. В нем систематизирован и обобщен большой этнографический материал по изучению типов традиционной верхней одежды и головных уборов народов Сибири. Следует отметить, что значительное место в Атласе отведено подробному описанию типов одежды. Собранный эмпирический материал в нем стал основой для обобщений и разработки типологии верхней одежды и головных уборов по отдельным народам региона. В Атласе авторами выявлены общие черты покроя верхней одежды и головных уборов народов Сибири и впервые сделана их классификация.
Отдельными видами материальной культуры народов Якутии занималась Н.Ф. Прыткова [107, 108, 109]. Разработанная ею программа, по изучению народной одежды является своеобразным методическим пособием для изучения исследуемой темы. Автор четко выделяет различные типы покроя верхней одежды по регионам. Н.Ф. Прыткова считает, что «... покрой одежды, т.е. покрой ее стана, является наиболее устойчивым элементом, позволяющий: дать сравнительный анализ всей верхней одежды народов Сибири» [108]. В ее работе выделены основные признаки глухой и распашной одежды народов Якутии. Она считает, что распашная одежда была характерна для тунгусов,
ламутов и юкагиров, а глухая для чукчей. Последняя была принята частично юкагирами и эвенами тундровой зоны.
Большой вклад в изучении материальной культуры народов Сибири внесла Г.М. Василевич. Ею была предложена единая классификация обуви народов Сибири, основу которой составили устойчивые признаки характерные для обуви рассматриваемого региона: конструктивные особенности раскроя обуви, используемый материал и его предназначение (бытовая, дорожная, промысловая или праздничная). При этом особенно интересны теоретические выводы автора о существовании большого разнообразия вариантов обуви почти у каждой народности [18].
Г.М. Василевич впервые описала эвенкийский нагрудник и отнесла его к неотъемлемой части тунгусского костюма [16]. На основе глубокого анализа Г.М. Василевич пришла к выводу об относительной устойчивости типа нагрудника в Сибири. Ею же подробно исследована история развития и распространения тунгусского кафтана [19].
В самостоятельный раздел выделены вопросы народной одежды эвенов и эвенков в работе СИ. Николаева [95]. Работа написана на основе богатого, полевого материала в сравнении с опубликованными работами. Использование автором широкого круга источников позволило дать более целостное представление об одежде эвенов и эвенков юго-восточной Якутии. Такого рода описание важно при разработке типологии элементов традиционной одежды. Особое внимание СИ. Николаев уделил изменению традиционной одежды после коллективизации. Он дал представление как о традиционной, так и о современной одежде эвенов и эвенков. Немаловажное значение имеет подчеркнутый автором вывод о практичности ровдужно-меховой одежды перед ватными фуфайками и брюками для оленеводов и охотников.
Большой вклад в изучении искусства народов Крайнего Севера внес старейший советский этнограф СВ. Иванов [55, 56, 57, 58]. В своих
монографиях СВ. Иванов затронул проблемы выявления этнических традиций в народном искусстве, подчеркнул, что орнамент является историко-этнографическим источником в изучении исторического прошлого определенного этноса.
Богата и своеобразна представлена материальная культура юкагиров в коллективном труде «Юкагиры: историко-этнографический очерк» [143]. На большом фактическом материале представлена традиционно-бытовая культура юкагирского народа. Отдаленность от центра способствовало долгому сохранению традиционной одежды юкагиров. Даже по материалам экспедиций 50-х годов XX века можно судить о покрое, украшении одежды конца XIX -нач. XX века. Вместе с тем, следует отметить, что в элементах традиционной одежды юкагиров угадывается сближение со своими соседями эвенами и другими этносами, что говорит о значительном взаимовлиянии и взаимообогащении культур народов. Возможно, что одновременно это и было началом исчезновения самобытной культуры юкагиров.
Более подробно описана одежда эвенов тюсягирского рода конца XIX -нач. XX века в статье И.С. Гурвич «Эвены-тюсягиры» [33]. Ему принадлежат и другие работы, посвященные народам Севера Якутии [29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37]. Собранные им фактические материалы по этнографии эвенов и юкагиров, стали основой для теоретических обобщений автора по важным вопросам их традиционно-бытовой культуры, взаимодействия и взаимообогащения, этногенеза и этнической истории народов изучаемого региона.
Работы многих исследователей содержат краткий экскурс о народной одежде эвенов, эвенков, юкагиров и других народов Якутии [6, 7, 10, 25, 38, 76, „79, 98]. Интересные сведения проведены в работах В.Х. Иванова, З.И. Ивановой, Р.С. Гаврильевой и Т.П. Тишиной, помещенных в сборнике статей «Проблемы народного прикладного искусства Якутии» [104]. Однако, все статьи в целом посвящены прикладному искусству, традициям шитья,
орнаментам якутского народа. Тем не менее, работы этих известных исследователей имеют большое значение в изучении одежды малочисленных народов Севера. Более того, в известном смысле могут считаться как методологические исследования. Эвенской женской одежде посвящена статья СВ. Будниковой и А.А. Бурыкина «Декоративно-прикладное искусство эвенов Охотского побережья» [11]. Работа отличается и тем, что в ней проводятся сравнительные анализы женских костюмов эвенов Магаданской области и Якутии, прослеживаются отдельные моменты взаимовлияния образцов одежды западных, северных и восточных эвенов. Большой вклад внес в изучении современной одежды эвенов А.А. Бурыкин [12,13, 14].
Заметным периодом в изучении социально-экономической, политической и духовной истории народов Севера Якутии стали 1990-е годы. Среди публикаций, в которых в той или иной форме затрагиваются вопросы по интересующей нас проблеме, имеются сборники научных статей [105, 119] и исследования отдельных авторов [1, 77, 102, 112,115].
В последние годы опубликованы ряд работ Л.Н. Жуковой, посвященных материальной и духовной культуре юкагиров [43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51].
Таким образом, обзор историографии исследуемой проблемы показывает что, вопросы, относящиеся к возрождению и сохранению народной одежды, требуют более углубленного изучения. Определение покроя одежды, формы, типов и различных его вариантов также нуждаются в дополнительных исследованиях. В целом, некоторые вопросы данной темы освещены недостаточно. Между тем, именно сейчас в условиях трудных поисков оптимальных путей жизнеобеспечения и оздоровления населения на Севере необходимы новые комплексные подходы исследователей к проблеме возрождения, сохранения и развития традиционной одежды народов Севера. Учитывая большой научный вклад наших предшественников, отметим, что
новые усилия в этом направлении стали назревшей проблемой этнографической науки.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные выводы и положения работы могут быть использованы в дальнейшем изучении материальной и духовной культуры эвенов, эвенков и юкагиров; методические рекомендации по обработке меховых и ровдужных материалов, а также технологии изготовления традиционной одежды могут быть использованы в современном производстве мастерами пошивочных мастерских и народными умельцами декоративно-прикладного искусства; применены для пошива одежды промыслово-производственного назначения. Некоторые результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса по этнографии и культурологии народов Севера Якутии. Материалы работы могут найти применение в разработке методических пособий и рекомендаций по национальной одежде для учреждений культуры, в подготовке и составлении альбомов.
Влияние природно-климатических условий и социально-экономических, культурных факторов на формирование основных типов традиционной одежды народов Севера
Процесс становления и развития национального костюма народов Севера, как и других народов всей планеты, находился под активным влиянием ряда факторов, обусловленных их образом и укладом жизни, традиционным бытом и хозяйством, этническими особенностями и национальным менталитетом. В этой связи природно-климатические условия конкретного региона, а также уровень социально-экономического развития данного этноса в формировании всех компонентов национальной одежды имели огромное, если не решающее, значение. Именно окружающая природа диктовала какой тип одежды наиболее подходит в данном регионе, в данное время с учетом выполняемой функции. Это может быть меховая одежда, причем меха определенного зверя или костюм из замши, кожи или ровдуги того или иного животного.
Ясно, что при этом основное внимание уделялось погодным условиям, ландшафту местности, ее флоре и фауне, температурным колебаниям воздуха, осадкам, заморозкам или жаре.
Территориальная граница мест компактного проживания эвенков, эвенов и юкагиров Якутии на севере протянулась по побережьям Ледовитого океана от устья р. Анабара до устья р. Колымы. На востоке и юго-востоке она граничит по внутренним склонам Станового и Яблонового хребтов. На юго-западе границу Якутии пересекает верховье р. Лены, у впадения в нее р. Витима. На западе идет по склонам гор, откуда начинается р. Вилюй и верховья р. Чоны, а затем по течению р. Анабара идет до Ледовитого океана. По рельефу Якутия делится на три части. Южная часть - Ленско-Вилюйско-Алданский район, охватывает бассейны р. Лены и за исключением ее низовий, представляет плато, довольно высокое и усеченное. Северо-западный район, также представляет плато, охватывающее бассейны pp. Вилюя, Анабара и Оленька. Северо-восточная часть Якутии - преимущественно горный район, в котором многочисленные хребты чередуются с впадинами и речными долинами.
На этой огромной территории проживали и проживают ныне, по соседству с якутами (центральная Якутия), с русскими (районы промышленного освоения) эвенки, эвены, юкагиры. Причем, эвенки преимущественно жили в южной части Якутии, занимая в основном плато и бассейны рек. Основным их занятием был охотничий промысел на соболя, белок и других пушных зверей, а также охота на парнокопытных (лось, изюбр, косуля, редко дикий северный олень), на медведей и т.д. Домашних оленей содержали немного, в основном для транспортных целей. И этим определялся весь комплекс национального костюма таежных охотников.
Эвены занимали восточную горно-таежную часть региона. Основным их занятием было довольно развитое домашнее оленеводство. В XIX - начале XX веков в целом по Якутии насчитывалось сравнительно немного оленей: в середине XIX века - около 50 тыс. голов, к 1917 г. - более 120 тыс. голов. В среднем на одного представителя трех исследуемых малочисленных народов приходилось только по 4-5 голов домашнего оленя.
Эвены активно охотились на горного барана, лося, медведя, дикого северного оленя, косулю, тарбагана, кабаргу, на боровую дичь (куропаток, глухаря, рябчиков и т.д.). В летнее время отгоняли свои оленьи стада высоко в горы. Гористая местность, глухая тайга горных склонов и наличие многочисленных горных речушек определили приспособленную к горнотаежной местности своеобразную одежду эвенов и эвенков. Она должна была быть легкой, не стесняющей движений при частых подъемах и спусках по горам, достаточно прочной и теплой при пронизывающем ветре, метелях и снегопадах.
Юкагиры ко времени прихода русских населяли арктическое побережье Ледовитого океана от устья р. Лены к востоку до р. Анадырь. Небольшая часть юкагиров - таежные одулы (впрочем, их считают самостоятельным народом, родственным к тундренным юкагирам - вадулам), кочевала в верховьях р. Колымы по pp. Ясачная и Коркодон.
Основным занятием таежных юкагиров-одулов была охота на соболя, белок, лисиц, отстрел лося, медведя и частично дикого оленя, охота на водоплавающую дичь. Они фактически не разводили домашних оленей, а были пешими охотниками на самодельных лыжах. Держали собак, а в советское время - небольшое поголовье конного и рогатого скота.
Тундренные юкагиры-вадулы были традиционно охотниками на дикого оленя, белого песца. Занимая обширные территории Лено-Янской, Яно-Индигирской и Индигиро-Колымской низменностей, они в довольно большом количестве ловили рыбу в многочисленных реках и речушках, в величественных озерах. Дикого оленя кололи при переправах. Тундренные юкагиры были преимущественно озерно-речным народом. Домашнее оленеводство имело в основном транспортное назначение. Наравне с оленеводством тундренные юкагиры держали ездовых собак. Такой расклад основного занятия вадулов предопределил появление и развитие одежды тундренного,, арктического типа, приспособленной к влажному климату (снег, дождь), частым свирепым ветрам (пурга, метели). Именно среди тундренных юкагиров широкое распространение получила более тяжелая меховая одежда. Шубы, дошки, штаны, торбаса, шапки и рукавицы отличались тем, что их сшивали из шкуры и камуса более взрослых диких оленей с густой и плотной шерстью, из волчьих, лисьих и песцовых шкурок. Наряду с климатом образ жизни, быта, хозяйственных занятий предопределили появление своеобразной одежды у преимущественно таежных эвенков, горно-таежных эвенов и тундренных юкагиров. Однако, и те, и другие имели весьма одинаковые и близкие типы одежды. Эти народы по образу жизни и быта все были преимущественно кочевыми народами. Относительно оседлый образ жизни был у тундренных юкагиров, что обусловливалось основным занятием последних - охотой на переправах рек, которая обычно почти ежегодно проходила на одном и том же месте и рыболовством у богатых рыбой тонях и песках.
Появлению своеобразной одежды кочевого назначения во многом решающую роль имел суровый климат в местах обитания указанных выше народов Севера. Как известно, климат Якутии резко континентальный. Районы обитания эвенков, эвенов и юкагиров отмечаются как одни из самых холодных регионов на земном шаре. Здесь продолжительная зима и короткое лето. Средняя температура января в Верхоянске -50,1 С, за полярным кругом, на побережье Ледовитого океана -40,0С. В Верхоянске в феврале 1892 г. была зафиксирована самая низкая температура -69,8С. Позже в районе Оймякона была отмечена еще более низкая температура и именно здесь находится мировой полюс холода. Средняя температура июля за полярным кругом Якутии +11С, в Верхоянске +15,5С, в Якутске +18С.
Общее и особенное в традиционной и современной одежде народов Севера
У всех народов Севера было много общего в традиционной одежде со всеми ближайшими соседними этносами. Вместе с тем всегда и во все времена они имели и свое отличное, особенное, специфическое, что резко отличало от других народов.
Тип жизнедеятельности почти всех народов арктической зоны нынешней территории Российской Федерации во многом совпадал. Господствующим типом хозяйства, прежде всего, был охотничий промысел в сочетании с озерно-речным рыболовством, а позднее с домашним оленеводством. В середине XIX века численность домашних оленей составляла не более 15 тыс. голов. И только товарно-денежные отношения в Якутии, вызванные развитием золотой промышленности дали толчок к увеличению домашнего оленеводства, которое активно использовалось в извозном деле. В условиях бездорожья олени оказались наиболее удобным типом транспорта. К 1917 г. насчитывалось 120 тыс. голов домашних оленей. Практически все народы Севера вели кочевой и полукочевой образ жизни, который предполагал появление и утверждение устойчивого, производящего типа хозяйственной деятельности. Именно это обстоятельство предопределяло в течение веков выработки определенных, приспособленных к кочевому образу жизни конкретного народа форм и типов хозяйственных построек, одежды, разнообразия в рационе питания и т.д. Хозяйственные постройки должны быть легкими, в то же время прочными, достаточно теплыми и легко переносимыми. В этом отношении традиционные чумы из меха, замши, бересты были незаменимыми. Он остается до сих пор у многих народов идеальной по форме типом традиционного жилья. Одновременно как тип хозяйственной деятельности, так и жилищно-бытовые условия требовали выработки определенных, подчиненных им типов и формы одежды.
Тип и форма национальной одежды народов Севера Якутии полностью находились под влиянием хозяйственной деятельности, кочевого образа жизни этносов, т.е. одежда полностью соответствовала повседневному укладу жизни народа. Определенные типы одежды соответствовали природно-климатическим и ландшафтным условиям проживания конкретного народа.
Народы Севера вели свою хозяйственную жизнедеятельность на огромном пространстве Сибири и Севера, резко отличающегося по многим параметрам. Здесь были тайга, горы, тундра, водоемы с преобладанием озерной или речной системы. Климатические факторы также были весьма различны - от знойного лета и трескучих морозов в таежной части до вьюжных горных хребтов и всегда ветряной с дождливой летом тундры. Бесспорно, и это обстоятельство сыграло огромную роль в выработке соответствующего этим климатическим фактором типа одежды. Если в горно-таежной, таежной части обитания народов Севера подходила более легкая одежда, то в арктической зоне и высокогорных регионах потребовалась, прежде всего, надежно сохраняющая тепло одежда.
Большой отпечаток на тип одежды северян наложил объект охоты, на которого велся промысел. В таежной зоне основным видом промысловой охоты были крупные парнокопытные, прежде всего лось. С учетом того, что лосиная охота, охота на изюбра, косулю, кабаргу и т.д. проводились ранней осенью и ранней весной, можно предположить, что одежда таежного охотника должна была быть более легкой, без излишеств, приспособленной для длительной ходьбы через непроходимые леса и болота. В тундровой зоне, где, в основном, охотились на диких оленей, особенно при переправах через крупные реки в начале осенней миграции, требовалась одежда не только легкая, но и непромокаемая, быстро просушиваемая на ветру или на костре.
Практически у подавляющего большинства народов Севера все выше перечисленные типы одежды имели нечто общее, которое можно считать традиционным видом их национального костюма. Это общее было выработано близостью или идентичностью, во многом совпадающему образу жизни, хозяйственной деятельности большинства народов Севера. Вместе с тем это обстоятельство не означало отсутствие особенного в типе и покрою костюма конкретных этносов. Более того, внутри отдельных народов существовали довольно заметные отличия в способах шитья и покроя национальной одежды.
Исходным в исследовании диалектики традиционного и нового, общего и особенного в материальной и духовной культуре народов Севера, как и других народов, являются объективные причины и факторы их образа жизни. Именно тип хозяйственной деятельности выработал тот вид национальной одежды аборигенов северо-восточной Азии, который принято называть как одежда народов Севера.
Национальное в духовной и материальной культуре любого народа является сложным и многогранным образованием. В нем сочетаются черты общечеловеческие, особенные и единичные, которые и устойчивы, и изменчивы. Но в целом они образуют непрерывный процесс исторической преемственности. Любой народ как исторический продукт продолжительной эпохи является результатом межэтнических связей, взаимодействия разных по характеру и уровню развития этнокультур, хозяйственных типов. Культура народов Севера самобытна, хотя и сложилась в результате различных связей и контактов. Это относится и к одежде народа, представляющей одну из главных внешних признаков этнической принадлежности.
Новый материал - ткани фабричного производства - для изготовления одежды довольно быстро проник в среду народов Севера и занял прочное место, хотя не мог повлиять на основу их традиционной одежды. Как и раньше основным материалом национального костюма народов Севера оставались шкуры животных и зверей, мех, замша и т.д., тогда как, приобретаемые при обмене материалы имели преимущественно значение декора, украшения или как дополнения к костюму. Только в новое и новейшее время усилилось влияние тканей и изделий фабричного производства в одежде народов Севера. Однако, в основных их занятиях, по-прежнему преобладала традиционная одежда, которая на охотничьем промысле, зимнем рыболовстве, при передвижениях на большие расстояния, в оленеводстве не потеряли своего назначения и преимущества. Более того, традиционная одежда народов Севера довольно быстро проникала в среду соседних народов.
Так, из традиционной одежды народов Севера русские и якуты, прежде всего, заимствовали меховую зимнюю верхнюю одежду - саныйах, торбаса, шапки-ушанки, боа, рукавицы, наколенники, меховые чулки, глухие дорожные кухлянки. Из летней одежды соседние народы в весьма ограниченном масштабе использовали замшевые штаны, легкие летние торбаса, перчатки из замши, ровдужные наколенники.
Материал и технология изготовления традиционной одежды
Занятие традиционными отраслями производства связано с постоянным пребыванием человека в экстремальных климатических условиях северной тундры, труднопроходимой тайги. В этих условиях оленья шкура была наиболее приемлемым и доступным материалом для меховой одежды, обуви и головного убора, защищающих тело человека от пронизывающего холода многомесячной зимы. Любой мех обладает прекрасными теплозащитными свойствами, что и учитывалось в первую очередь. Оленья шкура хорошо сохраняет тепло как никакая другая. Определяющее значение имеют в выборе материала одежды природные условия, регион расселения, преобладание того или иного местного промысла, образ жизни данного этноса. Материалы для изготовления одежды должны не только обеспечивать защиту от опасных производственных факторов, но и обладать определенными гигиеническими свойствами и высокой износостойкостью.
Основным материалом для шитья одежды народов Севера были оленья шкура, ровдуга, мех различных диких зверей. Довольно широко использовались также, разумеется, помимо тканей фабричного производства, пух и перья птиц, шкурки водоплавающих птиц (гагара, реже лебедь), кожа безчешуйных рыб и морских животных и т.д. Но в традиционной одежде народов Севера преобладающее значение имела оленья шкура. На ту или иную одежду шли разные по качеству оленьи шкуры в зависимости от возраста и сезона его забоя. По рассказам информаторов , для верхней одежды использовали осеннюю шкуру оленя. Из шкур оленя с густым мехом, горного барана (чубуку) шили дохи и дорожные шубы. Из весенне-летней шкуры оленя делали замшу и ровдугу и шили праздничное женское пальто, кафтаны для мужчин, шапки, нагрудники, штаны, ноговицы. Из ровдуги, в основном, изготовляли весенне-летнюю одежду: шили рукавицы, различные виды головных уборов,, штаны, обувь для повседневного ношения, сезонного промысла, нагрудники. Мех пыжика (новорожденного теленка) шел, в основном, для изготовления детского комбинезона, дошки, нарядной шапки, штанов. Камусы (оленьи лапки) шли для изготовления обуви, ноговиц, рукавиц. Из шкуры с головы оленя шили подошвы. Мех различных пушных зверей (соболя, белки, росомахи, тарбагана) шел на отделку верхней одежды, шапок. Из рыбьей кожи изготавливали штаны для рыбалки, перчатки, обувь, сумочки.
Следовательно, традиционное национальное шитье северян основано на изготовлении предметов из оленьих шкур, лося, горного барана. Со временем стали использовать новые тканые материалы фабричного производства.
Народы Севера еще в глубокой древности научились выделывать как оленьи шкуры, так и пушной мех с помощью подручных средств. Существовал веками выработанный способ обработки шкуры и изготовления кожи. Выделанные домашним способом шкуры и меха отличались великолепным качеством. Изнаночная сторона, мездра, получалась белой, мягкой и эластичной. Ворс меха переливался и блестел. Сложен и немаловажен процесс обработки шкуры для изготовления легкой и удобной одежды. Поэтому очень важно знать и изучать приемы и способы обработки шкуры, изготовления кожи, так как в них воплотился многовековой трудовой опыт целых народов. Выделанные домашним способом шкуры и меха, отличались великолепным качеством, особенно следует отметить ровдугу и замшу.
По сведениям моих информаторов П.И. Семеновой, Е.М. Трынкиной шкуры всех видов животных должны быть сняты целиком . Они должны иметь правильный контур или очертания, что очень важно для дальнейшей обработки сырья и выработки готовой продукции. Шкуру северного оленя снимали пла стом продольным разрезом по белой линии живота без головной части и с последующим отделением шкуры с ног по границе волосораздела в области плеча и бедер.
Сразу после обескровливания приступали к съемке шкур, имея в виду, что с остывшей туши шкура отделяется значительно труднее, чем с парной. Технология съемки не сложна, но трудоемка, требует определенных навыков и строгой последовательности выполнения. Очень важно не просто снять шкуру, но и сохранить ее от часто допускаемых повреждений-разрывов, подрезей и выхватов, неправильных разрезов. Весь процесс состоит из следующих операций: разрезание шкуры по определенному контуру линий; съемка шкуры с конечностей; предварительная съемка с шеи, груди и живота и, наконец, сдирание шкуры со спины и шеи.
Иногда начинали с головы: сначала отрезали уши у основания, затем делали кольцевой разрез вокруг губ и ноздрей, кольцевой разрез над правой ноздрей продолжали через правый глаз к правому рогу и по затылочной кости -к левому рогу до уха. Разрез на шее, сделанный для обескровливания продолжали до кольцевого разреза вокруг нижней губы. Шкуру с головы снимали в виде двух симметричных кусков вместе с лобной частью. Затем снимали шкуру из задних конечностей и отделяли шкуру от заднепроходного отверстия. Для съемки шкуры с живота и груди делали продольный разрез по середине живота по белой линии, начиная от анального отверстия до шеи у самой головы.
Съемка шкуры передней части начинали с передних конечностей. Для этого разрезом поперек верхнего сустава отделяли камус нижней части конечности и снимали шкуру, начиная сверху вниз.
После полной съемки шкуры производили первичную обработку. Она заключалась в очистке шкур от прирезей мяса и сала. Чтобы обеспечить надежное сохранение качества шкур, их обычно подвешивали в сухом, прохладном, проветриваемом месте.
Обработка шкуры, кожи и меха полностью делалась вручную. Особенно устойчиво сохранялись традиционные способы удаления мездры, просушка кожи и орудия труда, применяемые при обработке шкур. Процесс обработки шкур включал у большинства народов Севера ряд последовательных, взаимосвязанных друг с другом этапов.
Одежда повседневного и промыслово-производственного назначения
Данный раздел работы основывается на полевых материалах, собранных автором в районах проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и является попыткой создания более полного представления о традиционном костюме народов Севера - эвенов, эвенков и юкагиров, об его истоках, значении и месте в их традиционном мировоззрении.
Традиционная одежда народов Севера Якутии подразделялась на повседневную (бытовую), производственно-промысловую, дорожную, праздничную и обрядово-ритуальную. При этом обычно менялся не покрой, не материал, не технология ее изготовления и не вид одежды, основное различие состояло в изменении количества украшений, вовлечения новых материалов на различных типах одежды, что особенно прослеживается в одежде праздничного назначения. Выбор сырья всецело зависел от преобладания того или иного местного материала, употреблявшегося для изготовления одежды.
Описать традицию изготовления одежды народов Севера можно на примере костюмов эвенов, эвенков, юкагиров, как наиболее сохранивших и используемых достаточно широко в наши дни особенно в повседневной, производственной, промысловой и дорожной сферах жизнедеятельности.
Бытовая или повседневная одежда является основой, т.е. исходной формой типов одежды любых народов. Строгой дифференциации верхней и нижней одежды по сезонам нет. Выношенная меховая одежда у народов Севера повсеместно служила в качестве летней одежды, и, наоборот, у некоторых народов, проживающих в тундренной зоне, надетые одновременно несколько летних легких камзолов, рубах или платьев могли служить зимней одеждой. У народов тундры и лесотундры в качестве зимней одежды широко распространена так называемая меховая двойная одежда - распашная и глухая. Ниже дается описание традиционной одежды народов Севера Якутии.
Эвены (см. Приложение № 3 Таблица 1- ХШ). Верхняя одежда эвенов отличалась большим многообразием. Наиболее распространенным типом наплечной одежды у эвенов являются пальто (кафтаны) для всех сезонов года. Мужские и женские кафтаны имели одинаковый распашной крой, но орнаментация женской одежды была богаче.
В качестве зимнего пальто эвены использовали кафтан мука. Его шили из осенней шкуры оленя мехом наружу. Покрой такого пальто у колымских эвенов имел на спинке два трапециевидных или треугольных клина, за счет чего пальто расширялось книзу. Пальто обычно не украшали. По сведениям А.А. Бурыкина зимняя одежда мука характерна и для эвенов Магаданской области [11, с.75].
В этнографическом музее п. Улахан-Чистай Момского улуса хранится женское пальто мука, подаренное Д.Д. Корякиной (1887 года рождения), которое имеет прямой силуэт и украшения по бортам из бисера и меха. По сведениям СИ. Николаева покрой мука оймяконских эвенов имел прямой силуэт [95, с. 91].
У Нижнеколымских эвенов весенне-осенний кафтан мехом внутрь называется дуди дудика и является повседневной мужской и женской одеждой. Их также надевают зимой под меховым пальто мука. Это двуклинный кафтан мехом внутрь. Борта, подол, обшлага рукавов и клапаны украшены полосками черной и красной ткани, а в старинных изделиях - крашеной ровдугой. Часто на левом борту ниже линии пояса пришивается клапан типа ложного кармана с полосками черной и красной ткани.
Мужской зимней верхней одеждой у эвенов для повседневного ношения обычно служила короткая дошка хокимча. Шили их из оленьих шкур или пыжиков мехом наружу. Спинку кроили отдельно в талию. Полы расклешивали длинными треугольниками клиньями по бокам или тремя клиньями фалдами.
Расклешенные полы и широкие проймы не стесняли движений эвена ни при езде на оленях, ни при пеших переходах на лыжах. Полы дошки соединялись ровдужными шнурками. Рукава узкие. Иногда к ним наглухо пришивали рукавицы из камусов с отверстием на внутренней стороне запястья для вынимания рук. Такие дошки иногда эвены шили с небольшим стоячим воротником. Надо отметить, что небольшой стоячий воротник является характерным для якутской верхней одежды [25, с. 16]. Поэтому, можно предположить, что эту деталь эвены переняли у якутов. Известный этнограф Г.М. Василевич отмечает, что аналогичная верхняя одежда эгдэкэ существовала и у эвенков. Она пишет, что «ворот эгдэкэ чаще бывает в виде узкой полоски мехом внутрь, но встречается и неширокий, отложной; в таких случаях его называют якутским словом сага, что указывает на заимствование от якутов» [19, с. 147].
По воспоминаниям эвенов Момского и Оймяконского улусов, для работы вблизи жилища использовали короткую меховую одежду дудика, сшитую из шкуры одного оленя, шерстью внутрь. Называлась такая одежда рубашкой, потому что имела глухой покрой . Рубашка удлинялась куском из другой шкуры, не имела воротника и ее носили под дохой. По самому низу рубашки иногда пришивали меховую опушку. Исходный материал рубашки эвены могли иногда красить, нижнюю - аповал - красной тальниковой краской (ольхой), верхнюю - каптак - красной глиной (охрой). По сведениям Л.Н. Жуковой юкагиры Верхней Колымы имели такую же плечевую одежду, и называли ее курчека [51, с. 9.].
Эвенская мужская и женская повседневная летняя одежда обычно изготовлялась из ровдуги. Мужчины - эвены одевали в этот период года короткий кафтан наймика. Покрой был такой же, как и меховая зимняя одежда.
Женский летний кафтан эвены называли найми. В качестве отделки бортов, подола, горловины найми использовали материал красного, черного цветов.
Часто в качестве повседневной летней одежды служила выношенная зимняя одежда. Начиная с XVIII века близкое общение с русскими способствовало к появлению различной фабричной ткани. Нательная одежда в виде рубах - урбакэ (русск.) начала появляться в то же время. К нижней плечевой одежде относятся рубахи, платья, кофты. Этот вид одежды является более поздней, чем верхняя плечевая одежда. Рубахи, платья и кофты шили большей частью из привозных тканей.
Промысловая одежда народов Севера по форме и покрою - аналогична верхней обычной одежде. Следует только отметить, что материал и расцветка обусловлены ее назначением - преследование добычи на промысле (белый мех для охоты на снегу); цветная ровдужная (суконная) глухая одежда, соответствующая защитной окраске на фоне осенней листвы в тайге.
Своеобразной была у эвенов охотничья одежда буйусэнкэ тэти. Это было короткое распашное пальто, завязывающееся спереди ремешками-вязками. Покрой прямой. По сведениям наших информантов такая одежда бытовала у оймяконских эвенов». Летний охотничий костюм изготовлялся из ровдуги или же охотники использовали в виде верхней одежды старые потертые зимние дохи. Верхней зимней одеждой для охотника служили меховые дохи (обычно оленьи), а также парки, которые более характерны для юкагиров и эвенов. С начала XX века они стали применять и суконные куртки.
Для промыслового занятия следует признать более рациональным и практичным ровдужно-меховой костюм, так как все его качества полнее отвечали требованиям условий ведения охоты. Охотники народов Севера носили короткие пальто, так как длиннополые мешают свободе действий и тяжелы при ходьбе. Как было отмечено, роль промысловой одежды часто, особенно весной и осенью, выполняла устаревшая и изношенная одежда и обувь.