Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование бренда города: концептуальные подходы 15
1.1. Брендинг территорий — актуальное направление научных исследований 15
1.2. Позиционирование бренда места на основе архетипов 30
1.3. Социальная и градообразующая роль музеев 42
ГЛАВА II. Музей в актуальном социальном пространстве современного города 67
2.1. Основные тренды формирования бренда Нижнего Новгорода на сайтах Интернет 67
2.2. Социокультурная ниша музея науки «Нижегородская радиолаборатория», его роль и функции 98
2.3. Бренд музея науки «Нижегородская радиолаборатория»: поиск архетипа, построение концепции и сценарное моделирование 120
Заключение 141
Список литературы 146
- Брендинг территорий — актуальное направление научных исследований
- Социальная и градообразующая роль музеев
- Основные тренды формирования бренда Нижнего Новгорода на сайтах Интернет
- Социокультурная ниша музея науки «Нижегородская радиолаборатория», его роль и функции
Введение к работе
Актуальность темы исследования
По мнению как российских, так и зарубежных аналитиков, в ближайшие годы среди российских городов начнется эпоха конкуренции за инвестиции, информационные потоки, талантливых преподавателей, врачей, менеджеров и туристов. Население страны ежегодно сокращается на 700-800 тыс. человек и в сочетании с центростремительными тенденциями перемещения населения из малых городов в мегаполисы, поэтому для многих поселений успехи в этой борьбе будут вопросом выживания, ведь товары, капитал, рабочая сила становятся все более мобильными. Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых сегодня уже не гарантируют территории экономический успех. В этой связи актуален вопрос о том, как городам России найти свою экономическую и культурную нишу. Лучший способ — срочно осваивать маркетинговые технологии. Срочность этого связана с тем, что забег выигрывает не тот, кто быстрее бежал, а тот, кто раньше выбежал.
Следует добавить, что данная проблематика не является чисто российским феноменом: все территории мира - и обделенные туристической привлекательностью, бывшие промышленные города, и традиционные курорты, включились в борьбу за туристов. Крупные города соревнуется за международный престиж и инвестиции в экономику, приходящие вместе с ним, продвигая себя как культурные столицы новой Европы или как города мира, проводя масштабные мероприятия ранга Олимпийских Игр.
Вступление стран бывшего социалистического лагеря в систему рыночного хозяйствования положило начало массового вступления в маркетинговую игру городов и регионов восточной Европы. Это потребовало разработки соответствующего специфического маркетингового инструментария, включая программы визуальной идентичности (логотипы, цвет, шрифты и др. элементы) территорий, слоганы, рекламу, public relations,
субсидии, налоговые льготы, различные флагманские проекты, колорит-
ные находки в области городского дизайна и архитектуры, торговые ярмарки, культурные и спортивные мероприятия и многое другое. Все эти усилия предпринимаются с тем, чтобы создавать и распространять имидж территории, в достаточной степени привлекательный для того, чтобы убедить пользователей территории, под которыми подразумеваются посетители и инвесторы, поделиться своими деньгами. Такого рода конкуренция между территориями проникает в политику общественной жизни городов по всему миру, изменяя или, скорее, дополняя другие аспекты политики.
Большинство успешных городов и городков Западной Европы и преуспевающих регионов Азии весьма эффективно осваивают на практике новое научное направление — маркетинг территории. Маркетинг территории возникает и развивается в связи с обострением конкуренции между городами и в широком смысле означает продвижение интересов города. В европейских странах в настоящее время степень распространения маркетинга территорий беспрецедентна.
Проблема развития в России достаточно сложного научного направления, каким является маркетинг территорий, связана, прежде всего, с отставанием от высокоразвитых стран в области управления в условиях рыночных реалий. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, экономика России сравнительно недавно начала свое вхождение в рыночную систему и многие аспекты этого направления являются для нее новыми. Во-вторых, Россия периода СССР была представлена за рубежом преимущественно столичными городами, которые являли собой фасад страны, ее парадную, а остальные территории были или неизвестны, или попросту закрытыми, секретными территориями. К тому же плановое хозяйство не подразумевало распределения ресурсов на основе предпочтений жителей городов. Следствием этого является отставание в формировании различных направлений в рамках управленческой науки, в частности, маркетинга мест. Следует отметить, что разрыв в опыте применения маркетинга в сфере услуг в нашей стране во многом преодолен — о нем написано большое количество научной и популярной литературы, он активно применяется практиками. А вот маркетинг мест в нашей стране только формируется и в современных условиях является исключительно важной составляющей социально-экономического развития стран, регионов, городов. Актуальность этого научного направления усиливается в связи с необходимостью определения атрибутов формирования бренда местности. Одним из таких атрибутов является музей. Относительно слабая изученность применения маркетинга территорий к российским городам делает выбранную тема исследования актуальной.
Степень разработанности проблемы
Большинство проблем, с которыми сталкивается сегодня, российская действительность, порождены процессами перехода от общества с регулируемыми отношениями и плановым хозяйством к рыночному обществу. В России работы, посвященные маркетингу территорий, начали появляться лишь в конце XX века. При этом большинство опубликованных примеров представляет собой не описание результатов применения маркетинга для' конкретных территорий, а лишь предложения возможных мероприятий по продвижению этих территорий. Следует отметить, что приводимые в изданиях отечественных авторов рекомендации по проведению маркетинга территорий носят чаще всего фрагментарный характер, освещая лишь отдельные аспекты его планирования и организации.
Весьма интересным направлением осмысления проблемы территориального брендинга явились труды на тему региональной идентичности, которые формируются с позиций междисциплинарного подхода. Специфика данного понятия представлена в работах Ю.Л. Качанова, М.П. Крылова Т.Н. Кувеневой, А.Г. Манакова, А.И. Трейвиш, Р.Ф: Туровского, H.A. Шматко. В отечественных исследованиях наряду с понятием региональная идентичность используются понятия территориальная идентичность и локальная идентичность, что свидетельствует о взаимосвязи идентичности с процессами территориальной идентификации и с местным сообществом (работы В.А. Колосова, А.Д. Криндач и др.). Понимание региональной идентичности следует понимать как идентификацию человека с местным сообществом, чувства сопричастности по отношению к событиям, происходящим на территории проживания.
Одними из первых зарубежных авторов, поднимавших вопрос о существовании маркетинга мест, являются Б.Берман, Ф. Котлер, Д.Эванс, которые, анализируя эволюцию маркетинга, классифицировали его основные направления. Среди отечественных исследователей, посвятивших свои работы маркетингу мест, территорий, регионов, хозяйственных зон, муниципальных образований следует отметить И.В. Арженовского, Г.Л. Багие- ва, Е.П. Голубкова, Г.Л. Данченок, Ю.Н.Кудрявцева, А.П. Панкрухина, Р. А. Фатхутдинова Ю.Н.Харченко. Однако в их трудах описываются самые общие положения этого научного направления и в них мало внимания уделено механизмам создания бренда территории.
Конкретный анализ проблем маркетинга мест интенсивно осуществляется в маркетинге туризма, специфике которого посвящено большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. В работах зарубежных специалистов Д. Боуэна, X. Годфри, К.Кеннета Д. Мейкенза, и отечественных авторов А.Ю. Александровой, Б.Л. Борисова, H.A. Восколович, А.П. Дурович, Е.Н.Ильиной, Д.К. Исмаева, В.А. Квар- тальнова, Н.С. Морозовой, М.А Морозова, Р.Ю. Поповой, А.Д. Чудновско- го рассматриваются различные аспекты маркетинга туризма. Однако и здесь вопросы продвижения самих мест отдыха практически не затрагиваются.
Маркетинг туризма в контексте маркетинга мест интересен нам в связи с тем, что здесь некоторое внимание уделяется такому важному атрибуту местности, как ее достопримечательности и, что особенно важно, музеи. Большинство музеев являются важнейшей частью фактора привлекательности города. В России, как и во всем мире, активно функционирует музейный туризм, когда люди приезжают в город специально для посещения его музеев. Среди них особое место занимают знаковые музеи, такие как Эрмитаж, Русский музей, Московский исторический музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Но есть и небольшие и очень необычные музеи, такие, как Музей мыши в г. Мышкин.
Исследование социокультурных функций музея, рассмотрение музея как исторической и культурной ценности, имеющей особое значение своеобразной пограничной структуры в системе политической, этнической и культурной дифференциации социума, подробно рассматривается в работах Е.М. Акулича, а также E.JL Галкиной, Е.Е. Кузьминой и Н.А.Никишина . Они рассматривают музей как связующее звено между поколениями, нациями. Конкретные социальные функции, в частности, педагогические, рассматривают М.Т. Майстровская, H.A. Никишин; Т.П. Поляков , М.Ю. Юхневич,. H.A. Никишин подчеркивает необходимость внедрения новых технологий в музейное дело, которые позволят не только создать новую, познавательную атмосферу музея, но и создаст предпосылки повышения рентабельности музея.
Вопросами социально-экономической организации музейного дела активно занимаются отечественные и зарубежные исследователи, в том числе С. Кози, С. Фокс, В. Дукельский, Н. Никишин, а также A.B. Лебедев.
Обоснование авторской позиции потребовало анализа и переосмысления работ по широкому кругу вопросов. Были учтены общефилософские
подходы к музею, представленные в отечественной и зарубежной литературе. Целостное философское осмысление музея впервые дал Н. Ф. Федоров, который акцентировал внимание на нравственной сущности музея и его значимости в обществе и культуре.
В 1920-е гг. к смыслу и сущности музея обращаются А. В. Бакушин- ский, А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, о целях деятельности музея и его роли в жизни народа пишут Дж. К. Дана, Б. Джулман, Ф. Дж. Кеньон, Х.Э. Майерс. В эти же годы появляются попытки теоретического осмысления социальной роли музея. Во многом эти работы связаны с опытом деятельности художественных музеев (П. Бурдье, Д. Кэрод, Н. Мерримен, А. Парбел, Н. Аксенова, С. Дашкова, Л. Розенталь, Р. Рощин и др.).
При выборе методологических ориентиров нами были изучены работы, в которых с социологических и социально-философских позиций даны различные аспекты социокультурного подхода к рассмотрению музея, самого научного понятия "культура", особенностей ее развития. Это исследования А. Ахиезера, П. Бергера, М. Кагана, А. Коэна, И. Лангера, Р. Лин- тона, В. Миллера, Б. Нильсона, Т. Парсонса, Б. Росена , А. Тойнби, А. Хат- тона, О. Шпенглера, Е. Артемова, С. Арутюнова, Ю. Бромлея, А. Головне- ва, А. Гуревича, Н. Данилевского В. Дукельского, А. Закс, А. Ракитова, Т. Лукмана, Н. Костиной, Ю. Лотмана, А. Ракитова, П. Сорокина, Н. Томило- ва, Ю. Б. Успенского. Вместе с тем, до настоящего времени, социокультурный подход не был адекватно применен к исследованию музея.
Концептуальные основы диссертационной работы формировались в ходе выявления и анализа методологического потенциала трактовки проблем институциональных особенностей музея (М. Каган, А. Кузьмин, Е. Кузьмина, И. Никитин, Е. Попова и др.). Социальные функции музеев, роль музеев в обществе в процессе их исторического развития подробно отражены в работах исследователей (Е. Артемов, А. Дьячков, В. Дукельский, Е. Ван- слова, А. Закс, А. Разгон, Д. Равикович, А. Фролов, К. Хадсон, У. Хаттон и
др.). В то же время в социологии музей, как социокультурный институт, не рассматривался, не определялась система его социальных функций, его миссия.
В социологической литературе практически отсутствуют работы, посвященные анализу социокультурной роли региональных музеев во временном и пространственном измерении. Заслуживает внимание позиция авторов, рассматривающих проблемы взаимодействия музея с другими социальными институтами, с различными социально-культурными явлениями, вопросы государственной и частной поддержки музеев, их финансирования и музейного маркетинга (Т. Беннет, И. Карп, С. Лавин, С. Раньярд, Р. Хьюиссон и др.). Однако практически отсутствуют технологии музейного маркетинга на уровне регионов.
Вопросы взаимодействия музея и общества в условиях информационных музейных коммуникаций рассматривают ряд ученых (М. Гнедовский, И. Иксанова, С. Пшеничная, Д. Камерон, Д. Портер, Дж. Томпсон, И. Уль- далл и др.).
Вместе с тем, в условиях нарастающего темпа культурных изменений, трансформации социальной действительности, музейные коммуникации не только актуализируются, но и глобализируются. Это требует изучения реального состояния дел и определения тенденций развития коммуникативных музейных процессов.
Значимость музея, как института, выполняющего образовательно- воспитательные функции, рассматривается в ряде работ (Л. Агеева, Е. Ван- слова, М. Доминов, Е. Крайнер, Л. Лощилин, Л. Шляхтина, М. Юхневич и др.). Подробно отражена роль общественности в деятельности музеев (А. Зеленко, М. Казарина, И. Коссова, А. Ломунова, Г. Луговая, Н. Никишин и др.). В современных условиях возрастает роль различных обществ друзей музеев, отраслевых сообществ в поддержке музеев. Особенно музеев научных и научно-технических.
И в этом плане главной задачей музея является позиционирование
музея как узнаваемого и уважаемого бренда, что, в свою очередь, способствуют привлечению внимания к музею, как рядовых посетителей, так и частных лиц-пожертвователей и организаций-спонсоров. И в этом плане, безусловно, для лучшей работы музея и его функционирования необходимо взаимодействие музейных работников с посетителями, чтобы выяснить их мнение по поводу философии музея, форм презентации его коллекций и каталогов, его-научной и просветительной работы. В целом, в условиях современной экономики перспективным направлением развития музеев становится объединение различных форм бизнеса с музейной деятельностью. Потому что такое объединение выгодно не только для музеев, но и для бизнеса, то есть минимальное вложение ресурсов — и производство обретает концепцию (музей - это банк художественных инноваций), а музей - источник независимого дохода. С учетом государственной поддержки, такого рода корпорации в метрополиях могут быть непоколебимыми монополистами, создать частично монополизированный рынок туристических (к примеру) услуг и развивать его.
Таким образом, музей является учреждением, находящимся на службе интересов общества и его развития. Музей приобретает материальные свидетельства, хранит их, знакомит с ними и экспонирует в целях изуче-
ния, образования и развлечения. Основная функция музея, остающаяся неизменной — сохранять подлинные образцы культуры и передавать их следующим поколениям для поддержания исторической памяти. Однако музей — это не только здание, место хранения и изучения материальной культуры и художественных ценностей, по сути дела, это многофункц- нальный культурный и научный комплекс. Таким образом, ценности, которые он хранит, значимы только в том случае, если они востребованы обществом. Именно посетитель дает жизнь музейным предметам. Музей должен быть общедоступен. Внимание к запросам публики, разработка и реализация музейных программ, удовлетворяющих ее интересы, привлекают новых посетителей и вызывают желание еще раз прийти сюда.
Традиционное музееведение не рассматривает музей в контексте социокультурного пространства города и, тем более, не оценивает его в деле вложения в бренд места, города, территории.
Эмпирическая база исследования
В основе диссертации лежит три авторских эмпирических исследования:
Многомерный контент- анализ сообщений о Нижнем Новгороде, расположенных в интернет (300 сообщений, 2006-2007 гг.)
Коллективные экспертные оценки, полученные с помощью метода глубинного интервью (14 экспертов, октябрь-ноябрь 2007 г.).
Экспертный анализ бренда музея (11 экспертов-сотрудников музея науки, октябрь 2008 г.)
Объект исследования: Социальное содержание и направление позиционирования бренда крупного индустриального города (на примере Нижнего Новгорода)
Предмет исследования: Определение места и роли музея науки в позиционировании бренда крупного индустриального города.
Цель исследования — разработка концептуальных основ определения роли и места музея в позиционировании территории и формирование методических рекомендаций по разработке программы брендинга территории. Цель исследования определила собой основные задачи исследования:
выявление идентичности бренда территории на основе измерения пространства архетипов;
определение роли и места музея в процессах формирования бренда крупного города;
разработка метода сценарного моделирования процессов жизнедеятельности музея;
определение характеристик влияния бренда музея науки на мотивацию представителей молодого поколения горожан;
выявление элементов менеджмента музея, необходимых для разработки программ в условиях постоянных культурных изменений;
определение основных характеристик концепции городского музея науки, ориентированного на бренд.
Научная новизна исследования
Выявлены основания формирования идентичности бренда Нижнего Новгорода на основе теории маркетинга территории с использованием авторской методики измерения архетипов;
Выделены и описаны факторы, определяющие специфику музея науки и его роль в формировании бренда крупного города;
Разработка метода сценарного моделирования процессов жизнедеятельности музея науки;
Выявлен механизм влияния бренда музея на создание устойчивой мотивации молодого поколения территории к изучению науки и технологий;
Предложены базовые принципы системы менеджмента музея, необходимые для разработки образовательных программ в условиях постоянных культурных изменений и расширения научного знания;
6. Определены основные характеристики концепции городского музея науки, ориентированного на бренд.
Основные положения, выносимые на защиту
Концепция бренда крупного города, построенная на основе принципов системности, содержащейся в теории архетипов, позволяет увидеть несоответствие посланий властной элиты и СМИ содержанию бренда города. Это несоответствие связано с тем, что запрос на бренд, формулируемый жителями и определенный с помощью авторской методики, лежит в области доминирования архетипа Поиска, дополняемого архетипами Власти, Любви и Творчества, а послания властной элиты и СМИ выходят за пределы этих архетипов и эклектичны по своей форме и содержанию.
Базовые факторы в условиях новой социальной реальности и нарастающей конкуренции территорий, влияющие на позиции власти и СМИ являются:
-осознание историко-культурного контекста прошлого и понимание особой роли музея науки в формировании бренда города;
-идентичность бренда города, которая становится основанием для выработки адекватных проектных заданий, используемых для инициирования творческих решений в дизайне, создании текстов, событий экономического, научного характера, режиссуре городских праздников;
-особые свойства и специфические отличия бренда города, выделяющие его в ряду остальных крупных промышленных центров России и мира.
Содержательные аспекты рекомендаций по использованию метода сценарного моделирования в музее, которое способно, стать активным элементом маркетинговой политики, направленной на создание известности бренда и формирования лояльности со стороны потребителей, расширения социальной базы и ассоциативного влияния бренда музея.
Социальное содержание устойчивой мотивации представителей молодого поколения территории к изучению науки и технологии базируется на атрибутах бренда Первого технопарка России «Нижегородской радиолаборатории». Трансляция этих атрибутов в культурное и научно-техническое пространство нового времени выступает определяющим принципом бренд-коммуникационной политики музея.
Базовыми принципами системы менеджмента музея являются: ориентация на музейный маркетинг, постоянное улучшение содержания экспозиции, создание новых музейных продуктов и проектов, музее- фикация расширяющегося пространства научного знания, баланс запросов со стороны носителей интересов внешней среды музея. В основании менеджмента музея Нижегородская «радиолаборатория» лежит тип постоянно-обучающейся организации, способной реагировать на нарастающие культурные изменения, рассчитанной на тонкое понимание научной и инженерной среды, и ориентированной на постоянное организационное развитие.
Основные характеристики идентичности бренда музея и построение его концепции, ориентированной на бренд, вытекают из анализа пространства архетипов. Идентичность бренда музея строится на основе доминирующего архетипа Поиска и дополняющих архетипов Творчества и Мудрости (знания). Музей НРЛ, являясь важной частью культурной и исторической парадигмы Нижнего Новгорода, выступает хранителем городской идентичности и ценностей бренда территории.
Брендинг территорий — актуальное направление научных исследований
H.A. Николаев обобщая индикаторы конкурентоспособности города, предложенные зарубежными авторами, делает попытку систематизации наиболее приемлемых для измерения конкурентоспособности городов России . По его мнению, основными индикаторами являются производительность (эффективность), занятость, уровень (качество) жизни.
Существует и множество других точек зрения в отношении факторов, определяющих привлекательность территории, их классификаций. Однако и в них, и в работах авторов, приведенных выше, экономическая составляющая является довлеющей над всеми остальными.
Следует отметить, что в практическом маркетинге мест экономическая составляющая не так доминирует, как в разработках ученых. Так, решение многих европейских проблем маркетологи видят в структурах микроуровня, способных предложить решение по управлению позитивными изменениями. Этот подход позволил нескольким тысячам успешно растущих территориальных единиц, распределенных по всему Европейскому континенту в виде неравномерных вкраплений, концентрировать активность и создавать очаги экономического благополучия. В этих очагах в 1990-х гг. были созданы миллионы рабочих мест, которые были связаны с новым бизнесом, открытым в быстрорастущих регионах.
Это происходило потому, что решение территориальных проблем люди находили с помощью маркетингового подхода. Специалисты по маркетингу мест выделяют пять основных принципов, позволяющих осуществить интенсификацию территориальных экономик. 1. В Объединенной Европе, а вслед за нею и в других странах, затронутых процессами глобализации, происходят две внешне противоположные, но на самом деле взаимосвязанные тенденции — интеграции и дезинтеграции. Интеграция заключается в процессах включения самых отдаленных и разнообразных территориальных экономик в единый мировой экономический процесс. Дезинтеграция - это нарастание самостоятельности и самодеятельности территорий, их способность самостоятельно включаться в экономические процессы сетевого общества. 2. Создание некоторого превосходства территории по отношению к другим соседним территориям на базе превосходства его бренда. Многие крупные города имеют мощные бренды, но нередко утрачивают их в результате стагнации или в конкурентной борьбе. Важным является развитие брендов небольших территорий, которые активно включаются в конкуренцию по привлечению инвестиций. 3. Поэтому территории становятся все более ответственными за свой собственный маркетинг. Небольшие территориальные единицы - городки, а также и районы больших городов, - оказываются перед необходимостью находить стратегии, позволяющие им выделиться на рынке, заполоненном конкурентами. 4. На фоне дезинтеграции рынков происходит интеграция информационных технологий: развитие современных технологий происходит столь стремительно, что даже самые маленькие территории получают возможность доступа к новым рынкам. Применение сетевых технологий позволяет самым разнообразным территориям соревноваться фактически на одном игровом поле за создание большого количества рабочих мест, которые раньше были доступны только на крупных рынках. 5. Маркетинг территорий подразумевает создание имиджа, мероприятия рекламно-пропагандистского характера и распространение информации. Новые технологии облегчили использование Интернета, факса и быстрой печати с компьютерного макета, но все эти технологические прорывы требуют управления навыками и стратегиями коммуникации. В связи с этим особую важность приобретает управление процессом коммуникации. Маркетинг территорий подразумевает необходимость разрабатывать имиджевые кампании, писать предложения и заявлять о себе через всевозможные информационные каналы, прежде всего в СМИ. Для решения таких задач необходимо понимание того, каким именно образом коммуникационная стратегия интегрируется в общий маркетинговый план. Все эти факторы в Европе сейчас находятся в конкурентной среде, которую можно охарактеризовать как весьма напряженную. Поэтому все большее число территорий заинтересовано в разработке своих маркетинговых стратегий. Сегодня это единственная возможность достойно ответить на глобальный вызов. Многие города США готовы продать даже свое имя в обмен на инвестиции в городскую инфраструктуру. Так, жители техасского городка Кларк переименовали его в Диш в честь спутниковой сети Dish Net. Город Хафвэй в штате Орегон уже шесть лет назад превратился в Хафком (Half.com). Владельцам одноименного интернет-магазина это обошлось всего в $145 ООО . Эдинбург снискал себе славу города фестивалей и устойчиво формирует солидный городской бюджет, развивая сферу туристической инфраструктуры. Европейские города почувствовали потребность в маркетинге позднее, в начале 1980-х гг., ощутив экономическую конкуренцию так называемых азиатских тигров. Многим городам, особенно промышленным, пришлось изобретать для себя новую маркетинговую стратегию, чтобы поддержать жизнеспособность и сохранить рабочие места. В Европе произошел настоящий бум тематических городов. Это города Моцарта и Шекспира, Ван Гога и Андерсена, города театральные, горнолыжные, торговые, книжные, ботанические, винные, сырные, кофеные, музыкальные, игровые. По всему миру фонд «Институт экономики города» насчитал почти четыре десятка типов городских маркетинговых стратегий. Необходимо подчеркнуть, что эти типы сложились не исторически, а были выбраны самими городами.
Социальная и градообразующая роль музеев
Сфера деятельности современного музея, его социальные роли не ограничиваются его стенами, экспозицией и традиционной экскурсионной работой. Важное место в деятельности музея начинают занимать музейные исследования, проводимые, в том числе, школьниками и студентами, молодежные конкурсы, научные чтения, научные театры, «музейные гастро- ли»(передвижные экспозиции, объекты, инсталляции, видео- арт и проч.) Современные информационно-коммуникационные технологии и аппаратные решения позволяют выносить мобильные терминалы музеев в общедоступные места, вокзалы, общественные и торговые центры. Это позволяет делать музеи более доступными. Сайты, а зачастую и целые информационные музейные порталы, дают возможность посещать музей людям с ограниченными возможностями, посетителям из других городов, стран.
Важнейшее место в культурно-образовательной деятельности музея отводится его научной и поисковой жизни. Музей заключает в себе всю науку о человеке и природе. Музей включает в себя непрерывность науки и познания. Таким образом, музей не сокращает пределов знания, а только уничтожает разрыв между знанием для знания, как это ныне есть, и нравственностью, ограниченною в настоящее время личным и временным делом. Деятельность музея выражается в собирании и восстановлении, а не только в хранении; он не может быть пассивным, страдательным. Музей есть образ мира. Музей - прежде всего институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко- культурного и природного наследия. Мы видим, что музей не может быть только хранилищем, он должен быть и исследованием; это - собор всех ученых обществ. Таким образом, музей становится между учеными, производящими постоянную, систематическую работу, исследования, и всеми учебными заведениями. Музеи не должны быть лишь хранилищами предметов, оставшихся от протекшей жизни, как библиотеки не должны быть только хранилищами книг,и как библиотеки не должны служить для забавы и для легкого чтения, так музеи не должны служить для удовлетворения пустого лишь любопытства. Музеи с самого начала были средоточием культурной жизни , объединяя не только научные, но и все прогрессивные силы. В зарождении музеев принимали участие наиболее прогрессивные представители общества. Музей превращается в культурный центр, собирающий публику с самыми разнообразными интересами и активно взаимодействующий с ней. Музей предоставляет публике не только свою традиционную культурную услугу - информацию или эстетическое удовольствие, но и множество дополнительных. Музей, как объект позиционирующий город, несет в себе историю его бренда, его специфическую местную идентичность. Музей, таким образом, является ответственным хранителем городской идентичности. Специфика и социально-культурная сущность музея заключается в том, что основу его деятельности составляют памятники материальной и духовной культуры, которые он выявляет, собирает, хранит, изучает и демонстрирует. Музейные ценности уникальны, они не тиражируются, поэтому посещение музея нельзя заменить ни чтением книг, ни просмотром телепередач, ни путешествием в интернете . При всем многообразии новейших тенденций развития музеев главным остается отношение посетителя музея к историческим традициям и культурному наследию . В музее экспонаты представляют знак, символ, раскрытие которого дает нам наряду с эстетическим переживанием, некую информацию. Эта дешифровка текста музейного объекта является своеобразным дополнением к нашим уже имеющимся знаниям, она делает картину нашего представления более полной, развернутой. Музей может не только показать вещь, но и привить к стоящему за ней культурному событию глубокое или поверхностное отношение, серьезность или схематизм в подходе к его истории и т.д. Таким образом, мы видим, что экспонат музея, представляя собой, текст культуры, предполагает несколько типов своего восприятия, трактовки, отношения к себе. В свою очередь именно эти типы отношения и становятся залогом существования музейного экспоната. Музейные источники могут при соответствующей интерпретации дать интереснейшую познавательную и эмоциональную информацию о культуре народа, корнях многих религиозно-мифологических представлений, понять истоки народной культуры, освоить ее как часть историко- культурного наследия. Цель современного музея это установка на культурное освоение, установка охранительная и в то же время творческая, что, собственно, и делает музей не собранием ненужных вещей, а частью живой культуры.
Музей, представляет собой детище эпохи, провозгласившей идею равенства. В том числе в доступе человека к ценностям культуры, науки в возможности получения образования. Становление музея было обусловлено «не только стремлением собирать и изучать памятники материальной и духовной культуры, но и реальной потребностью развивать специализированные формы публичного общения по поводу различного рода эстетических и историко-культурных ценностей, давая им общественно значимую интерпретацию ».
Все чаще в музееведении начинает использоваться термин культурно-образовательная деятельность, который наиболее точно отражает характер образовательного процесса в музее: образование в сфере культуры . Экскурсия являет собой пример одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно- образовательной деятельности отечественного музея.
Основные тренды формирования бренда Нижнего Новгорода на сайтах Интернет
К преимуществам самовыражения города относятся в той или иной степени общее историческое, культурное, духовное наследие города, спортивные достижения, промыслы нижегородчины, наличие религиозных конфессий на территории города. Все эти преимущества имеют большое значение для формирования бренда города, так как подчеркивают индивидуальные особенности, уникальность Нижнего Новгорода.
Нижегородская земля богата известными во всем мире народными художественными промыслами. В конце XIX века их насчитывалось около 200 видов, в настоящее время продолжают традиции около 50. Всего в области насчитывается 27 предприятий, занимающихся выпуском уникальной продукции.
Художественные промыслы Нижегородской области - явление уникальное, не имеющее аналогов. Во все времена они пользовались огромной популярностью. Поэтому предприятия НХП области — желанные гости на выставках и ярмарках не только городов России, но и всего мира. Их продукция в прошедшем году поставлялась в 78 регионов России, постоянно присутствует на рынках США, Канады, Франции, Великобритании, Германии, Испании, Аргентины, появилась в странах Ближнего Востока и Африки. В Н. Новгороде изделия художественных промыслов можно увидеть в магазине «Художественные промыслы» и музее художественных промыслов.
Золотая Хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название. В истории русских народных промыслов хохлома заняла особое место по широте распространения, количеству занятых мастеров-умельцев и объему изготовляемой продукции, размаху торговли. Традиционный орнамент из вьющихся трав и цветов, празднично нарядный колорит росписи, построенный на сочетании огненно - алой киновари, черного цвета и сверкающего золота, придают хохломским изделиям подлинную драгоценность, благодаря чему пользуются популярностью во всем мире. Они экспортируются в 25 странах, утверждая славу русского народного декоративного искусства за рубежом.
Городецкая роспись сегодня развивается в исторически сложившемся центре ее возникновения и бытования в Городце, как искусство оформления плоских поверхностей. Вот уже 60 лет мастера фабрики «Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла. Горьковские гипюры — это уникальная технология ручной белой ажурной вышивки. Кружевоплетение, центром которого является Балахна, где выработался особый вид кружева - «балахонский манер», своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов. Матрешка - один из наиболее известных и любимых всеми российских сувениров. По приданию, первую «Троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря Сергей Радонежский в конце XIX веке. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением матрешек, но и город Семенов в Нижегородском крае. Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры «Русский молодец» и «Русская красавица», являющиеся любимыми сувенирами иностранных гостей города. Художественная резьба по кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Ассортимент изделий (более 40 видов) Вар- навинской фабрики, выполненных на высоком профессиональном уровне, составляют женские украшения, шкатулки, ларцы, оригинальные настольные письменные приборы, авторучки, мундштуки, декоративные стаканы- карандашницы, лоточки, ножи для разрезания бумаги, подарочные адресные папки и т.д. Резные изделия из кости постоянно экспонируются на выставках и ярмарках как в России, так и за рубежом. Продукция фабрики поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию. Не смотря на то, что все перечисленные промыслы получили свое распространение в области, которая, «по мнению специалистов, самый богатый в России по народным промыслам регион» , Нижний Новгород по праву считается центром продвижения и сбыта традиционной продукции Нижегородчины. На этом держится магазин «Художественные промыслы», который особенно популярен в среде гостей города и туристов. На верхнем этаже магазина располагается музей художественных промыслов Нижегородского Поволжья. «Не заглянуть в его залы, значит, не прикоснуться к еще одной грани нижегородской земли, не увидеть изделия уникальные, единственные в своем роде» . Нижегородский край внес огромный вклад в развитие отечественной культуры на всех этапах ее формирования. Интереснейшим социокультурным явлением является старообрядчество, зародившееся в недрах раскола Русской православной церкви XVII в. Крупнейшие деятели церкви Патриарх Никон и лидер раскольников - протопоп Аввакум - нижегородцы. Поэтому Нижегородчина являлась и продолжает оставаться одним из центров старообрядчества. Можно отметить, что Нижегородская область уникальна по насыщенности религиозными деятелями. С Нижегородской землей связаны такие почитаемые всем христианским сообществом имена, как преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, митрополит Палладия. Также Нижний Новгород открыт к диалогу культур. Конфессиональный состав города представлен следующими религиями: православие, старообрядчество, ислам, иудаизм, католицизм и буддизм. Наличие на территории города соседствующих друг с другом православных храмов, католического костела, мечети, синагоги — служит подтверждающим фактом. Представители местных конфессий стремятся к укреплению взаимопонимания и отношений, для чего проводятся религиозные семинары, встречи, открытые диспуты и т.д. Также следует отметить роль спорта в жизни Нижнего Новгорода. По количеству проводимых всероссийских и международных соревнований Нижегородский регион входит в первую десятку регионов страны.
Социокультурная ниша музея науки «Нижегородская радиолаборатория», его роль и функции
Построение концепции бренда музея может находиться на пути ин- струментализации музея: «театр науки» — научные демонстрации.
Театр науки как смысловое пространство Поиска. Слово театр буквально значит наблюдение, рассматривание или обозрение. Отсюда - анатомический театр и театр военных действий. Альбомы машин и механизмов, выпускавшиеся в XVII—XVIII веках в помощь инженерам- конструкторам того времени, назывались в русском издании - Ясное зрелище машин.
Научные демонстрации, осуществляемые в музее как своеобразный театр науки, должны рассматриваться как зрелище, в котором раскрывается многообразие, сила, значение, смысл и ценность современной науки и научных исследований в целом. Здесь как раз и проявляется неукротимая мощь и движение к познанию. С одной стороны — это движение любознательного школьника, с другой стороны - постоянное предложение все новых демонстрационных научных инсайтов, несущих интригу и возбуждающий тягу к самопознанию мира, исследовательский зуд.
Театр науки — это место, где можно увидеть, почувствовать в виде непосредственно переживаемого субъективного ощущения и понять основные принципы современной науки, воплощение этих принципов в реальном исследовательском университете, действие конкретных исследовательских лабораторий и научных коллективов, конкретное использование научных достижений на практике. Театр науки, по мнению автора, призван показывать, развлекать, информировать, обучать и воспитывать. Он представляет науку в человеческом мире и человека в мире науки и способен: - глубоко взволновать и потрясти случайного зрителя, запечатлев в его сознании идею науки, как ведущего фактора прогресса; - заразить школьника желанием учиться и работать в области научных исследований и разнообразных применениях этих исследований на практике; - заставить задуматься опытнейшего специалиста, предложив ему по-иному взглянуть на стоящие перед ним проблемы и увидеть за ними новые, еще не поставленные; - пробудить у новичка чувство корпоративной принадлежности, профессиональной этики и ответственности. Вступая в поле универсального моделирования, и становясь зрителем-соучастником театра науки, мы можем предположить, что посетители всех категорий найдут возможность получить ответ на ряд, как правило, не высказываемых, но весьма важных для них вопросов, касающихся общей ситуации человека, взаимодействующего с миром науки, а в ее лице и со всей современной техникой в целом. Реализация театра науки для посетителей различных категорий возможна сегодня с использованием современных мультимедийных средств, web- коммуникаций, установок и устройств научных демонстраций. Компьютер и web-камера позволит заглянуть в сердце, научной лаборатории и хай-тек компании, продемонстрировать работу приборов и экспериментальных установок, ход процессов научных исследований, иллюстрируя при необходимости такой показ графиками, диаграммами, слайд-шоу или флэш-анимациями. Современный музей необходимо рассматривать как саморазвивающуюся систему, несущую в себе мощное, порождающее кретивное ядро, которое не мыслится без постоянного привнесения все новых научных и технологических демонстраций. Ядро, готовое переносить огромные информационные перегрузки, способное гибко меняться в условиях культурных и научных изменений, новых вызовов. Такое функционирование невозможно без наличия мощной креативной команды мастеров — интерпретаторов... и целого цеха подготовки производства научных демонстрационных устройств. Такой креативный цех музея - творческая команда искателей, способных увлечь новыми решениями и создать игровую интригу для молодого посетителя и заслуженного профессора. Реализация идеи театра науки осуществляется в демонстрационном раскрытии сюжетов и сценариев смыслового пространства Поиска, где посетителю отводится ключевая и активная роль в постижении неведомых ему до того идей и озарений. Посетитель должен быть включен в активный и драматичный поиск, и в этом автор видит ключевую миссию концептуалистов, сценаристов, интерпретаторов и гидов современного музея. В привычный круг обязанностей музея начинает внедряться оказание эвристической помощи коллегам по образованию всякий раз, когда они сталкиваются с трудностями, связанными с неправильной постановкой проблем или поиском оригинального решения в образовательном процессе. Все кто собирается работать над созданием собственной образовательной (особенно в естественнонаучном образовании) программы, так или иначе будут сталкиваться с подобными ситуациями.
Л.Б. Переверзев писал о такой эвристической помощи: «...мы бы определили свою задачу как концептуальную провокацию, которая состоит в том, чтобы подсказать и/или помочь людям озвучить находящиеся пока в зародышевом состоянии плодотворные идеи, которые они сами предпочитают держать внутри себя в умолчании, невысказанными и не сформулированными, главным образом из-за неуверенности в себе или потому, что они сами считают их слишком невнятными, незначительными или слишком противоречащими общепринятым канонам, чтобы заявить о них во всеуслышание или честно признаться в них самим себе». Не углубляясь в технику сознания впечатления (это удел музейных сценаристов, продюсеров и мастеров-интерпретаторов), следует отметить, что сильное впечатление создает такое же сильнее запоминание. Самые богатые впечатления содержат в себе элементы четырех областей.