Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КАК КАТЕГОРИИ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ЭСТЕТИКИ..20-84
I. Особенности современного этапа исследования творческого метода 20-39
2. Место и роль "творческого метода" в системе категорий марксистско-ленинской эстетики 39-57
3. Творческий метод и личность художника...58-84
ГЛАВА 2. ДИАЛЕКТИКА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА 85-135
I. Творческий метод в свете гносеологического анализа искусства 85-100
2. Социологический анализ творческого метода I00-II9
3. Социалистический реализм и теория творческого метода II9-I35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136-150
БИБЛИОГРАФИЯ 150-169
- Особенности современного этапа исследования творческого метода
- Место и роль "творческого метода" в системе категорий марксистско-ленинской эстетики
- Творческий метод в свете гносеологического анализа искусства
Введение к работе
Актуальность исследования проблем творческого метода вырастает также из влияния теории метода на художественную практику. Метод выступает регулятором творческой деятельности, обладая "по отношению к вовлеченным в искусство фактам достоинством чувственно-конкретной всеобщности и нормативности" . Учитывая же роль искусства в решении социальных задач в нашей стране, можно сказать, что теория творческого метода, благодаря влиянию на искусство /включая сюда влияние и на воспринимающую публику, художественную критику/, выступает активным фактором утверждения новых общественных отношений.
Важно подчеркнуть, что актуальность изучения проблемы диктуется и острой борьбой марксистско-ленинской и буржуазной эстетики, являющейся одним из проявлений борьбы двух противоположных идеологий. Более того, в наше время "в гораздо большей мере, чем в прошлом, многие существенные акценты идеологической борьбы смещаются как раз в сферу теории искусства, теоретические концепции... оказываются в центре современной схватки идей" .
Известно, что в современной буржуазной философии распространено мнение, что метод в его наиболее общем виде как сумма принципов, регулирующих целенаправленную деятельность человека,
Соколов В.Н. Социалистический реализм - метод художественной деятельности. - В кн.: Социалистический реализм и современный кинопроцесс. М., 1978, с.200. о
Вайман СТ. Закономерности развития искусства в революционную эпоху. - Вопросы литературы, 1967, № II, с.167. Зись А.Я. Марксистско-ленинская теория искусства и ее буржуазные критики. - Вопросы философии, 1980, № 12, с.148. - 10 -находит себе применение только в точных науках. В искусстве же, согласно такому мнению, не может быть метода, поскольку оно сводится к выражению внутренних состояний и эмоций творца, его субъективности, его внутреннего мира, который подавляется миром внешним, а потому и враждебным. На такой философской основе социалистический реализм как творческий метод советских художников подвергается столь яростным нападкам, что, пожалуй, в марксистско-ленинской эстетике нет такой другой проблемы, которая была бы так "захватана" и извращена буржуазными эстетиками и ревизионистами, разного рода "советологами", как проблема метода в искусстве, непосредственно связанная с вопросами теории и практики социалистического реализма.
Эти нападки и борьба против социалистического реализма, не затухая в течение десятилетий, принимают все новые и новые формы. Так, долгое время популярным среди противников социалистического реализма было утверждение, что последний - не творческий метод, а политическая доктрина, инструмент, нивелирующий всякое различие между художниками. В соответствии с этим партийное влияние на сферу искусства изображалось как администрирование, а все советское искусство представлялось схематично, обедненно как воплощение свода постулатов, догм, рецептов и жестких регламентации. Несостоятельность такой интерпретации творческого метода советских художников была доказана прежде всего значительными успехами самой художественной практики социалистического реализма, советским искусством, которое показало всему миру, на какую идейно-художественную высоту может встать художник, открыто признающий социалистический реализм творческим методом передового искусства. Поэтому критики социалистического реализма вынуждены сегодня более тщательно выбирать средства и формы для превратных интерпретаций творческого метода советского ис- - II - кусства. В этих целях, сегодня обращаются к наследию Маркса, Энгельса, Ленина, искажая положения классиков марксизма-ленинизма, пытаются доказать, как это делает маоистская критика, что советское искусство изменило заветам Горького и перешло на позиции буржуазного гуманизма .
Таким образом, в современных условиях идеологической борьбы фальсификация художественного процесса в нашей стране /в странах социализма/ выступает как часть антикоммунизма и антисоветизма. Поэтому сегодня исследование творческого метода, проблем социалистического реализма - вопрос не только эстетики, но и политики, идеологии. Эффективная критика подобного рода интерпретаций метода советского искусства возможна только на основе позитивного решения проблемы: раскрытия адекватного отношения метода к художественному творчеству, что даст возможность воспрепятствовать попыткам исказить сущность социалистического реализма,историю художественного процесса в нашей стране, в странах социализма.
Итак, теоретическая и практическая значимость исследования проблемы, а также задачи идеологической борьбы на современном этапе и определили выбор темы диссертационной работы.
Степень разработанности проблемы. Проблема творческого метода является предметом глубокого изучения на всем протяжении развития советской эстетики, успехи в ее разработке отражены в ряде фундаментальных трудов .
Якименко Л.Г. Социалистический реализм - новый этап в художественных исканиях человечества. - В кн.: Современные проблемы социалистического реализма. М., 1976, с.6. р Здесь прежде всего необходимо назвать коллективные работы, явившиеся крупным вкладом в развитие проблемы метода в ис- - 12 -Успешному решению многих аспектов проблемы способствовали работы Ю.Я.Барабаша, Ю.Б.Борева, А.С.Бушмина, Н.В.Гея, В.Д.Дне-прова, А.Г.Дубровина, В.И.Иванова, М.С.Кагана, О.В.Лармина, Ю.А.Лукина, А.И.Метченко, А.И.Овчаренко, С.М.Петрова, Б.Л.Сучкова, П.С.Трофимова, А.П.Эльяшевича и других ученых. Только в последние годы проблема творческого метода рассматривалась в ряде значительных работу что позволило дополнить ряд существен- кусстве: Творческий метод. - М., I960; Реализм и его соотношение с другими творческими методами. - М., 1962; Роль мировоззрения в художественном творчестве. - М., 1966; Социалистический реализм и художественное развитие человечества. - М., 1966; Актуальные проблемы социалистического реализма. - М., 1969; Современные проблемы социалистического реализма. Эстетическая сущность метода. - М., 1976; Концепция человека в эстетике социалистического реализма. - М., 1977; Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. - М., 1977; Вопросы теории социалистического искусства: Проблемы социалистического реализма. - М., 1980.
См. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма. - М., 1977; Антоненко В.Г. Мировоззрение - идейная основа художественного творчества. - К., 1979; Баранов В.И. Орудие познания и борьбы: 0 социалистическом реализме как методе художественного мышления. - М., 1978; Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М., 1978; Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. - Л., 1975; Костенко А.З. Творчі методи в їх Історичному розвитку. Категорія творчого методу в світлі марксистсько-ленінської спадщини. -К., 1981; Лисаковский И.Н. Творческий метод: свойства и отношения. - К., 1978; Наливайко Д.С. Искусство: направления, те- - ІЗ -ных моментов теории метода и вывести ее на современный уровень исследования.
Следует отметить вместе с тем, что большинству указанных работ присущ "литературоцентризм", связывающий исследование проблем метода в основном с материалом литературно-художественного творчества, а также исследование проблем метода в "поле" практики социалистического реализма. Так, наиболее подробно и обстоятельно разработана в нашей литературе типология социалистического реализма и типология творческого метода на базе литературоведения. Понятно, что в литературно-художественном творчестве отражаются некоторые общие закономерности художественного творчества, а тем самым выводы в известной степени носят и общеэстетический характер. И все же общеэстетический статус понятия "творческий метод" как бы только подразумевается, что требует преодоления "литературоцентристского уклона", выхода на материал других видов искусства. В последние годы уже сделаны попытки выявления специфики творческого метода в не-ли-тературных видах художественной практики . Интересно отметить, чения, стили. - К., 1981; Николаев П.А. Реализм как творческий метод. - М., 1975; Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М., 1978; Щукин Ю.М. Социалистический реализм и советская эстетическая мысль. -Тула, 1973.
См. Бесклубенко С.Д. Грани творческого метода. - Радуга,1978, IP 8-9; Дубровин А.Г. Типическое: К эстетике нашего кино. - М., 1978; Иванов К.И. О социально-экономической ориентации в теории архитектуры". - Коммунист, 1976, № 13; Попов И.И. Некоторые черты реализма в советской музыке. - М., 1971; Сохор A.M. Метод и стиль. - В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - 14 -что такая задача ставится и литературоведами: так, одна из организованных на У съезде советских писателей секций, работавшая под руководством К.Симонова, рассматривала проблемы социалистического реализма как общего творческого метода в литературе, театре, кино.
В плане разработки теории творческого метода на общеэстетическом уровне предпринято и осуществлено многое: значительно углубился гносеологический анализ метода в искусстве, активно исследуются структура, "онтология" метода, рассматриваются его уровни, в стройную систему сводятся позитивные суждения о соотношении мировоззрения и метода в творчестве художника.
Гораздо менее изучены вопросы о соотношении метода с другими компонентами структуры творческой личности художника /талантом, мастерством, волей и т.д./, о его реальном функционировании в процессе художественной деятельности. И совершенно не рассматривается сегодня заслуживающий специального исследования вопрос о "социологии" творческого метода, о формировании и функционировании его как фактора творческой деятельности в контексте становления и развития художественного производства и оформления социального статуса художника, что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки проблемы.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы состояла в том, чтобы показать место категории творческого метода как одной из центральных в марксистско-ленинской эстетике, фокусирующей в себе категории и понятия как художественно-творческого, так и историко-художественного процессов.
Учитывая большой объем и сложность исследуемой проблемы,
Вып. б. Л., 1967; Социалистический реализм и современный кинопроцесс. - М., 1978. а также не претендуя на полноту и всесторонность ее освещения, представлялось важным остановиться на решении следующих задач: на основе анализа литературы по проблеме выделить актуальные для нынешнего этапа развития эстетики аспекты исследования творческого метода; спроецировать понятие творческого метода на категориальный аппарат эстетической теории, выделив возможные подсистемы понятий, включающие "творческий метод"; рассмотреть соотношение понятий "творческий метод", "эстетический идеал" и "художественный прогресс"; обосновать необходимость рассмотрения творческого метода в структуре творческой личности художника; свести в систему выводы, вытекающие из гносеологического анализа искусства и имеющие методологическое значение для исследования творческого метода; выяснить аспекты и возможности не разработанного в литературе социологического анализа творческого метода для углубления и дополнения теории творческого метода; показать методологическое значение общеэстетической теории творческого метода для решения вопросов теории социалистического реализма.
Методологическая основа диссертации. Данная работа опирается на марксистско-ленинскую методологию, труды классиков марксизма-ленинизма , материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза, постановления по вопросам идеологии, а также работы советских и прогрессивных зарубежных философов, эстетиков, искусствоведов, посвященные исследованию проблемы творческого метода или связанные с ее решением.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой попытку целостного философско-эстетического анализа твор- ческого метода как фактора в искусстве, теснейшим образом связанного с его содержательной стороной и определяющего направленность художественной деятельности. В то же время метод рассматривается как конкретно-историческая конструкция художественной культуры, вырастающая из закономерностей становления и развития художественного производства и существенным образом на него влияющая. Такой подход предполагает исследование творческого метода на основе гносеологического анализа специфики художественного отражения, психологических особенностей художественного творчества и социологического изучения историко-художественного процесса.
Определенные моменты новизны связаны с тем, что в диссертации на основе имеющихся в эстетике позитивных решений сформулированы положения, позволяющие дополнить теорию метода а/ в плане категориального статуса "творческого метода" и б/ в плане его реального функционирования как на уровне творческого художника, так и в контексте историко-художественного процесса.
Впервые предложены варианты включения "творческого метода" в подсистемы понятий и категорий эстетики, дан анализ связи его с понятиями "эстетический идеал" и "художественный прогресс", обоснована необходимость исследования творческого метода в структуре творческой личности художника. Впервые предпринимается попытка социологического исследования метода в искусстве.
Положения, выносимые на защиту.
Категория творческого метода, фокусирующая в себе закономерности и существенные особенности как художественного творчества, так и историко-художественного процесса, является принципиальным завоеванием марксистско-ленинской эстетики и одной из центральных ее категорий. С развитием теории творческого метода возрастает и ее методологическое значение для анализа яв- - 17 -лений и процессов художественной деятельности.
Творческий метод, рассматриваемый со стороны источников, его формирующих, есть диалектика объективного и субъективного, включающая: I/ предмет искусства, закономерности осваиваемого объекта; 2/ особенности художественного творчества; 3/ закономерности развития искусства как специфической общественной деятельности.
Социальный статус искусства и художника в современном мире актуализируют рассмотрение творческого метода не только в процессе художественной деятельности, но и в структуре творческой личности художника. В этом случае проблема метода вырастает как проблема обоснования необходимости вполне сознательного обучения и следования художником исторически прогрессивному методу в искусстве.
Предпринятый в диссертации социологический анализ творческого метода позволяет рассматривать метод как объективно складывающуюся конструкцию художественной культуры, результат значительных изменений в экономической и духовной жизни общества, результат становления и развития "художественного производства как такового" и отсюда сделать вывод о не-атрибутив-ном применительно к искусству характере творческого метода.
Теоретическое значение и практическая ценность работы.
Материал и выводы диссертации позволяют уточнить и дополнить некоторые положения общеэстетической теории творческого метода; могут быть использованы для критики буржуазных и ревизионистских теорий, извращающих сущность и закономерности развития художественного процесса в нашей стране, в странах социализма; могут быть применены для выработки рекомендаций по осуществлению политики в области художественной культуры и партий- - 18 -ного руководства искусством, для организации эффективной работы с творческой интеллигенцией; - могут быть использованы для совершенствования подготовки и проведения лекций и семинарских занятий по ряду программных тем курса "Основы марксистско-ленинской эстетики": I/ "Исторические закономерности художественного развития. Метод и стиль в искусстве"; 2/ "Принципы и пути формирования социалистической эстетической культуры/; 3/ "Основные принципы метода социалистического реализма в искусстве".
Структура работы. Композиционная структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения выбранной для исследования проблемы, а также логикой развертывания самого понятия "творческий метод".
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.
Во введении обосновываются актуальность и значение темы, определяются ее цель и задачи, анализируется имеющаяся по данной проблеме литература, характеризуются новизна и практическая значимость данного исследования.
В первой главе - "Специфика творческого метода как категории марксистско-ленинской эстетики" анализируется категориальное выражение метода в эстетической теории, а также функционирование метода на уровне деятельности художника.
Отталкиваясь от темы и цели исследования представлялось целесообразным начать с анализа современной литературы по проблеме творческого метода, выделив при этом общие пути осмысления метода, а также основные тенденции разработки теории творческого метода на современном этапе. Этому посвящен I - "Особенности современного этапа исследования творческого метода".
В 2 - "Место и роль творческого метода в системе категорий марксистско-ленинской эстетики" - на основе проделанного анализа - 19 -литературы выделяются возможные "узлы" понятий марксистско-ленинской эстетики, включающие "творческий метод", а также анализируется связь его с понятиями "эстетический идеал", "концепция человека" и "художественный прогресс".
В 3 - "Творческий метод и личность художника" - делается попытка дополнить традиционное изучение творческого метода на стадии результатов художественного творчества изучением его в ходе самого процесса творчества.
Во второй главе - "Диалектика гносеологического и социологического подходов к анализу творческого метода" - основное внимание уделяется рассмотрению метода в контексте становления "художественного производства как такового".
Для этого в I - "Творческий метод в свете гносеологического анализа искусства" - систематизируются выводы методологического характера из гносеологического анализа искусства, что и позволяет в 2 - "Социологический аспект творческого метода" -рассмотреть его как объективно складывающуюся конструкцию художественной культуры и сделать вывод о не-атрибутивном характере творческого метода в искусстве.
В 3 - "Социалистический реализм и теория творческого метода" - акцентируется методологическое значение общеэстетической теории творческого метода, делается попытка решить с ее помощью дискутирующийся в настоящее время вопрос о формах художественного обобщения в искусстве социалистического реализма.
В заключении излагаются выводы по всем основным направлениям проведенного исследования, подчеркивается теоретическая и практическая значимость их, а также указываются те проблемы, которые требуют дальнейшего изучения.
Особенности современного этапа исследования творческого метода
Теория творческого метода начала складываться в советской эстетике в конце 20-х годов в связи с осмыслением принципиально нового качества пролетарского искусства . Сам термин "метод" в это время употребляется еще бессистемно, часто выступая под псевдонимом стиля. Так, Г.Лелевич в 1928 году отмечал: "Проблема стиля становится одной из центральных проблем марксистского литературоведения /как и марксистского искусствоведения в целом/" . В том же года П.Сакулин с удовлетворением констатирует, что в литературоведении наконец-то стал "серьезно трактоваться вопрос
Отметим спорность встречающихся иногда положений, о том, что "понятие о художественном методе присуще эстетике со времен античности, термин "метод" в искусстве появился несколько позже, но, по крайней мере, в эпоху Возрождения./Певцова Р.Т. Реализм в связи с проблемой сущности и метода искусства. Авто-реф. дис... канд.филос.наук - М., 1966, с.12./Здесь можно говорить о том, что необходимость в типизации явлений искусства начала ощущаться рано, одновременно с появлением теории искусства /первые опыты типизации можно встретить уже в античном знании/ и что мыслители прошлого о стиле в широком значении термина" . И даже рапповцы, которые ввели в обиход термин "творческий метод", некоторое время употребляли "метод" и "стиль" как равнозначные понятия. Так, на пленуме правления РАЇЇП в мае 1927 года говорилось: "Мы вступаем сейчас в новую интереснейшую полосу формирования единого стиля пролетарской литературы..." .
Но уже со второй половины 20-х годов некоторые критики и эстетики высказывают сомнение: можно ли все содержание искусства сводить к стилю? И разве о стиле идет речь в дискуссиях о новом искусстве, о творческих путях пролетарской литературы, о новом типе художника и т.д? Эти сомнения отчетливо были сформулированы Вал.Полянским в статье "Основные вопросы современного ли-тературоведения" . Б результате термин "метод" был четко выделен, отпочковался от термина "стиль" в широком значении слова. Это необходимо учитывать современным исследователям, в противном случае получается, что советское литературоведение и эстетика в 20-е годы занимались исключительно проблемами стиля в искусстве .
Это характерно для интересного исследования А.С.Доценко,,который не дифференцирует в исследованиях тех лет изучение метода и собственно стиля. /См.Доценко А.С. Проблема стиля в советской эстетике 20-х годов. Автореф. дис. ... канд.филос.наук.-М., 1970/. между тем как речь шла о понятии, ставшем одним из центральных в марксистско-ленинской эстетике.
Не ставя задачу обстоятельного анализа истории становления и углубления концепции творческого метода , отметим, что в ее разработке в советской эстетике можно выделить три основных этапа.
Первый этап - стадия первоначальной постановки проблемы в искусстве и ее предварительного, "чернового" конструирования. Главным методологическим принципом для решения творческого метода выступает здесь констатация идеологически-классовой природы искусства, рассматриваемая вне анализа закономерностей искусства, выступающих в других аспектах. Аналог этого толкования искусства -рапповское понимание творческого метода, противоречиво соединяющее в себе первые ценные подходы к определению метода /выделение и акцентирование в творческом методе его философско-мировоззренческих основ/ с классовым субъективизмом.
Место и роль "творческого метода" в системе категорий марксистско-ленинской эстетики
Известно, что наличие системы категорий - свидетельство зрелости всякой науки. Успехи, достигнутые в последние годы в анализе категориального аппарата марксистско-ленинской эстетики, позволяют предпринимать попытки его систематизации /Ю.Б.Борев, Л.А.Зеленов, Н.И.Крюковский/. "По-видимому пришла пора поставить вопрос о системе категорий эстетики как науки в полном его объеме" ,-считает один из ведущих советских эстетиков М.С.Каган.
Совершенно очевидно, что для успешного построения системы категорий "в полном его объеме" необходимо разработать "подсистемы" категорий, "узлы", на основе которых возможно построение системы всего категориального аппарата. В числе таких подсистем важными представляются узлы категорий и понятий, включающие категорию творческого метода, которая связана с характеристикой творческого процесса. Эстетиками признается, что категории и понятия творческого процесса принадлежит в эстетике к числу наименее разработанных, что обусловлено сложностью проблемы художественного творчества в целом. Не случайно, осмысливая особенности творческого процесса, "буржуазная эстетика подчеркивает
Каган М.С. Проблема построения системы категорий марксистской эстетической науки. - Всесоюзная научн.конференция: Эстетические категории в искусствоведческом и литературоведческом анализе:. их загадочность, инстинктивность, подсознательность" , набрасывает на творчество покрывало таинственности.
В марксистской эстетике много сделано для выяснения сущности, природы и механизмов художественного творчества, но все же здесь остается и нерешенность некоторых проблем. Советские ученые потратили немало усилий для разработки системы категорий, фиксирующих принципы дифференциации эстетического отношения человека к миру /прекрасное, возвышенное, трагическое и т.п./, активно обсуждали вопрос о соотношении категорий "эстетическое" и "художественное", но сделали очень немногое для системного рассмотрения категорий самой художественной деятельности. Именно это обстоятельетво обусловило мнение некоторых эстетиков, например, Л.А.Зеленова, что в настоящее время можно говорить о систематизации лишь атрибутивно-оценочных категорий; что касается систематизации всего категориального аппарата - в том числе и таких категорий, как "художник", "стиль", "творческий метод" и т.д. - то "эта проблема еще не рассматривается как акту-альная" . Но учитывать это мнение - это значит и подчеркивать актуальность разработки подсистем категорий, включающих понятие творческого метода.
Творческий метод в свете гносеологического анализа искусства
Проблема творческого метода в искусстве и ее решение более, чем какая-либо другая проблема эстетики, связана с выходом на философские проблемы и прежде всего на марксистско-ленинскую теорию познания. Традиционно с методом связывается в первую очередь познавательная функция искусства; многие авторы понимают творческий метод как гносеологический фундамент художественного творчества. "Художественный метод - и в этом его качественная характеристика. .. - представляет собой определенный тип ориентации на предает искусства, на отражаемую действительность, является художественной гносеологией" .
Рассмотрение истории отечественной эстетической мысли /а вся она связана с решением проблемы творческого метода/ дает разные подходы, уровни, аспекты проблемы метода, но постоянно эстетики-марксисты исходили и исходят из того, что творческий метод есть прежде всего совокупность принципов образного отражения действительности.
Если теоретики РАПП понимают под методом принципы философского осмысления действительности, ото?кдествляя его с мировоззрением, то с середины 30-х годов утверждается концепция метода как принципов собственно художественного познания объективной действительности. Поскольку изучение проблем метода велось в тесной связи с осмыслением социалистического реализма и реализма в целом, то реализм рассматривался как такое объективно истинное отражение и воспроизведение действительности, которое осуществляется непосредственно в ходе ее художественного познания, а следовательно, возможно даже вопреки мировоззрению художника. В этом значении реализм объявлялся основой художественного творчества, характеризующей всю историю развития мирового искусства. Всякое другое искусство стало рассматриваться как неполноценное, ущербное и в конечном счете враждебное реализму. На этой основе к 50-м годам сформировалась концепция, согласно которой, истори-ко-художественный процесс предстал как борьба реализма с антиреализмом, а история искусства предстала как "история становления, формирования и развития объективно/, правдивого, иначе говоря, реалистического искусства и его борьбы с различными течениями" .
Надо отметить, что концепция "реализм - антиреализм" уже имела место в истории эстетической мысли, в том числе и отечественной. Так, например, еще в 1928 году академик П.Н.Сакулин в работе "Теория литературных стилей" сделал вывод о том, что все многообразие литературных явлений, начиная с глубокой древности, может быть сведено к двум основным группам: к "реализму" и "ир-реализму". Эта классификация была предложена по аналогии с "типами мышления", сложившимися в философии - материализмом и идеализмом. В стремлении построить универсальную систему истории искусства Сакулин использует принцип дихотомии для выделения в многообразии стилевых явлений двух противоположных типов и формулирует их как "реализм" и "ирреализм", указывая на доминирующий принцип классификации: эстетическое отношение искусства к действительности" .
Недошивин Г.А. Очерки теории искусства. М., 1953, с.164. о См.Доценко А.С. Проблема стиля в советской эстетике 20-х годов. В советской эстетике и искусствоведении концепция "реализм - антиреализм" не получила признания. Она тогда справедливо рассматривалась как концепция вульгарно-социологическая, возникшая на почве буржуазного искусствоведения и ничего общего не имеющая с марксистским пониманием закономерностей историко-художественного процесса. Положение дел изменилось к концу 40-х годов, когда ее начали выдавать чуть ли не "ортодоксально марксистскую". Причины достаточно широкого распространения ранее отвергавшегося взгляда исследователи связывают с влиянием неправильно понятого содержания борьбы между материализмом и идеализмом в истории философии.
Известно, что в 40-е годы в нашей философской литературе появилось представление, будто история философии - это только история материализма. Что же касается идеалистической философии, то ей стали отказывать в наличии какого бы то ни было положительного содержания, представлять дело таким образом, будто она носила лишь негативный характер. При этом забвению предавалась мысль В.И.Ленина о том, что философский идеализм представляет чепуху только с точки зрения материализма грубого, метафизического.