Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Хахалина Татьяна Петровна

Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры
<
Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хахалина Татьяна Петровна. Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Москва, 2002.- 110 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/230-7

Содержание к диссертации

Введение

1. Культурно-эстетические основы процесса коммуникации .

1.1. Коммуникация в структуре культурного пространства.

1.2. Познавательно-деятельностный характер коммуникации. Эстетическое отношение .

1.3. Творчески-преобразующая деятельность коммуникации в контексте понятий форма, вкус, произведение искусства, творчество .

2. Современная технотронная цивилизация: роль коммуникативных элементов .

2.1. Роль информационно-коммуникативных технологий в современной цивилизации и эстетика постмодернизма .

2.2. Отношение к языковой действительности с позиции эстетико-культурологического анализа коммуникации .

Заключение

Библиография

Познавательно-деятельностный характер коммуникации. Эстетическое отношение

В целом теория коммуникативных событий (коммуникативная культурология) приобретает для современных гуманитариев общее методологическое значение. Помимо социальной основы, коммуникация имеет еще и духовный характер, так как представляет собой взаимодействие субъекта с объектом, располагающимся вовне не только на уровне информационной связи, но и на уровне интенций. Приоритетным в этом случае является диалогическое, а не монологическое сознание,

В настоящее время изучение коммуникации приобретает комплексный характер: изучаются лингвистические характеристики диалога, его коммуникативные особенности, на его основе моделируются социально-технические системы. Считается, что диалог как форма коммуникации, форма связи неязыковой и языковой реальности - путь к равновесию. У истоков этой тенденции гуманитарного мышления стоит русский мыслитель Михаил Бахтин, чье наследие оказало заметное влияние на современную мировую мысль, B.C. Библер, развивший его идеи, а также западные философы-диалогисты М. Бубер, Ф. Розенцвейг,

О. Розеншток-Хюсси и другие. Бахтинская металингвистическая теория высказывания как коммуникативного события (дискурса) нашла продолжение в теории и практике дискурсного анализа, широко распространившегося в гуманитарных науках европейских стран, а также в новейших тенденциях возрождения и преобразования риторики («общая» риторика, «новая» риторика, «живая» риторика). Общим знаменателем явлений этого ряда выступает учение о дискурсии и основных коммуникативных стратегиях, разность которых и создает многообразие человеческой культуры. Коммуникативный акт является при этом реализацией отношения «Я» к «Другому» в рамках социальности, что в принципе отвечает диалогово-коммуникативным характеристикам культуры, которые выделяются, например, Бахтиным и Библером. Две основные идеи Бахтина весьма существенны и для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих «время» и «место»)

«Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект -познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». Коммуникативные процессы конкретизируются в зависимости от того или иного этно-культурного контекста или области культуры и могут представлять собой либо механизм самодетерминации личности, либо взаимодействие субъекта с объектом, либо взаимодействие с культурой в целом.

В поликультурном пространстве современности вопрос о культурных коммуникациях и взаимодействии культур теснейшим образом связан с проблемой трансляции. Особенно нагляден вопрос переводимости. Адекватность перевода - одно из главнейших условий правильного представления образа Другого, ведущего к различным формам взаимодействия. Понятие «Другой» - ключевое для философии М,М Бахтина, и личность становится личностью и познает себя только в соотнесенности с Другим. Для личности культура выступает как форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления...»1

Лотмановская попеременная активность передающего и принимающего культурную информацию, то есть, попеременный переход участников культурного взаимодействия от трансляции к приему и обратно - есть диалогичность. Это, в принципе ситуация редкая, преимущественно характеризующая контакт сторон, сближенных по объему своего культурного потенциала. В большинстве случаев, складывается ситуация «монолога», когда центральный социум не выходит из состояния трансляции. В ситуации «периферия - центр»: одна культура находится в положении усваивающей, например местная культура, другая представляет собой транслирующий системный центр, обусловливающий моду, идеологию и т. д. Диалоговая ситуация возникает, скорее, в переходные периоды, когда прежний системный центр утратил, или утрачивает свою неоспоримость, а новый еще не приобрел ее. Равноправный диалог, как форма коммуникации, форма связи неязыковой и языковой реальности есть явление редкое и очень непродолжительное.

Творчески-преобразующая деятельность коммуникации в контексте понятий форма, вкус, произведение искусства, творчество

Окружающий мир человека, как и всякая целесообразная человеческая деятельность, оформлены, и форма, по существу, есть единственный ее след во внешнем мире. Как одна из базовых структур человеческих ориентации в мире, эстетическое отношение к миру имеет огромный практический смысл. Мы очень часто, на самом деле, способны ориентироваться в мире эстетическим образом, но не можем подвергать свое эстетическое чувство рефлексивному анализу. Нравится - и точка. Понятие «нравиться» выступает здесь как эмоциональное удовлетворение, как реакция на определенные признаки предмета. Действительно, ничто не может существовать совершенно безразлично, но определения «через что-то» явно недостаточно. Эстетическое определяется через удовлетворение, трагическое определяется через катарсис, как реакция на определенные события, но этого недостаточно, чтобы дать определение эстетического как такового. Важно не то, на что субъект реагирует, а важна сама реакция. Именно в этом смысле мы говорили, о важности реакции «как» и «каким образом». Здесь и приходят на помощь категории, которые обладают общностью и, имея связанность в себе самих, одновременно дают возможность понять свои отличия друг от друга.

Данное исследование основывается на понятии эстетического как гносеологии чувственных форм. При этом имеется эмпирический уровень, к которому все исследование обращается и из которого исходит эстетическое знание как деятельность, и как теоретическое знание. Таким эмпирическим уровнем является деятельность коммуникации.

Существуя в человеческом сознании, форма является средством познания, и дает возможность отличать вещи друг от друга. Эстетическое отношение к миру есть акцентирование формы, - именно поэтому так трудны для восприятия прозаические или стихотворные шедевры, которые в силу специфичности своей формы скрывают от читателя содержание. Интерес человечества к познанию формы, способам ее конкретных проявлений и реализации, к способам структурирования содержательного многообразия мира, к взаимодействию формы с другими формами существовал на протяжении многих веков. В истории философии можно назвать основополагающими исследования Аристотеля, Канта и Гегеля, а затем Г. Вельфлина, А. Фосийона, Р, Арнхейма и др.

Важен процесс восприятия формы, который рассматривается как динамический процесс, где взаимодействуют силы, идущие от самого предмета: его размеры, очертания, цвет, а также психофизиологические процессы. Как писал французский исследователь культуры А. Моль, «понять - значит воспринять, а воспринять можно только формы. Формы существуют лишь благодаря общей предсказуемости во времени пространстве».17

Любая природная или искусственная форма обладает сложной системой структур, включающих содержательные материальные, конструкционно-композиционные, функциональные, декоративные элементы и другие. Каждый из элементов имеет свою сложную структуру, различную для каждой формы. Преобладание в форме той или иной структуры элементов, состав структур и элементов определяют процессы формообразования - их закономерность - в разных областях человеческой деятельности. Процессы формообразования опосредованы эстетическим восприятием, обусловленным, в свою очередь, представлениями субъекта о структурах образов самих форм, его эстетическим отношением к действительности. При этом законы формообразования распространяются на все виды искусства и на всякую практическую деятельность человека. Нельзя спорить, что форма представляет собой абстрактное понятие, хотя человек постоянно сталкивается в повседневной деятельности с разнообразием форм.

Любая вещь предстает перед воспринимающим ее в форме, доступной чувственному восприятию, в виде свидетельства о полезности, совершенстве и целесообразности предмета, судить о незримом присутствии которых человек может на основе эстетического чувства. Часто информация попадает случайно из сферы эмпирического, ведь у каждого индивида есть система собственных, неявных предположений 45 относительно того, что является интересным. Человек часто может не отдавать себе отчета, почему ему нравится именно эта книга, запах, мелодия - все дело в наличии определенной вкусовой системы у человека. Это говорит о том, что перед нами - простейшая модель эстетического отношения человека к действительности, которая может быть представлена в виде комплекса последовательных действий - этапов эстетической оценки. Предпочтения эстетические наиболее важны с точки зрения построения диалога с окружающим миром, ведь нет ничего в окружающем человека мире, что не могло бы выступить предметом эстетического отношения.

Роль информационно-коммуникативных технологий в современной цивилизации и эстетика постмодернизма

Происходящая смена культурной парадигмы ставит современного человека в положение «на границах» временных и темпоральных структур, что накладывает свой отпечаток на все сферы культуры, на тип сознания и модели ментальности. Размывание границ структур, еще совсем недавно казавшихся устойчивыми и семантически определенными, сопровождается возникновением «открытости», высокой коммуникативностью, преодолением замкнутости традиционных культур и этнических, эстетических и других стереотипов, плюрализмом культурных кодов и множественностью смыслов.

Наряду с этим в XX столетии мы наблюдаем рост урбанизации, распад традиционных форм семьи, частую смену работы и места жительства, ставших нормой. Это приводит к изменению ритма жизни и увеличению числа социальных контактов. Однако количественный рост сказался на качестве - при увеличении числа социальных контактов, снизилась их глубина, эмоциональная окрашенность. Подавляющая часть наших социальных контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоциональные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством, однообразием и обеднением эмоциональной жизни.

Мы живем во времена очень интенсивной коммуникации, в первую очередь это устная или печатная коммуникация, которая передается традиционным способом или транслируется с помощью технических средств - телефоны, радио, киноиндустрия, компьютеры. Человечество еще никогда не разговаривало так много, как теперь.

Происходит визуализация культурного пространства, - печатный текст уступает неписьменным формам освоения реальности, слово сменяется изображением. На первый план, как и в эпоху античности, выдвигаются визуальные образы. Впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала XX века, основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникавшими технологиями, они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества. В одном из своих футуристических манифестов Ф. Маринетти провозгласил, что только радио свободно от художественной и литературной традиции, только радио может стать новым искусством, действующим там, где недейственными оказываются кино и театр. Именно благодаря развитию радио появились искусство звука и тишины, искусство шума, искусство освобожденных слов. Телефон стал еще одним неисчерпаемым источником креативного экспериментирования.

В 1922 г. был осуществлен первый опыт дистанционной живописи, когда художник, выполняя рисунок, одновременно передавал его по телефону путем пикселизации (обозначения положения и цвета определенной точки изображения). Этот опыт положил начало многочисленным экспериментам по совместному созданию произведений с помощью коммуникационных технологий. Интерактивное экспериментирование с телефоном, факсом и устройствами, сканирующими и передающими по телефонным проводам графическую информацию, в конце концов, вылилось в так называемое телефонное, компьютерное искусство.

С появлением и развитием глобальных коммуникационных сетей телефонное искусство трансформировалось в прошлом десятилетии в телекоммуникационное. Главная задача нового искусства видится его теоретикам в создании телекоммуникационных событий, представляющих собой не столько произведения - результаты, сколько произведения -процессы, подобно хеппенингу или искусству перфоманса. Вариантов телекоммуникационных событий может быть сколько угодно. Возможен, например, визуальный диалог, в процессе которого один художник по телекоммуникационным каналам отправляет электронное изображение другим художникам, а те, в свою очередь, некоторым образом трансформируют исходное изображение (или используют его в качестве фона для нового изображения) и передают его для следующих изменений и т. д., такой процесс может повторяться многократно. На аналогичных принципах строится очень распространенное в настоящее время интерактивное сочинительство в коммуникационных сетях - совместное написание или составление литературного произведения на основе самых разных мотивов и сюжетов.

Новые коммуникационные технологии использовались и используются художниками не только для демонстрации - репрезентации результатов своей деятельности. Технологии интегрируются в сам креативный процесс, становятся средствами и способами создания оригинально - нового.

Художественное освоение новых технологий заметно опережало и опережает теоретическую разработку проблемы связи творчества, искусства и техники. В научных и философских кругах эта проблема стала активно обсуждаться только с середины 60-х гг., вместе с выделением философии техники в качестве особого научно-философского направления.

При этом вопрос о роли коммуникационных технологий в творчестве обозначился в качестве особой проблемы лишь в начале 70-х гг. В последнее время, помимо многочисленных выставок произведений -инсталляций нового телекоммуникационного искусства, проводятся мощные дискуссии и представительные симпозиумы, объединяющие культурологов, философов, представителей изобразительных искусств, кинематографа, фотографии, компьютерной индустрии и др.

Изучая характер влияния коммуникационных технологий на процессы создания и восприятия произведений искусства, исследователи1 обратили внимание на интересную особенность: с развитием коммуникативной техники креативный процесс все в большей степени приобретает открытость для продолжения; художник создает полуфабрикат, с одной стороны, законченный, но, с другой стороны, требующий в дальнейшем продолжения (например, озвучивания в музыке). Эта особенность довольно ярко проявляется, например, в кино. Актерское исполнение есть законченное произведение, но одновременно и материал, полуфабрикат для дальнейшего развития другими, в частности, оператором, который моделирует структуру фильма в соответствии с общей концепцией, задаваемой режиссером. В свою очередь, продукт операторского искусства изменяется в процессе отбора и монтажа и т. д.

Отношение к языковой действительности с позиции эстетико-культурологического анализа коммуникации

Рассмотрение языка важно для данного исследования с той точки зрения, что он представляет собой неотъемлемую часть многих форм деятельности. С точки зрения коммуникации необходимо иметь определенное отношение к языковой действительности. Язык и коммуникация в принципе, дополняют друг друга. Невербальная коммуникация продолжает язык, одновременно сама, являясь его продолжением. Нас интересует эта связь и такая интерпретация коммуникации, суть которой позволит связать субъекта, занимающего определенную позицию по отношению к понятиям «мир», «окружающая среда», с последовательным раскрытием культурных форм, являющихся продуктами духовной деятельности человека, такими как, символ, язык, произведение искусства, и т. д. Занимая по отношению к окружающему миру какую-либо позицию, человек становится к нему в своеобразную оппозицию, таким образом, создавая свои миры, населяя их. Так или иначе, на протяжении всей работы, мы, обращаясь к этой теме, раскрывали ее, когда говорили о том, что такое понимание, вербальные - невербальные компоненты коммуникации, затрагивали вопросы переводимости и интерпретации, способы и характер восприятия. Поэтому в этой главе нам бы хотелось прибегнуть к демонстрации нашей позиции.

Для сравнения мы берем теперь соотношение эстетического и религиозного отношения к действительности. Отметим сразу, что упоминания о символизме в данном случае являются стремлением к обобщению действительности, которое необходимо для художественного и эстетического сознания. Мы обращаемся к культуре как к совокупности явлений, имеющей в себе и силу, способную объединить разрозненные обломки, на которые распались мир и человек. Сегодня очевиден факт неблагополучия, противоречия окружающей жизни и также очевидна необходимость появления подобной силы. Для различных отношений к существованию такой силой становятся различные понятия, концепты: «сны» в психоанализе; «ирония», «игра» в постмодернизме, таким понятием является «храм» для П. Флоренского. Эти понятия обладают способностью объединения, являются идейной осью, узлом, вокруг которого собирается суть. В данном случае не так важно, идет ли речь о Флоренском или о Г. Гессе, чье творчество характеризуется большим количеством мифологических конструкций. Главное, что эти концепты выражают собственные идеи относительно объединения потенций творческого индивида и всеобщих онтологических смыслов и становятся жизненным центром на пути раскрытия человеку возможного единства его сознания и окружающего мира. Один из вариантов, представляющихся нам наиболее демонстративным в смысле связывания коммуникативных интенций человека с внешним миром - философская концепция П. Флоренского.

Главная цель для него - создание «конкретной метафизики», которая призвана отыскивать первичные основания, духовно-материальные структуры (символы), связующие разные слои реальности. Флоренский говорит о языке двух бытии - языке мира горнего и мира дольнего, вертикального и горизонтального, даже, скорее о сущности 2-х миров, с которыми нас связывают вещи, посредством своего языка, с его помощью. Искусство понимается православным философом как язык описания действительности. Необходимость естественного языка для языка символического, помогает Флоренскому в овладении через слово символическим словарем бытия. Таким образом, Флоренский полагает одну из главных идей своей философии: искусство отличается от других видов деятельности и являет собой один из языков описания действительности. Причем оно способно не просто определить свое отношение к действительности, но «переорганизовать», заново создать ее. В связи с этим важно, насколько искусство позволяет зрителю проявлять активность и насколько оно само воздействует на человека. Флоренский, фактически, исходя из взаимодействия искусства и зрителя при создании, организации художественного пространства, ведущего нас к осознанию истинной действительности, являющемуся его языком, подходит к классификации искусств. Так, коротко, «живопись и графика...могут быть названы художествами, поэзия и музыка ближе стоят к науке и философии, а архитектура, скульптура и театр - к технике». На графическом факультете ВХУТЕМАСа в 1921-24 г.г. Флоренским был прочитан курс по анализу пространственности на тему: «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях», в котором он обращается к особым типам пространственных построений, используемых различными вилами изобразительных искусств. Живопись - пассивное пространство, которое строится с помощью осязания, касания и нанесения красок, образующих вещи на холст, а «осязание есть активная пассивность в отношении мира».18 Графика обладает активным двигательным пространством, которое предполагает активное отношение к миру, и здесь имеет место воздействие человека на мир, а не наоборот, как в живописи, здесь важна линия как указатель движения.

Пространство живописи образуют вещи (они здесь играют главную роль), которые образуют, в свою очередь, среду. Пространство графики - вещь, не являющаяся самоценной, она лишь совокупность линий, которые образовывают «двигательное» пространство, окружающее вещи. Мы не случайно уделяем внимание проблеме пространственное. Дело в том, что признаки пространства переносятся Флоренским на признаки человеческой культуры.

Похожие диссертации на Проблема коммуникации в контексте современной эстетики и культуры