Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Джанабаева Галия Дабыловна

Эстетика каракалпакской народной художественной культуры
<
Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры Эстетика каракалпакской народной художественной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джанабаева Галия Дабыловна. Эстетика каракалпакской народной художественной культуры : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.04 : М., 2003 341 c. РГБ ОД, 71:04-9/89

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Истоки каракалпакской народной художественной культуры 21

Глава 2. Эстетический аспект декоративно-прикладного творчества каракалпаков 55

Глава 3. Эстетика каракалпакского фольклора 91

Глава 4. Эстетический идеал в каракалпакских эпосах 149

Заключение 236

Список литературы 248

Приложение

Введение к работе

Каракалпаки - основное население Республики Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. Отдельные группы каракалпаков проживают в некоторых областях других республик Средней Азии, Казахстана. Однако в современной науке о каракалпаках объектом изучения являются каракалпаки Хорезмского оазиса, наиболее многочисленные и компактно расположенные, больше других групп сохранившие основные черты национального своеобразия. L

Актуальность темы исследования обусловлена ростом реальных / общественных потребностей в сохранении и развитии богатейшей «традиции народной культуры и осуществляемого в рамках этой традиции живого творчества» \

В современных социальных условиях существенно возрастает ее роль как одного из факторов преодоления целого ряда острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития, прежде всего таких, как «огромный дефицит духовности, высокой нравственности, интеллигентности и элементарной воспитанности, понимания людьми друг друга и милосердия»1, являющихся главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно - нравственная деградация общества, а также девальвация в нем таких важнейших добродетелей, как милосердие, сострадание, трудолюбие и др.» Стоит добавить и беспрецедентную в истории широкомасштабную пропаганду через СМИ западной массовой культуры, связанную с ней деформацию этнокультурного самосознания, переориентацию с национальных духовно - нравственных ценностей и норм на западные ценности и стереотипы жизни, распространение нетрадиционных течений, движений, культов, в том числе негативно влияющих на общественное сознание, разрушающих коренные этнические социокультурные традиции и ценности.

Народная художественная культура представляет широкие возможности преодоления этих негативных явлений. «Традиционная народная культура все еще является действенной формой внутреннего и общественного контроля, препятствующего проявлению отрицательных, осознаваемых или подсознательных агрессивных эмоций, порождаемых сложной ситуацией в стране».3 Она дает богатый материал по нравственному, эстетическому воспитанию, впитывает в себя практику семейного воспитания, опыт воспитания на народных традициях, передачи умений и навыков ведения хозяйства, развития народных ремесел, народного творчества.4

В народной художественной культуре накоплен богатый опыт экологического воспитания. Народное искусство экологично в своем содержании, воспевает природу, вслушивается в нее, призывает к тонкому и бережному взаимодействию и слиянию с ней.

Народная художественная культура может явиться одним из ведущих средств патриотического воспитания, воспитания национальной гордости и чувства собственного достоинства, которое в идеале должно представлять собой не навязчивую пропаганду, а глубокое и всестороннее постижение шедевров национальной и народной художественной культуры.1 Последнее особенно заметно сегодня: происходит активная «мобилизация этничности»2, малые этносы обращаются к истокам своей духовности, основам своих национальных, культур, стремясь понять: кто есть мы?, что отличает нас от других? как мы воспринимаем и понимаем мир и себя в нем? и др. Ответы на эти и другие вопросы они находят в богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном им далекими предками. Поскольку народная художественная культура является «своеобразной сферой материализации национального сознания»3 и выступает в качестве «ценностного фонда, который концентрирует в себе богатство и многообразие материальных, духовных и художественных достижений», поэтому народная художественная культура - это путь познания народа через его же народное творчество, познания народного миросозерцания, «мироощущения и мирочувствования»5 народной психологии, народного исторического мышления, народной морали, народной эстетики.

При этом народная художественная культура приобщает людей к истокам не только национальных, но и общенациональных культур, в частности, благодаря обращению каждой культуры к общечеловеческим ценностям (любви, верности, доброты, красоты), что приводит в свою очередь появлению схожих моментов, сюжетов в художественных произведениях самых разных народов (все матери мира одинаково поют колыбельные песни, все богатырские поединки, встречи с неузнанными детьми, братьями, сестрами совпадают), а у «соприкасавшихся» в своем развитии народов - к тождественным жанрам, например эпосы «Алпамыс» (В.М.Жирмунский подчеркивал, что казахский и каракалпакский «Алпамыс» имеют единый древнейший эпический сюжет из всех сохранившихся у казахов, узбеков, каракалпаков1) или «Коблан» («Кобланды») (Распространенный среди казахов, каракалпаков, ногайцев, башкир, татар эпос «Кобланды-батыр» повествует о борьбе «кипчаков» (входивших в ногайский союз племен) с калмыками2).

Народная художественная культура сближает народы, способствует взаимопониманию, взаимопознанию, возможным на основе диалога культур, который представляет собой, как пишет А.И. Арнольдов, не «обмен продуктами культур, а взаимное обогащение» (что особенно важно сегодня, при таких огромных масштабах миграции: она может способствовать» решению проблем их адаптации- «успешному приспособлению», «вживанию в иную среду»4). Таким образом, в современных сложных условиях в связи с необходимостью восстановления исконных этических и эстетических норм, способов художественного и морального воспитания человека5, происходит переоценка некоторых явлений, возникает потребность в возрождении народной художественной культуры, в качественно новом обращении к исследованию ее.

Поэтому выбор нашей темы считаем вполне оправданным и актуальным, тем более если учесть, что каракалпакская народная художественная культура не может считаться изученной не только исчерпывающе, но и сколько- нибудь полно, а в философско-эстетическом аспекте она рассматривается впервые (если не считать кандидатской диссертации и монографий автора1).

Степень научной разработанности проблемы

В истории, археологии, этнографии, фольклористике, искусствознании и ряде других отраслей науки накоплен обширный материал по каракалпакской народной художественной культуре и выработаны специфические ракурсы его исследования. Этнографами накоплен огромный эмпирический материал по традиционной культуре и искусству, проделана значительная работа по изучению прикладного искусства каракалпаков, опубликованы фундаментальные труды. Это прежде всего работы С.П.Толстова, Т.А.Жданко, А.С.Морозовой. В 1932 и 1934 гг. экспедиции Музея народов СССР (Москва) под руководством С.П.Толстого, собрали в Каракалпакии ценные коллекции экспонатов по одежде, обстановке юрты каракалпаков и др. Участником этих экспедиций, художником И.М.Мазелем были выполнены в каракалпакских аулах зарисовки и картины. До них в 1928-1929 гг. на территории Каракалпакии работала экспедиция Общества по изучению Казахстана (Каракалпакская автономная область тогда входила в состав Казахской ССР), которая собрала большое количество предметов каракалпакского прикладного искусства - одежду, украшения, предметы быта, сделала зарисовки узоров, фотоснимки и подготовила альбом (художники А.С.Мелков и И.М.Доможиров).

В 1948-1951 гг. для изучения современного состояния прикладного искусства в республике, в Каракалпакии с Хорезмской экспедицией побывала А.С.Морозова и на основе собранных материалов она в 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Культура домашнего быта каракалпаков XIX - начала XX вв.» и опубликовала ряд статей (Рукопись диссертации A.CL Морозовой хранится в рукописном фонде

Каракалпакского филиала АН Узбекистана).

Важное значение имела организация в 1954 г. каракалпакского этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР во главе с Т.А.Жданко, собравшего значительный материал, позволивший Т.А.Жданко опубликовать ряд статей о народном прикладном искусстве каракалпаков. В статье «Изучение народного орнаментального искусства каракалпаков»1 ею впервые было обращено внимание на многообразное самобытное орнаментальное искусство каракалпаков. Обзор немногочисленной литературы о прикладном искусстве каракалпаков, классификация его основных видов, черты художественного своеобразия, общая характеристика орнаментального искусства были более широко представлены Т.А. Жданко в следующей ее работе «Народное орнаментальное искусство каракалпаков», вышедшем в Трудах археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1958 г.2

Итоги работы этого отряда нашли отражение и в трудах других участников экспедиции, в том числе этнографов, историков республики

С.К.Камалова, У.Х.Шалекенова, Р.К.Косбергенова, опубликованных в «Трудах Хорезмской археолого-этнографической экспедиции»1»

Более конкретное представление о самобытном прикладном искусстве каракалпаков стало возможным после создания коллекций, начало которым было положено Каракалпакским филиалом АН УзССР в 1959 году и продолжено затем Государственным музеем искусств Каракалпакской АССР (велика в этом заслуга энтузиаста -исследователя И.В. Савицкого, бывшего бессменным директором музея со дня его основания, сегодня музей носит его имя - Каракалпакский государственный музей искусств имени И.В.Савицкого). Эти коллекции на сегодня самые полные.

Большой вклад в изучение каракалпакского народного искусства внесла книга И.В. Савицкого «Резьба по дереву» . Не менее важна и помещенная в начале книги статья Л.И. Ремпеля «К изучению каракалпакского народного искусства»3, затрагивающая многие вопросы истории каракалпакского прикладного искусства.

Каракалпакской вышивке, основным мотивам ее орнамента, композиции и цвету вышивки, посвящена книга А.Алламуратова «Каракалпакская народная вышивка» . Каракалпакской юрте был посвящен, снятый в 1975 г. фильм «Юрта каракалпаков» (автор фильма А.В.Оськин, научный консультант Х.Есбергенов), в которой зафиксированы все части юрты и порядок установки ее.

Представление о народном творчестве каракалпаков дает коллективная монография «Этнография каракалпаков. XIX- начало XX века»5 (отв. ред. Т.А. Жданко, С.К.Камалов), авторами которой являются Т.А.Жданко, С.К. Камалов, Х.Есбергенов, А.В. Оськин, Т.Н.Смешко, А.Т.Бекмуратова, А. Утемисов, а также отдельные монографии и статьи Х.Есбергенова, А.Т.Бекмуратовой, ТАтамуратова1. Следует отметить и труды крупных историков С.К.Камалова, Р.К. Косбергенова , в особенности ряд работ У.Х.Шалекенова, посвященных истории культуры Каракалпакстана.4 Богатейший материал по археологическим памятникам, сохранившимся на территории Каракалпакстана представлен в фундаментальных трудах СП. Толстова , М.Т.Воробьевой ,.. А.В.Виноградова, М.И.Итиной ,

В.А.Лоховица9, Е.Е.Неразик10, Ю.А.Раппопорта11, в работах каракалпакских археологов В.НЛгодина, О.Доспанова, М.Ш.Кдырниязова, М.М.Мамбетуллаева, Ю.П.Манылова, М.Туребекова, Г.Ходжаниязова, Н.Юсупова.1

Крупный вклад в изучение каракалпакского фольклора внесли труды В.М.Жирмунского ,Т.А. Жданко , Л.И.Климовича , А.К. Боровкова и др.

Необходимо отметить и многочисленные теоретические работы каракалпакских ученых Н. Давкараева, К. Айымбетова, М.Нурмухамедова, И. Сагитова, К. Максетова и др., в которых рассматривается ряд коренных вопросов каракалпакской фольклористики. Так, Давкараев в книге «Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы» дал общий обзор каракалпакского фольклора, характеристику всем жанрам. Кроме того, опираясь на имевшиеся в 50-х годах материалы , он дал анализ каракалпакским эпосам «Коблан», «Алпамыс», «Кырк Кыз». Эта работа Н.Давкараева положила начало систематическому исследованию каракалпакских эпосов. В своей последующей книге он подверг всестороннему анализу идейную направленность эпоса «Кырк Кыз»6.

Целый ряд трудов по каракалпакскому фольклору принадлежит другому исследователю К. Айымбетову. В его книге «Народная мудрость» собраны ценнейшие сведения и о сказителях: жырау, бахсы. В очерке академика М.К. Нурмухамедова «Каракалпакская поэзия» дан общий анализ каракалпакского фольклора, его основных жанров.1 Богатейший материал по каракалпакским эпическим произведениям обобщен в книге И.Т.Сагитова «Героический эпос каракалпакского народа». В другом своем монументальном труде, являющемся итогом многолетних исследований, он останавливается на художественных особенностях эпоса «Кырк Кыз».

Каракалпакский фольклорист К. Максетов в своих монографиях дает анализ художественных особенностей каракалпакских героических эпосов, рассматривает творческое наследие народных сказителей, раскрывает своеобразие используемых ими художественных средств.3

В «Очерках каракалпакского фольклора» представлена систематическая история каракалпакского фольклора. «Очерки» написаны солидным коллективом каракалпакских фольклористов: К.М.Максетовым (Каракалпакский советский фольклор, дастаны), К. Мамбетназаровым (каракалпакские сказки, легенды, предания, анекдоты), Н. Жапаковым (лирические песни и загадки), А. Кожыкбаевым (исторические песни), М. Низаматдиновым (народная поэзия послевоенного периода), Н. Камаловым (каракалпакская народная поэзия военного периода).4

Автор данного исследования опиралась на все эти работы. Некоторые теоретические положения и выводы в упомянутых трудах сыграли свою положительную роль в процессе работы автора над данным исследованием.

Но вместе с тем необходимо отметить, что каракалпакская народная художественная культура, являясь предметом различных отраслей этнографии , искусствознания, фольклористики (как явствует из обзора), до сих пор не становилась объектом изучения как целостное явление. До последнего времени (т.е.до выхода монографий диссертанта) не было монографически обобщающего труда, в которой была бы поставлена и задача рассмотрения ее в философско-эстетическом аспекте.

В имеющемся труде К. Максетова «Эстетика каракалпакского фольклора» затрагиваются такие аспекты художественной специфики каракалпакского фольклора, как коллективность творческого процесса, традиция, импровизация, художественный метод каракалпакского фольклора, даны глубокие определения и характеристики, относящиеся к художественной практике. Но рассмотрение вопросов в избранном ракурсе не нуждалось в специальном исследовании таких сторон как суть общеэстетического отношения к действительности, эстетический идеал народа, его представления о прекрасном, возвышенном, трагическом, комическом, безобразном, низменном и т.д., воплощенных в каракалпакском фольклоре (и опять же это исследование только в области фольклористики).

Объект исследования: каракалпакская народная художественная культура.

Предмет исследования: эстетические аспекты декоративно-прикладного творчества и фольклора Каракалпакии.

Цель и задачи исследования

- Рассмотреть каракалпакскую народную художественную культуру как единый художественный комплекс и выявить его философско-эстетическое содержание. Для этого:

- Провести развернутый эстетический анализ произведений каракалпакского декоративно-прикладного искусства, на материале которого выявить особенности традиций производства юрты, мебели, ковровых и тканых изделий, одежды, ювелирных украшений;

- Проанализировать особенности интерпретации категории «прекрасное» в каракалпакском фольклоре: сказках, загадках, пословицах и поговорках, песнях, дастанах;

- Охарактеризовать способы и средства воплощения прекрасного в произведениях фольклора;

— Раскрыть специфические черты, художественно-эстетические достоинства каракалпакской народной художественной культуры; Гипотеза исследования: Каракалпакская народная художественная культура представляет собой самобытный целостный феномен; связи основных ее форм - декоративно-прикладного искусства и фольклора — основываются на едином эстетическом идеале; декоративно-прикладное искусство выступает своеобразной предметно-эстетизированной средой бытования фольклора.»

Методологическая основа и методы исследования

Методология данного исследования обусловлена необходимостью системного подхода к изучению культурных явлений. Основные задачи диссертации решаются на уровне междисциплинарного исследования с широким привлечением методов и материалов истории и теории эстетики, культурологии, фольклористики, теории литературы и сравнительного литературоведения, этнографии, искусствознания. Работа осуществлялась при методологической опоре на определяющие теоретико-методологические принципы эстетики: закономерности эстетического освоения действительности, развитие эстетической и художественной культуры; на такие категории эстетики, как эстетическое, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое.

Свое положительное значение в этом отношении имели труды ведущих представителей российской науки: А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, М.Н. Афасижева, А.П.Белика, Ю.Борева, Е.В.Волковой, П.И.Гаврилюка, С.С.Гольдентрихта, Г.В. Гриненко, П.С.Гуревича, Н.А.Дмитриевой, М.С.Кагана, В.П.Крутоуса, Т.В.Кузнецовой, К.В.Кулаева, Д.СЛихачева, А.Ф.Лосева, А.С.Мигунова, М.Ф.Овсянникова, А.А.Пелипенко, А.А.Оганова, Т.М.Разиной, В.А.Разумного, МЛ.Сарафа, Л.Н.Столовича, АЛ.Флиера, М.М.Шибаевой, И.В. Шохина, Е.Т. Яковлева и др., работы по эстетическому наследию Украины (И .Иваньо), Белоруссии (Э.Дорошевич, В. Конон), Латвии (ПЗейле), Литвы (Г. Вайткунас). Исследования казахских (Б.Р.Казыхановой, М. Каратаева, К.Ш.Нурлановой, Ш.А. Алибекова и др.), узбекских (С.Х. Алимов С.Х. и др) и других ученых в этой области (казахский и узбекский народы по своей духовной культуре, языку, традициям, образу жизни и т.д. весьма близки к каракалпакскому народу и тесно переплетались с ним в своих исторических судьбах).

При изучении каракалпакской народной художественной культуры сочетались гносеологический и аксиологический подходы, поскольку, если для познания ее необходимо принимать во внимание все доступные варианты произведений декоративно-прикладного и устного творчества, то для определения эстетической ценности необходимы качественные критерии. (Эстетический анализ был осуществлен на примерах лучших произведений, каракалпакского народного декоративно-прикладного и устного народного творчества.)

Основополагающими в рассмотрении феномена традиционной художественной культуры явились научные труды Т.И. Баклановой, А.П. Белика, В.Е. Гусева, СП. Исенко, А.С. Каргина, Л.И. Михайловой, М.А. Некрасовой, К.В. Шохина (исходное определение народной культуры, подход к народной художественной культуре как к явлению этническому, в основе которого -этнохудожественное сознание во всем многообразии его культурно- исторических типов и форм воплощения; принцип исследования народного искусства как мира целостности, принцип ансамблевости; проблема эстетического отношения фольклора к действительности, проблема прекрасного в нем, соотношения добра и красоты, эстетика народного костюма и др.)

В диссертации использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический, описательный, классификационный, эмпирический, семантический, структурно-функциональный, сравнительно-сопоставительный анализ, а также метод полевых исследований.

Источниковедческая база исследования

Источниками исследования стали докторские и кандидатские диссертации, научные монографии, статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам культуры, философии, эстетики, теории и истории народной художественной культуры, народного искусства, справочники, словари, энциклопедии.

В кругу опубликованных источников можно выделить группу, включающую альбомы, каталоги, в которых так или иначе отражено каракалпакское народное искусство. Сюда же к разряду опубликованных источников можно отнести и обширный круг публицистики и материалы местной печати.

При этом важным материалом исследования явились археологические материалы, подлинные образцы традиционного искусства, хранящихся в Каракалпакском государственном музее искусств им. И.В.Савицкого (г. Нукус). Это коллекция, составленная из находок, переданных Хорезмской археологической экспедицией Института этнографии АН СССР, Институтом археологии Каракалпакского филиала АН Узбекистана и собранных музеем в результате ежегодных (с 1970г.) археологических раскопок отдела древнего искусства и экспедиций отдела народно-прикладного искусства того же музея, а также коллекция Историко-краеведческого музея Каракалпакстана. Кроме того, автор знакомилась с коллекциями каракалпакского прикладного искусства Музея искусств народов Востока (г. Москва), Музея изобразительных искусств Узбекистана (г.Ташкент).

К числу наиболее значительных источников следует отнести и обширные тексты каракалпакского фольклора, собранные в 20 томном

Каракалпак фольклоры» («Каракалпакский фольклор», на каракалпакском языке).1

Надо отметить, что, обращаясь к трудам других исследователей, изучая музейные собрания, археологические материалы диссертант опиралась в своих выводах также на свой личный многолетний опыт работы научным сотрудником отдела философии, отдела фольклора, отдела этнографии Каракалпакского филиала АН Узбекистана, Ученым секретарем Каракалпакского государственного музея искусств им. И.В. Савицкого.

Научная новизна и теоретическая значимость работы Впервые осуществлено осмысление каракалпакской народной художественной культуры как целостности, в совокупности ее видов и форм, как самобытный эстетический феномен; Впервые каракалпакская народная художественная культура явилась предметом философско-эстетического анализа; Выявлено, что древнее народное творчество, представленное в анализе археологического материала (керамика, коропластика, украшения, древние архитектурные сооружения) явилось источником формирования эстетического сознания каракалпаков; Произведения декоративно-прикладного творчества каракалпаков (резьба по дереву, ковроткачество, народный костюм, ювелирные украшения) представлены как результат эстетической деятельности самобытных народных художников; Выявлено философско-эстетическое содержание произведений каракалпакского фольклора (сказок, загадок, пословиц и поговорок, песен, дастанов); Выявлены особенности интерпретации и способы воплощения основных эстетических понятий в системе изобразительных средств произведений декоративно-прикладного и устного творчества каракалпаков;

1 Каракалпак фольклоры. Ken томльщ. (20том), Некие, 1977-1990 жж.

Философско-эстетический анализ каракалпакской народной художественной культуры дает возможность обогатить содержание категорий эстетическое, прекрасное новыми конкретными представлениями о различных формах проявления красоты; Систематизированный материал и полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в обобщающем исследовании такой важной и обширной теоретической проблемы, как история эстетической мысли в Каракалпакии, поскольку известно, что трудность изучения последней заключается в том, что история эстетической мысли многих народов, в том числе и каракалпакской, не может быть написана только на основе анализа специальных эстетических трактатов и иных форм эстетических суждений и оценок, высказываний и концепций, необходимо так же изучение богатого художественного опыта народа, зафиксированного в памятниках археологии, этнографии, в фольклоре и др., тем более, если учесть, что у каракалпаков эта наука находится только в процессе становления.

Практическая значимость исследования

Высказанные в диссертации положения и результаты проведенного исследования могут быть использованы в вузовской практике: при разработке программ по истории мировой и отечественной художественной культуры, культурологии, краеведения, а также в содержании учебного процесса учебных заведений среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства. Поскольку известно, что особая роль в сохранении и распространении знаний о народной художественной культуре и воспитании молодых на основе воплощенных в ней духовно-нравственных ценностей отводится сегодня сфере общего и специального образования. И со введением в вузы Каракалпакстана курса «Каракалпакская народная художественная культура» (в чем по мнению специалистов, назрела необходимость), будет остро ощущаться потребность в педагогах и методистах, способных квалифицированно преподавать названный курс.

Основные положения диссертации могут быть внедрены и в практику деятельности коллективов художественного творчества (диссертант в заключении говорит о некоторых перспективах сохранения и трансляции традиционных образцов каракалпакской народной художественной культуры).

Положения, выносимые на защиту

- Каракалпакская народная художественная культура представляет собой единый художественный комплекс и самобытный эстетический феномен;

- Археологический материал (керамика, коропластика, украшения, древние сооружения) свидетельствует об определенных художественно-эстетических представлениях каракалпакского народа в глубокой древности (уже с эпохи неолита);

- Основные формы каракалпакской народной художественной культуры — декоративно-прикладное искусство и фольклор — находятся во множестве взаимосвязей и взаимодействий, главное: связи их основываются на едином эстетическом идеале; декоративно-прикладное искусство является предметно-эстетизированной средой бытования фольклора;

- Произведения декоративно-прикладного творчества каракалпаков (резьба по дереву, ковроткачество, народный костюм, ювелирные украшения) являются результатом эстетической деятельности самобытных умельцев;

- Каракалпакский фольклор отличает особое чувственное отношение к феномену «женской красоты» (вопреки религиозно-аскетическим традициям среднеазиатских культур);

- В каракалпакской художественной культуре представления о физическом и духовном совершенстве - паритетны;

- Своеобразие народной художественной культуры каракалпакского народа проявляется в специфической интерпретации такие эстетических категорий, как безобразное, низменное, комическое;

- Каракалпакская народная художественная культура обладает несомненной историко-культурной и эстетической ценностью и нуждается в поддержке, сохранении, возрождении.

Апробация и внедрение результатов исследования

Данная диссертация является теоретическим обобщением многолетнего исследования, концептуальные положения которого нашли соответствующее отражение в ряде научных публикаций, прежде всего в 5 монографиях:

1. «Эстетический идеал в каракалпакских героических эпосах». Нукус, 1991.

2. «Эстетика мэселелери ( К арак,алпак,стан мэденияты материаллары бойынша)», Нокис, 1993.

3. «Адамньщ эстетикалык мэденияты» (Каракалпак; фольклоры материаллары бойынша), Некие, 1995.

4. Мировая художественная культура. Алматы, 2001.

5. Каракалпакская народная художественная культура (эстетический аспект). М., 2003.

И более 23 научных статей в журнале «Вестник ККФАН Узбекистана» в научных журналах Москвы и Алматы, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации (ж. «Народное творчество»)

Результаты исследования сообщались на международных и республиканских конференциях (Каракалпакстана, Узбекистана, Казахстана, России), Материалы диссертации использовались в основном в специализированных курсах по эстетике, культурологии, памятникам культуры мирового наследия, читавшихся в Каракалпакском государственном университете им. Бердаха (г.Нукус) и« читаемых в Университете «Туран» (г. Алматы).

Структура работы

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, 1 приложения (иллюстративный материал из 73 рисунков).

Истоки каракалпакской народной художественной культуры

Исследователь древнерусской культуры Д.С.Лихачев пишет: «Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память».1 Эти слова послужили главной методологической посылкой в написании данной главы.

Свои истоки каракалпакская народная художественная культура берет в глубокой древности. Многообразный археологический материал (керамика, коропластика, украшения, древние сооружения) выступают первыми свидетельствами местного художественного творчества, одновременно демонстрируют наличие определенных художественно- эстетических представлений у древних жителей Южного Приаралья.

Одним из великих завоеваний древнего человека является гончарство. Уже ранненеолитические памятники Южного Приаралья (памятников эпохи палеолита в Южном Приаралье не обнаружено, видимо потому, что, как считают историки, люди так далеко на севере не селились: климатические условия этих мест были для древнего человека достаточно суровы, а возможности приспо-собиться к ним ограничены1) — стоянки, могильники, сохранили в изобилии фрагменты керамических сосудов.

Производство керамических изделий - древнейшая и значительная область материальной культуры, в которой художественное творчество проявилось многообразно и сильно. В мастерстве первообытных гончаров было заложено начало находок в области использования глин, способов их декорирования, сложились классические формы керамической пластики. Ученые считают, что опыт первобытных гончаров складывался в самом непосредственном общении с природой, что человек не мог не обратить внимание на такой широко распространенный материал как глина, достаточно хорошо знал ее техни-ческие свойства и умел обогащать сырье необходимыми добавками, допустим, вязкие, медленно сохнущие легко деформирующиеся при сушке и обжиге, требующие отощающих примесей глины смешивал толчеными раковинами, дресвой, служившими своего рода каркасом. Из такой глины - керамика со стоянки Джанбас 4 в районе крепости Джанбас Кала, с архаической усадьбы и погребения Дингильдже, со стоянки Джингельды 11 и др. (4-3 тыс. до н.э).

Глина явилась первым в истории материалом подвергшимся термической обработке, т.е. «совершенно новой системе в технологии производства по сравнению с бывшей до сих пор производственной практикой, ограниченной чисто механическими «холодными» приемами — ударом, резанием и пр.1 Способность огня преображать тяжелую сырую массу в легкий звонкий черепок могла раскрыться, как предполагают исследователи, как в результате счастливой случайности, так и в итоге опыта, основанного на постоянном наблюдении естественных природных явлений. Например, замечая, что просох-шая глина становится под солнцем твердой, человек мог придти к мысли о закаливании ее в стихии более жаркой, чем солнечное тепло.2

Обжиг керамики производился, предположительно, на кострах, для которых может быть выкапывались ямы, полуприкрытые во время обжига: М.В. Воеводский для сопоставления приводит описание напольного обжига у современных горных таджиков: черепок, полученный в нем имеет явное сходство с неолитическим: характерные неравномерность обжига, неоднородность цвета черепка и др.3

Таким образом, древний гончар вступал в самый тесный контакт с материалом, который щедро раскрывал перед ним свои свойства.

Он узнал богатые пластические возможности глины - приобретать любую желаемую мастером форму — от грубой лаконичной и монументальной до изящно и тонко профилированной и умело использовал их: Сосуды хранят следы непринужденной работы его рук, их соприкосновения с еще сырой мягкой податливой глиной.

Постижение свойств глины вело человека к желанию раскрыть и продемонстрировать его красоту. Думается можно предполагать, что глина была первым материалом, особенности которого были эстетически осмыслены и художественно выявлены человеком, иначе говоря, путь к эстетическому осмыслению материала начинается с глины.

Определенной ступенью на пути познания свойств материала древними гончарами явился способ лощения. Стремление к тщательной отделке поверх-ности сосуда, разглаживание ее костью или галькой, затем обжиг, после которого сосуд приобретал особый блеск, вероятно натолкнули мастера на мысль о красоте керамики, обработанной таким способом. Лощение требовало особого мастерства гончара, который с точностью должен был знать, когда сосуд готов к обработке, когда его сырая поверхность находится в том, нужном состоянии, при котором верхний слой не размажется и не раскрошится. В способе лощения эстетическое начало сочетается с утилитарным: выглажива-ние делает более плотным черепок, менее влагопроницаемым, повышает бытовую ценность сосуда.

Вообще керамика — яркий показатель и свидетельство того, как «его творец уже оперирует образностью» , как он не только на практике, но и в своем сознании как бы желал видеть и утверждал в предмете два начала — пользы и красоты. Категория красоты в древней керамике двойственна. С одной стороны люди старались делать их наиболее удобными по понятиям своего времени. Поэтому керамика видоизменяется в веках, хотя ее функция при этом всегда остается неизменной - быть емкостью, вместилищем для воды, молока, вина, густой и жидкой пищи, для запасов зерна, муки, масла. Изменения во времени затрагивали технологию изделий, их формы, декоративное убранство, качество черепка. То, что казалось красивым в одну эпоху, уже не удовлетворяло вкусы другой эпохи. Отказ от закрепленных традиций керамических типов, отработанных долгой предшест-вующей практикой приводил к поиску и в результате длительных эксперимен-тов к выработке и появлению новых форм, типов и художественных достоинств.

Так, керамика со стоянок, относящих к 4-3 тыс. до н.э. к, так называемой, кельтеминарской культуре (со стоянки Джанбас 4 в районе крепости Джанбас Кала, с архаической усадьбы и погребения Дингильдже, со стоянки Джингель-ды 11 и др.) груболепкая , из плохо промешанной глины, полной примеси песка, толченых раковин, дресвы, представляет собой примитивный, архаичный сосуд цилиндро — конической или полуяйцевидной формы с округлым или приостренным дном (с диаметром горла до 28-30 см). Глядя на эти неуклюжие ассиметричные сосуды можно представить себе как медленно и трудно лепились эти формы, сами напоминающие те камни, среди которых они устанавливались (рис. 1.) Начиная с середины 3 тыс. до н.э., облик керамики начинает меняться. Увеличивается число сосудов с шаровидным туловом, с плоским дном (Кават 7 со стоянок Джанбас 12, Джанбас 14, Джингельды 6, Мамур-3, Куралы 1, Таджи-казган 3, Таджи-казган 6, Таджи-казган 8 и др., все 3 тыс. до н.э.).

Эстетический аспект декоративно-прикладного творчества каракалпаков

Одной из ярких явлений в жизни каракалпакского народа является его декоративно-прикладное творчество, берущее начало в глубокой древности. Наряду с фольклором оно составляет важнейшую область материальной и духовной культуры народа, в котором воплощены национальные традиции и национальное самосознание. Оно представляет большую эстетическую и историческую ценность многообразием видов и жанров, широким кругом тем, богатством и разнообразием мотивов, эмоциональным художественным строем, глубокой самобытностью и национальным колоритом, которые оно, пройдя через многие века, сумело сохранить и по этим традиционным и специфичес-ким особенностям мы сегодня определяем четкую этнографическую принадлежность.

Декоративно — прикладное творчество органично входило в быт каракалпаков и отвечало прежде всего практическим целям (в этом и заключается своеобразие ситуации, состоящей в том, что художественно выполненные традиционные предметы быта не осознавались искусством ни его создателями, ни его современниками; это сейчас мы пришли к восприятию их таковыми, давая им высокую эстетическую оценку и ставя вопросы их возрождения (см. Заключение) ).

Но народное декоративное творчество, тесно связанное с жизнью, одухот-воряло ее, широко охватывая все стороны быта, интерьер, костюм, утварь, отве-чая тем самым и эстетическим запросам народа. Таким образом можно сказать, что ярко выраженный эстетический аспект, характерный для декоративно - прикладного творчества каракалпаков подтверждает известное положение о неразрывной связи практического и духовного освоения действительности. Лучшие образцы декоративно- прикладного творчества каракалпаков: художест-венной обработки дерева, узорного ткачества, ковроделия, вышивки, аппликации художественного металла и др. свидетельствуют о том, что в процессе труда предметы создавались не только из практической целесообразности, но и по законам красоты.

Эстетика каракалпакского декоративно - прикладного творчества прежде всего в величайшем внимании к особенностям материала, из которого сделана вещь, в умении извлечь из природных свойств материала максимум художест-венных эффектов, причем таких, которые свойственны именно этому матери-алу, а не другому. И даже еще раньше в самом умении находить и создавать материалы, наилучшим образом, отвечающие той или иной потребности, уже проявляется эстетический характер труда: умение «подойти к предмету с подходящей мерой».

От тех немногих материалов, которыми человек пользовался для удовлет-ворения своих несложных потребностей на заре истории — камня, глины (см. гл.1) - он перешел к бесконечному множеству других: дерево, металл, хлопок, кокон шелковичного червя, шерсть, кожа и др. и нет ни одного из материалов, особенности которого, как уже было отмечено, не были бы эстетически осмыс-лены и художественно выявлены в каракалпакском декоративно-прикладном творчестве.

И предметы, выполненные из этих материалов, помимо своего утилитар-ного назначения, также несли большую эстетическую нагрузку, которая опре-делялась формой изделия, выразительными пропорциями, силуэтами, деко-ративным убранством. В последнем особенно выражены эстетические ценности народа, его понятие красоты, совершенства, самобытность и неповторимость его культурных традиций. Весь окружающий мир, трансформируясь и преоб-разуясь в сознании народного мастера, отражается в декоре изделий, служа-щего своего рода «зеркалом души»1 народного мастера. Поэтому в орнаментике и декоре всех видов народного искусства мы можем встретить и геометрические (прямые, волнистые, ломаные линии, штриховки, клетки, спирали, ромбы, розетки, круги, полукружья, шести,-восьмигранники идр.) и растительные (цветы ириса, тюльпаны, четырех, -пяти, - многолепестковые венчики цветов, побеги, почки, водоросли, листья ветвей и т.д.), и зооморфные (рога барана, быка, коровы, оленя, птицы, летучую мышь, черепаху, рыб и т.д.) и предметно-сюжетные мотивы (изображения утвари, ювелирных украшений, орудий труда)1 то есть все то, что формировало философию эстетической направленности народного искусства.

И хотя для каждого вида прикладного искусства каракалпаков в зависи-мости от свойств материала, его податливости при обработке, других пласти-ческих формообразующих и эстетических качеств, от техники тканья, резьбы по дереву, обработки металла, были выработаны свои орнаментальные формы, все же единство стиля, выраженное в этих формах поразительно. Это особенно заметно на примере каракалпакской юрты, в котором все виды народного искус-ства выступают в едином комплексе: и резьба по дереву, и узорное ткачество, и ковроделие.

Юрта (кара уй) еще не так давно была единственным жильем каракалпа-ков ... Она портативна, быстро устанавливается и разбирается, легко вентилиру-ется, хорошо держит тепло и в равной степени защищает от стужи, зноя, ветра и потому у каракалпаков более широко, чем у других среднеазиатских народов, бытует и в наши дни.3

Каракалпакская юрта была одной из самых нарядных и красивых среднеазиатских юрт.4 Народ сумел создать удивительно богатый и гармоничный тип убранства, строго соответствующий конструкции юрты, учитывающий как условия жизни и климата, так и особенности используемых материалов.

Уже сам деревянный каркас юрты, имея строго конструктивное значение, вместе с тем очень декоративен.

На легкой и устойчивой решетчатой основе («кереге») покоится легкий купол из тонких изогнутых спиц («уык»), увенчанных полусферой («шацы-рак»). Спицы эти, постепенно сближаясь кверху (что вызвано конструктивной необходимостью), усиливают зрительное ощущение высоты купола. Верхнее кольцо, стягивающее спицы каркаса, украшено резьбой. Своей массивностью оно контрастирует с легкостью остальных частей каркаса ("кереге" и "уыков").

Эстетика каракалпакского фольклора

С эстетикой народного прикладного творчества близко и непосредственно соприкасается эстетика его устного творчества: "Песни и сказки в той же мере, как и народные художественные изделия, как украшенная резьбой или росписью домашняя утварь, как вышивка и кружева на одежде — создают ту эстетичес-кую атмосферу, в которой повседневно живет, строит свои взаимоотношения трудящийся человек"1.

Но средства художественного отражения действительности, способы, формы выражения или воплощения эстетического идеала в фольклоре и прик-ладном творчества различны. При этом в фольклоре могут получить выражение такие стороны эстетического идеала народа, которые не могут быть выражены в прикладном искусстве (в резьбе, вышивке, орнаменте и т.д.) вследствие огра-ниченности возможностей последнего. "Можно сказать, что в фольклоре эсте-тическое содержание богаче и разностороннее" и потому он предоставляет наибольшие возможности для познания эстетического сознания народа..

Каракалпакский фольклор поразительно богат и разнообразен: многочис-ленные сказки ("ертеклер"), загадки ("жумбакдар"), пословицы и поговорки ("накыл-макдплар"), эпосы ("дастанлар") и многие другие его виды составля-ют сокровищницу каракалпакской культуры.

У каждого жанра своя функция, своя поэтика.

Наиболее философским жанром являются пословицы и поговорки, рож-дение которых было связано, главным образом с познанием окружающей природы. Отсюда тематическое богатство пословиц и поговорок: оно опреде-ляется многообразием жизненного материала. Пословицы и поговорки нераз-рывно связаны с жизнью и бытом их творцов и создателей, поэтому на основе пословичного материала можно проследить своеобразие отражения в них различных исторических периодов, событий, характерных особенностей труда и быта людей в разные времена, в них отразилась и такая область традиционной культуры, как общение, установки и принципы, правила и рекомендации, свя-занные с регуляцией поведения. Это неписанный кодекс правил и установок идеальных форм и норм поведения, этноэтикет.

Пословицы и поговорки, обладая огромной внутренней ироничной силой, дают четкую, лаконичную оценку всем сторонам жизни каракалпака. Именно в этой предельной лаконичности формы в сочетании с яркостью и выразительностью художественных средств заключается значительное отличие пословиц и поговорок от других фольклорных жанров. Можно сказать, что произведения паремиологического творчества (пословицы, поговорки, загадки) являются средой, в которой каракалпакский народ воплотил художественное богатство своего языка. Пословицы и поговорки шлифовались, оттачивались на протяжении веков и в конечном итоге явились примером такой речи, в которой нет ничего лишнего.

Народные творцы, тяготея к красоте речи, прибегали к лексическим средствам, усиливающим эстетическое значение пословиц и поговорок: синонимам, антонимам, использовали семантически емкие слова, метафоры, эпитеты, сравнения.

Эстетика пословиц и поговорок и в красоте их звуковой организации. Каракалпакские пословицы и поговорки отличаются изысканностью звучания, чему способствует чередование звуков, употребление параллельных вариантов, рифма, ритм, ритмомелодика, отсутствие неблагозвучных фонемосочетаний и т.д. Благодаря взаимодействию и обогащению всех этих художественных компонентов каракалпакские пословицы и поговорки достигают эстетического совершенства, могут способствовать повышению культуры речи, играть заметную роль в выработке эстетических норм каракалпакского литературного языка, художественного и публицистического стилей в частности. Ценность и красоту пословиц определил сам народ: каракалпаки утверждают: "Акыллы адам энгимесин накьшсыз айтпайды" - "Умный человек не говорит без посло-виц".

В различных паремиологических жанрах свой объект изображения. Если областью компетенции пословиц и поговорок, как уже отмечалось, является нравственно-философское эстетическое осмысление человеком мира (при этом понятия, которые впоследствии стали объектом эстетики, в них находили прямое афористическое выражение), то загадки своим объектом имеют реальный предметный мир, окружающий человека.

Каракалпакские загадки - небольшой по форме фольклорный жанр, но это совсем не снижает их эстетической ценности, не делает их искусством примитивным или художественно незавершенным. Каракалпакские загадки отличаются яркой поэтической образностью, в основе которой лежат наблюдения человека над предметами и явлениями действительности, разнообразные впечатления, остававшиеся в памяти. Изображая предметы, люди видели, вырисовывали в своем воображении их форму, воссоздавали их цвет и другие признаки, вспоминали одновременно аналогичные, чем-то связанные с ними предметы, сопоставляли, сближали их, отмечали сходства и отличия между ними. И в результате этих сложных психологических ассоциативных процессов рождались самые неожиданные сопоставления, образы, метафорические воп-росы загадок. Все это несомненно относится к области эстетики.

Таким образом, благодаря таким особенностям как яркая впечатляющая поэтическая образность с одной стороны и лаконичность, часто рифма и ритм - с другой, каракалпакские загадки отличаются необыкновенной живучестью, прочнее других жанров сохраняясь в народной памяти.

Эстетический идеал в каракалпакских эпосах

Каракалпакский народ обладает исключительно богатым эпическим наследием: в настоящее время известно более пятидесяти эпических поэм (причем каждая из них имеет несколько вариантов). Среди них такие глубоко оригинальные и монументальные эпосы, как "Кырк кыз" ("Сорок девушек"), "Алпамыс", "Коблан", "Курбанбек".

Каков художественный метод или способ художественного познания действительности каракалпакского народа, выраженный в этих эпосах?

Наличие нескольких методов художественного видения жизни, отмеченное В.Е.Гусевым в основном (особенно начиная с третьего метода) на материале русского фольклора, заставляет предположить, что в силу общности основных закономерностей художественной практики эти методы должны действовать в творчестве других народов с поправкой на их своеобразие, специфику, особенность.

Прежде всего, отметим, что героические эпосы "Алпамыс", "Коблан", "Курбанбек" и "Кырк кыз" относятся к разным периодам образования и бытования. А в каждую эпоху в зависимости от конкретного содержания жизни как предмета искусства, от уровня и характера сознания творящего искусство общественного человека, от степени развития его эстетического чувства складываются определенные виды (или точнее подвиды) художественного метода.

Можно всецело поддержать мнение исследователей1, которые считают, что героические эпосы "Алпамыс", "Коблан", "Курбанбек" и др. относятся к переходному периоду разложе-ния первобытно-общинного общества и так называемой "военной демократии", периоду образования народностей и неустойчивых государственных объединений.

В.Я.Пропп писал, что решающее значение для отнесения эпоса к той или иной эпохе, имеет выраженная в нем основная идея2. Основным мотивом названных эпосов является идея борьбы за семью. Эта тема поиска жены, борьбы за семью является преобладающей в эпическом репертуаре решительно у всех народов. Брачные поездки совершают Зигфрид (в "Нибелунгах"), Добрыня Никитич, Манас, Джангар и др., что это объясняется историей развития общественных отношений, когда семья вступает в противоречие с основами первобытно-общинного общества, становится одним из решающих факторов, приведших к его разрушению, разложению. И народный эпос, имел на том отрезке времени в качестве основного содержания борьбу за семью.

Алпамыс, Коблан совершают свой первый богатырский выезд в поисках невесты. Алпамыс едет в далекую страну калмыков за своей нареченной Гулпаршин, Коблан — за красавицей Корткой. Выдержав брачные состязания, победив сильных соперников, они возвращаются домой с невестами и основывают семьи..

Эта тема является главной и основной в названных эпосах, а другие темы, тема борьбы с калмыками и иные вытекают из основной темы и по-своему обусловлены ею.

Все, что совершают богатыри Алпамыс и Коблан, все их боевые выезды и подвиги связаны с Гулпаршин и Корткой. При этом, они, совершая подвиги за семью, во имя ее сохранения, одновременно уничтожают врагов своего народа. Акша-хан (эпос "Коблан"), который также хотел жениться на Кортке, но потерпел поражение в брачных состязаниях, замышляет план убийства Коб лана и посылает его то на аштарханского дива Кобикли, то против Деукемпир и дива Шарыклы. Коблан освобож-дает народ от всех этих врагов, а также от Алшагыр-хана, подвергшего в отсутствии Коблана край неслыханному разорению и от самого Акша-хана. Так поступает и Алпамыс (изгоняет калмыков, узурпатора Ултанаидр.).

Таким образом, борьба за жену, за семью, борьба против сил, мешающих, препятствующих этому, рассматривается на данной ступени общест-венного развития как борьба не только за личную судьбу, а как борьба общественного порядка. Эстетическим идеалом народа является герой, сумевший, преодолев все трудности и опасности, обосновать семью. Он и одолевает врага, притесняющего народ, и живет оказывая помощь и поддержку слабым, обездоленным, неимущим.

В эпосе "Курбанбек" семья уже создана и выполняет свой патриотический долг перед народом: Курбанбек с женой Маликой вместе высту-пают в поход против калмыцкого хана Шейирхана, оказывая при этом всяческую помощь людям, - всю добычу, взятую у калмыков, груженную на сорока верблюдах, они раздают бедным и сиротам.

Вторая идея, характерная для этой эпохи и, являющаяся основной в рассматриваемых эпосах, это идея объединения людей в единую народность. Алпамыс объединяет два крупных рода- род Байбори и род Байсары, союз которых был подорван между-племенными противоречиями, распрями. В эпосе "Курбанбек" у Курбанбека рождаются два сына, от Султана - Куршидша, от Акылжан - Эдилша. Акылжан воспитывает их вместе с той целью, чтобы они, повзрослев, объединили свои народы в один крепкий союз.

Поскольку рассматриваемые эпосы относятся к периоду разложения первобытнообщинного строя, то в них отнюдь неслучайно распространены мифологические мотивы, образы, являющиеся осколками первобытного мышления. Врагами героев эпосов "Алпамыс", "Коблан", "Курбанбек" выступают чудовища или антропоморфные страшилища: дивы, великаны ("дэу"), драконы ("аждарха") и др.

В эпосах имеются и образы добрых сил, помогающих человеку: Алпамыса спасает его сказочный богатырский конь Байшубар и два его гуся ("Коныргаз"), которых Алпамыс воспитывал еще будучи ребенком и те повсюду сопровождали его.

Похожие диссертации на Эстетика каракалпакской народной художественной культуры