Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Казибеков Тимур Нуруллаевич

Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв.
<
Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казибеков Тимур Нуруллаевич. Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв. : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.07 Махачкала, 2007 158 с. РГБ ОД, 61:07-7/723

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема возникновения экзогамии 20-52

Глава II. Проблемы Дагестанской эндогамии 53-110

1. Дагестанский тухум 53-72

2. Дагестанская тухумная эндогамия 73-110

Глава III. Тухумная эндогамия в XX веке 111-140

Заключение 141-149

Список использованной литературы 150-155

Список информаторов 156

Список сокращений 157

Документы

Введение к работе

Одним из сложных вопросов исторической этнологии Дагестана является проблема эндогамии дагестанского тухума. В современном научном мире относительно времени возникновения причин эндогамии ни среди зарубежных, ни среди российских ученых, археологов, этнографов, исследователей древней истории человечества и по настоящее время нет единого мнения.

В науке существует множество теорий и предположений, почему и как возникли институты экзогамии и эндогамии.

Ещё в XIX веке многие зарубежные ученые занимались изучением данной проблемы. Шотландский исследователь Мак-Ленон впервые в 60-х годах XIX века ввел в научный оборот термин «экзогамия» и «эндогамия», но не смог правильно выяснить суть и причины их возникновения. В своей работе «Первобытный брак» он утверждал, что истоки экзогамии лежали в обычаях «воинственных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне. В тех ордах, где не было этого обычая, существовала эндогамия (греч. еп<1оп-«внутри», gamos-«6paK»), т.е. заключение браков внутри орды, а в тех ордах, где был обычай убивать девочек, они, естественно, были вынуждены искать себе жён в других, где сначала якобы и возникла экзогамия (греч. ехо-«вне» gamos-«брак»). Он доказал, что племя эндогамно, а роды и фратрии экзогамны. Однако, говоря о причинах этих институтов, он примыкает к теории вреда кровосмешения. Эту теорию вреда кровосмешения поддерживали в своих трудах по древней истории известные ученые Л. Файсон, А. Хауит, Я.Штренберг, А. Джоли, Ф. Роз, П.Е. Ефименко и др.1

Они считали, что экзогамия обязана своим происхождением действию естественного отбора.

По проблеме происхождения экзогамии ряд наших и зарубежных ученых высказывали мнения, что экзогамия возникла из института

4 похищения, это такие ученые как, A.M. Золотарев, М.М. Ковалевский, Д.А. Ольдерогге и др.2

Весьма оригинальную теорию возникновения экзогамии выдвинули крупные советские историки СП. Толстой, Ю.В. Бромлей, Ю.И. Семенов и др.3, которыми возникновение экзогамии было поставлено в прямую связь с появлением и развитием половых производственных табу, а происхождение самого табу объясняли как результат нарастания противоречия между неупорядоченными половыми отношениями с одной стороны, и потребностями развития производственной деятельности с другой.

Другой не менее популярной теории возникновения экзогамии придерживались такие известные ученые, исследователи первобытной истории, как М.О. Косвен, Н.А Бутинов, С.А. Токарев и др.4, которые считали, что ключом решения проблемы возникновения древней дуальной экзогамии являются австралийские брачные классы.

В диссертации рассматривается и ряд других теорий по проблеме возникновения экзогамии и рода. Ибо без анализа этих гипотез невозможно исследовать проблему дагестанской тухумной эндогамии.

Поэтому одной из проблем нашего исследования относительно дагестанского тухума также существует много теорий и гипотез, что из собой представляет институт «тухума» в Дагестане. Несмотря на то обстоятельство, что его изучали многие исследователи XIX века и особенно XX века, каждый по-своему трактовал этот феномен родственных отношений, который существовал не только у народов Дагестана, но и у ряда народов Кавказа, который именовался по-разному.

О.И. Константинов в 40-х годах XIX века употреблял этот термин синонимично с термином «фамилия». Он писал применительно к аварцам, что их общества делятся на тухумы или фамилии.

Такого принципа относительно дагестанского тухума придерживались ученые 60-х годов XIX века: А.Ф. Посербский, А.В. Комаров, М. Бахматов и С.А. Петухов5.

В 80-х годах XIX большое внимание этой проблеме уделил М.М. Ковалевский6, который сделал заметный вклад в исследование общественного строя горских народов Кавказа, в том числе и Дагестана. Он характеризовал его как родовую группу. Наш известный дагестанский историк P.M. Магомедов7 дагестанский тухум считал семейной общиной и сопоставлял его с юго-славянской задругой. Х.О. Хашаев писал, что дагестанский тухум не род, не семейная община, а пережиточная форма раннее существовавших кровно родственных связей.

М.О. Косвен, уделивший исследованию дагестанского тухума много времени, считает, что тухум, это не род, не семейная община, не кровно родственная группа, а патронимия, которая изначально возникла в эпоху переходного периода от родового к классовому обществу в результате распада семейной общины8. Эта же концепция нашла отражение в ряде работ коллег и учеников М.О. Косвена: Б. Калоева, М. М. Ихилова, З.А. Никольская, С.Ш. Гаджиевой, С.С, Агашириновой, А.И. Исламагомедова, А. Азизова9. Ученики М.О. Косвена считают дагестанский тухум патронимией.

Таким образом, как мы видим, в проблеме самого дагестанского тухума много неясного и не мало спорного. Все эти проблемы мы рассматриваем в своей диссертации и стараемся внести свою лепту.

Одна из главных, и важнейших проблем, поставленных в нашей диссертации - это эндогамность дагестанского тухума, почему дагестанский тухум эндогамен, т.е. предпочитают заключать браки внутри патронимии, в то время как у остальных народов (кроме азербайджанцев) Кавказа браки экзогамны, т.е. заключения брака между тухумами или даже между разными сельским обществами запрещены. Это, прежде всего, фамильная экзогамия у северокавказских народов, включая даже самые отдаленные родственные и неродственные объединения. А у адыгских народов строго запрещалось заключать браки между представителями одного аула, села и т.п. Среди народов Кавказа у азербайджанцев и дагестанцев, как было указано выше, все обстояло, наоборот: в тухумах господствовали внутритухумные браки.

Факт изначальное экзогамного брака ни у одного народа мира, в том числе и у народов Дагестана, нельзя оспаривать. Проблема в том, почему они стали эндогамными, и когда это могло случиться.

И, наконец, последней и очень дискуссионной проблемой, которую мы рассматриваем в нашей работе, является судьба тухумной эндогамии в Дагестане в XX веке и причины её исчезновения в целом по Дагестану и сохранение предпочтительности эндогамных браков у некоторых народов нашей республики в настоящее время.

Вышеперечисленные проблемы, которые мы рассматриваем в нашей диссертации, свидетельствуют об исключительной актуальности выбранной нами темы.

Основная цель и задачи диссертации вытекают из вышеперечисленных дискуссионных проблем по тухумной эндогамии в Дагестане. Поэтому главной задачей данного исследования и в определенной степени решения их являлось, на основе анализа многочисленных теорий, существующих у зарубежных и российских ученых относительно происхождения рода и экзогамии обоснование, выяснение времени и причин первоначального возникновения самих институтов экзогамии и эндогамии в древнейшей истории человечества.

Далее необходимо остановиться на структуре тухума и на проблемах возникновения и причинах длительного сохранения среди народов Дагестана столь сложного архаического института тухумной эндогамии, а также выяснить условия бытования эндогамных норм в формах брака и семьи, в хозяйственных и других обрядах, в некоторых нормах обычного права исследуемых нами этносов;

выяснить время смены экзогамных браков эндогамным браком и причины экономического и политического характера повлиявшие на это обстоятельство;

показать и проследить судьбы тухумной эндогамии в XX веке, выяснить причины его исчезновения в целом по Дагестану и сохранении

7 предпочтительности эндогамных браков у некоторых народов нашего региона в данное время.

- исследовать условия заключения современных браков, в том числе
и межнациональные браки, браки внутри селений, определить при этом
изменение положения и статуса женщины в XX веке, межполовое разделение
труда, демократизацию структуры семьи в современном обществе;

показать основные причины политического, социально-экономического, материального, морального характера, приведшие, особенно во второй половине в XX, века к смене былой предпочтительности заключения эндогамных браков экзогамными;

- проанализировать причины предпочтения отдельными народами
внутритухумных браков.

Мы перечислили в основном главные задачи нашего исследования, поставленные в диссертации.

Хронологические рамки исследования (XIX - XX) обусловлены тем, что именно с XIX века сама проблема эндогамии была поставлена на научную основу.

Все ученые XIX века, которые занимались проблемой происхождения рода и экзогамии, в своих трудах обращались к этой сложной дискуссионной проблеме. Эта дискуссия продолжалась и в XX веке по особенно интересующей нас проблеме.

А само возникновение и развитие экзогамии и эндогамии относится к древнейшему периоду истории человечества.

Методологической основой диссертации является исторический детерминизм, предполагавший взаимообусловленность истории и причинно-следственную связь, а также историзм, требующий изучения любого явления в его исторической перспективе и хронологической последовательности.

Теоретической основой данной работы послужили труды таких известных историков, как Л.Г. Морган, М.М. Ковалевский, A.M. Золотарев, Н.А. Кисляков, Ю.И. Семенов, М.О. Косвен, Ю.В. Бромлей, Л.А. Файнберг,

8 А.И. Першц и др. При этом в данных работах, прежде всего, обращалось внимание на спорные в теоретическом аспекте вопросы, которые автор диссертации поставил не с целью решить эти проблемы, а сблизить имеющиеся расхождения во взглядах.

Источниковедческой базой данной диссертации является полевой этнографический материал, собранный нами в 2002-2005 гг. у ряда народов Дагестана в следующих районах. Это ахтынский, рутульский, табасаранский, кайтагский, дахадаевский, сергокалинский, левашинский, акушинский, цунтинский и др.

Наряду с полевыми материалами в диссертации использованы все наличные литературные сведения и сообщения путешественников XIX века. Использованы также труды зарубежных и российских исследователей как XIX, так и XX века.

Специальной литературы об эндогамии Дагестана не так много, но для нас представляет большой интерес и литература в целом о проблеме первоначального возникновения экзогамии и эндогамии в древнейший период истории первобытного общества. Так что без теоретического осмысления этих бесценных источников невозможно было бы понять, осмыслить и написать о причинах сохранения тухумной эндогамии в Дагестане.

Безусловно, при написании данной диссертации неоценимую помощь оказали и явились для меня настольными труды М.М. Ковалевского.10 В его исследованиях он непосредственно останавливается на эндогамии дагестанского тухума и подробно пишет о причинах сохранения этого института в Дагестане. Хотя М.М. Ковалевский и был не прав, когда дагестанский тухум считал пережитком рода на Кавказе, его труды оказали нам помощь не только при описании самой эндогамии Дагестана, но и при изучении самой структуры Дагестанского тухума.

Также, при разработке теоретической части данной диссертации, особенно по проблеме происхождения экзогамии и эндогамии, мы

9 неоднократно обращались к классическому труду Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»11, особенно к тем разделам монографии, где автор останавливается на вопросах о «вреде» кровосмешения и причинах возникновения рода и экзогамии. При описании теорий возникновения экзогамии была использована работа А.П. Максимова «Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака».12 Он считал браки между родственниками опасными и вредными для потомства. И именно поэтому, по его мнению, была введена экзогамии законодательным путем на собрании стариков.

Среди зарубежных учёных, занимавшихся этой проблемой можно выделить, прежде всего, бесценные труды американского ученого Л.Г. Моргана, среди которых особо следует отметить его работу «Древнее общество». Он впервые правильно разобрался в институтах экзогамии и эндогамии и считал, что они возникли одновременно и сосуществовали вместе, что роды и фратрии были экзогамны, а племя эндогамно, поскольку браки заключались внутри племени. Но, тем не менее, он был неправ. Он считал основной причиной возникновения экзогамии «вред» кровосмешения, т.е. необходимость предотвращения вредных последствий браков между кровными родственниками. Вряд ли первобытный человек мог знать о связи между половым актом и зачатием.

При написании раздела о теории возникновения рода и экзогамии мы использовали труды многих российских исследователей XX века. Среди них следует указать работы, изданные в 50-х годах XX века по проблемам первобытной истории. Это А.П. Окладников «Становление человека и общества», А.А. Формозов «Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке», Л.Я. Штеримберг «Семья и род у народов северо-восточной Азии», П.П. Ефименко «Первобытное общество», СП. Толстов «Пережитки тотализма дуальной организации у туркмен» и др.14

Говоря о работах 60-х годов XX века, где фиксируются теории происхождения экзогамии и эндогамии необходимо назвать прежде всего труды A.M. Золотарева «Происхождение экзогамии», «Родовой строй и первобытная мифология»15 и др., в которых автор на основании огромного фактического материала по отсталым народам мира, сохранившим пережитки первобытно-общинного строя, (к примеру, австралийцев, у которых сохранились древнейшие формы брачно-классовой системы) основательно доказывает первоначальное возникновение экзогамии у австралийских племен.

Особо следует отметить труды 70-80-х гг. XX века, которые были посвящены проблемам первобытной истории, в том числе и проблеме возникновения экзогамии.

Среди таких работ можно отметить работы Ю.И. Семенова «Как возникло человечество»16, Ю.В. Бромлея «Современные проблемы

1 *7

этнографии», «Новое первобытного общества» , А.И. Першица «Ранние формы семьи и брака в освещении советской исторической науки»18 и др.

В данной работе использованы труды советских учёных, специалистов по проблеме происхождения экзогамии и эндогамии, напечатанные в книге «История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины», изданной в Москве в 1986г.19

Большой вклад в изучении проблемы возникновения рода и экзогамии оказали русские учёные А.М Золотарев и Н.А. Бутинов, которые посвятили очень солидные труды проблеме возникновения рода и экзогамии.

Нам при написании раздела дагестанской тухумной эндогамии неоценимую помощь оказали классические труды по этой проблеме, прежде всего работы известных кавказоведов М.М. Ковалевского21 и М.О. Косвена22, которые сделали заметный вклад в исследование общественного строя горских народов Кавказа, в том числе и народов Дагестана.

М.М. Ковалевский в своей работе «закон и обычай на Кавказе» не только остановился на самом термине «тухум», но и описал функции этой социальной структуры, поставил вопрос о ее генезисе. Он пришел к выводу о том, что «тухум» - это род, якобы существовавший в то время на Кавказе. А М.О. Косвен в своих трудах писал об ошибочности этого положения Ковалевского и доказал, что «тухум» - это не род, а патронимия. Впоследствии к этому мнению М.О. Косвена примкнулись и его ученики и последователи: Б.А. Калоев, А.И. Рабокидзе, Р.Л. Харадзе, С.Ш. Гаджиева, С.С. Агаширинова, Х.О. Хашаев, Л.И. Лавров, С.А. Азизов и др.23

Особо следует отметить работы P.M. Магомедова24 по проблемам тухума.

Упоминание о дагестанском тухуме мы встречаем в статьях 1840-1860-х годов у О.И. Константинова, И.М. Бахматова, А.Ф. Посербского, А.В. Комарова, П.С. Петухова и др. , которые печатали свои статьи на страницах газеты «Кавказ», «кавказские календари». В 60-х годах XIX века появляются сообщения о дагестанском тухуме в специализированных изданиях: «Сборник сведений о Кавказских горцах» (ССКГ), «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК) и др.

Эти авторы в первой половине XIX века характеризовали тухум как родственную родовую группу, находящуюся на стадии развития. Когда вышла знаменитая книга Л.Г. Моргана «Древнее общество» , которая произвела революцию в понимании родового строя. Он дал фактическую основу родового строя в первобытном обществе и раскрыл сущность эндогамии и экзогамии. Учёным, который много писал о эндогамности дагестанского тухума, был М.М. Ковалевский, а вслед за ним его ученик М.О. Косвен и последователи М.О. Косвена, которые считали тухум патронимией.27

М.М. Ковалевский одним из первых указал на характерную черту формы брака, в отличие от других северокавказских - господство в их среде

12 эндогамии. И при этом он указывает на особенности и причины сохранения этого феномена у дагестанских народов.

Многие дагестанские ученые, Х.О. Хашаев, С.Ш. Гаджиева, С.С. Агаширинова, С.А. Азизов и др., поддерживают эту теорию М.М. Ковалевского и утверждают, что в Дагестане действительно при заключении браков предпочитали тухумную эндогамию, т.е. старались отдавать девушек и женить своих сыновей на представителей своего тухума. Однако некоторые наши дагестанские ученые, как известный ученый М.А. Агларов и его ученики, отрицают вообще существование эндогамии в Дагестане, утверждая, что «Возведение в ранг обычая распространенности внутритухумных браков Сотниковым - явное преувеличение. Обычай это нечто, нарушение чего влечет за собой какие-либо санкции». Межтухумный же брак считался нормальным и ни в коей мере не осуждался. Сотников верно отмечал, что внутритухумные браки были распространены в многолюдных (больших) тухумах» А таких крупных тухумов в селениях Дагестана в XIX в. было немало. Это подтверждают труды P.M. Магомедова, Х.М. Хашаева, С.С. Агашириновой, С.А. Азизова и др.

Л.И. Лавров, ссылаясь на средневековые источники, датирует время исчезновения экзогамии и возникновение тухумной эндогамии в Дагестане и Азербайджане примерно в конце I тысячелетия до н.э.30 Разумеется, когда именно, на какой стадии развития общества в Дагестане экзогамия сменилась эндогамией, определить весьма сложно. Нам кажется, смена этих двух институтов совпадает с возникновением тухума в Дагестане. А поскольку тухумы возникли с распадом больших патриархальных семей и переходом к соседской общине, образованием крупных территориально - тухумных типов поселения, то и смена экзогамии эндогамией произошло в этот же период.

У аварцев, по утверждению А.И. Исламагомедова,31 такой тип поселений возникает в конце I начало II тыс. до н.э.

У даргинцев, как считает известный ученый М.О. Османов, такого типа поселения возникли в XII - XIV вв. У лезгин, по утверждению С.С. Агашириновой,33 в VIII -XII вв.

В.Г. Котович,34 О.М. Даудов35 на основе археологических данных пришли к выводу, что такие поселения возникли в эпоху Кавказской Албании.

Когда мы говорили о причинах возникновения эндогамии в Дагестане, мы использовали, кроме трудов вышеперечисленных авторов, также работы С.Ш. Гаджиевой,36 З.А. Никольской,37 М.А. Агларова,38 А.Г Булатовой и др.

Очень убедительные социальные и идеологические аргументы, приведшие к возникновению эндогамии в Дагестане, приводит С.А. Азизов в своей работе «К вопросу о дагестанской тухумной эндогамии», напечатанный в 1988 г. в Москве;40 на страницах журнала «Советская этнография». Автор считает основными причинами возникновения эндогамии в Дагестане, во-первых, земельный надел, выделяемый дочерям некоторыми народами Нагорного Дагестана, оставался в пределах своего тухума; во-вторых, когда девушку выдают замуж внутри тухума, размер калыма бывал меньше обычного; в-третьих, девушка из своего тухума якобы более преданна мужу, чем чужеродная; в четвертых, были более затруднены разводы, если она была представительницей своего тухума.41

Многие другие причины указывались вышеперечисленными дагестанскими учеными: это условия кровной мести, условия развода и т.п.

Для выяснения многих вопросов, связанных с тухумной эндогамией Дагестана, мы использовали данные, приводимые в сборнике «Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX в.в.», где очень хорошо описаны адаты, установки обычного права народов Дагестана.

Проблема возникновения экзогамии

Прежде чем перейти к проблеме эндогамии в Дагестане, необходимо остановиться на самой проблеме возникновения экзогамии, которая до сих пор как среди зарубежных, так и среди российских учёных является весьма спорной. Начиная с XIX века и по сей день многие маститые учёные старались выяснить, как и когда возникла экзогамия и род.

Считают, что возникновение экзогамии, начинается с конца нижнего палеолита (т.е. ещё в период архантропов) и заканчивается лишь с переходом к позднему (верхнему) палеолиту, т. е. уже с началом возникновения палеоантропов (неандертальцев). Это время совпадает приблизительно от 500-300 тыс. лет до н.э. и до 40-35 тыс. лет до н. э., когда уже возник человек современного вида и с появлением «homo sapiens» формируется родовое общество.

Для понимания общественного строя людей среднего палеолита особенно интересны находки жилищ мустьерского времени. В IV слое стоянки Молодова І в долине Днестра А. П. Чернышевым были вскрыты хорошо сохранившиеся остатки постоянного жилища со многими очагами. Имеются также указания на наличие остатков других постоянных жилищ мустьерского человека на территории СССР (Молодова V, Ильская, Киик-Коба, Чокурча, Волчий грот)1. Ранее такие жилища были известны только для верхнего палеолита (ориньяка), и их обычно рассматривали как свидетельство существования прочных производственных родовых коллективов2.

Мустьерские жилища площадью в среднем 80 кв. м. каждое также были обнаружены Ф. Бурдье во Франции на стоянках Ле-Пейрар, Бодел-Л Обезье, Жетон и др. Они датируются вторым этапом вюрмского оледенения. Ф. Бурдье пишет, что существование таких больших общинных жилищ у людей мустье требовало регламентации половых отношений (запрета инцеста), фиксации перехода из одной возрастной категории в другую, каких-то норм распределения запасов пищи в течение долгой зимы, наличия старейшины-общины и т. д. Без этого, по мнению Ф. Бурдье, совместная жизнь многих людей в жилище была бы невозможна3.

Конечно, мы не можем утверждать категорически, что в жилищах и селениях, подобных описанным А.П. Чернышевым и Ф. Бурдье, жили именно родовые, а не какие-либо иные общины. Однако в пользу этого говорит, на наш взгляд, все, что известно о значении экзогамии для становления человека современного вида и его общества. Кроме того, на возникновение в мустье именно экзогамных родовых общин косвенно указывает и укрепление в это время связей между соседними коллективами людей, что нашло свое проявление в материальной культуре.

Характеризуя мустьерские стоянки на территории Европейской части СССР, А. А. Формозов отмечает, что «присущие каждой отдельной стоянке особенности в типах обработки кремня и в типах орудий говорят о продолжающейся обособленности общин древнейших людей. Но намечающееся группирование на определенных территориях стоянок с одним обликом культуры говорит о возникновении каких-то связей между разными общинами...»4.

Особенно интересны в связи с вопросом о социальной организации людей среднего палеолита погребения неандертальцев. Как справедливо отмечает А. П. Окладников, «как бы ни расценивать эти погребения, как бы их ни объяснять, но в любом случае они свидетельствуют об осознании неандертальскими людьми взаимной социальной связи, о взаимопомощи и заботе членов первобытной общины друг о друге. Иначе неандертальцы бросали бы умерших членов своего коллектива на произвол судьбы, не выкапывали бы (при этом иногда с большими усилиями) специальные ямы для захоронения их тел и не зарывали бы их в землю. Сам по себе акт захоронения умерших членов коллектива свидетельствует, таким образом, об устойчивости и силе связей, скреплявших первобытную общину неандертальцев»5. С таким обстоятельством, разумеется, нельзя не согласиться или с уверенностью сказать, что в данном случае мы имеем дело с уже возникшими в эпоху мустье родовыми общинами. Все-таки вероятно, что зачатки родовой общины возникли в конце эпохи мустье. К этому же мнению также пришли такие известные учёные, как П.П. Ефименко,6 С.А. Токарев,7 Н.А. Бутинов8 и др.

В данном случае, безусловно, нельзя говорить о возникновении какой-либо формы группового брака. Как известно, все формы брака связаны с возникновением экзогамии, однако, как свидетельствует археологический материал, не исключено, что какие-то регламентации в зачаточной форме половых отношений, возможно, уже возникли в конце мустье, несмотря на то, что некоторые российские ученые, к примеру А.И. Першиц, не согласны с таким мнением. Они считают, что многие формы запрета инцеста возникли с возникновением экзогамии.

Однако Л.А. Файнберг считает, что «При настоящем уровне знаний нам представляется наиболее вероятным, что род и племя возникли в среднем палеолите. Но, по-видимому, в эту эпоху род ещё не стал повсеместной формой социальной организации первобытного человечества и существовал лишь у некоторых групп людей, особенно оседлых, тогда как другие группы продолжали жить стадами или выраставшими из них разными типами локальных, но ещё не родовых бродячих общин»9

Таким образом, в основном ученые - археологи и некоторые маститые учёные - этнографы считают, что зачатки экзогамии, возникшие в первобытной общине, уже были в конце мустье характерны неандертальцам, или по крайней мере, той части неандертальцев, которым была характерна хотя бы временная оседлая жизнь. Переход от стада к более высокой социальной общности происходил не сразу, а тысячелетиями, пока не появился «homo sapiens».

Прежде чем говорить, как стадо превратилось в общину, необходимо, хотя бы вкратце остановиться на характере первобытного человеческого стада, для которого был характерен зоологический индивидуализм, особенно проявлявшийся в безудержной игре половых инстинктов, в столкновениях из-за женщин в условиях господства примускуитета. Поэтому, как указывали наши учёные Косвен М.О., Семёнов Ю.В., Золотарев М.А., Файнберг Л.А. и другие, стада были небольших размеров, в 40-50 человек.

Они главным образом разрастались, но распадались в столкновениях из-за женщин на почве зоологической ревности. Немалое значение имел низкий уровень развития орудий труда.

Теперь рассмотрим основные теории о переходе от стадной ассоциации к родовой общине, т. е. о периоде возникновения рода и экзогамии. Вопрос о возникновении рода, в сущности, совпадает с вопросом о происхождении экзогамии. Если бы не возникла экзогамия, то никогда не возник бы род и не возникла бы та цивилизация, в котором мы живём.

В науке известно множество теорий, пытающихся объяснить происхождение экзогамии самыми различными причинами. Большинство из этих теорий давно отвергнуты как несоответствующие действительности, а некоторые из них до сих пор дискутируются.

Впервые термин «экзогамия» в научный оборот был введён шотландским учёным Мак-Ленаном в 60-х годах XIX века. В своей работе «Первобытный брак» он утверждал, что истоки экзогамии лежали в обычаях «воинственных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне. В тех ордах, где не было этого обычая, существовала эндогамия (греч. епс1оп-«внутри», gamos-«6paK»), т.е. заключение браков внутри орды, а в тех ордах, где был обычай убивать девочек, они, естественно, были вынуждены искать себе жён в других, где сначала якобы и возникла экзогамия (греч. ехо-«вне» gamos-«6paK»). При этом он ссылался, как на пережиток этого обычая, на некоторые народы мира, которые с рождением девочек умерщвляли последних.

Конечно, он был не прав, ибо не смог выяснить суть экзогамии и эндогамии, которую впоследствии Л. Морган в своём знаменитом труде «Древнее общество», доказал, выяснив, что племя эндогамно, а фратрии и роды экзогамны. Т.е. экзогамия и эндогамия сосуществуют, ибо браки заключаются внутри племени.

Дагестанский тухум

В данном разделе диссертации мы постараемся остановиться на проблемах возникновения и причинах длительного сохранения среди народов Дагестана столь сложного архаического института эндогамии, а также на условиях бытования эндогамных норм в формах брака и семьи на хозяйственных и других обрядах, а также на некоторых нормах обычного права исследуемых нами этносов.

Кроме того, в специальном разделе данной главы мы постараемся разобраться в не менее сложной проблеме сохранения определенных норм эндогамии в условиях XX века.

Однако прежде чем перейти к тухумной эндогамии дагестанских народов, необходимо хотя бы вкратце остановится на самой проблеме дагестанского тухума, который начиная с XVIII века до сих пор остается дискуссионной темой среди российских, кавказских и дагестанских ученых.

Исследователи, которые занимались и занимаются изучением семьи у народов Кавказа, сталкиваются с двумя формами семьи, сменявшими в процессе развития одна другую - это патриархальная большая семья и индивидуальная семья. Эти две формы семьи можно констатировать не только этнографически для второй половины XIX - начала XX века, но и реконструировать исторически на протяжении многих столетий, вплоть до глубокой древности. Судя по тем исследованиям, трудам, которые имеются по данной проблеме исторической этнологии, для нас представляется бесспорным то мнение, что большая патриархальная семья является предшественницей малой семьи и последняя всегда приходит ей на смену.1 Однако до сих пор в кавказоведческой науке нет единого мнения относительно времени распада большой патриархальной семьи и возникновения института патронимии на Кавказе, в том числе и в Дагестане. И отчасти поэтому проблема эндогамии Дагестана также остается весьма спорной и дискуссионной. Патриархальные большие семьи возникли в период распада первобытного общества, т.е. хронологически они расположились между родовой и соседской общиной, а патронимии и малые семьи, которые возникли после распада этих больших семей, появляются, возможно, с периода возникновения соседской общины. На это указывали А.И. Першиц и А.И. Мусукаев, Ю.Ц. Бромлей, М.О. Косвен, Н.А. Кисляков в своих трудах, посвященных проблемам древних общественных структур, смене одной формы семьи другой, их структуре и основным этапам эволюции в эпоху распада первобытного общества и позднее.

Таким образом, институт патронимии - социальная структура, теоретически связанная с большой семьей и возникшая в результате ее сегментации, группа близких родственников (тухум3), стоявшая у истоков возникновения соседской общины.

Само понятие патронимии и сам термин были введены в научный оборот М.О. Косвеном в качестве особой общественной формы, обнаруженной им в 1931 г. у удмуртов, в 1932 г. у южных осетин. После чего он многократно на основе исследования этнологии кавказских народов многократно обращался к этой теме и установил, что дагестанский тухум -это патронимия. Однако проблема дагестанского тухума имеет свою предысторию.

Впервые о дагестанском тухуме мы находим упоминание О.И. Константинова (1840), который употребил этот термин синонимично с термином «фамилия». Он писал, что аварские общества делятся на тухумы, или фамилии, которые включают в себя не только близких и дальних родственников, но и присоединившихся к ним выходцев из других мест, которые переселились на земли данного тухума и приняли его название.4

В 40-х годах XIX в. о дагестанском тухуме пишет Василий Иванович Голенищев - Кутузов в своей работе «Описание гражданского быта чеченцев с объяснением адатного их права и нового управления, введенного Шамилем», который он составил будучи на службе по Генеральному штабу на Кавказе с 1836 по 1846 годы. Эта работа, как указывал М.О. Косвен, хотя в большей степени относится к чеченцам, особенностям их общинных отношений, однако характеристика тухума, его управление, выборность старейшин в тухуме и т.д. вполне можно отнести и к дагестанскому тухуму. Он писал, что «это распространенная форма управления тухума среди горских народов Кавказа обозначалась на Востоке Кавказа преимущественно иранским термином тухум, на западе - термином фамилия и представляла собой группу, которую мы назвали патронимией».5

Особенно с 60-х годов XIX века объем кавказоведческой литературы по сравнению с первой половиной XIX в. увеличивается, появляется ряд специализированных изданий: «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ), «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Записки кавказского отдела Русского географического общества» (ЗКОРГО), газета «Кавказ», «Кавказские календари» и др., где появляется немало статей о народах Кавказа, в том числе и о дагестанском тухуме. Это работа таких ученых как, И.М. Бахматов, А.Ф. Посербский, А.В. Комаров, П.С. Петухов и др.6 И.М. Бахматов писал об аварских тухумах, А.Ф. Посербский - о монодагестанском тухуме, отмечая, что Южнодагестанский тухум состоит не только из родственников, но посторонних, связанных с ними общими интересами людей, общими народными и пастбищными угодьями, общим судебным самоуправлением и т.д. П.С. Петухов дагестанский тухум именует «родом» и пишет о силе родовой солидарности, об общих интересах представителей тухума, о взаимной их защите и т.д.

Таким образом, характеризуя сообщения о дагестанском тухуме в литературе конца XVIII - первой половины XIX века следует отметить, что эти авторы характеризуют тухум как родственную или родовую группу, находящуюся на стадии его разложения. В 1878 году вышла знаменитая книга П.Г. Моргана «Древнее общество», которая произвела революцию в понимании родового строя, т. к. автор дал фактическую основу родового общества в первобытной истории. Об этой работе Л.Г. Моргана мы поговорим далее, при характеристике дагестанской эндогамии.

А сейчас мы более подробно остановимся на труде Ковалевского М.М. «Закон и обычай на Кавказе», написанном в 1880 г., где целый раздел его монографии посвящается дагестанскому тухуму. Главной заслугой М.М. Ковалевского является то, что он детально изучил дагестанский тухум, как самый крупный родственно - территориальный коллектив всех народов Дагестана. Он рассмотрел сам термин «тухум», права и обязанности главы тухума как выборного лица, прием в тухум новых членов и связанные с ним обычаи, традиции и т.д. Он побывал во многих селах Дагестана, сделал собственные записи, полевой материал. Ковалевский использовал обширную литературу, прежде всего работы А.В. Комарова, Н. Львова, А. Омарова и др. Он использовал ценный материал рукописных описаний округов Дагестана, в том числе записки о Кайтаге поручика Сотникова, записки о Даргинском округе Попова, Сборник адатов аварцев, составленный в 1865 г. Калонтаровым, две в 1869 г. Цветковым, адаты Гунибского округа, собранные в 1864 г. помощником начальника Гунибского округа Андрониковым, русский перевод кодекса XVII в. Кайтагского уцмия Рустама, от начальника Кайтаго - Табасаранского округа подполковника В.А. Макеева, записки о тухумах, составленных для комиссии по расследованию сословных прав туземцев от Е.Г. Вейденбаума и др.7 Тщательный анализ собранного им материала позволил ему в основном правильно решить вопрос о происхождении тухума. Он доказал, что в отличие от осетинской или кабардинской фамилий, существование дагестанского тухума не связано с происхождением всех его членов от общего родоначальника.

Дагестанская тухумная эндогамия

В предыдущем разделе мы подробно остановились на возникновении, развитии, структуре и причинах сохранения этого древнего института, возникшего в эпоху распада первобытного общества - на дагестанском тухуме. Когда мы уже ясно представляем структуру и особенности этого уникального явления в истории развития дагестанского общества, мы можем приступись к не менее интересной проблеме кавказской этнологии - к проблеме эндогамности дагестанского тухума.

Поэтому нам следует выяснить важнейшие вопросы, связанные еще и тем, почему дагестанский тухум эндогамен, т.е. предпочитает заключать браки внутри патронимии, в то время как у остальных народов Кавказа (помимо азербайджанцев) браки экзогамны.

Обо всех этих и других проблемах, связанных с эндогамностью дагестанского тухума, мы постараемся в этом разделе по возможности разобраться в столь сложной, трудной, одной из классических тем кавказской этнографии. М.О. Косвен не случайно писал, что «Наряду с родовой экзогамией экзогамна и патронимия. Однако у некоторых народов Кавказа, в частности у народов Дагестана, патронимия была эндогамна. Данное явление остается плохо описанным и совершенно неисследованным».52

Главная проблема состоит в следующем: в то время как у всех народов Кавказа издревле существовала строгая экзогамия патронимии, это прежде всего фамильная экзогамия у Северо-кавказских народов, включая даже самые отдаленные родственные и неродственные объединения, а у адыгских народов строго запрещались браки между представителями одного аула, села и т.п. Среди народов Кавказа у азербайджанцев и дагестанцев, наоборот, в тухумах издревле господствовали эндогамные браки.

Отмечая эту особенность формы браков на Кавказе в том числе и в Дагестане, М.О. Косвен также отмечал, что «на Кавказе... брак между лицами, принадлежавшими к одной «фамилии», даже тогда, когда эта «однофамильность» устанавливается с большим трудом, лишь путем обращения к традиции, восхождения к отдаленному прошлому и реконструкции некой древней родоначальной «фамилии» - не допускается иногда чрезвычайно категорическим образом. Брак оказывается, таким образом, невозможным между родственниками в самой отдаленной, едва различимой степени. При этом весьма нередко экзогамный запрет такой широты и силы действует как по отцовской, так и по материнской линии.

У некоторых народов Кавказа, в частности в Дагестане, самым реальным образом действует эндогамия, причем иногда в пределах патронимии. Явление это остается, в свою очередь, в кавказоведении, как, впрочем, и вообще в этнографии, весьма скудно, недостаточно и не точно описанным».53

М.М. Ковалевский одним из первых указал на характерную черту формы брака у дагестанских народов, в отличие от других северокавказских -это господство в среде эндогамии. Он пишет, что «Ни у кого, кроме жителей Дагестана, мы не находим того предписания, что в брак следует вступать исключительно с женщинами собственного рода, что такой брак почетнее, что принадлежность к роду надо предпочесть и богатству, и общественному положению невесты».54

К сожалению, некоторые наши дагестанские ученые, не имея на это основания, отрицают этот феномен тухума и критикуют М.М. Ковалевского, якобы он надумал про дагестанскую эндогамию, ссылаясь на поручика Сотникова. Это утверждение известного дагестанского ученого М.А. Агларова который пишет, что «Возведение в ранг обычая распространенности внутритухумных браков Сотниковым - явное преувеличение. Обычай - это нечто, нарушение чего влечет за собой какие-либо санкции: межтухумный же брак считался нормальным и ни в коей форме не осуждался. Сотников верно отмечал, что внутритухумные браки были распространены в многолюдных (больших) тухумах».55

Прежде всего, критикуя Сотникова, М.А. Агларов не отрицает, что были большие тухумы, где браки заключались внутри его. Совершенно правильно, ведь эндогамия тухума в начале XIX века сохраняется именно в крупных по численности тухумах.56 А таких тухумов если не во всех селах и аулах были, а в крупных селениях большие тухумы составляли численностью 300 - 500 и более семей на территории Дагестана. К XIX в. таких семей в Дагестане было немало. Это в своих работах подчеркивают С.С. Агаширинова и С.А. Азизов относительно на территории Южного Дагестана. Применительно к Нагорному Дагестану о крупных тухумах в своих трудах не раз упоминали Х.М. Хашаев5 и P.M. Магомедов60.

Как быть с тем обстоятельством, что эндогамия в XIX веке сохранилась у азербайджанцев, у ряда арабских народов, а также у всех среднеазиатских народов, помимо казахов, киргизов и каракалпаков61? И всё это не случайно, а закономерно. Значит, надо выяснить определенные причины такого явления у всех перечисленных народов, кровнородственных объединений типа дагестанского тухума, были ли они эндогамны или, во всяком случае, предпочитали эндогамные браки.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные дагестанские авторы, занимавшиеся этой проблемой, подчеркивали предпочтительность заключения браков внутри тухума и были распространены кузенные браки в форме ортокузенных (брак на дочери брата отца или на дочери сестры матери) и в форме кросскузенных (брак на дочери брата матери и на дочери сестры отца). Кросскузенный брак, особенно ортокузенный, уже означает нарушение экзогамных браков, которые изначально, несомненно, существовали у всех этих народов. Помимо ортокузенных, дагестанские народы предпочтение отдавали и кросскузенным бракам, особенно женитьбе на дочери брата матери или браки между детьми двух сестер, особенно в XVIII - XIX вв. у дагестанских народов также сохранялись и обычаи левирата и сорората. Эти явления, несомненно, являются пережитками матриархата.

Марк Осипович Косвен отмечал, что «В частности, говоря о существующей у того или другого народа эндогамии, этнографы указывают на кузенный брак, как господствующую, преобладающую или обычную форму. Этнография различает ортокузенов и кросскузенов - различие в высшей степени важное»62.

В том, что (я повторяюсь) все дагестанские народы изначально были экзогамны, нет сомнения, раз прежде существовал родовой строй, как указывал Л.Г. Морган и Ф. Энгельс, с возникновением рода возникла экзогамия, иначе бы родовой строй не возник. Однако род входил в состав племени и, следовательно, род, фратрия была экзогамна, а племя эндогамно, поскольку браки совершались внутри племени. Следовательно, в эпоху господства родового строя, развитого материнского рода родовая экзогамия сочеталась с племенной эндогамией.

Таким образом, факт изначальности экзогамии ни у одного народа мира нельзя оспаривать. Поэтому дагестанские народы не могут быть исключением. Значит, нам надо понять, почему они стали эндогамными и когда это могло случиться. Проблема эта архиважнейшая в этнологии народов, у которых сохранился институт эндогамии.

Тухумная эндогамия в XX веке

Главной и основной причиной исчезновения тухумной эндогамии в Дагестане является рост материального благосостояния и культурного уровня развития народов Дагестана в XX веке.

Вторая не менее важная причина - существенное изменение положения женщины в обществе, активизация пола женщины в общественном производстве материальных благ и т.д.

Третья причина - это существенное, принципиальное изменение взаимоотношений в современной семье, т.е. исчезновение старых запретов между женихом и невестой, мужем и женой, между женой и родственниками мужа, между мужем и родственниками жены и т.д.

В - четвертых, кардинальное изменение межполового разделения, т.е. разделение труда главным образом между мужем и женой, трансформация личных взаимоотношений супругов в семье, в целом демократизация структуры семьи, связанных с ходом социально-экономического и исторического развития республики Дагестан в течении столетия.

Теперь давайте остановимся на этих особенностях более подробно. Как известно, прежде у всех народов Дагестана, в том числе и у всех народов Кавказа существовали обычаи избегания, которые неплохо описаны учеными Кавказоведами, в том числе учеными Дагестана. Этой проблемой занимались такие ученые, как М.О. Косвен, Я.С. Смирнова, С.Ш. Гаджиев, С.А. Азизов и многие другие.1

В современной исторической этнографии принята определенная классификация обычаев избегания, которая основана на кавказском материале. Сначала дал предварительную классификацию кавказских обычаев избегания М.О. Косвен в своей монографии «этнография и история Кавказа» на основании огромного полевого и литературного материала старался глубже проникнуть в суть этого института, имеющего глубокие корни в отдаленном прошлом, и показал генезис обычаев и традиций избеганий на Кавказе, особенно на сравнительном материале кавказских народов.

Общепринятой в современной науке является классификация, предложенная Я.С. Смирновой, которая многие годы специально занималась этой проблемой, привлекая весьма ценный полевой материал, прежде всего по народам Северного Кавказа, привлекая сравнительный материал по всему региону Кавказа. Она следующая: избегание между супругами, между родителями и детьми, между женой и старшими родственниками мужа, между мужем и старшими родственниками жены, между женихом щ невестой.

Как свидетельствует наш полевой материал и данные кавказской литературы в Дагестане, да и целого ряда других народов Кавказа, муж и жена после свадьбы в основном жили раздельно. Иногда, если была такая возможность, им выделяли отдельную комнату или место для уединения в одной из больших комнат или в кунацкой комнате. В последующем они переселялись в общесемейную комнату, которая делилась на мужскую и женскую половины. У некоторых народов Дагестана, как у цахуров, агулов, кумыков, табасаран и др. делали пристройки под общей крышей всего дома, которая преимущественно служила местом обитания молодожёнов.

С.А. Азизов пишет, что «У табасаранцев, агулов, цахуров иногда делали пристройки для молодоженов, однако это помещение находилось под одной крышей всей большой семьи».2 М.О. Косвен отмечает, что, карачаевский жилой дом делился обыкновенно на мужскую и женскую половины. Если в семье, кроме отца и матери, не было других взрослых членов, т.е. если была малая семья, то дом состоял только из одной общей для всех семьи сакли. В большой семье, когда один из сыновей женился, ему давалось общее помещение - отоу. Оно пристраивалось по мере надобности в один ряд с главной саклей, если это позволяла длина принадлежавшего семье усадебного участка. Иногда отоу ставились отдельно, но опять-таки в один ряд и под одной общей крышей.3 СМ. Броневский писал об адыгах, что у них мужья живут с женами розно, всякий в своем доме, никогда вместе не бывают - днем, а только ночью ходят к женам украдкой и возвращаются до света в свое отделение... об этом СМ. Броневский писал еще в 1823 г., а К.Ф. Сталь в своей работе «Этнографический очерк черкесского народа», который был написан в 1848 г., сообщает, что молодой муж не позволяет себе видеть жену днем, а только ночью украдкой. Видеть жену днем4, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других может себе позволить только пожилой простолюдин, а не князь или дворянин. А у князей жены имеют особую саклю, где они могут принимать родных обоего пола и почетных гостей. Саклю мужа составляет особое строение. Если у черкеса имеется несколько жен, что бывает весьма редко, то каждая жена имеет особую саклю. Видеть свою жену и говорить с ней муж может только ночью.

Н. Семенов сообщает, что у кумыков муж и жена жили в разных отделениях дома, при посторонних чуждались друг друга, никогда не называли друг друга по имени, а всегда в третьем лице: «он», «она». Неприличной считалась всякая ласка супругов при посторонних. Далее он пишет, что в первое время вступления в брак, молодой муж видится с женой тайком, ночью, стараясь пройти к ней и уйти от нее так, чтобы его не заметили, в особенности отец, братья. Потом они поселяются с женой в одном доме, но живут они в разных отделениях дома. В присутствии посторонних муж никогда не обратится к ней ни с каким вопросом, даже муж обидится, если кто-либо его спросит о здоровье жены, детей.5

Как свидетельствует наш полевой материал кумыкских сел и это же подчеркивает Н. Семенов, что у кумыков, как и у многих других народов Кавказа, молодой еще жил первое время после свадьбы у кого-либо у своих родственников, приятелей или соседей.

Говоря о народах Южного Дагестана, С.А. Азизов сообщает, что «Муж и жена никогда не называли друг друга по имени, а обращались друг к другу, употребляя различные слова: «яда», «чіехиди», «хванаха», «ківелинви», что означала «главный», «незнакомец», «глава дома» и т.д. Причем этот запрет даже с возрастом не прекращался, хотя избежания между супругами были тем строже, чем они были моложе. Муж также к жене обращался терминами «хозяйка», «старуха», «мать детей» или употреблял различные окрики «эй», «яда» или же различные клички. А тем более совершенно не было принято справляться о здоровье жены».6

Замужняя женщина не должна была разговаривать с мужем в присутствии старших мужчин, старших родственников мужа и жены, и особенно при свекрови. У дагестанских женщин никогда не нарушались и строго соблюдались эти запреты. Судя по нашим полевым данным, особенно строго соблюдались эти запреты не менее трех - пяти лет после свадьбы. За это время молодая жена с мужем и другими старшими родственниками мужа обращалась через посредников, особенно через детей. Обращение мужа и жены было пространственным. У дагестанских народов обращались к родственникам мужа употребляя соответствующие термины родства и свойства: «ата», «аба», «аттала-ата» - дед, «авала аба» - бабушка, «абала рутцы», «гала гала» и т.д.7

Похожие диссертации на Дагестанская тухумная эндогамия XIX - XX вв.