Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Дагданова Жигмыт Николаевна

Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.
<
Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дагданова Жигмыт Николаевна. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07.- Москва, 2006.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/367

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Художественная обработка металла 16

1. Художественная обработка металла. Традиции в современное 16

2. Различия в художественной обработке металла в ХІХ - начале XX вв. 46

ГЛАВА 2. Художественная обработка дерева 70

1. Художественная обрабоїка дерева. Традиции в современности 70

2. Эиннерриюриальные различия в художественной обработке дерева в XIX - начале XX вв. 95

ГЛАВА 3. Художественая обработка мягких материалов - кожи, войлока, тканей 110

1. Художественная обрабоїка мяіких маїериалов. Традиции в современное 110

2. Зтноіерригориальньїе различия в художес і венной обработке мягких маїериалов в XIX- начале XX вв. 127

ГЛАВА 4. Основные особенности бурятского орнамента и некоторые вопросы его генезиса 139

Заключение 150

Приложение 165

Библиография 174

Список сокращений 184

Введение к работе

Предварительные замечания. Буряты живут в Южной Сибири: в Республике Ьуряшя и двух авюномных окруїах - Усіь-Ордьшском в составе Иркуіской обласіи и Аіинеком в сосіаве Чиїинской области. г)іноірафически и географически Бурятия, как принят счиїаіь в научной лиіераіуре, делится на две части Западную - І Іредбайкалье и Восточную - Забайкалье.

Этическая и культурная история Бурятии была весьма сложной. В древности и средневековье здесь жили разноязычные племена и народы. Происхождение и расселение большинства родоплеменных групп бурят к началу XVII в. достаточно хорошо освещены в научной литературе [Румянцев, 1949; Он же, 1961; Он же, 1962; Он же, 1965; Он же, 1969; Токарев, 1939; Долтих, 1952; Он же, I960, Цыдендамбаев, 1972; Балдаев, 1970; Нимаев, 1988, с.89-133; Он же, 1993; Он же, 1996, Он же, 2000]. Установление Россией усюйчивых іранин с Мошолиеи и Китаем привело к обособлению буряіских племен 01 остальною мошочоязычною мира, к разрыву их традиционных хозяйспзенно-кулыурных связей с народами Центральной Азии, Киїая. Дальнейшее их этническое развитие шло под непосредственным влиянием русскоязычною населения [Пимаев, 2000, с.159-160]. Именно после прихода русских возникаюі соответствующие условия для завершения процесса консолидации различных родоплеменных і руин в единую народность в первой половине XIX в. [Нимаев, 2000, с 188J.

К началу XIX в. западные буря і ы вели в основном оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и скотоводством, а вое і очные буря і ы - кочевым или полукочевым скотоводством.

Между западными и вое і очными буряіами были определенные различия в духовной кулыуре. 1ак, западные буряты исконно были шаманисіами, по после российской миссионерской деятельности со вюрой половины XIX в. основная масса предбайкальских буря і была обращена в православие. Впрочем, древние культы в большинстве православных семей сохранялись и в XX в.

Восточные буряты в эют период были буддистами и несмотря на усилия миссионеров, православие прививалось здесь с і рудом.

Переходя к основной теме диссеріации, прежде всего отметим, что уже к первой половине XIX в. сложились основные черіьі современного бурятскою народного декоративно-прикладною искусе і ва, изучение ко юрою показывает, чго наряду с ілубокими месіньїми ірадициями в ею формировании важную роль сыграли шачшельные кулыурные конгакіьі с народами Южной Сибири и Цешралыюй Азии. Зіноіенегические связи, родоплеменные и территориальные деления, особенности природно-іеоірафических условий, специфика хозяйспзенною и религиозною уклада гакже во мноюм повлияли на своеобразие декоративно-прикладного искусе і ва западных и восточных бурят.

В конце Х1Х-начале XX вв. основными видами буряіского народною декорагивно-прикладною искусства были художественная обрабоїка металла, роспись и резьба по дерев}, деревянная скулып>ра малых форм, іиснение и аппликация по коже, орнамешация войлока, плеіение ковриков из конского волоса

С начала XX в. оїдельньїе виды украшаемых изделий уірачивают свое значение, іак как условия оседлой жизни неизбежно веду і к исчезновению из бьпа традиционных предмеюв кочевническою уклада. rJioi процесс вполне закономерен, но вмесіе с тем он сіавит перед рабошиками кулыуры важнейшую задачу - сохранить в новых условиях достижения мноювекового развития декора швно-прикладного искусе і ва буря і.

Актуй гьность те мы исс івдования Ис і орико-э і нолої ическое изучение народною декораіивно-прикладною искусспза имеет большое значение для понимания янической исюрии народа и ею исюрико-кулыурных связей с друїими эпюсами, для возрождения и сохранения в современных условиях художесівенных традиций в буряіской кулыуре. Рабогы по лой проблематике, опубликованные ранее, включают в юй или иной мере иосіавленньїе выше вопросы, но не позволяю і получить преде іавления о буряіском народном декоративно-прикладном искусстве в целом, в особенное і и в начале XXI в., чю

является очень важным и актуальным в современных условиях изменяющейся России.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в заполнении имеющихся пробелов в изучении декоративно-прикладною искусства бурят. Оно может быть испольювано в обобщающих исюрико-лноірафических і рудах, а также, в час і нос і и, в научно-педаюіической деяіельности, при чіении спецкурсов по лнолоіии и исюрии народною искусе та. Содержащиеся в рабо і е описания іехнических приемов художесгвенной обработки металла, дерева и мягких материалов могут бьпь полезными в деле возрождения и сохранения некоіда забьпых традиционных форм декора іивно-прикладного искусе і ва.

Историография. Первые краткие сведения о наличии у бурят іканей, изделий из серебра встречаются в записях-донесениях служилых людей -казаков-первопроходцев XVII в. в ходе освоения Сибири и вхождения Бурятии в сосіав России [Сборник докуменюв..., 1960].

В конце XVII - начале XVIII вв сведения о буряіах, в частности об их украшениях, одежде, пополнились офывочными данными дипломатов-посланников русскою царя И.Идеса, Д.Беля. И.Идее, познакомившись с бурятами Браіскою и Балаїанскою осірогов, опубликовал сведения об их хозяйс/ве, жилищах {Идее, Бранд 1967]. Он огмеїил, ню «в своих коммерческих операциях буря і ы не беруї серебра в монеіах, предпочитая им золото и серебро исключи і елыю в слиіках» [Гирчепко, 1939, с. 13]. Джон Бель описал отдельные украшения замужних женщин: «заплеіаюг свои волосы в две косы по одной на сюроне и вкладывают их в железные два кольца, чтобы не спутались оные на ірудь» [Басанова, 1969, с. 2041.

Сведения, касавшиеся в і ой или иной мере художес і венной культуры

буряі, продолжали возрастал, блаюдаря предпринятым в XVIII в.

академическим жсиедициям, в задачу которых входил сбор сведений о

коренных народах Сибири. Труды таких выдающихся исследователей как Г.Ф.

Миллер [Миллер, 1999, 2000, 20051, И.-Г. Гмслин [Gmelin, 1751], П.С. Паллас

[Паллас, 1773-1778], ИЛ . Теорій [1 еорги, 1799] сыграли немаловажную роль в пробуждении научных ишересов к бурятскому народу, к ею истории и культуре.

И.Г. Георги одним из первых обратил внимание на параллели между одеждой бурят и других народов - гатар, калмыков, тунгусов [Георги, 1799, с. 32-34], особо оімеїив искусство «браіских» (буряіских) кузнецов, «между коими есть нарочито искусные...» [там же, с.29]. Он писал, то «...мужчины подпоясываются поясом, покрытым братскою вороненою работою, к которой привешивают нож, огниво и табашный прибор... мужчины нося і серьги, перстни, кольца» [іам же, с.31]. Отметил и женские украшения: «...час і о надеваю і на косы свои чехлы, сделанные и* бархаїа или друїих каких материй... Серьги, к коим привешивают корольковые пронизки, бывают величиною в рубль... Шею и грудь покрываюг сделанною из коральков (кораллов) вынезкою» [там же, C.34J.

С.П.Крашенинников, приводя описания украшений буряіских женщин, писал: «к косам своим приплетаю і лошединые черные хвосты, на половине косы продеты сквозь оловянную грубку и концами в оловянных же грубках утверждены» [Крашенинников, 1966, с.66], «иоясы у женщин гакие ж, как у мужчин, серебром насеченные имею г...а около его рашые медные фигуры, кольцы и проічее навешаны, а над поясом медные колокольчики с язычками, над колокольчиками спина оловянными фигурками выкладена, на переди змеиные головки нашиты, на шеи бисерные перлы» [гам же, с.66-67].

Некоторые интересные сведения о возрасшых и социальных особенностях украшений бурятских женщин имеются в работе Ф. Ланганса [Ким, 1965]. Авюр упоминает буряіское название накосников в виде фуіляра для кос и* бархаїа ишберги. Он же пишет, что «девки плету і на все стропы вокруг кос по двадцати, и і коих па одной, висящей на лбу придельїваюі бляху» [там же, с. 150].

Специальные зіиоірафические исследования кулыуры буря і начинаются с середины XIX в., чю связано с организацией Восточно-Сибирского Отделения

Императорскою Русскою I еографического Общее і ва (ВСОРГО). Интересные сведения о маїериальной культуре буря г приведены в работах ряда исследователей Цешральной Азии: Г.Н. Поіанина [Поганий, 1833], А.В. Потаниной [Поіанина, 1895], А.П. Щапова [Щапов, 1875], Н.М. Ядринцева [Ядринцев, 1891], В.И. Харузиной и ІІ.ІІ. Харузина [Харузина, Харузин, 1911-1912].

Необходимо особо отметиіь ірудьі выдающихся ученых М.Н. Хангалова [Хангалов, 1958 - 1960] и Д. Ьаншрова [Ьанзаров, 1955], в которых содержаїся мної ие важные, подчас уникальные сведения о культуре бурят.

Однако в бурят оведческой литературе XIX в. декора і ишю-прикладное искуссіво не являлось предметом специальною исследования, хотя материалы указанных авторов, касавшиеся лой іемьі, не уірачиваюі своей ценности и в наши дни.

В начале XX в. появляются первые рабо і ы, посвященные буряіскому орнаменту. Орнамешальные мошвы бурят рассмоіреньї Б.Э. Пеіри [Пеіри, 1918]. В своей рабоїе авюр привел сведения по художес і венной обработке мяіких материалов, металла и дерева у кудинских (эхиршеких) буря і. Им были описаны некоторые способы декоративною оформления предмеюв быта, дан анали {основных орнамешальных моїивов у данной ірушіьі.

В 1920-х п. П.П. Хороших продолжил изучение орнамента прибайкальских буря і [Хороших, 1926]. Он предложил типолоіию орнаменіа в зависимости от материала и способа ею нанесения на предмет. Объектом ею специальною рассмотрения были орнаментальные узоры, выполненные на вязаных шерсіяньїх чулках ольхонских бурят, в результате чею был выделен круї основных орнаменюв («зубчаїьій зиїзаі», сіилиюванньїе изображения иіиц, «бараний рої»). Друїая публикация П.П. Хороших основана на маїсриалах но ориамешике северных (предбайкальских) буря і [Хороших, 1927]. В ней авюр рассмаїриваеі вьиииіьіе узоры, используемые мастерицами на изделиях из і кани, войлока и кожи.

С середины XX в. число исследоваїелей, занимающихся народной кулыурой бурят, существенно возросло. Эю оіразилось в публикациях і ого времени.

В 1958 г. И.С. Тугутов опубликовал книіу «Материальная культура бурят. Этнографическое исследование» [Іуіугов, 1958]. В пой работе автор описал процесс изготовления различных изделий бурятских масі еров. Описывая конское снаряжение, консірукцию и отделку бурятского седла, автор обращается іакже к маїериалам по народному искусству, но при этом им не были выделены особенности развития маїериальной кулыуры у разных зтноіерригориальньїх і рупії.

Сгаїья ГЛ. Ленхобоева и К.М. Герасимовой, вышедшая в 1963 г., посвящена народным умельцам селений Нижнею и Верхнею Оронгоя Буряши [Ленхобоев, Герасимова, 1958]. В данной сіаіье даю і ся общие сведения о строительном, сюлярном, литейном, малярном, иконописном ремеслах, распространенных в зі их селах и некоторых других мес і ах Бурятии во второй половине Х1Х-начале XX вв., рассматривается влияние буддийского искусства на іворчество народных умельцев.

В книіе К.В. Вяікиной «Очерки культуры и быта б>ряі» [Вяткина, 1969] затронуты лишь некоторые особенности одежды, украшений и предметов быта бурят. Но вмесіе с іем в данной публикации даеіся описание отдельных технических приемов, используемых буряіскими масі ерами при обрабоїке металла, кожи и войлока.

В 1970 і. Л.В. Тумахани издал книгу о бурятском народном искусстве [Тумахани 1970]. Данная работа дает лишь общее представление о декоративно-прикладном искуссіве. Отсуїствие описания іехнических приемов и терминологии, используемой бурятскими масі ерами, является одним из недостаї ков данного исследования.

В рабоіе «Художесівенная обрабоїка металла в Ь>ряіии», написанной коллекіивом авюров под руководсівом И.И. Соктоевой, дан анализ приемов металлообработки у бурят, а также приведены сведения о творчестве мастеров

художественного меіалла Бурятии в середине XX в. [Художественная обрабоїка меіалла, 1970].

Ценная моної рафия И.И. Сокюевой «Изобрази і ел ьное и декораіивное искусство Буря і ии», вышедшая в 1988 г. [Соктоева, 1988], основана на материале преимущественно прошлоіо века. В книге рассмотрены искусствоведческие аспекты материальной и духовной культуры бурят и их декорашвное и изобрази тельное искусство, влияние на нею русской культуры, а гакже ламаизма. Ею освещается вопросы развиїия советского изобразительного искусства Бурятии.

Первым обобщающим исследованием художес і венного опыта монюлоя зычных народов, в і ом числе и буря і, явился іруд 11.В. Кочешкова «Декораіивное искуссіво мошолоязычных народов Х1Х-середины XX вв.» Автор рассмаїривает круї вопросов, связанных с историей декораивного искусства монголов, бурят и калмыков XIX - 70-х годов XX в. [Кочешков, 1979].

В книге Р.Д. Бадмаевой [Бадмаева, 1987] рассматриваем один из видов материальной культуры - бурятский народный косном в бытовом, производсівенном, социальном, обрядовом и зсгеїическом значениях. Автор прослеживает изменения в одежде буряі с XVII в. до конца XX в.

В 1987 г. Л.Р. Павлинская защиіила диссертацию, посвященную художественному меіаллу бурят Х1Х-начала XX вв. [Павлинская, 1987], в коюрой впервые была представлена проблема пеобходимосіи исследования художесівенноїо металла в атрибутах бурятских шаманов.

Большой интерес в сравнительном плане для нас представляет монография В.А. Кореняко «Монюльская народная скульптура», посвященная декоративной скульптуре ХІХ-иервой четвер і и XX вв. - монгольским шахмаїам, иіре «хорло», резному камню [Кореняко, 1990]. Авіор рассматривает скульптуру малых форм как одну из обласіей традиционное) искуссіва монюлов. Главным содержанием каждой і лавы являеіся публикация произведений искусепза, даны их описание и анализ.

В другой книіе В.Л. Кореняко, вышедшей в 2002 г., проведено сравнительное исследование скифо-сибирскоіо звериною сіиля I гыс. до н.э-начала I гыс. н.э. и искусства кочевников Цешральной Азии в ХІХ-ХХ вв. [Кореняко, 2002]. Исследование огличаеіся высоким уровнем анализа материала, автором предложена новая іипогеш происхождения древнекочевническої о искусе і ва.

В 1997 і. опубликована монография А.А. Бадмаева, посвященная традиционным ремеслам (XIX - начало XX вв.) одной из этнолокальных групп бурятского народа - агинских бурят [Бадмаев, 1997]. Особый интерес вызывает глава о происхождении традиционных ремесел аіииских буряі, основанная на данных фольклора, орнаментики и лингвисіики.

В 2004 г. под редакцией II.Л. Жуковской и Л.Л. Абаевой в серии «Народы и культуры» был опубликован обобщающий і руд «Буря і ы» [Буряты, 2004]. Издание явило собой наиболее полное на сегодняшний день собрание сведений по этической истории и кул ы у ре бурят. В разделе «Декоративно-прикладное искусе і во», написанном Е.А. Баторовой, рассмоіреньї общие черты характерные для ною вида народною іворчесіва.

Декорашвно-ирикладное искусство буря і изучено далеко не исчерпывающим обраюм. Эю послужило основанием для более углубленною исследования данной проблемы с включением новых источников - музейных, архивных и полевых материалов авюра.

При разрабоїке вопросов формирования декоративно-прикладного искусства бурят и влияния на нею культуры соседних народов учтены работы таких видных исследователей, как СВ. Иванов [1954, 1963], А.Н. Окладников [1937, 1955, 1971, 1976], СИ. Вайнштейн [1974, 19911

Цель и задачи исследования Основная цель диссертации, как уже отмечено выше, - всестороннее исследование основных видов декоративно-прикладного искусства буря і - художественной обрабоїки меіалла, дерева и мяіких материалов (кожа, войлок, і кани) в XIX - начале XXI вв.

Поставленная цель предполагает решение следующих конкретных задач:

детальное описание основных видов декоративно-прикладного искусства бурят в XIX - XX вв.;

сравнительное исследование основных форм декоративно-прикладною искусства восючных и ыпадных бурят в конце XIX -начале XX вв.;

влияние на художественную обрабоїку металла, дерева и мягких маїериалову буряі кулыуры соседних народов; выявление основных особенностей буряіского орнамента и попьпка решения вопросов его іенезиса;

анализ состояния буряіскою народного декора і ивно-прикладного искусеіва в современной России, ірансформация традиций в начале XXI в. Источники Совокупность источников, исполыуемых в данном исследовании, можно классифицирован, по чеіьірем іруппам: 1. музейные коллекции; 2. нолевые маїериальї авюра, 1. архивные докуменіы. 1. Музейные коллекции. Особую ценность для диссертации имели музейные материалы по декоративно-прикладному искусству бурят, привлечение коюрых создало значительную но объему и содержанию источниковую базу исследования.

Буряіская коллекция «Государственною музея Востока» (і.Москва).

Декоративно-прикладное искуссіво буря і XIX-середины XX вв. здесь

предствлено изделиями из металла, дерева, мяіких маїериалов - уіварь,

детали конской упряжи, верхняя одежда, юловные уборы, войлоки,

деревянная скульптура малых форм. Наиболее ценной является коллекция

драюценных меіаллов - разнообразные богато орнаментированные

женские нагрудные, височные, накосные, поясные украшения, навершия

на шапки, серьги, пуговицы, предметы религиозного кулыа, ножи, огнива.

«Му$ей исюрии Бурятии им. М.Н. Хангалова» (г.Улан-Удэ)

насчиїьіваеі более 85000 единиц хранения. Коллекция музея являє і ся

одной и* самых ишересных собраний буддийского искуссіва позднего

К)

периода (XVIII - начала XX вв.). Декоративно-прикладное искусе і во представлено изделиями народных мастеров - колчаны, нарядная упряжь верхового коня, украшения, облачение шаманов, традиционная одежда.

Коллекция «Республиканского художес і венного музея им. Ц.С. Сампилова» (г. Улан-Уд)) насчитывает около 7000 единиц хранения, из них более 1000 изделия бурятских народных масіеров: резьба по дереву, і обелены из конскою волоса, монументальная чеканка, роспись по шелку. Особую ценность представляет серебряный фонд музея, насчшывающий около 1000 единиц хранения. В коллекции предсмавлены классические комнлекіьі мужских и женских украшений бурят забайкальского региона, а также ювелирное искусство современных мастеров металлообработки.

Коллекции (Ошоїрафическоіо му*ея народов Забайкалья» (і. Улан-Уд>) оіражают бы і как воеючных (забайкальских), іак и западных (предбайкальских) бурят. В ней собраны традиционная одежда и обувь, уіварь, мебель, стеїаньїе войлоки, коврики и* конского волоса - таары, конское снаряжение, орудия труда.

«Государственный национальный музей Усп>-Ордынского Бурятского авюномного окруїа» (пос. Усть-Ордынский) насчитьіваеі более 6 іьіс. единиц хранения. Наиболее ценными являюіся іінографическая коллекция, насчиїьівающая более 700 предмеюв, и археологическая коллекция свыше 500 предмеюв. Здесь нредсівалено декоративно-прикладное искусство западных бурят - ірадициопиая одежда, обувь, украшения. Также в коллекции му*ея имеюіся колчаны, стрелохранилища, наборные пояса, риіуальньїе шаманские принадлежности, оружие, утварь, коврики из конского волоса.

В «Агинском окружном краеведческом му*ее им. профессора Г.Ц. Цыбикова» (пос. Аіинское) собрано около 7 іьіс. экспонатов, раскрывающих материальную и духовную культуру агипских бурят

прошлого столетия. Наиболее ценной является коллекция ювелирных украшений.

Коллекция «Кяхіинского краеведческого музея им. академика В.Л.Обручева» (г. Кяхта) насчитывает около 100000 единиц хранения. Декоративно-прикладное искусство, в основном оіражающее быт бурят цонгольских родов Х1Х-начала XX вв. представлено в музее мужской и женской одеждой, обувью, тловными уборами. Художесі венный металл представлен в музее ювелирными изделиями, выполненными буряіскими мастерами - женские украшения, навершия на головные уборы, наборные пояса, подвески, ножи, курительные трубки, огнива.

Я имела возможность изучить также коллекцию сельского музея Лцаїаіской средней школы им. Агвана Доржиева Заиграевского района Бурятии (с. Лцагат), отражающую быт хоринских бурят. Это одежда, сундуки, утварь, орудия і руда. Традиционная буряіская одежда и утварь начала XX в. была изучена мною в Моїсохоиском краеведческом музее им. СИ. Очирова Кижишинскоіо района Бурятии (с. Моїсохон). В Баяні ольском историко-краеведческом музее Баргузинского района (с. Баянгол) я ознакомилась с домашней утварью, предметами культа.

Инвенгарные номера учтенных музейных коллекций приведены в соогвеїсівующих разделах данной диссертации.

2. Полевые материалы. Важную роль в предприняюм исследовании сыграли полевые маїериальї, собранные мною в 2001-2004 гг. в г. Улан-Удэ, селах Бурятии, а іакже в Аіинском и Уаь-Ордынском Бурятских автономных округах.

В июне - авіусіе 2001 і. мною были совершены поездки в села Ацагат, Арбижил Заиіраевскоіо района; села Хоринск, Улан-Одон, Анинск Хоринскоіо района; села Могсохон, Кижиша Кижишинского района, села Сосново-Озерск, Усть-Зіигуйск Еравнинского района Бурятии; в июне - авіусіе 2002 г. - поездка в села Курумкан, Баріахан, Элысун, Арі ада Курумканского района, села Улюн, Хиліана, Баянгол,

Дырен Баргушнского района Бурятии; в июне - сентябре 2003 г. -поездка в села Жаргалаша, Ноехон, Гахой Селенгинского района, село Алтай Кяхтинскою района, села Подлопатки, Цолга, Харашибирь Мухоршибирского района, села Верхний Ичетуй, Нижний Ичетуй, Алцак, Оёр Джидинского района. В период 2003 - 2004 п. были предпринят поездки в нос. Усгь-Ордынский Усіь-Ордьінскою Бурятского авюномноіо окруїа и в нос. Агинское Агинскою Бурятского автономної о округа.

В ходе сбора полевого материала я столкнулась с рядом трудностей, связанных с исчезновением памятников традиционной маїериальной культуры и со сложными условиями ее бытования в наши дни. Тем не менее, в результате обследования удалось сделан» фотоснимки, зарисовки и описать вещее і венный маїериал, включая художественно оформленные предмемы конца ХІХ-ХХ вв. К ним относятся о і дельные детали женских украшений, предметы религиозною культа, сундуки, единичные экземпляры войлочных изделий различной сохранности. Сбор материалов проводился пуіем опроса и записи сведений у жителей старшею поколения, знающих ірадиционньїе формы бы і а, одежды, украшений, отдельных приемов художественной обработки дерева и мяіких маїериалов.

В ходе полевого сбора материалов было проанализировано современное сосюяние народного декоративно-прикладного искусства в указанных бурятских селах. Данные о состоянии народных художественных промыслов в Буря і ии были іакже получены от С.С. Сзмбуева - заведующею Отделом декора і ивно-прикладного искуссгва Республиканского ценіра народного творчества (г. Улан-Удэ).

3. Архивные материалы. Ценными для диссеріации явились архивные материалы Иркуіскою краеведческого музея по лнографии бурят, хранящиеся в Отделе письменных памятников Института монголоведения буддологии и тибетологии СО РАН, которые во многом

помогли автору при выявлении типологизации женских и мужских украшений, одежды локальных групп бурят.

Маїериальї о современном состоянии народных промыслов в Бурятии, Усть-Орде и соседних республиках были получены мною из Главною информационно-вычислшельного центра Министерства Культуры (ГИВЦ МК) за 2002і.

Территорий іьньїе и хроно югические границы исс іедования. В ареал исследования включены Республика Буряшя и два автономных округа -Усть-Ордынский в составе Иркутской области и Агинский в составе Читинской области, предсіавляющие собой зону традиционного расселения локальных групп бурят. Хронолоіически работа охватывает Х1Х-начало XXI вв., однако в исследовании затраї иваюіся и более ранние формы ірадиционной культуры бурятскою народа.

Методоюгической основой диссертации являю і ся башсные принципы исторической науки: принцип исюриша, коюрый позволяет рассмаїриваїь исюрические процессы и явления в их реальном развитии и тесной взаимосвязи; принцип всестороннею анализа фактов в их совокупности. Сравнительно-исюрический метод позволил, путем обнаружения историко-іиполоіических параллелей, выявим, общее и особенное в декорашвно-прикладном искусстве бурят и сопредельных - кочевых - народов Сибири и Цешральной Азии. В основу анализа декоративно-прикладного искусства буряі я стремилась положить системный подход, позволяющий охватиіь изучаемый объект в его целостности на основе комплексного использования исторических и архивных источников, музейных материалов, данных сравнительной лингвистики, лнологии и археологии.

Научная повита Как уже отмечено выше, иредлаїаемое исследование является первым оиыюм всесюроннею изучения народною декоративно-прикладного искусства бурят, включая его современное состояние. В частности, проанализировано современные формы художественной обработки металла, дерева, мятких материалов и трансформация традиций в начале XXI в.

Впервые детально изучены зіноіерриториальньїе различия в декоративно-прикладном искусстве восточных и западных буря і в конце XIX - начале XX вв. Выявлены основные особенности бурятскою орнамента, и предпринята попытка решить вопросы его генезиса.

Художественная обработка металла. Традиции в современное

Художественная обработка металла была издавна одним из основных видов прикладного искуссіва у бурят. Дошедшие до наших дней изделия мастеров по металлу - меіаллические детали колчанов, налучников, конской упряжи, украшений дают основание полагать, что не поэднее XVII в. у нроюбурят уже существовала высоко развитая юревтика .

Вплоіь до начала XX в. рабоїу по меіаллу выполняли кузнецы, которым по сохранившимся преданиям и легендам приписываем божественное происхождение. Мало того, считалось, что человек, реально занимавшийся кузнечным ремеслом, обладает сверхъестественными способностями и может вьіполняіь жреческие функции. Секреты масіерства и жреческий дар кузнеца дархан утха (кузнечное происхождение) передавались по мужской линии от отца к сыну, от дяди к племяннику, а іакже к друїим мужчинам, принадлежавшим к одному роду.

Кушечесіво у буря і было іесно святно с кулыом 01 ня и желет. Счиїалось, чю злые духи страшились звона металла, боялись искр, леїяіцих от раскаленною желет. Почиїались все железные предметы, особенно заостренные. Например, полаїали, что если возле больного или спящею положи іь нож, ножницы или топор, то они буду і лучшим оберегом от злых сил.

К огню буря і ы традиционно относились с особым почтением. Нельзя было чего-либо съесп, или выпить, не поделившись С 01 нем. Эю отголоски, несомненно, очень древней традиции почіиіельноіо опюшения к огню дошли и до наших дней. В большинстве бурятских семей огонь и поныне считается священным. Традиционные обычаи требуют особого отношения и к кузнице, и к кузнечным принадлежностям. В конце XIX - начале XX вв. почти в каждом улусе были свои кузнецы (дарханы). По словам Ц.-Х. Самогановой, уроженки с. Ацагат, ныне проживающей в г. Улан-Удэ (1945 г.р.), еще в первой половине XX в. почти в каждом селе имелись кузницы, иногда по нескольку, принадлежавшие потомкам кузнецов, которые старались сохранить, как семейно-родовые святыни [ПМА, Улан-Удэ, 2000, т. 1, л.6]. В ходе полевых работ мне довелось видеть две кузницы в с. Ранжурово Прибайкальского района [ПМА, 2003, т. 3, л. 4] и с. Курумкан Курумканского района [ПМА, 2002, т. 2, л. 13], входить в которые имеют право лишь мужчины. Эти сохранившиеся кузницы, как семейно-родовые святыни сегодня используются лишь для проведения обрядов поклонения божествам - покровителям кузнечного ремесла и духам-предкам кузнечных родов.

Существовали онгоны2, принадлежащие кузнецам, покровительствующие кузнечному ремеслу. «Онгон кузнецов» [МАЭ, №1815-25], хранящийся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге представляет собой прямоугольный кусок Рис. 1. Онгон «кузнечный» (по св. Иванову) материи, в центральной части которого схематично изображены девять человеческих фигур и два стилизованных солнечных диска по краям сверху, в нижней части полный набор кузнечных инструментов. Наличие «онгонов кузнецов» еще раз подчеркивает особое, почетное место кузнечного ремесла у бурят, сохранявшееся вплоть до начала XX в.

Кузнецы делились на белых сагаан дархад и черных хара дархад, это деление, как и само название кузнец - «дархан», означающее «мастер», «умелец» всгречаеіся и у других гюрко-монгольских народов. Условно, белые кузнецы сагаап дархад счиїались мастерами ювелирного искусства, а черные кузнецы хара дархад - людьми, изюювлявшими лишь различные бытовые и хозяйственные предметы. Вмесіе с тем, в отношении технологии ремесла между черными и белыми кузнецами различия нет. Хоія, разумеется, были особо искусные кузнецы, владевшие ювелирным мастерством. Впрочем, в конце XIX - начале XX вв., в связи с наполнением рынка промышленными изделиями кузнечное ремесло, как таковое, посіепенно утратило свое значение, и за потомками кузнечных родов сохранялись юлько жреческие и лечебные функции. Однако, ірадиционно оформленные женские и мужские украшения, декорированные детали конскою снаряжения, выполненные кузнецами, владевшими ювелирным мастере і вом, также продолжали быть востребованными среди местноіо населения. Разумеется, далеко не все буряты имели подобные изделия. Дорогие ювелирные украшения из серебра были доступны лишь состоя іельньїм людям.

Ко второй половине XIX в. в Бурятии уже сложились так называемые ремесленные центры, многие из которых создавались при дацанах -буддийских монааырях. В созданных мастерских изюювляли в основном различные предметы религиозною кульга. Ірудились в них, как правило, ламы, но наряду с ними здесь проходили школу масіерства будущие ремесленники, в дальнейшем обслуживающие не только церковь, но и мирское население. Некоторые ремесленные центры продолжали развиваться и в XX в.

Закаменский район (аймак) - родина многих известных в конце ХІХ-ХХ вв. дарханов, специализировавшихся на изготовлении ювелирных украшений и культовых ламаистских предмеюв (колокольчики, лампады, риіуальньїе сосуды). Улус (село) Санаїа Закаменскою района Буряши прославился целой плеядой потомсі венных масі еров-чеканщиков - Гожої лоо Лубсан (1832 -1923), ІІІаіжи Бадмаев (1875 і.р.), Дымбрыл Садаевич Бадмаев (1900 - 1965), Доліор Лубсановна Логинова (1905 - 1965), Раднажаи Дымпилович Нохоров (1924 - 1992).

Различия в художественной обработке металла в ХІХ - начале XX

Этжмерриюриальные различия в торевшке бурят наиболее ярко прослеживаются в характере украшений, которым придавали большое значение как женщины, так и мужчины.

Металлические украшения отличались по ряду особенностей не только у западных и восточных бурят, но и и более локальных этических группах различных обласіей Предбайкалья и Забайкалья. Fine в XVIII в. надворный советник Ф. Ланганс в «Собрании известий о начале и происхождении разных племен и иноверцев...» упоминает о некоторых буряіских украшениях: «девки плету і на все стороны вокруг кос по двадцати, из коих на одной, висящей на лбу приделывают бляху» [Ким, 1965, с. 145]. Автор упоминает своеобразное налобное украшение юбун, которое носили взрослые девушки до замужества. Юбун крепилось к косичкам, которые заплетали на висках и затягивали назад, вплетая в основную косу на заіьілке. По данным Б.Э. Пеіри, такие украшения бытовали лишь среди западных буряток Предбайкалья, в частности в кудинских степях [Петри, 1918, с.221]. Подобные украшения делали из серебра или посеребренной железной пласшны вытянутой формы.

В конце XVIII в. И.Георги описал своеобразное наспинно-накосное украшение саажа- «В некоторых поколениях носят они подзатыльники, шириною в ладонь, длиною до подколенок, украшенные бисером с кистями и гремушками и совершенно подобные тем, какие многие татарки употребляют» [Георги, 1799, с.34]. Это украшение носили девушки на выданье. Нередко оно являлось элементом свадебного наряда. Известны три вида украшения саажа. иіураг саажа - составленное из коралловых бус; тумэр саажа - из серебряных пласі инок с закрепленными на них бусинами; укэн саажа - из шелковых ни і ей черного цвета. Основу некоторых разновидностей саажа составляли проклеенная в несколько слоев гкань или кусок кожи, обтянутые красным тонким сукном. На такую твердую основу пришивали коралловые бусы с металлическим ободочком в несколько рядов. Укэн саажа было длинее шураг саажа, с і ус і о укрепленными и нашиїьіми кручеными шелковыми нитками черною цвета. Верхний конец этого украшения венчался продолговаюй посеребренной пластиной, а нижний - пучками кистей из этих же июлковых ниток. Самое массивное и тяжелое по весу - тумэр саажа - было составлено из металлических посеребренных пластинок, нередко украшенных чеканным или гравированным узором. Основу для него делали из твердой не выделанной кожи, на которой крепились металлические накладки, часто декорированные коралловыми бусинками. Тумэр саажа, из-за своей тяжести приходилось не только прикреплять к косе, но и завязывать за кожаные ремешки на плечах [Бадмаева, 1987, с.82-83]. В конце XIX - начале XX вв. саажа бытовало лишь в Тункинском районе Бурятии и на Ольхоне. В ходе полевых рабої нам стало извесшо, что украшение тумэр сажа, интересующее нас металлическими декорированными деталями, быювало также и в Баргузинском районе Бурятии, о котором помнят старожилы села Улюн [ПМА, 2002, г.2,л.17].

Височно-наї рудное украшение Ииихэ иредсіавляет из себя набор парных колец и подвесок, прикрепляемых на уровне мочек ушей к головному убору или украшению даралга. Наличие этого украшения свидетельствовало о достатке и родовитое і и владелицы. Такое украшение было распространено среди женщин всех локальных групп бурят, с юй лишь разницей, что у каждой из групп оно имело свои особенности деталей и соответсівующее этим деталям название.

Литературные источники, музейные коллекции, фотодокументы помогли нам выявить локальные зоны распространения huux) и его разновидностей. Среди западных буряток была распространена одна из разновидностей киихэ киихэ-мввр. Образец этого украшения, изображенный на фотографии (рис. 10) [ОПП ИМБИТ СО РАН, Инв.№ 1765/2], имеет форму трех литых металлических колец, каждое последующее меньшего диаметра. Кольца соединены между собой в четырех местах. В меньшем по диаметру кольце, где расположена декоративная вставка в виде стилизованного солнечного диска с лучиками. От каждого кольца свисают по восемь симметрично расположенных коралловых низок с монетами на концах.

Для Забайкалья были характерны две иные разновидности этого украшения. У женщин Кяхтинского, Селенгинского районов

Бурятии в начале XX в. было распространено киихэ-хонхо, которое отличалось многообразием декоративных деталей и форм. Рис. 10. Западная бурятка (Эхирит-Булагатский аймак) Ьиихэ-мевр К отличительным элементам Иишэ-хонхо 1924 г. (по П.П. Хороших) можно отнести своеобразное ожерелье с колокольчиками хонхо, а также декоративные подвесные бляхи, которые зачастую имели разнообразные формы. Так, например, мастерами-ювелирами широко использовался символический образ двух рыбок, олицетворяющие гармонию и супружеское счастье. В основном, дарханы изображали рыбок развернутыми по направлению друг другу, чаще головами вверх. Между ними нередко располагали один из буддийских символов - колесо учения, драгоценность, ритуальный жезл, опирающийся на лотосовое основание. В конце XIX в. при декорировке блях мастера в основном применяли чеканку, а в XX в. начали все чаще использовать эмаль красного, зеленого, голубого цветов.

Художественная обрабоїка дерева. Традиции в современности

Обработка дерева с давних времен известна бурятам, о чем свидетельсівуют легенды и сказки, в которых неоднократно упоминается с луке и сірелах и друїих предметах, сделанных из дерева [Смолев, 1903, с.145-147]. Знание текстуры разных пород деревьев и умелое применение их к кочевому бьпу было уже характерно для предков буря і.

Изделия и} дерева - непременная принадлежность кочевою бьпа многих скотоводческих народов. Нще в XIX в. быт бурятской семьи был тесно связан с изделиями из дерева. Использовали деревянные чашки аяга, корытца для мяса тэбшэ, сосуды для молока тоорсын, ступки для ишельчения чая и соли уур, деревянную кочевническую мебель. Изготовленные из дерева предметы, требовавшие высокого мастерства, особенно украшенные росписью сундуки для хранения одежды абдар (ханза), двустворчаїьіе подставки под сундук ухэг, кухонные шкафы на ножках эргэнэг, дверцы юр і уудэи, деревянное основание седла 1ЧЭ3 1 и друїие, выполнялись ремесленниками-сголярами нарин дарханууд. Мастера по изюювлению предметов домашней утвари бараа хэдэг дарханууд нередко являлись и искусными резчиками киилууршэн и художниками, расписывавшими изделия зурагшууд. В конце XIX в. среди бурятских умельцев комплекіуются специализированные бригады столяров и плотников, которые могли выполнить и художественные работы, в том числе резьбу и роспись. Такие бригады обслуживали не только дацаны, но и население различных районов Бурятии. Они строили дома, оформляли их, изготовляли мебель. Существующая специализация мас і еров деревообработки в конце XIX - начале XX вв. была довольно условной, так как у бурят относиїельно просіые рабоїьі по дереву могли выполниіь почім все мужчины. Особые умельцы илотовляли изделия из дерева для себя, іем самым, удовлеіворяя поіребносіи в бы і у и хозяйстве, а также брали заказы ее стороны. Опышый мастер обычно приучал к ремеслу своего родственника коюрый вначале помоіал ему как подмастерье, нередко становясь позднее мастером деревообрабоїки.

В конце XIX - начале XX вв. художес і венной обработкой дерева занимались многие шлантливые умельцы. Иволгинский район славился не только своими кузнецами и чеканщиками, но и резчиками по дереву, столярами и плотиками. Так, например, в улусах Верхнем Орошое и Харгане - ремеслом занималось 80-90 % мужскою населения.

В Верхнем и Нижнем Оронгое во второй половине XIX - начале XX вв. трудились плотики Ранжур Гендунов, Дугаржап Добдоиов, Дава Санжеев, Дамба Санжеев, Бавасан Очиров, Очир Цыренов, Дансарап Шойдонов, Сыренжап г)рдынеев, Дамба Дьиперов, Намсарай Шарапов, Найдан Шодонов, Жап Жамсуев, ЖИІМИТ Жамсуев, Жамсаран Будаев, Дашинима Будаев; столяра - Эрегдын Гармаев, Цыден Ешисанжиев, Пурбо Бальчинов, Буда Бадмаев, Цыренжап Ломбоев, Жигжит Банзаракцаев, Санжа Цыренжапов, Шарап Тарбаев, Шаг дар Бадмаев, Рая Цыбикжапов, Очир Цыренов, Аюша, Цыденов, Санжа Цыбикдоржиев; резчики по дереву Линхова Гармаев, Доржи Шойдонов, І Іайдан Шойдонов.

В Харіане трудились плотики -1 апжур Гармаев, Сырен Доржи Цыденов, Бато Бадмаев, Ниш Раднаев, Пима Базаров; сюляры Бадмажап Галданов, Балдан Раднаев, Базар Будаев; специплисіьі по ориаменіу - Шойжалсан Ринчинов, Лубсан-Нима Шойжамсуев, Лубсан Балданов, Жамсаран Чимитцыренов, Гши Бадмаев (лама).

Гильбиринские художники славились своим мастерством - Шарап Сыдыпов, Дашинима Бадмажапов (по прозвищу Бумбу), Даша Цырен Базаров. В улусе Нижний Орошой трудились резчики Жымба Жабаин и плотники -Санжа Мункуев, /Іаша Мункуев, Доржи Цыренов [Ленхобоев, Герасимова, 1963, с.135-136].

Отношение к дереву как материалу у бурят было уважительным, дереве воспринимали как нечто живое, с ним обращались бережно и использовала лишь по необходимое і и, учиїьівая, коїда и какие породы дерева стоит рубить, сколько времени высушивать, чтобы изготовленная вещь служила долго. Так. например, поздней весной рубили молодую лиственницу, иву срезали летом, бересту заготовляли весной с появлением березовою сока, березовый корень спиливали в начале леї а, сосну и берегу валили в осеннюю и зимнюю пору, когда древесина затвердевала. Мас і ера отбирали деревья с широкими стволами и спиливали их практически под корень. Использовали различные породы дерева. Наиболее час і о упоіребляемой были лиственница шэнэкэн. Лиственница хороша тем, чю ее древесина крепка и устойчива к сыросш, поэтому в основном ее применяли в жилищных постройках, а также нередко в изготовлении мебели. Особое значение лиственницы, как материала для изделий, известно у всех сибирских народов. Кедр хуша применяли в основном для более ценных изделий и поделок. Из кедра делали ткже сундуки, считалось, что в них более сохранны шерстяные вещи, так как он имел специфический аромат, чю в свою очередь и отгоняло насекомых. В основном же для изготовления мебели использовали сосну, которая, как и кедр имеет мягкую древесину и похожие ароматические свойсіва, но она более доступна. На деревянную посуду шел обыкновенно тополь учяаИан, лучше других древесных пород поддающийся долблению и имеющий наиболее плотную древесину. Масіера деревообработки считали береjy хуИан наиболее крепким материалом по сравнению с другими породами деревьев растущими в сибирских лесах. Березу использовали для различных поделок, в том числе и при изготовлении деревянных основ седла. Корень березы ундэНэн хукан и береста шли, как правило, на изготовление посуды.

Художественная обрабоїка мяіких маїериалов. Традиции в современное

Буряты издавна владели искусством художественной обработки мягких материалов. Из бурятских народных сказок следует, что сказочные героини являлись искусницами в любом домашнем і руде. Умение шиїь бьісіро красивую одежду передано в сказке о девушке Башалай: «...и$ шелка с ладонь умела сшигь десяіь шуб, а из шелка с подол - двадцать шуб» [Бурятские волшебные сказки, 1993, с. 109] или «...дочь Усан Далай хана шьет одежду так искусно, чго швов не видать» [Бурятские народные сказки, 1976, с.201].

Изучение и анализ лиіераіурньїх исючников, а іакже художес і венных изделий, хранящихся не только в музеях, но и в некоторых семьях бурят, позволяет выявить наиболее характерные черты в этом виде народного творчества.

Развитие художественной обработки мягких материалов гесно связано с бытом, с запросами семьи скоговода-кочевника. В течение многих леї основными продукіами скоіоводсіва, помимо продуктов питания, были кожа и шерсть. Кожу использовали для изготовления одежды, обуви, сбруи, шерсть для изготовления пряжи, войлока, ткань шла в основном на пошив одежды.

Предварительная обработка кожи велась в каждом хозяйстве. Обычно эту работу выполняли женщины, но наиболее качес і венные и высокохудожес і венные изделия изгоювляли масі ера, привлекая к работе членов своей семьи.

Материалом для изготовления декорированных изделий из кожи служили в основном шкуры крупных домашних живошых (преимущественно бычьи, коровьи, лошадиные). 11о нередко использовали и шкуры диких зверей - лосей, диких оленей, косуль и др. В лесных районах Предбайкалья и горно-таежных районах Забайкалья вплоть до XX в., буряты по-прежнему занимались традиционной охотой, что являлось нередко основным видом их деятельности.

Необходимо отметить, что орудия и способы обработки шкур диких зверей и домашних животных не различались. Кожу выделывали с помощью несложных приспособлений. Важным орудием обработки кожи служило скребло хэдэргэ (рис.66-1) Это слегка изогнутая металлическая пластина, вставленная в деревянную оправу, концы которой служили ручками при работе. Лезвие скребка было не острым, чаще закругленным. Скребло применяли при очистке кожи от мездры. Подобные, бурятскому скребку хэдэргэ бытовали у эвенков кэдэргэ, у тувинцев хэдэргэ, у монголов хэдэрэг. Г.М. Василевич предполагает, что наиболее древним являлся скребок из дерева бытовавший у эвенков, рабочий край которого был заменен впоследствии металлическим [Василевич, 1969, с.95]. Коса-литовка хажуур это, как правило, непригодная для сенокошения коса, но имеющая острое лезвие, применявшаяся также при очистке кожи от мездры, а также для снятия волосяного покрова со шкур животных. Очистку внутренней поверхности более грубых и твердых шкур производили обычно при помощи ножного крюка хул шударга. Он представлял собой палку с развилкой на одном конце, куда вставляли поперек металлическую однолезвийную пластинку. К нижнему концу крюка прикрепляли петлю. Подвешенную овчину натягивали левой рукой, а правой брали крюк за петлю или деревянную ручку на верхнем конце крюка, вдев ноги в нижнюю петлю, скребли кожу сверху вниз. По данным Р.Д. Бадмаевой, подобной конструкции ножной крюк использовался только бурятами и алтайцами. Отсутствие собственного названия этого орудия позволяет автору судить о его заимствовании, возможно от русских [Бадмаева, 1987, с.32].

Буряты использовали различные кожемялки талхи, которые предназначались для основательного размягчения кожи. Кожемялки имели раличные конструкции. Ручная кожемялка гар талхи (рис.66-2) использовалась в основном для обработки более мягкой кожи - овечьей или козьей. Основание этой конструкции состоит из небольшой чурки - колоды, с прорубленным в нем желобом, имеющим зазубренные стенки. Рычаг, закрепленный у основания одного конца желобка имеет снизу зазубренности, удлиненный конец рычага приспособлен под ручку. При использовании этой кожемялки заготовку клали на желоб и с силой надавливали рычагом, при этом периодически сдвигая шкурку, для более равномерного размягчения.

Вращающаяся кожемялка - эръюлгэ предназначалась для кожи крупных размеров. Эрьюлгэ по размеру была больше других кожемялок, и на ней можно было обработать одновременно несколько шкур. Обычно при обработке большего количества шкур на кожемялке эрьюлгэ буряты в качестве вспомогательной тяги использовали домашний скот. У бурят в конце Х1Х-середины XX вв. использовались в быту две разновидности эрьюлгэ. Первая разновидность эрьюлгэ (рис.67) была распространена в Тункинском районе и представляла собой вкопанный в землю столб - ось с прорезью по центру. На столб-ось насаживалась и затем вращалась конструкция в виде двух досок, соединенных параллельно друг над другом шестью или восемью стержнями шоро и четырьмя стойками. Шкуру просовывали в прорезь - паз столба, которая за счет вращения внешней конструкции закручивалась вокруг оси и в процессе трения размягчалась

Похожие диссертации на Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.