Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к трансформации форм организации театральной деятельности 10
1.1 Причины и сущность формирования различных типов организации театральной деятельности 10
1.2 Институциональные факторы внешней среды предпринимательски ориентированной организации 22
1.3 Тенденции развития предпринимательски ориентированных театральных организаций 35
2. Ресурсное обеспечение развития и функционирования предпринимательски ориентированных театральных организаций 51
2.1. Особенности ресурсного обеспечения и функционирования предпринимательски ориентированных театральных организаций 51
2.2 Факторы и ограничения, влияющие на формирование и развитие предпринимательского потенциала театральных организаций 72
2.3 Предпринимательский потенциал как ресурс развития современных театральных организаций 79
ГЛАВА 3. Трансформация механизмов управления предпринимательски ориентированными театральными организациями 87
3.1 Развитие традиционного и маркетингового подходов к организации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций 87
3.2 Разработка алгоритма проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций 102
3.3 Проектное управление стратегическим развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа.
Позиционирование осуществлялось по четырем факторам: 113
Заключение 123
Список использованной литературы и источников 126
- Институциональные факторы внешней среды предпринимательски ориентированной организации
- Тенденции развития предпринимательски ориентированных театральных организаций
- Факторы и ограничения, влияющие на формирование и развитие предпринимательского потенциала театральных организаций
- Разработка алгоритма проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Изменение системы экономических отношений во всех сферах национальной экономики России выражается в переходе на предпринимательские формы организации различных видов деятельности. Глубина, степень и формы экономической инициативы предпринимательства в социальных отраслях, таких как образование, здравоохранение, культура, зависят от изменения вектора государственной политики. Постепенное сокращение государственного финансирования приводит к необходимости поиска альтернативных путей самостоятельного развития. Уход государства от прямого финансирования сферы культуры вообще и театральных организаций в частности, как в России, так и на Западе приводит к возникновению особых типов инициативных самостоятельных организаций, которые по своей сути являются предпринимательски ориентированными. Все актуальнее становится внедрение основных рыночных механизмов, современных управленческих инструментов для активизации предпринимательских форм организации процессов театральной деятельности. Трансформация государственной политики в сфере культуры, происходящий перевод государственных бюджетных учреждений культуры (театров) в статус автономных некоммерческих организаций послужили мощным стимулом к развитию и использованию инициативной рисковой деятельности театральных организаций для сохранения, развития и вывода на международный уровень конкурентоспособной театральной продукции.
Преобразование форм творческих организаций и их стремление сохранить своё место в системе создания общественных благ, востребованных различными группами потребителей, является основанием для организации некоммерческого хозяйствования, которое использует приёмы и методы ведения предпринимательской деятельности, характерные для других сфер экономики.
Для российских театральных организаций предпринимательский подход к созданию театрального продукта не является исторически новым. Традиции театрального предпринимательства конца 19 - начала 20 вв. сформировали русский театр как международный конкурентоспособный продукт. Наряду с императорскими театрами, полностью существовавшими за счет государственной казны, в эпоху становления и развития капитализма начали возникать частные театры, которые, с одной стороны, существовали за счет капиталов и пожертвований предпринимателей, а с другой, являлись инициативными партнерствами с коллективной собственностью самих трупп. Период директивного управления сферой театра фактически уничтожил
способность театральных организаций самостоятельно осуществлять собственную деятельность. Именно поэтому осмысление сущности, форм и методов процесса становления и развития предпринимательской деятельности театральных организаций, правильное определение, использование их предпринимательского потенциала как ресурса развития является крайне актуальным.
Степень разработанности и изученности проблемы.
Теоретические и методологические основы формирования и развития предпринимательских организаций рассматриваются в работах таких ученых как А. Смит, Р. Кантильон, Й. Шумпетер, П. Друкер, Р. Хизрич, М. Питере, Р. Морган, Н. Тихомировой, А. Бусыгин, С. Валдайцев, М. Лапуста, Д. Дмитров, Л. Леонтьева. Однако необходимо провести уточнение понятия «предпринимательство» применительно к театральным организациям.
Проблемам развития предпринимательского потенциала в рыночной экономике Запада посвящены исследования Г. Мангольдта, Ф. Найта, И. Тюнена, Л. Мизеса, Ф. Хайека и И. Кирцнера. Исследования предпринимательского потенциала на организационном и индивидуальном уровнях проводились М. Грачевым, П. Журавлевым, М. Кибакиным и В. Лапшовым, В. Супяном, И. Бердичевским. Некоммерческому хозяйствованию в социальной сфере посвящены работы Е.Егорова, А. Жильцова, Л. Якобсона и др. Однако системные исследования по развитию предпринимательского потенциала в организациях культуры вообще, таки и театральных организациях в частности, практически отсутствуют.
Проблемам ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности организаций культуры посвящены работы таких ученых, как М. Кошкина, Е. Мельвиль, Г. Дадамян, Ф. Котлер, Д. Шефф, К. Гасратян, Т.Абанкина, М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. Отчасти в работах этих авторов затрагиваются экономические и управленческие аспекты театральной сфер, однако проблематика, связанная с развитием предпринимательского потенциала творческих организаций в России и за рубежом требует дополнительных исследований. Сущность, содержание, специфика понятия «предпринимательский потенциал театральных организаций» также нуждаются в дополнении, уточнении и раскрытии.
Цель исследования состоит в теоретическом и методологическом обосновании механизма управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
уточнение и дополнение понятий «предпринимательски ориентированные театральные организации» и «предпринимательский потенциал театральной организации»;
выявление особенностей существующих предпринимательских подходов к организации процесса производства и реализации различных видов театральных продуктов;
обоснование внутренних и внешних ограничений развития предпринимательского потенциала театральной организации;
разработка алгоритмов управления театральными организациями различных типов при выявлении, использовании и развитии их предпринимательского потенциала.
Объект исследования - театральные организации различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типов.
Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие при управлении развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных гражданско-правовых и организационно-управленческих типов.
Теоретической и методологической основой диссертации являются фундаментальные и прикладные работы по проблемам предпринимательства, истории развития театрального дела в России и за рубежом, экономики и менеджмента в сфере культуры. В работе использовались методы системного анализа, экспертных оценок, исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, метод моделирования процессов управления развитием.
Информационной базой послужили материалы симпозиумов и научных конференций, публикации периодической печати, собственные социологические исследования автора.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке основных принципов научно-методологического инструментария для управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций различных типов.
На защиту выносятся следующие результаты, обладающие признаками научной новизны:
выявлены и систематизированы с учетом исторического генезиса
современные формы театральных предпринимательски
ориентированных организаций на основании принципов
комплексности, дезинтеграции, интеграции, кооперации, жизненного
цикла, процессных характеристик. На основе многофакторной
матрицы, соединяющей критерии и типы театральных организаций, а
также принципы функционирования и степень их реализации,
определены особенности проявления предпринимательских процессов как атрибутов большинства театральных организаций с учетом их масштаба, места в театральной отрасли, типов взаимодействия с внешней средой;
разработан авторский подход к определению понятия «предпринимательский потенциал», применительно к театральным организациям, который определяется как вероятностный комплекс экономических, социальных, институциональных, кадровых, управленческих ресурсов, направленных на формирование инновационного театрального продукта, результаты реализации которого создают синергический эффект для развития самой театральной организации, повышения ее творческого потенциала и обеспечения устойчивости существования; предлагаемый автором подход способствует трансформации существующих организационно-управленческих методов к организации производства театрального продукта с учетом современных технологий формирования, использования и управления ресурсами предпринимательски ориентированных театральных хозяйствующих субъектов;
конкретизирована специфика традиционного и маркетингового подходов к производству и реализации основного направления деятельности предпринимательски ориентированных театральных организаций, роль театральных организаций неполного цикла в создании интегрированного театрального продукта;
обоснованы пределы развития и использования предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, связанные с сохранением определенной доли бюджетного финансирования, особенностями производства театрального продукта как общественного блага, активно влияющего на развитие нравственного, культурного и интеллектуального состояния общества, зависящего от распределения зрительского интереса и вкусов по регионам, платежеспособного спроса, уровня развития профессиональных компетенций театральных менеджеров;
представлен алгоритм проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разных типов, находящихся на различных этапах жизненного цикла с учетом выделения следующих элементов: специфических объектов предпринимательской деятельности, особых свойств производимого театрального продукта, степени инновационности производимого театрального продукта, обеспечения его информационного сопровождения и обеспечения информационной прозрачности
производственного процесса, возможности партнерской среды и
масштабов кооперации между предпринимательски ориентированными
структурами разного типа. Предложенный автором алгоритм позволяет
провести определение реальной стратегической позиции конкретных
театральных организаций, выявить недостатки и достоинства системы
производственно-хозяйственной деятельности, косвенные ресурсы для
обеспечения экономической устойчивости театральных организаций.
Теоретическая и практическая значимость результатов
исследования состоит в выявлении, постановке и решении теоретических
проблем управления развитием предпринимательски ориентированных
театральных организаций, в формировании и использовании
предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа и
возможности практического применения полученных результатов при
разработке и реализации механизмов управления конкретными театральными
организациями с целью обеспечения их экономической устойчивости.
Полученные автором результаты позволяют систематизировать современные
формы предпринимательски ориентированных театральных организаций,
находящихся на разных этапах жизненного цикла, имеющих разные
стратегические позиции в театральной отрасли, осуществляющих
комплексные или локальные проекты по созданию новых творческих
продуктов.
Диссертационное исследование выполнено в соответствии с паспортом специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством (Экономика предпринимательства) п. 8.6. «Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям».
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.
Основные положения работы докладывались и получили
положительную оценку на научно-методических семинарах кафедры Общего
менеджмента и предпринимательства в рамках научной школы
«Инновационные механизмы стратегического развития
предпринимательских организаций в условиях информационного общества»; в рамках Фестиваля науки МГУ (2012г.), на летней школе Университета Людвига-Максимилиана (г. Мюнхен, Германия, 2012г.), на конференциях «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» (2011, 2012гг.). Организационно-управленческие алгоритмы, предложенные
автором, были использованы при разработке проектов театральных фестивалей и постановок. Теоретические и методические разработки автора были использованы при формировании учебно-методического комплекса по направлению «Менеджмент исполнительских искусств» (МЭСИ, 2012г.).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,95 п.л., в т.ч. 4 статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Миноборнауки России общим объемом 1,3 п.л.
Структура и объем работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает ее логику и состоит из введения, трех глав, заключения. Диссертация изложена на 140 страницах печатного текста, включает 15 рисунков, 8 таблиц. Список использованной литературы и источников содержит 142 наименования.
Институциональные факторы внешней среды предпринимательски ориентированной организации
Существование организаций культуры в социально-экономических системах варьируется. С одной стороны, организация культуры является объектом в отношениях государства и населения (зрителя), государства и бизнеса. С другой стороны, на практике организации культуры могут являться полноправным субъектом рынка. Создавая предмет рыночных отношений, художественный продукт, организации культуры полноправно получают все права и обязанности, присущие как косвенным, так и прямым участникам процесса культурной деятельности. Эта противоречивая, на первый взгляд, позиция ясно отражает весь парадокс взглядов и теорий в этой области и затрудняет ответ на вопрос о необходимости государственной поддержки и прямого финансирования из бюджета. Очевидно, нужны особые экономические инструменты и механизмы, позволяющие организациям культуры влиться в стандартную систему рыночных отношений.
Большинство исследователей доказывают позицию убыточности самого процесса производства художественного продукта, необходимость государственной поддержки, финансирования и «опеки» этой сферы1. В известном научном исследовании Г.Г. Дадамяна «Социально-экономические проблемы театрального искусства» 1982 года последовательно доказывалось, что театральное искусство по своей природе является убыточным, поэтому в условиях СССР принцип дотирования был составным элементом действующего организационно-экономического механизма функционирования театров2. Все теоретические основы подобного подхода базируются на априорной убыточности исполнительского искусства, несмотря на доходы от продажи билетов, а также получение прочих доходов.
Будучи поставленными в иные экономические условия, театральные организации начинают приспосабливаться к той конкретной институциональной ситуации, правовому полю, иным возможностям организации творческой деятельности. Превращение организации в субъект рыночных отношений создает новую почву для теоретиков и практиков общего менеджмента. Сфера культуры рассматривается как объект управления, в методологию подобного рода исследования включается весь методологический и категориальный аппарат общего менеджмента: изучение организационной среды организаций, стратегического планирования, мотиваций организации и ее работников (артистического и административного персонала), основных управленческих решений и методов управления, контроля, управления рисками, параметров эффективности и т.д.
Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке последних десятилетий, поставили под вопрос истинность большинства предпосылок классической экономической теории. Потребитель культурных услуг неизменно является главным участником рынка в сфере культуры. В случае с двойственным взглядом на место организаций культуры главным потребителем может являться государство, дотирующее бюджетные учреждения культуры, дающее им государственное задание на постановку определенных спектаклей. В случае формирования предпринимательской активности организации культуры еще одним потребителем (помимо зрителей) могут служить спонсоры, которые формируют дополнительные рынки сбыта художественной продукции.
Таким образом, проведя систематизацию существующих подходов к составу основных участников функционирования и институционального обеспечения сферы культуры, можно прийти к выводу, что субъектно-объектные отношения в сфере экономики культуры находятся под влиянием предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, а также места и роли государства в институциональном обеспечении управления культурной деятельностью.
С середины 80-х годов XX века театральные организации в СССР, а затем и в России, начали формировать и развивать свой экономический потенциал. С переходом к рыночным отношениям, введением новых правил хозяйствования для учреждений культуры, а затем основных пунктов программы эксперимента на государственном уровне была признана функция театра не только как «храма искусства», но и как хозяйствующего субъекта.
В современной России к театральным организациям относятся репертуарные театры, театральные фестивали и независимые театральные площадки. С момента создания первого русского театра, за свою 250-летнюю историю, первый тип театральной организации существовал преимущественно всегда при поддержке государства. Репертуарный театр в экономическом развитии прошел несколько этапов, каждый из которых характеризовался большей или меньшей степенью зависимости от государственного финансирования. Известны лишь немногие примеры успешного хозяйствования театров без поддержки государства.
В XX веке произошла трансформация театральной деятельности, спектр театральных услуг заметно расширился. Появились свободные театральные площадки, сдаваемые в аренду отдельным коллективам и труппам. Активное развитие театральной жизни повлекло за собой открытие театральных фестивалей, целью которых было объединить самые интересные театральные постановки. Фактически как театральная организация театральный фестиваль возник перед Второй мировой войной во Франции и в своей организационной форме обязан накопленному опыту свободных театральных ассоциаций того времени. Театральный фестиваль - важная форма мониторинга развития театрального искусства. Конкурсы, как правило, проводимые в рамках фестивалей, стимулируют творческий поиск.
Тенденции развития предпринимательски ориентированных театральных организаций
Ресурсный потенциал театральной организации может быть рассмотрен как специфический подход к ресурсному потенциалу любой организации. Можно согласиться с позицией исследователя сферы экономики культуры Е.Л. Игнатьевой1 по поводу особенностей ресурсного обеспечения творческой деятельности: в качестве ресурсов культуры автор рассматривает средства и возможности, которые используются для создания и освоения продуктов культуры. Эффективность деятельности любой организации, независимо от того, в каком секторе экономики (некоммерческом, коммерческом, государственном) осуществляется процесс управления (менеджмента) напрямую зависит от рационального использования материальных ресурсов2, которые для театральной отрасли являются фактически такими же, как для любого производства: это ткани, дерево, металл, механизмы, осветительное оборудование.
На производство товаров и услуг в сфере культуры затрачиваются материальные ресурсы, включающие: - то, из чего изготавливают тот или иной продукт, например, природные ресурсы и материалы, изготовленные на их основе; - то, с помощью чего данный продукт изготавливается и будет передан потребителю, например, носители информации - диски, флеш-карты, средства связи в условиях информатизации театральной деятельности становятся все более значимыми; - то, без чего не возможно создать тот или иной театральный продукт, т.е. материальная база - оборудование, движимое и недвижимое имущество, костюмерные цеха, бутафория, коллекции и фонды театральных музеях, театральные библиотеки и т.д.
Все материальные ресурсы театральных организаций имеют вещную и стоимостную формы. К стоимостной форме материальных ресурсов относится их финансовая оценка, которая играет важную роль в учете и воспроизводстве этой формы ресурсов, а также денежные финансовые ресурсы, которые в зависимости от типа управления театральной организацией выделяются в виде централизованного финансирования от государства или изыскиваются самой организацией.
Если говорить об общем определении финансовых ресурсов предпринимательских структур, то к ним относятся: - денежные средства на расчётных счетах в кредитных организациях, поступивших из различных источников; - акции, облигации и прочие ценные бумаги; - безвозмездные услуги, работы, переданные имущественные права (труд добровольцев, например). Данные ресурсы можно отнести к этой категории, поскольку в российском законодательстве, за исключением ряда случаев, такие услуги/работы относятся к внереализационным доходам и подлежат налогообложению.
Однако театральные организации, которые относятся к типу предпринимательски ориентированных могут использовать далеко не все виды финансовых ресурсов. Основной разновидностью материальных ресурсов, необходимых для производства творческого продукта в театральной организации, являются субсидии и дотации на региональном или государственном уровне. Можно систематизировать, в соответствии с выделенными автором тремя типами театральных организаций (театры, театральные фестивали, театральные организации неполного цикла), принципы, по которым может осуществляться субсидирование. Для театральных фестивалей эти принципы выражаются в оценке следующих показателей: - профессиональный уровень участников фестиваля; - прогнозируемый уровень востребованности фестивальных спектаклей и других событий потребителями: - организация и логистика проведения театрального фестиваля; - наличие четкой информационной и маркетинговой стратегии подготовки и проведения театрального фестиваля; - наличие у театральной организации комплекса диагностических инструментов для оценки эффективности результатов фестиваля; - предыдущий проектный опыт театральной организации, а также наличие узнаваемого образа ее проектов; - обоснованная структура затрат с выделением объема собственных ресурсов, полученных в результате собственной инициативной (предпринимательской) деятельности.
Принципы, по которым осуществляется субсидирование стационарных театральных организаций, выражаются в оценке дополнительных показателей: - влияние работы театральной организации на культурный климат региона; - уровень инновационно сти отдельно взятых творческих проектов театральной организации; - наличие трудовых ресурсов всех необходимых направлений для реализации отдельно взятого проекта или творческой программы на текущий период.
Творческие организации привлекают денежные средства путем фандрайзинга (сбора средств, финансовой помощи со стороны заинтересованных лиц и организаций, поддерживающих то или иное художественное направление или конкретного творца: режиссера, композитора, актера или группу актеров).
Факторы и ограничения, влияющие на формирование и развитие предпринимательского потенциала театральных организаций
Внедрение предпринимательски ориентированного подхода к развитию театральных организаций выдвигает новые требования к производству и реализации основного направления деятельности. Поэтому мы считаем необходимым провести сравнение традиционного и маркетингового подходов к созданию и продвижению театральных продуктов как особого вида общественных благ. Это относится к театральным организациям традиционных форм хозяйствования, основанных преимущественно на бюджетном финансировании. Источниками финансирования их деятельности являются бюджетные средства, билеты, оплаченные публикой, спонсорские средства. Если рассматривать зарубежный опыт бюджетной поддержки театров, то в США бюджетные средства привлекаются крайне незначительно: так, в «Метрополитен-опера» лишь 3 процента текущих расходов театра покрывается за счет источников федерального бюджета. Для текущей поддержки театра используется сайт театра в разделе «Support the Met»1 Театры Европы традиционно получают значительную государственную поддержку, в ряде оперных и драматических трупп (La Comedie Francaise, Grand Opera, Ковент Гарден) государственная поддержка составляет до 70-80 процентов расходов2. При этом анализ информационных сайтов соответствующих театров показал, что в каждом из них существуют информационные инструменты продвижения самих театральных продуктов и поддержания и развития позитивного бренда театра и привлекательного имиджа отдельных постановок. Так, La Comedie Francaise использует маркетинговые ресурсы в виде предложений по организации частных мероприятий в стенах театра, а также продвижению своих партнеров с помощью бренда самого театра1. Grand Opera, как и Ковент Гарден, на сайте театра размещает предложения по патронажу, организации корпоративных мероприятий и пиар-событий2.
В российских театральных организациях еще только формируется цивилизованный театральный маркетинг как часть их социально-рыночной ориентации. В российском социальном маркетинге, как современном атрибуте предпринимательски ориентированных театральных организаций разных типов, можно выделить две составляющие. Первая составляющая коммерческая. Она наиболее характерна для крупных федеральных театров, способных благодаря своему бренду продвигать по высоким ценам музыкально-драматические и балетные спектакли платежеспособному зрителю вне зависимости от языковых барьеров. В разделе 1.1 было выявлено такое явление предпринимательского потенциала, как копродукция российских крупных оперных театров, которая позволяет продавать оперные и балетные спектакли не только на собственных, но и на других сценах.
Однако большинству российских театров на подобного рода доходы рассчитывать не приходится. Для государственных, региональных, муниципальных и ведомственных театров важной составляющей их социального маркетинга является ориентация на основных учредителей (органы власти), общественные организации (профсоюзы) и отчасти на зрителей, поскольку предпринимательский потенциал данных театров лежит не в основной сфере их деятельности, а в дополнительной — сдаче в аренду помещений и т. д. Особенно важна социальная составляющая для тех категорий театров, которые являются фактически культурными «монополистами» на своих территориях. Поскольку им необходимо реализовать социальные функции театрального искусства: - сохранять качество творческих продуктов, не скатываясь в режим псевдокоммерческого псевдотеатра; - формировать общий спрос на культурные блага, приобщая зрителей региона к культурной деятельности, что позволяет бороться не только за бюджетные, но и за спонсорские, дружественные вливания;
Как правило, региональные и муниципальные, монопольно существующие театральные организации не сталкиваются с определением спроса на еще не существующие культурные блага, будущие спектакли.
По-иному обстоят дела с театральным маркетингом, осуществляемым в частных театрах, результаты предпринимательской деятельности которых полностью связаны с точной ориентацией произведенного творческого продукта на конкретную целевую группу зрителей.
На основе анализа продюсерской деятельности двух российских частных театров, являющихся инновационными лидерами современного театрального пространства (Театр POST Санкт-Петербург и Коляда-Театр Екатеринбург) и их участия в российских театральных фестивалях, автором был составлен алгоритм маркетингового выбора конкретной пьесы как основы будущего творческого продукта. Элементы подобного подхода могут быть использованы и в театрах других форм собственности и типов управления. По мере развития маркетингового подхода к производству и реализации творческих продуктов в театрах возникает необходимость учета и оптимизации предпринимательских издержек как общих, так и трансакционных (рис.3.1).
Разработка алгоритма проектного управления развитием предпринимательского потенциала театральных организаций
Таких каналов может быть несколько. С точки зрения эффективности продвижения одним из них являются имиджевые гастроли. При организации такого типа гастролей менеджмент коллектива осуществляет аккумуляцию своих внутренних материальных ресурсов, привлекает дополнительные материальные ресурсы из внешней среды для формирования материальной базы проведения гастролей имиджевого типа. В подобных ситуациях принимающая сторона обеспечивает коллективу дополнительный нематериальный ресурс, который заключается в повышении стоимости торговой марки коллектива. Имиджевые гастроли являются формой превентивного маркетинга будущих предпринимательских доходов организации. В результате имиджевых гастролей, направленных на повышение уровня творческой репутации коллектива, формируется статусная рента, которая является результатом не только собственно культурной деятельности, но также и результатов дополнительных вложений в будущий коммерческий успех.
По нашему мнению, наиболее распространенным типом гастролей являются партнерские. В данной классификации мы опираемся на практический опыт организаций исполнительских искусств, в котором, за редким исключением, проводятся гастрольные поездки двух вышеперечисленных типов. Чаще всего, менеджмент творческой организации прилагает все возможные ресурсы, чтобы гастрольный продукт имел как материальный, так и нематериальный (репутационный) эффект, влияющий на бренда коллектива. При планировании и организации гастролей такого типа используются ресурсы обеих сторон. К примеру, имиджевый потенциал коллектива может способствовать увеличению предпринимательского дохода принимающей организации, и наоборот. Эффект кооперационных связей между партнерами может иметь мультипликативный характер, создавая творческий продукт, продажа и потребление которого направлены на достижение обоюдовыгодного результата. Однако, для устойчивой гастрольной деятельности на условиях партнерства организации исполнительских искусств необходима база надежных партнеров во внешней среде (спонсоров, попечителей, принимающих и посреднических организаций).
Таким образом, финансово значимый предпринимательский эффект может быть получен только при условии, если в состав своих текущих затрат организации исполнительских искусств включает расходы на осуществление профессиональной маркетинговой деятельности и деловых коммуникаций с участниками внешней среды, осуществляемых профессионалами в этой сфере.
Для возможности осуществлять проектное управление стратегическим развитием предпринимательского потенциала театральных организаций разного типа, необходимо осуществить ряд взаимосвязанных действий в зависимости от этапа жизненного цикла конкретного театра. Жизненный цикл театральной организации, в понимании автора, представляет собой описание конкретных временных периодов существования организации с отражением состояния творческой и производственно-хозяйственной деятельности (формирование, устойчивое развитие, завоевание устойчивого сегмента в национальном театральном пространстве, снижение интереса к творческим продуктам данной организации, период стагнации, трансформации в другой тип театральной организации). На каждом этапе жизненного цикла можно выделить следующие элементы: наличие или отсутствие специфических объектов предпринимательской деятельности (возможность получения частичной ренты с аренды, предоставление дополнительных услуг, организация коммерческих гастролей и т.д.); особые свойства производимого творческого продукта, соответствующего каждому типу театральной организации (PR, маркетинг, брендинг); степень инновационности производимого творческого продукта и его конкурентоспособность по сравнению с существующими; информационное сопровождение и обеспечение информационной прозрачности производственных и творческих процессов театральной организации;
специфические участники партнерской среды, определяющие масштабы и возможности кооперации театральной организации.
В условиях глобализации и развития национальных и международных творческих обменов, формируется единое стратегическое театральное пространство, которое обладает мощным интегрированным, творческим и зрительским ресурсов. Для формирования моделей стратегического развития для конкретных предпринимательски ориентированных театральных организаций необходимо придерживаться следующих организационно -экономических принципов, к которым относятся: проведение комплексного сравнительного анализа реальных стратегических позиций театральных организаций; - определение и учет основных тенденций в развитии социальных и культурных потребностях соответствующих групп потребителей театрального продукта как общественного социального блага и обобщении потенциальных возможностей организаций сферы исполнительских искусств по их удовлетворению; - разработка комплекса организационно-управленческих действий по формированию и продвижению конкурентоспособных, востребованных разными по своему масштабу сегментами зрителей и слушателей качественных творческих продуктов; - разработка системы внутренних организационно-творческих и экономико-управленческих изменений в самих театральных организациях, направленных на выявление и использование предпринимательского потенциала, прогнозирование возможных сопротивлений этим изменениям со стороны творческих работников и внутрипроизводственных подразделений.
При использовании методов стратегического анализа, применительно к конкретным театральным организациям, экспертным путем автором была поставлена задача выявить реальные стратегические позиции в стратегическим театральном пространстве для театральных организаций разных типов. В качестве позиционируемых организаций были выбраны театры федерального подчинения: Большой театр, МХТ им. А.П. Чехова, Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова; театры регионального и муниципального подчинения: Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Таганрогский театр им. А.П. Чехова; театры частной формы собственности: Коляда-театр (Екатеринбург), Театр POST (Санкт-Петербург), театры ведомственного подчинения: Драматический театр Тихоокеанского флота (г. Владивосток), Центральный академический театр Российской Армии (г. Москва).