Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Альтернативные формы семейной жизнедеятельности : Историко-социологический анализ Фабрика, Алла Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фабрика, Алла Анатольевна. Альтернативные формы семейной жизнедеятельности : Историко-социологический анализ : автореферат дис. ... кандидата социoл. наук : 22.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1997.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-5/1874-7

Введение к работе

Актуальность темы работы. Долгое время специфической формой человеческого существования была традиционная многодетная многопоколенная семья. В XX в., однако, в различных странах мира появились попытки организации общественной жизни по типу общин - как исключения из доминирующего типа семейных отношений. В основе этих попыток лежали различные причины.

Одним из первых примеров такого рода с 1910 г. на территории современного государства Израиль, преимущественно в сельской местности, стали создаваться кибуцы - израильские общины. Поскольку образование общи проходило под влиянием социалистических идей европейских сионистов, чьей основной ценностью было "всеобщее равенство", то кибуцы первоначально выступали против семьи в любой ее форме как преграды в достижении этого "равенства", мужчины и женщины в кибуце могли проживать вместе, но как равноправные члены общины они не испытывали экономической зависимости друг от друга. Дети в кибуце воспитывались сообща и их общение с родителями строго регламентировалось.

В 1960-70 гг. в Европе и США образование общин было вызвано протестом против общественных структур Западного общества. Общины создавались с различными целями и в зависимости от своих задач были более или менее жизнеспособны. Среди этих разнообразных общин были такие, члены которых выражали неудовлетворение широко распространенной формой нуклеарной семьи, которая в силу своей структуры оказалась неспособной выполнять ряд функций, традиционно присущих расширенной семье.. Поэтому была предпринята попытка создания новой формы совместного проживания по образу расширенной семьи - как реальному, так и воображаемому.

В 1970-80 гг. в США, Шотландии и Индии были созданы три различные, уникальные в своем роде общины, члены которых видели смысл жизни в преобразовании мира через расширение сознания и совершенствование общения. Такой взгляд на мир обусловливал

- 4 -также особое отношение к деторождению, браку, межличностным отношениям мужчины и женщины, родителей и детей.

В 1990-е гг. в России средствами массовой информации широко освещался феномен града "Китеж" - "семейного детского дома". По сути, он является отдельной общиной семейного типа, образованной несколькими педагогами и психологами (основатель Дм. Морозов). Все обитатели "Китежа" считают общину состоявшейся и полагают, что им удалось создать микросреду, которая позволяет детям быстро и хорошо развиваться, чему способствуют, главным образом, общинные отношения, основанные не на товарно-денежном обмене, а на опоре на окружение. По их мнению, в граде "Китеж" создана микросреда "большой семьи". В 1996' г. град "Китеж" посетило 140 единомышленников из России, 25 из Англии, 20 из Германии. Многие из них выразили желание остаться в общине/

Сама община как первичная форма социальной организации известна с давних времен. Всеобщее распространение она получила как институт территориальной организации населения, как коллектив, несущий, прежде всего производственные, семейно-бы-товые функции. Со временем, община рассматривалась как соседская организация сельского населения, как самоуправляющаяся организация деревни, непосредственных производителей в сельском

хозяйстве.

ю Особенности же современных общин раскрывается хотя бы в

том факте, что если общины прошлого описывались главным образом в книгах о социализме, коммунизме и кооперации, то эти общины - в литературе о семье. И это не случайно. Их возникновение можно рассматривать как своеобразную реакцию на изменения, происходящие с семьей в современном обществе.

Сегодня наиболее характерными среди разнообразных прогнозов трансформации семьи в обществе являются: - распад семьи и отказ от стабильных отношений;

1. Радио "Маяк", 15 янв. Инт. Дм. Морозова.

сохранение семьи в традиционном или незначительно измененном виде;

повышение роли семьи как единственно стабильной структуры в зыбком мире.

В сложившейся ситуации, когда возможность полного распада семьи не исключена, закономерно возникают как попытки найти ей альтернативу, так и необходимость научного изучения этих новых форм человеческой жизнедеятельности, оценки их перспектив и возможной роли в становлении новых отношений в обществе.

Степень разработанности проблемы. Создание общин, члены которых пытаются развивать новый образ жизни, вплоть до 1990-х гг. имело место в основном в зарубежных странах. Это стало причиной того, что в отечественной литературе на сегодняшний' день отсутствуют работы, непосредственно посвященные анализу подобных общин. Однако отечественная литература по социологии семьи и демографии дает возможность понять, почему появились эти попытки.

Поскольку необходимость изучения альтернативных семье форм жизнедеятельности возникла, главным образом, в связи с угрозой полного распада семьи, то в работе значительное внимание уделяется этой проблеме. Коренные изменения, происходящие с семьей - вопрос, возникший в науке еще в конце Х1Х-начале XX в. Он поднима лея в работах таких ученых, как М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин. П. А. Сорокин, в частности, анализируя имеющиеся в различных источниках демографические данные, определил ряд конкретных признаков, свидетельствующих, по его мнению, о наступлении кризиса семьи. В статистических отчетах и демографических справочниках можно получить современную информацию по этим же показателям, которые раскрывают их прогрессирующее изменение: рост числа разводов, уменьшение числа детей в семье и т.д.

В силу того, что среди ученых нет однозначного мнения относительно понимания семьи, ее роли и места в обществе, существуют различные оценки этих семейных изменений. Выделяются

две парадигмы - "кризисная" и "прогрессистская", по-разному оценивающие семейные изменения. Представители первой А. И. Антонов, В.А.Борисов, В.М-Медков, А.Б.Синельников и др., второй -А. Г. Вишневский, А. Г. Волков.

Так как семья не только не изолирована от общества, а наоборот, отражает все происходящие в нем изменения, многие ученые склонны рассматривать кризис семьи, а таете других социальных институтов как следствие глобального общественного кризиса. Среди них IL А. Сорокин, О.Шпенглер, JLE Гумилев, А. Дж. Тойнби, 0. Тоффлер, Ю. В. Яковец и др.

; В зависимости от того, на какой позиции стоит каждый из авторов, они различным образом прогнозируют будущее семьи. В частности, выдвигались и идеи создания альтернативной семье формы - общины, тем более, что тогда такие общины уже существовали (0.Ульрих и 0.Тоффлер).

В зарубежной литературе данный вопрос разработан в гораздо большей степени. В 1950-80 гг., появилось большое количест-"" ' во работ, в которых исследованию этой проблемы уделялось значительное внимание. Среди них прежде всего следует отметить следующие.

ЕТалмон - израильская исследовательница, долгое время изучавшая личность и семью в "equalitarian communal society", обществах, основанных на равенстве, методом включенного наблюдения собрала материал об израильских кибуцах. Результаты этого, планировавшегося на длительный срок, но к сожалению не завершенного исследования легли в основу работы "Семья и община (community) в кибуце".

Социализация детей в кибуцах считается уникальной темой исследования для антропологов и психологов. В 1950-е гг. ЕЕ.Спиро было проведено исследование, которое показало, что дети, выросшие в кибуцах не склонны вступать в половые отношения и брак с теми представителями противоположного пола, с которыми они вместе воспитывались.

Значительный вклад в изучение разного рода общин внес

- 7 -американский исследователь Б. Д. Заблоцкий. Им составлена обширная библиография, дана классификация общин. В своих исследованиях Б. Д. Заблоцкий уделил внимание таким проблемам, как место и структура семьи в тех общинах, где допускалось ее существование; взаимоотношение между полами; изучение сексуальной организации в общинах (целебат, частичный групповой брак и т. д.); воспитание детей.

Изучению общинной организации и тех преимуществ, которые дает общинный образ жизни, посвящены работы Р. Б. Штейна, Л. Полк и Барбары Бови Полк. Проведя исследование непосредственно городских общин, они установили их специфические отличия от сельской общины; выявили, как разрешаются в городских общинах проблемы лидерства и принятия решения, ведения домашнего хозяйства; установили существующее в общинах распределение обязанностей между полами, их сходство и различия от этих ролей в традиционной семье.

Американский ученый Дж. Гленн, посещая всевозможные общины, секты, экспериментальные группы, "альтернативные общества", собрал материал о жизни трех "лабораторий будущего". Они не являются сектами, их члены не принимают господствующих ценностей ни светских, ни режгиозных. Материал об этих общинах опубликован на страницах журнала "Футурист" и содержит информацию о тех идеях, которые положены в основу создания общин, об их структуре, о механизмах решения экономических и социальных проблем.

Изучению жизни в общинах посвящены также работы таких ученых, какЕБеннетт, Б. Хаккетт и Р. ЕШллар, Р. ЕКантер, ЕГлазер-Малбин и др.

Анализ работ, посвященных проблемам общинной жизни, показал, что многие из них уделяют внимание таким отношениям, как супружество, родительство, родство (что важно при рассмотрении общины, как альтернативы семье), однако, некоторые носят скорее информативный, чем аналитический характер и нуждаются в научном анализе.

Цель работы. Целью настоящего диссертационного исследования является получение представления об общине как форме жизнедеятельности, составляющей альтернативу семье, а также выяс-ние, преимуществ общинного образа жизни, анализ наработанного положительного и отрицательного опыта.

Задачи работы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. анализ современных теорий семьи и семейных изменений, подходов к пониманию судеб и будущего семьи как социального института;

  2. анализ причин появления поисков альтернативных семье форм жизнедеятельности;

  3. определение принципов классификации существующих общин и построения их типологии;

  4. анализ опыта функционирования и результатов деятельности общин различных типов;

  5. анализ роли семьи и семейных отношений в общинах разных типов.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили труды классиков мировой социологии, а также работы отечественных демографов и социологов семьи и работы, содержащие результаты исследований общин отечественных и зарубежных авторов.

Объектом иссдедовакия являются общинные организации, члены которых пытаются развивать альтернативную семье форму жизнедеятельности.

В качестве предмета исследования взяты отношения между родителями и детьми, межличностные отношения в диадах (мужчина-женщина) и в общине в целом, отношения родства.

Научная новизна диссертации заключается в следующем: - впервые в отечественной литературе проанализированы результаты исследований общин различного типа с позиций социологической теории семейного кризиса;

сделаны выводы о причинах возникновения такого рода обшин, их роли в преодолении современных негативных семейных тенденций;

разработана типология семейных обшин;

показана роль семьи и семейных отношений в общинах разного типа.

Практическая значимость работы: обобщения и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы при изучении проблем семьи, семейного кризиса и его последствий, а также альтернативных семье форм жизнедеятельности. Фактический материал, методологические и методические положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, в учебном процессе при подготовке социологов, демографов и социальных работников.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались на Ломоносовских чтениях в МГУ в 1996 г. и на научной конференции "Будущее России и новейшие социологические подходы" проведенной 10-12 февраля 1997 г. (Секция: Демографические проблемы России и кризис семьи как института).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Альтернативные формы семейной жизнедеятельности : Историко-социологический анализ