Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Философско-эстетический анализ основных концепций популярной культуры XX - начала XXI века
1.1. Популярная культура как коммерческая культура, формирующая потребительский тип сознания 21
1.2. Популярная культура как массовая культура 31
1.2.1. Популярная культура и Поп - культура 40
1.2.2. Популярная культура и Поп - Арт 42
1.3. Популярная культура как контркультура 45
1.4. Популярная культура как популярная Американская культура 51
1.5. Популярная культура как глобальная, интегрирующая все известные культурные, социальные и эстетические уровни, культура 60
1.5.1. Популярная культура как система художественных форм, которые характеризуются широкой популярностью, связаны с ценностями отдыха и развлечения 69
Глава II. Популярная культура как предмет эстетико-морфологического исследования
2.1. Популярная культура: семантический анализ концепта
2.1.1. Лингвистический разбор терминов «популярный» (popular), «массовый» (mass), «низовой» (low), «народный» (folk). Эстетико-культурный анализ значений концепта «популярная культура» 75
2.1.2. Популярная культура и фольклор: корреляция двух понятий. От фольклора к «популору» 84
2.2. Популярная культура: структурно-функциональный анализ концепта
2.2.1. Элитарное - массовое - популярное: эволюция исследовательской мысли от идеи полярности к идее конвергенции в культуре и искусстве 93
2.2.1.1. Промежуточные уровни в культуре и искусстве: проблемы теории 102
2.2.2. Эстетико-культурная концепция культуры Герберта Гэнса: критический анализ 107
2.2.3. Популярная культура в моделях культуры Уайта Макдональда, Дэниса Брогана, Эдварда Шилза: дихотомический подход 119
2.2.4. Структура культуры Лоренса Левайна, Колина Маккейба, Оскара Хендлина, Рея Брауна: слияние элитарной и массовой культуры через концепт популярной культуры 129
Глава III. Популярная культура как традиционная культура: эстетико-исторические особенности развития феномена
3.1. Популярная (традиционная) культура Британии как генотип популярной культуры США: эстетико-исторические реалии
3.1.1. Культура Британии XIV - начала XIX веков: формирование культуры «двух наций» 139
3.1.2. Критика артефактов популярной (традиционной) культуры Британии XIV - начала XIX веков 145
3.1.3. Влияние Реформации на эстетику популярной (традиционной) культуры Англии. «Библейская литература» 154
3.2. Специфика становления популярной культуры в Соединенных Штатах Америки
3.2.1. Истоки происхождения и особенности развития национальной культуры США 162
3.2.2. Прагматизм и утилитаризм как национальная философия США. Роль Фронтира в формировании эстетического мировоззрения американца 169
3.2.3. Современная популярная культура США: эстетико-культурные особенности феномена 177
Заключение 185
Список источников и литературы 189
Приложения 213
- Популярная культура как массовая культура
- Популярная культура как глобальная, интегрирующая все известные культурные, социальные и эстетические уровни, культура
- Популярная культура: структурно-функциональный анализ концепта
- Специфика становления популярной культуры в Соединенных Штатах Америки
Введение к работе
Данная диссертационная работа посвящена изучению концепта популярной культуры в современной англо-американской культурфилософии. Актуальность темы исследования определяется очевидным противоречием между социокультурной практикой, где популярная культура существует как одна из наиболее важных составляющих современной культуры и недостаточной степенью философско-эстетического исследования данного феномена. Несмотря на большое число работ по этой проблеме, содержание самого явления- интерпретируется порой диаметрально противоположным образом. Подобная ситуация оправдана тем, что к данной проблематике обращаются исследователи разных гуманитарных наук: психологии, философии, культурологии, социологии и т.д., которые вкладывают в данный концепт принципиально различный смысл. В самой научной литературе также не наблюдается единомыслия относительно онтологических, функциональных и эстетических характеристик популярной культуры. Нет общности и в оценке аксиологических констант феномена. Наконец, достаточно неопределенными остаются его феноменологические пределы.
Так, по мнению Лоренса Левайна, популярная культура предстает как «фольклор индустриального общества» . Милтон Клонски отождествляет популярную культуру со «сфабрикованным, смоделированным индустриальной системой, феноменом». С позиции Рея Брауна популярная культура как эстетический концепт не имеет четких «контуров»3. В то же время он характеризует популярную культуру как «соединение всех элементов жизни, рассмотренных не с узкой точки зрения, а глобально, целиком»4.
Герберт Гэнс теряется в идентификации эстетико-культурных границ концепта, предполагая, с одной стороны, коммерческое, потребительское, а с
1 Gullcn, J. Popular Culture in American History I J. Gullen. - Blackwell Maiden, 2001.
2Denney,R. The Discovery of Popular Culture ID. M. White II Popular Culture: Mirror of American Life. - N.Y., 1975.
3 Browne, R. B. Popular Culture and the Expanding Consciousness / R; B. Browne. - Bowling Green University, 1973.
4 Browne, R. B. English Literature Departments as Centers of the Humanities I R. B. Browne II Popular Culture Studies
Across the Curriculum. Essays for Educators. - McFarland @ Company, Inc., Publishers, Jefferson, North Carolina, and
London, 2005.-P. 11.
6 другой стороны - спонтанное, искреннее начало в эстетике популярной культуры5. По мнению Колина Маккейба, популярная культура обладает собственной историей существования. Однако, если одна сторона этой истории прозрачна и ясна для понимания, другая отмечена противоречиями и терминологической неопределенностью6.
Подобная^ разрозненность мнений свидетельствует, как минимум, о смысловой неоднозначности исследуемого феномена и сложности восприятия его смысловой нагрузки. Проблема заключается еще и в том, что сам концепт популярной культуры является настолько распространенным в обыденном сознании и в обыденной речи, что его границы теряют определенность. И5 эта многозначность проявляет себя наиболее ярко в англоязычной литературе, где под «популярным» подразумевается все, что является доступным для понимания массового потребителя1. Подобное состояние научных исследований* не представляется удовлетворительным для самих авторов; многие из которых с удивлением констатируют отсутствие принятого всем научным сообществом' определения популярной культуры7.
Принципиальным представляется' вопрос хронологических параметров, популярной культуры - является ли она «побочным» продуктом эстетики массового, ограничивается ли рамками постиндустриального пространства или же развивается как самодостаточный философско-эстетический феномен на протяжении многих историко-культурных эпох.
Анализ популярной культуры затрудняется вследствие отсутствия временной и культурной дистанции исследователя по отношению к рассматриваемой им реальности. Специфика проблемы естественным образом расширяет границы самого исследования, фиксируя внимание на нескольких подходах - эстетическом, аксиологическом, историческом, семиотическом,
5 Gans, Н. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste /H. Gans. - N.Y.,1974.
6 MacCabe, С Defining popular culture / С MacCabe II High Theory I Low Culture. Analyzing Popular television and
film P 3-4.
7 Об этом, в частности, заявляет Колин Маккейб, говоря, что в престижном курсе популярной культуры в
Открытом университете как такового определения популярной культуры не существует.
культурологическом, социологическом, структурно-функциональном и дескриптивном подходах.
Сложность и неоднозначность эстетики популярного, гибкость, мобильность и отзывчивость этой культуры на требования настоящего момента обуславливают необходимость философско-эстетического осмысления данного явления по-новому, но с учетом предыдущего опыта его изучения в западной философской и культурологической литературе. Сегодня вряд ли вызовет сомнение факт, что знания о популярной культуре, накопленные гуманитарными науками в XX - начале XXI века, нуждаются в теоретическом осмыслении и обновлении. Данная потребность стимулируется непосредственно социокультурными трансформациями внутри общества, которое пребывает в состоянии динамического развития, прежде всего, - эстетического, духовного. Современная эстетика популярного входит в труд, быт, в промышленное производство, формируя в человеке созидательное начало, и, поскольку предмет эстетики - это весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений, постольку и исследование популярной культуры в рамках философско-эстетического анализа представляется обоснованно актуальным и востребованным.
В западной научной литературе XX столетия исследования и труды, посвященные проблемам популярной культуры, были теснейшим образом связаны с работами, исследующими феномен массовой культуры. Более того, в таких работах, как, например, «Теория массовой культуры» или «Массовая культура: популярные искусства в Америке», данные феномены просто отождествлялись. Согласуясь с задачами исследования, диссертант стремится осветить проблему популярной культуры, опираясь исключительно на научные работы, оставляя за скобками тот массив литературы, которая по своему содержанию тяготеет к публицистике.
Первые попытки теоретического осмысления феномена популярной культуры диссертант относит к 50-м годам XX века , хотя подготовка в виде откликов, рецензий и статей критиков, занимавшихся вопросами популярной культуры, велась и на протяжении предыдущих десятилетий, в частности, в период с 1880 по 1950 годы9. В годы Второй мировой войны тема эстетики популярного практически не разрабатывалась, но уже со второй половины 1940-х годов она становится объектом внимания западных исследователей, таких, как Уайт Макдональд, Дэнис Броган, Лео Ловенталь, В; Кенник, М. Вейц, П. Зифф, В. Ллойд Уорнер, К. Райт Милз, Пол Медоуз, Дэвид Рисмен, Рейел Денней, Георг Орвелл. Послевоенная полемика, на тему эстетической деятельности носителей популярной культуры стимулируется выходом ряда статей в периодическом издании Macdonald's. Наивысшего градуса спор достигает в 1954 году и завершается «перепалкой» между американским исследователем Уайтом Макдональдом и британским историком Дэнисом Броганом. Первый*
Sutherland, L. S. The City of London in Eighteenth - Century Politics I R. Pares and A. J. P. Taylor II Essays Presented to Sir Lewis Namier. - London: Macmillan, 1956 ; White, D.M. Mass culture. The popular Arts in America I Rosenberg, D.M. White. - Glencoe, 1957 ; Thomas, K. The Double Standard I К Thomas II Journal of the History of Ideas, 1959.
Также в 50-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов:
Leo Lowenthal, «Historical Perspective of Popular Culture» (1950);
Leo Lowenthal, «The Debate over Art and Popular Culture in Eighteenth Century England» (1957);
Ian Watt, «The Rise of the Novel» (1957);
Richard Altick, «The English Common Reader: A Social History of the Mass Reading Public, 1800-1900» (1957);
Hugh Dalziel Duncan, «Language and Literature in Society» (1953);
Paul Meadows, «Popular Culture in Industrialism. The Culture of Industrial Man» (1950);
David Riesman, «The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character» (1953), «Individualism Reconsidered and Other Essays» (1954) - раздел «Culture: Popular and Unpopular»; David Riesman, «The Oral Tradition, the Written Word, and the Screen Image» (1956);
Weitz, M. The Role of Theory in Aesthetics I M. Weitz II Journal of Aesthetic and Art Criticism: Vol. 15, 1956;
David Riesman, «Constraint and Variety in American Education» (1956);
David Riesman and Reuel Denney, «Creating an Industrial Civilization» (1952);
W. Lloyd Warner and C. Wright Mills, «American Life: Dream and Reality» (1953).
Ziff, P. The Task of Defining a Work of Art I P. Ziff// The Philosophical Review: Vol. 62, 1953;
9 White, D. M. Popular Culture: Mirror of American Life I D. White. - N.Y., 1975 ; Denney, R. The Discovery of Popular Culture ID. White II Popular Culture: Mirror of American Life. - N.Y., 1975 ; Здесь также смотри:
Meric Casaubon, A Treatise Proving Spirits, Witches and Supernatural Operations. London, 1672;
Jonathan Barry, 'Provincial Town Culture, 1640 - 80: Urbane or Civic?';
Francis Atterbury, The Voice of the People, No Voice of God, London, 1710.
определяет популярное искусство как «продукт» общества «Слабых и бедных». Второй же обращает внимание на то, что популярное искусство взывает к вечным - эстетическим и этическим проблемам человека, умеет находить философские ответы, и потому востребовано обществом как таковым.
В 50-е годы остро ставятся проблемы технической (индустриальной) эстетики популярного - влияния средств массовой информации на массовое сознание, проблема «продукта» от искусства. Особо стоит выделить тему смещения эстетического идола (иконы) удачливого человека с героя -производителя на героя - потребителя; тенденцию формирования мифов и легенд, соединяющих разных по уровню сознания и социальной шкале; людей. Активно анализируется^ привлекательность жанра* мыльной оперы, который с одинаковой силой воздействует на женщин самых разных социальных слоев. Исследователи обращают внимание на эстетические и социокультурные процессы, при которых элитарное растворяется в популярном начале. В» периоді 50-х годов XX века эстетика популярной культуры анализируется предельно критично, порой предвзято.
60-е годы XX века отмечены рядом научных работ, которые задают новый импульс к исследованиям в данной- области10. Среди авторов, активно работающих в это десятилетие, важно отметить таких ученых, как Рассел Нью, Маршалл Фишвик, Джон Кавелти, Дж. Дики, М. Мандельбаум, Карл Боде, Рей Браун, Лоренс Левайн, Сьюзан Зонтаг. Координатором движения выступил ныне ведущий американский исследователь, руководитель научных центров, а в то время председатель отдела популярной культуры университета в Огайо, - Рей
В 60-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов:
Jacobs, N. Culture for the Millions? Mass media in Modern Society. I N. Jacobs. - Toronto - L. - N. Y., 1961
Kleemeier, R.W. A Critical Examination of Commercial Entertainment I R.W. Kleemeier. - Oxford University Press, 1961
Hell, S., Whannel, R. The Popular Arts IS. Hell, R. Whannel. - N.Y.,1964
Sontag, S. Notes on Camp IS. Sontag II Partisan Review, XXXI. - Fall, 1964
Ulanov, B. The Two Worlds of American Arts, the Private and the Popular IB. Ulanov. - N.Y., 1965
Herzka, D. Pop - Art One ID. Herzka. - N. Y., 1965
Douglas, M. Purity and Danger: An Analysis of Concepts of Pollution and Taboo I M. Douglas. - London, 1966
Smith, H.N. Popular Culture and Industrialism 1865-18901 H.N. Smith. - New York Univ. Press, 1967
Lowenthal, L. Literature, Popular Culture and Society IL. Lowenthal. - California, 1968
Snow, Ch. The Two Culture and the Scientific Revolution I Ch. Snow. - Cambridge, 1969
Dickie, G. Defining Art I G. Dickie II American Philosophical Quarterly ; Vol. 6 ; № 3 (July, 1969)
Perkin, H. The Origins of Modern English Society 1780 - 1880 / H. Perkin. - London, 1969.
Браун. К слову сказать, на тот период времени, это был один из немногих университетов, предоставивших ведомственный статус программе, сфокусировавшей внимание на проблемах популярной культуры. В это десятилетие ученых волнует психосоматическая эстетика популярного -взаимосвязь популярной культуры с психосоматическими реакциями на нее отдельного человека. Позицию критики занимают Ирвинг Хоу, Дэниел Бурстин, Бернард Розенберг, Хана Арендт. Позитивную оценку популярной культуре и искусству дают Рассел Нью, Рей Браун, Маршалл Фишвик, Джон Кавелти, Лесли Фидлер. Некоторые из них являются членами одной из первых ассоциаций популярной культуры.
Авторы Эдвард Шилз, Гилберт Селдс, Реймонд Бауэр, Лео Ростен, Роберт Варшоу отмечают, что исследования в области популярной культуры и искусства 60-х годов развиваются в основном в рамках отдельных дисциплин. Проблему манипулирования массовым сознанием через средства массовой информации изучает социальная психология: психологи - «фрейдисты» анализируют процессы эстетического самоотождествления человека с телевизионным героем сериала или ток-шоу. Философские науки акцентируют внимание на изучении аспекта популярной культуры, формирующего «коллективное сознание». Культурная антропология исследует процессы, при которых артефакты популярной культуры воплощают или отражают отдельные социокультурные традиции и ценности. Перед исторической наукой встает проблема генезиса популярного начала, хронологических границ данного феномена.
В период 60-х годов в западной научной литературе закладываются первые трактовки концепта популярной культуры. Лесли Фидлер предполагает, что через популярную культуру и искусство средняя прослойка населения стремится сформировать свой эстетический мир, отличный от других, в частности, от мира элиты. Льюис Кроненбергер о популярной культуре высказывается достаточно демократично, оправдывая ее существование экзистенциональной необходимостью защиты среднего класса от
и самоотчуждения. Маршалл Маклюэн предлагает взглянуть на тему популярного начала в его эстетическом преломлении, в частности, обращаясь к искусствоведческим наукам. Он предлагает, прежде чем выносить негативный вердикт отдельным продуктам популярной культуры, таким как коммерческое ТВ, следует понять их предназначение, миссию в новом универсуме непечатного, нелинейного принципа жизнедеятельности. Андре Молроу высказывается предельно критично по отношению к эстетике популярной культуры, «обвиняя» ее в девальвации тех духовных преобразований и реформ, которые в свое время были произведены элитарной культурой.
Одним словом, в период 60-х годов популярная культура как философско-эстетический феномен рассматривается неоднозначно и многоаспектно. Под давлением контркультурного движения в-это десятилетие, ранее доминирующий дихотомический подход, начинает сдавать позиции, в результате чего становится возможным новый взгляд на природу функционирования-популярной культуры.
Начиная с 70-х годов, в западной литературе появляется ряд работ, где проблемы эстетики массовой и популярной культуры осмысливаются в иной аксиологической плоскости, нежели та, в которой работали западные мыслители предвоенного и послевоенного периодов. А поскольку массовая культура и популярная культура во многом отождествлялись, постольку изменения, происходящие с одним концептом (массовая культура), влекли за собой изменения и преобразования другого. Новая эра в исследовании эстетического наполнения популярной культуры начинается после проведения конференции, организованной журналом «Коментэри» в 1974 году, где в рамках конференции прозвучали панегирики в адрес массовой культуры, а также были высказаны идеи об автономном перерастании «низкой» культуры и искусства в «высокую» культуру и искусство11.
11 Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. - Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2006. - С. 154.
Принципиально важно, что при устранении полярного противостояния, двух культур, особое внимание стала привлекать срединная, или промежуточная прослойка культуры и искусство, продуцируемое этой культурой. Промежуточная культура начинает расширяться, становится многоуровневой и вбирает в себя* новые эстетические образования, приобретает новые черты, которые когда-то были присущи традиционной и высокой культуре. Именно в эстетике промежуточной, срединной культуры некоторые авторы видят «генотип» эстетики популярного. Среди научно-исследовательских работ этого периода, следует выделить работы М. Бердсли, Дж. Дики, Герберта Гэнса, Эдварда Шилза, Т. Бинкли, РеяБрауна, Дэниела Белла, Роберта Малкомсона, Т. Кэндо; Дэвида Уайта, Дэвида Кресси, Питера Барка, Т. Коэна.
В это десятилетие научные исследования концентрируются на эстетике действительности - они изучают эстетические и социокультурные предпосылки формирования^ популярной' культуры, акцентируют внимание" на^ аспектах, которые могли бы прояснить, механизмы функционирования, популярной' культуры.12. Рей Браун заявляет, что популярная'культура ориентирована на все слои населения, следовательно, действенна и демократична в своей основе. Кроме того, она-вбирает в себя эстетические проявления-других форм культуры,
В 70-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов:
Brzezinski, Z. Between Two Ages: America's Role in the Techetronic Era IZ. Brzezinski. - N.Y., 1970
Rude, G. The London "Mob" of the Eighteenth Century IG. Rude. - London, 1970
Walsh, J. D. Methodism and the Mob I J. D. Walsh II Studies in Church History : Popular Belief and Practice. -Cambridge: Cambridge University Press, 1972
Bell, D. The Coming of Post - Industrial Society ID. Bell. - N. Y., 1973
Cohen, T. The Possibility of Art: remarks on a proposal by Dickie I T. Cohen II Philosophical Review ; Vol. LXXXII, № 1 (January, 1973)
Prevvitt, K., Stone A. The Ruling Elites. Elite Theory, Power and American Democracy IK. Prewitt, A. Stone. -N. Y., 1973
Browne, R. B. Popular Culture and the Expanding Consciousness. Problems in American History I R. B. Browne. - Bowling Green University, 1973
Spufford, M. Contrasting Communities: English Villagers in the Sixteenth and Seventeenth Centuries I M. Spufford. - Cambridge: Cambridge University Press, 1974
Boorstin, D. Democracy and its Discontents ID. Boorstin. - N.Y., 1974
Gans, H. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste IH. Gans. - N.Y., 1974
Dickie, G. Art and the Aesthetic: An Institutional Analysis IG. Dickie. - Ithaca: Cornell University Press, 1974
Slayter, Ph. The Pursuit of Loneliness. American Culture at Breaking Point I Ph. Slayter. - L., 1975
Kando, T. Leisure and Popular Culture in Transition IT. Kando. - Saint Louis, 1975
White, D. M. Popular Culture: Mirror of American Life ID. M." White - N.Y., 1975
Swingewood, A. The Myth of Mass Culture I A. Swingewood. - 1977
Binkley, T. Piece: Contra Aesthetics IT. Binkley II Journal of Aesthetics and Art Criticism ; Vol. XXXV ; №3 (Spring, 1977)
Burke, P. Popular Culture in Early Modern Europe I P. Burke. - London, 1978
следовательно, интеграционно активна и динамична. Все это позволяет Рею Брауну говорить о популярной культуре как о сложном и современном феномене, активно формирующем эстетическую действительность общества .
В последнее двадцатилетие XX столетия- (80-е - 90-е годы) в круг интересов ученых входят вопросы по дифференциации видов и жанров популярного искусства, вопросы трансформации популярной культуры в условиях доминирования средств массовой информации,. факторы- подавления популярной культуры СМИ, проблемы определения границ концепта популярной культуры, вопросы взаимодействия популярного и массового искусства. Количество* работ, посвященных данной* тематике, поистине колоссально. В 80-е годы14 XX века по1 вопросам популярной культуры
Несколько усовершенствованное определение популярной культуры профессора Р. Брауна можно прочесть в его работе English Literature Departments as Centers of the Humanities. Ray B. Browne., P. 11. 14 В 80-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов:
Hall, S: Culture, media, language; working papers in cultural studies, 1972 - 1979 I S. Hall. - London: University of Birmingham, 1980
Butler, Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde I Ch. Butler. - Oxf., 1980
J. Hector St. John de Crevecoeur, Letters from an American Farmer and Sketches of 18th - Century America I J. Hector St. - New York: Penguin, 1981
Yeo Eileen and Stephen. Popular Culture and Class Conflict 1590 - 1914: Explorations in the History of Labour and Leisure I Eileen and Stephen Yeo. - Brighton, 1981
Cultural Industries. A Challenge for the Future of Culture. UNESCO. 1982
Cf. Robert D. Storch. Popular Culture and Custom in Nineteenth - Century England I Cf. Robert D. Storch. -London: CroomHelm, 1982
Brantlinger, P. Bread and Circus. Theories of Mass Culture as Social Decay I P. Brantlinger. - N.Y., 1983
Eaton, M.M. Art and Nonart I M.M. Eaton. - Cranbury, N.Y.: Associated University Presses, 1983
Davison, P. Culture and mass culture I P. Davison. - Cambridge, 1983
Alden T. Vaughan. Seventeenth Century Origins of American Culture I Stanley Coben and Lorman Ratner II The Development of an American Culture. - New York: St. Martin's Press, 2nd ed., 1983
Burke, P. From Pioneers to settlers: Recent Studies of the History of Popular Culture I P. Burke II Comparative Studies in Society and History, XXV (1983)
Kaplan, S. L. Understanding Popular Culture: Europe from the Middle Ages to the Nineteenth - Century IS. L. Kaplan. - Berlin: Mouton, 1984
Reay, B. Popular Culture in Seventeenth - Century England IB. Reay. - London, 1985
Golby, J. M., Purdue, A. W. The Civilisation of the Crowd: Popular Culture in England 1750 - 1900 I J. M. Golby, A. W. Purdue. - London, 1985
Muchembeld, R. Popular Culture and Elite Culture in France 1400 - 1750 I R. Muchembeld ; trans. By Lydia Cochrane. - Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1985
Underdown, D. Revel, Riot and Rebellion: Popular Politics and Culture in England 1603 - 1660 I D. Underdown. - Oxford: Clarendon Press, 1985
Buhle, P. Popular Culture in America / P. Buhle. - The University of Minnesota, 1987
Lex Heerma van Voss. Working class and popular culture I Lex Heerma van Voss. - Amsterdam, 1988
Wolff, J. and Seed, J. The Culture of capital: Art, power at the nineteenth - century middle class I J. Wolff, J. Seed. - Manchester univ. Press, 1988
Fluck, W. Fiction and Fictionality in Popular Culture: Some Observations on the Aesthetics of Popular Culture I W. Fluck II Journal of Popular Culture, 1988
21. Grossberg, L. It's a sin Essays on postmodernism politics & culture/L. Grossberg. - Sydney: Power publ., 1988
Shiah, M. Discourse on Popular Culture IM. Shiah. - Stanford, 1989
Fischer, D. H. Albion's Seed: Four British Folkways in America ID. H. Fischer. - New York: Oxford University Press, 1989
работают такие авторы, как Стюарт Холл, Кейт Райтсон, М. Итон, В; Флюк, Боб Башевей, Петер- Дэвидсон, Петер Барк, Стивен Каплан, Барри Рей, Роберт Маччембелд, Дэвид Андердаун, Лоренс Гросберг, Тим Харрис, Петер Эрл, Оскар Хендлин и другие. В последнюю декаду15 XX столетия, помимо названных ранее исследователей, темы популярной культуры активно изучают ученые: Е. Томпсон,, Теса Вотт, Лоренс Левайн, Рей Браун, Д. Бендер, Д. Фишер, Д. Таунсенд, ДЇ Голдблатт, В. Ирвин и другие.
Начало XXI века отмечено, как уверенным ростом количества исследований в. данной сфере, так и заметным изменением качества научных работ16.
Scribner, В. "Is a History of Popular Culture Possible?" History of European Ideas, x (1989)
Harris T. "The Problem of 'Popular Political Culture' in Seventeenth - Century London", History of European Ideas, x (1989).
В 90-х годах проблематика популярной культуры разрабатывалась в следующих работах западных авторов:
Grossberg, L. Cultural studies I Научные исследования в области культуры. Материалы международной конференции Иллинойского университета (США), 1990
Culture through time: Antropol. Approaches. Stanford (Calif.), 1990
Harris, T. Introduction: Revising the Restoration IT. Harris, P. Seaward and M.Goldie II The Politics of Religion in Restoration England. - Oxford: Basil Blackwell, 1990'
Thompson, E. P. Time, Work Discipline and Industrial Capitalism IE. P. Thompson II Customs in Common. -London, 1991
Watt, T. Cheap Print and Popular Piety, 15xs50 - 1640 I T. Watt. - Cambridge: Cambridge University Press, 1991
Reay, B. 'The Context and Meaning of Popular Literacy: Some Evidence from Nineteenth - Century Rural England', Past and Present, CXXXI, 1991
Abrahams, Roger D. Singing the Master: The Emergence of African American Culture in the Plantation South I Abrahams, D. Roger. - New York: Pantheon Books, 1992
Zelinsky, W. The Cultural Geography of the United States. Englewood Cliffs I W. Zelinsky. - N. J.: Prentice -Hall, 1992
Rule, J. Albion's People: English Society 1714 - 1815 / J. Rule. - London: Longman, 1992
Shoemaker, R. B. Reforming the City: The Reformation of Manners Campaign in London, 1690 - 1738 I L. Davison, T. Hitchcock, T. Keirn and R. B. Shoemaker II Stilling the Grumbling Hive: The Response to Social and Economic Problems in England, 1689 - 1750. - New York, 1992
Levine, L. 'The Folklore of Industrial Society: Popular Culture and Its Audience", American Historical Review 97:5 (December 1992)
Bender, J. W. Music and Metaphysics: Types and Patterns, Performances and Works I J. Bender and H. G. Blocker II Contemporary Philosophy of Art: Readings in Analytic Aesthetics. - Prentice Hall, 1993.-P. 607.
Degh, L. American Folklore and the Mass Media IL. Degh. - Bloomington: Indiana University Press, 1994
Harris, T. Popular Culture in England, с 1500 - 1850 /Т. Harris. - Macmillan press Ltd., 1995
Grossberg, L. Dancing in spite of myself (essays on popular culture) I L. Grossberg. - duke university press. Durthams London, 1997
Начало XXI века ознаменовано следующими работами по популярной культуре:
Whelehan, I. Overloaded: Popular Culture and the Future of Feminism 11. Whelehan. - N.Y.., 2000
Gullen, J. Popular Culture in American History I J. Gullen. - Blackwell Maiden, 2001
Townsend, D. Aesthetics: Classic Readings from the Western Tradition I D. Townsend. - Armstrong Atlantic State University, 2001. -P. 400.
Warshow, R. The Immediate experience: movies, comies, theatre IR. Warshow. - Cambridge, 2002
Lancaster, R. The Trouble with nature IR. Lancaster. - University of California Press, 2003
Fritscher, J. Popular Witchcraft I J. Fritscher. - The University Of Wisconsin Press, 2004
Goldblatt, D. Brown, L. B. Aesthetics: A Reader in Philosophy of the Arts I D. Goldblatt, L. B. Brown II Aesthetics: A Reader in Philosophy of the Arts ; 2/E. - Prentice Hall, 2005. - P. 560
Если говорить об отечественной научной традиции, то проблемами массовой и популярной культуры занимаются такие авторы, как К.З. Акопян, А.В. Вартанова, В.Е. Васильев, М.С. Галина, И.В. Головачева, Л.Н. Дергунова, Е.В. Дуков, B.C. Жидков,. А.В. Захаров, Н.М. Зоркая, С.Я. Кагарлицкая, А.В. Костина, Т.В?. Кузнецова, A.G. Мигунов, Н. Маньковская, Э.А Орлова, К.Э. Разлогов, В.И. Самохвалова, Е.Г. Соколов, А.Я. Флиер, Е.Н. Шапинская, А.В. Шейко, A.M. Яковлева и многие другие.
В США и Великобритании к настоящему времени создано- несколько научных центров, концентрирующих внимание на проблемах популярной культуры, среди которых заслуженным признанием пользуются Ассоциация по проблемам популярной культуры (The Popular* Culture Association, PCA), Ассоциация американской, культуры (The American; Culture Association* ASA) и Центр современных культурологических исследований при' Бирмингемском, университете (Centre^ for Contemporary Cultural Studies), Великобритания? Функционирует ряд изданий, в числе которых Журнал популярной культуры (Journal of Popular Culture), Журнал американской культуры (Journal of American Culture), успешно' развиваются университетские курсы и программы, посвященные изучению данного феномена.
Этот период исследований ознаменован нарастающим стремлением ученых - видеть в популярной культуре особую, синтезирующую и адаптирующую многие уровни культуры в себе, форму культуры. С завидной настойчивостью западные исследователи говорят о популярной культуре как о новой форме проявления традиционной культуры. Отдельное внимание концентрируется на самом концепте популярной культуры, вследствие чего, становится актуальной проблема терминологии. В научно-исследовательской среде предлагается к употреблению новый термин - популор, эстетическое содержание и концептуальная природа которого тесно связана с популярной культурой и фольклором. Актуализация дискурса о функциональном предназначении популора' становится особенно важной для американской
8. Browne, R. В. Popular Culture Studies Across the Curriculum. Essays for Educators I R. B. Browne. - North Carolina, and London, 2005
16-культуры, поскольку популор - это термин, демонстрирующий: наличие традиционной* (народной) культуры,, дефицит которой? в силу исторических причин не могла не ощущать Америка.
Хотя на сегодняшний; день в. западной научной литературе отсутствует,
единая; устоявшаяся; точка; зрения* относительно философско-эстетического
определения* концепта' популярной культуры, времени возникновения^ И-
принципов^развития; феномена; можно? сказать, что наметилась? положительная*
перспективам для* последующих исследований? в> этой области. Обозначилось
проблемное поле популярной культуры, в> область которого-входят такие
проблемы,' как определение: эстетической; роли; которую* популярная? культура;
играет, bj современном-обществе, выяснение функциональных пределов?данного>
феномена,, а также: изучение проблемььвзаимодействия-артефактовшопулярного?
искусства1 и* различных типов? общества — ' индустриального-
постиндустриального;.или; информационного. .
Целью настоящей* работы^ является многоаспектный! анализа концептам популярной культуры Вс рамках философскогэстетического наследия; западнош англоязычной-; научной; мысли второй; половины, XX. - начала;, XXI* векаі: Для* реализациИ'Этой цели был сформирован целый спектр задач:
' проанализировать западную: англоязычную научную литературу
периода; 1950-2005 года, посвященную феномену популярной культуры * выделить основные концепции популярною культуры, сложившиеся в
рамках англоязычной исследовательской традиции ' выявить пограничные сферы культуры, имеющие сущностное сходство
с эстетикой популярной культуры (массовая, народная; низовая;
элитарная сферы)
проследить историю* эстетико-культурного: становления концепта
популярнойкультуры. в работах западных авторов;
- обозначить эстетико-исторические особенности формирования* популярной культуры США
'.-.''' -'' 17. .
j осуществить- семантический анализ терминов «массовая^ культура»,. «популярная«культура», «низовая*культура», «фольклор»
> выявить:эстетико-культурные модели культуры англоязьганых-.авторов;, включающие в свою структуру популярную культуру
Объектом исследования является концепт популярной^ культуры,
изучаемый в- процессе своего эстетико-культурного становления^ в
культурфилософском. пространстве Великобритании и ЄША. Предметом
исследованияявляются:специфические особенности функционирования»данного-
концепта, обусловленные исследовательскими установками: авторов;
проявляющимися-, в; том числе, в соотнесении- этого* концепта:. в;. структурно-
типологических схемах с такими концептами,, как: «массовая! культура»*,
«народная? культура», «элитарная* культура»,! а. также теми- философскими:;
установками, которые; определяют основное содержание философских и
научньщисканийв^ВеликобританиитСША;. :
Дляі решения* поставленных задач был использовані целый комплекс: методов; Для<выявления эстетико-культурных тенденций^исследуемого? периода: времени применяются: философско-эстетический, аксиологический; а для? ' выявлениям социокультурных, особенностей - историко-аналитический и культурологический метод. В> осмыслении теоретико-функциональных границ дефиниции; популярной культуры используются: методы морфологического* дескриптивного и сопоставительного анализа. Методы* семантического и лингвистического анализа применяются: в; целях определения* потенциального' семантического тождества концептов: популярной культуры, массовой и народной: культуры. При исследовании структурных особенностей концепта применяется^ структурно — функциональный метод. Общим методологическим принципомшсследования является:междисциплинарный принцип, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ' рассматривать... концепт популярной культуры и его* эстетику под: разными; угламизрения:
Теоретической: базой для исследования послужили: философские, эстетические;, историко-ориентированные, этнокультурные, социологические,
лексикографические и другие факты, почерпнутые из научных работ ведущих философов, эстетиков, социологов, антропологов Великобритании и Соединенных Штатов. В частности, таких исследователей, как Д. Дьюи, О. Хендлин, В1. Кенник, Р. Браун, М. Вейц, А. Рэнд, М. Лернер, П. Зифф; С. Хантингтон, Дж. Дики, У. Макдональд, М. Бердсли, Д. Уайт, Л. Гросберг, Т. Бинкли, Т. Харрис, П. Барк, М. Маклюэн, Т. Коэн, Г. Гэнс, К. Маккейб, М'. Итон, Э. Шилз, Л. Ловенталь, С. Зонтаг, В*. Флюк, С. Холл, Д. Бендер, Д. Таунсенд, Д. Голдблатт, В. Ирвин, Р. Циммерман.
Научная новизна исследования заключается в том, что здесь впервые была поставлена и разработана проблема концептуальной природы популярной культуры в современной англо-американской культурфилософии. К новым результатам можно отнести то, что эстетика популярной культуры отождествляется в большей связи с эстетикой традиционной культуры, фольклора, нежели с эстетикой массовой культуры. Основания дифференциации культуры раскрываются в соответствии с характером ее взаимоотношений с реципиентом, для получения необходимых результатов прорабатываются лингвистические и семантические основы исследуемых концептов. Проблема эстетического культуротворчества решается по-новому в связи с тем, что анализ популярной культуры произведен не изолированно, а в сопоставлении с другими формами культуры - массовой, народной, элитарной, а также учитывая исторические, социологические и философские предпосылки формирования данного феномена. На основании философско-эстетического анализа зарубежной научной литературы, посвященной данной проблематике, в диссертации предлагается положение об определении концепта популярной культуры как модернизированного варианта традиционной культуры США, в связи с чем, предлагается к рассмотрению новый термин «популор», впервые анализируются и сравниваются эстетико-культурные модели культуры англоязычных авторов, включающие в свою структуру популярную культуру.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить границы понимания популярной культуры как концепта,
его эстетического содержания; дают новый импульс к исследованию местоположения популярной культуры в современном обществе. Помимо этого, выводят проблематику популярной культуры на новый, современный уровень философско-эстетической мысли, расширяя представление о месте и роли данного феномена в сфере теоретических работ второй половины XX - начала XXI веков. Результаты и выводы исследования могут быть использованы при изучении проблем развития современной эстетики культуры (нонклассики). Данные диссертации могут быть использованы при составлении программ и чтении соответствующих спецкурсов.
Популярная культура как массовая культура
В западной философской, и культурологической литературе долгое время4 было принято трактовать популярную культуру как, форму культуры, отождествляемую с массовой, культурой. Здесь термины «mass» и «popular» функционируют как синонимы. В одной из своих работ F. Гэнс заявляет, что термин «массоваякультура» произошел от слияния двух европейских концептов - «mass» и «Kultur». «Массовый» (mass) - термин, характеризующий неаристократическую, необразованную прослойку европейского общества. «Kultur» - германский термин для обозначения «высокой» культуры50. Однако, «Kultur» не только отражает сферы культуры, предпочитаемые элитой, но и характеризует образ мышления, способ жизнедеятельности тех, кто самостоятельно выбирает «Kultur» в качестве приоритетного для себя феномена - тех, кто хочет быть эстетом, «окультуренным» человеком. При слиянии двух концептов образуется культура, способная повысить культурный уровень некультурного большинства, то есть массовая культура. В то же время, это гомогенизированная культура, культура массовой продукции, не несущая в себе развивающего эстетического потенциала. Нейтрализовать негативное клише термина «массовая культура» способен другой термин, более позитивный по значению - «популярная культура»51. Герберт Гэнс предполагает, что популярная- культура - это культура, включающая? в себя практически все уровни эстетических, или «вкусовых» культур, исключая уровень «высокой» культуры52. Американский исследователь придает концепту популярной культурьь статус » многофункционального концепта.
Причем, особо подчеркивается положительный имидж данной культуры в отличие от сложившегося негативного клише культуры массовой. Гэнс не противопоставляет одну форму культуры другой, для него популярная/массовая культура - это взаимосвязанные проявления«вкусовых» культур. Проблему синонимичности понятий и глубже — эстетических феноменов -рассматривает и английский ученый Дэнис Броган, который в полемике с Уайтом Макдональдом отстаивает идею тождества концептов популярной и массовой культуры. Основой для подобного заявления автору послужила предполагаемая им совместимость понятий «люди» (реоріе)и «массы» (mass) . И те, и другие, с позиции1 Д. Брогана, обслуживаются одной культурой -массовой, которая, в свою очередь, является популярной, то есть понятной и доступной всем людям. Кроме того, исследователь заявляет, что массовая культура выросла из популярной (скорее всего - традиционной) культуры прежних времен. Уайт Макдональд не принимает к использованию термин «популярная культура», поскольку считает, что и высокая культура в большинстве эстетических проявлений может быть популярна. Исследователь приводит доводы в пользу использования исключительно термина массовая-культура на том основании, что массовая» культура обладает отличительной особенностью ориентироваться непосредственно на массового потребителя54. Массовая культура, по мнению Макдональда, очень демократична по эстетической природе своей: она полностью отказывается дискриминировать, или дифференцировать что-либо или кого-либо. Все сводится только к получению-прибыли.
К примеру, журнал «Лайф», - типичный вариант усредненного журнала, рассчитанного на массового читателя. Его можно увидеть и на журнальном столе из красного дерева у представителя элитарного класса Америки, и на стеклянном офисном столе представителя среднего класса, и на клеенчатом кухонном столе у бедняка. Содержание журнала гомогенизировано, как впрочем, и тираж. При этом, естественно, эксплуатируются эстетические вкусовые пристрастия читателей, выверенные создателями журнала с точностью до шиллинга55. Тем не менее, Уайт Макдональд подчеркивает неравнозначность между соответствием общепринятым эстетическим вкусам, которое было характерно в частности, поэзии Роберта Бернса, и эксплуатацией общепринятых (популярных) вкусов, как это делает Голливуд. Если в первом случае наблюдается непреднамеренная синхронизация вкусов публики и автора, отсутствие ориентации на коммерческий успех, то есть ярко проявляет себя основная черта эстетической деятельности - преобладание неутилитарного, исключительно творческого импульса в созидании, то во втором случае просматривается элемент намеренного и многократного использования эстетических шаблонов, стереотипов в целях приобретения коммерческой выгоды. Поэзию Р. Бернса американский исследователь отождествляет с артефактом элитарной культуры, продукцию Голливуда — с артефактом массовой культуры. Уайт Макдональд также достаточно4 критично анализирует концепт «массы» и потому разделяет концепты «люди» и. «массы» как несущие разную смысловую нагрузку .
Автор высказывает предположение, что массовая культура выступает как культура исключительно масс, а не индивидуумов, поскольку, когда индивидуумы становятся массой, они теряют собственную культурную идентичность и индивидуальность. Следовательно, понятия «люди» и «массы» не равнозначны. Люди (родственники, семейные кланы, народности) - это общности, сообщества, содружества в некоторой степени, нечто вроде большой семьи, каждый член которой имеет собственное специфическое место и функции, будучи при этом объединенным в единое целое с другими. В массе же слишком много людей, потому оно эстетически обезличено. Массовая культура в силу приведенных причин также представляется У. Макдональдом как культура, не несущая в себе ничего полезного, позитивного . В качестве аргумента в защиту своей точки зрения Д. Броган приводит пример демократического становления европейской и американской наций. Исследователь отмечает, что на тот момент процесс всеобщего окультуривания - эстетизации был в большей степени самостоятельным процессом . Дэнис Броган утверждает, что благодаря разрушению «старой популярной культуры» и посредством распространения новой культуры (массовой) стало возможным совершенствование населения через самообразование. Появление массовой культуры являлось необходимым процессом, актуальным для молодого развивающегося демократического общества. Другое дело, что духовные, этические ценности и установки, которые формировала данная форма культуры, составляют предмет обеспокоенности исследователя.
Популярная культура как глобальная, интегрирующая все известные культурные, социальные и эстетические уровни, культура
Данная концепция определяет эстетическую составляющую популярной культуры как интегративную составляющую, активно реализующую себя в пространстве повседневности, в практической эстетике. По мнению Рея Брауна, популярная» культура есть отражение всех аспектов общества. В сферу ее «интересов» входят привычки, способы жизненного существования, мечты, аксиологические и эстетические потребности человека. Остов популярной культуры составляют средства массовой информации, этнические и социальные субкультуры, индивидуальные представления и общие директивы на жизнь, развлечения, герои, иконы, дизайн, ритуалы, психология, религия, атеизм. Все, что составляет область повседневных действий человека. Одним словом - это тотальная картина мира»104.
Американские исследователи Ч. Мукерджи и М. Шадсон также высказывают предположение, согласно которому эстетика популярной культуры способна охватить и интегрировать в себе различные верования, виды практической деятельности, а также культурные объекты, используемые широкими слоями населения105. О теснейшей связи популярной культуры и феномена повседневности заявляет и американский автор Дж. Фиске .
Рей Браун подчеркивает вариативную подвижность коммуникативных характеристик популярной культуры. Популярная культура - это культура, функционально охватывающая все сферы, жизни человека и потому способы-ее трансляции в мир безграничны. Она может транслироваться как через средства массовой информации, так и индивидуально- или посредством малых социальных групп. Среда потребления продуктов» и текстов популярной культуры является также весьма разнородной, и для обеспечения- успеха эти тексты должны быть полисемантичными, дабы соответствовать вкусам и потребностям различных групп и индивидов, придающих им разные смыслы.
Популярную культуру ученый определяет как «голос народа» - «voice of people» , который способен выражать их симпатии и антипатии, определять. их« индивидуальную и коллективную самоидентификацию. Мнение Рея Брауна о положительной роли феномена популярной культуры в процессе самоидентификации населения, разделяют и другие американские исследователи . К примеру, Герберт Гэнс, анализируя современную ему действительность, подмечает, что в ситуации, долгожданной и,- счастливо обретенной свободы, человек индустриального общества оказался- не готов- к применению этой свободы, на практике. Только популярная культура оказалась способна регулировать процесс самоидентификации людей; составляющих среднюю» социальную прослойку общества108. Учитывая это, Герберт Гэнс склонен называть популярную культуру конгломератом всех «вкусовых» культур, исключая высокую культуру .
Способность популярной культуры выполнять функцию самоидентификации населения рождает у исследователя Лесли Фидлера ощущение, что эта культура в состоянии соединять людей в некое сообщество. Современнаямодель общества, согласно его представлениям, скорее разделяет и разобщает людей, чем соединяет. Популярная культура, по Л. Фидлеру, - это основа настоящей демократической культуры, это «единство противоположностей»110, благодаря проявлению которого человечество вновь объединится.
Несколько иначе рассуждает американский социолог Лоренс Гросберг, которого также интересует функциональный аспект проблемы. Под популярной культурой он понимает обширную сферу социальной борьбы человечества - за выживание, за право выбора, за власть, за возможность идентифицировать себя в обществе согласно собственным желаниям и так далее111. Лоренс Гросберг не принимает тенденцию дифференциации сферы популярного на области индивидуального и массового творчества, не принимает дихотомии «элитарное - массовое». По его мнению, популярная культура - это элементарное «подмножество» 12 эстетически-ориентированных практик. Ее можно раздробить на несколько культурных практик - социальную, эстетическую, политическую, и далее трактовать жизненные проявления в заданных этими практиками параметрах и моделях.
Британский исследователь Колин Маккейб приходит к выводу, что в сфере популярной культуры вообще присутствует элемент, который ломает перегородки и разграничения между высокой, низкой, элитарной и массовой формами культуры113. В то же время исследователь отмечает отсутствие комплексного подхода к данной проблеме, подхода, способного объединить традиции и современные технологии в некое целое. Те авторы, что замыкают себя в кругу элитарных практик, равно как и те, что опираются исключительно на общепринятые тенденции в культуре, с точки зрения К. Маккейба сознательно игнорируют комплексный подход к исследованию.
В защиту комплексного изучения популярной культуры и искусства Колин Маккейб приводит пример эстетической власти артефакта/текста популярной культуры: многие артефакты/тексты, несущие большой политический потенциал, используют для своих целей как художественные объекты высокой традиции (Джойс «Улисс»), так и более простые, популярные в народе («Биттлз»). Эстетической эклектикой достигается необходимый компромисс, поскольку сетка, пропагандирующая региональные и расовые особенности, сначала «ломается», а после - преобразует себя в транснациональное единое. В подобном интердискурсивном пространстве популярные тексты являются необходимыми элементами для- поддержания стабильности системы социального дискурса. Эти тексты диссеминируются по всем областям культуры повседневности при помощи различных реплицирующих механизмов. И особое значение приобретает та сфера повседневности, которая является важнейшим внеинституциональным фактором воспитания эстетических вкусов и суждений - сфера игры, сфера мифа.
Популярная культура: структурно-функциональный анализ концепта
О существовании принципиально полярных культур и эстетик, иже к ним прилегающих, в теоретическом ключе первыми поставили вопрос представители немецкой философской школы. Так, например, Г. Гегель считал, что культура, будучи неким единством, целостностью, тем не менее, качественно разнородна. Среди структурных элементов культуры он выделяет высокое и низкое искусство, а также теоретическую и практическую, интеллектуальную и моральную, нравственную, умственную культуру и культуру высказываний. Еще ранее в своем общеизвестном труде «Идеи к философии истории человечества», Гердер вводит дихотомическое противопоставление «культуры ученых» «культуре народа». Эстетическое наполнение данных культур существенно отличается друг от друга. Если эстетика «культуры ученых» сложна, и овладеть ею могут только «посвященные», то эстетика «культуры народа» проста и доступна всем. Немецкий философ считает, что «народ не создан для обширных теорий в философии и религии», он уверен, что «они не пойдут ему на пользу» . В силу этого обстоятельства любые попытки сблизить две культуры, как в теории, так и на практике Гердер считает не только неприемлемыми, но и абсурдными. Культура ученых, по мнению немецкого мыслителя, отвечает за сохранение и передачу знаний, накопленных человечеством за всю историю своего существования а.1 также за воспитание и просвещение масс. Под культурой народа - простой и доступной в-понимании - Гердер подразумевает культуру масс.
В работах другого немецкого мыслителя И. Канта также присутствует идея о появлении принципиально новой культуры, отличающейся от культуры, социальных верхов. Анализ и разделение двух культур позволяет Канту обосновать принципиальное различие между феноменами «культуры» и «цивилизации» непосредственно. Так, «цивилизованность», по мысли Канта, означает лишь усвоенность принятых в обществе образцов поведения и правил этикета, в то время как культура знаменует переход человека от естественного к моральному состоянию, что соответствует более высокой ступени его развития.
Представители культурфилософской романтической традиции - Ф. Шеллинг и Новалис - констатировали изменение структуры эстетического сознания и конфликт романтического искусства и публики180.
Развернутое обоснование антагонистичности «массовой» и «элитарной» эстетики получило в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Автор работы «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр разделял человечество на «людей пользы», для которых «самые прекрасные произведения искусства навсегда останутся книгой за семью печатями...» и на «людеиг гения», ориентированных на активно - преобразующую деятельность. Гениальные произведения человечества, по мысли немецкого» философа, не несут практической пользы, они «существуют сами по себе, и в этом смысле их можно рассматривать как цветы или как чистую прибыль бытия...» . Соотношение «искусство - публика» в - свете элитарной концепции логически ведет к теории «искусства для искусства».
Позиция Фридриха Ницше принципиально близка шопенгауэровской позиции, хотя и не так последовательна. Он утверждает свой бунт «против массы» презрением к «нетворческому большинству». Для Ницше существовал только один общественный строй - аристократия; к ногам которой могут быть и должны быть «положены» все остальные представители человечества. Его отношение к театру - искусству для широкой публики известно своей принципиальностью: «...в.театре царствует сосед, и, благодаря этому, ты сам» превращаешься в соседа» .
Философ высказывает мнение, что-человечество состоит из людей двух, видов- - с одной стороны, это избранные, те, кто- обладает способностью4 создавать искусство и наслаждаться им, с другой - многомиллионная масса, толпа, единственная задача которой - обеспечение избранных184.
Освальд Шпенглер в свою очередь считает, что люди по самой своей природе делятся на «немногочисленный класс высшего типа» и «толпу». По мнению этого философа, душевная отдаленность представителей «высшего типа» от «толпы» будет всегда .
Что касается эстетической сферы, то здесь пессимизм Шпенглера наталкивается- на оптимизм испанского мыслителя Хосе Ортега - и - Гассета. Пессимизм Шпенглера- коренится в убеждении, что- непопулярность интеллектуального искусства XX века знаменует кризис культуры. Испанский мыслитель трактует эту непопулярность как свидетельство истинности- «нового искусства». Оно должно принадлежать меньшинству и содействовать познанию «лучшими» как самих себя, так и друг друга, сплочению «меньшинства» для-борьбы с «большинством».
Любопытно отметить, что X. Ортега — и - Гассет различал в искусстве три основных вида: «популярное», непопулярное- и «принципиально непопулярное». Художественную и подлинную ценность, по мнению испанского мыслителя, представляет искусство «принципиально непопулярное», которое- не может стать популярным никогда. В то время как непопулярное" искусство способно- стать при определенных условиях, популярным искусством. Оно1 и составляет В данной схеме тот маргинальный слой? наличие которого критики второй половины XX века.оценили как фактор,, безусловно; положительный, свидетельствующий; как минимум, об улучшении-качества, массовой культуры или, как.максимум, о ее перерастании вэлитарную-культуру.
Позднее, в эпоху активной индустриализации дилемма «массовой и элитарной» культуры рассматривалась в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Представители Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе выявили противостояние массовой и элитарной эстетик, которое впоследствии устойчиво закрепилось в западном сознании на определенный период времени.
Французский философ П. Бурдье проблемы элитарной и популярной культуры исследовал с точки зрения5 категории вкуса - социально обусловленной и институционально CKOHCTpynpoBaHHofis категории . Бурдье различает два взгляда на искусство - «чистый» и «наивный» и считает их противоположными типами видения, основанными, соответственно, на популярной и высокой эстетике. В своем анализе популярной эстетики Бурдье подчеркивает, что она основана на подтверждении связи между искусством и жизнью. Популярные развлечения предполагают участие зрителя, а также коллективное участие публики в празднике. Подобное поведение является полной противоположностью отдаленности, равнодушия эстета, который, апробируя какой-либо из объектов популярного вкуса, вводит дистанцию путем смещения интереса с содержания, сюжета или персонажа на форму .
Специфика становления популярной культуры в Соединенных Штатах Америки
Америка рождалась на заре той эпохи, когда на европейском континенте все более-настойчиво заявляли о себе признаки политического и религиозного разобщения в обществе, а люди в поисках «лучшей доли», свободы мышления и самореализации, устремлялись осваивать Новые Земли. Помимо стремления» к свободе вероисповедания и построению «Града Божьего» на земле, следует упомянуть и жажду приключений, материальной наживы, а также желание расширить собственное пространство власти и могущества .
В силу особенности рождения. Америка долгое время оставалась страной без этнических корней, без собственной национальной истории и традиционной культуры. Отталкиваясь от предложенной. Максом Лернером метафоры274, можно сказать, что культура в такой стране вырастала не из древних, проверенных временем, обычаев, ритуалов, поведенческих практик, а из новых, пришлых обычаев, установок.других культур.
Проблема «искусственной природы образования» страны негативным образом отражалась на самой истории Соединенных Штатов275. Ученым, желавшим воздать хвалу героям национального прошлого Америки, приходилось сочинять этих героев. Национально-расовый конфликт здесь также не натуральный, поскольку афро-американцы - это те же переселенцы, а не коренное население страны. Что касается этно-религиозной составляющей переселенцев, то в ряде источников циркулирует мнение, что это были белые британцы - протестанты276.
Действительно, волна миграции, которую принято называть «американской», - это волна завоевателей и колонистов из Западной Европы, особенно с Британских островов277. Однако в демографическом плане британское влияние не было решающим. Если общий поток иммигрантов составлял где-то 35 миллионов, то из Англии в Америку прибыло не более 5 миллионов человек. Другое дело, что они были в числе одних из первых переселенцев и потому сыграли определяющую роль в становлении колоний и истории республики, в формировании государственных основ и национального менталитета. Обращаясь к генезису американской истории, исследователи говорят о четырех миграционных потоках .
В работах Токвиля279 примечательно описывается взаимодействие между этническими группами индейцев, негров и европейцев. Автор говорит об уничтожении первой группы (индейцев) в результате хищнической политики завоевателей , о вырождении второй группы (негров) и, наконец, о влиянии обеих групп на европейцев. В отличие от испанцев - «золотодобытчиков», британцы явились в Америку под знаменами высоких моральных принципов, религиозной свободы и всевластия закона. Однако в этой схеме не оставалось места для коренного населения - индейцев, поэтому они в массе своей оказались обреченными на истребление . Не добившись успеха в попытках использовать наемный труд своих же сородичей - европейцев, колонизаторы привезли с другого материка народ, который гораздо легче подчинялся власти - негров.
Негры в свою очередь привезли на новый континент самобытное искусство, которое впоследствии станет воплощением иррационально-чувственного начала популярной американской культуры, музыки в особенности. Интересно, что именно в Америке суждено было встретиться европейской и африканской эстетическим традициям так, что при их слиянии образовалось нечто удивительно самобытное и оригинальное. Это подтверждается самим характером нынешней американской музыки, танца, литературы, театра.
Если говорить о влияни европейской ментальносте на формирование-нации США, то оно колоссально282. Если говорить об эстетических заимствованиях, то в живописи, скульптуре, архитектуре британское влияние оставалось преобладающим вплоть до рубежа XX века, когда начали ощущаться французские и итальянские веяния. Ранняя американская архитектура выросла из чистого французского классицизма и ренессансного стиля-. Палладио,, американские педагоги развивали прогрессивное учение Руссо и Песталоцци. Французская, итальянская, а также венгерская и шведскаяі кухни вошли в общеамериканское меню. Американские танцы вобрали в себя не только аромат африканских джунглей, но и ритмы Центральной Европы.
Говоря непосредственно о британском влиянии на политику и экономику США, важно учитывать специфику, как первых поселений, так и самого жизненного уклада англичан. Первые британские переселенцы и на Новой Земле располагались как у себя на родине, «в старой доброй Англии», сохраняя в целости привычный уклад жизни, строго следуя заведенным обычаям. Как показывает Дэвид Хэккет Фишер, британские поселенцы разделялись на четыре группы по «территориальному признаку», то есть по местам своего проживания в Британии. Кроме того, они различали друг друга по религиозным воззрениям, времени прибытия в Новый Свет и социоэкономическому статусу. Почти все были протестантами, придерживались британских традиций права и ценили британские свободы. Данные обстоятельства и подталкивают исследователя к заявлению, что «с точки зрения культуры большинство американцев суть «племя Альбионово» .
Солидаризируясь с коллегой, Артур Шлезингер и Алден Воган отмечают, что на Новой Земле практически все было английским: и формы владения землей, и традиции возделывания пахотных угодий, и традиции отдыха и развлечений . Конечно, первые поселенцы составляли собой скорее «фрагменты» общества- Англии, нежели ее целостный облик. Но тем важнее заметить, что каждая группа поселенцев,в Северной и Южной Америке несла идеологию своего класса - феодальной аристократии, либеральной буржуазии, рабочего класса и, устроившись на новом месте, строго соблюдала привычные для себя правила жизнедеятельности, жила в. соответствии с обычаями, принятыми и установленными на родине.